Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ (НА ПРИМЕРЕ СВФУ)'

ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ (НА ПРИМЕРЕ СВФУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / СТУДЕНТ / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / АРКТИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ / ANALYSIS OF DISTANCE LEARNING PROBLEMS / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / STUDENT / QUESTIONNAIRE SURVEY / ARCTIC REGIONS / COMMUNICATION / CONTROLLING EVENTS / THE INTERNET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кладкин Николай Николаевич

В статье рассматриваются проблемы дистанционного обучения студентов по дисциплине физической культуре и спорту на примере СВФУ, переведенных на удаленное дистанционное обучение на определенный период времени из-за коронавирусной инфекции COVID-19 в г. Якутске. Целью данной статьи является анализ проблем в процессе дистанционного обучения, которые ограничивают достижение целей и задач физической подготовки студентов. Метод исследования основан на педагогическом наблюдении при проведении анкетного опроса студентов и на личном практическом опыте. Дистанционное обучение выявила три основные проблемы по физической культуре и спорту: во-первых, отсутствие прямого общения или так скажем индивидуального контакта преподавателя со студентами, которые влияют на правильное выполнение учебных заданий. Во-вторых, отсутствие каких-либо контролирующих мероприятий по руководству непосредственным выполнением студентом заданий. В-третьих, доступ к сети интернет не у всех студентов одинаков. Такие факторы, как доступ к сети интернет, условия для занятия физической культурой на дому, влияние климатических условий Крайнего Севера, негибкость времени обучения должны быть учтены при организации удаленного дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кладкин Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DISTANCE EDUCATION OF STUDENTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS (ON THE EXAMPLE OF NEFU)

The article examines the problems of distance learning of students in physical culture and sports on the example of NEFU, transferred to remote distance learning for a certain period of time due to the coronavirus infection COVID-19 in Yakutsk. The purpose of this article is to analyze the problems arising in the process of distance learning, which limit the achievement of goals and objectives of physical training of students. The article also provides a review of the scientific literature of many authors and specialists on the problems of distance digital learning. The research method is based on pedagogical observation during a questionnaire survey of students and on personal practical experience. 10 study groups took part in the questionnaire survey, of which 6 groups of girls and 4 groups of boys. Students of these educational groups are engaged in the discipline “physical culture and sports” (swimming section) since September 2019. In 4 groups, the number of boys is 50 students, in 6 study groups of girls - 91 students. In each study group the composition is mixed, there are students belonging to the main, to the preparatory and to the special medical group. Based on the results of the spring semester, when conducting distance learning in the discipline of physical culture and sports with NEFU students, analyzing the problems, we identified three main problems. Firstly, the lack of direct communication or, so to speak, individual contact of the teacher with the students, which affects the correct implementation of educational assignments. Secondly, the absence of any control measures to guide the direct implementation of the student's tasks. An indication of the mistakes of students when completing the assignment is carried out late Thirdly, not all students have access to the Internet. In remote rural areas, especially in the Arctic regions of the republic, the Internet works intermittently. Factors such as access to the Internet, conditions for physical education at home, the influence of the climatic conditions of the Far North, and the inflexibility of training time should be taken into account when organizing distance learning.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ (НА ПРИМЕРЕ СВФУ)»

Проблемы проведения дистанционного обучения студентов по физической культуре и спорту (на примере СВФУ)

Кладкин Николай Николаевич,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания института физической культуры и спорта, СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются проблемы дистанционного обучения студентов по дисциплине физической культуре и спорту на примере СВФУ, переведенных на удаленное дистанционное обучение на определенный период времени из-за коронавирус-ной инфекции COVID-19 в г. Якутске. Целью данной статьи является анализ проблем в процессе дистанционного обучения, которые ограничивают достижение целей и задач физической подготовки студентов. Метод исследования основан на педагогическом наблюдении при проведении анкетного опроса студентов и на личном практическом опыте. Дистанционное обучение выявила три основные проблемы по физической культуре и спорту: во-первых, отсутствие прямого общения или так скажем индивидуального контакта преподавателя со студентами, которые влияют на правильное выполнение учебных заданий. Во-вторых, отсутствие каких-либо контролирующих мероприятий по руководству непосредственным выполнением студентом заданий. В-третьих, доступ к сети интернет не у всех студентов одинаков. Такие факторы, как доступ к сети интернет, условия для занятия физической культурой на дому, влияние климатических условий Крайнего Севера, негибкость времени обучения должны быть учтены при организации удаленного дистанционного обучения.

Ключевые слова: Анализ проблем дистанционного обучения, физическая культура и спорт, студент, анкетный опрос, арктические районы.

