УДК: 796 DOI:10.36028/2308-8826-2021-9-1-59-65
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В ВУЗЕ
Т.Ю. Покровская, Ш.Р. Юсупов, Е.Б. Титова
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Казань, Россия
Аннотация
В рамках данной статьи рассматриваются особенности онлайн-занятий по физической культуре и спорту на платформе LMS Blackboard в Казанском национальном исследовательском техническом университете (КНИТУ-КАИ), а также анализируются результаты социологического опроса, проведенного среди студентов в контексте их отношения к онлайн-занятиям; выявлены проблемы, возникающие у студентов при дистанционном обучении; рассмотрены преимущества и недостатки данного формата обучения применительно к дисциплине «Физическая культура и спорт».
Цель исследования заключается в выявлении специфики онлайн-занятий по физической культуре и спорту на платформе Blackboard в КНИТУ-КАИ и определении проблем, возникающих во время дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина). Задачи исследования:
1. Изучить отношение студентов к онлайн-занятиям по физической культуре и спорту на платформе Blackboard КНИТУ-КАИ.
2. Выяснить отношение студентов к качеству онлайн-занятий по физической культуре и спорту.
3. Выявить проблемы, возникающие во время дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина).
Методы и организация исследования: анализ научной литературы, интернет-источников и статистических данных платформы Blackboard, анкетный опрос, сравнительная оценка. Авторами в период пандемии проведено социологическое исследование среди студентов 1-3-х курсов всех факультетов, в котором приняли участие 2418 обучающихся в возрасте 17-23 лет (1538 юношей и 880 девушек; выборка гнездовая; гендерное соотношение соответствует пропорциям генеральной совокупности на всех факультетах). В ходе анкетирования изучалось отношение студентов к онлайн-занятиям по физической культуре и спорту на платформе Blackboard КНИТУ-КАИ, а также выяснялась их позиция по отношению к качеству таких онлайн-занятий и выявлялись проблемы, возникающие во время дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина).
Результаты. Данные проведенного исследования показывают, что дистанционное обучение по физической культуре и спорту отличается более низкой эффективностью, не находит широкой поддержки среди студентов, не приносит желаемых достижений и результатов в корректировке своих наиболее значимых и явных физических показателей, но в то же время может использоваться как дополнительный элемент преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)».
Заключение. Использование электронного обучения в университете может рассматриваться только в качестве вспомогательного инструмента обучения и не должно стать заменой основной формы образования. Процесс обучения носит двусторонний характер, так как подразумевает взаимодействие двух субъектов: преподавателя и обучающегося.
Ключевые слова: дистанционное обучение, обучающиеся, физическая культура и спорт, мотивация, онлайн-занятия, педагогическое руководство, информационные технологии, платформа LMS Blackboard.
EXPERIENCE IN INTRODUCING ELEMENTS OF DISTANCE LEARNING IN THE FRAMEWORK
OF «PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE UNIVERSITY» COURSE
Pokrovskaya T.Yu., [email protected], ORCID: 0000-0001-5191-7407
Yusupov Sh.R., [email protected], ORCID: 0000-0001-8380-9144
Titova E.B., [email protected], ORCID: 0000-0003-0890-0452
Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev - KAI, Kazan, Russia Abstract
The articles deals with the features of physical education and sports online classes on the LMS Blackboard platform at the Kazan National Research Technical University (KNRTU-KAI). It contains the outcomes of the
analysis of a sociological survey carried out among students in the context of their attitude to online classes. The authors revealed the challenges students face in distance learning, and considered advantages and disadvantages of this education format in relation to the «Physical education and sports» course. Purpose of the research: is to identify the specifics of online physical education and sports classes on the Blackboard platform at KNRTU-KAI, and the problems occurring during distance learning in the framework of «Physical education and sports» elective course. Research objectives:
1. To study the attitude of students to online physical education and sports classes on the Blackboard platform of KNRTU-KAI.
2. To ascertain the attitude of students to the quality of online physical education and sports classes.
3. To identify the problems occurring during distance learning in the framework of «Physical education and sports» elective course.
Research methods and organization: analysis of scientific literature, Internet sources and statistical data of the Blackboard platform, questionnaire survey, comparative assessment. The authors carried out a sociological study among students of the 1st - 3rd years of study at all university departments during the pandemic. The study involved 2418 students aged 17-23 years (1538 boys and 880 girls; nest sample; gender ratio corresponded to the proportions of the general number of students at all university departments). The survey aimed at revealing the attitude of students to online physical education and sports classes on the Blackboard platform of the KNRTU-KAI, and their views on the quality of online classes.
