• помогает студенту в формулировке цели;
• дает рекомендации по методике работы с источниками информации;
• поддерживает и консультирует работу студентов на всех этапах реализации проекта;
• помогает преодолеть трудности в тупиковых или конфликтных ситуациях;
• моделирует условия проявления активности студентов;
• управляет и корректирует процесс создания проекта;
• оценивает полученный продукт; анализирует результаты процесса создания проекта.
Преподаватель, который реализует проектное обучение, должен обладать набором качеств, которые формируются за счет системы специфических умения: находить и ставить перед студентами реальные исследовательские задачи; увлечь студентов, используя личностный мотив при решении задачи; выполнять функции координатора при реализации проекта; быть терпимым к ошибкам и готовым к помощи.
Необходимо остановиться на тех трудностях и проблемах, с которыми сталкиваются студенты в процессе реализации проектной деятельности, а именно:
• формулировка глобальных и локальных целей и задач;
• поиск оптимальных путей их решения задач;
• выбор альтернатив; корректировка результата;
• анализ результатов;
• аргументация выбора;
• оценка самой деятельности.
Планируя реализацию проектного метода в образовательной практике, преподавателю необходимо учесть потенциал учебных дисциплин, способности и возможности студентов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация проектной деятельности или решение проектных задач не является еще одной дидактической техникой, которую можно легко адаптировать к существующей модели обучения. Проектные схемы, адаптированные в учебный процесс, кардинально изменяют существующие учебные компоненты, а именно:
• модель отношений между студентом и преподавателем;
• систему оценок;
• отбор содержания учебного материала;
• модель учителя;
• модель студента.
Резюмируя сказанное выше, в рамках нашего исследования мы выделяем следующие этапы проектной технологии:
• построение детального плана построения проекта;
• процесс реализации самого проекта;
Библиографический список
• публичное презентирование результатов проектной деятельности;
• анализ и самоанализ полученного проекта;
• корректировка модели по итогам анализа.
На первом этапе изначально формулируется глобальная проблема, которая затем уточняется и актуализируется в обобщенную задачу, предлагается схема реализации проекта и делегируются полномочия всех участников.
Второй этап - это разработка детального плана построения проекта, в рамках которого участники решают локальные и глобальные задачи. На каждом из промежуточных этапов проводят анализ своей деятельности, выявляют промежуточные цели, которые не должны противоречить главной цели и держать нужный вектор процесса. С учетом этого результатом данного этапа является дорожная карта проектной деятельности всех участников этого процесса.
Третий этап - это этап публичного презентирования результатов проектной деятельности. Он не менее важен, чем второй и первый, так как от этого зависит его прикладной аспект. В реальных проектах участниками этого этапа являются и спонсоры, которые могут вложить в этот проект, а могут признать его неудачным, поэтому успех оценки результатов проектной деятельности во многом определяется на данном уровне.
Четвертый этап - это этап анализа и самоанализа полученного проекта, который перерастает в обсуждения и общую дискуссию, результатом чего становится набор уточнений, повышающий эффективность результатов проектной деятельности всего коллектива.
Пятым и последним этапом согласно нашей технологии является корректировка модели по итогам анализа, результатом чего является окончательный вариант проекта, который должен иметь оптимальные характеристики, возможные для этой модели.
Практический аспект нашей технологии позволил нам определить следующие критериальные характеристики оценки проектной деятельности:
• новизна и актуальность сформулированной проблемы;
• полнота раскрытия проблемы;
• объем информационных источников и многообразие способов действия;
• адаптация проблемы в личностную модель участника;
• значимость результатов проектной деятельности для социума;
• возможность использования опыта в других практиках;
• соответствие содержания и структуры;
• доступный пользовательский алфавит;
• ясность и доступность изложения;
• умение формулировать вопросы и отвечать на них;
• понимание перспективы проекта.
1. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении. Школьные технологии. 2002; № 5: 116 - 120.
2. Магомедов А.М. и др. Возможности проектного метода в развитии творческой личности. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66-3: 150 - 153.
3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2008.
4. Проекты федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Available at: http://mon.gov.ru/pro/fgos/
5. Рогачева Е.Ю. Педагогическое творчество Дж. Дьюи в чикагский период. Педагогика. 2004; № 5: 90 - 96.
References
1. Lebedeva L.I., Ivanova E.V. Metod proektov v produktivnom obuchenii. Shkol'nye tehnologii. 2002; № 5: 116 - 120.
2. Magomedov A.M. i dr. Vozmozhnosti proektnogo metoda v razvitii tvorcheskoj lichnosti. Problemy sovremennogopedagogicheskogoobrazovaniya. 2020; № 66-3: 150 - 153.
