ЛИТЕРАТУРА
1. Иванов, А. Кикбоксинг / А. Иванов. - Киев : Книга-Сервис : Перун, 1995. - 312 с.
2. Кладов, Э.В. Контроль общей и специальной физической подготовленности кикбоксеров учебно-тренировочных групп / Э.В. Кладов, В.П. Шульпина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 187-191.
3. Научно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва Республики Саха (Якутия) / И.А. Черкашин, Е.В. Криворученко, С.П. Скрябин, П.П. Охлопков // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 10. - С. 51-53.
4. Черкашин, И.А. Физическая подготовка спортсменов в ударных видах спортивных единоборств: кикбоксинг К1 и тайский бокс : учебно-методическое пособие / И.А. Черкашин, П.П. Охлопков, Е.В. Черкашина. - Якутск : Издательский дом Северо-Восточного федерального университета, 2019. - 92 с.
REFERENCES
1. Ivanov, A (1995), Kickboxing, Book-Service, Perun, Kiev.
2. Kladov, E.V. and Shulpina, V.P. (2014). "Control of general and special physical fitness of kickboxers of training groups", Modern problems of science and education, No. 6. pp. 187-191.
3. Cherkashin, I.A., Krivoruchenko, E.V., Scriabin, S.P. and Okhlopkov P.P. (2015), "Scientific and methodical support for the preparation of the sports reserve of the Republic of Sakha (Yakutia)", Theory and practice ofphysical culture, No. 10. pp. 51-53.
4. Cherkashin, I.A., Okhlopkov P.P. and Cherkashina, E.V. (2019), Physical training of athletes in percussion types of martial arts: K1 kickboxing and Thai boxing: teaching aid, NEFU Publishing House, Yakutsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.07.2019
УДК 796.011.3:004
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ОБ ОПЫТЕ ПРИМЕНЕНИЯ И ВЕКТОРЕ
РАЗВИТИЯ
Александр Васильевич Соловов, кандидат технических наук, профессор, Владимир
Михайлович Богданов, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Владимир Степанович Пономарев, доцент, Анастасия Александровна
Меньшикова, кандидат технических наук, доцент, Самарский национальный
исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Самарский
университет)
Аннотация
Анализируется многолетний опыт авторов по разработке и применению цифровых технологий в изучении основ физической культуры в вузе - от фрагментарных электронных учебных пособий и учебных мультимедиа комплексов на компакт-дисках до соответствующих онлайн-курсов в интернет. Обсуждаются перспективы использования в этой сфере мобильных систем обучения, массовых открытых онлайн-курсов, систем виртуальной и дополненной реальности, устройств цифрового мониторинга двигательной активности, больших данных и искусственного интеллекта.
Ключевые слова: дисциплина «Физическая культура», электронное обучение, цифровые технологии, онлайн-курсы.
DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE STUDY OF THE THEORETICAL BASES OF PHYSICAL CULTURE: EXPERIENCE OF APPLYING AND VECTOR OF
DEVELOPMENT
Alexander Vasilyevich Solovov, the candidate of technical sciences, professor, Vladimir Mi-khailovich Bogdanov, the candidate of pedagogical sciences, professor, department chairman,
Vladimir Stepanovich Ponomarev, the senior lecturer, Anastasia Alexandrovna Menshikova,
the candidate of technical sciences, senior lecturer, Samara University
Annotation
The authors' long-term experience in the development and application of digital technologies in the study of the fundamentals of physical culture at the university is analyzed, from fragmentary electronic textbooks and educational multimedia complexes on compact discs to corresponding online courses on the Internet. The prospects for the use in this area of mobile learning systems, mass open online courses, virtual and augmented reality systems, digital monitoring devices for physical activity, big data and artificial intelligence are discussed.
Keywords: discipline "Physical Education", e-learning, digital technology, online courses.
