Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / МОТИВАЦИЯ / ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЛАТФОРМА LMS BLACKBOARD / DISTANCE LEARNING / STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS / MOTIVATION / ONLINE LEARNING / EDUCATIONAL GUIDANCE / INFORMATION TECHNOLOGIES / LMS BLACKBOARD PLATFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Покровская Т.Ю., Юсупов Р.А., Титова Е.Б., Журавлева Ю.С.

Цель исследования - выявить особенности онлайн-занятий по физической культуре и спорту на платформе Blackboard в условиях самоизоляции в аспекте социологического анализа. Методика и организация исследования. С 2012 г. в Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н. Туполева - КАИ запущено в эксплуатацию для очного, очно-заочного и заочного обучения программное обеспечение Blackboard. Данная система обеспечивает студентам доступ в электронный образовательный ресурс (ЭОР) с использованием технологий ДОТ. Для получения информации об эффективности проведения занятий в дистанционном режиме по дисциплине «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина) было проведено социологическое исследование на предмет отношения студентов к данной системе обучения, а также их позиции к качеству онлайн-занятий по физической культуре и спорту и выявления проблем, возникающих во время дистанционного обучения. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования раскрыты особенности онлайн-занятий по физической культуре и спорту на платформе LMS Blackboard в КНИТУ-КАИ, отражены позиции студентов к качеству онлайн-занятий, выявлены проблемы, возникающие у студентов при обучении дистанционно, а также рассмотрены преимущества и недостатки дистанционного обучения применительно к дисциплине «Физическая культура и спорт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Покровская Т.Ю., Юсупов Р.А., Титова Е.Б., Журавлева Ю.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS DISCIPLINE IN TERMS OF SELF-ISOLATION

Objective of the study was to identify the peculiarities of online physical education and sports classes on the Blackboard platform in terms of self-isolation in the aspect of sociological analysis. Methods and structure of the study. The Blackboard software for full-time, composite, and distance study modes was launched in Kazan national research technical university named after A. N. Tupolev in 2012. This software system provides students with access to an e-learning resource using the distance education technologies. The data on the effectiveness of distance learning in the Physical Education and Sports discipline (elective discipline) were obtained using a sociological to identify the students’ attitude to the mentioned training system, as well as their stand on the quality of the online physical education classes and determine problems that arise during distance learning. Results of the study and conclusions. The study revealed the peculiarities of the online physical education classes on the LMS Blackboard platform at Kazan national research technical University named after A. N. Tupolev - KAI, the students’ stand on the quality of the online classes, the problems encountered by the students during their distance learning, as well as the pros and cons of distance learning in the Physical Education and Sports discipline.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ»

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» в УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 22.05.2020 г.

Информация для связи с автором: vip89@mail.ru

Кандидат социологических наук, доцент Т.Ю. Покровская1 Доктор биологических наук, профессор Р.А. Юсупов1 Е.Б.Титова1

Кандидат биологических наук, доцент Ю.С. Журавлева2

1 Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ, Казань

2 Российский университет Дружбы Народов, Москва

DiSTANCE LEARNING iN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS DISCIPLiNE iN TERMS OF SELF-ISOLATION

PhD, Associate Professor T.Yu. Pokrovskaya1 Dr.Biol., Professor R.A. Usupov1 E.B. Titova1

PhD, Associate Professor Yu.S. Zhuravleva2

1 Federal state budget educational institution of higher education

2 Kazan national research technical university named after A. N. Tupolev - KAI (Kazan)

3 Российский университет Дружбы Народов, Moscow

Аннотация

Цель исследования - выявить особенности онлайн-занятий по физической культуре и спорту на платформе Blackboard в условиях самоизоляции в аспекте социологического анализа.

Методика и организация исследования. С 2012 г. в Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н. Туполева - КАИ запущено в эксплуатацию для очного, очно-заочного и заочного обучения программное обеспечение Blackboard. Данная система обеспечивает студентам доступ в электронный образовательный ресурс (ЭОР) с использованием технологий ДОТ. Для получения информации об эффективности проведения занятий в дистанционном режиме по дисциплине «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина) было проведено социологическое исследование на предмет отношения студентов к данной системе обучения, а также их позиции к качеству онлайн-занятий по физической культуре и спорту и выявления проблем, возникающих во время дистанционного обучения. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования раскрыты особенности онлайн-занятий по физической культуре и спорту на платформе LMS Blackboard в КНИТУ-КАИ, отражены позиции студентов к качеству онлайн-занятий, выявлены проблемы, возникающие у студентов при обучении дистанционно, а также рассмотрены преимущества и недостатки дистанционного обучения применительно к дисциплине «Физическая культура и спорт».

Ключевые слова: дистанционное обучение, обучающиеся, физическая культура и спорт, мотивация, онлайн-занятия, педагогическое руководство, информационные технологии, платформа LMS Blackboard.

