Научная статья на тему 'Разработка научно обоснованных предложений по формированию образовательной программы обучения инструкторов по спорту'

Разработка научно обоснованных предложений по формированию образовательной программы обучения инструкторов по спорту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУКТОР ПО СПОРТУ / НОВАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ / МОДУЛИ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / SPORT INSTRUCTOR / NEW QUALIFICATION / PROFESSIONAL TRAINING PROGRAM / TRAINING MODULES / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столяр Константин Эдуардович, Пуховская Марианна Николаевна, Высоцкая Татьяна Петровна

Разработанные научно обоснованные предложения по формированию образовательной программы обучения инструкторов по спорту могут быть использованы в области обучения и переподготовки по физической культуре, на уровне сферы физической культуры, отдельных образовательных учреждений спортивного и физкультурно-педагогического образования. Программа обучения (300 часов в течение года) способствует повышению эффективности работников данной сферы, которые при работе с населением смогут внедрять профилактику профессиональных заболеваний, проводить занятия в парковой зоне, осуществлять судейство соревнований проекта «Готов к труду и обороне», реализовывать физкультурно-спортивную работу на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Столяр Константин Эдуардович, Пуховская Марианна Николаевна, Высоцкая Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of scientifically based proposals for developing educational programs training of instructor on sports

The developed scientifically based proposals for the formation of an educational program of training of sports instructors can be used in the field of training and retraining in physical culture, at the level of physical culture, individual educational institutions of sports and physical culture and pedagogical education. The training program (300 hours during the year) contributes to the efficiency of workers in this sector, which when working with the population to implement the prevention of professional diseases, to conduct classes in the Park, to do the judging of the competitions of the project "Ready for labor and defense", to implement physical culture and sports activities in the enterprise.

Текст научной работы на тему «Разработка научно обоснованных предложений по формированию образовательной программы обучения инструкторов по спорту»

zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 4 (158), pp. 40-45.

2. Bogdanov, V.M., Ponomarev, V.S. and Solovov, A.V. (2001), "Information technologies of teaching in physical education", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 55-59.

3. Bogdanov V.M., Ponomarev, V.S. and Solovov, A.V. (2010), "Methods and technologies of e-distance learning in the University course of physical education", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 51-56.

4. Bugaychuk, K.L. (2013), "Massive open distance courses: history, typology, perspectives", Higher Education in Russia, No 3, pp. 148-155.

5. Svechkarev, V.G., Ivaschenko, G.A., Belous, L.K. and Manchenko, T.V. (2018), "The use of virtual reality to improve the system of physical education", Bulletin of the Maykop State Technological University, No. 4, pp. 117-125.

6. Solovov, A.V. (2002), "Didactics and e-learning technology in the KADIS system", Education Industry: collected articles, Moscow, Issue 6, pp. 54-64.

7. Solovov, A.V. (2007), "Modeling the structure of information and educational resources in the context of international specifications of e-learning", Information Technologies, No. 3, pp. 43-48.

8. Bogdanov, V.M., Ponomarev, V.S., Solovov A.V. and Kislitsyn, Yu.L. (2007), Educational multimedia complex on the basics ofphysical education in high school: a textbook for university students, Samara.

Контактная информация: bovm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 12.07.2019

УДК 796.071.4

РАЗРАБОТКА НАУЧНО ОБОСНОВАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ИНСТРУКТОРОВ ПО СПОРТУ

Константин Эдуардович Столяр, кандидат педагогических наук, доцент, Марианна Николаевна Пуховская, старший преподаватель, Татьяна Петровна Высоцкая, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

Разработанные научно обоснованные предложения по формированию образовательной программы обучения инструкторов по спорту могут быть использованы в области обучения и переподготовки по физической культуре, на уровне сферы физической культуры, отдельных образовательных учреждений спортивного и физкультурно-педагогического образования. Программа обучения (300 часов в течение года) способствует повышению эффективности работников данной сферы, которые при работе с населением смогут внедрять профилактику профессиональных заболеваний, проводить занятия в парковой зоне, осуществлять судейство соревнований проекта «Готов к труду и обороне», реализовывать физкультурно-спортивную работу на предприятии.

Ключевые слова: инструктор по спорту, новая квалификация, программа профессиональной переподготовки, модули обучения, компетенции.

DEVELOPMENT OF SCIENTIFICALLY BASED PROPOSALS FOR DEVELOPING EDUCATIONAL PROGRAMS TRAINING OF INSTRUCTOR ON SPORTS

Konstantin Eduardovich Stolyar, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marianna Nikolaevna Puhovskaya, the senior teacher,

Tatiana Petrovna Vysotskaya, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Annotation

The developed scientifically based proposals for the formation of an educational program of training of sports instructors can be used in the field of training and retraining in physical culture, at the level of physical culture, individual educational institutions of sports and physical culture and pedagogical

education. The training program (300 hours during the year) contributes to the efficiency of workers in this sector, which when working with the population to implement the prevention of professional diseases, to conduct classes in the Park, to do the judging of the competitions of the project "Ready for labor and defense", to implement physical culture and sports activities in the enterprise.

