3. Бобылёва, Г. А. Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях модернизации высшего образования / Г.А. Бобылёва, А.И. Капичников, О.Б. Капичникова // Мир педагогики и психологии. - 2017. - № 4 (9). - С. 10-14.
4. Бобылева, Г.А. Нужно ли студенту неязыкового вуза заниматься научно- исследовательской работой? / Г.А. Бобылева // Агрофорсайт. - 2016. - № 1 (1). - С. 7-8.
5. Калиниченко, Э.Б. Мультимедийное практическое занятие, на примере дисциплины -иностранный язык / Э.Б. Калиниченко, Н.Е. Бормосова // Фундаментальные и прикладные исследования в высшей аграрной школе / под редакцией М.В. Муравьевой и Г.Н. Камышовой. - Саратов, 2014. - С. 9-10.
6. Afanasyeva, E.G. The use of mass media materials in the foreign language laboratory (non-linguistic specialties) / E.G. Afanasyeva, E.V. Sadovnikova // Современные технологии в сфере сельскохозяйственного производства и образования : сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции на иностранных языках с международным участием. - Кемерово, 2014. - С. 16-18.
REFERENCES
1. Afanasyeva, E.G. (2017), "The organization of self-studies of undergraduate students in the agrarian university with the use of Internet resources", Agrarian science in the XXI century: problems and prospects collection of articles of the all-Russian scientific-practical conference, pp. 32-33.
2. Bobyleva, G.A. (2017), "International cooperation of higher education institutions", In the collection of articles: Agrarian science in the XXI century: problems and prospects collection of articles of the all-Russian scientific-practical conference, pp. 42-43.
3. Bobyleva, G.A., Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. (2017), "Intercultural communicative competence of students in the conditions of modernization of higher education", The world of pedagogy and psychology, No. 4 (9), pp. 10-14.
4. Bobyleva, G.A. (2016), "Whether it is Necessary for the student of non-linguistic higher education institution to be engaged in research work?", Agroforest, No. 1 (1), pp. 7-8.
5. Kalinichenko, E.B. and Bormosova, N. E. (2014), "Multimedia practical lesson, on the example of a discipline - Foreign language", In the book: basic and applied research in agrarian higher school, Saratov, pp. 9-10.
6. Afanasyeva, E.G. and Sadovnikova, E.V. (2014), "The use of mass media materials in the foreign language laboratory (non-linguistic specialties)", In the book: Modern technologies in agricultural production and education proceedings of the V all-Russian scientific-practical conference in foreign languages with international participation, pp. 16-18.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.03.2018
УДК 796.011.3
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОВЛЕЧЁННОСТИ СТУДЕНТОВ САМАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕСС ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА»
Владимир Михайлович Богданов, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Владимир Степанович Пономарев, доцент, Иван Николаевич Седов, студент, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва (Самарский университет), г. Самара
Аннотация
В настоящей статье представлены результаты анкетирования студентов по вопросам, связанным с их вовлечённостью в процесс занятий по дисциплине «Физическая культура». Даётся оценка современным тенденциям в организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура».
Ключевые слова: дисциплина «Физическая культура», анкетирование студентов вуза, учебный процесс.
RESEARCH OF INVOLVEMENT OF SAMARA UNIVERSITY STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING "PHYSICAL EDUCATION" DISCIPLINE
Vladimir Mikhailovich Bogdanov, the candidate of pedagogics, professor, department chairman, Vladimir Stepanovich Ponomarev, the senior lecturer, Ivan Nikolaevich Sedov, the student, Samara University
Annotation
This article presents the results of the questioning of students on issues related to their involvement in the process of the study of physical education discipline. The assessment of the influence of the modern tendencies in the organization of educational process is given.
Keywords: discipline, physical education, questioning of the university students, higher educational institution, study.
Присоединение Российской Федерации к Болонскому процессу в 2003 году и связанное с этим реформирование национальной системы образования отразилось и на положении дисциплины «Физическая культура», которой в системе высшего образования всегда отводилось достойное место.
Поэтому совсем не случайно Минобрнауки РФ в феврале-марте 2016 года были проведены социологические исследования вовлеченности обучающихся по дисциплине "Физическая культура" в общеобразовательных учреждениях, профессиональных и образовательных организаций высшего образования Российской Федерации [4].
Однако за общими выводами исследования, когда суммарно анализировались результаты всех участвовавших в анкетировании вузов, интересно было знать мнения студентов нашего университета. Кроме того, Самарский университет является национальным исследовательским университетом, участником программы повышения международной конкурентоспособности (Проект 5-100). В этой связи результаты анкетирования наших студентов можно проецировать и на другие вузы аналогичного статуса, которые имеют определённые особенности своего функционирования. При этом мы провели анализ ответов не на все вопросы анкеты, а только на те, которые на наш взгляд являются наиболее значимыми и показательными.