Annotation

Objective of the study was to identify the peculiarities of online physical education and sports classes on the Blackboard platform in terms of self-isolation in the aspect of sociological analysis.

Methods and structure of the study. The Blackboard software for full-time, composite, and distance study modes was launched in Kazan national research technical university named after A. N. Tupolev in 2012. This software system provides students with access to an e-learning resource using the distance education technologies. The data on the effectiveness of distance learning in the Physical Education and Sports discipline (elective discipline) were obtained using a sociological to identify the students' attitude to the mentioned training system, as well as their stand on the quality of the online physical education classes and determine problems that arise during distance learning. Results of the study and conclusions. The study revealed the peculiarities of the online physical education classes on the LMS Blackboard platform at Kazan national research technical University named after A. N. Tupolev - KAI, the students' stand on the quality of the online classes, the problems encountered by the students during their distance learning, as well as the pros and cons of distance learning in the Physical Education and Sports discipline.

Keywords: distance learning, students, physical education and sports, motivation, online learning, educational guidance, information technologies, LMS Blackboard platform.

Введение. В условиях самоизоляции большинство вузов столкнулось с глобальной проблемой качественного обучения студентов в режиме онлайн-занятий, не снизив при этом мотивацию обучающихся к получению теоретических и практических знаний. Понятно, что в данной ситуации единственным

доступным средством для продолжения обучения является дистанционная форма. Однако онлайн-технологии не могут целиком и полностью заменить непосредственное общение обучающихся с преподавателем. На наш взгляд, невозможно посредством онлайн-обучения развить у студентов комму-

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

о

(U .с Н

никабельность, уверенность, речевые навыки, коллективизм или пройти, к примеру, традиционную практику на производстве, научиться плавать в бассейне или освоить азы техники ведения мяча вне спортивной площадки и тем более повысить двигательную активность, которая и вне карантина являлась дефицитом у современной молодежи. В связи с этим тема онлайн-занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина) - одна из наиболее обсуждаемых в образовательном портале, что повысило авторский интерес к исследованию данной проблематики в этой области.

Цель исследования - выявить особенности онлайн-занятий по физической культуре и спорту на платформе Blackboard в условиях самоизоляции на основе социологического анализа.

Методика и организация исследования. С 2012 г в Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А. Н. Туполева - КАИ запущено в эксплуатацию для очного, очно-заочного и заочного обучения программное обеспечение Blackboard. Данная система обеспечивает студентам доступ в электронный образовательный ресурс (ЭОР) с использованием технологий ДОТ Преподавательский состав кафедры ФКиС создал свою площадку на платформе LMS Blackboard, которая дает возможность обучающимся иметь в онлайн-доступе учебно-методические пособия и материалы, выпускаемые кафедрой, ознакомиться с рабочими программами курса и т. п.

Результаты исследования и их обсуждение. В условиях самоизоляции электронный образовательный ресурс был в срочном порядке модернизирован под онлайн-обучение таким образом, чтобы студент имел возможность получить задание, пройти еженедельное тестирование и при необходимости отработать пропущенные занятия в онлайн-режиме. Все упражнения подбираются с учетом физической подготовленности обучающихся данного курса.

Текущий контроль преподавателем осуществляется посредством предоставления студентом видеоролика длительностью 60 с, это связано с тем, что при большом количестве студентов формат файловой памяти увеличивается, что приводит к медленной работе системы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что очная и дистанционная формы обучения имеют принципиальное различие как для преподавателей, так и для студентов.

Нами определены преимущества дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт», которыми могли бы успешно пользоваться, например, студенты с ограниченными возможностями здоровья:

• это свободный график. Доступ в систему обучения в удобное для себя время. Возможность самостоятельно составлять расписание занятий и подстроить его под свой ритм жизни;

• право выбора занятий по своему самочувствию и желанию развить те или иные физические качества;

• технологичность. Изучая теорию физического воспитания, можно пополнить свои знания посредством дополнительной литературы. В интернете представлен огромный выбор физических упражнений и тренировок;

• экономия денежных средств на проезд и дорогие спортивные костюмы;

• отсутствие стеснения при выполнении каких-либо упражнений (многие студенты с ограниченными возможностями стесняются заниматься со своими одногруппниками, боясь стигматизации с их стороны).

На наш взгляд, к основным недостаткам дистанционного обучения можно отнести:

• мотивация и самоконтроль. Дома очень тяжело мотивировать себя к занятиям физической культурой. Только самодисциплина поможет приобщить к систематическим тренировкам в домашних условиях. Вести самонаблюдение за состоянием своего организма в процессе выполнения физических упражнений имеет большое практическое значение для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья и самочувствия;

• нехватка места для проведения занятий в домашних условиях и отсутствие необходимых тренажеров приводят к дискомфорту занимающихся;

• отсутствие прямого контакта с преподавателем приводит к закреплению неправильного выполнения упражнений, которое в дальнейшем ведет к травматизму;

• заниматься спортом в коллективе, с друзьями намного продуктивнее, результативнее и, наконец, веселее и интереснее, чем в одиночку.

