циоровиздция образовательного пространства вуза в сфере физической культуры и спорта
УДК/UDC 796.011
Поступила в редакцию 01.02.2020 г.
Кандидат педагогических наук, доцент Т.Н. Шутова1 Доктор педагогических наук, профессор Л.Б. Андрющенко1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
DIGITALIZATION OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS EDUCATIONAL PROCESS AT UNIVERSITY
PhD, Associate Professor T.N. Shutova1 Dr.Hab., Professor L.B. Andryushchenko1
1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - выявить уровень внедрения цифровых сервисов в области образования, физической культуры и спорта, которые расширяют личностно ориентированный и деятельностный подходы к учебным и самостоятельным занятиям физической культурой, спортом и фитнесом. Методика и организация исследования. Исследование проведено на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова, в рамках которого разработана концепция цифро-визации ФКиС вузов и классификация мобильных приложений, проанализированы онлайн-образовательные платформы, проведено анкетирование специалистов по ФКиС, студентов.
Результаты исследования и выводы. Необходимость повышения квалификации в сфере информационных технологий выразили 32% специалистов по физической культуре и спорту, 68% респондентов не представляют сути цифровизации образования и ФКиС. При этом 60% тренеров находятся на критическом уровне использования современных методов сбора информации, технологий обработки и хранения информации. Поисковыми системами в интернете пользуются 79% специалистов, при этом минимум преподавателей (3,8%) создали свой онлайн-курс или прошли обучение по онлайн-курсу. Студенты отметили недостаток инновационной информации в области ФКиС в рамках образовательного процесса, в области фитнеса, оздоровления, оперативного контроля двигательной активности, спортивной физиологии и биохимии, такую информацию следует размещать на онлайн-образовательных платформах.
Результаты исследования подчеркивают значимость повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту в области информационных технологий, цифровых сервисов и технологий.
Ключевые слова: цифровые сервисы, мобильные приложения, образование, наука, физическая культура и спорт, физическое воспитание студентов.
Annotation
Objective of the study was to identify the degree of assimilation of digital services in the sphere of general education and physical education and sports educational process in particular, which extend personality-oriented and activity approaches to academic and independent physical education and sports activities and fitness practices.
Methods and structure of the study. The study was carried out on the basis of Plekhanov Russian University of Economics, within the framework of which we developed a concept of digitization of physical education and sports educational process at the university and the classification of mobile applications, analyzed online educational platforms, and conducted a questionnaire survey of students and experts in the sphere of physical education and sports. Results of the study and conclusions. 32% of physical education and sports experts emphasized the need to improve their professional skills in the field of information technologies, while 68% of respondents did not understand the process of digitalization of general education and physical education and sports educational process in particular. At the same time, 60% of coaches were at the critical level in the use of modern data collection techniques, information processing and storing technologies. 79% of experts use Internet search engines, while the percentage of teachers (3.8%), who had created an online course or completed an online course was minimum. The students noted a lack of innovative information in the fields of physical education and sports educational process, fitness, wellness, in-process monitoring of motor activity, sports physiology and biochemistry, which should be available on online eLearning platforms. The findings stress the importance of advanced training of physical education and sports specialists in the field of information technologies, digital services and technologies.
Keywords: digital services, mobile applications, education, science, physical education and sports, physical education of students.
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Введение. В настоящее время активное развитие получила национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (2018-2024 гг.), в рамках которой осуществляется поддержка образовательных инициатив, новых форм и содержания образования [4].
При расширении цифрового пространства необходимо всестороннее изучение проблем и перспектив цифровизации каждой отдельной области, в том числе науки, образования, физической культуры и спорта [4-6, 8]. Вместе с тем цифровизация предполагает создание новой индустрии знаний в области физической культуры и спорта,
расширение программных платформ, средств коммуникации и информатизации, новых форм активизации двигательной активности студентов, средств оперативного контроля физического состояния, переосмысления вида и подачи информации. При этом следует подчеркнуть, что 85 % студентов осуществляют поиск информации в системе Интернет, однако недостаточно инструментов для структурирования и систематизации информации, ее оперативности, ускоренного освоения инноваций в области физической культуры и спорта в рамках образовательного процесса.
102
http://www.teoriya.ru
№9 • 2020 Сентябрь | Sentember
Цель исследования - определить уровень внедрения цифровых сервисов в области образования, физической культуры и спорта, которые расширяют личностно ориентированный и деятельностный подходы к учебным и самостоятельным занятиям физической культурой, спортом и фитне-сом
Методика и организация исследования. В рамках исследования обоснована цифровизация как модель управления занятиями физической культурой и спортом, как способа социализации, взаимодействия, коммуникации, и увеличения уровня двигательной активности студентов, совершенствования деятельности спортивного клуба. Проведено психолого-педагогическое анкетирование специалистов в области ФКиС, студентов.
Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время создана цифровая платформа «universarium» (универсариум), на которой представлены образовательные программы от вузов, успешных компаний и бизнес-тренеров. Платформа «stepik» представляет значительное число образовательных курсов, из них по физической культуре лишь 6 курсов от образовательных организаций. На сервисе «udemy» представлена категория курсов «здоровье и фит-нес», где предложены обучающие программы по питанию, медитации, пилатесу, разновидностям тренировок и другие, наряду с этим единичные курсы по физической культуре от образовательных организаций. Кроме того, в образовании применяются сервисы «lektorium», «eliademy», «eduardo. studio». Вместе с тем проблемная ситуация заключается в отсутствии комплексной научно обоснованной информации по электронным платформам, онлайн-курсам, мобильным приложениям, базам данных, программам ЭВМ в области физической культуры и спорта. Недостаточно знаний структуры, содержания и формы подачи информации, диагностических методик и контроля, которые могут быть размещены в цифровом пространстве. На сегодняшний день вузы создали только электронное образовательное пространство вуза в виде электронных документов, личных кабинетов студентов и преподавателей, электронных журналов, пособий и учебников в электронном виде.
Цифровые технологии в области спорта представлены следующим: программа «Спорт 3.0», «Спорт 4.0» (М.О. Аксенов) [1], система Polar, Ecxel, система «GarminConnect», работа на платформе «Myfitnesspal», биоимпедансный анализ, личный кабинет спортсмена «Гармин», аппаратная методика функционального состояния «Estecksystemcomplex» [7] и «Омега-спорт».
В исследовании А. А. Дробышевского (2013) для совершенствования самостоятельной работы студентов предлагаются электронные конспекты лекций, бланки контрольных тестов, система разноуровневых учебных и квазипрофессиональных заданий, методики контроля над ходом и результатами самостоятельных занятий, вариант содержания предметной странички на веб-сайте кафедры. Компьютерные технологии позволяют осуществлять онлайн-мониторинг самостоятельной деятельности, а также расширяются возможности в обработке, хранении и предоставлении информации [2].
В сфере цифровых сервисов мобильные приложения в последнее время получили значительное развитие, их число возрастает ежегодно [3]. В проведенном исследовании нами предлагается классификация мобильных приложений в категории «здоровье и фитнес» (см. рисунок).
Приложения подразделяются на четыре подгруппы, такие как «питание», «бег и спортивная ходьба», «программы тренировок», «мониторинг физических показателей» [3]. Категория «питание» подразделяется на счетчики калорий (YASIO, Lifesum, Fat Secret); на анализаторы белков, жиров и углеводов и на приложения по контролю воды («Моя вода», Waterbalance, Aqualert). В сервисах по питанию продемонстрированы готовые блюда, меню и калорийность ресторанных сетей, есть электронные счетчики калорийности отдельных продуктов и блюд.
Подгруппа «мониторинг физических показателей» включает: 1) показатели давления («Кардиожурнал», MedM); 2) анализаторы сна: Sleep Cycle, Goodmorning, Sleep Better; 3) анализаторы количества шагов: Health, Moves, Runtastic, Accupedo, Stepz; наиболее популярные и детальные приложения по ходьбе и бегу: Endomondo Sports Tracker, Nike Run
Классификация мобильных приложений по здоровью и фитнесу
№ 9 • 2020 Сентябрь | Sentember
http://www.teoriya.ru
Club, Cardio Trainer (см. рисунок). Мобильные приложения, показывающие программы тренировок подразделяются на: 1) тренировки для снижения массы тела; 2) силовые программы; 3) йога. Приложения для снижения массы тела: «#BS365», «мой тренер по похудению», «фитнес для похудения»; для силовых тренировок: Workout Trainer, ежедневные тренировки.
Нами проведено психолого-педагогическое исследование 173 специалистов в области физической культуры и спорта с целью выявления понимания сути цифровизации образования, физической культуры и спорта, определения проблем профессиональной деятельности. Опрашиваемые из сферы высшего образования составили 48,7 %, из спорта высших достижений - 35,8 %, представители среднего профессионального образования - 14,1 %, сфера фитнеса, массовый и детский спорт - по 7,6 %. Респонденты указали проблемы работы с Excel файлами - 19,6 %, отчетными документами в электронной форме - 17,5 %. Следует отметить, что поисковыми системами в интернете пользуются 79 % специалистов, при этом минимум преподавателей (3,8 %) создали свой онлайн-курс или прошли обучение по онлайн-курсу. Необходимость повышения квалификации в сфере информационных технологий выразили 32 % специалистов, 68 % не представляют сути цифровизации образования и ФКиС. При этом 60 % тренеров находятся на критическом уровне использования современных методов сбора информации, технологий обработки и хранения информации.