Ответы на вопросы анкет оценивались в процентах к общему числу ответов.
1. Вопрос - «Насколько Вы удовлетворены тем, как проходят Ваши занятия по физкультуре?». Варианты ответов в баллах: от 1 балла - совершенно не удовлетворен, до 5 баллов - удовлетворен полностью.
%
70 60 50 40 30 20 10 0
60,81
27,03
4,05 6,76
1,35 1 1 1 1
2-3
3-4
5
баллы
Рисунок 1 - Показатели удовлетворённости студентов занятиями по физкультуре
Представленные на рисунке 1 данные свидетельствуют, что почти 95,0% опрошенных или совершенно удовлетворены как проходят занятия по физической культуре или не имеют к этому больших претензий.
2. Вопрос - «Достаточно ли Вам двигательной активности на занятиях по физкультуре?». Варианты ответов: да, в самый раз; иногда ее слишком много; нет. Результаты: да, в самый раз 82,1%; иногда ее слишком много 11,5%; нет - 6,4%. Более 80% опрошенных считают физическую нагрузку на занятиях по физкультуре адекватной их физическим
возможностям. Иногда её считают слишком большой 11,5%. Если учесть, что учебные занятия по физической нагрузке достаточно вариативны, это вполне объяснимо. Для небольшой группы студентов (6,4%) двигательная активность слишком мала. В целом можно сделать вывод, что в процессе занятий физическими упражнениями в рамках учебного процесса преподаватели учитывают индивидуальный уровень физического развития и физической подготовленности студентов.
3. Вопрос - «Легко ли Вам даются физические упражнения, подвижные игры на занятиях по физкультуре?». Варианты ответов: я выполняю все без проблем; иногда мне сложно; у меня практически ничего не получается. Результаты: я выполняю все без проблем - 51,3; иногда мне сложно - 48,7%; у меня практически ничего не получается - 0%.
Ответы на этот вопрос говорят о том, что все студенты справляются с предлагаемыми физическими упражнениями, но примерно половина студентов иногда при этом испытывает сложности, что вполне закономерно при физической нагрузке.
4. Вопрос - «Вы обычно устаете от физической нагрузки на занятиях по физической культуре?». Варианты ответов: да, после занятий по физической культуре мне тяжело заниматься чем-то другим; нет; это не мешает мне в течение оставшейся части рабочего дня. Результаты: да, после занятий по физической культуре мне тяжело заниматься чем-то другим
- 17,9; нет - 7,7%; это не мешает мне в течение оставшейся части рабочего дня - 74,4%.
Ответы на этот вопрос показывают, что 82,1% опрошенных не чувствуют особого дискомфорта после занятий по физкультуре. Следует отметить, что опрос проводился в феврале-марте. Это то время, когда студенты приступили к занятиям после экзаменационной сессии и каникул. И, конечно, отсутствие долгое время физической нагрузки повлияло на самочувствие студентов после занятий по физкультуре.
Только 17,9% опрошенных студентов ответили, что им тяжело бывает после урока по физкультуре.
5. Вопрос - «Как вы себя чувствуете на следующий день после занятий по физкультуре? Варианты ответов: хорошо; немного болят мышцы, но в целом неплохо; чувствую сильную слабость, ломит все тело. Результаты: хорошо - 57,7%; немного болят мышцы, но в целом неплохо - 39,7%; чувствую сильную слабость, ломит все тело - 2,6%.
Как видно, после занятий по физкультуре чувствуют себя хорошо или в целом неплохо 97,4% опрошенных, но немного болят мышцы у 39,7% студентов. Это говорит о том, что на занятиях по физической культуре студенты получают адекватную их физической подготовленности нагрузку.
6. Вопрос - «Насколько вы удовлетворены количеством и качеством спортивных сооружений?». Варианты ответов - от 1 балла - совершенно не удовлетворен, до 5 баллов
- удовлетворен полностью. 40
%
30
20
10
33,8 30,8
20,1
7,7
1,5 4,6 Ji 1 1
2-3
3-4
4-5
5
баллы
Рисунок 2 - Показатели удовлетворённости студентов количеством и качеством спортивных сооружений
Отличные и хорошие оценки за спортивные сооружения поставили 84,6% опрошенных студентов. Еще 12,3% оценили количество и качество спортивных сооружений как на среднем уровне. Не удовлетворены спортивными сооружениями 3,0%.