Для получения объективной информации об эффективности проведения занятий в дистанционном режиме по дисциплине «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина) было проведено социологическое исследование на предмет отношения студентов к данной системе обучения, а также их позиции к качеству онлайн-занятий по физической культуре и спорту и выявления проблем, возникающих во время дистанционного обучения.

Кафедра физической культуры и спорта КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева на базе КСК «КАИ Олимп» в конце марта и в апреле 2020 г провела комплексный мониторинг студентов всех факультетов, в котором приняло участие 2418 обучающихся в возрасте 17-23 лет трех курсов (1538 юношей и 880 девушек; выборка гнездовая; гендерное соотношение соответствует пропорциям генеральной совокупности на всех факультетах) названного вуза.

Анализ ответов студентов на вопрос их отношения к онлайн-занятиям показал следующие результаты: при опросе студентов первого курса, выяснилось, что положительно к онлайн-занятиям относятся 39,8 % юношей и 37,2 % девушек, аргументация при этом была следующей: оплата проезда, занятость в плане учебы (стали больше задавать по другим предметам), отпадает необходимость рано вставать. Отрицательно отнеслись к онлайн-занятиям по физической культуре 54,1 % юношей и 53,7 % девушек, обоснованием послужило: в домашних условиях невозможно повысить уровень физической подготовки, нет условий для занятий спортом дома, отсутствует общение с одно-группниками, нет компьютера, узкий спектр предоставляемых занятий. Нейтральную позицию заняли 6,1 % юношей и 9,1 % девушек.

При опросе студентов второго курса были получены следующие результаты: положительное отношение к онлайн-занятиям высказали 44,5 % юношей и 47 % девушек. Причина положительного отношения - гибкость учебного процесса, возможность совмещать работу с учебой, преимущество дополнительно самостоятельно заниматься физкультурой дома. Отрицательно отнеслись к онлайн-занятиям по физической культуре 50,3 % юношей и 47 % девушек, обоснованием послужило: бесполезная трата времени, дефицит спортивного инвентаря дома, отсутствие возможности заниматься в паре с партнером. Нейтральную позицию заняли 5,2 % юношей и 3,3 % девушек.

Как видно из опроса студентов второго курса, они имеют достаточно осмысленную позицию, считая, что онлайн-занятия носят малопродуктивный характер, без основных занятий физической культурой в спортивном зале.

66

http://www.teoriya.ru

№11 • 2020 Ноябрь | November

Студенты третьего курса дали следующую оценку: положительное отношение к онлайн-занятиям высказали 30,2 % юношей и 33 % девушек. Онлайн-занятия дают возможность к формированию мотивации к самообразованию и самосовершенствованию, возможность выполнять упражнения в своем темпе, свободный график, дающий возможность совмещать работу с учебой, высвобождение времени на другие дисциплины. Отрицательно отнеслись к онлайн-занятиям 60 %о юношей и 58 0% девушек, основанием послужило: отсутствие получения практических навыков, нет контроля, наставлений и консультаций со стороны преподавателя, отсутствие спортивного инвентаря дома, возможности общения, драйва, позитивных эмоций при групповых практических занятиях. Нейтральная позиция - 9,8 % юноши, 9 % девушки.

Анализируя подход студентов третьего курса к онлайн-занятиям, можно сделать следующие выводы: студенты переосмысливают значимость предмета в пользу своего здоровья, мотивационная составляющая к практическим занятиям физической культурой выходит на значимый уровень, прослеживается положительное отношение к предмету как к жизненно необходимому, контролирующему здоровье.

Далее анализировались ответы на предмет определения позиции студентов к качеству онлайн-занятий по физической культуре и спорту. Здесь мнения обучающихся разделились практически поровну, 47,9 % респондентов отмечают качество онлайн-занятий как удовлетворительное, 47,3 % -как неудовлетворительное, нейтральной позиции придерживаются 4,8 % обучающихся. С нашей точки зрения такой подход студентов оправдывает себя, тем, что, с одной стороны, студенты получили достаточно сжатый видеоматериал узкой спортивной направленности, снятый в домашних условиях самими преподавателями, то есть качество съемки любительской отличается от профессиональной, с другой стороны, такие видеозанятия качественно способствуют восполнению дефицита двигательной активности в режиме самоизоляции, позволяют обучающемуся использовать предоставленный видеоматериал в удобное для него время и выполнять упражнения в индивидуальном порядке и темпе.