Results. The research data show that distance learning in physical education and sports is characterized by lower efficiency. Students do not favor it. It does not bring the desired achievements and results in adjusting their significant and obvious physical indicators. At the same time, it can be an additional element of «Physical education and sports» elective course.
Conclusion. The use of e-learning at the university can only be considered as an auxiliary teaching tool and should not be a substitute for the main form of education. The study process is bilateral, as it involves the interaction of two subjects: an educator and a student.
Keywords: distance learning, students, physical education and sport, motivation, online classes, educational guidance, information technologies, LMS Blackboard platform.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глобальной пандемии коронави-руса традиционные социальные коммуникации переживают глубокий кризис. Наиболее ярко процессы трансформации общественных связей проявляются в образовательной среде. Современная система образования была вынуждена в экстренном порядке внедрять технологии дистанционного обучения, с тем чтобы сохранить саму возможность обеспечения образовательного процесса. В отечественных вузах повсеместно реализуется обучение с применением технических средств и информационных технологий, необходимых при реализации образовательных программ. В текущей ситуации довольно сложно прогнозировать сроки окончания пандемии, поэтому сегодня проблема дистанционного обучения по-прежнему сохраняет свою актуальность. Кроме того, сетевое образование завоевывает свое пространство и эволюционным путем. В этих условиях каждое учебное заведение высшего образования
старается сохранить свою нишу на рынке образовательных услуг, а наличие доступного качественного образовательного онлайн-продукта является серьезным конкурентным преимуществом. В этой связи возникает потребность более широкого спектра «использования различных форм обучения для повышения уровня знаний студентов и формирования у них профессиональных компетенций, отвечающих требованиям ФГОС ВО» [3, С.5]. «Одной из ведущих тенденций современной образовательной парадигмы является создание максимально доступных для каждого условий получения образования» [2, 4, 5]. Поэтому в настоящее время дистанционное обучение в сфере образования набирает популярность, а педагогические исследования последних лет позволяют обосновать высокий интерес ученых к этой теме. Опыт реализации образовательных услуг с применением дистанционного обучения стал предметом обсуждения педагогического сообщества во всем мире. В значительной
части опубликованных исследований, как в России, так и за рубежом, онлайн-обучение рассматривается как часть будущей системы образования, которая позволит обеспечить разнообразие элективных курсов для самостоятельного изучения обучающимися. [7, С. 31]. Большинство исследователей скептически относятся к идее замены традиционного образования дистанционным. [9, С.2]. На наш взгляд, компьютерные технологии не могут целиком и полностью заменить непосредственное общение обучающихся с преподавателем. Реальные события диктуют необходимость использования этих технологий в качестве дополнительного инструмента для получения качественного образования. Невозможно посредством онлайн-обучения сформировать у студентов необходимые навыки и компетенции во многих составляющих образовательного процесса. В частности, в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» формат дистанционных занятий является не более чем вынужденной мерой, к которой целесообразно прибегать лишь в чрезвычайных ситуациях. Очевидно, что научиться плавать в бассейне или освоить азы техники ведения мяча, и тем более повысить двигательную активность, столь недостающую современной молодежи, можно лишь при непосредственном взаимодействии преподавателя и обучающегося. Исследования опыта реализации данной дисциплины в онлайн-формате в различных странах мира показывают, что все участники образовательного процесса сталкиваются с одними и теми же проблемами: отсутствием оборудованного помещения, необходимого инвентаря, контроля правильности выполнения заданий; отсутствием разнообразия, в частности возможности заниматься игровыми видами спорта; возможными нарушениями техники безопасности; отсутствием мотивации. [9,10,11]. Некоторые исследователи рассматривают онлайн-обучение с точки зрения обучающихся, другие — с точки зрения преподавателей. [8,10] В научных публикациях по данной проблематике можно обнаружить противоположные точки зрения на дистанционную форму занятий: одна часть
специалистов исходит из того, что дистанционное образование может и должно быть им-плементировано в образовательный процесс [1, С. 45], другие же — напротив, утверждают, что данный подход предоставляет доступ к инновационным методикам в области ФКиС, дополняет теоретические занятия. [5, С. 104] Таким образом, сегодня тема онлайн-занятий, проводимых в вузах, в условиях пандемии — одна из наиболее обсуждаемых в образовательной среде, что повысило авторский интерес к исследованию данной проблематики в этой области.