о с

U

сэ см о см

Введение

Проведение дистанционных обучений студентов по физической культуре и спорту в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова начались на весеннем семестре с середины марта месяца 2020 года с введением мероприятий самоизоляции в связи с распространением корона-вирусной инфекции COVID-19. В связи с возникшей ситуацией все практические и теоретические занятия по всем дисциплинам были переведены на дистанционное обучение, в том числе проведение занятий по физической культуре. Занятия проводятся по системе обучения программы Мoodle, а также с использованием электронной почты и телефонной мобильной связи. Для изучения применения и совершенствования указанной формы обучения требуется анализ учебного процесса. Рассмотрим какие проблемы возникают у студентов при организации и проведении новой формы обучения. Для этого мы выбрали педагогическое наблюдение в виде анкетного опроса среди всех студентов наших учебных групп с 10 вопросами, с которыми часто сталкивались в дистанционном обучении. В данном анкетном опросе приняли 10 учебных групп, в которых присутствовали 6 групп девушек и 4 группы юношей. Все данные группы занимаются практически по дисциплине физическая культура и спорт (раздел плавание) с сентября месяца 2019 года. В 4 группах юношей 50 студентов, в 6 учебных группах девушки составляют 91 человек. В каждой учебной группе состав смешанный, есть студенты, относящиеся к основной, к подготовительной и специально-медицинской группе. Всех студентов разделили на три группы по курсам. В 1 курсе - 2 группы девушек, 1 группа юношей, на 2 курсе - 3 группы девушек и 1 группа юношей, на 3 курсе - 2 группы юношей и 1 группа девушек. После проведения анкетного опроса проанализировали и определили некоторые проблемы дистанционного обучения со студентами на примере СВФУ.

Основной целью и задачей исследования является анализ проблем дистанционного обучения студентов для повышения и совершенствования качества образовательного процесса по физической культуре и спорту в условиях удаленного доступа к занятиям, в том числе учет условий занятия физкультурой на дому, доступность студента к сети интернет, гибкость времени занятия спортом, рассмотрение и корректировка учебных заданий. Методология и метод исследования данной тематики основаны на педагогическом наблюдении за мнением студентов в виде опроса и на личном практическом опыте ведения занятий.

Для полного и всестороннего анализа дистанционного обучения и его проблем при проведении в удаленном формате нам предстоит обзор научной литературы различных авторов по проблематике дистанционного обучения по информационной, цифровой технологии при учебном процессе, сохраняя эффективность выполнения основных задач учебного процесса.

Студенты представляют собой основной кадровый резерв нашей страны. Поэтому ведущей задачей высших учебных заведений (вузов) является подготовка физически здоровых специалистов, способных длительное время сохранять работоспособность и активную жизненную позицию. [9,194]. Надо отметить, что вынужденные карантинные мероприятия, во время пандемии не должны помешать выполнить вышеуказанной задачи.

Использование в учебном процессе информационных технологий позволяет значительно повысить эффективность организации и управления самостоятельной работой студентов, расширить содержание обучения. Особенностью организации занятий по физической культуре в вузе является приоритет практических занятий, где успешно решается задача развития физических качеств и обучают двигательным действиям. Центральное место в дистанционном обучении занимает учение, а не преподавание. [3,84].

При проведении учебных занятий наша кафедра отдает предпочтение практическим занятиям как наиболее эффективному методу дистанционного обучения, где в основном у преподавателей на первое место принадлежит приложению Zoom, а на втором месте Moodle. Основная масса студентов, живущих в сельской местности предпочитают Moodle, где сеть интернета слабая.

Возможности электронной среды, позволяют преподавателю осуществлять контроль учебной деятельностью студентов (когда, как часто и сколько по времени студент просматривал учебный материал, в какое время, сколько раз отвечал на вопросы в тесте и т.п.). Использование Moodle позволяет повысить мотивацию студентов, конфиденциальность (каждому студенту выдается индивидуальный логин и пароль), интерактивность, доступность, индивидуализацию обучения. [3, 85].

Опыт показывает, что контроль над действиями студентов осуществляется только чисто технически, а правильное выполнение учебного задания не всегда удается проконтролировать. В Moodle студенты с 1 курса уже начинают работать в этом приложении обучения, где получают свой личный логин и пароль. Преподаватели в Moodle контролируем во сколько вошел и сколько времени проработал студент, и сколько заданий он прикрепил и какие. Таким образом мы держим студента в работе Moodle два раза в неделю по расписанию занятий.