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество в большинстве своем воспринимает физическую культуру как практику применения физических упражнений. Однако физическая культура, являясь частью общей культуры человека, включает не только физические упражнения, но и теоретические и методические аспекты организации двигательной активности человека для формирования физического здоровья, обучения двигательным действиям, развития физических качеств и физического совершенствования. К сожалению, такое цельное и комплексное понимание сути физической культуры присуще немногим. Поэтому соответствующие знания и методические умения должны быть обязательны для изучения в процессе получения образования.
Теории и методике физической культуры посвящен довольно большой раздел типовой вузовской программы по физической культуре. Нередко для теоретической подготовки используют одну из двух обычных и мало эффективных в дидактическом плане форм учебного процесса - лекции или написание рефератов. К сожалению, лекции уменьшают и без того недостаточный объем практических занятий, а рефераты обычно ограничиваются изучением какой-либо одной темы. Поэтому возможность применения дистанционных электронных или, как сейчас принято говорить, цифровых технологий обучения является весьма перспективной в этом плане.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
В основу создания электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в наших работах по физической культуре были положены теория и технологические средства системы КАДИС (Системы Комплексов Автоматизированных Дидактических Средств), разработанной и развиваемой в Самарском университете с начала 90-х годов [6, 7]. Первые ЭОР в середине 90-х были фрагментарны, базировались на бумажных аналогах и охватывали лишь некоторые избранные темы: «Атлетическая гимнастика», «Самоконтроль физического состояния», «Фитнес аэробика», «Основы физического воспитания» [2]. Несмотря на некоторые технологические ограничения того времени, все эти электронные учебные пособия содержали, кроме структурированных учебных текстов по теории графические изображения, анимации и видеоклипы, включали тесты для промежуточного и итогового контроля. Важно, что они сразу же шли в дело, т.е. в реальный учебный процесс. Что позволяло вносить необходимые изменения в содержание и методику применения ЭОР.
В конце 90-х, начале 2000-х при переходе на технологические средства Windows был разработан учебный мультимедиа комплекс (УМК) по основам физической культуры в вузе. В дисковую версию УМК вошли все 8 разделов типовой вузовской программы: 1) «Физическая культура в профессиональной подготовке студентов»; 2) «Анатомо-морфоло-гические и физиологические основы жизнедеятельности организма человека при занятиях физической культурой»; 3) «Основы здорового образа жизни студента»; 4) «Учебный труд студентов и возможности повышения его эффективности средствами физической культуры»; 5) «Методические и практические основы физического воспитания студентов»; 6)
«Спорт в системе физического воспитания»; 7) «Контроль и самоконтроль физического состояния»; 8) «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов».
В состав УМК вошли структурированные гипертексты, глоссарий, графические иллюстрации (150), анимации (15), озвученные видеоклипы (135) с общим временем воспроизведения 3б минут, интерактивные вопросы (200) для самоконтроля, осмысления и закрепления теории.
После опытной эксплуатации дисковой версии УМК была разработана его интернет-версия, представляющая собой сайт в формате электронного учебника http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set/index.htm. Содержание УМК было издано также в формате бумажного учебного пособия, рекомендованного уполномоченным Министерством образования и науки ГОУ ВПО "Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена" для самостоятельного, в том числе и дистанционного освоения студентами высших учебных заведений теоретического и методического разделов программы дисциплины "Физическая культура" [8].
В 2004 году содержание УМК было конвертировано в интернет-систему управления обучением (Learning Management System - LMS) Moodle. Сначала в виде единого дистанционного курса, а затем, после ряда экспериментов по отработке оптимальной методики обучения - в виде пяти семестровых дистанционных курсов [3].
МЕТОДИКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В конце 90-х и начале нулевых постепенно сформировалась рациональная методика проведения курса [3]. Студенты дистанционно изучают курс в течение пяти семестров. В каждом семестре рассматривают определенные темы. Подкрепление теории идет на аудиторных практических занятиях, где студенты осваивают двигательные умения и навыки. В конце каждой темы студенты дистанционно сдают промежуточные контрольные тесты по теории непосредственно в LMS Moodle. В шестом семестре, последнем по пребыванию на кафедре физического воспитания, студенты дистанционно повторно просматривают все теоретические материалы по курсу и сдают итоговый зачет с оценкой в компьютерном классе кафедры. Здесь используется оффлайновая подсистема тестирования системы КАДИС [б], имеющая удобные сервисы для сбора статистики по учебной работе. К тому же оффлайновое тестирование, в отличие от дистанционного тестирования, позволяет избежать проблем с идентификацией студентов.
ВНЕДРЕНИЕ И ТИРАЖИРОВАНИЕ
Во второй половине 90-х годов курс изучали дистанционно лишь отдельные группы студентов Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ) с использованием печатных пособий и электронных мультимедийных комплексов по отдельным темам. Но уже с 2000-го года все студенты СГАУ, проходящие через кафедру физического воспитания (порядка 1000 человек ежегодно), осваивают полный курс по 8 темам с использованием электронных образовательных ресурсов. В первой половине нулевых это были преимущественно электронные версии пособий на компакт-дисках, а со второй половины нулевых постепенно произошел переход к онлайновой версии курса в Интернет. В 2017 году в связи с объединением двух университетов (СГАУ и СамГУ) количество студентов, применяемых электронные образовательные ресурсы в теоретической подготовке по физической культуре, увеличилось до 1800 человек.
Учебный мультимедиа комплекс [8] протиражирован на компакт дисках в несколько десятков вузов РФ и СНГ. Интернет-версия комплекса размещена в свободном доступе в Интернет http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set/index.htm. Имеется успешный опыт дистанционного обучения студентов других вузов, в частности студентов Института дистанционного образования Московской финансово-юридической академии [3].
Периодический мониторинг в виде анкетирования студентов позволяет выявлять предпочтения в выборе форм представления учебного материала и технологических средств дистанционного обучения, вносить необходимые коррективы в электронный контент и методику обучения. Студенты в целом всегда относились положительно к использованию технологий дистанционного обучения в преподавании физической культуры, отмечая при этом как положительный фактор экономию времени для проведения практических занятий [1].
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Мобильное обучение. В последние годы подавляющее большинство студентов использует для дистанционного изучения учебных материалов мобильные устройства (смартфоны и планшеты). Применение таких устройств предъявляет ряд новых требований к разработке электронных курсов, в частности их содержание целесообразно структурировать на более мелкие локальные учебные элементы. И дело здесь не столько в малых размерах экранов мобильных устройств, сколько в специфической ритмике мобильного обучения. Выдалась свободная минута - изучил учебный текст, посмотрел картинку, видеоклип, прошел тест, задал вопрос, получил ответ и т.п. Преподаватели же в условиях мобильного обучения могут и должны чаще заглядывать в курс, чтобы оперативно реагировать на вопросы студентов и управлять их дистанционной учебной работой.
Массовые открытые онлайн курсы. Идея таких курсов (Massive Open Online Courses - MOOCs), родившись в конце нулевых, быстро завоевала популярность в системах образования разных стран, в том числе и в России [4]. И хотя Интернет в последние годы буквально наводнен материалами по различным аспектам физической культуры, грамотная интерпретация этих материалов требует предварительной подготовки. Поэтому фундаментальный курс по основам физической культуры как важнейший компонент общекультурной подготовки человека в любом возрасте является одной из самых «благодарных» и востребованных учебных дисциплин для MOOCs.
Системы виртуальной и дополненной реальности. Виртуальная реальность (Virtual Reality - VR) - созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и др. VR имитирует как воздействие, так и реакцию на воздействие. Дополненная реальность (Augmented Reality - AR) - результат введения в поле восприятия любых сенсорных данных с целью дополнения сведений об окружении и улучшения восприятия информации. Коренное различие VR и AR заключается в том, что VR конструирует новый искусственный мир, а AR лишь вносит отдельные искусственные элементы в восприятие мира реального.
