Научная статья на тему 'Роль ценностной и потребностно-мотивационной структур физической культуры при профессиональном обучении студентов консерватории'

Роль ценностной и потребностно-мотивационной структур физической культуры при профессиональном обучении студентов консерватории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ / МУЗЫКАНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коняева Марина Алексеевна

Достижение образовательных, воспитательных и оздоровительных целей профессионально ориентированной подготовки студентов музыкальных специальностей в процессе физического воспитания будет возможным при условии постоянного усовершенствования, обновления и дополнения программ развития психофизиологических и физических профессионально важных качеств. Физкультурные мотивы определяют потребность в физкультурном знании, в основу которых должно быть положено воспитание у студентов постоянной мотивации на самосовершенствование. Ценностное отношение студента к физической культуре зависит от его ценностных ориентаций, понимания смысла и назначения молодого человека в профессии, его конкретной ценностной окраски. Опрос общественного мнения студентов консерватории с целью изучения мотивационно-потребностной сферы в занятиях по физической культуре определил качественную динамику в иерархии ценностей у обучающихся от первого до третьего курса. Задачи опроса обеспечили сравнение и анализ изменения мнений студентов от младшего до старшего курса. Формировать физическую культуру у студентов в процессе физического воспитания необходимо на всех структурных уровнях личности, в согласовании с личностными свойствами и реальными возможностями при использовании многообразия средств и методов физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of valuable, need and motivational structures of physical culture in professional training of students of conservatory

The achievement of training, educational and health-improving goals of the professionally oriented training of the students of musical specialties in the process of physical education will be possible under the condition of continuous improvement, updating and addition of programs for the development of psychophysiological and physical professionally important qualities. Physical culture motives determine the need for physical culture knowledge, which should be based on the education of student’s constant motivation for self-improvement. The value attitude of the student to physical culture depends on his / her value orientations, understanding of the meaning and purpose of a young person in the profession, his / her specific value coloring. The survey of public opinion of students of the Conservatory in order to study the motivational and need sphere in physical culture classes determined the qualitative dynamics in the hierarchy of values among the students from the first to the third year. The objectives of the survey provided the comparison and analysis of the changing views of the students from junior to senior year. It is necessary to form physical culture at students in the course of physical education at all structural levels of the personality, in coordination with personal properties and real opportunities at use of variety of means and methods of physical education.

Текст научной работы на тему «Роль ценностной и потребностно-мотивационной структур физической культуры при профессиональном обучении студентов консерватории»

2. Struve, B.A. (1935), Prevention of occupational diseases (bow group), Triton, Leningrad.

3. Konyaeva M.A. (2018), "Conceptual structure of practical classes on formation of special endurance among musicians", Modern problems of science and education, available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view? id =27548 /. (accessed: 07.07.2018).

4. Pakhomova, N.B. (2007), "Professional and applied orientation of physical culture in the universities of arts and culture", Education and society, No. 1, available at: https://www.education.rekom.ru /. (accessed 11.11.2018).

5. Yumasheva, L.I. (2002), "Features of professional and applied physical training of students of music Universities of various specialties", Physical education of students of creative specialties, No.2, pp. 82-85.

6. Popov, AA (2011), "Model of healthy lifestyle of students in creative University", Bulletin of the Kemerovo state University of culture and arts, No. 14, pp. 57-67.

7. Barbashova, Z.I. and etc. (1970), Adaptation to muscular activity and hypokinesia, available at: https://www.Studbooks.net/. (accessed 11.04.2018).

8. Konyaeva, M. A. (2017), Professionally and applied physical training of Conservatory students: monograph, SGK im. L.V. Sobinova, Saratov.

9. Konovalov, I.E. (2011), "The Main directions of formation of motivation of students of musical ssuz to physical training", Fundamental research, No. 4, pp. 23-28.

10. Vashlaeva, L.P. and Panina, T.S. (2018), Theory and practice offormation of health-saving strategy of the teacher in the conditions of advanced training, available at: https://www.infourok.ru/. (accessed 13.06.2018).

