Научная статья на тему 'Осуществление межпредметных связей во внеучебной деятельности студентов СПО (иностранный язык и история)'

Осуществление межпредметных связей во внеучебной деятельности студентов СПО (иностранный язык и история) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / SUBJECT INTERRELATION INTEGRATION / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / CROSS-CULTURAL COMPETENCE / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / КУЛЬТУРА / CULTURE / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / PEDAGOGICAL SYSTEM / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / DIDACTIC FUNCTION / SUBJECT INTERRELATION / OUT-OF-SCHOOL ACTIVITY / CULTURE COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байрашева Роза Раисовна, Резникова Светлана Эдуардовна

Современное поликультурное общество ставит перед системой образования задачу формирования у учащихся межкультурной компетенции. Одним из условий удовлетворения потребности студентов СПО в межкультурном общении и развития познавательного интереса к изучению других культур становится грамотная организация преподавателем межпредметных связей на уроках иностранного языка. В настоящей статье внимание уделяется не только использованию межпредметных связей, но и интегрированию данных связей во внеучебную деятельность обучаемых в системе СПО, поскольку внеучебная деятельность создает благоприятные возможности для осуществления межпредметных связей, повышает интерес обучаемых к разным предметам, предлагает известные учащимся факты под новым углом зрения, расширяет их знания в ходе организованного общения на иностранном языке. Реализация межпредметных связей английского языка и истории представляется вполне возможной в рамках целого ряда лексических и грамматических тем. В организации интегрированных занятий и внеклассных мероприятий важную роль играют групповые и индивидуальные виды самостоятельной работы творческого и поискового характера, предполагающие интеграцию иностранного языка и истории. В качестве примера можно привести оформление докладов и рефератов, составление кроссвордов, онлайн викторин, создание таблиц, рисунков и презентаций, в том числе с использованием IT технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байрашева Роза Раисовна, Резникова Светлана Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF SUBJECT INTERRELATION AS AN OUTOFSCHOOL ACTIVITY IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION (FOREIGN LANGUAGE AND HISTORY)

Modern society sets a goal to develop students' interrelation competence in the system of Higher professional education. One of the conditions to meet the demands of students to develop their cross-cultural competence and cognitive interest to learn different cultures is a well-planned teacher's organization of subject interrelation at English lessons. The article deals with not only an interrelation communication but an out-of-school activity in the system of Higher professional education as an out-of-school activity gives an opportunity to realize a subject interrelation and motivates students to learn different subjects giving them well-known facts with another point of view, moreover, it broadens their knowledge while discussing it in a foreign language. The realization of English and History subject interrelation is quite possible within a wide range of lexical and grammar material. Group and individual kinds of independent work such as creative and searching with an integration slant of both English and History plays an important role while organizing integration lessons and out-of -school activities. The examples of such activities are the following: preparing reports and papers, doing crosswords and online quizes, making tables, presentations and computer designs including IT technologies.

Текст научной работы на тему «Осуществление межпредметных связей во внеучебной деятельности студентов СПО (иностранный язык и история)»

Байрашева Роза Раисовна, Резникова Светлана Эдуардовна ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ...

УДК 37.04

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО (ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК И ИСТОРИЯ)

© 2016

Байрашева Роза Раисовна, учитель английского языка Резникова Светлана Эдуардовна, учитель истории

Тольяттинский музыкальный колледж имени Р.КЩедрина, Тольятти (Россия)

