Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ОНЛАЙН-ФОРМАТА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ВУЗА'

РЕАЛИЗАЦИЯ ОНЛАЙН-ФОРМАТА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельев Д.С., Куванов В.А., Жерлыгина Е.С.

Цель исследования - выявить проблемные аспекты и возможности реализации практических занятий по физической культуре в онлайн-формате в техническом вузе. Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского горного университета, где весной 2020 г. было впервые применено онлайн-преподавание, в том числе и по дисциплине «Физическая культура». Для оценки отношения студентов к данной системе обучения был проведен опрос обучающихся вуза (9 факультетов университета, всего 890 человек, студенты 2-4-го курсов обучения). Результаты исследования и выводы. В ходе исследования были выявлены как проблемы, так и преимущества проведения практических занятий по физической культуре онлайн. В целом, была получена положительная оценка со стороны обучающихся, более 60% опрошенных по десятибалльной шкале выбрали диапазон от 8 до 10. Немаловажным считаем также, что 50,4% студентов указали, что практические занятия оказывали как поддерживающий, так и развивающий эффект, 40,6% респондентов отметили только поддерживающий эффект. Анализ результатов обратной связи от студентов относительно проведения практических занятий по физической культуре в онлайн-формате свидетельствует об успешности их применения при обучении в дистанционном режиме. Тем не менее дистанционная форма обучения не должна заменять традиционную академическую, а дополнять и обогащать форматы взаимодействия студентов и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF ONLINE PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS CLASSES AT UNIVERSITIES

Objective of the study was to identify challenges and opportunities for practical implementation of online physical training in technical universities. Methods and structure of the study. The study was carried out on the basis of Saint Petersburg State University, where the online forms and methods of teaching, including the Physical Education discipline, were first applied in spring 2020. The students’ attitudes to this training system were determined through a survey of the 2nd-4th-year students of 9 faculties (n=890). Results and conclusions. The study enabled to identify the pros and cons of online physical education and sports classes. The students gave an upbeat assessment of the online training system: on a 1-10 scale, 60% of respondents chose between 8 and 10. It is also important to note that 50.4% of students indicated that practical sessions had both a supportive and developmental impact, while 40.6% of respondents indicated a supportive effect only. The analysis of the student feedback on the proposed online training model revealed that it could be successfully used in distance learning. However, distance learning should not merely replace traditional academic learning but complement and enrich the existing forms of interaction between students and teachers.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ОНЛАЙН-ФОРМАТА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ВУЗА»

РЕАЛИЗАЦИЯ ОНЛАИН-ФОРМАТА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

УДК/UDC 796/799

Поступила в редакцию 29.12.2020 г.

Д.С. Савельев1

Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Куванов1 Кандидат технических наук, доцент Е.С. Жерлыгина1

1 Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

PECULiARiTiES OF ORGANIZATION OF ONLiNE PHYSiCAL EDUCATION AND SPORTS CLASSES AT UNiVERSiTiES

D.S. Savelyev1

PhD, Associate Professor V.A. Kuvanov1 PhD, Associate Professor E.S. Zherlygina1

1 Saint Petersburg Mining University, Saint Petersburg

Информация для связи с автором: bazilyak.e.s@gmail.com

Аннотация

Цель исследования - выявить проблемные аспекты и возможности реализации практических занятий по физической культуре в онлайн-формате в техническом вузе.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского горного университета, где весной 2020 г. было впервые применено онлайн-преподавание, в том числе и по дисциплине «Физическая культура». Для оценки отношения студентов к данной системе обучения был проведен опрос обучающихся вуза (9 факультетов университета, всего 890 человек, студенты 2-4-го курсов обучения). Результаты исследования и выводы. В ходе исследования были выявлены как проблемы, так и преимущества проведения практических занятий по физической культуре онлайн. В целом, была получена положительная оценка со стороны обучающихся, более 60% опрошенных по десятибалльной шкале выбрали диапазон от 8 до 10. Немаловажным считаем также, что 50,4% студентов указали, что практические занятия оказывали как поддерживающий, так и развивающий эффект, 40,6% респондентов отметили только поддерживающий эффект. Анализ результатов обратной связи от студентов относительно проведения практических занятий по физической культуре в онлайн-формате свидетельствует об успешности их применения при обучении в дистанционном режиме. Тем не менее дистанционная форма обучения не должна заменять традиционную академическую, а дополнять и обогащать форматы взаимодействия студентов и преподавателей.

Ключевые слова: онлайн-обучение, цифровизация, образовательный контент, физическая культура и спорт.

Annotation

Objective of the study was to identify challenges and opportunities for practical implementation of online physical training in technical universities. Methods and structure of the study. The study was carried out on the basis of Saint Petersburg State University, where the online forms and methods of teaching, including the Physical Education discipline, were first applied in spring 2020. The students' attitudes to this training system were determined through a survey of the 2nd-4th-year students of 9 faculties (n=890).

