УДК 796.011.3 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11012
НОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ
Т.Н. Шутова
Экспериментально обоснована концепция информационной и цифровой образовательной среды по физической культуре и спорту в вузе на основе нового силлогизма образовательного контента. Изучены электронные образовательные платформы и издания, онлайн-курсы, мобильные приложения, базы данных, компьютерные диагностические методики по физической культуре и спорту, в обеспечении информационной и цифровой образовательной среды в вузе.
Ключевые слова: студенты, физическая культура, информационные платформы, социокультурное развитие общества, онлайн-курсы, цифровизация.
Шутова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доц., tany- [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
На сегодняшний день информационные технологии и цифровые сервисы являются инновационным способом преподавания и создания учебных материалов, а также инструментом формирования новой образовательной среды. Цифровые технологии в образовании применяются для автоматизации учебного процесса, создания принципиально новой модели профессиональной деятельности, соответствующей стремительному развитию социума. Уникальные возможности виртуальной информационной среды заключаются в интеллектуальности, мультимедиа, интерактивно -сти, производительности, коммуникативности, моделинге, педагогическом тестировании онлайн [4-6]. Цифровую образовательную среду следует отнести к обновлению носителей ин-формации, к новому фактору, определяющему преобразование культуры и образования в целом [1]. Акценты в деятельности преподавателя смещаются с активного воздействия на обучающегося в область построения среды образовательного учреждения как совокупности условий и возможностей, содержащихся в пространственно-предметном и социокультурном окружении, для саморазвития и самовыражения личности, что будет являться средовым подходом в образовании.
NEW INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR PHYSICAL CUL TURE AND SPORT AT THE UNIVERSITY
Shutova T.N., candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics
The concept of an information and digital educational environment for physical culture and sports at a university based on a new syllogism of educational content is experimentally substantiated. Studied electronic educational platforms and publications, online courses, mobile applications, databases, computer diagnostic techniques for physical culture and sports, in providing information and digital educational environment at the university.
Key words: students, physical culture, information platforms, socio-cultural development of society, online courses, digitalization.
Единое информационно-образовательное пространство формируется на основе интеграции информации как на традиционных, так и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, программных системах, базах данных и технологий работы [5, 6]. В связи с чем перед российскими вузами поставлена задача создания и поддержки 3500-4000 онлайн-курсов и аккумулирование их на едином информационном портале. Однако на электронной платформе «Открытое Образование» размещено 485 курсов, из них только два по физической культуре, на сайте Министерства образования РФ продемон -стрировано 674 курса, из них те же два курса по физической культуре. Анализ официальных сайтов физкультурных вузов показал, что только 60 % их них реализуют дистанционные образовательные технологии для студентов-заочников, студентов, обучающихся по индивидуальному графику, слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки (2018 г.) [7].
В настоящее время наблюдается противоречие между потенциальными возможностями информационной и цифровой образовательной среды физической культуры и спорта в вузе как социокультурного явления и недостаточной реализации их развивающей, образовательной, дистанци -онной, мобильной, коммуникационной функций.
В вопросе становления информационной и цифровой образовательной среды рассмотрим понятие информационные технологии, которое предполагает совокупность методов, программно-технических и технологических средств, обеспечивающих сбор, накопление, обработку, хране-ние, представление и распространение информации [3].
В отличие от информационных, информационно-коммуникационные технологии включают создание сообществ в социальных сетях -интернет, спортивных сайтов, электронных энциклопедий, показ видеоуроков и презентаций, в том числе для самостоятельных занятий. Такие технологии предоставляют возможность использования компьютерных технологий в диагностике состояний занимающихся физической культурой и спортом, методов педагогической, психологической и медико-биологической коррекции в условиях постоянного контроля различных параметров обучающихся.
Предмет исследования - концепция, условия и механизм реализа -ции информационной и цифровой образовательной среды по физической культуре и спорту в вузе, в изменении парадигмы образования, его инте -рактивности, диверсификации, инклюзивности, личностно-ориентирован-ной и развивающей направленности.
Организация исследования. Изучены электронные образовательные платформы и издания, онлайн-курсы, мобильные приложения, базы дан-
ных, компьютерные диагностические методики по физической культуре и спорту, обеспечение информационной и цифровой образовательной среды в вузе. Эксперимент проведен в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова в рамках учебных, дополнительных занятий по физической культуре и деятельности спортивного клуба.
