Научная статья на тему 'Теоретическая модель системы формирования военно-профессиональных компетенции будущих офицеров в военном вузе средствами информационно-технологического обеспечения физической подготовки'

Теоретическая модель системы формирования военно-профессиональных компетенции будущих офицеров в военном вузе средствами информационно-технологического обеспечения физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕЛЬ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / TECHNOLOGIES / INFORMATION AND TECHNOLOGICAL SUPPORT / PHYSICAL TRAINING / MILITARY AND PROFESSIONAL COMPETENCES / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионов А. С.

В статье рассматривается структура и содержание модели системы формирования военнопрофессиональных компетенций будущих офицеров в военном вузе средствами информационно-технологического обеспечения физической подготовки. Теоретическая модель представлена программой MindJetMindManager.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORETICAL MODEL OF THE SYSTEM OF FORMING MILITARY AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE OFFICERS AT THE MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION BY MEANS OF INFORMATION-TECHNOLOGICAL SUPPORT OF PHYSICAL TRAINING

The article describes the structure and content of a model system of forming military and professional competences of future officers at the military higher educational institution of information-technological support of physical training. The theoretical model provided by the program is MindJet Mind Manager.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель системы формирования военно-профессиональных компетенции будущих офицеров в военном вузе средствами информационно-технологического обеспечения физической подготовки»

УДК 355.233.22:004.9 РОДИОНОВ A.C.

сотрудник, Академия Федеральной Службы Охраны, Орёл

E-mail: rodionov.anato!@уаndex.ru

UDC355.23 3.22:004.9 RODIONOVA.S.

Staff member, Academy of the Federal Security Service,

Orel

E-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

THE THEORETICAL MODEL OF THE SYSTEM OF FORMING MILITARY AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE OFFICERS AT THE MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION BY MEANS OF INFORMATION-TECHNOLOGICAL SUPPORT OF PHYSICAL TRAINING

В статье рассматривается структура и содержание модели системы формирования военно-профессиональных компетенций будущих офицеров в военном вузесредствами информационно-технологического обеспечения физической подготовки. Теоретическая модель представлена программой MindJetMin(¡Manager.

Ключевые слова: технология обучения, информационно-технологическое обеспечение, физическая подготовка, военно-профессиональные компетенции, модель, программное обеспечение.

The article describes the structure and content of a model system of forming military and professional competences of future officers at the military higher educational institution of information-technological support of physical training. The theoretical model provided by the program is MindJet Mind Manager.

Keywords: technologies, information and technological support, physical training, military and professional competences, model.

Современные условия организации и проведения учебного процесса в военном вузе обуславливает поиск и обоснование новых путей повышения его эффективности. Данную задачу целесообразно решать с использованием методов моделирования и системного анализа.

Модель системы формирования военно-профессиональных компетенций можно представить как предполагаемую систему военно-профессиональной подготовки будущего офицера в военном вузе средствами информационно-технологического обеспечения физической подготовки.При разработке модели формирования военно-профессиональных компетенций будущих офицеров в военном вузе будем исходить из того, что в современной педагогике моделью является, с одной стороны, «специально созданный прототип для воспроизведения некоторых характеристик оригинала, подлежащего познанию» [1], с другой - «мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» |2|. При конструировании обозначенной модели главная задача заключается в том, чтобы, «используя в единстве и целостности различные методы, обеспечить гибкость системы, сделать ее способной быстро реагировать, приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям» [3]. При этом компоненты модели должны раскрывать структуру системы формиро-

вания военно-профессиональных компетенций будущих офицеров в военном вузе средствами информационно-технологического обеспечения физической подготовки (цель, задачи, содержание, средства, формы и методы), так и процессу альную сторону, отражающую взаимодействие между элементами данной системы и ее реализацию в образовательной деятельности [4].

Под моделью системы формирования военно-профессиональных компетенций будущих

офицеров в военном вузе средствами информационно-технологического обеспечения физической подготовки будем понимать «дидактическую систему, направленную на формирование теоретических знаний, организаторско-методических умений и развития физических качеств и прикладных двигательных навыков в целях самосовершенствования, а атакже эффективного исполнения обязанностей военной службы». Структурно теоеретическая модель представляет сосбой взаимосвязь элементов (блоков): целевого, мотивационного. содержательно-процессуального и результативно-оценочного. Функциональную реализацию теоретической модели целесообразно осуществлять посредством специально разработанной технологии обучения с опорой на информационно-технологическое обеспечение физической подготовки, представленное в виде автоматизировнно-программного комплекса учебного назначения и интелект-карт по дисциплине.

