Научная статья на тему 'Значимость профессионально-прикладной физической культуры в структуре здоровьесберегающих компетенций студентов музыкальных вузов'

Значимость профессионально-прикладной физической культуры в структуре здоровьесберегающих компетенций студентов музыкальных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / САМОКОНТРОЛЬ / СТУДЕНТЫ КОНСЕРВАТОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коняева Марина Алексеевна

В статье рассмотрена научная проблема воспитания прикладных профессиональных физических качеств будущих музыкантов. Общая прикладная функция призывает к оптимизации не только двигательных, но также и эмоциональных компонентов профессии. Она ставит задачи укрепления и сохранения профессионального здоровья, воспитания необходимых личностных качеств, совершенствования и стабилизации профессиональной работоспособности. Современная система физического образования не может предложить четкой практически апробированной системы физического совершенствования для музыкантов. Для наиболее эффективного решения проблемы формирования у них профессиональной физической культуры автор предлагает комплекс специальных тренировочных упражнений, ориентированных на целенаправленное формирование психологического и физического здоровья студентов консерватории ресурсами физической культуры. Содержание практических занятий по физической культуре представлено в шести разделах: универсальная физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, физические упражнения при локальных мышечных нагрузках музыкантов, упражнения для регуляции нервно-эмоционального напряжения, упражнения для самостоятельных внеучебных занятий, оценка и самоконтроль за физическим состоянием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Significance of professional and applied physical culture in the structure of health-competence of students of music school

The article deals with the scientific problem of education of the applied professional physical qualities of the future musicians. The general applied function calls for the optimization of not only the motor but also the emotional components of the profession. It sets the task of strengthening and maintaining professional health, education of the necessary personal qualities, improvement and stabilization of professional performance. The modern system of physical education cannot offer a clear practically tested system of physical improvement for musicians. For the most effective solution of the problem of formation of their professional physical culture, the author offers a set of special training exercises focused on the purposeful formation of psychological and physical health of students of the Conservatory with the resources of physical culture. The practical exercises are presented in six sections: the universal physical training, vocational-practical physical training exercise with local muscle loads of musicians, exercises for the regulation of neuro-emotional stress, exercises for independent extracurricular classes, assessment and self-monitoring physical condition.

Текст научной работы на тему «Значимость профессионально-прикладной физической культуры в структуре здоровьесберегающих компетенций студентов музыкальных вузов»

Кисляков. - Шуя : «Русский журнал», 2014. - 328 с.

9. Лубышева, Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике : монография / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский и др. -М. : НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. - 200 с.

10. Маджуга, А.Г., Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Маджуга А.Г. - Владимир, 2011. - 469 с.

11. Полиевский, С.А., Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности: учебник / С.А. Полиевский. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 272 с.

12. Турбачкина, О.В. Совершенствование системы физического воспитания студентов в целях формирования культуры здоровья : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Турбачкина О.В. - М., 2012. - 135 с.

13. Турбачкина, О.В., Формирование культуры здоровья: управление качеством физического воспитания студентов : монография / О.В. Турбачкина, Т.В. Карасёва, Е.В. Перевозчикова. -Шуя : [б.и.], 2012. - 168 с.

REFERENCES

1. Balsevich, V.K. (2003), Physical culture for all and for everyone, Physical culture and sport, Moscow, pp. 77-202.

2. Bishayeva, A.A. and Malkov, V.V. (2016), Physical culture, KNORUS, Moscow.

3. Bovina, I.B. (2009), Social ideas of health and disease: structure, dynamics, mechanisms, dissertation, Moscow.

4. Vilensky, M.Ya. and Gorshkov, A.G. (2016), Physical culture, KNORUS, Moscow.

5. Gurvich, I.N. (1997), Social psychology of health, dissertation, St. Petersburg.

6. Kazin, E.M. (2013), "Scientific-theoretical aspects of training of the teacher of physical culture to realization of health saving education", Messenger of KEMGU, No. 1 (53), pp. 92-95.

