ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ
В ВОЕННОМ ВУЗЕ
А.С. РОДИОНОВ, Р.В. ПИМОНОВ, Академия ФСО России
Аннотация
В статье рассматривается возможность применения информационно-технологического обеспечения учебного процесса на кафедре физической подготовки военного вуза. Представлены результаты исследования, на основе которых можно сформулировать научную гипотезу о том, что применение данного вида обеспечения будет способствовать повышению эффективности формирования военно-профессиональных компетенций будущих офицеров.
Ключевые слова: информационные технологии, информационно-технологическое обеспечение физической подготовки, военно-профессиональные компетенции, дидактический комплекс информационного обеспечения, будущие офицеры, физическая подготовка.
Abstract
The article considers the possibility of using information and technological support for the educational process at the department of physical training of a military high school. The results of the research are presented, on the basis of which it is possible to formulate a scientific hypothesis that the use of this provision will contribute to enhancing the effectiveness of the system of forming military professional competences of future officers.
Keywords: information technology,
information technology support of physical training,
military-professional competence,
didactic complex of informational provision,
future officers, physical training.
Информационные технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений совершенствования образовательного процесса в военном вузе. С их помощью перед профессорско-преподавательским составом открываются новые возможности передачи учебной информации, максимально отражающей специфику преподавания различных дисциплин, в том числе и физической подготовки.
Анализ научно-методической литературы [4, 5, 9, 10, 11, 14, 18] показал, что на сегодняшний день информационные технологии в учебном процессе военных вузов используются пока в недостаточном для эффективного усвоения учебного материала объеме. Это обусловлено недостаточной развитостью учебной материально-технической базы и подготовленностью профессорско-преподавательского состава.
Дисциплина «Физическая подготовка» включает большой объем теоретического и методического материала, на который в настоящее время выделяется минимальное количество времени.
Таким образом, возможно сформулировать гипотезу, что применение информационных технологий позволит эффективно разрешить данное противоречие.
В основу использования в учебном процессе информационных технологий положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные в отечественной педагогике такими учеными, как Ю.К. Бабанский [2], Н.Ф. Талызина [20], И.В. Роберт [12, 13, 14]. Что касается военного образования, следует выделить работы: П.И. Образцова [3, 7, 8, 9], А.И. Козач-
ка [5, 6], О.Б. Самойленко [17], С.И. Орлова [10] и др. [4, 18].
Военные специалисты отмечают, что при изучении физической подготовки исключительно важны мультимедийные формы представления учебной информации, при этом доказана высокая эффективность использования информационных технологий. Так, согласно исследованиям [1, 11, 19], дидактически правильное применение мультимедийных средств способствует повышению восприятия, развитию образного мышления и памяти, точности ассоциаций, наблюдательности, качеств, необходимых в процессе овладения техникой двигательных действий в будущей профессиональной деятельности.
Основными средствами обучения выступают: электронные презентации; видеоролики с сопровождением «голос за кадром», комментирующий демонстрацию выполнения различных упражнений; кинограммы и анимационные видео, отражающие статическую и динамическую графику; метод стоп-кадра; замедленный показ; повторы и многое другое. Видеоматериалы при этом являются частью не только теоретического и методического материала, но и включаются в тестовые задания как текущего, промежуточного, так и итогового контроля [1].
С целью определения уровня эффективности и актуальности применения информационных технологий в учебном процессе было проведено анкетирование. В опросе приняли участие 20 преподавателей и 125 будущих офицеров 4 года обучения очной формы подготовки. Им предлагалось ответить на определенное количество вопросов и оценить различные виды информационного обес-
печения и представления учебной информации по физической подготовке.
