Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ"'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL CULTURE / STUDENTS / DISTANCE EDUCATION / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеев Марк Вячеславович, Феофанов Владимирович, Тихонов Георгиевич, Ивачев Алексеевич

В условиях самоизоляции с целью предотвращения распространения коронавирусной инфекции дистанционное обучение становится актуальным, как никогда ранее. Столкнувшись с непростой задачей: реализовать занятия по практической дисциплине в рамках поставленных условий, нами был разработан дневник прохождения дистанционного курса по дисциплине «Элективный курс по физической культуре и спорту». Цель исследования: анализ реализации дисциплины «Элективный курс по физической культуре и спорту» в рамках дистанционного образования в БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова. Организация исследования. В исследовании приняли участие 404 студента, обучающиеся на отделениях различной спортивной направленности. Для проведения анализа были взяты данные, полученные в ходе анкетирования. Результаты исследования. После окончания дистанционного курса дисциплины студентам было предложено пройти опрос. Результаты в виде диаграмм представлены в статье. Выводы. 1. Больше 60% опрошенных студентов хотели бы вернуться к очным занятиям с преподавателем в зале. 2. Разработанные задания и дневник прохождения дисциплины были доступными для понимания студентов. Взаимодействие с преподавателями посредством корпоративной электронной почты в среднем не вызывало сложностей. 3. Необходимо проведение дополнительной работы, направленной на более рациональный подбор тренировочных средств и методов, а также на индивидуализацию учебнотренировочного процесса в соответствии с уровнем физической подготовленности студента, а также условиями проживания, наличием спортивного инвентаря и др. 4. По самооценке студентов уровень их физической подготовленности за период дистанционного обучения снизился, но достоверность различий нельзя считать существенной (р> 0,05).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеев Марк Вячеславович, Феофанов Владимирович, Тихонов Георгиевич, Ивачев Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING FOR THE DISCIPLINE “ELECTIVE COURSE IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS”

In conditions of self-isolation in order to prevent the spread of coronavirus infection, the distance learning is becoming more relevant than ever before. Having faced with the difficult task: to implement the classes for the practical discipline within the set conditions, we have developed the diary of passing the distance course in the discipline "Elective course in physical culture and sports". The purpose of the study: the analysis of the implementation of the discipline "Elective course in physical culture and sports" in the framework of distance education in the BSTU "Voenmeh" named after D.F. Ustinov. Organization of research. The study involved 404 students studying at the departments of various sports orientation. The data obtained during the survey were taken for the analysis. Research result. After completing the distance course of the discipline, the students were asked to take the survey. The results are presented in the dia grams in the article. Conclusions. 1. More than 60% of the surveyed students would like to return to full-time classes with a teacher in the hall. 2. The developed tasks and the diary of the course were accessible for students to understand. Interaction with the teachers via corporate email was not difficult on average. 3. It is necessary to conduct the additional work aimed at more rational selection of the training tools and methods, as well as to individualize the training process in accordance with the level of physical fitness of the student, as well as living conditions, the availability of sports equipment, etc. 4. According to the students' self-assessment, the level of their physical fitness has decreased over the period of distance learning, but the reliability of the differences can’t be considered significant (p> 0.05).

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ"»

Педагогические науки

УДК 378.147

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ»

Марк Вячеславович Алексеев, преподаватель, Владимир Владимирович Феофанов,

преподаватель, Ростислав Георгиевич Тихонов, старший преподаватель, Александр Алексеевич Ивачев, преподаватель, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербург

Аннотация

В условиях самоизоляции с целью предотвращения распространения коронавирусной инфекции дистанционное обучение становится актуальным, как никогда ранее. Столкнувшись с непростой задачей: реализовать занятия по практической дисциплине в рамках поставленных условий, нами был разработан дневник прохождения дистанционного курса по дисциплине «Элективный курс по физической культуре и спорту». Цель исследования: анализ реализации дисциплины «Элективный курс по физической культуре и спорту» в рамках дистанционного образования в БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова. Организация исследования. В исследовании приняли участие 404 студента, обучающиеся на отделениях различной спортивной направленности. Для проведения анализа были взяты данные, полученные в ходе анкетирования. Результаты исследования. После окончания дистанционного курса дисциплины студентам было предложено пройти опрос. Результаты в виде диаграмм представлены в статье. Выводы. 1. Больше 60% опрошенных студентов хотели бы вернуться к очным занятиям с преподавателем в зале. 2. Разработанные задания и дневник прохождения дисциплины были доступными для понимания студентов. Взаимодействие с преподавателями посредством корпоративной электронной почты в среднем не вызывало сложностей. 3. Необходимо проведение дополнительной работы, направленной на более рациональный подбор тренировочных средств и методов, а также на индивидуализацию учебно-тренировочного процесса в соответствии с уровнем физической подготовленности студента, а также условиями проживания, наличием спортивного инвентаря и др. 4. По самооценке студентов уровень их физической подготовленности за период дистанционного обучения снизился, но достоверность различий нельзя считать существенной (р> 0,05).