7. Karasyova, T.V. and Ruzhenskaya, E.V. (2013), "Features of motivation ofmaintaining healthy lifestyle", Problems of social hygiene, health care and history of medicine, available at: http://www.docme.ru/doc/1675441/osobennosti-motivacii-vedeniya-zdorovogo-obraza-zhizni (the got access on May 20, 2013)

8. Kislyakov, P.A. (2014), Psychology and pedagogical concept offormation of social safety of the identity offuture teacher: system and personal approach, Shuysky branch of the Ivanovo state university, "The Russian magazine", Shuya.

9. Lubysheva, L.I., Zagrevskaya, A.I., and Redelhi, A.A., (2017), Sportization in the system of physical training: from a scientific idea to innovative practice, the Theory and practice of physical culture and sport, Moscow.

10. Madzhuga, A.G. (2011), Pedagogical concept of zdorovyesozidayushchy function of education, dissertation, Vladimir.

11. Poliyevsky, S.A. (2014), Hygienic bases of sports activity, Academy, Moscow.

12. Turbachkina, O.V. (2012), Improvement of system of physical training of students for formation of culture of health, dissertation, Moscow.

13. Turbachkina, O.V., Karasyova, T.V., and Perevozchikova, E.V., (2012) Formation of culture of health: quality management of physical training of students, Shuysky state pedagogical university, Shuya.

Контактная информация: otasic@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.04.2018

УДК 796.011.3

ЗНАЧИМОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТРУКТУРЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВУЗОВ

Марина Алексеевна Коняева, кандидат педагогический наук, доцент, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, г. Саратов

Аннотация

В статье рассмотрена научная проблема воспитания прикладных профессиональных физических качеств будущих музыкантов. Общая прикладная функция призывает к оптимизации не

только двигательных, но также и эмоциональных компонентов профессии. Она ставит задачи укрепления и сохранения профессионального здоровья, воспитания необходимых личностных качеств, совершенствования и стабилизации профессиональной работоспособности. Современная система физического образования не может предложить четкой практически апробированной системы физического совершенствования для музыкантов. Для наиболее эффективного решения проблемы формирования у них профессиональной физической культуры автор предлагает комплекс специальных тренировочных упражнений, ориентированных на целенаправленное формирование психологического и физического здоровья студентов консерватории ресурсами физической культуры. Содержание практических занятий по физической культуре представлено в шести разделах: универсальная физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, физические упражнения при локальных мышечных нагрузках музыкантов, упражнения для регуляции нервно-эмоционального напряжения, упражнения для самостоятельных внеучебных занятий, оценка и самоконтроль за физическим состоянием.

Ключевые слова: прикладная физическая культура, профессиональное образование, двигательные умения, психофизические нагрузки, самоконтроль, студенты консерватории.

SIGNIFICANCE OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL CULTURE IN THE STRUCTURE OF HEALTH-COMPETENCE OF STUDENTS OF MUSIC SCHOOLS

Marina Alekseevna Konyaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saratov State Conservatory, Saratov

Annotation

The article deals with the scientific problem of education of the applied professional physical qualities of the future musicians. The general applied function calls for the optimization of not only the motor but also the emotional components of the profession. It sets the task of strengthening and maintaining professional health, education of the necessary personal qualities, improvement and stabilization of professional performance. The modern system of physical education cannot offer a clear practically tested system of physical improvement for musicians. For the most effective solution of the problem of formation of their professional physical culture, the author offers a set of special training exercises focused on the purposeful formation of psychological and physical health of students of the Conservatory with the resources of physical culture. The practical exercises are presented in six sections: the universal physical training, vocational-practical physical training exercise with local muscle loads of musicians, exercises for the regulation of neuro-emotional stress, exercises for independent extracurricular classes, assessment and self-monitoring physical condition.

Keywords: applied physical culture, professional education, motor skills, psychophysical loads, self-control, students of the Conservatory.

Современная система физического воспитания не может быть эффективной без формирования специальных физических качеств, необходимых для становления успешности в будущей профессии, объективной готовности к ней. Прикладная физическая подготовка в сложившейся форме высшего образования предполагает динамичность профессионального обучения, продуктивную эксплуатацию средств физической культуры для восстановления работоспособности. Роль прикладной физической культуры определяется как инструмент, обеспечивающий психофизиологическую готовность к реализации видов работ, характерных для той или иной профессии [1].