МЕТОДЫ
И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Кафедрой ФКиС КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева на базе культурно-спортивного комплекса (КСК) «КАИ Олимп» в период пандемии проведено социологическое исследование среди студентов 1-3-х курсов всех факультетов названного вуза, в котором приняли участие 2418 обучающихся в возрасте 17-23 лет (1538 юношей и 880 девушек; выборка гнездовая; гендерное соотношение соответствует пропорциям генеральной совокупности на всех факультетах). В ходе анкетирования изучалось отношение студентов к онлайн-занятиям по физической культуре и спорту на платформе Blackboard КНИТУ-КАИ, а также выяснялась их позиция по отношению к качеству таких занятий и выявлялись проблемы, возникающие во время дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина). Результаты социологического исследования представляют как теоретический, так и практический интерес и могут быть использованы в дальнейшей педагогической практике.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Современное дистанционное образование (ДО) использует следующие основные элементы взаимодействия преподавателей и студентов в процессе обучения: веб-страницы, чат-страницы, дистанционные курсы, телеконференции, сайты, электронную почту, социальные сети и мес-
сенджеры, которые позволяют повысить интенсивность учебного процесса в университете. В условиях самоизоляции большинство вузов столкнулось с двойственной проблемой: с одной стороны, перед вузами встала задача качественного обучения студентов в режиме онлайн-занятий, а с другой — возникла ситуация, связанная с потерей мотивации обучающихся к получению теоретических и практических знаний. Проблема заключалась в качественной и доступной подаче материала и повышении интереса занимающихся к конкретной дисциплине в режиме самоизоляции, поскольку никаких единых образовательных стандартов по онлайн-обучению в России пока не существует, поэтому студенты и преподаватели оказались в затруднительной ситуации.
В КНИТУ-КАИ преподавание теоретических дисциплин в дистанционном формате технически обеспечено и не вызывает особых проблем, в то же время в дисциплинах практического плана, где занятия с преподавателем основаны на непосредственном контакте со студентами и требуют специализированных площадок для проведения занятий, возникли проблемы, связанные с выполнением заданий дистанционно в домашних условиях.
Кафедра физической культуры и спорта (ФКиС) не стала исключением и приступила к ведению занятий дистанционно, это, естественно, отличает данную форму обучения от традиционных, привычных для студентов занятий по физической культуре.
С 2012 года в Казанском национальном исследовательском техническом университете им А.Н. Туполева — КАИ запущено в опытную, а затем и в профессиональную эксплуатацию для очного, очно-заочного и заочного обучения программное обеспечение Blackboard. Данная платформа обеспечивает преподавателям и студентам доступ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) [11]. Преподавательский состав кафедры ФКиС создал свой электронный курс на платформе LMS Blackboard, который дает обучающимся возможность иметь в онлайн-доступе учебно-методические пособия и материалы, выпускаемые кафедрой, ознакомиться с рабочими
программами курса и т.п. Студенты в системе Blackboard могут получать информацию и объявления, которые им предоставляет преподаватель, отслеживать свои баллы, выставляемые в ходе сдачи заданий текущего контроля и выполнения контрольных нормативов. В условиях самоизоляции данный курс был адаптирован для онлайн-обучения, с тем чтобы студент имел возможность получить задание, пройти еженедельное тестирование и при необходимости отработать пропущенные занятия в онлайн-режиме. С помощью вкладки «форум» обучающийся может задать вопрос преподавателю или попросить помощи в подборе комплекса упражнений. Работа с платформой Blackboard достаточно проста: студенты, используя индивидуальный логин и пароль, заходят в систему на свой курс «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)», выбирают содержимое курса, например, направление «Общая физическая подготовка», и останавливают свой выбор на тренировочном комплексе, который в данный момент собираются выполнить. Все упражнения подобраны с учетом физической подготовленности обучающихся данного курса. Учебный курс в режиме видеозанятия дает студенту возможность самостоятельно проработать те группы мышц, которые он считает для себя проблемными, в удобное для него время и тем самым повысить уровень физических возможностей своего организма, а также приобрести необходимые двигательные умения и навыки. Однако формат дистанционного выполнения комплекса упражнений создает сложности в контексте контроля преподавателем соблюдения студентом техники безопасности при выполнении заданий в домашних условиях; это касается организации места для занятия, наличия удобной и не стесняющей движений одежды, проведения обязательной разминки, соблюдения методической основы выполнения физических упражнений, то есть следования правилам с целью предотвращения травматизма. Текущий контроль осуществляется путем предоставления студентом видеоролика с хронометражем не более 60 секунд, с тем чтобы не перегружать файловую память и, соответственно, не снижать скорость работы системы. Сама процедура постановки задания, его выполнение
студентом и последующий контроль позволяют с уверенностью сказать, что очная и дистанционная формы обучения имеют принципиальное различие как для преподавателей, так и для студентов.