© Родионов A.C. © Rodionov Ä.S.

Разработанная в ходе исследования теоретическая модель системы формирования военно-профессиональных компетенций будущих офицеров в военном вузе средствами информационно-технологического обеспечения физической подготовки представляет собой совокупность функционально связанных элементов, составляющих определенную целостную систему, и рассматривается с учетом позиций лично-ориентированного, компетент-ностного, контекстного, системного, технологическо-гои интерактивного подходов. Выделение компонентов в данной модели обеспечивает возможность более четкого представления целенаправленного процесса формирования военно-профессиональных компетенций будущих офицеров в военном вузе средствамиинформационно-технологического обеспечения физической подготовки.

Личноспто-ориеятировстный подход в учебном процессе призван решить проблему индивидуального физического развития личности каждого будущего офицера. Под этим можно понимать взаимное отношение преподавателя и обучающегося, основанное на доброжелательном, тактичном отношении друг к другу в соответствии с индивидуально-психологическими, морфо-функциональными особенностями, а также психологическими свойствами. Среди ведущих ученых-педагогов, занимающихся разработкой личностно-ориентированной модели образования, можно выделить В.К. Бальсевич, В.В. Давыдова, В.Ф. Костюченко.И.А. Зимнюю, А.И. Леонтьева, A.B. Лотоненко. ВВ. Серикова, В.Д. Шадрикова. И. С. Якиманскуюи др. Исходя из их суждений, можно сделать вывод о том, что в процессе физической подготовки будущих офицеров в военном вузе могут быть применены принципы лично-ориентированной педагогики:

- принцип природосообразности (одаренности), характеризующийся индивидуальными природными задатками каждого будущего офицера;

- принцип связи физического совершенствования с подготовкой будущих офицеров к военно-профессиональной деятельности;

- принцип всестороннего и гармоничного развития личности, выражающийся в единстве всех сторон воспитания личности - эмоционально-волевой, мотива-ционной, интеллектуальной и т.д.;

- принцип гуманизма, признающий личность будущего офицера ценностью и необходимость соответствующего отношения к ней;

- принцип соответствия возрастным и индивидуальным особенностям будущих офицеров;

- принцип социальной активности, обеспечивающий формирование у будущего офицера сбалансированной социальной жизнедеятельности, умения достойно и честно побеждать и проигрывать, извлекая из неудач уроки, обеспечивающие будущие победы;

- принцип либерализации процесса воспитания - предоставление каждому возможности осваивать, развивать и преумножать ценности различных видов

физической подготовки и спорта путем использования эффективных средств, инновационных методов и форм личностного саморазвития и самосовершенствования [5].

Компетентности ый подходсотласяо которому результаты обучения, под которыми понимаются набор компетенций, представляются как качество образования. Сформированные военно-профессиональные компетенции будущих офицеров в военном вузе должно максимально соответствовать и отвечать современным требованиям специальных ведомств как основного работодателя. С другой стороны, качество военно-профессиональной подготовки должно пролонгировать возможность быстрейшей адаптации будущих офицеров к требованиям и условиям современной военно-профессиональной деятельности.

Положения контекстного [6] подхода предполагает личное включение будущих офицеров в учебно-профессиональную деятельность, моделирование средств, методов и форм военно-профессиональной подготовки максимально приближенных к условиям реальной деятельности после окончания обучения. Контекстный подход опирается на деятельностную теорию усвоения социального опыта и теоретическое обобщение практического опыта «активного обучения».

Использование системного подхода обусловлено необходимостью рассмотрения физической подготовки будущих офицеров военном вузе как педагогической системы, характеризующейся присущими ей особенностями, свойствами и закономерностями формирования военно-профессиональных компетенций будущих офицеров с учетом внутренних и внешних связей с другими системами и объектами. Физическая подготовка связана со многими отраслями военных дисциплин: Уставами ВС РФ, огневой и строевой подготовкой, защитой от современных средств массового поражения, военной топографией и тактикой, несением вну тренней и караульной службы.

В качестве основного при проектировании и осуществлении учебного процесса по физической подготовке будущих офицеров в военном вузе предлагается использовать технологический подход. В основе разработки технологий обучения лежит проектирование высокоэффективной учебной деятельности будущих офицеров в военном вузе и управленческой деятельности преподавателя. Соответственно, технологический подход ориентирован на поиск наиболее оптимальных способов гарантированного достижения поставленных целей и педагогических задач [7].