0
3
7. Вопрос - «Насколько важной вы считаете дисциплину "Физическая культура"?
Варианты ответов - от 1 балла - это дисциплина совсем не важна, до 5 баллов - это
дисциплина очень важна.
%60 50 40 30 20 10 0
Рисунок 3 - Оценка степени важности дисциплины «Физическая культура»
Значительное большинство опрошенных студентов университета (70,5%) считают физическую культуру важной дисциплиной. Еще 24,4% студентов считают дисциплину средней по важности (поставили 3-4 балла). Никто из опрошенных студентов не считает, что эта дисциплина совсем не важна (0% - 1 балл).
8. Вопрос - «Вы получаете умения и навыки технически правильно выполнять физические упражнения?». Варианты ответов: не получаю совсем; получаю мало; получаю более-менее достаточно; получаю много. Результаты: не получаю совсем - 3,8%; получаю мало - 2,6%; получаю более-менее достаточно - 38,5%; получаю много - 55,1%.
Результаты ответов на этот вопрос показывают, что в процессе занятий по физкультуре успешно решаются задачи обучения двигательным действиям.
9. Вопрос - «Бывает ли у Вас теоретическая подготовка (лекции, доклады, занятия по учебным пособиям, учебникам) и как вы относитесь к тому, чтобы она проводилась взамен практических занятий?». Варианты ответов: не бывает, и я бы не хотел, чтобы была; не бывает, но я бы хотел, чтобы была; бывает, но мне не нравится; бывает и мне нравится.
Результаты: не бывает, и я бы не хотел, чтобы была- 82,1%; не бывает, но я бы хотел, чтобы была - 7,3%; бывает, но мне не нравится - 4,9%; бывает и мне нравится - 5,7%.
Из всех основных видов деятельности студентов в рамках дисциплины «Физическая культура» наиболее слабо представлена теоретическая подготовка, которая в настоящее время явно недооценена и имеет низкую эффективность. Однако идти по пути увеличения объёма учебного времени на теоретическую подготовку за счёт практических занятий было бы неправильно. Таково же мнения придерживаются и опрошенные студенты университета (82,1%).
Это убеждает нас в правильности того направления в теоретической подготовке студентов, которое было принято на кафедре физического воспитания университета более 15 лет назад. Реальная ситуация ныне такова, что физические упражнения на учебных занятиях для значительной части студентов являются единственной возможностью получить хотя бы минимально необходимую физическую нагрузку. Расходовать же время учебных занятий не на физические упражнения в современных условиях явно нерационально.
Нами было принято решение с помощью информационных и компьютерных технологий создать студентам условия для самостоятельного освоения учебного материала дистанционно вне графика учебных занятий. На основе теории и технологии электронного обучения системы КАДИС (системы Комплексов Автоматизированных ДИдактических Средств) совместно с совместно с центром новых информационных технологий [1, 2, 3, 6] был создан "Учебный мультимедиа комплекс по основам физической культуры в вузе" [5]. Сетевая версия учебного комплекса размещена в открытом доступе в сети Интернет. Студенты имеют возможность в любое свободное и удобное для себя время изучать теоретический раздел Программы по физическому воспитанию.
52,6
21,8 17,9
5,1
0 , 2,6
1 2-3 3 3-4 4 5
баллы
ВЫВОДЫ
1. В подавляющем большинстве опрошенные студенты университета считают дисциплину «Физическая культура» важной. При этом они удовлетворены тем, как проводятся у них занятия, а физические нагрузки, связанные с обучением двигательным действия и развитием физических качеств, не мешают им в оставшейся части дня заниматься учебными и другими делами.
2. Несмотря на имеющиеся сегодня проблемы с содержанием и развитием спортивной базы, студенты достаточно высоко оценили количество и качество спортивных сооружений в университете.
3. Отрицательно оценивают студенты ситуацию, когда за счёт практических занятий проводится теоретическая подготовка. Оптимальным подходом на наш взгляд является такой, при котором в теоретической подготовке на лекции в рамках выделенного на физкультуру учебного времени отводится максимум 6-10 часов, а в дальнейшем на основе современных компьютерных технологий студенты самостоятельно углубляют и расширяют свои знания в области физической культуры и спорта.
4. Достаточно высокая оценка студентами значимости для них дисциплины «Физическая культура» и наличие в большинстве крупных государственных вузов соответствующей спортивной базы позволяет критически отнестись к наблюдаемой в настоящее время тенденции к сокращению часов на обязательные практические аудиторные занятия. Пока реальной альтернативы обязательным практическим аудиторным занятиям по дисциплине «Физическая культура» для укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности и физического развития студентов нет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданов, В.М. Информационные технологии обучения в физической культуре / В.М. Богданов, В.С. Пономарев, А.В. Соловов // Теория и практика физической культуры. - 2001. -№ 8. - С. 55-59.