Проведенное анкетирование показало, что большинство опрошенных получает учебную информацию по физической культуре и спорту в интернете, их количество среди обучающихся составило 35,2%, среди преподавателей - 40,2%. Еще 39,4% обучающихся получают информацию непосредственно на кафедре физической подготовки, а 25,4% - на самостоятельных физических тренировках в спортивных клубах (фитнес-центрах). При этом 71,2% респондентов в большей степени доверяют информации, полученной от профессорско-преподавательского состава, и 28,8% - доверяют ей в меньшей степени. Отвечая на такие же вопросы, стоит отметить, что 50,3% преподавателей берут необходимую информацию из регламентирующих документов и только 9,5% интересуются научными публикациями, инновационными изданиями.
При ответе на вопросы о качестве представления информации на различных учебных занятиях будущие офицеры отмечают достаточно полное представление лекционного материала - 35,2%, (преподаватели -68,4%), недостаточно полное - 35,6% (преподаватели - 27,6%), плохое - 20,4% (преподаватели - 4%). Большинство опрошенных отметило, что информация на методических занятиях представляется достаточно полно - 39,2% (преподаватели - 61,4%), недостаточно полно - 36,4% (преподаватели - 28,8%) и плохо - 22% (преподаватели - 9,8%).
Кроме того, опрос показал, что большинство обучающихся - 63,2% - нуждаются в информационном обеспечении самостоятельной подготовки при отработке лекционного материала; 66,4% - в информационном обеспечении самостоятельной подготовки при отработке информации, полученной на методических занятиях. В итоге «достаточным» информационное обеспечение учебных занятий по физической подготовке посчитали 31,5% обучающихся (преподаватели - 59,7%), «не в полной мере» -41,6% (преподаватели - 31,5%), «недостаточным» - 20,9% (преподаватели - 8,8%).
Контроль теоретических знаний при традиционном обучении проходит по вопросам из билетов по пройденному материалу. С тем, что это объективный метод контроля, согласились 36,4% опрошенных (преподаватели - 31,7%), а 63,6% (преподаватели - 68,3%) выступили за тестовый опрос. С помощью тестов возможно точно и объективно определить уровень теоретической подготовленности будущего офицера. При этом компьютерные тесты могут содержать большое количество тем и вопросов, что позволяет варьировать тесты согласно преследуемым целям обучения. Таким образом, при оценке уровня полученных теоретических знаний наиболее целесообразно использовать тестовые задания.
В ходе анкетирования изучалось мнение будущих офицеров и преподавателей о наиболее эффективных видах учебных занятий. Самым эффективным видом будущие офицеры наравне с преподавателями выделили учебно-тренировочные занятия - 71,4% и 68,3% соответственно, объясняя это тем, что при проведении данной формы физической подготовки происходит слияние теории
с практикой. Стоит заметить, что теоретические знания приобретаются на лекциях, за которые выступили 9,4% будущих офицеров (преподаватели - 15,1%), за организа-торско-методические умения и навыки на методических занятиях - 11,2% (преподаватели - 16,6%) и 8% ответили, что никакие из перечисленных видов занятий им не интересны. Исходя из результатов опроса, преподаватели выступают за совершенствование данных видов занятий, так как, без наличия определенной теоретической и орга-низаторско-методической базы знаний, умений и навыков проблематично в рамках практических занятий развивать основные физические качества и прикладные двигательные навыки, разучивать методику обучения физическим упражнениям и др.
Кроме этого, респондентам предлагалось оценить предложенный вид информационного обеспечения с целью повышения их познавательного и профессионального интереса к изучению физической подготовки по пятибалльной шкале. Так, за использование в учебном процессе информационного обеспечения с наивысшими баллами данные распределились следующим образом: видеоматериалы - 91,6%, фотовидеоматериалы собственной техники выполнения физических упражнений и прикладных двигательных действий - 91,2%, наглядные презентации - 86,8%, ресурс во внутренней сети военного вуза - 74,4%, компьютерные контрольные тесты - 73,6%, аудиоматериалы - 49,8%.