Прикладная физическая подготовка в образовательных организациях музыкальной ориентации направлена на системное прогрессивное двигательных умений и навыков, относительно к конкретным особенностям той или иной музыкальной профессии. Этот процесс является специализированным, практико-оригинальным. Специфические особенности, сопровождающие учебно-профессиональную деятельность студентов музыкальных вузов, приводят к требованиям реализации дифференцированного подхода к решению педагогических задач, которые связаны со спецификой профессии. Анализ литературы, представленные результаты исследований определяют характерную особенность труда музыкантов, которая заключается в прохождении всей трудовой деятельности в помещении нередко при отсутствии необходимых санитарно-гигиенических условий. Время,

проводимое за инструментом, не регламентировано. Результаты анализа беседы со специалистами показали, что профессиональная деятельность музыкантов характеризуется малоподвижными состояниями (гипокинезия), длительными пребываниями в вынужденных позах стоя или сидя. Согласно Струве Б.А., по разным причинам, музыкантам время от времени приходится играть на инструменте, невзирая на болевые чувства. Следовательно, долгое терпение болевых чувств может привести к чрезвычайно серьезным органическим изменениям в мышечных и костных тканях, к нарушению работы двигательных центров либо, при определенной расположенности - к психологическим расстройствам [2, с.60].

Осуществленный нами анализ состояния здоровья студентов, обучавшихся в Саратовской консерватории в 2014-2017 годах, характеризуется следующими показателями: -количество студентов в специальной медицинской группе в разные годы достигало 38.5%. Среди студентов заболевания опорно-двигательного аппарата стоят на первом месте (сколиоз) от 86.5% до 93.7%; заболевания рук (дискинезия, болезнь Рейно, синдром кистевого туннеля, невромиозит) от 2.3% до 16.8%; мышечные заболевания (мышечная невралгия, статическая контрактура мышцы, мышечный спазм) от 4.7% до 58.2%; заболевания сосудов (варикозное расширение вен) от 1.5% до 2.6%;органов дыхания от 4.8% до 31.2%, заболевания голосовых связок -14.5%, стоматит - от 59.9% до 63.8%, заболевания желудочно-кишечного тракта - от 17.3% до 45.1% [3].

Вышесказанное обуславливает вывод о неизбежности физического воспитания студентов музыкальных вузов с профессионально-прикладной направленностью, в фокусе которого, наряду с задачами общевузовской программы, решаются дополнительные специфические задачи. Такие как:

- изучение особенностей профессиональной деятельности студентов разных музыкальных специальностей;

- воспитание физических качеств, которые важны для конкретных музыкальных профессий;

- формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, которые имеют профессиональное значение;

- повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям условий музыкальной деятельности и профилактика профессиональных заболеваний;

- воспитание психических качеств, которые проявляются в профессиональной деятельности музыканта [4].

Построение обучения студентов по дисциплине «Физическая культура» в музыкальных вузах - процесс более сложно структурированный, и требует от педагога не только владения качественным спортивным мастерством, но и знаний, отражающих профессиональную деятельность студентов. Работа преподавателей в этих учебных заведениях предполагает купирование негативных воздействий физических упражнений на профессионализм студентов и максимизацию положительного влияния на функциональное состояние организма студентов, сформировать теоретические знания и практические навыки в области физической культуры [5, с.82-85].

Профессия музыканта диктует специфические требования к развитию психофизических качеств, для каждой профессии представлен самостоятельный перечень, содержащий профессионально-прикладные умения и навыки. Теория и практика физического воспитания определяет такую специальную подготовку как «профессионально-прикладная физическая подготовка» [6, с.58].

Профессиональная деятельность музыкантов-исполнителей чрезвычайно сложна, студентов, играющих на разных музыкальных инструментах, категорически не рекомендуется объединять в одну группу и проводить учебные занятия по общей программе физической подготовки. Специфические особенности учебной и трудовой деятельности предъявляют особые требования к планированию и осуществлению системы обучения физической культуре. Успешность их труда и безопасность прямо пропорциональны

комплексу физических и психофизических качеств, двигательных умений, специальных знаний, связанных с особенностями избранной профессии [7, с.26].