К сожалению, необходимо отметить, что готовность обучающихся, так и педагогов и учителей, преподавателей высшей школы к осуществлению электронного обучения с учетом специфики

цифровой образовательной среды продолжает оставаться недостаточной. В связи с этим особое внимание необходимо уделить на своевременную организацию в образовательных организациях краткосрочных курсов повышения квалификации по использованию средств цифровой образовательной среды в условиях реализации электронного обучения. [1,35].

Наш институт физической культуры и кафедра своевременно оповещает преподавателей о прохождении краткосрочных курсов повышения квалификации по использованию средств цифровой образовательной среды, тем самым и преподаватели помогают студентам, которые отстают от своей группы, в связи незнанием и отставанием в освоении Мoodle, и в этом осуществляем помощь студенту в освоении этого приложения.

Массовое использование информационных технологий, с одной стороны, отчуждает обучающихся от занятий физической культурой, спортом и фитнесом, с другой - реализация данных технологий, а особенно использование мобильных устройств в сфере физической культуры, спорта и фитнеса, содействует активизации двигательного режима, что в свою очередь, способствует повышению физического развития и функциональных показателей здоровья молодежи. В связи с этим особо необходимо использование мобильных устройств как средств для организации физкультурной деятельности молодежи через построение концепции и реализации технологии подготовки студентов к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». [7, 39].

Надо сказать следующее, что студенты в большинстве своем хорошо владеют мобильными устройствами любой марки лучше даже, что в этом они могут даже сами помочь преподавателю. Во время карантина студенты все свое свободное время уделяют своему мобильному устройству, так как учиться, и строго сидеть по расписанию нет необходимости, и ему самым близким товарищем является как раз мобильное устройство. Так как во время карантина не хватает общения со своими друзьями, родственниками, старшими товарищами, друзьями, сверстниками с учебной группы.

Мобильные устройства как носители информации в подготовке целевых аудиторий к сдаче норм ВФСК ГТО способствуют развитию рынка услуг с выделением классификационных признаков, потребительской ценности и инфраструктурной сущности РR-услуг в сфере физической культуры, спорта и фитнеса. [7,41].

В современных условиях студенты активно используют мобильные устройства в повседневной жизни, а также в виде помощников в поиске необходимой информации при выполнении учебных заданий, следовательно в данном вопросе проблем не видим.

Само по себе цифровое образование могло бы способствовать рефлексивной позиции как учите-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

сэ см о см

ля, так и ученика, усилить связь обоих, что является важнейшим компонентом воспитания. Мы преподаватели на своей работе почувствовали, что педагогическая нагрузка намного увеличилась при дистанционном обучении. Мобильные технологии в процессе физического воспитания студентов используются лишь в качестве вспомогательных технических средств и не оказывают должного влияния на качество процесса обучения. Студентам было предложено выполнять фото и видео отчеты о своих фитнес-тренировках и размещать данные в популярных социальных онлайн-сетях и мессенджерах: У^ег и WhatsApp. Размещение данных способствовало сохранению высокого уровня мотивации к регулярным занятиям двигательной активности (ДА), за счет количества просмотров и комментариев пользователей интернет-ресурсов. [10, 48].

Студенты свои практические задания получают в Мoodle, где им в теоретическом модуле расписаны задания по учебным медицинским группам, и они выполняют практически с сьемкой на мобильном устройстве или в ноутбуке и немного уделяют времени монтажу и свои ссылки прикрепляют по свои учебным группам в Мoodle. Конечно, вся эта работа по монтажу, сама сьемки и т д занимают определенное время у кого-то получается быстро, а у кого-то оно занимает уйму времени.

Анализ образовательных онлайн-курсов по физической культуре и спорту показал, что недостаточно профессиональной, научно-обоснованной информации, образовательные организации только начинают осваивать цифровое пространство. [11, 502].

Недостаточность профессиональной, научно-обоснованной информации и само развитие вообще цифровой технологии, нас конечно тормозит, но и студенты и преподаватели стараются владеть ими в краткосрочных курсах, организованных в вузе.

Дистанционное обучение станет актуальным в условиях чрезвычайных ситуаций, эпидемий (март, апрель, 2020 года по всему миру) и других обстоятельств, в том числе высокая их актуальность для студентов с особыми образовательными потребностями. Мобильные приложения станут неотъемлемой частью нашего социально-культурного пространства, знания о них необходимо внедрять на лекционных и практических занятиях. [11,505].

Анализ работы показывает цифровое обучение находится на начальном этапе организации, предстоит многому учиться студентам и преподавателям, исследовать, разрабатывать и внедрять новые современные технологии и т.д. Дистанционное обучение уже стало неотъемлемой частью обучения, уже многие компании и организации всецело переходят на удаленную работу.