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.07.2018

УДК 796.011.3

РОЛЬ ЦЕННОСТНОЙ И ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КОНСЕРВАТОРИИ

Марина Алексеевна Коняева, кандидат педагогический наук, доцент, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Аннотация

Достижение образовательных, воспитательных и оздоровительных целей профессионально ориентированной подготовки студентов музыкальных специальностей в процессе физического воспитания будет возможным при условии постоянного усовершенствования, обновления и дополнения программ развития психофизиологических и физических профессионально важных качеств. Физкультурные мотивы определяют потребность в физкультурном знании, в основу которых должно быть положено воспитание у студентов постоянной мотивации на самосовершенствование. Ценностное отношение студента к физической культуре зависит от его ценностных ориентаций, понимания смысла и назначения молодого человека в профессии, его конкретной ценностной окраски. Опрос общественного мнения студентов консерватории с целью изучения мотивационно-потребностной сферы в занятиях по физической культуре определил качественную динамику в иерархии ценностей у обучающихся от первого до третьего курса. Задачи опроса обеспечили сравнение и анализ изменения мнений студентов от младшего до старшего курса. Формировать физическую культуру у студентов в процессе физического воспитания необходимо на всех структурных уровнях личности, в согласовании с личностными свойствами и реальными возможностями при использовании многообразия средств и методов физического воспитания.

Ключевые слова: мотивы, музыканты, профессиональное обучение, физическая культура, физическое воспитание, ценности.

ROLE OF VALUABLE, NEED AND MOTIVATIONAL STRUCTURES OF PHYSICAL CULTURE IN PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF CONSERVATORY

Marina Alekseevna Konyaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saratov State Conservatory, Saratov

Annotation

The achievement of training, educational and health-improving goals of the professionally oriented training of the students of musical specialties in the process of physical education will be possible under the condition of continuous improvement, updating and addition of programs for the development of psycho-physiological and physical professionally important qualities. Physical culture motives determine the need for physical culture knowledge, which should be based on the education of student's constant motivation for self-improvement. The value attitude of the student to physical culture depends on his / her value orientations, understanding of the meaning and purpose of a young person in the profession, his / her specific value coloring. The survey of public opinion of students of the Conservatory in order to study the motivational and need sphere in physical culture classes determined the qualitative dynamics in the hierarchy of values among the students from the first to the third year. The objectives of the survey provided the comparison and analysis of the changing views of the students from junior to senior year. It is necessary to form physical culture at students in the course of physical education at all structural levels of the personality, in coordination with personal properties and real opportunities at use of variety of means and methods of physical education.

Keywords: motives, musicians, professional training, physical culture, physical education, values.

Успешность в профессиональной деятельности во многом определяется целевым ориентиром личности, его смысловым характером, системой ценностей и мотивов, определяющих концептуальную структуру личностных отношений к социуму, себе, событиям. Активность личности формируется и инициируется на эмоциональном, поведенческом и познавательном уровне. Идеальное сочетание таких уровней может быть выстроено в условиях развития культурного самосознания, определения значимости человеческих ценностей, гармонизации духовных и личностных возможностей личности [1].

Физическая культура направлена на развитие целостной личности, ее способности и готовности полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в построении необходимой социокультурной комфортной среды [2].

Соотношение стремлений и побуждений человека формируют основное содержание мотивационно-потребностной сферы. Мотивация является социально обусловленным образованием. Мотивы к занятиям физической культурой, цели, интересы, эмоции видоизменяются под влиянием друг друга, меняют свои доминанты. Становление мотивации не простое прогрессирование положительного или усиление отрицательного отношения к занятиям физической культурой и спортом, а сложная структурная перестройка входящих в мотивационную систему побуждений [1].

Катализатором, усилителем формирования мотивов здесь выступает интерес. Он может смягчить выполнение деятельности, простимулировать волевое усилие, максимизировать терпение, упорство, целеустремленность [3, с. 18].

Вопросы мотивационно-ценностных отношений в деятельности и поведении были предметом анализа Асеева В.Г., Божович Л.И., Ковалева А.Г., Леонтьева А.Н., Мерлина В.С., Мясищева В.Н., Рубинштейна С.Л., Узнадзе Д.Н. и др. В их трудах дана характеристика потребностей, мотивов и целей личности, раскрываются некоторые механизмы их формирования. Большое значение для понимания их действия и взаимодействия в педагогической деятельности имеют работы Ильина В.С., Кан-Калика В.А., Кузьминой Н.В., Мудрика А.В., Сластенина В. А. и др. Вместе с тем мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, является наименее изученным вопросом в современной психолого-педагогической науке. Лишь косвенно они получили отражение в работах Бауэра В.А., Бальсевича В.К., Виленского М.Я., Внукова А.П., Лубышевой Л.И. и др.

