УДК 355.035.7 ОБРАЗЦОВ П.И.
зав. кафедрой теории и методики профессионального образования, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ДУЛЕПОВД.В,
соискатель, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева E-mail: [email protected]
UDC 355.035.7 OBRAZTSO V P.I.
Head of the Department of theory and methodology of professional education, Orel State University named after
IS. Turgenev E-mail: [email protected] DULEPOVD.V.
applicant, Orel State University named after I. S. Turgenev
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВОЕННОГО ВУЗА
FUTURE OFFICERS' COMMON CULTURAL COMPETENCE FORMATION UNDER THE CONDITIONS OF THE MILITARY HIGH SCHOOL EDUCATIONAL WORK ORGANIZATION
В статье обосновывается возможность формирования у курсантов общекультурных компетенций в условиях организации воспитательной работы в военном вузе. При рассмотрении основных составляющих образовательного процесса, направленных на формирование данного вида компетенций, акцент делается на использовании программно-целевой подхода. Предлагается и раскрывается структура компонентов и содержательное наполнение Программы формирования общекультурных компетенций курсантов в условиях воспитательной работы военного вуза.
Ключевые слова: общекультурные компетенции курсантов, воспитательная работа, программа формирования общекультурных компетенций.
The article proves the possibility of common cultural competence formation of cadets under the conditions of the educational activity organization at a military high school. When considering the main components of the educational process, aimed at these types of competences formation, the emphasis is made on the use ofprogram-target approach. Besides the definite components structure and the content of common cultural competence formation Program of cadets under the conditions of the military institution educational work are offered and revealed.
Keywords: common cultural competence of cadets, educational work, Program of common cultural competence formation.
Включение общекультурных компетенций в состав результатов получения высшего образования на уровне ФГОС ВО обусловлено необходимостью реализации потребностей государства в подготовке всесторонне развитых граждан, владеющих не только знаниями, умениями и навыками в предметной области профессионального образования, но и целостным мировоззрением, системой личностных качеств и убеждений, установок и мотивов, характеризующих человека как сознательного члена общества. Содержательный анализ данного вида компетенций позволяет сделать вывод о возможности реализации с их помощью в период обучения в вузе функций, способствующих формированию ценностного компонента личности, что обеспечивает гармоничное, всестороннее развитие обучающегося.
Следует отметить, что на протяжении 90-х годов XX века воспитательным аспектам деятельности образовательных учреждений уделялось недостаточное внимание, что во многом предопределялось отсутствием четких ориентиров в организации такой работы.
Произошедшая в перестроечный период переоценка ценностей привела к утрате большинства достижений советской системы воспитания молодежи. Негативными последствиями ее распада стали размывание ценностно-мотивационного ядра национального самосознания, приоритет эгоизма и жестокости в достижении целей индивидуального развития как антипода коллективизма, утрата историческими персонажами, героями своего статуса нравственного идеала как основы воспитания. Такие тенденции не могли не отразиться на ценностной системе ориентации российской молодежи. Так, например, по данным социологического опроса, проведенного в сентябре 2016 года, 36% молодых россиян в возрасте от 18 до 24 лет хотели бы перебраться в зарубежные страны на постоянной место жительства. Для сравнения - еще в 2012 году данный показатель был равен 25% [15]. То есть, более третьей части молодежи, прекрасно осознающей сегодня себя гражданами России, при любой удобной возможности готова переехать за рубеж.
Показательными являются результаты опроса
© Образцов П.И., Дулепов Д.В. © Obraztsov l'I.. Dulepov D.V,
Всероссийского центра изучения общественного мнения относительно потенциального поведения россиян в условиях военного времени. Так, 49% россиян в случае вступления России в войну с другим государством посоветуют своим близким мужчинам (сыновьям, братьям, мужу и т.п.) отправиться на фронт и только 15% посоветуют своим близким не участвовать в боевых действиях и ждать окончания войны. При этом в случае необходимости передавать на нужды государства в военное время четверть своего заработка на возвратных условиях готовы только 39% россиян, а 31% не стали бы передавать в пользу государства никаких личных средств [14]. Иными словами, россияне потенциально готовы рисковать жизнями близких людей, но не готовы к уменьшению уровня материального благосостояния ни при каких, даже самых жестких военных условиях. Такая трансформация в пользу материальных ценностей приводит к замене ими традиционных духовных ценностей, что, по нашему мнению, является одним из следствий недостаточного внимания государства к воспитанию как функции образовательных организаций, к формированию общекультурных компетенций как результату образовательной деятельности.