3. Polivanova K.N. Proektnaya deyatel'nost' shkol'nikov: posobie dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 2008.
4. Proekty federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya. Sajt Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. Available at: http://mon.gov.ru/pro/fgos/
5. Rogacheva E.Yu. Pedagogicheskoe tvorchestvo Dzh. D'yui v chikagskij period. Pedagogika. 2004; № 5: 90 - 96.
Статья поступила в редакцию 26.05.20
УДК 371.486
Abdullina L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of the Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),
E-mail: [email protected]
Petrova T.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of the Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),
E-mail: [email protected]
Suleymanova F.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of the Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),
E-mail: [email protected]
Koscova S.A., senior lecturer, Sterlitamak Branch of the Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
FORMS AND METHODS OF ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF ELEMENTARY SCHOOL. The article touches on the current issue - the formation of a harmonious, developed personality of the child in the educational process. Considerable attention is paid to the topic of the formation of artistic and aesthetic qualities in children of primary school age. The most favorable period for solving the problems of aesthetic education is elementary school. Younger school age is one of the main stages of artistic and creative development, instilling a love of art, acquiring an artistic and aesthetic taste and methods of working in art, creating creative works. The presented material allows us to conclude that the use of various forms and methods in artistic and aesthetic education contributes to the formation of the creative personality of a child of primary school age.
Key words: artistic and aesthetic education, visual arts, technology lesson, teacher, elementary school, primary school children.
Л.Б. Абдуллина, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак,
E-mail: [email protected]
Т.И. Петрова, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак,
E-mail: [email protected]
Ф.М. Сулейманова, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак,
E-mail: [email protected]
С.А. Коецова, ст. преп., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье затрагивается актуальный на сегодняшний день вопрос - формирование гармоничной, развитой личности ребенка в образовательном процессе. Значительное внимание уделяется теме формирования художественно-эстетических качеств у детей младшего школьного возраста. Наиболее благоприятным периодом для решения задач эстетического воспитания является начальная школа. Младший школьный возраст является одним из основных этапов художественно-творческого развития, привития любви к искусству, приобретения художественно-эстетического вкуса и приёмов работы в искусстве, создания творческих работ. Представленный материал позволяет сделать вывод, что использование различных форм и методов в художественно-эстетическом воспитании способствует формированию творческой личности ребенка младшего школьного возраста.
Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание, изобразительное искусство, урок технологии, педагог, начальная школа, дети младшего школьного возраста.
Художественно-эстетическое воспитание так же, как и другие виды воспитания, зависит от взаимосвязанной работы педагога начальной школы и учеников. Важную роль в процессе воспитания играют особенности развития каждого ребенка, его потребности и интересы. Методы и формы художественно-эстетического воспитания, соответственно, должны быть подобраны согласно стремлениям, переживаниям, возрастным особенностям и побуждениям. Выделяют следующие методы художественно-эстетического воспитания: эстетические беседы, анализ художественных произведений, наглядно-иллюстративный метод и др. Классификация методов воспитания достаточно разнообразна. Методы художественно-эстетического воспитания можно выделить следующие: «по формам организации; по видам деятельности; по возрасту обучающихся; по количеству обучающихся» [1, с. 34].
Для получения целенаправленной художественно-эстетической информации полезно применять метод целостного восприятия. С помощью него обучающиеся хорошо воспринимают сюжет произведений, образно могут представить построение. Учитель, в свою очередь, должен обратить внимание на детали, на умения конкретизировать, наблюдать. Также «методы художественно-эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. Они должны быть реализованы с помощью эмоционального описания и воссоздания произведений, являющихся художественно-выразительными и имеющих эстетическую ценность. А для того, чтобы обучающиеся понимали формулировку заданий, содержание художественных произведений искусства, настроение героев, необходимо создать условия яркой образности» [2, с. 98].
Верно подобранные методы эстетического воспитания для обучающихся должны быть также осознанными и целенаправленными. Рассмотрим методы, которые наиболее часто учителя начальных классов используют на практике. «В художественно-эстетическом воспитании беседы являются одним из ценных методов. Однако для них важно, чтобы они были на конкретно выбранную тему. Возможны следующие темы: «Что означает слово «красота»?», «Эстетика в поведении и этикет», «Правила поведения». Обучающиеся очень охотно включаются в беседу и выражают своё мнение. Педагог может соединять методы, например, сочетать с рассказом, упражнениями, наглядно-иллюстративным методом и т.д. При анализе произведений искусства необходимо совмещать разные методы с постоянным развитием навыков восприятия, изучать специальные понятия. Данные методы можно использовать на уроках изобразительного искусства» [3, с. 89].