Keywords: sport instructor, a new qualification, the professional training program, training modules, competencies.

В настоящее время наблюдается несоответствие содержания образования новым социальным требованиям общества, стремительно меняющимся потребностям личности, условиям высокой конкурентности на рынке труда. Проблемная ситуация заключается в том, что - с одной стороны - рекреационная деятельность развивается в образовательных учреждениях, в сфере активного отдыха и фитнеса, в индустрии санаторного лечения с элементами рекреации и рекреационного туризма, с другой стороны - недостаточно программ, моделей и технологий подготовки инструкторов по спорту в области рекреации [3, 4, 5, 6].

Цель исследования: разработать научно-обоснованные предложения по структуре и содержанию образовательной программы обучения инструкторов по спорту, обеспечивающих организацию спортивно-массовой работы на предприятиях, спортивных сооружениях и физкультурно-оздоровительных клубах. Объект исследования: процесс обучения по дополнительным профессиональным программ обучения инструкторов по спорту. Предмет исследования: научно-обоснованные предложения по содержанию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проведено в ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» в 2019 году, в рамках государственного контракта (ГК № 81) с Министерством спорта РФ: «Разработка научно обоснованных предложений по формированию образовательной программы обучения инструкторов по спорту, обеспечивающих организацию спортивно-массовой работы на предприятиях, в учреждениях, спортивных сооружениях и физкультурно-оздоровительных клубах». Программа обучения (300 часов в течение одного учебного года) строится на основе выявления потребностей работодателей в сфере ФК к компетенциям инструкторов по спорту различной направленности. Новые компетенции инструктора по спорту разрабатываются на основе приказа Минтруда России от 08.09.2014 N 630н "Об утверждении профессионального стандарта "Инструктор-методист".

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1) Получены новые знания о потребностях работодателей к компетентностному содержанию инструкторов по спорту, предложения по организации и ведения образовательной деятельности по минимально необходимым областям знаний физической культуры и спорта, профессионально-прикладной физической культуры, рекреационной физической культуры, охраны труда и отдыха, повышения производительности труда. Проведенный опрос работодателей в Google форме показал необходимость следующих предложений: краткосрочного обучения, с применением дистанционных технологий, с расширением средств фитнеса, оздоровительной гимнастики для инструкторов по спорту. Высокое практическое значение имеют компетенции, связанные с построением комплексов упражнений, учитывающих характер труда, физическое состояние, гендерные особенности занимающихся; компетенции, связанные с алгоритмизацией трудовых функций на предприятии, в школьном и студенческом спортивном клубе, в клубе по месту жительства. В связи со снижением состояния здоровья населения и низким уровнем физической подготовленности [1, 2] компетенции обеспечения безопасности и профилактики травматизма занимающихся

являются ведущими. Наряду с этим востребованы компетенции, отвечающие за умения работать с документацией в электронном виде, составлением отчетов в Excel, в том числе отчетов по соревнованиям. Необходимы навыки электронной регистрации на спортивные мероприятия, особенно в работе со школьниками, студентами, лицами молодого возраста.

2) Разработаны карты необходимых базовых и вариативных компетенций для выявленных направлений работы инструкторов по спорту. Базовый блок дисциплин рассчитан на 144 часа, который включает минимальный набор знаний по педагогике, спортивной психологии, анатомии и биомеханике, физиологии, спортивной медицине и гигиене, теории и методике ФКиС и др. Следующее предложение детализирует и сужает процесс обучения, так вариативные модули (144 часа) предоставляют возможность выбора обучения по следующим программам:

- инструктор по спорту на предприятиях, в учреждениях (модуль 1),

- инструктор в клубах по месту жительства, в парковой зоне (модуль 2),

- инструктор в физкультурных клубах, фитнес центрах (модуль 3),

- специалист центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (модуль 4),

- инструктор школьного и студенческого спортивного клуба (5 модуль).

3) Впервые в образовательную программу обучения инструкторов по спорту на предприятии, в качестве предложения, включен курс event менеджер, включающий содержание профессиональной деятельности event менеджера, разновидности спортивно-массовых и культурных мероприятий, особенности PR деятельности. Особенности спортивно-массовой и физкультурной деятельности для лиц молодого, первого и второго зрелого возраста, и лиц старшего возраста. А также разработку системы корпоративных мероприятий, PR компании в области спорта, здорового образа жизни, внедрения гимнастики на рабочем месте в единой электронной системе предприятия, учреждения.