В условиях современных системных преобразований и структурно-функциональных изменений военной организации государства, продолжающейся глубокой модернизации вооружения и военной техники, нарастающего информационно-психологического воздействия на общество перед системой военного образования встают два основных вопроса:
1. Для каких целей следует готовить военного специалиста, каково его будущее предназначение и какие практические задачи он должен уметь решать;
2. Как в условиях девальвации прежних моральных, этических и нравственных ценностных идеалов осуществлять подготовку военных кадров - защитников Отечества.
Сказанное позволяет предположить, что: будущая профессиональная деятельность военного специалиста должна быть глубоко внутренне мотивирована; изначально строиться на вере офицера в правоту выбранного им жизненного пути - служения народу и Отечеству, обеспечивать устойчивость духовных ценностей в условиях негативного информационно-психологического воздействия.
Решение современных проблем военного образования невозможно без обращения к истории военного дела и военной педагогической науки, опыту предшествующих поколений. Исторический анализ показывает, что спасение России наш народ всегда видел в армии, а спасение армии - в офицерах. Сегодня на офицерских кадрах лежит огромная ответственность. Являясь носителем военных знаний, морального духа и боевых традиций, офицерский корпус всегда выступал основным, формирующим фактором боеспособности армии.
Столь высокая и ответственная миссия предполагает наличие у офицеров таких качеств, как патриотизм, профессионализм, способность взять на себя ответ-
ственность за решение сложных задач, вовремя заметить и поддержать инициативу, мобилизовать волю и энергию личного состава, умение работать с людьми и воспитывать их.
Отдельные аспекты организации воспитательной работы с курсантами в условиях военного вуза исследуются в работах М.Я. Виленского, О.В. Колношенко, A.B. Куршева, Л.Г. Набиуллина, А.О. Кошелевой и других ученых.
Большинство из перечисленных качеств будущих офицеров напрямую связаны с потребностью формирования у них обще культурных компетенций, которые определены в ФГОС ВО (способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1); способностью к работе в коллективе, кооперации с коллегами, способностью в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников формировать цели команды, принимать организационно-управленческие решения в ситуациях риска и нести за них ответственность, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-6); способностью к осуществлению воспитательной и образовательной деятельности (ОК-11) [7].
Формирование и развитие указанных качеств и компетенций в немалой степени достигается за счет четко организованной воспитательной работы в военных вузах, где закладываются основы профессионализма будущего офицерского корпуса страны. Стоит отметить, что существенная толика формирования о б ще ку л ьту р н ы \ компетенций происходит в рамках учебных занятий, а воспитательная работа выступает в качестве дополнительного драйвера. Однако можно предположить, что использование всего потенциала воспитательной работы позволит повысить эффективность формирования общекультурных компетенций будущих военных специалистов, а в идеале получить от этого синергетический эффект.
Стратегические приоритеты России в системе воспитания обозначены в Стратегии развития воспитания граждан Российской Федерации до 2025 года [3]. Показательно увеличение внимания государственной власти к системе патриотического воспитания молодого поколения в последние годы. Так, в период с 2001 г. по 2015 г. на территории Российской Федерации было реализовано три государственные среднесрочные программы патриотического воспитания. Сегодня данный подход нашел продолжение в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» [4].
Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодого поколения в Военной доктрине Российской Федерации [5], предусматривающей объединение усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации; разработку и реализацию мер, направленных на повышение эффективности военно-патриотического воспитания граж-
дан Российской Федерации и их подготовки к военной службе; совершенствование допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан. В этом документе подчеркивается значимость военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации как фактора обеспечения национальной безопасности [2].
Будущие офицеры должны отвечать повышенным требованиям к развитию личности, ее ценностной и мотивационной системе, уровню интеллектуального и культурно-нравственного становления. Необходимость активизации воспитательной работы с военнослужащими закреплена в Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, отмечающей сложность социально-экономических, информационных и общественно-политических условий становления и развития современной российской армии [6]. Воспитательная работа с курсантами направлена на формирование и развитие у них личностных и профессионально-значимых качеств, соответствующих требованиям создания современной военной организации государства, обеспечения готовности их как будущих офицеров к выполнению профессиональных задач в интересах обеспечения безопасности и обороны государства, общества и личности.