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, студенты, дистанционное образование, электронное обучение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p3-7

DISTANCE LEARNING FOR THE DISCIPLINE "ELECTIVE COURSE IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS"

Mark Vyacheslavovich Alekseev, the teacher, Vladimir Vladimirovich Feofanov, the teacher, Rostislav Georgievich Tikhonov, the senior teacher, Aleksandr Alekseevich Ivachev, the

teacher, Baltic State Technical University "Voenmeh" named after D.F. Ustinov, St. Petersburg

Abstract

In conditions of self-isolation in order to prevent the spread of coronavirus infection, the distance learning is becoming more relevant than ever before. Having faced with the difficult task: to implement the classes for the practical discipline within the set conditions, we have developed the diary of passing the distance course in the discipline "Elective course in physical culture and sports". The purpose of the study: the analysis of the implementation of the discipline "Elective course in physical culture and sports" in the framework of distance education in the BSTU "Voenmeh" named after D.F. Ustinov. Organization of research. The study involved 404 students studying at the departments of various sports orientation. The data obtained during the survey were taken for the analysis. Research result. After completing the distance course of the discipline, the students were asked to take the survey. The results are presented in the dia-

grams in the article. Conclusions. 1. More than 60% of the surveyed students would like to return to fulltime classes with a teacher in the hall. 2. The developed tasks and the diary of the course were accessible for students to understand. Interaction with the teachers via corporate email was not difficult on average. 3. It is necessary to conduct the additional work aimed at more rational selection of the training tools and methods, as well as to individualize the training process in accordance with the level of physical fitness of the student, as well as living conditions, the availability of sports equipment, etc. 4. According to the students' self-assessment, the level of their physical fitness has decreased over the period of distance learning, but the reliability of the differences can't be considered significant (p> 0.05).

Keywords: physical education, physical culture, students, distance education, e-learning.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время становится актуальным электронное обучение студентов высших учебных заведений с применением дистанционных образовательных технологий. Особую актуальность переход на дистанционное обучение студентов приобрел в настоящее время, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации [2].

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 14.03.2020 № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» [3] БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова был переведен на обучение с применением дистанционных образовательных технологий.

В соответствии с внутренними приказами взаимодействие со студентами возможно было осуществлять только посредством ЭИОС Moodle и корпоративной электронной почты.

Преподаватели кафедры «Физическое воспитание и спорт» столкнулись с непростой задачей: реализовать занятия по практической дисциплине в рамках поставленных условий.

Нами был разработан дневник прохождения дистанционного курса по дисциплине «Элективный курс по физической культуре и спорту», который включал в себя титульный лист, раздел самоконтроля, содержание и результаты занятий, а также памятку по заполнению. В соответствии с рабочей программой дисциплины был составлен план занятий для студентов каждого курса и отделения спортивной направленности. Еженедельно обучающиеся получали задание от преподавателя посредством корпоративной электронной почты. В конце недели им необходимо было отправлять отчеты о проделанной работе в виде заполненного дневника.

Цель исследования - анализ реализации дисциплины «Элективный курс по физической культуре и спорту» в рамках дистанционного образования в БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 404 студента БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, обучающихся на отделениях различной спортивной направленности: 148 студентов первого курса, 150 - второго курса и 106 - третьего.

Для проведения анализа были взяты данные, полученные в ходе анкетирования.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

После окончания занятий по дисциплине студентам было предложено пройти опрос. Ниже представлены результаты анкетирования (рисунки 1-8).

Более 300 опрошенных отдали предпочтение классической форме образования -очному обучению (рисунок 1), но при этом почти 40 из них хотели бы продолжить обучение по дисциплине в дистанционной форме (рисунок 2).

Какая форма реализации дисциплины для Вас предпочтительнее?

25,20%

74,80%

Дистанционная (самостоятельные занятия по программе)

Очная (занятия с преподавателем в вузе)

Рисунок 1 - Вопрос 1 Хотели бы продолжить обучение по дисциплине в дистанционной форме?

35,50%

Нет Да

64,50%

Рисунок 2 - Вопрос 2

Возникали ли у Вас сложности с заполнением дневника прохождения 4,40% 4% дисциплины?

28,00%

63,60%

Рисунок 3 - Вопрос 3

Нет

Да, но редко Да, часто Да, всегда

Возникали ли у Вас сложности с взаимодействием с преподавателем в услових дистанционного обучения?

3,80%

11,70%

82,40%

Нет

Да, но редко Да, часто Да, всегда

Рисунок 4 - Вопрос 4

Возникали ли у Вас сложности с пониманием программ тренировок, высылаемых преподавателем? (не понятно, как выполнять упражнение, сколько повторений и

3,10%_ _2% т.п.)