Особенностью организации занятий по физической культуре в вузе является приоритет практических занятий, где успешно решается задача развития физических качеств и обучают двига-

тельным действиям. При этом теоретическая подготовка ограничивается немногочисленными лекциями и подготовкой рефератов. Овладение теоретическими и методическими знаниями по физической культуре студенты способствуют реф-лекции, что делает учебно-тренировочную работу на практических занятиях более продуктивной. [4, 83].

Организация нынешнего 2020-2021 учебного года для первокурсников в СВФУ начался с практических занятий по физической культуре на свежем воздухе на стадионе. Они начались соблюдением всех медицинских норм, ношение масок обязательное, соблюдение между занимающимися определенной стандартной 1,5 м дистанции. Первые практические занятия показали, что бывшие учащиеся школы, а ныне студенты соскучились по практическим занятиям, к этому помогло и то что сентябрь месяц выдался теплым и солнечным. Следовательно, бегать в масках создает определенные трудности, но при соблюдении дистанции в 1,5 м мы разрешали маску спустить с переносицы, чтобы свободно дышать носом.

Информационные технологии дают дополнительные возможности организации заочного обучения по физической культуре. Они позволяют студентам, территориально отделенным от учебного заведения, самостоятельно определять время освоения теоретического курса. [4,84].

К заочному обучению по физической культуре в СВФУ с началом 2020-2021 учебного года с сентября месяца, 2 курсы и все старшие курсы перешли на дистанционное обучение. Они уже с марта месяца этого года сталкивались с дистанционным обучением, и им это привычно можно сказать.

Компьютер радикально преобразовал коммуникативную среду. Если в режиме онлайн, понятия пространства и времени в коммуникации как бы исчезают, вы можете общаться с людьми, находящимися где угодно - был бы доступ к Интернету. Таким образом, структура трудовой деятельности, организация труда изменились до неузнаваемости, поскольку полностью перестроилось взаимодействие людей на работе, совсем другими стали способы получения и использования информации. [6, 9].

Компьютер в виде ноутбука и мобильные устройства изменили все нашу коммуникативную среду, теперь со студентом можно заниматься где бы он не находился. Например, находясь в городе Якутске, могу я студенту находящемуся на самом дальнем арктическом районе Якутии дать задания ему, и получить выполненные практические задания в виде ссылки ему и смотреть его практическое выполнение. Но студент все свои задания выполняет, когда ему это будет удобно, так как сеть интернета в дальних арктических районах слабая в дневное время, даже может отсутствовать.

Когда мы говорим об онлайн-обучении, мы должны представлять, что существует три его уровня. Во-первых, электронные ресурсы библи-

отек. Это один элементов онлайн-обучения, который очень серьезно расширяет возможности каждой библиотеки и каждого вуза, и он есть уже практически в каждом университете. Замещение бумажной книги, не говоря уже о бумажных журналах, электронными изданиями или электронными копиями старой «бумаги» произошло очень быстро. Теперь им доступна практически вся совокупность современного научного знания. Нанесен смертельный удар по провинциальному синдрому: если ты сильный студент, сильный профессионал-преподаватель, то ты можешь получить одну и ту же информацию как в Гарварде, так и в захолустье. [6, 10].

В начале карантинных мероприятий в марте месяце 2020 года многие наши студенты покинули город и перебрались к своим родным в деревню сельской местности. Все образовательные процессы перешли на дистанционное обучение, таким образом студенты находящиеся в дальних деревнях, даже находящиеся в арктических районах студенты наравне с городскими студентами стали заниматься дистанционно. Теперь наш студент находясь в арктическом районе сможет заниматься электронными библиотечными ресурсами, слушать лекции, участвовать в конференции, участвовать в собраниях своей учебной группы, учиться по всем дисциплинам и получить не плохие знания.

Здесь есть элемент режиссуры, а часто и ин-фографики или мультипликации, то есть средств, повышающих степень усвоения курса студентами. Такие курсы могут быть как для ограниченного круга пользователей, так и для открытой аудитории - public. Будем называть их соответственно МСОС, то есть Mass closed online course, и МОО-C-$5ass open online course. Какие у таких курсов особенности? Они в чем-то похожи на учебник: автор может не присутствовать, и даже уже покинуть этот свет. Студенты обучаются, используя результат труда лектора и всей команды курса. Если вернуться к классическим онлайн-курсам, где преподаватель находится «в кадре» и является центральной фигурой процесса обучения, то они существенно различаются по методическому наполнению - точнее, по специфике этого наполнения. Простейшей формой выступают «лекции в записи», наиболее сложной и продвинутой - режиссерская работа, где «говорящая голова» преподавателя играет важную, но не единственную роль. Новую реальность формируют другие факторы: качественно новая доступность благодаря Интернету и новая потребность со стороны студентов [6, 11].