Задачу формирования общекультурных компетенций выпускника военного вуза, на наш взгляд, целесообразно решаться комплексно. На ее реализацию могут быть направлены следующие составляющие образовательного процесса:
- содержание программ обучения и технология преподавания гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин;
- внеаудиторная деятельность в рамках организации воспитательной работы военного вуза;
- деятельность общественных организаций и объединений учебного заведения (советы ветеранов, советы по делам молодежи, патриотические и научные клубы).
Исходя из сказанного ниже более подробно остановимся на реализации содержания одного из основных компонентов образовательного процесса - воспитательной деятельности в условиях военного вуза.
Основной целью воспитания военнослужащих российской армии является формирование и развитие качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности [6] .
Практика организации и проведения воспитательной работы в военном вузе предусматривает ежедневную. целеустремленную, научно обоснованную и дифференцированную работу всех субъектов воспитательной деятельности. Она предполагает доскональное изучение людей в процессе воинской службы, учебы, всей жизни и деятельности воинских коллективов, учет индивидуальных особенностей военнослужащих, их возможностей, наклонностей и способностей, без знания которых трудно успешно вести обучение и воспитание.
Идеяразвитияу обучающихся в военном вузе необхо-
димых качеств и отношений, с одной стороны, позволяет успешно обучаться по выбранной специальности, а с другой - составляет основу формирования общекультурных компетенций у будущего военного специалиста [8; 12]. Реализация данной идеи возможна в случае адаптации воспитательной системы военного вуза к современным требованиям ФГОС ВО на основе программно-целевого подхода [13]. Одним из возможных способов решения этой задачи является разработка Программы формирования общекультурных компетенций в условиях воспитательной работы военного вуза (см. рис. 1).
Цель реализации Программы формирования общекультурных компетенций в условиях организации воспитательной работы военного вуза - формирование и развитие у курсантов качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности, а также установок, обеспечивающих ответственное исполнение должностных и служебных обязанностей, сплачивание воинских коллективов.
Задачи Программы целесообразно структурировать по конкретным общекультурным компетенциям, установленным ФГОС ВО по конкретному направлению подготовки. Так, например, для направления подготовки «Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи» спектр задач Программы формирования общекультурных компетенций в условиях воспитательной работы военного вуза будет включать в себя:
- формирование у курсантов способности действовать в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, соблюдением в процессе исполнения гражданского и профессионального долга принципов патриотизма и законности;
- формирование и развитие у курсантов способности к анализу социально значимых процессов и явлений, мировоззренческих, исследовательских и философских проблем, применение при решении социальных и профессиональных задач основных положений и методов гуманитарных, экономических и общественных наук;
- формирование и развитие у курсантов способности к адекватной оценке закономерностей и факторов исторического процесса, роли политических организаций и политического лидерства;
- формирование и развитие у курсантов способностей к логическому и критическому мышлению, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач профессиональной деятельности и выбору путей их достижения;
- формирование и развитие у курсантов коммуникационных способностей (письменной и устной деловой речи), к переводу и чтению текстов профессиональной тематики на иностранных языках;
- формирование и развитие у курсантов способности к построению логически верной, четко аргументированной письменной и устной речи на русском языке, созданию и редактированию текстов профессионального характера, публичного представления результатов исследований, ведения дискуссий;
- формирование и развитие у курсантов способ-
Программа формирования общекультурных компетенций (ОК) у обучающихся в условиях воспитательной работы военного вуза
Цель Программы - формирование и развитие у курсантов качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности, установок, обеспечивающих ответственное исполнение должностных и служебных обязанностей, сплачивание воинских коллективов
Задачи Программы - определяются составом общекультурных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по конкретному направлению подготовки
1. Воспитание в процессе обучения
2. Воспитательная
работа во внеучебное время
3. Воспитание в ходе
повседневной жизнедеятельности
¡я
Я л У, я
О
И 03
о о
эт Си
и
[«
я и
о л ь я 2 5 ь и
«а
а
©
¡Я
* л й Я й ^ Очй
ег °
^ Он
U . я
Система воспитательных целей
С Формирование ОК у обучающихся в процессе учебных 1 занятий . Формирование OK ^ у обучающихся во внеучебное время V ) Г "Ч Формирование ОК у обучающихся в ходе повседневной ^ жизнедеятельности )
Комплекс воспитательных мероприятий
[ Формирование ОК обучающихся в процессе инструктивных И методических занятий с 1 активом подразделений , Формирование ОК у обучающихся в ходе мероприятий воспитательной работы V У Формирование ОК ] у обучающихся в ходе повседневной жизнедеятельности V У
[ Реализация ^^ воспитательных целей направленных на формирование у обучающихся ОК в процессе учебных занятий V ) { Мероприятия воспитательной работы по предметным областям изучаемых дисциплин, направленных на формирование ОК у обучающихся , Формирование ОК ^^ у обучающихся в ходе проведения факультативов, кружков, научной работы V )
Промежуточная оценка сформированности ОК по итогам семестра обучения Рис. 1. Программа формирования общекультурных компетенций курсантов в условиях воспитательной работы военного вуза.
