УДК 37.037: 796.01 ББК 74.570.054 К 64
И.Е. Коновалов
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры циклических видов спорта Камской
государственной академии физической культуры, спорта и туризма; [email protected]
СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАНТОВ-ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. В статье рассматривается вопрос улучшения качества физического воспитания музыкантов ССУЗ через диверсификацию его форм, структуры и содержания, создания условий для воспитания у студентов мотивационно-ценностного отношения к собственному здоровью и занятиям физической культурой, а также обеспечения предпосылки совершенствования их общей и профессионально-прикладной физической подготовленности.
Ключевые слова: физическое воспитание студента-музыканта, физическая культура, физические качества, музыкально-исполнительская деятельность.
I.E. Konovalov
Candidate of Pedagogy, Assistant Professor of Cyclic Sports Department at Kamsky State
Academy of Physical Training, Sports and Tourism; [email protected]
THE MODERN CONCEPT OF MUSICIANS-INSTRUMENTALISTS’ PHYSICAL TRAINING AT SPECIALIZED SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Abstract. In the paper, the author proposes to improve the quality of physical training musicians at specialized secondary educational institutions through a diversification of its forms, structure and content, creating conditions for education at students of the motivational-value relation to own health and physical training, as well as providing preconditions of perfection of their general and professional-applied physical readiness.
Keywords: students-musicians’physical training, physical training, physical qualities, musical-performing activity.
Современная жизнь невозможна без серьезных перемен в социальной сфере общества, где главным ориентиром становится состояние здоровье человека. Это, пожалуй, один из главных определяющих факторов уровня жизнеспособности цивилизованной страны. Поэтому одна из приоритетных задач средних специальных учебных заведений (ССУЗ) на данном этапе продолжающейся модернизации системы средней профессиональной школы (СПО) - концентрация усилий на сохранении и укреплении здоровья, воспитании потребности в здоровом образе жизни, совершенствовании психофизических качеств и функциональных способностей будущего специалиста, использование реальных, доступных и действенных ресурсов - современных разработок в области физического воспитания, основанных на научных исследованиях.
Физическая культура (ФК) в ССУЗ музыкального профиля, являясь частью гуманитарного цикла образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, методов и средств общей и специальной подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной подготовки. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она служит целям сохранения и укрепления здоровья студента, его
физического и духовного совершенствования, являясь характеристикой общей, физической и профессиональной культуры.
Физическое воспитание (ФВ) студентов музыкальных специальностей, обучающихся в ССУЗ, помимо присущих ему функций, имеет потенциальные возможности решать задачу повышения качества музыкального профессионального образования.
Однако если исследования вопросов ФВ музыкантов в высших учебных заведениях периодически проводятся, разрабатываются и применяются современные методики и технологии обучения, то в СПО их практически нет. Проведенное нами исследование состояния физического воспитания в музыкальных ССУЗ РТ показывает, что существует острая потребность диверсификации формы, структуры и содержания физической культуры музыкантов ССУЗ.
В связи с этим целью нашего исследования является реализация современной концепции физического воспитания музыкантов ССУЗ, которая отвечает возрастающим требованиям общества к конкурентоспособному специалисту сферы культуры и искусств.
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
1. Провести анализ проблем современного физического воспитания студентов-музыкантов, обучающихся в ССУЗ.
2. Разработать и внедрить современную концепцию физического воспитания музыкантов ССУЗ, которая создает условия для воспитания у студентов мотивационноценностного отношения к собственному здоровью и занятиям физической культурой, а также обеспечивает предпосылки совершенствования их общей и профессиональноприкладной физической подготовленности, определяющей психофизическую и функциональную готовность к будущей профессии.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в реализации перспективного направления развития физического воспитания музыкантов ССУЗ в соответствии с современными требованиями подготовки будущих специалистов СПО.
Практическая значимость исследования заключается в простоте его внедрения в учебный процесс ССУЗ практически любого профиля, а также в легкости трансформации структуры и содержания в зависимости от особенностей учебной и профессиональной деятельности обучающегося контингента.
Современная концепция ФВ музыкантов ССУЗ, как любое целостное педагогическое явление, имеет не только цель и задачи, но и структуру (таблица 1).
В качестве элементов структуры можно выделить формы занятий, период обучения, этапы и представить их краткую характеристику по направлениям деятельности.
Таблица 1.