Обобщение данных теоретических исследований различных авторов привело нас к выводу о том, что специфика деятельности работников культуры требует большого нервно-эмоционального напряжения, повышенного внимания к состоянию здоровья, физической работоспособности, значительных усилий и выносливости. В их работе особенно динамичными являются показатели, характеризующие психомоторные качества, которые связываются со зрительно-моторными и слуховыми реакциями, им необходимо совершенствовать координационные навыки и иметь развитый нервно-мышечный аппарат, а также выраженную лабильность нервных процессов.

Анализ литературных источников позволил выделить принципы осуществления процесса физической подготовки студентов музыкальных специальностей:

- избегание упражнений и режима их выполнения, которые способствуют перегрузке функций систем, связанных с исполнительской деятельностью, вызывающих спазматическое, судорожное состояние;

- регулярность и использование большого количества чередований на занятиях физическими упражнениями и мышечной релаксации;

- решение задач специальной физической подготовки вместе с задачами общей физической подготовки при организации занятий;

- учёт специфики студентов-музыкантов, привыкших в основном к реализации индивидуального подхода в занятиях по специальности;

- активность в использовании консультативной формы педагогической деятельности преподавателя физической культуры [6, с.7].

Модернизация современной системы музыкального профессионального образования ведёт за собой повышение актуальности в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья личности, формировании ее мотивационно - ценностной ориентации, развития профессионально значимых психофизических и функциональных способностей, повышения качества профессионального обучения. Современные средние специальные учебные заведения в отечественной системе музыкального профессионального образования занимают одно из значительных мест, выполняя генеральную структуру в обеспечении непрерывности образования [2, с.60]. Реальность традиционных принципов ранней профессионализации в отечественной системе обучения ориентирует среднее профессиональное образование на формирование у музыкантов значительно исчерпывающих форм творческих и практических навыков, которые станут базовой структурой для начала самостоятельной трудовой деятельности и публичной демонстрации своих креативных талантов. Одним из факторов, способствующих повышению конкурентоспособности будущего специалиста, является повышение качественной составляющей в его профессиональной подготовке.

Непонимание и недооценка музыкантами значения физической культуры, с одной стороны, и неготовность большинства преподавателей физической культуры, работающих в профильных учебных заведениях решать задачи профессионально ориентированной физической подготовки - с другой, провоцируют проблемы в физической культуре при профессиональной подготовке музыкантов. Например, слабое учебно-методическое обеспечение предмета «Физическая культура» в вузе музыкального профиля; недостаточность учебно-методического обеспечения учебного процесса физического воспитания музыкантов [5, с.82-85].

Следовательно, возникает необходимость конструирования комплекса специальных тренировочных упражнений, целью которых является целенаправленное формирование психологического и физического здоровья студентов ресурсами физической культуры. Данная идея была воплощена в практику занятий по физической культуре в рамках существующей программы обучения с учетом специфики музыкально-исполнительской деятельности студентов консерватории (пианисты, певцы, исполнители на струнных и

ударных инструментах и т.п.). Систематизация упражнений и перестройка хода занятий по физической культуре позволила разработать методические рекомендации и логично-взаимосвязанную концептуальную структуру по формированию здоровьесберегающих компетенций будущих музыкантов [3].

Содержание практических занятий по физической культуре представлено в шести разделах - общая физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, физические упражнения при локальных мышечных нагрузках музыкантов, упражнения для регуляции нервно-эмоционального напряжения, упражнения для самостоятельных внеучебных занятий, оценка и самоконтроль за физическим состоянием.

1. Общая физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, восстановление организма после физических нагрузок. При подборе комплекса упражнений акцент делался на развитие специфических качеств профессионального значения - развитие силы, выносливости, ловкости, гибкости.

2. Профессионально-прикладная физическая подготовка осуществляется на основе общей физической подготовленности. Содержание комплекса упражнений направлено на активизацию формирования профессионально-значимых физических качеств будущих музыкантов, оптимизацию функционирования организма, обеспечивающих комфортное состояние психофизиологических систем и высокую работоспособность в режиме музыкально-исполнительской деятельности.