Полученный в условиях самоизоляции опыт позволяет выделить как преимущества, так и недостатки дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт». Среди преимуществ дистанционного обучения можно выделить следующие:
- студенты получают доступ в систему обучения в удобное для себя время;
- право выбора занятий по своему самочувствию и желанию развить те или иные физические качества;
- технологичность, то есть возможность пополнить свои знания и в области теории физического воспитания;
- экономия времени и средств на проезд;
- отсутствие психологических ограничений, стеснения при выполнении каких-либо упражнений (в особенности это актуально для студентов с ограниченными возможностями, у которых широко распространен страх стигматизации). Среди недостатков дистанционного обучения можно выделить следующие:
- отсутствие мотивации и самоконтроля (в домашних условиях очень тяжело мотивировать себя к занятиям физической культурой, вести самонаблюдение за состоянием своего организма в процессе выполнения физических упражнений так, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья и самочувствии);
- нехватка места для проведения занятий в домашних условиях и отсутствие необходимых тренажеров;
- отсутствие прямого контакта с преподавателем, которое может привести к закреплению неправильного выполнения упражнений, ведущего к риску травматизма;
- занятия спортом в коллективе, с друзьями намного продуктивнее, результативнее и, наконец, веселее и интереснее, чем в одиночку.
В этой связи, для получения объективной информации об эффективности проведения занятий в дистанционном режиме по дисциплине «Физическая культура и спорт» (элективная дис-
циплина), возникла необходимость проведения социологического исследования с целью выявления отношения студентов к данному формату обучения, а также верификации их позиции по отношению к качеству онлайн-занятий по физической культуре и спорту и, соответственно, выявления проблем, возникающих во время дистанционного обучения. Обработка анкетных листов дала следующие результаты:
1. Анкетирование студентов 1-го курса выявило, что положительно к онлайн-занятиям относятся 39,8% юношей и 37,2% девушек; отрицательно отнеслись к онлайн-занятиям по физической культуре 54,1% юношей и 53,7% девушек; нейтральную позицию заняли 6,1% юношей и 9,1% девушек.
Данные результаты объективно демонстрируют, что более половины студентов 1-го курса понимают значимость практических занятий с непосредственным участием преподавателя и контактом с ним, однако при этом почти 40% опрошенных студентов отдают предпочтение онлайн-занятиям, что, в свою очередь, можно трактовать как отсутствие мотивированного подхода к полноценным практическим занятиям, ограничение себя в активной спортивно-студенческой жизни и лишение возможности спортивного роста.
2. Среди опрошенных студентов второго курса положительное отношение к онлайн-занятиям высказали 44,5% юношей и 47% девушек. Отрицательно отнеслись к онлайн-занятиям по физической культуре 50,3% юношей и 47% девушек. Нейтральную позицию заняли 5,2% юношей и 3,3% девушек.
Результаты анкетирования студентов 2-го курса позволяют сделать вывод о более взвешенной позиции по отношению к дистанционным занятиям по физической культуре, при этом значительная часть студентов с отсутствием мотивированного подхода к полноценным практическим занятиям, ограничением себя в активной спортивно-студенческой жизни и лишением возможности спортивного роста сохраняется и даже демонстрирует положительную динамику.
3. Студенты третьего курса дали следующую оценку: положительное отношение к онлайн-
занятиям высказали 30,2% юношей и 33% девушек, отрицательно отнеслись к онлайн-занятиям 60% юношей и 58% девушек, нейтральную позицию заняли 9,8% юношей и 9% девушек.