ности применять методы физического развития для наращивания адаптационных возможностей организма, укрепления здоровья, готовности к достижению должного у ровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
По условиям реализации все мероприятия программы целесообразно группировать на воспитательные мероприятия, осуществляемые во время обучения, в рамках воспитательной работы во внеучебное время, а также в ходе повседневной жизнедеятельности курсантов
Воспитательная работа с курсантами имеет значительный потенциал формирования общекультурных компетенций как результата реализации комплекса целенаправленных мероприятий. Содержательное наполнение Программы формирования общекультурных компетенций курсантов в условиях воспитательной работы военного вуза раскрывается в системе мероприятий, сгруппированных по ориентации на определенный результат в виде конкретных общекультурных компетенций.
Так, например, в организации воспитательной работы с курсантами большое значение играют мероприятия, посвященные памятным датам России, дням
воинской славы и событиям Великой Отечественной войны. Статья 5 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» устанавливает порядок проведения торжественных мероприятий в эти дни в Вооруженных силах Российской Федерации и других войсках [1]. Очевидно, что такая работа в первую очередь должна проводиться в военных вузах. Участие курсантов в мероприятиях, посвященных дням воинской славы и памятным датам России, позволяет формировать способность к адекватной оценке закономерностей и движущих факторов исторического процесса, значения политических организаций в различных типах устройства государства, роли лидера в социуме (ОК-3).
Востребованной формой воспитательной работы у курсантов военных вузов является лекторий правовых знаний. Формат лекций здесь менее консервативен в сравнении с лекциями по учебным дисциплинам, кроме того в практике функционирования лектория предусмотрены как правило и занятия в форме семинаров. Для усиления эмоционального воздействия и доходчивости лекционного материала целесообразно активно использовать современные технические средства и возможности информационно-коммуникационных технологий. Так умелое использование видеоматериалов, тематиче-
ских презентаций, таблиц и плакатов позволяют лектору на протяжении всего занятия поддерживать внимание аудитории на высоком уровне, способствуют более глубокому усвоению курсантами передаваемой информации [9]. Лекторий правовых знаний как форма воспитательной работы позволяет сформировать у курсантов способность действовать в соответствии с принципом законности с учетом особых нормативных требований к поведению военнослужащих (ОК-1), а также способность к использованию правовых актов в своей будущей профессиональной деятельности, реализовывать мероприятия, нацеленные на укрепление правопорядка и законности в обществе и коллективе (ОК-7).
Одной из форм воспитательной работы с курсантами является организация встреч с ру ководящим составом военного вуза, представителями заказчиков и выпускниками учебного заведения. Входящие в данную группу мероприятия могут быть направлены на формирование двух видов общекультурных компетенций курсантов. Во-первых, они позволяют формировать и развивать способности к осуществлению многоплановой деятельности в различных сферах общественной жизни на основе традиционных для общества правовых и морально-нравственных, а также требований профессиональной этики (ОК-2). Во-вторых, такие встречи развивают у обучающихся способность к пониманию и осознанию социальной значимости военной профессии. цели и смысла военной службы вообще, выполнению воинского и гражданского долга (ОК-5). В рамках данной формы воспитательной работы активизируется информационно-разъяснительная функция системы воспитания, направленная не только на формирование общекультурных компетенций, но и на утверждение в курсантах чувства патриотизма, готовности к достойному служению своей Родине и своему народу как важнейших духовных ценностей. Авторитет руководящего состава военного вуза, офицеров с боевым опытом военной службы, ветеранов Великой Отечественной войны позволяет курсантам преодолеть возможные негативные стереотипы о военной службе, штампы, а также сформировать критический подход к информации, направленной на распространение псевдонаучных концепций и фальсификацию исторических фактов о военном прошлом России [10].