2. Богданов, В.М. Физическая культура на расстоянии / В.М. Богданов, В.С. Пономарев, А.В. Соловов // Высшее образование в России. - 2001. - № 4. - С. 121-124.
3. Богданов, В.М. Методы и технологии электронного дистанционного обучения в вузовском курсе физической культуры / В. М. Богданов, В. С. Пономарев, А. В. Соловов // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 2. - С. 51-56.
4. Результаты Всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура» : информационно-аналитические материалы / Е.С. Осокина, Т.Н. Ле-ван, А.Б. Зудин, Е.И. Аксенова, А.И. Готская, Т.О. Дегтярева. - СПб. : НИЦ АРТ, 2016. - 342 с.
5. Соловов, А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология / А. В. Соловов. - Самара : Новая техника, 2006. - 464 с.
6. Учебный мультимедиа комплекс по основам физической культуры в вузе : учебное пособие / В.М. Богданов., В.С. Пономарев, Ю.Л. Кислицын, В.Г. Щербаков, В.С. Побыванец -Самара : ООО DSM, 2013. - 331 с.
REFERENCES
1. Bogdanov, V.M. Ponomarev, V.S. and Solovov, A.V. (2001), "Information technologies of teaching in physical education", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 55-59.
2. Bogdanov, V.M. Ponomarev, V.S. and Solovov, A.V. (2001), "Physical culture at a distance", Russian Higher Education, No. 4, pp. 121-124.
3. Bogdanov, V.M., Ponomarev, V.S. and Solovov, A.V. (2010), "Methods and technologies of e-distance learning in the University course of physical education", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 51-56.
4. Osokina, E.S., Le-van, T.N., Zudin, A.B., Aksenova, E.I., Gotskaya, A.I. and Degtyareva, T.O. (2016), The results of the all-Russian sociological research of students involvement in the study of physical education discipline: information and analytical materials, SIC ART, St. Petersburg.
5. Solovov, A.V. (2006), E-learning: problems, didactics, technology, The new technique, Samara.
6. Bogdanov, V.M., Ponomarev, V.S., Kislitsyn, Yu.L., Shcherbakov, V.G. and Pobyovanets, V.S. (2013), Educational multimedia complex based on the physical education in Samara University: manuals, DSM Ltd., Samara.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.04.2018
УДК 796.012.2
КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ ПРИОБЬЯ
Валерий Леонидович Ботяев, доктор педагогических наук, доцент,
Анна Алексеевна Черникова, магистрант, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Сергей Викторович Ботяев, аспирант, Северо-Казахстанский государственный университет, г. Петропавловск, Казахстан
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы объективного контроля координационных способностей, учащихся среднего школьного возраста. Обосновывается необходимость комплексного контроля координационных способностей. Автором предлагается два направления в оценке развития координационных способностей. Первое - компьютерные технологии позволяют, в большей степени, оценивать психофизиологические функции, обеспечивающие проявление координации, второе - это двигательно-моторные тесты. Наличие двух направлений в диагностике позволяет получать количественные и качественные характеристики исследуемых координационных способностей.
Ключевые слова: учащиеся среднего школьного возраста, комплексный контроль, оценка координационных способностей.
INTEGRATED CONTROL OF COORDINATION ABILITIES OF PUPILS OF SECONDARY SCHOOL AGE LIVING IN THE NORTHERN REGIONS OF THE OB
Valery Leonidovich Botyaev, the doctor of pedagogic sciences, senior lecturer, Anna Alekseevna Chernikova, the master student, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Sergey Viktorovich Botyaev, the post-graduate student, North-Kazakhstan State University, Petropavlovsk, Kazakhstan
Annotation
This article examines the issues of objective control of coordination abilities of the students of secondary school age. The necessity of complex control of coordination abilities is justified. The author suggests two directions in assessing the development of coordination abilities. The first - computer technologies, they allow evaluating to a greater extent the psychophysiological functions providing for the manifestation of coordination, the second is motor-moving tests. The presence of two directions in diagnostics makes it possible to obtain the quantitative and qualitative characteristics of the coordination abilities under study.
Keywords: pupils of secondary school age, complex control, assessment of coordination abilities.
ВВЕДЕНИЕ
Низкий уровень двигательной подготовленности школьников заставляет специалистов, преподавателей искать пути и возможности качественного освоения практического материала на занятиях физической культурой. Наиболее остро эта проблема стоит на уроках гимнастики, где успешность освоения упражнений зависит не только от уровня