VR и AR-технологии предоставляют прекрасные возможности для наглядного изучения различных теоретических аспектов физической культуры и использования предварительного виртуального тренинга при освоении, в частности, рискованных физических упражнений [5].
Цифровой мониторинг двигательной активности. Популярность так называемой «носимой электроники» (умных часов, очков, элементов одежды и других подобных га-джетов), позволяющих осуществлять мониторинг двигательной активности и состояния здоровья, растет лавинообразно. Информация, собираемая подобными устройствами (пульс. давление, частота дыхания, расход энергии, положение осанки, двигательная активность и др.) представляет большую ценность для анализа и планирования деятельности по поддержанию здоровья и физическому развитию. Однако большинство владельцев подобных гаджетов не имеют достаточных знаний для их квалифицированного использования. Становится очевидной необходимость включать в учебные материалы по основам физической культуры, наряду с фундаментальными аспектами контроля и самоконтроля физического состояния, и вопросы применения соответствующих электронных мониторинговых устройств.
Заметим также, что системы цифрового мониторинга создают предпосылки для дистанционного, удаленного управления двигательной активностью (своего рода теле-фит-неса, по аналогии с телемедициной), в том числе и для дистанционных практических занятий по физической культуре в виртуальных университетах.
Большие данные и искусственный интеллект. Это направление цифровой эволюции считают одним из наиболее перспективных. Понятие «Большие данные» происходит от английского «Big Data» и обозначает такие наборы данных, которые достаточно сложны, объемны, быстро изменяемы и слишком слабо структурированы для того, чтобы быть обработанными с помощью ручных, традиционных методов. Искусственный интеллект (ИИ) - собирательный термин, охватывающий множество так называемых умных технологий, которые объединяет способность к самообучению. ИИ воспринимает информацию, в том числе большие данные, и реагирует на нее, не дожидаясь вмешательства или команды человека. ИИ не просто хранит огромные массивы данных на обычном компьютере - он их анализирует. Каждый человек уникален. И у него уникальный набор образовательных потребностей и приоритетов в физической совершенствовании. Если распознать и целенаправленно обеспечить эти потребности, то обучение будет эффективным, позитивным и полезным. Показатели двигательной активности, физического развития, физической подготовленности и физического совершенствования, собираемые электронными носимыми устройствами, могут быть использованы для анализа с помощью ИИ и предоставления пользователям рекомендаций по изучению необходимых теоретических разделов физической культуры, повышению эффективности тренировок, рациону питания, а также разработке индивидуальных программ обучения и тренировок.
Таким образом, ИИ в совокупности с большими данными сулит персонализацию как в изучении теоретических аспектов, так и в развитии практической деятельности в области физической культуры и спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданов, В.М. Анализ вовлеченности студентов Самарского университета в процесс занятий по дисциплине «Физическая культура» / В.М. Богданов, В.С. Пономарев, И.Н. Седов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 40-45.
2. Богданов, В.М. Информационные технологии обучения в физической культуре / В.М. Богданов, В.С. Пономарев, А.В. Соловов // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 8. -С. 55-59.
3. Богданов, В.М. Методы и технологии электронного обучения в вузовском курсе физической культуры / В.М. Богданов, В.С. Пономарев, А.В. Соловов // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 2. - С. 51-56.
4. Бугайчук, К. Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы / К. Л. Бугайчук // Высшее образование в России. -2013. - № 3. - С. 148-155.
5. Применение виртуальной реальности для совершенствования системы физического воспитания / В.Г. Свечкарев, Г.А. Иващенко, Л.К. Белоус, Т.В. Манченко // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2018. - № 4. - С. 117-125.