Анализ образовательных онлайн-курсов по ФКиС показал, что недостаточно профессиональной, научно обоснованной информации на представленных курсах, образовательные организации только начинают осваивать цифровое пространство и не обладают достаточными знаниями о структуре, содержании, целях цифровизаци. Вместе с тем студенты онлайн-курсы оценивают очень высоко, так посещаемость курса «Физическая культура. Фитнес» («stepik»), действующего с июня 2019 г., составила 1156 обучающихся, 128 отзывов, оценка курса - 4,8 балла. Курс совершенствует самостоятельную и дистанционную работу, дополнительную теоретическую информацию, создает личностно ориентированное отношение к ФК, позволяет оперативно и массово оценить уровень знаний, обеспечивает социальное взаимодействие студентов и преподавателей, создает условия обмена опытом, поиска инноваций и получения обратной связи с обучающимися.
Выводы. Результаты исследования подчеркивают значимость повышения квалификации специалистов по ФКиС в области информационных технологий, цифровых сервисов и технологий. Концепция цифровизации не отменяет практи-
ческих занятий ФК, а предоставляет научную информацию
по инновациям ФКиС, дополняет теоретические занятия;
создает механизм, где, как, в каком содержании найти и разместить, проанализировать данные.
Литература
1. Аксенов М.О. Управление тренировочным процессом в пауэр-лифтинге на основе современных информационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.О. Аксенов. - Улан-Удэ, 2006. - 24 с.
2. Дробышевский А.А. Организация самостоятельной работы студентов с применением компьютерных технологий обучения / А.А. Дробышевский: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2013. - 23 с.
3. Шутова Т.Н. Мобильные приложения для контроля питания и физических упражнений: классификационный подход / Т.Н. Шутова, К.Д. Засинец. В сборнике: Актуальные проблемы спортивной науки в аспекте социально-гуманитарного знания. Научный симпозиум, посвященный памяти В.К. Бальсевича. - 2019. - С. 119-124.
4. Юдина Т.Н. Цифровая экономика сквозь призму философии хозяйства и политической экономии / Т.Н. Юдина, И.М. Тушканов // Философия хозяйства. - 2017. - № 1. https://cyberleninka.ru/ article/n/tsifrovizatsiya-kak-tendentsiya-sovremennogo-razvitiya-ekonomiki-rossiyskoy-federatsii-pro-y-contra/viewer
References
1. Aksenov M.O. Upravlenie trenirovochnym protsessom v pauerliftinge na osnove sovremennykh informatsionnykh tekhnologiy [Management of powerlifting training process based on modern information technologies]. Abstract of PhD diss.. Ulan-Ude, 2006. 24 p.
2. Drobyshevskiy A.A. Organizatsiya samostoyatelnoy raboty studentov s primeneniem kompyuternykh tekhnologiy obucheniya [Organization of students' independent work using computer-based learning technologies]. Abstract of PhD diss.. Saratov, 2013. 23 p.
3. Shutova T.N., Zasinets K.D. Mobilnye prilozheniya dlya kontrolya pitaniya i fizicheskikh uprazhneniy: klassifikatsionny podkhod [Mobile applications for monitoring of diet and exercise: classification approach]. Aktualnye problem sportivnoy nauki v aspekte sotsialno-gumanitarnogo znaniya [Actual problems of sports science in aspect of social and humanitarian knowledge]. Scientific symposium dedicated to the memory of V.K. Bal'sevich. 2019. pp. 119-124.
4. Yudina T.N., Tushkanov I.M. Tsifrovaya ekonomika skvoz prizmu filosofii khozyaystva i politicheskoy ekonomii [Digital economy through the prism of economic philosophy and political economy]. Filosofiya khozyaystva, 2017. No. 1. https://cyberleninka.ru/article/n/ tsifrovizatsiya-kak-tendentsiya-sovremennogo-razvitiya-ekonomiki-rossiyskoy-federatsii-pro-y-contra/viewer
5. Andryushchenko L.B.,Filimonova, S.I.,Aksenov, M.O., Pushkina, V.N.(2019). Physical education service at university of economics: Mission and progress policies. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. No 9. рр. 9-11.
6. Filimonova S.I.,Andryushchenko, L.B.,Averyasova, Y.O.,Filimonova, Y.B. (2018). Self-fulfillment agendas to improve national physical education and sports management system. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. No 9. рр. 103-104.
7. Shutova T.N. (2017). Modeling of fitness technologies in the process of physical education of students on the basis of diagnostics "Esteck system complex". Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. No 9. pp. 30-32.
8. Shutova T.N. (2016). Fitness and computer technology in university physical training optimization. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. No 3. рр. 101.