Многие студенты в своих высказываниях отмечают, то что выполненные задания в сьемке, их монтаж занимает очень много времени, даже больше чем само занятие. Следовательно, в связи с этим, студент выступает как оператор, как режиссер и как специалист по монтажу.

Возросшая значимость самостоятельной работы наряду с другими видами учебной деятельно-

сти определяется многими факторами. Среди них можно выделить необходимость учитывать индивидуально-личностную особенности студентов: различия в уровне готовности студентов к восприятию учебного материала по отдельному предмету, различия в темпе, стиле, характере индивидуальной самостоятельной деятельности различия в ценностном отношении студентов к дисциплине, стремлению студентов к самостоятельному управлению своим личным временем. [5, 68].

C введением всеобщего карантина началась самостоятельная работа студентов по всем предметам и дисциплинам, физическая культура и спорт также перешла на дистанционное обучение. В связи с этим дистанционное обучение выявила также недостатки самостоятельной работы, такие как не всегда студенты по расписанию подключались к занятиям, всегда бывало кто в позднее время подключался к Mооdle. Но все таки студенты изредка заходя к Mооdle завершали учебный семестр. Здесь надо учитывать и то что студент не единственный член своей семьи занимающийся дистанционно в домашнем компьютере это братья и сестры школьного возраста.

Материалы для проведения текущего и рубежного контроля должны быть представлены после каждой темы или раздела. Материалы для проведения промежуточной аттестации представляют собой совокупность оценочных и методических материалов, необходимых и достаточных для проведения объективного контроля. Таким образом, разрабатываемые электронные курсы на платформе дистанционного обучения lMs Moodle позволяют создать принципиально новую образовательную среду, активирующую самостоятельную работу студентов, осуществляющую интерактивный диалог между пользователем и информационной системой, реализуемой посредством мультимедиа. [5,68].

Преподаватель хотя держит со своей учебной группой тесную связь по мобильному устройству, старается контролировать самостоятельную работу студента, активизируя его работу дистанционно, не всегда мы можем его держать в напряжении, так как сама дистанционная работа она специфична собой, здесь не везде сеть интернета работает стабильно, где-то сеть слабая, где то особо в сельской местности она вообще отсутствует при веерных отключениях электроэнергии.

Под цифровой грамотностью мы рассматриваем различные ее виды: медиаграмотность, отношение к инновациям, коммуникативная, компьютерная, информационная грамотность. Орлова Л.В. акцентирует внимание на переход к интерактивным видам взаимодействия, она отмечает, что обучающиеся должны иметь возможность самостоятельно получать знания и порождать собственное инновационное знание, тем самым формировать новые компетенции XXI века, которые носят название четыре «К»: креативность, критическое мышление, коммуникация, кооперация. [8,353].

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

Не всегда и везде студенты обладают цифровой грамотностью, но где сеть интернета стабильная, то и наши студенты во время самостоятельной работы с большой активностью делают свои задания по ФКиС своевременно, и подталкивают нас к использованию ими по выбору наиболее подходящих упражнений или видов двигательной активности на свежем воздухе в условиях сельской местности. К таким новациям студентов использования двигательной активности на свежем воздухе, с выходом на природу лесной поляны, пробеги по лесной тропинке, только были рады и их поддерживали.

Мобильные технологии в процессе физического воспитания студентов используются лишь в качестве вспомогательных технических средств и не оказывают должного влияния на качество процесса обучения. Размещение данных способствовало сохранению высокого уровня мотивации к регулярным занятиям двигательной активности (ДА), за счет количества просмотров и комментариев пользователей интернет-ресурсов. Использование мобильных информационных технологий и интернет-ресурсов в процессе фитнес-трени-ровок позволяет поддерживать уровень еженедельной двигательной активности молодых людей на приемлемом, для поддержания физических кондиций студентов. [2, 48].

Во время самостоятельных занятий студенты никогда не расставались со своими мобильными устройствами, оно всегда с ними, в пробежке по лесной тропинке, при занятиях в группе. Студенты в сельской местности объединяются с разных вузов одноклассники, или односельчане и устраивают групповые пробежки в окрестностях села, делают самостоятельные свои задания, где они друг друга снимают на телефон, а по вечерам монтируют и отправляют на почту или прикрепляют их ссылки в Moodle. При разработке практических заданий для студентов необходимо учитывать наличие пространственных и иных условий занятия физической культурой и спортом, уровни физического развития студентов, состояние здоровья с учетом разделения их в специализированные группы.