Результаты исследования и их обсуждение. Образовательная среда, формируемая педагогами и обучающимися, способна и должна обеспечи -вать процесс онтогенетической трансформации первичных потребностей человека в социогенные потребности - жизненные ценности, которые начинают играть в его развитии все большую роль в качестве источников мотивации. В целостной системе потребностей индивида традиционно выделяется четыре класса потребностей: органические (витальные), мате -риальные, социальные и духовные. Создаваемая среда предполагает локальную среду в виде взаимодействия материальных факторов, воспитательного потенциала и межличностных отношений.
Следовательно, современный преподаватель должен стать модератором, разработчиком образовательных траекторий, тьютором, организатором проектного обучения, координатором образовательной онлайн-платформы, ментором стартапов, тренером по майнд-фитнесу, разработчиком инструментов обучения состоянием сознания, что невозможно без овладения новыми цифровыми навыками [1, 2, 4-6]. Для решения указанных задач в арсенале творческого педагога находятся инфографика, видео, рисованные ролики, аудио, тестеры и тренажеры по отработке навыков, упражнения для самоконтроля, «flash»-приложения, анимация физических упражнений, «QR-коды». Для обучения в игровой форме разработана платформа «Kahoot».
Наряду со знаниями и компетенциями сегодняшнего дня необхо -димы исследования компетенций будущего. Так, Московской школой менеджмента «Сколково» и Агентством стратегических инициатив сфор -мулированы новые компетенции будущего - «Foresight 2030» [8]. Результаты были собраны в «Атлас» новых профессий: стартап-наставник, координатор онлайн-платформы, модератор-онлайн компетенций, специалист по развитию когнитивных навыков, дистанционный фитнес-тренер, специалист по индивидуальному образовательному маршруту с онлайн-технологиями [2].
Для формирования информационной и цифровой образовательной среды в вузах требуется развитие новых социальных сетей и библиотек в образовании («Elibrary», «GoogleSholar», «LinkedIn», «ResearcherlD», «Scopus»), позволяющих оперативно обмениваться информацией, обеспе -чивать формирование новых взаимоотношений пользователей, осваивать навыки цифрового общения и контентного обучения. Анализ электронной библиотеки «Elibrary» позволил выявить 120 интеллектуальных продуктов
по физической культуре и спорту, из них базы данных - 27 свидетельств, программы ЭВМ - 7, патенты на изобретения - 74 и авторские свидетельства - 12. Данный электронный сервис позволяет найти последние изобретения и инновации, проанализировать их аннотации и суть интеллектуального продукта.
Отметим современные платформы для дистанционного обучения в России: «Zoom», «Webinar», «Moodle», «Stepik», «Lmc», «Отрытое образование». Среди известных педагогических порталов можно назвать «Интер -нет-сообщество учителей ИнтерГУ.ги», «Тольяттинский вики-портал».
Рассмотрим электронные библиотеки и сервисы как часть инфор -мационной, цифровой образовательной среды по физической культуре и спорту (таблица).
Электронные библиотеки и сервисы
Название /ссылка Примечания
Научная электронная библиотека «Киберленинка» https://cyberleninka.ru/ Разделы: науки о здоровье, гуманитарные науки. Размещаются издания ВАК, присутствуют рекомендации по поиску статей, 3 млн посетителей в месяц. Присутствует реклама, нет возможности копировать текст
«Ломоносов» бесплатный сервис для организации конференций https://lomonosov-msu.ru/ На платформе 451059 пользователей, 288 участвующих организаций, возможность организовать конференцию, переписка с участниками, просмотр докладов, создание профиля автора
Научная электронная библиотека http://www. elibrary.ru/ Находится 29 млн научных статей, электронные версии 5600 российских научно-технических журналов, из которых более 4800 журналов в открытом доступе, присутствует научная альметрика
Электронно-библиотечная система «BOOK.ru» http://book.ru/ Библиотека содержит электронные версии книг издательств КноРус, Проспект, Волтерс Клувер по всем отраслям знаний, в том числе по физической культуре и спорту
Электронная библиотека диссертаций РГБ http://diss.rsl.ru Более миллиона электронных версий диссертаций и авторефератов, защищенных с 1998 г. по всем специальностям, в том числе ФКиС. Полная версия диссертации доступна только после оплаты. Есть сложности регистрации и понимания работы в библиотеке
Издательство «Taylor&Francis» http://www.tandfonline.com/ С платформы «informaworld» открыт доступ к журналам ведущего мирового издательства «Taylor&Francis», 4000 журналов. В разделе «Sports & Leisure» - 67 журналов, также разделы: здоровье и социальная поддержка, педагогика
Окончание
Название /ссылка Примечания
«Journal of International Scientific Publications» https://www.scientific-publications.net/ru/open-access-j ournals/educational-alternatives/ Раздел «Образовательные альтернативы» (EducationalAlternatives), публикации в области образования, ФКиС, бесплатный доступ к статьям, возможность скачать pdf. Стоимость публикации 180 Euro.