Особенностью преподавания физической подготовки является малое количество времени, выделяемого на изучение тсорстичсского и методического материала. При этом от знания особенностей развития основных физических качеств и прикладных двигательных навыков зависит эффективность их совершенствования. Наиболее перспективным способом для решения данной проблемы, успешно используемым в учебном процессе на наш взгляд является интерактивный подход.

основанный на методе картирования мышления, его отечественный вариант -«опорные сигналы» или методика Шаталова.

Среди специального программного обеспечения, реализующего метод картирования мышления в данной работе выделяется флагман - программа MindJetMindManager, созданная немецким программистом М. Джеттером, выполняющая все заложенные к структуру графического картирования функции и обладающая простым управлением, позволяющая структурировать почти любую электронную информацию благодаря отличной синхронизации со всеми файловыми системами и приложениями. Функциональные возможности Мшс1ММшс1Мапа§ег позволяют применять метод картирования мышления в основных формах физической подготовки, в том числе и самостоятельной работы будущих офицеров.

Положительные стороны данной методики заключаются в легкости запоминания и восстановления в памяти учебной информации; выделение главного и второстепенного, а также способность привести все в систему; время на запись расходуется целесообразно и в удобной для каждого форме.

Рассмотрим структурную модель системы формирования военно-профессиональных компетенций будущих офицеров в военном вузе средствами информационно-технологического обеспечения физической подготовки с помощью данного программного обеспечения (рис. 1). В модели выделим основные блоки: целевой, мотива ционный, содержательно-процессуальный и результативно-оценочный.

Целевой блок представлен социальным заказом государства на подготовку всесторонне и гармонично развитых будущих офицеров, который реализуется через систему требований, предъявляемых к содержанию военно-профессиональной деятельности офицерских кадров. Они определены в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и ведомственных требованиях, разрабатываемые различными силовыми ведомствами государства.

Из совокупности общих требований ФГОС ВПО для различных специальностей формируются требования, обязательные для реализации, которые закладываются в основные образовательные программы (ООП) подготовки будущих офицеров по различным направлениям (специальностям).

Мотивационный блок характеризует наличие у будущих офицеров мотивов (заинтересованности) к военно-профессиональной деятельности, ее эффективности в бурно развивающемся обществе, понимание смысла этой деятельности и своего места в ней; самовыражение и самоутверждение, обусловленные потребностями личности. Важным условием успешности в учебном процессе является та мотивация, которая побуждает к плодотворной деятельности с целью накопления и расширения теоретических и методических знаний, прикладных двигательных умений и навыков, уверенности в

своих силах.

Существуют различные подходы к определению типов мотивации. Например, российские ученые-психологи, А.Г. Асмолов. Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, В.В. Кармов, Н,В. Котханов и другие выделяют два типа мотивации: а) внешнюю мотивацию б) внутреннюю мотивацию [8]. Внешняя мотивация представляет собой побуждение к действиям (мода на спорт, здоровый образ жизни, пропаганда активного отдыха); престиж быть офицером специального ведомства (социальные условия денежного и других видов содержания), внутренняя мотивация характеризует действия будущих офицеров, которые подкреплены определенным смыслом (стремление к физическому самосовершенствованию (изменение и улучшение телосложения и развитие мускулатуры средствами физической подготовки), самовыражению и самоутверждению (достижение высокого спортивного результата), удовлетворение духовных и материальных потребностей в области физической культуры и спорта [9] и др.).

Проблема мотивации вучебном процессе рассмотрена в исследованиях A.A. Вербицкого, H.A. Бакшаевой, Ю.Н. Кулюткина [10, 11, 12]. Показано, что деятельности учения релевантны познавательные мотивы, а практической деятельности - профессиональные. При этом данные мотивы взаимосвязаны, и в ходе обучения происходит взаимопереход одних мотивов в другие.

Обобщая сказанное выше, следует констатировать тот факт, что именно мотивационная составляющая является средством постоянной концентрации и готовности будущих офицеров к решению учебно-профессиональных задач, на достижение поставленных целей.

Следующим к рассмотрению в структуре теоретической модели представлен содержательно-процессуальный блок, который находится в тесной взаимосвязи со всеми блоками: целевым, мотивацион-ным и результативно-оценочным.

Содержательно-процессуальный блок представлен технологией обучения, а именно информационно-технологическим обеспечением физической подготовки, которое функционально взаимосвязано с различными элементами учебного процесса на них остановимся ниже.