Результаты исследования и их обсуждение по результатам анкетного опроса студентов при дистанционном обучении таковы. Первый вопрос анкеты касался места нахождения студента во время самоизоляции с марта по июнь месяц включительно. Большинство студентов, выходцы из сельской местности, сразу после объявления режима самоизоляции выехали в свои деревни, поселки. Оказалось, из числа юношей таких 45%, 65% остались в городе, среди девушек 60% выехали в сельские местности, 40% остались в городе. Данный показатель необходим для установления объема территориального охвата дистанционным обучением. Для жителей города процент доступности к сети интернет вы° ше чем в сельской местности, в данном случае мы " определили, что половина числа студентов находят-^ ся за пределами города нахождения нашего уни-^ верситета. Следовательно, обеспечение удаленно-Ц го обучения всех студентов может быть затруднено.

По второму вопросу по замене практических занятий по ФКиС удаленным обучением, все студенты ответили, что не может быть замены и допускают только при исключительных случаях как пандемия или при ЧС. Студенты третьих курсов считают, что дистанционное обучение по физической культуре и спорту недостаточным в условиях закрытия всех спортивных объектов.

Третий вопрос касался того, что какими ресурсами, методами дистанционного обучения они пользовались. Студенты всех курсов отметили стандартные методы дистанционного обучения - Мооdle, Zoom, интернет источники, учебники, youtube и т.д. Данные ответы являются доказательством того, что все студенты обладают навыками пользования информационными технологиями.

Целью четвертого вопроса анкеты были определение проблем и затруднений при дистанционном образовании. Многие студенты, особенно жители сельской местности живущие за 100 км и более от города отметили слабость сети интернета, что особо тормозит проведению удаленного обучения. Также отметили то, что по расписанию не всегда они смогли заниматься полноценно, так как в сельской местности все школы тоже перешли на ДО и мобильные устройства, ноутбуки, компьютеры в семьях пользовались поочередно. А также стандартные физические упражнения не всегда подходят для занятий в домашних условиях, где пространства для занятий очень ограничены, но с мая месяца при переходе самостоятельных занятий на улицу указанная проблема разрешилась. При этом следует учитывать и климатические особенности Крайнего Севера, особенно в арктических территориях республики и в мае месяце может быть очень холодно. И самое главное, нужно учесть наличие психологического аспекта удаленных мероприятий, все студенты отметили, что при дистанционном обучении не хватает человеческого общения, не хватает общения со сверстниками, с преподавателем, тренером, которые смогли бы следить за правильным выполнением физических упражнений. Здесь, видимо, следует разработать краткое обращения к студенту о правильном восприятии сложившейся ситуации, грамотном использовании технологических методов удаленного обучения. При дистанционном обучении самостоятельные занятия и подготовка к ним, сьемка практических выполнений заданий, его монтаж занимают очень много времени. Также студенты отметили, что скучают по практическим занятиям по плаванию в бассейне. Разработка серии практических упражнений, заменяющих плавание, стало бы выходом временной замены практических занятий по плаванию.

На пятый вопрос анкеты: как прошло дистанционное обучение для них лично, ответы положительные, за исключением некоторых студентов из сельских местностей, они хотели бы в будущем улучшения работы сети интернет в дальних районах. Также заметили, что дистанционное обучение

по физкультуре не отработан до конца как новая форма обучения.

На шестой вопрос анкеты: что понравилось всего в применении дистанционного обучения и что устраивает в нем вас, многие студенты отметили развитие самостоятельности, самообразования и самоподготовку. Также отметили, что занимались в одном месте, не выезжая никуда, временных рамок не было, вставать рано не было нужды, что было удобно при использовании личного времени.

При переходе студентов от практических занятий по физической культуре и спорту на дистанционное обучение, анализируя ответы студентов на анкетные вопросы, выявили три основные проблемы.

Во-первых, наличие психологического фактора у студентов от длительного отсутствия непосредственных контактов со сверстниками, преподавателями, тренерами. В этой связи требуется обсуждение данной темы специалистами-психологами и их рекомендации.