Ценностное отношение студента к культуре здоровья и физкультуре характеризует моральную форму, проникает через все его поведение, провоцирует на практические действия. Это не может быть получено ни на какой стадии образования и развивается индивидуально. Оно должно постоянно развиваться, дополняться различными новыми полезными для здоровья элементами, привычками, так как не имеет конечной точки существования и в этом плане не до конца наполнено, устойчиво опосредует поведение здорового человека и, тем самым совершенствуется.

Для изучения мотивационно-потребностной сферы в занятиях по физической культуре проведен опрос мнения студентов Саратовской Государственной консерватории. Задачи опроса обеспечили сравнение и анализ изменения мнений студентов от младшего до старшего курса (опрос и заполнение анкетных опросов были выполнены методом неформализованного интервью на предмет занятий физической культурой и спортом непосредственно в высшем учебном заведении).

В Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова (СГК) на сентябрь 2015/16 учебного года количество студентов очной формы обучения составило 573 человека. Из них 47.8% посещали занятия физической культурой и спортом (1-3 курс), 36% входили в специальную медицинскую группу.

В результате опроса наблюдались и систематизировались две группы респондентов:

- занимаются спортом в учебное и внеучебное время;

- не занимаются спортом в учебное и внеучебное время.

Это позволило получить представление о ценностях и мотивациях каждой группы в сфере физической культуры и спорта, а также определить, каковы претензии респондентов к условиям, в которых проходят занятия физической культурой и спортом. Так, среди студентов СГК мотив «Получение оценки» при посещении занятий физической культурой является основным - 1 курс - 92,7%, 2 курс - 91,9%, 3 курс - 77,9%. Положительным является факт того, что к 3-му курсу названный мотив снижается на 14,8%. Судя по полученным данным по мотиву «Получение физического и психологического удовольствия» небольшой процент студентов получает удовольствие на занятиях физической культурой

- 1 курс - 7,3%, 2 курс - 8,1%, 3 курс - 12,6%.

В ряде ценностей для обучающихся на 1-3-м курсах ведущим назван «Психологическая разгрузка» - 1 курс - 31,6%, 2 курс - 40,8%. К 3-му курсу процент вырастает до 47,3%. Значима для студентов СГК и ценность «Здоровье» -1 курс - 24,8%, 2 курс - 35,2%, 3 курс - 64,8%. У музыкантов проблема здоровья актуальна еще со школьной скамьи, так как юные музыканты испытывают большие перегрузки в период овладения профессиональными навыками. В отличие от большинства профессий, профессиональные заболевания у музыкантов начинают проявляться в 14-20 лет (усредненные показатели).

К третьему курсу 27,3% молодежи начинают получать эстетическое удовольствие от занятий физкультурой. На 1-м курсе таких было -13.3%, на 2-м - 12.8%. Такие ценности, как «Самоутверждение» и «Хорошее настроение», для наших студентов малозначимы. «Самоутверждение» - 1 курс - 3.8%, 2 курс - 4,6%, 3 курс - 3,5%. «Хорошее настроение» - 1 курс - 8.1%, 2 курс - 6.3%, 3 курс - 8.9%. Самоутверждаются и получают хорошее настроение студенты консерватории на выступлениях, конкурсах различного уровня. У первокурсников первое место занимает ценность «Психологическая разгрузка», второе

- «Здоровье», третье - «Хорошая физическая форма». На последнем месте оказалась такая ценность как «Самоутверждение», т.е. для этой группы обучающихся названная ценность практически не значима.

Второкурсники так же ценят при занятиях физической культурой «Здоровье», «Психологическая разгрузка».

У третьекурсников иерархия ценностей приобретает несколько другой вид. На первое место у этой группы студентов выходит ценность «Здоровье» - 64,8%. На второе место переместилась ценность «Психологическая разгрузка», и третье место занимают ценности

«Эстетическое удовольствие» - 27,3%, «Хорошая физическая форма» - 28,8%.

Таким образом, для студентов консерватории при занятии физической культурой значимыми являются такие ценности как «Психологическая разгрузка», «Здоровье», «Хорошая физическая форма» и «Эстетическое удовольствие». Логичным на наш взгляд является тот факт, что ценности «Самоутверждение» и «Хорошее настроение» для студентов СГК при занятии физической культурой не занимают ведущих позиций.

Результаты опроса свидетельствуют о наличии общих для всех проблем и тенденций:

- снижение у студентов интереса к занятиям спортом от младших курсов к более старшим; рост критического настроения, связанного с негативной оценкой условий для занятий спортом в вузе и на других спортивных объектах, принадлежащих образовательному учреждению;

- стремление заниматься спортом во внеучебное время на площадках, не имеющих отношения к вузу.