3. Физические упражнения при локальных мышечных нагрузках музыкантов направлены на реабилитацию энергетических процессов в активно функционирующих мышцах и улучшению их кровоснабжения. Условно данный комплекс физических упражнений разделен на три группы:

- подготовительная гимнастика направлена на активизацию физиологических процессов и сокращения времени на врабатывание;

- физкультурная пауза предупреждает развитие утомления, улучшает функциональное состояние организма, вследствие чего поддерживается оптимальный рабочий ритм, увеличивается период концентрации внимания;

- физкультурные минутки содействуют устойчивой работоспособности, предупреждают утомление.

4. Регуляция нервно-эмоционального напряжения у студентов-музыкантов. Диктуется необходимостью повышения адаптационные возможностей организма, нивелированию проблемы восстановления и развития резервных возможностей, выполнения профессионального функционала.

5. Самостоятельные внеучебные занятия спортом и физической культурой определяются, прежде всего, сформированными мотивами и интересами.

6. Оценка и самоконтроль за физическим состоянием определяются целью самостоятельного наблюдения за своим состоянием, определением рациональной нагрузки при занятиях спортом и физической культурой.

Каждый из разделов (общая физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, физические упражнения при локальных мышечных нагрузках музыкантов, упражнения для регуляции нервно-эмоционального напряжения, упражнения для самостоятельных внеучебных занятий, оценка и самоконтроль за физическим состоянием), определяющих содержание физической подготовки студентов консерватории должны быть ориентированы не только на сохранение и укрепление здоровья, на формирование культуры здоровьесбережения, но и максимально способствовать успешному профессиональному становлению, обеспечивать оперативное корректирование возникающих проблем здоровья при воплощении музыкально-исполнительского замысла в реальном профессиональном режиме. Диапазон форм и видов здоровьесберегающих комплексов упражнений, задействованных на занятиях, может дополняться комплексами психорегу-лирующих методик, практических навыков регуляции нервно-эмоционального

напряжения и оценки и самоконтроля за физическим состоянием. Ведущей идеей этого диапазона в рамках тренировочных занятий является осознание у студентов системы здо-ровьесберегающих норм и ценностей, которые формируются и закрепляются через теоретический анализ этих знаний, практическую реализацию полученного опыта на занятиях по физической культуре в дальнейшем профессиональном становлении. Несомненно, что определяющим следует назвать соблюдение баланса в соотношении музыкально-эстетических задач и техническим исполнением [8, с. 70].

Таким образом, одним из способов решения сформулированной проблемы может быть конструирование программы по физической культуре, которая наиболее полно отражает своеобразие профессиональной деятельности музыкантов, а также разработка учебно-методического сопровождения к ней. Физическое воспитание студентов-музыкантов представляет собой более сложный процесс, чем в других учебных заведениях, что требует от педагога не только знаний по теории и методики физической культуры, педагогики, психологии, физиологии и др., но и знаний отличительных особенностей профессиональной деятельности студентов - музыкантов [9, с.82].

Преподаватель обязан понимать факт того, что частая эксплуатация даже самых совершенных методов и приемов приводит к потере интересности и эффективности воздействия. В данном случае целесообразно преподавателю анализировать собственную деятельность с целью поиска и применение новых методик, наращивание потенциала используемых средств [10].

ЛИТЕРАТУРА

1. Самсонова, Е.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка среди студентов медицинского университета [Электронный ресурс] / Е.А. Самсонова. - URL : http://www.SKI-FRTICLE/ (дата обращения: 20.06.2018).

2. Струве, Б.А. Профилактика профессиональных болезней (смычковая группа) / Б.А. Струве. - Л. : Тритон 1935. - 80 с.

3. Коняева М.А. Концептуальная структура практических занятий по формированию у музыкантов специальной выносливости // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс] / М.А. Коняева. - URL : http://www. science-education.ru/ru/article/view? id=27548 / (дата обращения: 07.07.2018).

4. Пахомова, Н.В. Профессионально-прикладная направленность физической культуры в вузах искусств и культуры [Электронный ресурс] / Н.В. Пахомова. // Образование и общество, 2007.

- № 1. - URL : http://www.education.rekom.ru / (дата обращения: 11.11.2018).

5. Юмашева, Л.И. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов музыкальных вузов различных специальностей / Л.И. Юмашева // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2002. - № 2. - С. 82-85.