Аннотация. Современное поликультурное общество ставит перед системой образования задачу формирования у учащихся межкультурной компетенции. Одним из условий удовлетворения потребности студентов СПО в межкультурном общении и развития познавательного интереса к изучению других культур становится грамотная организация преподавателем межпредметных связей на уроках иностранного языка. В настоящей статье внимание уделяется не только использованию межпредметных связей, но и интегрированию данных связей во внеучебную деятельность обучаемых в системе СПО, поскольку внеучебная деятельность создает благоприятные возможности для осуществления межпредметных связей, повышает интерес обучаемых к разным предметам, предлагает известные учащимся факты под новым углом зрения, расширяет их знания в ходе организованного общения на иностранном языке. Реализация межпредметных связей английского языка и истории представляется вполне возможной в рамках целого ряда лексических и грамматических тем. В организации интегрированных занятий и внеклассных мероприятий важную роль играют групповые и индивидуальные виды самостоятельной работы творческого и поискового характера, предполагающие интеграцию иностранного языка и истории. В качестве примера можно привести оформление докладов и рефератов, составление кроссвордов, онлайн викторин, создание таблиц, рисунков и презентаций, в том числе с использованием IT технологий.

Ключевые слова: межпредметные связи, межпредметная интеграция, внеучебная деятельность, межкультурная компетенция, социокультурная компетенция, иностранный язык, культура, диалог культур, педагогическая система, дидактическая функция.

IMPLEMENTATION OF SUBJECT INTERRELATION AS AN OUT- OF- SCHOOL ACTIVITY IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION (FOREIGN LANGUAGE AND HISTORY)

© 2016

Bairasheva Roza Raisovna, English teacher Reznikova Svetlana Eduardovna, History teacher

Togliatti College of Music named after R.K Shchedrin, Togliatti, (Russia)

Abstract. Modern society sets a goal to develop students' interrelation competence in the system of Higher professional education. One of the conditions to meet the demands of students to develop their cross-cultural competence and cognitive interest to learn different cultures is a well-planned teacher's organization of subject interrelation at English lessons. The article deals with not only an interrelation communication but an out-of-school activity in the system of Higher professional education as an out-of-school activity gives an opportunity to realize a subject interrelation and motivates students to learn different subjects giving them well-known facts with another point of view, moreover, it broadens their knowledge while discussing it in a foreign language. The realization of English and History subject interrelation is quite possible within a wide range of lexical and grammar material. Group and individual kinds of independent work such as creative and searching with an integration slant of both English and History plays an important role while organizing integration lessons and out-of -school activities. The examples of such activities are the following: preparing reports and papers, doing crosswords and online quizes, making tables, presentations and computer designs including IT technologies.

Keywords: subject interrelation, subject interrelation integration, out-of-school activity, cross-cultural competence, so-ciocultural competence, foreign language, culture, culture communication, pedagogical system, didactic function.

Современное общество предъявляет новые требования к выпускникам учебных заведений и создает условия для формирования активной, творческой личности, обладающей набором знаний и умений и способной реа-лизовывать их исходя из реалий жизни. Усиливающиеся межкультурные контакты обусловливают одну из важнейших задач учебного процесса, заключающуюся в формировании у учащихся межкультурной компетенции. В фокусе внимания отечественных исследователей находятся вопросы формирования межкультурной и социокультурной компетенций у студентов неязыковых и языковых вузов (в частности, анализ содержания обучения и критерии отбора культурно-маркированного материала при обучении иностранному языку) [1-17], вопросы профилактики и преодоления ксенофобии в молодежной среде [18-27]. Создание условий для удовлетворения потребности учащихся в межкультурном общении и развития познавательного интереса к изучению других культур возможно в случае использования различных педагогических технологий, форм и методов обучения.

Особую значимость в связи с вышесказанным приобретает необходимость установления межпредметных связей на уроках иностранного языка, а также разработка алгоритма по их использованию на занятиях [28-30]. Однако следует констатировать отсутствие как единой системы межпредметных связей на современ-

ном этапе развития образования, так и возможности интеграции внеучебной деятельности в данную систему. Актуальность комплексной проблемы межпредметных связей обусловлена требованиями к мировоззренческой подготовке обучающихся и к развитию у их интегративного мышления. Межпредметные связи в профессиональном обучении способствуют повышению практической и научно-теоретической подготовки учащихся, поскольку с их помощью формируются умения комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Следовательно, межпредметные связи можно определить как важное условие и результат комплексного подхода в обучении и воспитании учащихся в учебных заведениях СПО.