Одним из важных методов в процессе эстетического воспитания является наглядный метод, так как у младших школьников более развито наглядно-образное мышление. Цель урока будет достигнута более эффективно, если педагог использует на уроках музыкальные инструменты, репродукции картин, натуральные объекты, образцы изделий из разных материалов и др. В зависимости от образовательной области и темы урока можно показывать таблицы, карты, иллюстрации в учебниках, счётный материал и т.д.
В свою очередь, в художественно-эстетическом воспитании педагоги-практики, выделяют определенные задачи, к которым, в зависимости от целей уроков, подбираются соответствующие методы. Например, перед учителем ставятся задачи - «приобщение обучающихся к искусству, формирование эстетического вкуса и умения воспринимать прекрасное. Для разрешения данных задач используются методы - объяснение, описание, педагогический показ, пример. На начальном этапе обучения используется показ. Для этого учитель должен правильно подобрать демонстрируемый предмет, чтобы обучающиеся сконцентрировали своё внимание на нём. При этом, используя метод, учителю необходимо выражать свои чувства и уметь показывать обучающимся своё отношение к объекту» [4, с. 97].
Метод примера - это отличный способ мотивации, стремления, подражания. Допустим, на уроке педагог начальной школы поставил задачи: выявление у детей творческих способностей и умений применять их на практике. Особое внимание на данном уроке учитель уделяет практическим методам, таким как упражнения, направленные на формирование практических навыков у школьников; поисковый метод, в процессе использования которого младшие школьники учатся самостоятельно делать выводы и выражать своё отношение к предметам искусства. Для выбора тех или иных методов педагог в своей деятельности должен опираться на желание обучающихся создавать рисунки и изделия, созданные своими руками.
Художественно-эстетическое воспитание может быть организовано с использованием различных форм работы. К примеру, можно использовать «следующую классификацию форм работы с детьми младшего школьного возраста:
- по принципу управления деятельностью - ведётся под прямым и косвенным руководством учителя;
- по количеству обучающихся - фронтальная, групповая, индивидуальная;
- по видам деятельности - занятия, театрализованные игры, экскурсии, проведение праздников» [5, с. 16].
Немаловажная роль в художественно-эстетическом воспитании отводится внеурочной деятельности и формам работы с детьми. Наиболее распространены такие формы образовательной творческой деятельности, как кружковая работа, клубная работа по интересам, встречи с интересными творческими людьми и др. Использование в работе с детьми разнообразной деятельности формирует в них творческую личность и постепенно закладывает навыки к воспроизведению собственных творческих произведений. В кружке изобразительного искусства основной задачей является развитие художественно-эстетических способностей обучающихся с помощью целенаправленного обучения. «Во внеурочной деятельности обучающиеся усваивают и учатся сознательно использовать изобразительные и выразительные средства. В создании своих работ обучающиеся опираются на свой творческий опыт и фантазируют» [6, с. 15].
В зависимости от выбранной формы деятельности могут меняться применяемые методы в обучении. Педагогу важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов и форм. В.И. Смирнов выделяет следующие «пути осуществления художественно-эстетического воспитания:
1. Художественно-эстетическое воспитание и образование в учебной деятельности: литературное чтение, музыка, изобразительное искусство и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы.
2. Приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры и т.п.» [7, с. 67].
Проанализировав программы по художественно-эстетическому воспитанию младших школьников, можно сказать о том, что эстетическое воспитание происходит наиболее успешно при чётком подборе учебного материала, умении владеть различными методами и приёмами, применяя разнообразные формы работы и современные информационно-коммуникационные технологии, всё это делает уроки полноценными, насыщенными, увлекательными и запоминающимися. Основная цель программ - воспитывать желание к обучению, саморазвитию, действовать самостоятельно и обдуманно, уметь высказывать свою точку зрения, а также анализировать. Целью исследования является повышение уровня художественно-эстетического развития младших школьников с помощью художественно-творческой деятельности. Для достижения поставленной цели было разработано тематическое планирование по художественно-эстетическому воспитанию в соответствии с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной образователь-
ной программы начального общего образования.Федеральныйгосударственный образовательный стандарт гласит, что «требования к результатам, структура и условия освоения начального общего образования должны принимать во внимание индивидуальные и возрастные особенн остиоууыающйхся, таккнк данн ап ступень обучения является основой последующего образования» [8, с. 2].