Только 35,56% процентов из числа опрошенных студентов занимаются спортом во внеучебное время. 36,8% респондентов могли бы заниматься при наличии необходимых условий (оборудованных спортивных залах, спортивных площадках, приемлемой ценовой политике в спортзалах за пределами вуза и т.п.). Сегодня в студенческом спорте Саратовской области (как, впрочем, и на общероссийском уровне) имеется ряд факторов и комплекс проблем, отрицательно влияющих на вовлечение студентов в занятия физической культурой и спортом, требующих неотложного решения.

Выявлены факторы негативного отношения к спорту студентов музыкальных профессиональных учебных заведений: слабая физическая подготовленность; недооценка физкультуры как способа сохранения и укрепления здоровья; игнорирование возможностей физкультуры как способа развития своей профессиональной подготовки; перспектива травмирования во время занятий физкультурой; несовершенства методического и педагогического характера со стороны преподавателя по физической культуре [4, с. 23].

Результативность образовательных, воспитательных и оздоровительных целей профессионально ориентированной подготовки студентов музыкальных специальностей в процессе физического воспитания будет возможной в условиях постоянного усовершенствования, обновления и дополнения программ развития психофизиологических и физических профессионально важных качеств. Целесообразно все качества сгруппировать в смыслообразующие контексты: психические процессы (внимание, память, мышление, воображение), психологические качества (волевые качества, организаторские и коммуникативные способности и т.д.), психологические умения (быть эмоционально устойчивым, выдержанным, иметь самообладание, уметь снимать эмоциональное напряжение, сохранять высокую работоспособность в различных стрессовых ситуациях) [5, с. 43].

Необходимую поддержку в этом вопросе оказывают финансирование, правовая основа, положительное общественное мнение. В то же время по данному показателю можно в значительной мере судить о степени цивилизованности общества, развития культуры страны в целом Современное профессиональное образование нуждается в кардинальном пересмотре содержания и качества образования в целом и культивирования среди молодежи ценности физической культуры и спорта, в частности. Развитие физических качеств будущих музыкантов процесс целенаправленный, долговременный, обеспечивающий будущую успешность в профессии. Процесс формирования физических профессиональных качеств опирается на принцип непрерывности, предусматривающий круглогодичное, многолетнее обучение и воздействие каждого последующего занятия на предыдущее [5, с. 56].

Успешное формирование и развитие профессионально важных физических качеств возможно на основе наличия у молодых людей необходимых эмоционально-ценностных, информационно-познавательных, креативно-деятельностных и иных мотиваций. Общеизвестно, что молодые люди обладают хорошим здоровьем, высокой физической и

умственной работоспособностью, стабилизированной психикой, дисциплинированностью, жизненной активностью, когда систематически, активно занимаются физкультурой и спортом, Из этого следует, что физическое воспитание студентов перемещается в один ряд с профессиональной подготовкой для успешной творческой деятельности. Неблагоприятные изменения в состоянии здоровья происходят у студентов старших курсов. Замедляется двигательная активность в связи с отсутствием в расписании учебных занятий предмета физической культуры, напряженный график учебы, сидячий образ жизни, волнения, стрессы и т.д. [6, с.114].

Многие исследования подтверждают тот факт, что оптимизация процесса физического воспитания будет перспективнее при разумной спортизации внеаудиторной деятельности студентов [7, с. 24].

В практико-ориентированных исследованиях отечественных и зарубежных ученых выделяются мотивы к занятиям физической культурой и спортом - спрос двигательной активности; эстетическое удовольствие; готовность к победе в соревновании, демонстрирование физических умений в успешном овладении профессией; стрессоустойчивость и другие. Отмечаются также мотивы, связанные с формированием черт личности: достичь высокого социального статуса, социально самоутвердиться; привести свое тело в надлежащее состояние [8, с.179]. В основу мотивов психологического сопровождения занятий физической культурой должно быть положено воспитание у студентов постоянное желание на самосовершенствование. Преподаватель может ориентировать студентов на успех, на уверенность в своих силах. Каждый молодой человек уже имеет определённый жизненный опыт и уровень притязаний связан с набором достижений и неудач личности. Следовательно, притязания личности в своей основе базируются на практический опыт и на определенную ступень самооценки своих дарований и способностей. Прошлые удачи и неудачи не могут быть изменены, так как относятся к прошедшему времени. Самооценка же есть величина лабильная, не константная. Поэтому может быть изменена в положительную сторону с опорой на прошлый опыт и ориентир на настоящее. Большинство студентов здраво оценивают себя и свои способности, более того, опыт работы с ними показывает определенную консервативность самооценки.