27,20%

67,80% Рисунок 5 - Вопрос 5

Нет

Да, но редко Да, часто Да, всегда

6,20% 3,00%

9,60%

У большинства респондентов (более 250 человек) не возникло сложностей с заполнением дневника, взаимодействием с преподавателем и пониманием сути задания, менее, чем у 10% опрошенных сложности возникали часто (рисунки 3-5).

Возникали ли у Вас сложности с выполнением задания?

Да, задания были очень сложными

Да, но не было необходимого инвентаря или не позволяли условия проживания

Иногда возникали сложности

Нет, задания соответствовали моей физической подготовленности и условиям проживания Нет, задания были слишком простыми

37%

44,70%

Рисунок 6 - Вопрос 6

Круговая диаграмма (рисунок 6) демонстрирует, что всего лишь 36% опрошенных студентов (менее 150 человек) отметили, что присылаемые задания соответствовали уровню их физической подготовленности и условиям проживания, остальные же столкнулись со сложностями при выполнении или оценили занятия, как слишком легкие.

Из представленных ниже диаграмм (рисунки 7 и 8) видно, что по собственным ощущениям уровень физической подготовленности студентов снизился, но незначительно. Достоверность различий нельзя считать существенной (р >0,05).

Как оцениваете свою физическую подготовленность до перехода на дистанционное обучение?

200 150 100 50 0

200 150 100 50 0

_179

130

47 43

5 ^^^^

1 - очень низкий 2 3 4 5 - очень высокий Рисунок 7 - Вопрос 7 Как оцениваете свою физическую подготовленность на текущей момент?

155 163

45 6 34

1 - очень низкий

5 - очень высокий

Рисунок 8 - Вопрос 8

Помимо вышеизложенного более 68% респондентов отметили, что загруженность по всем дисциплинам возросла по сравнению с очным обучением.

Также хочется отметить тот факт, что количество закрытых задолженностей по дисциплине сократилось в среднем по факультетам в два раза, несмотря на то, что более 73% опрошенных ответили, что регулярно отправляли отчеты преподавателю.

ВЫВОДЫ

1. Больше 60% опрошенных студентов хотели бы вернуться к очным занятиям с преподавателем в зале. Также снизившаяся в два раза статистика сдачи задолженностей продемонстрировала, что «отработки» в спортивном зале предпочтительнее для обучающихся нежели в дистанционной форме.

2. Разработанные задания и дневник прохождения дисциплины были доступными для понимания студентов. Взаимодействие с преподавателями посредством корпоративной электронной почты в среднем не вызывало сложностей.

3. Большинство респондентов (63,5%) отметили не соответствие задания уровню их физической подготовленности и/или условиям проживания. Данный факт говорит о необходимости проведения дополнительной работы, направленной на более рациональный подбор тренировочных средств и методов, а также на индивидуализацию учебно-тренировочного процесса в соответствии с уровнем физической подготовленности студента, а также условиями проживания, наличием спортивного инвентаря и др. Также учитывая тот факт, что более 68% респондентов отметили, что загруженность по всем дисциплинам возросла по сравнению с очным обучением, необходимо обеспечить оптимальную физическую нагрузку для компенсации малоподвижного образа жизни в условиях самоизоляции и большого объема работы за компьютером, при этом не увеличить и так высокую нагрузку по дисциплинам.

4. По самооценке студентов уровень их физической подготовленности за период дистанционного обучения снизился, но достоверность различий нельзя считать существенной (р >0,05).

ЛИТЕРАТУРА

1. Зиновьев, Н.А. Формирование здорового образа жизни студентов технического вуза на занятиях физической культурой / Н.А. Зиновьев, М.В. Купреев // XX Юбилейные Царскосельские чтения : материалы международной научной конференции. - Санкт-Петербург, 2016. - С. 291-295.

2. Корчевский, А.М. Электронное обучение студентов вуза дисциплинам по физической культуре и спорту / А.М. Корчевский, Е.В. Токарь // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 220-224.

3. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации : приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г № 397. - URL : https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (дата обращения: 18.05.2020).

REFERENCES

1. Zinoviev, N.A. and Kupreev, M.V. (2016), "Formation of a healthy lifestyle of technical University students in the classroom of physical culture", XXAnniversary Tsarskoye Selo readings: materials of the international scientific conference, St. Petersburg, pp. 291-295.

2. Korchevsky, A.M. and Tokar, E.V. (2020), "Electronic training of University students in the disciplines of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), pp. 220-224.

3. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (2020), Order of the dated March 14, 2020 No. 397 "On the organization of educational activities in organizations implementing educational programs of higher education and relevant additional professional programs, in the event of the prevention of the spread of new coronavirus infection in the Russian Federation", available at: https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (accessed 18 May 2020).

Контактная информация: nik.zinoviev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.06.2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.