Изучение результатов анкетирования обучающихся третьего курса к онлайн-занятиям позволило сделать следующие выводы: студенты переосмысливают значимость предмета в пользу своего здоровья, мотивационная составляющая к практическим занятиям физической культурой выходит на более высокий уровень, прослеживается положительное отношение к предмету как к жизненно необходимому, контролирующему здоровье. В следующем блоке анкетирования изучались ответы на предмет определения позиции студентов по отношению к качеству онлайн-занятий по физической культуре и спорту. Здесь мнения обучающихся распределились следующим образом: 47,9% респондентов отмечают качество онлайн-занятий как удовлетворительное, 47,3% студентов — как неудовлетворительное, нейтральной позиции придерживаются 4,8% обучающихся. Обработка ответов на вопрос о том, с какими проблемами столкнулись обучающиеся во время дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт», показала следующее: 45% юношей и 48% девушек столкнулись с проблемой отсутствия дома спортивного инвентаря и условий для продуктивных занятий спортом; 3,1% юношей и 2,9% девушек испытывали проблемы с доступом с Интернет; 24,2% юношей и 23,2% девушек отметили проблему отсутствия оперативной обратной связи, в том числе консультаций преподавателя, получения инструкций и контроля правильности выполнения задания. Проблему отсутствия обще-
ния, коллективизма и дисциплины отметили 27,7% юношей и 25,9% девушек. Обобщая результаты данного исследования, можно заключить, что в целом студенты, столкнувшись с проблемами онлайн-занятий, отдают предпочтение занятиям физической культурой на спортивных площадках под руководством преподавателя, а не в домашних условиях. Данные проведенного исследования показывают, что дистанционное обучение по физической культуре отличается более низкой эффективностью, не находит широкой поддержки среди студентов, не приносит желаемых достижений и результатов в корректировке своих наиболее значимых и явных физических показателей, но в то же время может использоваться как дополнительный элемент преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очевидно, что в условиях самоизоляции обучающиеся, серьезно относящиеся к своему здоровью и физической подготовке, оказались в непростой ситуации. Период самоизоляции негативно отразился не только на студентах, но и на преподавателях. Следует отметить, что дистанционное обучение в рамках практических занятий физической культурой в длительном режиме приводит к значительному снижению у студентов мотивации к занятиям физической культурой и спортом как практической дисциплине. Использование электронного обучения в университете может рассматриваться только в качестве вспомогательного инструмента обучения и не должно стать заменой основной формы образования. Процесс обучения носит двусторонний характер, так как подразумевает взаимодействие двух субъектов: преподавателя и обучающегося.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мамонтова, О. В. Дистанционное физическое воспитание студентов. / О. В. Мамонтова, Д. В. Грачева, Д. А. Клинкина, Т. Н. Бахтина // Культура физическая и здоровье. - 2020. - № 4(76). - С.43-46.
2. Праводелов, С. В. Преимущества дистанционного обучения и его виды / С. В. Праводелов // Современное образование. - 2015. - № 2. - С. 70-79.
3. Титова, Е. Б. Дневник физического самоконтроля студента КНИТУ-КАИ : учебно-методическое пособие /
Е. Б. Титова, М. М. Бариев, Т. Ю. Покровская. - Казань : Изд-во КНИТУ-КАИ, 2019. - 52 с.
4. Хусяинов, Т. М. История развития и распространения дистанционного образования / Т. М. Хусяинов // Педагогика и просвещение. - 2014. - № 4. - С. 30-41.
5. Шутова, Т. Н. Цифровизация образовательного пространства вуза в сфере физической культуры и спорта / Т. Н. Шутова, Л. Б. Андрющенко // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 9. - С. 102-104.
6. Электронное обучение КНИТУ-КАИ [Электронный
ресурс]. Режим доступа: - URL: https://bb.kai.ru:8443/ webapps/portal/execute/tabs/tabAction?/. закрытый (дата обращения: 30.09.2020).
7. Blaine, A.M. Interaction and presence in the virtual classroom: An analysis of the perceptions of students and teachers in online and blended Advanced Placement courses. // Computer Education. - 2019. -№132. P.31-43.
8. Ferri F., Grifoni P. and Guzzo T. Online learning and emergency remote teaching: opportunities and challenges in emergency situations. // Societies -2020, no. 10 (86), pp. 1-18.
REFERENCES
1. Mamontova O.V., Gracheva D.V., Klinkina D.A., Ba-khtina T.N. [Distance physical education of students]. Fizicheskaia kultura i zdorove [Physical culture and health], 2020, no. 4, pp. 43-46. (in Russ.)