Выпуск стенной печати, периодических печатных изданий, оформление наглядной агитации подразделения имеют значительный потенциал в формировании общекультурных компетенций курсантов военного вуза. У обучающихся, принимающих активное участие в подготовке печатных и агитационных материалов, развиваются способность логически последовательно, аргументировано и четко использовать письменную и устную речь, подготавливать и редактировать информацию, имеющую профессиональное назначение, умело вести дискуссии (ОК-7). Кроме того, в рамках подобных воспитательных мероприятий у курсантов развиваются такие интеллектуальные способности, как способность к анализу и синтезу информации, ее систематизации и
структурированию, критической оценке, постановке исследовательских задач и выбору методов их решения, прогностические способности (ОК-9).
Большое значение в формировании общекультурной компетенции, связанной с пониманием курсантом общественной значимости своей будущей профессии и добросовестным выполнением служебных задач в соответствии с требованиями морали, профессиональной и служебной этики (ОК-5), играет проведение разнообразных воинских ритуалов. Подобный формат воспитательной работы связан с важными событиями в жизни каждого обучающегося и воинского коллектива в целом, а его образность, символичность, торжественность, предопределяющие эмоциональный характер ритуалов, оказывает сильное влияние на формирование самосознания и мировоззрения будущих офицеров. Традиционный, строго установленный порядок воинских ритуалов в системе воспитательной работы отражает преемственность поколений защитников Отечества, способствует накоплению и передаче морально-нравственных ценностей, формированию сплоченности и духовного единства личного состава [11].
В условиях организации воспитательной работы в военном вузе в число мероприятий, проводимых в форме воинских ритуалов, следует отнести приведение курсантов к Военной присяге, торжественное вручение оружия, выпуск молодых офицеров, вынос Боевого знамени, развод и смена караулов, строевые смотры и торжественные марши. Следует отметить, что содержательной основой ритуалов в военном вузе являются три базовых понятия - «Родина», «Честь» и «Долг», которые позволяют транслировать курсантам духовно-нравственные ориентиры патриотизма, профессионализма, войскового товарищества, дисциплины и субординации. Значимость многих воинских ритуалов подчеркнута в Военной присяге, уставах и инструкциях, что отражает обязательность и юридическую значимость их проведения. В число традиций и ритуалов в военном вузе можно включать и те мероприятия, которые не прописаны в руководящих документах и инструкциях по ведению воспитательной работы с курсантами, но при этом многие из таких ритуалов прочно вошли в жизнь учебных коллективов и достаточно распространены. В качестве примеров таких ритуалов можно указать встречи молодого пополнения, чествования наиболее успешных курсантов, отличившихся при выполнении учебных и служебных задач, посвящение в специалисты, посвящение в курсанты, чествования ветеранов и т.п.
Таким образом, установленные в ФГОС ВО обще-культурные компетенции имеют большой воспитательный потенциал для подготовки будущих офицеров, осознанно выбравших свою профессию и понимающих ее высокое социальное значение. Возможности и средства воспитательной работы, систематизированные в направленную на развитие данного блока компетенций Программу, имеют значительный потенциал к повышению уровня общекультурных компетенций обучающихся в военном вузе.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 13.03.1995 №32-Ф3 (ред. от 01.12.2014) «О днях воинской славы и памятных датах России»// Собрание законодательства РФ. - 13.03.1995. № 11. Ст. 943.
2. Указ Президента РФ № 683 от 31.12.2015г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. №1 (4.1). 4.01.2016 г. Ст. 212.
3. Распоряжение Правительства РФ № 996-р от 29.05.2015 «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»// Российская газета. 8.06.2015.
4. Постановление Правительства Российской Федерации №1493 от 30.12.2015 г. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.»// Собрании законодательства Российской Федерации. 11.01.2016 г. №2 (часть I). Ст. 368.
5. Военная доктрина Российской Федерации (Утверждена Президентом России 25 декабря 2014 года (№ Пр-2976))// Российская газета. 30.12.2014 г. №6570.