Структура концепции физического воспитания музыкантов ССУЗ
Организованные формы занятий физической культурой Самостоятельные занятия физической культурой
1 курс а/ ‘—-—- 4 курл
Г*
Этап здоровья- сбережения Этап здоровья- формирования Этап профессионального формирования Этап профессионального становления
Адаптация к изменяющимся условиям учебной деятельности, минимизация умственного, физического и психического переутомления Создание коммулятивного эффекта систематического вариативного использования средств физической культуры и спорта Формирование и развитие профессионально значимых физических качеств, функциональных способностей и психических свойств личности Достижение высокого уровня подготовленности, профессиональной дееспособности, психофизической и функциональной готовности к исполнительской деятельности
Поскольку все элементы структуры отражают отдельные стороны одного процесса, который по своему существу един и лишь условно может рассматриваться с отдельной позиции, их взаимозависимость неоспорима. Таким образом, можно заключить, что ни один из указанных элементов не может быть реализован в полной мере без взаимосвязи с другими.
Для эффективной реализации содержательной составляющей концепции нами была разработана и внедрена программа с вариативным использованием физических упражнений (рис. 1).
Базовой частью программы мы определили виды легкой атлетики (55-60% учебного времени) циклического и ациклического характера с вариативной (оздоровительной, образовательной, тренировочной) направленностью.
Рис.1. Блоки и компоненты программы по физической культуре.
Во вспомогательную часть программы (40-45% учебного времени) были выбраны следующие виды спорта: аэробика, разновидности гимнастики (акробатика, атлетическая гимнастика), корригирующая гимнастика, спортивные игры (футбол, элементы баскетбола, настольный теннис, бадминтон), подвижные игры и эстафеты. Некоторые виды спорта не изучались, являясь травмоопасными для музыкантов.
Упражнения подбирались с учетом специфики профессиональной деятельности студентов, их физической подготовленности, а также наличия материально-технической базы в учебном заведении.
В соответствии со структурой современной концепции физического воспитания музыкантов с помощью разработанной нами программы мы решали конкретные задачи по годам обучения.
Так на 1 курсе (этап здоровьясбережения) применялись средства, позволяющие решать оздоровительные задачи, которые приоритетно направлены на адаптацию студентов к изменившимся условиям учебной деятельности (резкое увеличение учебной нагрузки, стрессовое состояние в период зачетно-экзаменационной сессии и прочие отрицательные явления учебного процесса) и минимизацию негативного воздействия умственного, физического и психического переутомления.
На 2 курсе (этап здоровьяформирования) решались задачи достижения коммулятивного эффекта систематического вариативного использования широкого арсенала средств физической культуры, т.е учебный процесс носил выраженно образовательно-тренировочный характер. В учебном процессе активно использовались ранее не применяемые физические упражнения или выполнение ранее освоенных упражнений в более осложненных условиях. На этом этапе предполагается значительное расширение личного опыта студентов применения на практике различных средств физической культуры и спорта.
На 3 курсе (этап профессионального формирования) применялись средства, позволяющие решать задачи не только общей физической, но и специальной (профессионально-прикладной) подготовленности. На данном этапе учебный процесс носил выраженный тренировочный характер, активно использовались ранее освоенные средства физической культуры, позволяющие целенаправленно воздействовать на необходимые в профессиональной деятельности физические качества, функциональные способности и психические свойства личности.
На 4 курсе (этап профессионального становления) решались задачи совершенствования общей и специальной (профессионально-прикладной) физической подготовленности, достижение высокого уровня профессиональной дееспособности, психофизической и функциональной готовности к исполнительской деятельности. На данном этапе учебный процесс носил ярко выраженный тренировочный характер, где активно использовался личный опыт студентов применения на практике различных средств физической культуры, направленных на совершенствование необходимых в профессиональной деятельности психофизических качеств и функциональных способностей.
На всех этапах обучения предполагалось систематическое участие не только в учебном процессе, но и в физкультурно-массовых мероприятиях и спортивных соревнованиях.
Оценка эффективности реализации концепции проводилась на основании мониторинга физической подготовленности музыкантов ССУЗ.
Нами было проведено исследование показателей физической подготовленности студентов в динамике нескольких лет. Прирост показателей наглядно представлен в таблице 2.
Таблица 2.
Наименование контрольных упражнений Прирост показателей
ЭГ КГ ЭГ КГ
юноши девушки
Бег 30 м. 12,79 5,88 18,05 7,68
Бег 1000 м. 20,44 13,05 22,86 7,77
Челночный бег 3х10 м. 8,86 6,89 6,83 0
Наклон вперед-вниз из положения стоя. 36,99 27,40 7,99 5,40
Подтягивание. 40,50 27,10 - -
Отжимание. - - 42,70 23,70
Примечание: ЭГ - Экспериментальная группа;
КГ - Контрольная группа.