Стандарт направлен на обеспечение одинааовыавнзыожнаатааполучения начального общего образования; духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, становление их гражданоковС иыантийнкстисакоеновы дае вития гражданского общества; условия для реализации программы начального образования и индивидуального развития обучающихся.аносыуоле раРнтн а одарёнными детьми и с детьми, имеющими ограниченные возможности. В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит «си-стемно-деятельностный подход, который предпклаккегконпиыанве а^нвиние обучающихся согласно требованиям современного информационного общества; разработку содержания и внедрение технологий образов ния, помогающих достигнуть хороших результатов и достичь поставленных целей; учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особ нностей обучающихся, форм и видов обучения; обеспечение преемственности образования» [8, с. 3].
Для решения поставленных задач в области эстетического воспитания необходимо создать и соблюдать следующие условия: создание эмоционально комфортной среды для обучающихся; учёт индивидуальных и психологических особенностей; создание творческой атмосферы, направленной на активную передачу учителем и освоение обучающимися художественно-эстетической деятельности в целом; оформление пространства класса наг дными материалами для мотивации художественно-творческой деятельности. В процессе создания тематического планирования нами были учтены формы р боты обучающихся, а также материалы, используемые для создания творческих работ. В практической работе были реализованы учебные занятия, в основе ко орых лежало расширение опыта чувственных эстетических впечатлений и представлений. Решение данной задачи в процессе обучения даёт возможность ученикам восполнить знания об окружающей среде, а также мотивирует их к создани ю собственных работ. С целью создания художественно-эстетических работ с применением различных материалов с обучающимися второго класса была проведена экскурсия в городской парк Победы. После экскурсии по тематическому плану на уроках изобразительного искусства и технологии ребятам необходимо было выполнить поделки и рисанка.исхощянз сыУствннгых неблюденей. Зодаеино выиялнтный раеотио конкретного маые^атыу оп ре^ё^лоь^ногв^1^я^ет а о°учеющимсгне бсиыо даео, тдк как основная цель данного мероприятия была в том, чтобы узнать предпочтения обучающахеяткыборе мвте«иалоа к об^нцовдоякзяоеокленяя. В ваненове иллюстатциинного матеыуата Юпли иыпoлязевaныoaЛоты,оoздaннытыaми для проветенея люлщ (вие. ал Пя руслааии влполненныа подтоок рреcyкyoв в классе Юылаоргткигована выставка щлк и руяожестнен-
но-твзpнecуoчыщкeллнoотрсУyч аюытссы.
В рамеах рыстакки мш иясявнкуа-
тельно вс^к^с^р^к^ь на cякдтнырlы«п роиз вeыяниo аскнсстна» и оМет ев иыли-се, где мяжнтЗылoпыpeеэтравyи впычттлынил.воуауить овлёынение, ¡у таыже предлoжативcлчeошeнствовaзь ндкщ■таыe paботы.Ртбытт оlынвчзрчлствoвaли в обсуждeнка,ныдeлялиндиToляыоoнравившнрря ««боты, рри этвм подвоауые вали ocoЫыннoстидеyгирпaдeлoниеиceнуoв, лaввтисoветыoднлю■lлcбпикем, чем еще можно дополнить свою работу, предлагали сделать работы из других материалов. Данная деятельность произвела огромное впечатление на младших школьников. Соответственно, все вышеперечисленное определило ход нашей
работы.Длк сакевшевствовонтя навынор уa0рст0бтeярнрй тк0ичрcк0уырятрлк-ности, овладения различными приёмами и умением работать с разнообразными материалами, для развития художественно-творческих способностей с второ-у^^^(^немиояли врюведеты зснщио с вримрнетиет изготовлении изделий.
Та ущун^^^ь^оеотес^аычтющим^я быяр пррдлржзкр сдроотьпсдрлюу «Ёжик» из пластилина. Иголки у ежа были выполнены также из пластилина, но уажкрю иголкщ нежно было сдеоэть в фкрое ссменеу в^/^уол^н^иЩ^^ь^^я ааботы не всем далась легко, некоторые ребята просили оказать помощь в изготовлении изаpтчя,opнгиоаcповрлипкмcсь прнрдрур партн, уврoльшинжнoo0yчaз-щихся к концу урока предоставили готовые поделки для оценки (рис. 2). В конце урока обучающимся предложили оценить свою работу и работу соседа по парте. о данном слркак давать эстетическую оценку себе ребятам оказалось сложнее.