6. Концепция воспитания Вооруженных Сил Российской Федерации// Приказ Министра обороны РФ от 11.03.2004 №70 (ред. от 30.12.2011) «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» [электронный ресурс]// СПС «Консультант».
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 марта 2015 г. № 174 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи (уровень бакалавриата)» [электронный ресурс]// СПС «Консультант».
8. Виленский М.Я., Образцов ПЛ., Умам A.II. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд. перераб. Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2010. 270 с.
9. Колношенко B.IL, Колношенко О.В. Организация культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры: практикум. М.: Военный университет, 2016. 184 с.
10. Куршев А.В. Модель гражданского воспитания курсантов вузов// Вестник Казанского технологического университета. 2006. №5. С.159-168.
11. Набпултт Л.Г. Воспитательная роль воинских ритуалов в формировании морально-боевых качеств российских моряков: автореферат дисс. ... к.пед.н. Санкт-Петербург, 2002. 23 с,
12. Образцов ПЛ. Основы профессиональной дидактики: учебное пособие. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. 288 с.
13. Образцов ПЛ. Дидактические основы проектирования и конструирования профессионально-ориентированных технологий в вузе // Педагогическое образование и наука. 2005. № 3. С. 70-74.
14. Патриотизм как российская национальная идея и практика. М.: ВЦИОМ, 2016. 24 с.
15. Россия - это звучит гордо! Пресс-выпуск ВЦИОМ №3201 [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://wciom.ru/index. php?id=236&uid=115866 (дата обращения: 2.11.2016 г.)
References
1. The federal law 13.03.1995 №32-FZ (ed. 01.12.2014) "On the days of military glory and anniversaries of Russia"//Meeting of the legislation of the Russian Federation. 13.03.1995. № 11. Art. 943.
2. The Presidential Decree №68331.12.2015. "About the Russian Federation National Security Strategy" // Meeting gf the legislation of the Russian Federation. №1 (Part 1). 04.01.2016. Art. 212.
3. The Russian Federation Government Decree № 996-p from 05.29.2015 "On Approval of Education Development Strategy of the Russian Federation for the period till 2025" // the Russian newspaper. 06.08.2015.
4. The government Resolution №1493 from 30.12.2015 "On the state program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation 2016-2020»"// Meeting of the legislation of the Russian Federation. 11.01.2016, №2 (Part I). Art. 368.
5. The Military Doctrine of the Russian Federation (approved by the President of Russia from December 25,2014 (№ Pr-2976)) // the Russian newspaper. 30.12.2014, №6570.
6. The concept of education of the Russian Federation Armed Forces// Order of the Minister of Defense from 11.03.2004 №70 (ed. 30.12.2011) "On the bodies of the educational work of the Armed Forces" [electronic resource] // ATP "Consultant".
7. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation from March 6, 2015 № 174 "On approval of the federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 11.03.02 Information and Communication Technologies and Communication Systems (undergraduate level)" [electronic resource] //ATP "Consultant".
8. Vilenskij M.Ya., Obraztsov P.I., UmanA.I. The technology-oriented professional training in higher education: Textbook/ed. V.A. Slastenin. Edition 2, revised. Orel: FSBES HPE "OSU", 2010. 270 p.
9. Kolnoshenko VI, Kohioshenko O.V Organization of cultural and leisure activities in military units and institutions of culture: a practical manual. M.: Military University, 2016. 184 p.
10. Kurshev А. И The model of civil cadets education//Bulletin of Kazan Techno logical University. 2006. №5. Pp. 159-168.
11. Nabiullm L.G. The educational role of the military ceremonies in the formation of moral and combat qualities of the Russian sailors: Author's abstract of the thesis. Candidate of pedagogical sciences. ... St. Petersburg, 2002. 23 p.
12. Obraztsov P.I. Fundamentals of professional didactics: a tutorial. M.: University textbook: INFRA-M, 2015. 288 p.
13. Obraztsov P.I. Didactic bases of designing and construction of professionally-oriented technologies in high school // Teacher Education and Science. 2005. № 3. Pp. 70-74.
14. Patriotism as a Russian national idea and practice. M.: VTSIOM, 2016. 24 p.
15. Russia - it sounds proudly! Press release VTSIOM №3201 [Electronic resource] // Access: http://wciom.ru/index. php?id=236&uid= 115866 (reference date: 11/02/2016 )