Results and conclusions. The study enabled to identify the pros and cons of online physical education and sports classes. The students gave an upbeat assessment of the online training system: on a 1-10 scale, 60% of respondents chose between 8 and 10. It is also important to note that 50.4% of students indicated that practical sessions had both a supportive and developmental impact, while 40.6% of respondents indicated a supportive effect only. The analysis of the student feedback on the proposed online training model revealed that it could be successfully used in distance learning. However, distance learning should not merely replace traditional academic learning but complement and enrich the existing forms of interaction between students and teachers.

Keywords: online training, digitalization, educational content, physical education and sports.

Введение. Весной 2020 г, в период самоизоляции, в разной степени пришлось столкнуться с тем, что без онлайн-формы проведения занятий продолжать процесс преподавания - обучения было невозможно. Самым сложным, на взгляд авторов, в подобных условиях было организовать проведение практических занятий по физической культуре и спорту. Те учебные заведения, в которых уже существовали платформы для дистанционного образования, их развивали и совершенствовали [4]. Так, в статье Т. Ю. Покровской показаны результаты исследования по выявлению особенностей онлайн-занятий по физической культуре и спорту на платформе Blackboard (Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева) [1]. Опыт применения онлайн-технологий представлен также в на-

учных работах преподавателей кафедры физического воспитания Санкт-Петербургского горного университета [2, 3]. Однако вынужденный период самоизоляции привнес свои коррективы в организацию образовательного процесса в целом, и если ранее работа в онлайн-системах рассматривалась в большей степени как сопровождение, то с введением дистанционного обучения она выступила основной формой взаимодействия преподавателей и студентов.

Цель исследования - выявить проблемные аспекты и возможности реализации практических занятий по физической культуре в онлайн-формате в техническом вузе.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского горного университета в октябре 2020 г

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Процесс проведения практических занятий по физической культуре в онлайн-формате в Санкт-Петербургском горном университете выстраивался следующим образом. Тренировочные программы видеоуроков от преподавателей кафедры физического воспитания записывались и загружались в группу спортивного клуба «Горняк» ежедневно. Преподаватели приняли участие в создании этих видеозаписей, а сотрудник кафедры - менеджер направления социальных сетей обрабатывал и выкладывал их в группу Вконтакте. За 3 месяца онлайн-занятий были опробованы видеозаписи различной длительности и формата.

Такая форма трансфера видеозанятия оказалась близкой и удобной как студентам, так и преподавателям, авторы отметили удобство этой социальной сети в получении обратной связи от студентов в виде «лайков» под понравившимися видеоуроками и комментариев.

Обучающиеся после каждого проведенного практического занятия заполняли дневники самоконтроля по утвержденной форме, в которых фиксировали используемые на занятиях упражнения, их длительность, количество повторений, свой пульс до, во время и после занятий, а также субъективное самочувствие. Минимальная частота практических занятий была установлена в количестве 2 раз в неделю. На сервере Горного университета были созданы папки для групп, куда студенты загружали свои дневники для проверки преподавателями, по результатам которой они получали каждую неделю 1 зачетный балл в ведомость учета успеваемости, также 1 балл проставлялся за каждое проведенное и зафиксированное на видео практическое занятие, которое загружалось студентами в выбранные облачные хранилища (Google Drive, Yandex Disk, Dropbox и др.). Все студенты освоили бесплатные программы для смартфонов, планшетов или ноутбуков, преобразовывали видео часовой тренировки в короткий 1,5-2-минутный ролик «таймлапс»-видео.

В среднем один преподаватель курировал 10-12 групп студентов, т. е. просматривал от 400 видеоотчетов в неделю или 600-800 мин видео в неделю, а затем заносил полученные студентами баллы за видеоотчеты в ведомость учета.

Максимальное число баллов, которое студент мог получить за практические занятия в неделю, составляло не более 4. Для ежемесячной аттестации обучающиеся должны были набрать за месяц дистанционных занятий 12 баллов (2 балла за практические занятия в неделю и 1 балл за правильно заполненный дневник).

Зачетные нормативы по физической подготовке также были приняты преподавателями кафедры в онлайн-формате. Для студентов был подготовлен и представлен в ВКонтакте видеоролик, в котором были детально разобраны все требования, особенности и технические детали правильного выполнения упражнений.

Студенты создавали в своих облачных хранилищах дополнительную папку «нормативы», в которую помещали 3 записи выполнения упражнений: «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа», «Поднимание туловища из положения лежа на спине с касанием локтями бедер за 1 мин», «Приседания за 1 мин». За определенное количество выполненных повторов обучающиеся могли получить от 3 до 5 баллов за каждое упражнение. Для получения зачета по предмету «Физическая культура» студент должен был набрать 30 баллов (с учетом баллов за нормативы).