Мотивация формирует потребность личности в практической и познавательной деятельности. Мотивация к физической активности, а значит, и к здоровому образу жизни -особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности [9, с. 8].

Многие студенты не акцентируются на том, что меняются в ходе учебного процесса, раскрываются их ранее скрытые способности, обретается опыт взаимодействий, формируется самостоятельная, самодостаточная личность. Это не завершение процесса личностного роста, но стабильная основа для него. Следовательно, опыт студента должен учитываться при получении новых знаний и навыков, обучающийся должен иметь возможность самостоятельного получения знаний [10, с. 77].

Таким образом, изучение мотивов к занятиям физической культурой и спортом с целью успешного овладения профессией и управление мотивационной сферой является важным компонентом тренировочного процесса. При конструировании занятий необходимо учитывать ведущие мотивы выбора направления физкультурных упражнений как средства достижения цели и задач творчества музыкантов. В зависимости от основного мотива определяется не только программное содержание физкультурных занятий, но и методика эксплуатации физических упражнений с учетом индивидуальных возможностей, потребностей, интересов и запросов занимающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жукова, А.Н. Исследования отношения к занятиям физической культурой у студентов первых курсов САФУ [Электронный ресурс] / А.Н. Жукова, Н.П. Лебедева. - «Старт». - 2014. - № 1. - URL : http://www.pandia.ru/text/80/015/25460.php / (дата обращения: 20.07.2018).

2. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - 3-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2013. - 240 с.

3. Изаак, С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика : монография / С.И. Изаак. - М. : Советский спорт, 2005. - 196 с.

4. Богданов, Г.П. Уроки физической культуры / Г.П. Богданов. - М. : Физкультура и спорт, 2013. - 192 с.

5. Старченко, В. Н. Формирование потребностно-мотивационной и ценностной сфер физической культуры учащихся / В.Н. Старченко, А. А. Курако // Физическая культура и здоровье. - 2009. - № 4. - С. 43-56.

6. Платонов, Н.Н. Мотивации активного отношения студентов к дисциплине «Физическое воспитание» / Н.Н. Платонов // Известия Соч. гос. ун-та. - 2013. - № 1 (23). - С. 114-117.

7. Коновалов, И.Е. Основные направления формирования мотивации у студентов музыкальных ССУЗ к занятиям физической культурой / И.Е. Коновалов // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 4. - С. 23-28.

8. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2015. - 680 с.

9. Абаскалова, Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «Школа-Вуз» : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Абаскалова Н.П. - Барнаул, 2000. - 40 с.

10. Пустовой, А.П. Профессионально-прикладная физическая подготовка : учеб. метод. пос. / А.П. Пустовой, Н.Г. Скачков, М.Г. Царева. - СПб : Санкт-Петерб. гос. технол. у-нт раст. полимеров, 2008. - 60 с.

REFERENCES

1. Zhukova, A.N. and Lebedev N. P. (2014), "Research of the attitude to physical training of first-year students of SAFU", "Start", No.1, available at: http://www.pandia.ru/text/80/015/25460.php / (accessed: 20.07.2018).

2. Vilensky, M.Ya. and Gorshkov A.G. (2013), Physical culture and healthy lifestyle of the students: studies. manual, KNORUS, Moscow.

3. Izaak, S.I. (2005), Monitoring ofphysical development and physical fitness: theory and practice: monograph, Soviet sport, Moscow.

4. Bogdanov, G.P. (2013), The Lessons of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.

5. Starchenko, V.N. and Kurako A. (2009), "The formation requirement of motivational and axi-ological spheres of physical culture", Physical education and health, No.4, pp. 43-56.

6. Platonov, N.N. (2013), "Motivation of active attitude of students to the discipline "Physical education",Messenger of Sochi state university, No.1 (23), pp. 114-117.

7. Konovalov, I.E. (2011), "The Main directions of formation of motivation of students of musical ssuz to physical training", Fundamental research, No.4, pp. 23-28.

8. Platonov, V.N. (2015), The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications, Olympic literature, Kiev.

9. Abaskalova, N.P. (2000), Theory and practice of healthy lifestyle of students in the "School-University", dissertation, Barnaul.

10. Pustovoy, A.P., Skachkov, N.D. and Tsareva, M.G. (2008), Professionally and applied physical training: studies, method., St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.07.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.