Взаимосвязь разных научных отраслей между собой, как и связь между науками и деятельностью человека, воспроизводится во взаимосвязи учебных дисциплин. На сегодняшний день практически все науки имеют взаимное проникновение.

Исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации) можно выделить следующие виды межпредметных связей:

Содержательно-информационные связи, в соответствии с которыми межпредметные связи подразделяются по составу научных знаний, отраженных в программах математических курсов, на фактические, понятийные, теоретические, философские.

Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2(15)

7

Байрашева Роза Раисовна, Резникова Светлана Эдуардовна педагогические

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ... науки

Межпредметные связи на уровне фактов (фактические), предполагающие установление сходства фактов, изучаемых в курсах различных дисциплин, и их всесторонний анализ с целью систематизации знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах изучения.

Понятийные межпредметные связи, направленные на расширение и углубление признаков предметных понятий, и формирование понятий, общих для родственных предметов.

Теоретические межпредметные связи, которые находят отражение в развитии основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам с целью усвоения учащимися целостной теории [31-32].

Современные исследования рассматривают межпредметные связи в контексте многообразия педагогических систем, что приводит к изменению их статуса и дидактических функций.

Теоретические основы межпредметных связей были заложены в исследованиях Яна Амоса Коменского, К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской. Позднее в работах М. А. Данилова и Б. П. Есипова теоретические обоснования сопровождались конкретными практическими рекомендациями по углублению и расширению взаимосвязи учебных дисциплин и специальных дисциплин в вузах и колледжах. В зарубежной педагогике данный вопрос был освещен в трудах Джона Локка, И. Гербарта, А. Дистервега, Дж. Дьюи. В настоящее время идея использования межпредметных связей получила дальнейшее развитие в исследованиях А. А. Боброва, Г. Г. Гранатова, Н. В. Груздевой, Д. И. Зверева, Ц. Б. Кац, В. Н. Федоровой.

В настоящей статье внимание уделяется не только использованию межпредметных связей, но и интегрированию данных связей во внеучебную деятельность обучаемых в системе СПО, поскольку внеучебная деятельность создает благоприятные возможности для осуществления межпредметных связей, повышает интерес обучаемых к разным предметам, предлагает известные учащимся факты под новым углом зрения, расширяет их знания в ходе организованного общения на иностранном языке.

Более глубокое изучение данной проблемы позволяет выделить ряд не решенных на сегодняшний день вопросов, а именно:

- отсутствие единой общепринятой точки зрения на статус межпредметных связей, что связано с существованием в настоящее время различных педагогических систем (модульное, продуктивное, проблемное, развивающее обучение);

- неопределенность сущностных, нормативных и процессуальных функций межпредметных связей;

- недостаточная разработанность типологии межпредметных связей, учитывающей в основном традиционную систему обучения;

- отсутствие в интегральной педагогической модели развивающего обучения целостной дидактической модели, построенной на базе межпредметной структуры знаний;

- перегрузка учащихся и отсутствие в их сознании представлений о взаимосвязях процессов и явлений окружающего мира.

Все перечисленное позволяет утверждать, что для реализации межпредметных связей в современном образовании требуется многоаспектный подход, синтез и обобщение накопленных ранее идей и практических решений, интеграция межпредметных связей не только в учебный процесс, но и во внеурочную работу и, соответственно, необходимость разработки содержания и алгоритма такой работы.

Важным фактором становления духовных ценностей личности является гуманитаризация и гуманизация содержания образования, существенным компонентом которого является ориентация на культуру в целом [33-36]. 8

Обращение к культуре и истории другого народа - неотъемлемый элемент обучения иностранному языку, который служит ключом к пониманию иностранной культуры [37-43].

