Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ ВУЗА'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корельская И.Е., Варенцова И.А., Ильющенко С.А.

Цель исследования - охарактеризовать новые технологические решения в ходе дистанционного обучения студентов дисциплине «Физическая культура и спорт». Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 416 студентов 1-3-го курсов, обучающихся по программам бакалавриата и специалитета неспортивных направлений. Дисциплина «Физическая культура и спорт» реализовывалась на платформе дистанционного обучения университета (Sakai, OpenEdu). Преподаватели проводили занятия с использованием средств организации онлайн-вебинаров, видеоконференций (Mind, Teams, Big Blue Button). Методика проведения теоретических заданий была апробирована на занятиях со студентами 1-3-го курсов в течение 2019/2020 учебного года. Основным критерием выбора методики являлась простота пояснений, понимания сути задания и возможности выбора индивидуальной траектории построения задания. Результаты исследования и выводы. Проведенное анкетирование и оценка уровня знаний студентов показали, что выполнение заданий в дистанционном формате ведет к повышению роли самосознания, самодисциплины, расширяют кругозор физической культуры студентов. Таким образом, можно считать, что теоретические задания по физической культуре повышают осведомленность студентов и их способности рефлексировать в сложной эпидемиологической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корельская И.Е., Варенцова И.А., Ильющенко С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY-BASED APPROACH TO DISTANCE LEARNING UNDER ACADEMIC PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS DISCIPLINE

Objective of the study was to characterize new technological solutions to improve distance learning under the academic Physical Education and Sports discipline. Methods and structure of the study. The study involved the 1st-3rd-year students (n=416) of non-sports areas of the bachelor and specialist training programs. The Physical Education and Sports discipline was realized based on the university distance learning platform (Sakai, OpenEdu). The training sessions were conducted in the form of online webinars and videoconferences (Mind, Teams, Big Blue Button). The lesson plan was tested on the 1st-3rd-year students during the 2019/2020 academic year. The main criterion for choosing the right methodology was the simplicity of explanations, understanding of the task set, and the possibility to choose the individualized task setting. Results and conclusions. The results of the questionnaire survey and assessment of the level of students’ knowledge showed that distance learning increases the role of self-awareness, self-discipline, broadens their outlook of physical culture. Therefore, theoretical physical education assignments can be considered effective in raising student’s awareness and increasing their ability to self-reflect in a challenging epidemiological situation.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ ВУЗА»

тЕхнологичЕскии подход к ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ По ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

в условиях ВУЗА

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 04.02.2021 г.

Информация для связи с автором: gena391@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент И.Е. Корельская1 Кандидат биологических наук, доцент И.А. Варенцова1 С.А. Ильющенко2

1 Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск

2 Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

TECHNOLOGY-BASED APPROACH ТО DISTANCE LEARNING UNDER ACADEMIC PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS DISCIPLINE

PhD, Associate Professor I.E. Korelskaya1 PhD, Associate Professor I.A. Varentsova1 S.A. Ilyushchenko2

1 North (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk

2 Saint Petersburg Mining University, Saint Petersburg

Аннотация

Цель исследования - охарактеризовать новые технологические решения в ходе дистанционного обучения студентов дисциплине «Физическая культура и спорт».

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 416 студентов 1-3-го курсов, обучающихся по программам бакалавриата и специалитета неспортивных направлений. Дисциплина «Физическая культура и спорт» реализовывалась на платформе дистанционного обучения университета (Sakai, OpenEdu). Преподаватели проводили занятия с использованием средств организации онлайн-вебинаров, видеоконференций (Mind, Teams, Big Blue Button). Методика проведения теоретических заданий была апробирована на занятиях со студентами 1-3-го курсов в течение 2019/2020 учебного года. Основным критерием выбора методики являлась простота пояснений, понимания сути задания и возможности выбора индивидуальной траектории построения задания.

Результаты исследования и выводы. Проведенное анкетирование и оценка уровня знаний студентов показали, что выполнение заданий в дистанционном формате ведет к повышению роли самосознания, самодисциплины, расширяют кругозор физической культуры студентов. Таким образом, можно считать, что теоретические задания по физической культуре повышают осведомленность студентов и их способности рефлексировать в сложной эпидемиологической ситуации.

Ключевые слова: дистанционное обучение, физическая культура, студенты, новые технологии.