Выводы. При дистанционном обучении в рамках практических занятий физической культурой отмечается значительное снижение мотивации у студентов к занятиям физической культурой и спортом как практической дисциплине. Использование электронного обучения в университете имеет положительную сторону только в качестве вспомогательного обучения и ни в коем случае как основной формы образо-

вания. Между преподавателем и обучающимся должна быть совместная деятельность и обратная связь. Процесс обучения носит двусторонний характер, так как подразумевает взаимодействие двух субъектов: преподавателя и обучающегося, когда студенты испытывают положительные эмоции при реализации мотивов и целей. Только в сотрудничестве с педагогом студент обеспечен необходимым педагогическим руководством и принимает его как условие успешного достижения своих целей.

Использованная литература

1. Лобанов А.А. Дистанционные образовательные системы с использованием технологий машинного обучения / А.А. Лобанов // Искусственный интеллект: философия, методология, инновации. Сборник трудов VIII Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Ч. II., Москва, МГТУ МИРЭА, 20- 22 ноября 2014 г. - М.: Радио и Связь, 2014. - С. 33-39.

2. Покровская Т.Ю. Правила оформления рефератов по дисциплине «Физическая культура и спорт»: учебно-метод. пособие / Т.Ю. Покровская, Е.Б. Титова, Р.А. Юсупов. - Казань: Изд-во КНИТУ-КАИ, 2019. - 52 с.

3. Праводелов С.В. Преимущества дистанционного обучения и его виды / С.В. Праводелов // Современное образование. - 2015. -№ 2. - С. 70-79.

4. Титова Е.Б. Дневник физического самоконтроля студента КНИТУ-КАИ: учебно-метод. пособие / Е.Б. Титова, М.М. Бариев, Т.Ю. Покровская. - Казань: Изд-во КНИТУ-КАИ, 2019. - 52 с.

5. Электронное обучение КНИТУ-КАИ [Электронный ресурс]. Режим доступа: - URL: https://bb.kai.ru:8443/webapps/portal/execute/ tabs/tabAction?/. закрытый (дата обращения: 30.04.2020).

References

1. Lobanov A.A. Distantsionnye obrazovatelnye sistemy s ispolzovaniem tekhnologiy mashinnogo obucheniya [Distance learning systems using machine learning technologies]. Iskusstvenny intellekt: filosofiya, metodologiya, innovatsii [Artificial intelligence: philosophy, methodology, innovation]. Proceedings of the VIII National Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists. V. II., Moscow, MSTU MIREA, November 20-22 2014. Moscow: Radio i Svyaz publ., 2014. pp. 33-39.

2. Pokrovskaya T.Yu., Titova E.B., Yusupov R.A. Pravila oformleniya re-feratov po distsipline «Fizicheskaya kultura i sport» [Physical education and sports abstracts submission guidelines]. Teaching aid. Kazan: KNITU-KAI publ., 2019. 52 p.

3. Pravodelov S.V. Preimushchestva distantsionnogo obucheniya i ego vidy [Advantages of distance learning and its types]. Sovremennoe obrazovanie. 2015. No. 2. pp. 70-79.

4. Titova E.B., Bariev M.M., Pokrovskaya T.Yu. Dnevnik fizicheskogo samokontrolya studenta KNITU-KAI [Diary of physical self-control of Kazan national research technical university student]. Teaching aid. Kazan: Kazan national research technical university - KAI publ., 2019. 52 p.

5. Elektronnoe obuchenie KNITU-KAI [E-learning at Kazan national research technical university- KAI] [Electronic resource]. Available at: https://bb.kai.ru:8443/webapps/portal/execute/tabs/tabAction?/. blocked (date of access: 30.04.2020).

□.С. Кулиненков, H.E. Гречина, Д.О. Кулиненков

ФИЗИОТЕРАПИЯ

в практике

спорта

НОВЫЕ КНИГИ

КУЛИНЕНКОВ о.с. ФИЗИОТЕРАПИЯ В ПРАКТИКЕ СПОРТА. 2-Е ИЗД. / О.С. КУЛИНЕНКОВ. - М.:

СПОРТ, 2020. - 272 С.

ISBN: 9785907225336

Методы физиотерапии предложены для практического применения как средство коррекции факторов, лимитирующих спортивный результат, восстановления при тренировке спортивных качеств. Физиометоды могут снизить фармакологическую нагрузку.

Физиотерапия, обладая широким диапазоном лечебных и профилактических эффектов, имея гомеостатический характер действия, хорошую совместимость с другими лечебными средствами, доступность, экономичность, может и должна быть широко внедрена в медицинскую практику спорта, использоваться профессионалами и любителями спорта как эффективное, своевременное, индивидуальное, методически точное средство.

Для врачей медицины спорта, преподавателей медицины и спорта, тренеров, спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.