Студенты, освобожденные от практических занятий по физической культуре, отчитывались по результатам выполненных теоретических работ в режиме видеоконференций.

Для оценки отношения студентов к организованному в весеннем семестре онлайн-обучению по физической культуре и спорту был проведен опрос обучающихся вуза (9 факультетов университета, всего 890 человек, студенты 2-4-го курсов

обучения). Анкета содержала как закрытые, так и открытые варианты вопросов, которые позволили выявить основные минусы и плюсы реализованного формата проведения практических занятий.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе опроса были получены следующие результаты.

• Были ли у Вас необходимые технические средства (смартфон, планшет или ноутбук) для прохождения дистанционного курса по физической культуре - да (98,4 %), нет (1,6 %).

• Хватало ли пропускной способности Вашего канала в Интернет - да, достаточно (84,2 0%), бывали проблемы (14,8 0%), категорически не хватало (10%).

• Было ли необходимое пространство для выполнения заданий по физической культуре - да, пространства всегда хватало (56 %), иногда не хватало (35,6 %), не хватало постоянно (8,4 0%).

• Возникали ли сложности с пониманием объяснений и демонстраций упражнений - все было понятно (74,5 %), иногда нужно было вникнуть (23,2 %), сложности с пониманием возникали постоянно (2,3 %).

• Явилась ли платформа «ВКонтакте» удобной для Вашего доступа к видео занятий и заданий - да (89,1 %), нет (5,3 %), иногда возникали проблемы (5,6 %).

• Какой по длительности формат тренировок считаете оптимальным - короткие объяснения 5-7 мин с последующим самостоятельным выполнением (55,1%), полные тренировочные занятия, чтобы следовать в упражнениях за преподавателем (44,9 %).

• Было ли сложно записывать короткие отчетные видео и загружать их в облачные хранилища для контроля занятий преподавателями - да, очень сложно (10,5 %), периодически возникали сложности (40,5 %), сложности не возникали (48,9 %%).

• Какого уровня сложности были тренировочные занятия, на Ваш взгляд, - все тренировки были тяжелыми (1,6 %), большинство тренировок были тяжелыми (7,2 %), некото-

Рис. 1. Процентное соотношение вариантов ответов на вопрос: «Чувствовали ли Вы поддерживающий или развивающий эффект от тренировочных занятий в таком формате?»

Рис. 2. Процентное соотношение вариантов ответов на вопрос: «На какой балл Вы оценили бы систему проведения дистанционных занятий по физической культуре в период самоизоляции от 1 до 10, где 10 - максимальная положительная оценка?»

16

http://www.teoriya.ru

№3^ 2021 Март | March

рые тренировки были тяжелыми (76,1 00), все тренировки были легкими (15,2 %).

• Было ли сложнее сдавать нормативы по физической культуре в форме видеозаписей их выполнения по сравнению с очным приемом нормативов - да, гораздо сложнее (8,10%), так же (60,3 %), легче, чем при очном приеме (31, 6 %).

• Чувствовали ли Вы поддерживающий или развивающий эффект от тренировочных занятий в таком формате? (рис. 1).

• На какой балл Вы оценили бы систему проведения дистанционных занятий по физической культуре в период самоизоляции, от 1 до 10, где 10 - максимальная положительная оценка - 10 (19,8 00), 9 (14,8 00), 8 (32,1 00), 7 (16,7 00), 6 (5,7 00), 5 (4,8 00), 4 (2,4 00), 3 (1,7 00), 2 (0,3 00), 1 (1,7 00) (рис. 2). Вывод. Разработанная система проведения практических

занятий по физической культуре в онлайн-формате, реализованная на базе Горного университета, является наиболее приемлемым вариантом в условиях самоизоляции. Она может быть применена для поддержания физической формы студентов, формирования привычки к систематичным занятиям физической культурой, профилактики гиподинамии и получения новых знаний, умений и навыков в области физической культуры. Результаты опроса студентов подтвердили высокую оценку реализации практических занятий по физической культуре в вузе в онлайн-формате. Тем не менее дистанционная форма обучения должна не заменять традиционную академическую, а дополнять и обогащать форматы взаимодействия студентов и преподавателей.

Литература

1. Покровская Т.Ю. Дистанционное обучение по дисциплине «Физическая культура и спорт» в условиях изоляции / Т.Ю. Покров-

ская, Р.А. Юсупов, Е.Б. Титова и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020.- № 11. - С. 65-67.

2. Савельев Д.С. Потребность студентов технического вуза в создании онлайн-курса по теории физической культуры / Д.С. Савельев, Е.С. Жерлыгина, Я.А. Куванов // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 23-25.