6. Попов, А.А. Модель организации здорового образа жизни студентов в творческом вузе / А.А. Попов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2011. -№ 14. - С. 57-67.

7. Барбашова, З.И. Адаптация к мышечной деятельности и гипокинезии [Электронный ресурс] / З.И. Барбашова и др. - URL : http://www.Studbooks.net/ (дата обращения: 11.04.2018).

8. Коняева, М.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов консерватории: монография / М.А. Коняева // Саратов : СГК им. Л.В. Собинова, 2017. - 162 с.

9. Коновалов, И.Е. Основные направления формирования мотивации у студентов музыкальных ссуз к занятиям физической культурой / И.Е. Коновалов // Фундаментальные исследования.

- 2011. - № 4. - С. 23-28.

10. Вашлаева, Л.П. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации [Электронный ресурс] / Л.П. Вашлаева, Т.С. Панина. -URL : http: //www.infourok.ru/ (дата обращения: 13.06.2018).

REFERENCES

1. Samsonova, E.A. (2014), Professionally and applied physical training among students of medical University, available at: https://www.SKI-FRTICLE /. (accessed 20.06.2018).

2. Struve, B.A. (1935), Prevention of occupational diseases (bow group), Triton, Leningrad.

3. Konyaeva M.A. (2018), "Conceptual structure of practical classes on formation of special endurance among musicians", Modern problems of science and education, available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view? id =27548 /. (accessed: 07.07.2018).

4. Pakhomova, N.B. (2007), "Professional and applied orientation of physical culture in the universities of arts and culture", Education and society, No. 1, available at: https://www.education.rekom.ru /. (accessed 11.11.2018).

5. Yumasheva, L.I. (2002), "Features of professional and applied physical training of students of music Universities of various specialties", Physical education of students of creative specialties, No.2, pp. 82-85.

6. Popov, AA (2011), "Model of healthy lifestyle of students in creative University", Bulletin of the Kemerovo state University of culture and arts, No. 14, pp. 57-67.

7. Barbashova, Z.I. and etc. (1970), Adaptation to muscular activity and hypokinesia, available at: https://www.Studbooks.net/. (accessed 11.04.2018).

8. Konyaeva, M. A. (2017), Professionally and applied physical training of Conservatory students: monograph, SGK im. L.V. Sobinova, Saratov.

9. Konovalov, I.E. (2011), "The Main directions of formation of motivation of students of musical ssuz to physical training", Fundamental research, No. 4, pp. 23-28.

10. Vashlaeva, L.P. and Panina, T.S. (2018), Theory and practice offormation of health-saving strategy of the teacher in the conditions of advanced training, available at: https://www.infourok.ru/. (accessed 13.06.2018).

Контактная информация: konyaevama@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.07.2018

УДК 796.011.3

РОЛЬ ЦЕННОСТНОЙ И ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КОНСЕРВАТОРИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Марина Алексеевна Коняева, кандидат педагогический наук, доцент, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Аннотация

Достижение образовательных, воспитательных и оздоровительных целей профессионально ориентированной подготовки студентов музыкальных специальностей в процессе физического воспитания будет возможным при условии постоянного усовершенствования, обновления и дополнения программ развития психофизиологических и физических профессионально важных качеств. Физкультурные мотивы определяют потребность в физкультурном знании, в основу которых должно быть положено воспитание у студентов постоянной мотивации на самосовершенствование. Ценностное отношение студента к физической культуре зависит от его ценностных ориентаций, понимания смысла и назначения молодого человека в профессии, его конкретной ценностной окраски. Опрос общественного мнения студентов консерватории с целью изучения мотивационно-потребностной сферы в занятиях по физической культуре определил качественную динамику в иерархии ценностей у обучающихся от первого до третьего курса. Задачи опроса обеспечили сравнение и анализ изменения мнений студентов от младшего до старшего курса. Формировать физическую культуру у студентов в процессе физического воспитания необходимо на всех структурных уровнях личности, в согласовании с личностными свойствами и реальными возможностями при использовании многообразия средств и методов физического воспитания.

Ключевые слова: мотивы, музыканты, профессиональное обучение, физическая культура, физическое воспитание, ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.