Abstract

Objective of the study was to characterize new technological solutions to improve distance learning under the academic Physical Education and Sports discipline. Methods and structure of the study. The study involved the 1st-3rd-year students (n=416) of non-sports areas of the bachelor and specialist training programs. The Physical Education and Sports discipline was realized based on the university distance learning platform (Sakai, OpenEdu). The training sessions were conducted in the form of online webinars and videoconferences (Mind, Teams, Big Blue Button). The lesson plan was tested on the 1st-3rd-year students during the 2019/2020 academic year. The main criterion for choosing the right methodology was the simplicity of explanations, understanding of the task set, and the possibility to choose the individualized task setting. Results and conclusions. The results of the questionnaire survey and assessment of the level of students' knowledge showed that distance learning increases the role of self-awareness, self-discipline, broadens their outlook of physical culture. Therefore, theoretical physical education assignments can be considered effective in raising student's awareness and increasing their ability to self-reflect in a challenging epidemiological situation.

Keywords: distance learning, physical education, students, new technologies.

Введение. Занятия физической культурой в вузе являются важным средством профилактики вредных влияний и формирования повышенной стрессоустойчивости в ходе обучения в университете. Дистанционный формат обучения в контексте со сложившейся эпидемиологической обстановкой является современной тенденцией, в которую вовлечено все мировое академическое сообщество. Не является исключением и дисциплина «Физическая культура и спорт» при освоении дисциплин элективного модуля по физической культуре и спорту (согласно ФГОС 3+), которая обязательна для студентов, обучающихся по программе бакалавриата и специалитета. В связи с этим востребованы новые технологии в методике освоения дисциплины. Ученые и специали-

сты в области образования и физической культуры указывают на необходимость расширения цифрового пространства [4]. Л. Б. Андрющенко, Т. Н. Шутова отмечают, что цифровизация предполагает создание новой индустрии знаний в области физической культуры и спорта, расширение программных платформ, средств коммуникации и информатизации, новых форм активизации двигательной активности студентов, средств оперативного контроля физического состояния, а также переосмысления вида и подачи информации [1, 2, 4]. В результате анализа дистанционного проведения практических занятий по физической культуре наблюдается значительное снижение мотивации у студентов к этим занятиям [1-3]. Однако не исключая внедрения новых технологий че-

№4 • 2021 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

рез интернет-гаджеты, ведущая роль отводится преподавателю. Поэтому изучение и внедрение новых технологических решений в ходе дистанционного обучения дисциплине «Физическая культура и спорт», несомненно, актуальны.

Цель исследования - охарактеризовать новые технологические решения в ходе дистанционного обучения студентов дисциплине «Физическая культура и спорт».

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие студенты 1-3-го курсов (416 человек), обучающиеся по программам бакалавриата и специалите-та неспортивных направлений. Дисциплина «Физическая культура и спорт» реализовывалась на платформе дистанционного обучения университета (Sakai, Open Edu). Преподаватели проводили занятия с использованием средств организации онлайн-вебинаров, видеоконференций (Mind, Teams, Big Blue Button) в объеме не менее 50 % от аудиторной нагрузки по расписанию. В ходе освоения дисциплины было предусмотрено проведение теоретических и индивидуальных самостоятельных практических занятий.

Методика проведения теоретических заданий была апробирована на занятиях со студентами 1-3-го курсов в течение 2019/2020 учебного года. Были определены пять видов теоретических заданий: 1. При написании эссе по фильму о спорте учитывалось изложение своей точки зрения на происходящее в фильме и анализ действий, которые совершил главный герой. 2. Кроссворд по виду спорта с пояснениями составлялся из олимпийских и неолимпийских видов спорта из предложенного списка. Учитывалась правильность изложения определений и высказываний. 3. Комплекс индивидуальных физических упражнений по направлениям подготовки предлагался по гендерному признаку. При написании комплекса обязательным было включение описания упражнения и объяснение с позиций развития физических качеств, а также количество повторений в одном комплексе. 4. История физической культуры в цифрах и датах направлена на сохранение олимпийского наследия среди молодежи. Студентам предлагалось выбрать спортивного героя, исторически значимую личность в спорте и представить его спортивную карьеру в цифрах и датах. 5. Дневник самоконтроля физического здоровья студента стал неотъемлемой частью практических занятий. Студентам необходимо заполнять его после каждого занятия по расписанию в университете. Инструкция по заполнению дневника включает простые для измерения показатели физической и функциональной подготовленности, такие как частота сердечных сокращений, артериальное давление, субъективные описания самочувствия, количество и объем выполненной нагрузки в ходе упражнений.

По окончании онлайн-обучения проведено анкетирование студентов с применением Яндекс-формы для определения их отношения к дистанционному обучению.