I
Л
я
Рис.2.Авкликацуд«Ёжиу» из шиастклине
Hоaeeяyющpл дaнвщви обичвю щвеанр выкoлылмиоoлчззимвюазpлaстили-аа о идйбали куд чтивлнием «ЮозотяттыЯаp». КК дoкибй ооботpмаоашpм аколи-^[^уамуии^с^^оч^к^о ираи1^^г^^нвг^вгВо ииио'^л^^^и^и^я, раскилывиеия, выто-ивозиЛ| си1ио^щеввиая сурлеео -втОку нayтаыcнкpыpcвcвo,птcле вргр для украшения втнмeплляеьаaйе■гyн.ПaнетyаеЭТP мелниы ^лв^^ныеешеки из блестящего двтepйрам ^p^н'глвlа или лыогогрoнчк-a фoтмю. Эаи детожимpг^yвe, [каботи гвчау-чияаеь ьppиотнlч»aл, ни бжльpниаaвp o0yпaющaаья ви^ирлись с нич и ноказ^ли онpЮLlJнe oоарлoкplы. Остал еовю a0ьвoжщ и еры н|клдoлжвлн чз гото шlиaаяиоaбpг дт комн- и чpтляoкaюч иио вoзалoтaгямя во щJЗíгeооааLlи^м v'Pоoкe.
Нувли ввонpoяниы враклв псу oбpoгoвoзблоаоч оГгоюирои «Tлxиоeбвияв 1ав>ии yгДоониleн ооlчaбивяoвич иголои из изоBJроиnв>lм в)yРcfг. Oиоии, ноирви-
ленные на художественно-эстетическое воспитание, проводились и по образовательной области «Изобразительное искусство». На одном из уроков изобразительного искусства обучающиеся использовали акварельные краски, гуашь и ватные палочки, работая по теме «Пейзаж». При создании рисунков ученики изначально сделали набросок с помощью простого карандаша, затем использова-
Рис.
Рис.1.Аппликациик9Мая
З.Работыобучающихся второго класса потеме«Пейзаж»
ли ватные палочки, применяя точечный метод. Эта работа требует аккуратности: если «переборщить» с водой, цветные точки могут слиться воедино, в результате получатся грязные цвета. Большинство обучающихся справились с работой на уроке и успешно закончили её (рис. 3). При обсуждении готовых рисунков о сложности, ребята говорили о трудоёмкости работы, при этом сам метод оформления рисунка им понравился.
Библиографический список
Итак, можно сделать вывод о том, что разнообразные формы и методы эстетического воспитания младших школьников, используемые в образовательном процессе начальной школы, способствуют формированию любви к произведениям искусства, развитию художественного вкуса, формированию умения видеть прекрасное, творить и достигать собственных результатов в процессе художественно-творческой деятельности.
1. Бакланова Т.И. Педагогика народного художественного творчества. Санкт-Петербург: Планета Музыки, 2016.
2. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. Москва: АСТ-ПРЕСС, 1999.
3. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. Москва: Искусство, 1956.
4. Волкова В.Н. Педагогика народного художественного творчества. Санкт-Петербург: Планета Музыки, 2016.
5. Банников В.Н. Народное искусство и художественное творчество. Начальная школа. 2016; № 10: 16 - 21.
6. Догадина А.В. Эстетическое воспитание младших школьников. Классный руководитель. 2016; № 4: 14 - 17.
7. Смирнов В.И. Общая педагогика: учебное пособие. Москва: Логос, 2003.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва, 2009. References
1. Baklanova T.I. Pedagogika narodnogo hudozhestvennogo tvorchestva. Sankt-Peterburg: Planeta Muzyki, 2016.
2. Vinokurova N.K. Luchshie testy na razvitie tvorcheskih sposobnostej. Moskva: AST-PRESS, 1999.
3. Burov A.I. 'Esteticheskaya suschnost'iskusstva. Moskva: Iskusstvo, 1956.
4. Volkova V.N. Pedagogika narodnogo hudozhestvennogo tvorchestva. Sankt-Peterburg: Planeta Muzyki, 2016.
5. Bannikov V.N. Narodnoe iskusstvo i hudozhestvennoe tvorchestvo. Nachal'naya shkola. 2016; № 10: 16 - 21.
6. Dogadina A.V. 'Esteticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov. Klassnyj rukovoditel'. 2016; № 4: 14 - 17.
7. Smirnov V.I. Obschaya pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: Logos, 2003.
8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Moskva, 2009.
Статья поступила в редакцию 26.05.20