4) Впервые в образовательную программу обучения включена классификация мобильных приложений, в которой рассмотрены интегральные данные «здоровье и фитнес», что отвечает социальному запросу населения, упрощает мониторинг физического состояния, позволяет получить обратную связь при занятиях физической культурой и спортом, упрощает первичный сбор данных о занимающихся, что предусмотрено в профессиональном стандарте инструктора по спорту. Мобильные приложение классифицируются на четыре категории, такие как «питание», «бег и спортивная ходьба», «программы тренировок», «мониторинг физических показателей».

ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования разработаны предложения в виде программы обучения. Ведущая идея программы, это общий блок дисциплин медико-биологической направленности, нормативно-правовой основы физической культуры и спорта, теории и методики ФКиС, здорового образа жизни (144 часа), а также вариативные модули (по выбору, 144 часа), в которых будут обучаться разные обучающиеся по узкому профилю с минимальным набором знаний для профессиональной деятельности. Отличительная особенность обучения заключается в изучении потребностей работодателей к компетентност-ному содержанию инструкторов по спорту.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрющенко, Л.Б. Физкультурно-оздоровительные технологии в укреплении состояния здоровья студентов и сотрудников вуза / Л.Б. Андрющенко, С.Ю. Витько, Т.Н. Шутова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - Режим доступа : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25368 (дата обращения: 21.04.2019).

2. Спортизация физического воспитания в системе образования: новые векторы развития формирование готовности у студентов к развитию физической культуры и спорта как долгосрочный федеральный инновационный проект / Л.Б. Андрющенко, И.В. Орлан, И.В. Лосева, Т.Н. Шутова //

Научно-педагогические школы в сфере спорта и физического воспитания : материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - М., 2016. - С. 244-251.

3. Барковский, Е.С. Базовые и элективные дисциплины в формировании рекреационных компетенций у будущих бакалавров физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 33-36.

4. Рыбакова, Е.О. Совершенствование компетенций рекреационной направленности в профессиональной подготовке бакалавров физической культуры / Е.О. Рыбакова, Т.Н. Шутова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 4. - С. 77-84.

5. Рыбакова, Е.О. Совершенствование профессионального образования студентов физкультурного вуза средствами фитнеса / Е.О. Рыбакова, Т.Н. Шутова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2015. - № 3. - С. 58-62.

6. Столяр, Л.М. Компетенции специалиста по физической подготовке в игровых видах спорта: ожидания и востребованность / Л.М. Столяр, К.Э. Столяр // Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию основания кафедры физического воспитания. -Москва, 2019. - С. 267-271.

REFERENCES

1. Andrushchenko, L.B., Vitko, S.Yu. and Shutova, T.N. (2016), "Sports and health technologies in strengthening the health of students and staff of the University", Modern problems of science and education, No. 5, available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25368.

2. Andrushchenko, L.B., Orlan I.V., Loseva I.V. and Shutova T.N. (2016), "Sportization of physical education in the education system: new vectors of development formation of students' readiness for the development of physical culture and sports as a long-term Federal innovative project", Scientific and pedagogical schools in sports and physical training: materials I of the All-Russian scientific and practical conference with the international participation, Moscow, pp. 244-251.

3. Barkovsky, E.S. (2019), "Basic and elective disciplines in the formation of recreational competencies of future bachelors of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 4 (170), pp. 33-36.

4. Rybakova, E.O. and Shutova T.N. (2016), "Improving the competencies of recreational orientation in professional training of bachelors of physical culture", News of Tula state University. Physical culture. Sport, No. 4, pp. 77-84.

5. Rybakova, E.O. and Shutova T.N. (2015), "Improvement of professional education of students of physical culture University by means of fitness", News of Tula state University. Physical culture. Sport, No. 3, pp. 58-62.

6. Stolyar, L.M. and Stolyar K.E. (2019), "Competencies of a specialist in physical training in team sports: expectations and demand", The International scientific and practical conference "Physical culture, sport, tourism: innovative projects and advanced practicians ", collection of articles, Moscow, pp. 267-271.

Контактная информация: kafedra_f@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.07.2019

УДК 796.077.5

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ГОРНОМУ ТУРИЗМУ С ПОДРОСТКАМИ 11-14 ЛЕТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КНР

Тан Хуань, соискатель, Степан Александрович Гониянц, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва

Аннотация

Статья посвящена разработке теоретическое и экспериментальное обоснование содержания методики подготовки квалифицированных кадров по горному туризму в системе дополнительного образования Китая, обуславливается необходимостью преодоления противоречий, которые снижают эффективность их профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.