Что касается вопроса установления межпредметных связей именно английского языка с другими предметами, то наиболее ярким примером становится история и культура страны изучаемого языка в силу успешной реализации связи данных дисциплин.

Изучая англоязычные страны, учащиеся узнают многочисленные факты из истории той или иной страны, запоминают расположение этих стран на карте мира, их столицы и крупные города, знакомятся с их эмблемами и традициями. Возможно включение в работу и сравнительного анализа традиций и обычаев страны изучаемого языка с традициями родной страны, позволяющего найти черты сходства и отличия между представителями разных культур, а также способствующего формированию чувства политкорректности и толерантности, пониманию культурного кода страны.

Связь английского языка с историей легко устанавливается при изучении ряда лексических тем. Однако и грамматические темы становятся благодатной почвой для налаживания подобных связей. Так, при изучении грамматической темы «Числительные» необходимо обратить внимание учащихся на то, что, используясь в качестве дат, числительные отражают те или иные исторические события. Это позволит не только изучить новый материал, но и закрепить знания, полученные на уроках истории.

Возможна реализация поставленных целей и задач посредством интегрированных занятий и внеклассных мероприятий, где значительную роль играют групповые и индивидуальные виды самостоятельной работы творческого и поискового характера, предполагающие интеграцию иностранного языка и истории [44-47]. В качестве примера можно привести оформление докладов и рефератов, составление кроссвордов, викторин, создание таблиц, рисунков и презентаций, вовлекающие учащегося в творческий процесс, позволяющие ему проявить свои индивидуальные черты характера.

Интегрированные занятия предусматривают смену видов деятельности обучаемых, а также использование разнообразных технических средств, в частности, показ презентаций или выполнение домашних заданий с помощь 1Т технологий [48-51]. Кроме того, на уроках возможно обращение к темам, тесно сопрягающимся с историей Великобритании: например, Английская революция, персоналии в лице Оливера Кромвеля, Уильяма Шекспира, Бенджамина Дизраэли. Таким образом, по нашему мнению, осуществление связей английского языка с историей с выходом обучения за рамки собственно языковых фактов и привлечением исторических данных в процессе изучения английского языка способствует углублению лингвистических интересов учащихся, повышению их речевой культуры, воспитанию грамотности и расширению общего кругозора учащихся.

В настоящее время представляется затруднительным включение дополнительного материала как на уроках истории, так и на уроках иностранного языка в силу его объемности и дополнительных затрат времени на его изучение. Решить эту проблему поможет, на наш взгляд, организация онлайн викторин как одного из способов поддержания интереса обучающихся к изучаемым предметам. Тем не менее, от преподавателя требуется предварительная подготовка, а точнее подбор дополнительного материала по каждому предмету в отдельности (тексты страноведческого характера, ссылки на Интернет-источники и печатную литературу). Подбор материала должен базироваться на вопросах и заданиях, которые включены в викторину. При этом очень важно отслеживать понимание прочитанного дополнительного материала каждым учеником, поскольку в ряде случаев стиль изложения может не соответствовать возрастным Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2(15)

Байрашева Роза Раисовна, Резникова Светлана Эдуардовна ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ...

особенностям и уровню языковой подготовки отдельных учащихся.

При подготовке к викторинам необходимы организация и проведение консультаций во внеурочное время. После тщательного изучения отобранного материала по истории и иностранному языку учащимся предлагается выполнить онлайн тест, размещенный на официальном сайте образовательного учреждения. Целесообразно проводить викторину в течение 1-2 недель, с тем чтобы дать возможность обучающимся тщательно продумать свои ответы. Результаты викторины обрабатываются автоматически, что позволяет учащимся отследить успешность выполнения заданий. Проведение подобного рода викторин стимулирует мотивацию учащихся к изучению истории и иностранного языка и обеспечивает устойчивый интерес к работе с дополнительным материалом.