Проведенное анкетирование показало, что использование информационных технологий в учебном процессе по физической подготовке пока весьма ограничено. Будущие офицеры испытывают большие трудности, как с освоением техники двигательных действий и методики обучения, так и при работе с теоретическим и организа-торско-методическим материалом. Современных обучающих компьютерных программ для внеаудиторной самостоятельной подготовки недостаточно, а организация данного вида учебной деятельности требует совершенствования. В деятельности преподавателя редко можно увидеть созданные базы данных обучающихся, мониторинг их физического развития и физической подготовленности, компьютерных программ для руководства всем процессом обучения.
С целью решения раскрытых выше проблем предлагается внедрение в учебный процесс информационно-технологического обеспечения физической подготовки (ИТОФП).
В качестве основы ИТОФП выступает теория дидактического единства содержательной и процессуальной сторон учебного процесса. С этой позиции ИТОФП включает в себя две составляющие - информационную и технологическую (рис. 1).
В учебном процессе информационная составляющая ИТОФП представлена дидактическим комплексом информационного обеспечения физической подготовки (ДКИОФП), который является системой, интегрирующей учебный материал в изучаемой предметной области, а также совокупностью средств и методических материалов, обеспечивающих и поддерживающих реализуемую профессорско-преподавательским составом технологию обучения.
Информационное обеспечение физической культуры и спорта
Информационная составляющая
£
^ ИТОПФ ^
Технологическая составляющая
ДКИОФП )
М1псКМ МтсМападег)
Технология
обучения)
Технологическая карта)
Картирование мышления^ Рис. 1. Содержание информационно-технологического обеспечения физической подготовки (ИТОФП)
ДКИОФП разработан с помощью программного обеспечения Мт^е! MindManageг, реализующего метод картирования мышления. Он представляет собой способ визуализации информации и ее альтернативной записи в виде иерархических образов статического и динамического характера. По назначению - это способ представления учебной информации в виде, требующем минимального времени для поиска, постоянного доступа, понимания [15, 16].
Технологическая составляющая ИТОФП отражает процессуальную сторону реализации технологии обучения и в материальном виде представлена технологической картой. Она представляет собой своего рода паспорт проекта будущего учебного процесса. В ней отражены цели, логика организации и проведения пошаговой деятельности, как преподавателя, так и обучающихся, меж-
предметные связи, система контроля, оценки и коррекции. Ее основная задача - достижение поставленной цели с гарантированным результатом. Она является своего рода стержнем, вокруг которого формируется необходимая информационная среда.
Вывод
Учебный процесс, построенный на основе ИТОФП, дает возможность преподавателю более качественно и системно представлять учебную информацию, делая упор на доступность, мультимедийность и интерактивность. А будущим офицерам - осваивать программу обучения более эффективно, используя время, как на учебных занятиях, так и самостоятельной подготовки, а также в свободное от учебного процесса время, тем самым формируя индивидуальную траекторию обучения.
Литература
1. Бабанин, В.Ф. Мультимедийные технологии в системе дистанционного обучения по теории и методике легкоатлетических метаний / В.Ф. Бабанин, М.А. Новоселов // Внедрение дистанционных технологий обучения в учебный процесс вузов физической культуры: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Рос. гос. ун-т физ. культуры. - М., 2007. - С. 9-10.
2. Виленский, МЯ, Образцов, П.И., Уман, А.И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе // Педагогическое общество России. - М., 2004. - 192 с.
3. Воронов, И.А. Информационные технологии в физической культуре и спорте: Электронный учебник / И .А. Воронов; СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб: изд-во СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. - 80 с.
4. Козачок, А.И. Формирование профессиональной компетентности субъектов образовательного процесса в военном вузе: монография / А.И. Козачок. - Орел: Академия ФСО России, 2010. - 136 с.
5. Образцов, П.И. Дидактические основы проектирования и конструирования профессионально-ориентированных технологий в вузе // Педагогическое образование и наука. - 2005. - № 3. - С. 70-74.
6. Образцов, П.И. Основы профессиональной дидактики. Учебное пособие // Орел: ООО «Горизонт», 2013. -330 с.
7. Орлов, С.И. Информационно-технологическое обеспечение обучения курсантов военных вузов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Орлов Сергей Игоревич. - М., 2012. -195 с.