Физическая подготовленность характеризует морфофункциональное состояние организма, и проявляется она в физических качествах: гибкости, силе, координации, выносливости и быстроте.
Быстрота. Прирост этого показателя от начала к концу исследований у девушек обеих исследуемых групп несколько выше, чем у юношей. Если у девушек прирост составил в экспериментальной группе 18,05% и 7,68% - в контрольной, то у юношей данный показатель ниже, он равнялся 12,79% и 5,8% соответственно.
Выносливость. Результаты, показанные во всех исследуемых группах, соответствовали низкому уровню для своей возрастной группы, и тем не менее их прирост от первого года к концу исследований у девушек экспериментальной группы составил 22,86%, а у их сверстниц, входящих в контрольную группу, равнялся 7,77%. У юношей прирост этого показателя в экспериментальной группе составил 20,44% и в контрольной группе - 13,05%.
Координационные способности. Прирост этого показателя у юношей в экспериментальной группе составил 8,86% и в контрольной группе - 6,89%. В экспериментальной группе девушек наблюдается положительная динамика этого показателя, прирост составил - 6,83%, а у их сверстниц из контрольной группы этот показатель не изменился.
Гибкость. Динамика изменения этого показателя в группах девушек на протяжении всего исследования наблюдалась незначительная, в конце эксперимента прирост этого показателя составил в экспериментальной группе 7,99% и в контрольной группе - 5,40%. В группах юношей наблюдается более значимый прирост этого показателя по сравнению с девушками. Он равнялся 36,99% в экспериментальной и 27,40% - в контрольной группе.
Сила. У юношей в экспериментальной группе прирост этого показателя равнялся 40,50%, в контрольной группе - 27,10%. Прирост результатов у девушек составил в экспериментальной группе 42,70% и в контрольной группе - 23,70%. Анализ результатов первого года исследований показал низкий уровень развития данного качества у музыкантов всех групп, однако в конце эксперимента нами зафиксировано значительное увеличение этого показателя. Это объясняется низким начальным значением результата, который в дальнейшем существенно увеличился.
Исходя из данных, полученных нами, можно сделать выводы, что если общий уровень физической подготовленности студентов вначале был низким, то к его концу он достиг среднего уровня. Отставание от уровня физической подготовленности для данной возрастной группы значительно сократилось, что доказывает эффективность применения предложенной нами современной концепции физического воспитания музыкантов ССУЗ.
1. Астахов А.М. Физическая подготовка студентов вузов культуры. М.: Изд-во МГИК, 1992.117 с.
2. Вороханов Б.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов консерваторий. М.: Изд-во МГК, 1982. 93 с.
3. Галичаев М.П. Здоровье и физическая культура музыканта. Ростов н/Д: Изд-во РГК, 2005. 248 с.
4. Коновалов И.Е., Волович Л.А., Мутаева И.Ш. Интеграция физической подготовки и
инструментально-исполнительской техники музыкантов ССУЗ. Набережные Челны: РИО
КамГИФК, 2005. 143 с.
5. Кабачков В.А., Стародубцев М.В., Рязанцев А.А. Физическое воспитание в музыкальных учебных заведениях: метод. рекомендации. М.: ВНИИФК, 1986. 23 с.
References:
1. Astakhov A.M. Physical training students of culture higher schools: the manual /
A.M.Astakhov. - М.: MGIK, 1992. - 117 p.
2. Vorokhanov B.M. Professional-applied physical training conservatories students: the manual /
B.M. Vorokhanov. - М.: MGK, 1982. - 93 p.
3. Galichaev M.P. The health and physical training of the musician: the manual / M.P.Galichaev. - Rostov-on-Don: RGK, 2005. - 248 p.
4. Konovalov I.E. Integration of physical preparation and the instrumental-performing technics of musicians at specialized secondary educational institutions: monograph. / I.E. Konovalov, L.A. Volovich, I.Sh.Mutaeva. - Naberezhnye Chelny: RIO KamGIFK, 2005. - 143 p.
5. Physical training in musical educational institutions: methodological recommendations for teachers of physical training of musical secondary educational institutions, academies and higher schools of culture and arts. / V.A. Kabachkov, M.V. Starodubtsev, A.A.Ryazantsev. - М.: VNIIFK, 1986. - 23 p.