Во-вторых, отсутствие каких-либо контролирующих мероприятий по проверке непосредственного выполнения студентами заданий. Данная проблема трудно разрешима с точки зрения того, что студентов много, а преподаватель один. Предложение выхода из данной ситуации - увеличение индивидуальной работы со студентами, правильное ориентирование студентов на самостоятельность и самоподготовку. В основном студенты стараются выполнять учебные задания, проживающие в отдаленных арктических районах севера Якутии, на связь выходят даже если опоздали на занятия, что является основанием в утверждении правильного восприятия ими положения.

В-третьих, отсутствие или очень слабая сеть интернета, отсутствие условий для занятий на дому (ограниченность в пространстве), сезонные климатические условия Арктики, которые являются факторами возникновения проблемных ситуаций. При разработке учебных заданий для студентов из перечисленных категорий следует учесть перечисленные проблемные ситуации и применять для них индивидуальный подход.

Заключение и выводы: Анализируя проблемы дистанционного обучения, приходим к выводу о том, что дистанционное обучение не может полностью заменить практические занятия и может быть применимо как временная мера с грамотным использованием современных технологий при чрезвычайных ситуациях. При этом определение проблем и пути их разрешения крайне необходимы для совершенствования учебного процесса и активизации вовлечения студентов к занятиям, обучаемым к самостоятельности.

Литература

1. Барахсанова Е.В., Данилова А.И. Реализация

электронного обучения в цифровой образовательной среде. / Е.В. Барахсанова, А.И. Дани-

лова // журнал Азимут научных исследований: педагогика и психология.- 2018, Т. 7, № 4 (25), С. 35-37.

2. Веснина В.А., Осипов А.Ю., Стародубцева Н.В. Увеличение уровня двигательной активности студентов с помощью использования мобильных технологий. / В.А Веснина, А.Ю. Осипов, Н.В. Стародубцева // журнал Проблемы современного педагогического образования. Издат-во федеральн. госуд. авто-ном. образоват. учреждения высшее образование, «Крымский федеральный университет им. В.А. Вернадского», раздел-Педагогика,-2019, № 62-2, С. 48-52.

3. Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании. /Н.Ш. Козлова // журнал Вестник Майкопского государственного технологического университета, федеральн. госуд. автоном. об-разоват. учреждение высшего образования, Издат-во Майкопского госуд-го технолог. унив-та, г. Майкоп - 2019, № 1/40, С. 83-91.

4. Кутепов М.М., Ямбаева Н.В., Елыгина К.А. Информационные технологии обучения физической культуре в вузе. / М.М. Кутепов, Н.В. Ямбаева, К.А. Елыгина // журнал Азимут научных исследований: педагогика и психология.-2016, Т. 5, № 2(15). С. 83-86.

5. Кутепова Л.И. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза. / Л.И. Кутепова, О.А. Никишина, Е.А. Алешугина, Д.А. Лош-карева, Д.С. Костылев //журнал Азимут научных исследований: Педагогика и психология. -2016, Т. 5, № 3 (16). С. 68-71.

6. Кузьминов Я.И. Открытая дискуссия - Онлайн -обучение как оно меняет структуру образования экономику университета. / Я.И. Кузьми-нов, М. Карной //журнал Вопросы образования, Изд-во Федеральн. госуд.автономн.обра-зоват. учрежд.высш образ. «Национ. исследо-ват унив-та» Высшая школа экономики - 2015. -№ 3. С. 8-43.

7. Наговицын Р.С., Рассолова Е.А., Сенатор С.Ю., Торбина И.И. Разработка веб-портала для подготовки студентов к тестированию по нормам ГТО. / Р.С. Наговицын, Е.А. Рассолова, С.Ю. Сенатор, И.И. Торбина // Журнал ТиПФК, - М.: № 1, 2016. С. 39-42.

8. Петрова Н.П., Бондарева Г.А. Цифровиза-ция и цифровые технологии в образовании. / Н.П. Петрова, Г.А. Бондарева // Журнал Мир науки, культуры, образования, редакция Международного научного журнала, г. Москва -2019 г, № 5 (78), С. 353-355.

9. Симина Т.Е. Обучение плаванию студентов с использованием инновационных технологий. / Т.Е. Симина // журнал Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта / - Санкт-Петербург. 2015.№ 12 (130). С. 193-196.

10. Стеценко Н.В., Широбакина Е.А. Цифровиза-ция в сфере физической культуры и спорта: состояние вопроса. / Н.В. Стеценко, Е.А. Широ-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

З

и о со

бакина // Физическое воспитание / Science and sport: current trends: № 1 (vol 22), 2019. С. 3539.

11. Шутова Т.Н. Информатизация и цифровиза-ция образовательного процесса по физической культуре. / Т.Н. Шутова // журнал Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -Санкт-Петербург, 2020, № 3(181). С. 501-505.