Библиографическая база «WorldCat» http://www.worldcat.org/ Крупнейшая база данных насчитывает свыше 63 млн записей, перевод на 360 языках мира. Создается совместными усилиями 50 тыс. библиотек из 90 стран мира в рамках «OCL»
Конкурсы для ППС «Interclover. be your best. be the first» (Россия) http://university.interclover.ru/education/ edupsy.html Платное участие в конкурсах: монографий, научных статей, отчетов НИР, кандидатских и докторских диссертаций, авторефератов, электронных учебных за последние 3 года. Быстрое подведение итогов, сертификаты участия
«Journal of Human Sport and Exercise» (Испания) https://www.jhse.ua.es/ Онлайн-журнал входит в базу Scopus. Архив изданий 2006-2020 гг., доступ статей в pdf-формате, возможность читать на русском языке, публикация статьи в течение 6 мес., рекомендации по статьям, doi для каждой статьи
«Journal of Physical Education and Sport» JPES (Румыния) https://efsupit.ro/ Электронный журнал входит в базу Scopus. Цена публикации 100 Euro, срок публикации статьи от 6 мес., доступность статей в pdf-формате, возможность читать издание на русском языке, архив статей с 2001 г.
Рассматривая открытые массовые онлайн-площадки в России, отметим, что одними из первых открылись «Лекториум» (3603 обучающих курса) и «Univer.tv.» в 2009 г. (2933 обучающих курса), «Постнаука» в 2012 г. (1897 курсов), «Универсариум» платформа открыта в 2013 г. Указанные сайты представлены на высоком уровне, курсы распределяются на четыре группы: 1) гуманитарные; 2) технические; 3) естественнонаучные; 4) общие с различными тематиками курсов.
Онлайн-курс «Физическая культура. Фитнес» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова) на платформе «Stepik» составлял 1156 обучающихся, в период пандемии (март-апрель 2020 г.) число обучающихся возросло до 9100 чел., вновь созданный курс «Атлетическая гимнастика» позволил дистанционно обу -чить 5620 студентов в течение двух недель (https://stepik.org/course/56237 /syllabus). В последующем такие курсы можно использовать для оперативного тестирования знаний, физического воспитания студентов с
особыми образовательными потребностями, для самостоятельной работы и дополнительной теоретической информации, расширения коммуникаций и цифровой грамотности.
Дистанционное обучение в РЭУ им. Г.В. Плеханова (март-апрель 2020 г.), по мнению студентов, находится на низком уровне - 28,3 %, на среднем - 60 % и на высоком - 11,7 %. В рамках физической культуры 45 % обучающихся предложили внедрение мобильных приложений (3D анатомия мышц - «Muscles 3D (Anatomy)», онлайн-калькулятор индекса массы тела - «BMI», приложения по контролю питания - «YASIO», «Life-sum», «FatSecret» и тренировок «Nike+ training club», «Workout trainer», «Fitprosport», «Jefit»). Также студенты отметили необходимость улучшения цифровых сервисов по коммуникации с преподавателями - 36,7 %, значимость опросов студентов по актуальным формам работы в физической культуре - 21,7 %, востребованность обновления и совершенствования действующих электронных платформ - 39,1 %. (рис. 1).
36 п-
27 18 9 0
А Б В Г
Рис. 1. Предложения студентов по совершенствованию информатизации физической культуры, %:
А — улучшение мобильных приложений; Б — улучшение сервисов по коммуникации с преподавателями; В — добавление новых и сокращение старых форматов работы со студентами; Г—улучшение действующих
электронных платформ
В лекционный материал дисциплины «Физическая культура» студенты предлагают добавить материалы по эвристическим исследованиям мифов и легенд (заблуждений) в физической культуре - 33,3 %, по фитнес-тренировкам - 30 %, по методикам развития мышечного компонента тела, повышения тонуса мышц - 26,7 %, по спортивным направления, практикуемых в вузе - 15 % (рис. 2).