2. Pravodelov S.V. [Advantages of distance learning and its types]. Sovremennoe obrzovanie [Modern Education], 2015, no. 2 pp. 70-79. (in Russ.)
3. Titova E.B., Pokrovskaya T.Yu.. [Diary of physical self-control of a student of KNRTU-KAI: handbook]. Kazan: Publishing house of KNRTU-KAI [Izd-vo KNITU-KAI], 2019 , 52 p. (in Russ.)
4. Khusyanov T.M. [Background of the development and dissemination of distance learning] Pedagogika i prosveshchenie [Pedagogy and education], 2014, no. 4, pp. 30-41. (in Russ.)
5. Shutova T.N., Andryushchenko L.B. - [Digitalization of the educational environment at the university in the field of physical education and sports]. Teoriia i praktika fizicheskoi kultury [Theory and practice of physical culture], 2020. no. 9, pp. 102-104. (in Russ.)
6. KNRTU-KAI E-learning [Electronic resource] [Ele-ktronnoe obuchenie KNITU-KAI]. Available at: ht-tps://bb.kai.ru:8443/webapps/portal/execute/tabs/
9. Hyun-Chul Jeong, Wi-Young So Difficulties of online Physical Education classes in middle and high school and an efficient operation plan to address them. // International journal of environmental research and public health. - 2020, no.17 (19), pp.2-12.
10. Metin Yaman Perception of students on the application of distance education in physical education lessons. // The Turkish online Journal of Educational Technology -TOJET. - 2009, no. 8(1), pp.65-74.
11. Regina Celia A. Silva, Vera Lucia de F.F. e Silva Andre Pontes Silva Distance learning foe teaching in physical education. // Motriz, Rio Claro. - 2019, no. 25(1), pp.1-5.
tabAction?/. closed (date of access: 09/30/2020). (in Russ.).
7. Blaine, A.M. Interaction and presence in the virtual classroom: An analysis of the perceptions of students and teachers in online and blended Advanced Placement courses. // Computer Education. - 2019. - № 132. P. 31-43.
8. Ferri F., Grifoni P. and Guzzo T. Online learning and emergency remote teaching: opportunities and challenges in emergency situations. // Societies - 2020, no. 10 (86), pp. 1-18.
9. Hyun-Chul Jeong, Wi-Young So Difficulties of online Physical Education classes in middle and high school and an efficient operation plan to address them. // International journal of environmental research and public health. - 2020, no. 17 (19), pp. 2-12.
10. Metin Yaman Perception of students on the application of distance education in physical education lessons. The Turkish online Journal of Educational Technology - TOJET. - 2009, no. 8(1), pp. 65-74.
11. Regina Celia A. Silva, Vera Lucia de F.F. e Silva Andre Pontes Silva Distance learning foe teaching in physical education. Motriz, Rio Claro. - 2019, no. 25(1), pp. 1-5.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Покровская Татьяна Юрьевна - кандидат социологических наук, доцент; Казанский национальный исследовательский университет КНИТУ-КАИ; 420111 г. Казань, ул. К. Маркса, 10; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-00015191-7407.
Юсупов Шамиль Ринатович - кандидат политических наук, доцент; Казанский (Приволжский) Федеральный университет; 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д.18; Казанский национальный исследовательский университет КНИТУ-КАИ; 420111 г. Казань, ул. К. Маркса, 10; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0001-8380-9144. Титова Елена Борисовна - старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта; Казанский национальный исследовательский университет КНИТУ-КАИ; 420111 г. Казань, ул. К. Маркса, 10; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0003-0890-0452.
Поступила в редакцию 24 декабря 2020 г. Принята к публикации 5 февраля 2021 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Покровская, Т.Ю. Опыт внедрения элементов дистанционного обучения в рамках освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе / Т.Ю. Покровская, Ш.Р. Юсупов, Е.Б. Титова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 1. - С. 59-65. DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-1-59-65
FOR CITATION
Pokrovskaya T.Yu., Yusupov Sh.R., Titova E.B. Experience in introducing elements of distance learning in the framework of «Physical culture and sports at the university» course. Science and sport: current trends, 2021, vol. 9, no. 1, pp. 59-65 (in Russ.) DOI: 10.36028/23088826-2021-9-1-59-65