Таким образом, внеурочная деятельность позволяет вычленить главные элементы содержания образования, определить основные тенденции развития понятий и общенаучных приемов учебной деятельности, создает возможности комплексного применения знаний из различных отраслей современной науки в учебной деятельности обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Плахова О. А. Антропонимическая система английской народной сказки // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 30-33.

2. Плахова О. А. Национально-культурная обусловленность жанрового своеобразия английской народной сказки // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2014. № 4 (17). С. 53-62.

3. Никитина Ю. А. Формирование умений аудирования ямайского варианта английского языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 27-30.

4. Телегина А.Т. Формирование навыков межличностной коммуникации в процессе обучения иностранному языку, ориентированных на реализацию ключевых компетенций // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 169-174.

5. Хохленкова Л. А. Формирование межкультурной компетенции у будущих специалистов сферы сервиса на занятиях по иностранному языку // Запад-Россия-Восток. 2011. № V. С. 97-102.

6. Абаева Ф.Б. Практико-ориентированный подход при обучении иностранному языку магистрантов - будущих педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 58-61.

7. Лебединская О. В. Организация внеаудиторного чтения на иностранном языке в неязыковом вузе // Межкультурное взаимодействие в современном мире материалы и доклады Международного культурно-образовательного форума / Под ред. В.В. Левченко. Самара, 2014. С. 125-129.

8. Метелева Л.А. К вопросу о взаимосвязи социализации и формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 49-51.

9. Сысоева Ю.Ю. Проектная методика в контексте компетентностного подхода при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 69-71.

10. Ширина Т.Г. Состояние и проблемы адаптации иностранных студентов в рамках международных образовательных программ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 71-72.

11. Хохленкова Л. А. Роль иностранного языка в межкультурном общении будущего специалиста сферы сервиса // Запад-Россия-Восток. 2012. № 6. С. 160-164.

12. Куликова И.В. Развитие речемыслительных способностей студентов при работе с учебным гипертекстом на иностранном языке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 74-77. Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2(15)

13. Амитрова М.В., Гусарова Ю.В., Нелюбина Е.А. Анализ процесса обучения иностранному языку и его влияние на формирование социально значимых качеств для профессиональной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 102-106.

14. Артамонова Г.В. Роль мотивации в процессе самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 7-9.

15. Никитина Ю. А., Гошина Т. В. Дидактический материал и требования к использованию Интернет при формировании аудитивных умений // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков сборник материалов IV Международной научной заочной конференции. Тольяттинский государственный университет, Гуманитарно-педагогический институт. 2014. С. 185189.

16. Кузьмина В.Д. Практическое применение студентами знаний по иностранному языку в современном языковом пространстве // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 17-19.

17. Сидакова Н.В. Основные тенденции и ориентиры в иноязычном образовании студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2014. № 4. С. 113-116.

18. Апанасюк Л. А. Психолого-педагогический аспект преодоления ксенофобии среди молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. №2. С. 5-10.

19. Хугаева Ф.В. Толерантность как принцип воспитания в поликультурном обществе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 71-74.

20. Апанасюк Л.А. педагогическая эффективность преодоления ксенофобии в молодежной среде // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 10-15.

21. Ефимова Д.В. Воспитание межнациональной толерантности в семье и вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 115-118.

22. Апанасюк Л.А. Оптимизация качества подготовки иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству // Балтийский гуманитарный журнал.

2015. № 4 (13). С. 66-69.

23. Лесите Э.Ю., Павлова Е.В. Формирование толерантности студентов социальной сферы в поликультурной образовательной среде вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 79-81.

24. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогические подходы к преодолению проявлений ксенофобии в молодежной среде средствами социально-культурной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 12 (116). С. 153-157.

25. Апанасюк Л.А. Алгоритм подготовки студентов-мигрантов к межкультурной коммуникации при преодолении ксенофобии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 383-388.

26. Комарова Э.П., Башар А.Х. Модель формирования культуры толкрантности иностранных студентов в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 50-52.