3. Савельев Д.С. Оценка введения онлайн-курса в практику занятий физической культурой / Д.С. Савельев, Е.С. Жерлыгина, И.А. Панченко // Неделя науки СПбГУ: матер. науч. конф. с меж-дунар. участием (Институт физической культуры, спорта и туризма). - 2019. - С. 152-154.

4. Шутова Т.Н. Цифровизация образовательного пространства вуза в сфере физической культуры и спорта студентов технического вуза в создании онлайн-курса по теории физической культуры / Т.Н. Шутова, Л.Б. Андрющенко // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 9. - С. 102-104.

References

1. Pokrovskaya T.Yu., Yusupov R.A., Titova E.B. et al. Distantsionnoe obuchenie po distsipline «Fizicheskaya kultura i sport» v usloviyakh izolyatsii [Distance learning in physical education and sports discipline in terms of self-isolation]. Teoriya i praktika fiz. Kultury. 2020.no.11. pp. 65-67.

2. Savelyev D.S., Zherlygina E.S., Kuvanov Ya.A. Potrebnost studentov tekhnicheskogo vuza v sozdanii onlain- kursa po teorii fizicheskoy kultury [Demand for theory of physical education online course in technical university]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 3. pp. 23-25.

3. Savelyev D.S., Zherlygina E.S., Panchenko I.A. Otsenka vvedeniya onlayn-kursa v praktiku zanyatiy fizicheskoy kulturoy Evaluation of introduction of online course of physical education practice]. Nedelya nauki SPbGU [St. Petersburg State University Science Week]. Proc. scientific conference with international participation (Institute of Physical Culture, Sports and Tourism). 2019. pp. 152-154.

4. Shutova T.N., Andryushchenko L.B. Tsifrovizatsiya obrazovatelnogo prostranstva vuza v sfere fizicheskoy kulturyi i sporta studentov tehnicheskogo vuza v sozdanii onlain- kursa po teorii fizicheskoy kultury [Digitalization of physical education and sports educational process at university]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 9. pp. 102-104.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ СПРИНТЕРОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Батырь1

1Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

УДК/UDC 796.012

Ключевые слова: юные спринтеры, физические качества, тренировочный процесс, начальная специализация.

Введение. На основании литературных данных и опроса специалистов в области подготовки юных спринтеров известно, что наиболее весомый вклад в результат в спринтерском беге вносят такие физические качества, как быстрота и сила.

Цель исследования - разработка и экспериментальное обоснование методики развития физических качеств спринтеров на этапе начальной специализации.

Методика и результаты исследования. Для развития доминирующих физических качеств в спринтерском беге -быстроты и силы были разработаны специальные комплексы упражнений, состоящие из средств, эффективность которых уже доказана многими учеными в области спортивной тренировки. По развитию выносливости, гибкости и координации мы пользовались общими рекомендациями по применению средств и методов для развития этих способностей.

Каждый отдельный комплекс на развитие основных физических качеств образует серию последовательных упражнений.

Для развития быстроты и скоростных способностей мы использовали три основных комплекса упражнений. В первый комплекс вошли следующие упражнения: «Бег на месте»; «Работа рук, как в беге на месте»; «Прыжки через ли-

FEATURES OF DEVELOPMENT OF JUNiOR SPRiNTERS'

physical qualities at initial specialization STAGE

PhD, Associate Professor I.N. Batyr1 Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd

Поступила в редакцию 20.02.2021 г.

нию»; «Работа рук, как в беге на месте»; «Разножка; «Работа рук, как в беге на месте»; «Бег на месте»; «Бег с ходу». Второй комплекс состоял из следующих упражнений: «Бег из различных исходных положений»; «Выбегания из полунизкого положения старта»; «Выбегания из положения низкого старта» и «Бег со старта». В третий комплекс вошли «Бег в упоре»; «Бег в упоре с выбеганием» и «Бег с ходу».

Исходя из специфики развития скоростных способностей, каждое упражнение спортсменам необходимо было выполнить в максимальной интенсивности, далее следовал регламентированный отдых и следующее упражнение спортсмен должен выполнять после полного восстановления. Для определения скорости и полноты восстановительных реакций проводились замеры ЧСС пальпаторным методом. При этом ЧСС не превышала значения 110-120 уд/мин.

Вывод. Проведенный анализ результатов исследования позволяет говорить об эффективности разработанной нами методики развития физических качеств юных спринтеров на этапе начальной специализации.

Использованная литература

1. Зеличенок В.Б. Планирование тренировочного процесса легкоатлетов высокой квалификации на основе новых методических подходов / В.Б. Зеличенок // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 1. - С. 72-74.

Информация для связи с автором: evgenevna72@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.