Научная статья на тему 'Электронное обучение студентов вуза дисциплинам по физической культуре и спорту'

Электронное обучение студентов вуза дисциплинам по физической культуре и спорту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / E-LEARNING / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS DISCIPLINES / UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчевский Андрей Михайлович, Токарь Елена Владимировна

Использование электронного обучения в университете с применением дистанционных образовательных технологий, в настоящее время является особенно актуальным. Это связано с сокращением аудиторных часов на освоение дисциплин, а также с необходимостью обучения студентов в условиях самоизоляции. Преподаватели по физической культуре в вузе сталкиваются с определенными трудностями при организации работы дистанционно. Цель исследования поделиться опытом реализации дисциплин по физической культуре и спорту в Амурском государственном университете на основе электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий. В статье рассмотрены основные ресурсы электронного курса, его содержание и особенности функционирования. Использование данного курса дает возможность бесконтактно обучать студентов: размещать интерактивные лекции, проверять усвоение материала, предлагать видеоматериалы по теме курса, выдавать практические задания, программы тренировок, осуществлять контроль выполнения заданий. Это обогащает процесс образования, делает его непрерывным и мобильным.The use of e-learning at the university with the use of distance learning technologies is currently especially relevant. This is due to the reduction in class hours for mastering disciplines, as well as the need to educate students in self-isolation. Physical education teachers at the university face certain difficulties in organizing work remotely. The purpose of the study is to share experience in the implementation of physical education and sports disciplines at the Amur State University based on e-learning by using distance learning technologies. The article considers the main resources of the electronic course, its contents and features of functioning. Using this course makes it possible to teach students contactless: the post interactive lectures, check the mastery of the material, offer videos on the topic of the course, issue practical tasks, training programs, and monitor the implementation of tasks. This enriches the education process, makes it continuous and mobile.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корчевский Андрей Михайлович, Токарь Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронное обучение студентов вуза дисциплинам по физической культуре и спорту»

4. Королев, А.С. К Вопросу: тенденции и проблемы современной системы физического воспитания в образовательной среде / А.С. Королев, С.Т. Севрюков, Е. Л. Зверева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 231-236.

5. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубы-шева ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - Москва : [б. и.], 1992. - 119 с.

6. Соломенникова, О.А. Разработка программных документов для ДОУ на разных этапах развития дошкольного образования / О.А. Соломенникова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2009. - № 6. - С. 21-23.

REFERENCES

1. Babaeva, T.I., Mikhailova, Z.A. and Gurovich, L.M. (2002), Detstvo Program of development and education of children in kindergarten, Detstvo-Press, St. Petersburg.

2. Zmanovsky, Yu.F. (1993), "Educational and health-improving work in preschool institutions. Conceptual provisions", Preschool education, No. 9, pp. 5-8.

3. Kuzin, V. V. (1998), "Scientific priorities in physical education and sports training of children and youth (the first results of the problem scientific Council on physical culture of the RAO)", Physical culture: education, education, training, No. 2, pp. 2-5.

4. Korolev, A.S., Sevryukov, S.T. and Zvereva, E.L. (2020), "To the Question: trends and problems of the modern system of physical education in the educational environment", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181), pp. 231-236.

5. Lubysheva, L.I. (1992), Concept offormation of physical culture of the person, SCOLIPE, Moscow.

6. Solomennikova, O.A. (2009), "Development of program documents for preschool education AT different stages of development", Modern preschool education. Theory and practice, No. 6, pp. 21-23.

Контактная информация: kudra88@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.04.2020

УДК 796.011.3

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА ДИСЦИПЛИНАМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Андрей Михайлович Корчевский, кандидат педагогических наук, Елена Владимировна Токарь, кандидат педагогических наук, доцент, Амурский государственный университет, г. Благовещенск

Аннотация

Использование электронного обучения в университете с применением дистанционных образовательных технологий, в настоящее время является особенно актуальным. Это связано с сокращением аудиторных часов на освоение дисциплин, а также с необходимостью обучения студентов в условиях самоизоляции. Преподаватели по физической культуре в вузе сталкиваются с определенными трудностями при организации работы дистанционно. Цель исследования - поделиться опытом реализации дисциплин по физической культуре и спорту в Амурском государственном университете на основе электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий. В статье рассмотрены основные ресурсы электронного курса, его содержание и особенности функционирования. Использование данного курса дает возможность бесконтактно обучать студентов: размещать интерактивные лекции, проверять усвоение материала, предлагать видеоматериалы по теме курса, выдавать практические задания, программы тренировок, осуществлять контроль выполнения заданий. Это обогащает процесс образования, делает его непрерывным и мобильным.