6. Соловов, А.В. Дидактика и технология электронного обучения в системе КАДИС / А. В. Соловов ; Мос. гос. ин-т управления // Индустрия образования : сборник статей. Выпуск 6. - М., 2002. - С. 54-64.
7. Соловов, А.В. Моделирование структуры информационно-образовательных ресурсов в контексте международных спецификаций электронного обучения / А.В. Соловов // Информационные технологии. - 2007. - № 3. - С. 43-48.
8. Учебный мультимедиа комплекс по основам физического воспитания в вузе : учебное пособие для студентов вузов / В.М. Богданов, В.С. Пономарев, А.В. Соловов, Ю.Л, Кислицын ; Са-марск. гос. акад. управления. - Самара : Изд-во СГАУ, 2007. - 326 с.
REFERENCES
1. Bogdanov, V.M., Ponomarev V.S. and Sedov I.N. (2018), "Analysis of the involvement of students of Samara University in the process of training in the discipline "Physical Education"", Uchenye
zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 4 (158), pp. 40-45.
2. Bogdanov, V.M., Ponomarev, V.S. and Solovov, A.V. (2001), "Information technologies of teaching in physical education", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 55-59.
3. Bogdanov V.M., Ponomarev, V.S. and Solovov, A.V. (2010), "Methods and technologies of e-distance learning in the University course of physical education", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 51-56.
4. Bugaychuk, K.L. (2013), "Massive open distance courses: history, typology, perspectives", Higher Education in Russia, No 3, pp. 148-155.
5. Svechkarev, V.G., Ivaschenko, G.A., Belous, L.K. and Manchenko, T.V. (2018), "The use of virtual reality to improve the system of physical education", Bulletin of the Maykop State Technological University, No. 4, pp. 117-125.
6. Solovov, A.V. (2002), "Didactics and e-learning technology in the KADIS system", Education Industry: collected articles, Moscow, Issue 6, pp. 54-64.
7. Solovov, A.V. (2007), "Modeling the structure of information and educational resources in the context of international specifications of e-learning", Information Technologies, No. 3, pp. 43-48.
8. Bogdanov, V.M., Ponomarev, V.S., Solovov A.V. and Kislitsyn, Yu.L. (2007), Educational multimedia complex on the basics ofphysical education in high school: a textbook for university students, Samara.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.07.2019
УДК 796.071.4
РАЗРАБОТКА НАУЧНО ОБОСНОВАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ИНСТРУКТОРОВ ПО СПОРТУ
Константин Эдуардович Столяр, кандидат педагогических наук, доцент, Марианна Николаевна Пуховская, старший преподаватель, Татьяна Петровна Высоцкая, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва
Аннотация
Разработанные научно обоснованные предложения по формированию образовательной программы обучения инструкторов по спорту могут быть использованы в области обучения и переподготовки по физической культуре, на уровне сферы физической культуры, отдельных образовательных учреждений спортивного и физкультурно-педагогического образования. Программа обучения (300 часов в течение года) способствует повышению эффективности работников данной сферы, которые при работе с населением смогут внедрять профилактику профессиональных заболеваний, проводить занятия в парковой зоне, осуществлять судейство соревнований проекта «Готов к труду и обороне», реализовывать физкультурно-спортивную работу на предприятии.
Ключевые слова: инструктор по спорту, новая квалификация, программа профессиональной переподготовки, модули обучения, компетенции.
DEVELOPMENT OF SCIENTIFICALLY BASED PROPOSALS FOR DEVELOPING EDUCATIONAL PROGRAMS TRAINING OF INSTRUCTOR ON SPORTS
Konstantin Eduardovich Stolyar, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marianna Nikolaevna Puhovskaya, the senior teacher,
Tatiana Petrovna Vysotskaya, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Annotation
The developed scientifically based proposals for the formation of an educational program of training of sports instructors can be used in the field of training and retraining in physical culture, at the level of physical culture, individual educational institutions of sports and physical culture and pedagogical