Наибольший вклад в исследование проблем разработки и реализации технологий обучения внесли такие ученые, как A.A. Вербицкий, С.А. Сластенин, М.А. Чошанов, Н.В. Кузьмина, А.И. Уман, П.И. Образцов и др.

Для определения сущности понятия «технология обучения» был проведен анализ ряда научно-педагогической литературы [13, 14, 15]. Его результаты позволили выделить следующие особенности технологии обучения: системность, научность, алгоритмируе-мость, воспроизводимость на практике, эффективность и информационность.

Основываясь на мнении Образцова П.И, отразим всю сущность данного понятия. «Технология обучения-это законосообразная педагогическая деятельность.

реализующая научно обоснованный проект учебного процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем это имеет место при традиционных моделях обучения» [13, с. 93].

Технология обучения представлена информационно-технологическим обеспечением физической подготовки (далее по тексту ИТОФП) в военном вузе. В качестве методологической основы ИТОФП выступает теория дидактического единства содержательной и процессуальной сторон обучения, что предполагает включение в себя двух составляющих - информационной и технологической.

Информационная составляющая, реализующая содержательный аспект обучения будущих офицеров военом вузе, целесообразно рассматривать как полноценную, соответствующую всем законам дидактики передачу учебной и другого рода информации, целью которой является гарантированное достижение педагогического результата.

Реализация информационной составляющей ИТОФП в учебном процессе возможно на основе применения дидактического комплекса информационного обеспечения физической подготовки (далее по тексту ДКИОФП). Он представляет собой дидактическую систему, в которую включены программные продукты, базы данных, а также совокупность других средств и методических материалов. обеспечивающих и поддерживающих учебный процесс. Каждый элемент дидактического комплекса является не просто носителем соответствующей информации, но и выполняет специфические функции, определенные замыслом преподавателя. Таким образом, комплекс представляет собой постоянно развивающуюся базу знаний по физической подготовке.

Факторы характеризующие ДКИОФП заключаются в следующем: во-первых, они проектируются и создаются как целостные системы педагогических программных средств, интегрированных в целях сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления учебной информации пользователям; во-вторых, все элементы комплексов взаимосвязаны между собой, имеют единую информационную основу и программно-аппаратную среду; в-третьих, при их проектировании изначально предусматривается возможность использования комплексов как в локальных и распределенных компьютерных сетях военного вуза, так и при дистанционной форме обучения.

Технологическая составляющая обеспечивает процессуальную сторону подготовки будущих офицеров в военном вузе. В качестве рассматриваемой составляющей представляется технологическое обеспечение, которое реализуется на основе применения в учебном процессе технологии обучения. Она долж-насоответствовать основным принципам технологического подхода (предварительное проектирование, диагностическое целеобразованне, системная целостность, воспроизводимость, наличие обратной связи и т.д.); решаются задачи, которые ранее в учебном процессе не были теоретически или практически решены;

в качестве средства сбора, обработки, хранения и представления учебной информации выступает целостный комплекс современных педагогических программных продуктов, выбор или разработка которых обусловлены дидактическими целями и задачами, решаемыми профессорско-преподавательским составом [13].

Процессуальный компонент модели предполагает выбор средств, методов и форм обучения, которые могут быть использованы при организации и проведении физической подготовки в военном вузе.

Отличительной особенностью является то, что помимо традиционных средств обучения в физической подготовке, таких как физические упражнения, применяются специфические, представленные программным обеспечением, которые решают задачи всестороннего обеспечения учебного процесса.

Практическая направленность физической подготовки, выделяет ее на фоне других дисциплин, изучаемых в военном вузе, следовательно методы обучения используемые в учебном процессе носят соответствующий характер. Под методами физической подготовки понимают определенные способы и пути решения какой-либо конкретной задачи по физическому совершенствованию будущих офицеров [16]. Они являются наиболее динамичными элементами системы физической подготовки. Это объясняется сложностью обучения, воспитания, и развития будущих офицеров, многообразием различных физических упражнений и условий их выполнения.

Согласно методам обучения будущие офицеры приобретают теоретические знания, организаторско-методические умения и развивают физические качества, что в совокупности и определяет их способность к самостоятельному поддержанию должной физической подготовленности, позволяющая выполнять обязанности военной службы. В официальных документов [17] определение «образование» подразумевает обучение и воспитание, физическая подготовка предлагает еще и развитие, что является отличительной особенностью всего процесса военно-профессиональной подготовки будущих офицеров в военном вузе.