PROBLEMS OF DISTANCE EDUCATION OF STUDENTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS (ON THE EXAMPLE OF NEFU)

Kladkin N.N.

North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov

The article examines the problems of distance learning of students in physical culture and sports on the example of NEFU, transferred to remote distance learning for a certain period of time due to the coronavirus infection ^VID-^ in Yakutsk. The purpose of this article is to analyze the problems arising in the process of distance learning, which limit the achievement of goals and objectives of physical training of students. The article also provides a review of the scientific literature of many authors and specialists on the problems of distance digital learning. The research method is based on pedagogical observation during a questionnaire survey of students and on personal practical experience. 10 study groups took part in the questionnaire survey, of which 6 groups of girls and 4 groups of boys. Students of these educational groups are engaged in the discipline "physical culture and sports" (swimming section) since September 2019. In 4 groups, the number of boys is 50 students, in 6 study groups of girls - 91 students. In each study group the composition is mixed, there are students belonging to the main, to the preparatory and to the special medical group. Based on the results of the spring semester, when conducting distance learning in the discipline of physical culture and sports with NEFU students, analyzing the problems, we identified three main problems. Firstly, the lack of direct communication or, so to speak, individual contact of the teacher with the students, which affects the correct implementation of educational assignments. Secondly, the absence of any control measures to guide the direct implementation of the student's tasks. An indication of the mistakes of students when completing the assignment is carried out late Thirdly, not all students have access to the Internet. In remote rural areas, especially in the Arctic regions of the republic, the Internet works intermittently. Factors such as access to the Internet, conditions for physical education at home, the influence of the climatic conditions of the Far North, and the inflexibility of training time should be taken into account when organizing distance learning.

Keywords: analysis of distance learning problems, physical culture and sports, student, questionnaire survey, arctic regions, communication, controlling events, the Internet.

References

1. Barakhsanova E.V., Danilova A.I. Implementation of e-learning in a digital educational environment. / magazine Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology.- 2018, Vol.7, No. 4 (25), S.35-37.

2. Vesnina V.A., Osipov A. Yu., Starodubtseva N.V. Increasing the level of students' motor activity through the use of mobile technologies. / Journal of Problems of Modern Pedagogical Education. Federal Publishing House state autonomous. educated. institutions higher education, "Crimean Federal University named after V.A. Vernadsky ", section-Pedagogy,- 2019, No. 62-2, P. 48-52.

3. Kozlova N. Sh. Digital technologies in education. / Journal of the Bulletin of the Maikop State Technological University, federal. state autonomous. educated. institution of higher education, Publishing house of the Maikop state technologist. University, Maykop - 2019, No. 1/40, pp. 83-91.

4. Kutepov M.M., Yambaeva N.V., Elygina K.A. Information technologies for teaching physical culture at the university. / Magazine Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology.-2016, Vol.5, No. 2 (15). S.83-86.

5. Kutepova L.I. Organization of independent work of students in the information and educational environment of the university. / Journal Azimuth of scientific research: Pedagogy and psychology. -2016, Vol.5, No. 3 (16). S.68-71.

6. Kuzminov Ya.I. Open discussion - Online learning how it is changing the structure of education and university economics. / ME AND. Kuzminov, M. Karnoy // Journal of Education Issues, Federal Publishing House. state autonomous education institution is the highest image. "National. will investigate the university "Higher School of Economics - 2015. -№ 3. P. 8-43.

7. Nagovitsyn R.S., Rassolova E.A., Senator S. Yu., Torbi-na I.I. Development of a web portal to prepare students for testing according to the TRP standards. / Journal of TiPFK, - M .: No. 1, 2016. P. 39-42.

8. Petrova N.P., Bondareva G.A. Digitalization and digital technologies in education. / Journal of the World of Science, Culture, Education, edition of the International Scientific Journal, Moscow -2019, No. 5 (78), pp. 353-355.

9. Simina T.E. Swimming training for students using innovative technologies./ Journal of Scientific Notes of the University. P.F. Lesgaft / - St. Petersburg. 2015. No. 12 (130). Pp. 193196.

10. Stetsenko N.V., Shirobakina E.A. Digitalization in the field of physical culture and sports: state of the art. / Physical education / Science and sport: current trends: № 1 (vol 22), 2019. P. 35-39.

11. Shutova T. N. Informatization and digitalization of the educational process in physical culture. / Journal of Scientific Notes of the University. P.F. Lesgaft. - St. Petersburg, 2020, No. 3 (181). S. 501-505.

о с

u

СЭ CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.