27. Семенова Ю. Л. Диалог культур при формировании межкультурной компетенции учащихся как условие повышение качества образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 10. С. 167-177.

28. Гильмуллина А. Ф. Использование межпредметных связей на уроках английского языка // Наука XXI века: проблемы, поиски, решения: Материалы XXXIX научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне // Под ред. А. Г. Бент. Челябинский государственный университет, Миасский филиал. 2015. С. 312-317._

9

Байрашева Роза Раисовна, Резникова Светлана Эдуардовна ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ..

29. Кульчицкая Н. А. Обращение к иностранному языку на уроке русского языка с целью достижения ме-тапредметных результатов // Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку Межрегиональная конференция / Отв. Ред. О.А. Скрябина. Рязань, 2015. С. 382-383.

30. Рудзина Т. Н. Межпредметные связи при обучении в колледже // URL: http://nsportal.ru/npo-spo/ estestvennye-nauki/library/2013/11/17/mezhpredmetnye-svyazi-pri-obuchenii-v-kolledzhe (23.11.2015)

31. Русанова О. А. Межпредметные связи на уроках английского языка // URL: http://do.gendocs.ru/docs/ index-169492.html (18.11.2015)

32. Тананыхина А. О. Словообразование в тексте современной англоязычной литературной сказки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. Т. 2. № 19. С. 72-76.

33. Агапова Э.И. Значение духовных практик в истории современного российского общества // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 58-61.

34. Курносова С.А. Духовно-нравственное воспитание школьников. Система инновационной работы школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 58-62.

35. Андросова Ю.В. Ценности и их место в структуре мировоззрения современного учителя и ученика // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 15-17.

36. Назаров М.Х. Социокультурный подход к образованию в свете болонского процесса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 74-76.

37. Янушкевич И. Ф. Лингвосемиотика повседневной жизни англосаксонского социума // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 50. С. 71-78.

38. Янушкевич И. Ф. Концепт «хлеб» в англосаксонской культуре // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2009. № 1. С. 124-128.

39. Меретукова М. М. Жанровая и художественная специфика «Рождественских повестей» ("Christmas Tales") Ч. Диккенса и английская фольклорная традиция // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2010. № 2. С. 29-32.

40. Плахова О. А. Мифологическое и социальное в образе Тома Хикатрифта: описание макроструктуры концепта // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2011. № 4. С. 52-60.

41. Плахова О. А. Языковая картина мира английской народной сказки. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2003. 203 с.

42. Напцок Б. Р., Меретукова М. М. Архетип семьи в «Рождественских повестях» ("Christmas Tales") Ч. Диккенса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение.

2013. № 1 (114). С. 31-35.

43. Плахова О. А. Сакральные тексты в английской лингвокультуре // Язык и культура (Новосибирск). 2014. № 10. С. 70-74.

44. Третьякова Е.М. Пути повышения эффективности творческой самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 111113.

45. Железнякова Г.А. Особенности самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 41-44.

46. Любушкина Л.А. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплинам психологического цикла // Поволжский педагогический вестник.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014. № 4 (5). С. 62-64.

47. Сычёва М.В. Особенности организации самостоятельной познавательной деятельности студентов в учеб-

ной аудитории и вне вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 140-144.

48. Смирнова Е.В. Перспективы преподавания иностранного языка в условиях информационного поликультурного и мультилингвального общества России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 105-109.

49. Амитрова М.В., Гусарова Ю.В., Нелюбина Е.А., Садчикова Я.В. Оптимизация процесса обучения иностранному языку за счет использования облачных технологий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 54-58.

50. Смирнова Е.В. Актуальные аспекты совершенствования иноязычной письменной речи при использовании средств информационных и коммуникационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 102-105.

51. Смирнова Е.В. Использование инструментов электронного обучения в преподавании иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 33-37.

10

Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2(15)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.