Результаты исследования и их обсуждение. Основным критерием выбора методики проведения теоретических занятий являлась простота пояснений, понимания сути задания и возможности выбора индивидуальной траектории построения задания. Следует отметить, что использовались только те методики, которые получили не менее 60 % положительных отзывов у студентов и преподавателей. В ходе выполнения задания преподаватели были доступны для связи и получения консультаций через мессенджеры, социальные сети.

Оценка теоретических заданий проводилась согласно утвержденным фондом оценочным средствам (ФОС). Следует учесть, что все задания, кроме дневника самоконтроля физического здоровья, являются персонализированными и индивидуальными, следовательно, оценка выставлялась также индивидуально. При оценивании придерживались, чтобы студенты показали уровень освоения компетенций

по программе дисциплины «Физическая культура и спорт», а именно должны знать и понимать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Уметь применять и то-лерантно воспринимать социальные и культурные различия, быть способными к диалогу с представителями других культурных государств, а также владеть культурным и историческим наследием.

Проведенное анкетирование студентов показало, что 16,94 % студентов нравится система дистанционного обучения, 33,69 % - скорее нравится. Остальная часть респондентов отметила, что скорее не нравится или затрудняются ответить. Следует подчеркнуть, что только 2 % студентов отметили трудности выхода в интернет. Следовательно, можно предположить, что студенты в сложных условиях еще не определились в своем выборе и воспринимают занятия физическим воспитанием в большей части как практические, а не дистанционные.

Вывод. Проведенное анкетирование и оценка уровня знаний студентов показали, что выполнение заданий в дистанционном формате ведет к повышению роли самосознания, самодисциплины, расширяет кругозор физической культуры студентов. Таким образом, можно считать, что теоретические задания по физической культуре повышают осведомленность студентов и их способности рефлексировать в сложной эпидемиологической ситуации.

Литература

1. Андрющенко Л.Б. Формирование готовности у студентов к развитию физической культуры и спорта как долгосрочный федеральный инновационный проект / Л.Б. Андрющенко // В сборнике: Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма аграрных вузов России. Матер. Всерос. науч.-практ. конференции. - 2018. - С. 96-104.

2. Зелянина А.Н. Динамика индивидуально-психологических характеристик студентов в процессе изучения в вузе теоретического блока по дисциплине «Физическая культура» / А.Н. Зелянина, И.А. Варенцова, М.П. Лебедева и др. // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: матер. науч.-практ. конференции (заочной) с международным участием: 21-22 октября 2015 г. - Ульяновск: ЗЕБРА, 2015. - С. 432-436.

3. Покровская Т.Ю. Дистанционное обучение по дисциплине «Физическая культура и спорт» в условиях самоизоляции / Т.Ю. Покровская, Р.А. Юсупов, Е.Б. Титова и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 11. - С. 65-67.

4. Шутова Т.Н. Цифровизация образовательного пространства вуза в сфере физической культуры и спорта / Т.Н. Шутова, Л.Б. Андрющенко // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 9. -С. 102-104.

References

1. Andryushchenko L.B. Formirovanie gotovnosti u studentov k razvitiyu fizicheskoy kulturyi i sporta kak dolgosrochny federalny innovatsionny proekt [Training students to develop physical culture and sports as long-term federal innovation project]. Perspektivnye napravleniya v oblasti fizicheskoy kultury, sporta i turizma agrarnykh vuzov Rossii [Promising directions in physical education, sports and tourism of agricultural universities in Russia]. Proceedings national research-practical conference. 2018. pp. 96-104.

2. Zelyanina A.N., Varentsova I.A., Lebedeva M.P. et al. Dinamika individualno-psikhologicheskikh kharakteristik studentov v protsesse izucheniya v vuze teoreticheskogo bloka po distsipline «Fizicheskaya kultura» [Dynamics of students' individual psychological characteristics in physical education theory studying process at university]. Aktualnye problem sovremennogo obrazovaniya: opyt i innovatsii [Actual problems of modern education: experience and innovation]. Proceedings research-practical conference (in absentia) with international participation: October 21-22, 2015. Ulyanovsk: ZEBRA, 2015. pp. 432-436.

3. Pokrovskaya T.Yu., Yusupov R.A., Titova E.B. et al. Distantsionnoe obuchenie po distsipline «Fizicheskaya kultura i sport» v usloviyah samoizolyatsii [Distance learning in physical education and sports discipline in terms of self-isolation]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 11. pp. 65-67.

4. Shutova T.N., Andryushchenko L.B. Tsifrovizatsiya obrazovatelnogo prostranstva vuza v sfere fizicheskoy kultury i sporta [Digitalization of physical education and sports educational process at university]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 9. pp. 102-104.

34

http://www.teoriya.ru

№4 2021 Апрель | April

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.