Наряду с общепризнанными формами организации учебного процесса, физическая подготовкапредлагает свои специфические: учебные занятия (теоретические, учебно-тренировочные, методические), утренняя физическая зарядка, физическая тренировка в процессе служебной деятельности, спортивная работа и самостоятельная физическая тренировка.

Теоретические и методические занятия под руководством преподавателя с использованием программного обеспечения решают задачу широкомасштабной передачи учебной информации при ограниченных временных рамках. Отработка же учебного материала происходит на учебно-тренировочных занятиях, представленные в программе обучения как предметные и комплексные. Преподаватель на предметных занятиях раскрывает практическую составляющую каждого раздела физической подготовки, на комплексных проис-

ходит выполнение упражнений из двух-трех разделов. Утренняя физическая зарядка, физическая тренировка в процессе служебной деятельности, спортивная работа организуется и проводится звеном командиров и начальников под контролем преподавателя, на которых решается задача развития прикладных двигательных навыков.

Самостоятельная физическая тренировка предназначена для саморазвития и самосовершенствования будущих офицеров. Индивидуально используя полученные знания на практике, буду щие офицеры проходят этап становления и развития их как личности.

Предлагаемая модель системы формирования военно-профессиональных компетенций будущих офицеров в военном вузе средствами информационно-технологического обеспечения физической подготовки

будет способствовать повышению уровня эффективности учебного процесса. Модель характеризует структуру и сущность системы, ее состав функциональных подсистем и их взаимодействие между собой. Реализацию модели в учебном процессе целесообразно осуществлять посредством специально спроектированой технологии обучения, которая рассматривается как дидактический процесс, спроектированный с учетом принципов, особенностей организации и проведения физической подготовки, реализуемый с применением специального программного обеспечения и позволяющий на системной основе организовать оптимальное «субъект-субъектное» взаимодействие между преподавателем и будущими офицерами с целью достижения гарантированного результата.

Теоретические подходы при организации и реализации учебного процесса:

- личностно-ориентированный

- компегентностный

- контектный

- системный

- технологический

- интерактивный

Результативно-оценочный

Целевой

Мотпвацпонный

Критерии:

- мотивационно-ценностный

- когнитивный

- физический

Содержательно-процессуальный

Технология обучения

Формирование военно-профессиональных

компетенций будущих офицеров в военном вузе средствами информационно-технологического обеспечения физической подготовки

— Методы ФП

— Формы ФП —►

— Средства

- средства ФП-^---.

- традиционные средства обучения

- программные средства обучения >

■ обучения

■ развития

■ воспитания

Физические упражнения

Mindjet

Manager,

ErWin

- утренняя физическая зарядка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- физическая тренировка в процессе служебной деятельности

- спортивная работа

- самостоятельная физическая тренировка

Учебно-тренировочные занятия предметные комплексные

Показатели:

МЦ — характеризуется потребностью и стремлением овладеть военно-профессиональными компетенциями в процессе обучения, осознание значимости саморазвития и самосовершенствования, выраженность профессиональных и познавательных мотивов.

К — владение теоретической, организаторско-методической подготовкой (качество усвоения знаний, прочность усвоения, коэффициент прочности, орг-мет.умения). Ф — характеризует степень развития основных физических качеств, способность выполнять упражнения согласно программы обучения.

Содержание ДКИО

Z

Информационная составляющая технологии обучения

Теоретическая подготовка

Уровни сформированности

/ i 4 \

Высокий Средний Низкий Критический

Организаторско-методическая подготовка

Практическая подготовка:

- гимнастика и атлетическая подготовка

- служебное единоборство

- преодоление препятствий

- ускоренное передвижение и легкая атлетика

- лыжная подготовка

- военно-прикладное плавание

- спортивные и подвижные игры

- комплексные занятия

S W Я СП

Ei й S -Я Я оч

¡2 Ol о о н

ё s ч X о

d л о <1> о Н О W tr< S » ä ее

ft

Рис.1. Теоретическая модель системы формирования военно-профессиональных компетенций будущих офицеров в военном вузесредствами информационно-технологического обеспечения физической подготовки.

Библиографический списко

1. Архангельский СЛ. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента: материалы лекций, прочитанных в Политехническом музее. М.: Знание, 1974. 75 с.

2. Штоф В. А. Моделирование и философия. JL : Наука, 1966, 301 с.

3. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация / под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. М. : Педагогика, 1983. 136 с.

4. Методы системного педагогического исследования: учебное пособие / под ред. Н. В. Кузьминой. JI. : ЛГУ, 1980. 170 с.

5. Матвеев Е.Г., Частихин А.А. Личностно ориентированное физическое воспитание в военном вузе: проблемы и возможности, Современные наукоемкие технологии 6-2,2016. 380-384с.

6. Вербицкий А. Контекстное обучение в компетентностном подходе //Высшее образование в России. 2006.№ll.URL:http:// cyberlemiika.ni/article/iiA'onteksliioe-obuchenie-vkompetentnostiiom-podhode-1 (дата обращения: 05.05.2017)

7. Образцов ПЛ. Основы профессиональной дидактики. Учебное пособие. Орел: «Горизонт», 2013. с. 99.

8. Карпов В.В., Катханов, МЛ. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. М. СПб: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. 143 с.

9. ПетровскаяМ.В., Холодов О.М., Акимов Д.Л. К вопросу о физическом самосовершенствовании в военном ву зе // Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы: Материалы VI международной научно-практической конференции (18 апреля 2009 г.). Воронеж: Научная книга, 2008. С. 108.

10. Вербицют, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 208 с.

11. Вербицкий А.А., Батиаева, Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 200 с.

12. КулюткинЮЛ. Психология обучения взрослых. М., 1985. 128 с.

13. Образцов ПЛ. Основы профессиональной дидактики. Учебное пособие. Орел: «Горизонт», 2013. 330с.

14. Обращов ПЛ., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004 . 317с.

15. Образцов ПЛ. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования. Монография. Орел: ОГУ, 2011. 338.

16. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации 2009. с. 14.

17. http://zakonobobrazovanii.ni/#zakonobobrazovanii (дата обращения 24.05.2017г.)

References

1. Arkhangelskii S.I. Modeling and data processing method of the pedagogical experiment: materials of the lectures at the Polytechnic Museum. M.: Znanie, 1974. 75 p.

2. ShTrofVA. Modelling and philosophy. P.:Nauka, 1966. 301 p.

3. Active methods of teaching pedagogical communication and optimization / Edited by A.A. Bodalev, G.A. Kovaleva. M.: Pedagogika, 1983. 136 p.

4. Methods of system pedagogical research: textbook/Ed. ByN.V. Kuzmina. Г.: ESU, 1980. 170 p.

5. Matveev E.G., Chastikhin A.A. Personality oriented physical education at a military college: challenges and opportunities. Modernhightechnologies6-2,2016. Pp. 380-384.

6. Veibitsky A. Context learning in a competence-based approach //Higher education in Russia. 2006. No. 11. URL:http://cyberlen-inka.EN/article/n/kontekstnoe-obuchenie-vkompetentnostnom-podhode-1 (date of access: 05.05.2017)

7. Obraztsov P.I. Foundations of professional didactics. Manual. Orel: "Gorizont", 2013. P. 99.

8. Karpov I'. I.'. KachanovM.N. Invariant model off technology-intensive learning in multistage training in higher education institution. M. - SPb: Research center of quality problems of specialists' training, 1996. 143 p.

9. Pettvvskaya M.V., Kholodov, M.O., Akimov D.L. To the issue of physical self-improvement in a military high school // Urgent problems of professional education: approaches and prospects: Materials of VI international scientific-practical conference (18 April, 2009). : Nauchnayakniga, 2008. P. 108.

10. 1 erbitsky A .A. Active teaching in higher school: contextual approach], M^V/sshayashko la, 1991. 208 p.

11. Verbitsky A.A., Bakshaeva, N.A. The development of students' motivation in the context teaching: Monograph. M.: Research center of quality problems of specialists training, 2000. 200 p.

12. Kulyutkin, Yu.N. The psychology of adult teaching]. M., 1985. 128 p.

13. Obraztsov P.I. Foundations of professional didactics. Manual. Orel: "Gorizont", 2013. 330p.

14. Obraztsov P.I., Kosukhin V.M. Didactics of higher military schools: Manual. Orel: Academy of Special Communication of Russia, 2004. 317 p.

15. Obraztsov P.I Technology of training in vocational education. Monograph. Orel: OSU,2011. 338 p.

16. Instruction in physical training in the Armed Forces of the Russian Federation, 2009. Pp. 14.

17. http://zakonobobrazovanii.rU/#zakonobobrazovanii (date of access24.05.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.