8. Пономарев, В.С., Соловов, А.В., Богданов, В.М. Использование современных информационных технологий в теоретической и методико-практической подготовке студентов по физическому воспитанию: матер. всерос. науч.-практ. конф. - СПб, 2000. - С. 23-24.
9. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: ИИО РАО, 2010. - 140 с.
10. Роберт, И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации // Информатика и образование. - 2008. -№ 5. - С. 3-15.
11. Родионов, А.С. Отчет о НИР «ИНФО-ФП». Формирование военно-профессиональных компетенций обучающихся младших годов в военном вузе средствами информационно-технологического обеспечения физи-
ческой подготовки. - Орел: Академия ФСО России, 2017. - 142 с.
12. Родионов, А.С. Теоретическая модель системы формирования военно-профессиональных компетенций будущих офицеров в военном вузе средствами информационно-технологического обеспечения физической подготовки // Ученые записки Орловского государственного университета. - Орёл, 2017. - С. 300-305.
13. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2004. - 224 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
14. Суркова, Н.Е. Методика разработки и использования цифровых образовательных ресурсов при дистанционном обучении в учреждении среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Суркова Н.Е. - М., 2007. - 24 с.
References
1. Babanin, V.F., Novoselov, M.A. Multimedia technologies in the system of distance teaching on the theory and methodology of athletics throwing // Proceedings of the All-Russian scientific-practical Conference Introduction of distance teaching technologies in the educational process of high educational establishments of physical culture. - Moscow, 2007. - Pp. 9-10 (in Russian).
2. Vilensky, M.Ya., Obraztsov, P.I., Uman, A.I. Technology of vocational education in higher education. Moscow: Peda-gogicheskoe obshhestvo Rossii. - 2004. - 192 p.
3. Voronov, I.A. Information technologies in physical culture and sports. SPb: izd-vo SPb GUFK im. P.F. Lesgafta, 2005. - 80 p.
4. Kozachok, A.I. Formation of professional competence of the subjects of the educational process in a military high school. Monograph. Orel: Academy of Federal Security Service of the Russian Federation, 2010. - 136 p.
5. Obraztsov, P.I. Didactic bases of design and construction of professionally oriented technologies in a university // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2005. - No. 3. -Pp. 70-74.
6. Obraztsov, P.I. Fundamentals of professional didactics. - Orel: OOO "Gorizont", 2013. - 330 p.
7. Orlov, S.I. Information and technological support for cadets' training at military universities. - Cand. Diss. -Moscow, 2012. - 195 p.
8. Ponomarev, V.S., Solovov, A.V., Bogdanov, V.M. The use of modern information technologies in the theoretical and methodological and practical training of students in
physical education // Paper presented at the All-Russian scientific-practical Conference. - SPb, 2000. - Pp. 23-24.
9. Robert, I.V. Modern information technologies in education: didactic problems, use prospects. - M.: IIO RAO, 2010. - 140 p.
10. Robert, I.V. Theoretical bases of the development of the informatization of education in the modern conditions of the information society of mass global communication // Informatika i obrazovanie. - 2008. - No. 5. - Pp. 3-15.
11. Rodionov, A.S. Report on research "INFO-FP". Formation of military-professional competencies of students of junior years in a military higher educational institution by means of information and technological provision of physical training. - Orel: Academy of Federal Security Service of the Russian Federation, 2017. - 142 p.
12. Rodionov, A.S. The theoretical model of the system of forming military and professional competences of future officers at the military higher educational institution by means of information-technological support of physical training // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo Universite-ta. - 2017. - Vol. 2 (75). - Pp. 300-305.
13. Selevko, G.K. Pedagogical technologies on the basis of information and communication means. Series Encyclopedia of educational technologies. - M.: NII shkol'nyh tehnologiy, 2004. -224 p.
14. Surkova, N.E. The methodology of development and use of digital educational resources for distance learning in the institution of secondary vocational education. - Cand. Diss. Abstract in Pedagogics. - M., 2007. - 24 p.