36
27
18
0
9
11,7
10
А
Б
В
Г
Д
Е
Рис. 2. Предложения по актуализации тематики лекционного материала по физической культуре в вузе, %:
А — методический материал по фитнес-тренировкам; Б — информация о спортивной жизни вуза; В — программы спортивного направления в вузе; Г — мифы и легенды (заблуждения) в физической культуре; Д — методики развития мышечного компонента тела, повышения тонуса мышц; Е - методы тренировок
Таким образом, для повышения эффективности учебного процесса по физической культуре и спорту в вузе необходимо создание новой информационной образовательной среды с активным использованием цифровых образовательных ресурсов: электронные журналы, тестирование в google форме, электронная регистрация на спортивные мероприятия, информирование в социальных сетях, онлайн-курсы, информационные технологии, система «Webinar», статьи РИНЦ, видеоматериал, видеоуроки, мобильные приложения.
1. Антонова Д.А., Оспенникова Е.В., Спирин Е.В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современ -ной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестник Пермского государственного гуманитарно -педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2018. № 14. C. 5-37.
2. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. URL: http: //atlas100.ru (дата обращения: 21.07.2019).
3. Глоссарий по информационному обществу / под общ. ред. Ю.Е. Хохлова. М.: Институт развития информационного общества, 2009. С. 61-160.
4. Касаткина Н.П. Цифровизация образования. Опыт внедрения // Преемственность в образовании. 2019. № 23 (10). С. 643-648.
Список литературы
5. Николаенко М.Н. Цифровизация образования: перспективы и проблемы // Инвестиции, строительство, недвижимость как материальный базис модернизации и инновационного развития экономики: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Томск: Изд-во ТГАСУ, 2018. С. 599602.
6. Совершенствование процедуры рейтингования вузов по уровню развития электронного обучения / М.Е. Вайндорф-Сысоева [и др.] // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 437. C. 165-170.
7. Шутова Т.Н. Информатизация и цифровизация образовательного процесса по физической культуре // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 3 (181). С. 501-505.
8. Peskov D. Foresight Education - 2030. [Электронный ресурс]. URL: http: //leader-id.ru/event/223/ (дата обращения: 18.03.2019).
References
1. Antonova D.A., Ospennikova E.V., Spirin E.V. Cifrovaya transformaciya sistemy obrazovaniya. Proektirovanie resursov dlya sovremennoj cifrovoj uchebnoj sredy kak odno iz ee osnovnyh napravlenij [Digital transformation of the education system. Designing resources for a modern digital learning environment as one of its main directions] // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informacionnye komp'yuternye tekhnologii v obrazovanii [Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series: Information Computer Technologies in Education]. 2018. No. 14. P. 5-37.
2. Atlas novyh professij [Atlas of new professions] [Electronic resource]. URL: http: //atlas100.ru (date of access: 21.07.2019).
3. Glossarij po informacionnomu obshchestvu [Glossary for the information society] / under total. ed. Yu.E. Khokhlova. M.: Institute for the Development of the Information Society, 2009. P. 61-160.
4. Kasatkina N.P. Cifrovizaciya obrazovaniya. Opyt vnedreniya [Digitalization of education. Implementation experience] // Preemstvennost' v obrazovanii [Continuity in education]. 2019. No. 23 (10). P. 643-648.
5. Nikolaenko M.N. Cifrovizaciya obrazovaniya: perspektivy i problemy [Digitaliza-tion of education: prospects and problems] // Investments, construction, real estate as a material basis for modernization and innovative development of the economy: materials of the VIII Intern. scientific-practical conf. Tomsk: Publishing house of TSUAB, 2018. P. 599-602.
6. Sovershenstvovanie procedury rejtingovaniya vuzov po urovnyu razvitiya elek-tronnogo obucheniya [Improving the procedure for ranking universities in terms of the level of development of e-learning] / M.E. Vajndorf-Sysoeva [et al.] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk tate University]. 2018. No. 437. P. 165-170.
7. Shutova T.N. Informatizaciya i cifrovizaciya obrazovatel'nogo processa po fizi-cheskoj kul'ture [Informatization and digitalization of the educational process in physical culture] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2020. No. 3 (181). P. 501-505.
8. Peskov D. Foresight Education - 2030. [Electronic resource]. URL: http: //leader-id.ru/event/223/ (date of access: 21.07.2019).