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, дисциплины по физической культуре и спорту, студенты вуза.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p220-224

ELECTRONIC TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS IN DISCIPLINES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

AndrewMikhailovich Korchevskiy, the candidate of pedagogic sciences, Elena Vladimirovna Tokar, the candidate of pedagogic sciences, Amur State University, Blagoveshchensk

Abstract

The use of e-leaming at the university with the use of distance learning technologies is currently especially relevant. This is due to the reduction in class hours for mastering disciplines, as well as the need to educate students in self-isolation. Physical education teachers at the university face certain difficulties in organizing work remotely. The purpose of the study is to share experience in the implementation of physical education and sports disciplines at the Amur State University based on e-learning by using distance learning technologies. The article considers the main resources of the electronic course, its contents and features of functioning. Using this course makes it possible to teach students contactless: the post interactive lectures, check the mastery of the material, offer videos on the topic of the course, issue practical tasks, training programs, and monitor the implementation of tasks. This enriches the education process, makes it continuous and mobile.

Keywords: e-learning, distance learning technologies, physical education and sports disciplines, university students.

В настоящее время становится актуальным электронное обучение студентов высших учебных заведений с применением дистанционных образовательных технологий. Это связано с сокращением аудиторных часов на освоение дисциплин и увеличение часов на самостоятельную работу. Особую актуальность переход на дистанционное обучение студентов приобрел в настоящее время, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федераций.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России 14.03.2020 № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федераций» [1], в Амурском государственном университете организована работа по реализации всех образовательных программ на основе электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Отметим, что среди средств дистанционного обучения лидером по популярности является Moodle. Данная система поддерживает почти 80 языков и используется более чем в 30 тыс. учебных заведениях по всему миру. Moodle является наиболее распространенной в России и ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимися, но также подходит для организации дистанционных курсов и поддержки очного и заочного обучения. В связи с этим, в Амурском государственном университете электронное обучение осуществляется в системе дистанционного обучения Moodle (далее - СДО Moodle).

Преподавателями кафедры физической культуры разработан дистанционный курс по элективной дисциплине «Легкая атлетика».

В дистанционный курс включены следующие ресурсы: лекция, которая содержит теоретический материал и контрольные вопросы; задания, включающие методические рекомендации для подготовки реферата и программы тренировок для самостоятельных занятий; гиперссылки на видеоматериалы по теме курса.

Скриншот электронных курсов по элективной дисциплине «Легкая атлетика» в системе СДО Moodle представлен на рисунке 1. Рассмотрим каждый ресурс, его содержание и особенности функционирования.

Электронный курс сопровождается важным информационным ресурсом «Объявления». В данный раздел преподавателями регулярно вносится информация по теме кур-

са. Например, В СДО МооШе нами размещено объявление, в котором перечислены задания по дисциплине «Легкая атлетика», сроки и последовательность их выполнения.

Рисунок 1 - Скриншот электронных курсов по дисциплине «Легкая атлетика» в системе СДО МооШе

Лекция. Интерактивная лекция в СДО МооШе представляет собой серию ИТМЬ-страниц, которые студенту нужно прочитать и вопросов, на которые нужно ответить. Преподаватель определяет порядок, в котором появляются страницы и вопросы, а также переходы между страницами. В СДО МооШе нами размещена лекция, в которой рассмотрены следующие вопросы: история и виды легкой атлетики, техника выполнения, а также методические рекомендации по обучению легкоатлетическим упражнениям и др. В конце каждого раздела имеются контрольные вопросы, на которые нужно обязательно ответить, чтобы перейти к следующей части лекции. Скриншот «Лекция» представлен на рисунке 2.

^ Добро пожаловать в вашличь * ТЬ элект_ку(«ы_по_физйч_культ_, X + -ЭХ

(г С а „ 1 оо<11е.а т игеи.ги/тос1/1 еззоп/меиг.р Ьр ?й=8579 о о :

СДОАмГУ Русский (т) * Д ф} Елена Владимировна Токарь • 1

История возникновения и развития лег

Элективные курсы по физической культуре и спорту. Легкая атлетика©

упражнений > Методические рекомендации по обучению

упражнениями кои | Тестовые упражнения ВФСК "ГТО" по легкой атлетике для студентов

Навигация

^ Личный кабинет # Домашняя страница > Страницы сайта " Мои курсы

Лекция включает следующие разделы:

1. История возникновения и развития легкой атлетики.

2. Виды легкой атлетики.

3. Основы техники легкоатлетических упражнений

4. Методические рекомендации по обучению легкоатлетическим упражнениям

5. Тестовые упражнения ВФСК "ГТО" по легкой атлетике для студентов

Просмотр Редактировать Отчеты Оценить эссе

История возникновения и развития легкой атлетики

Легкая атлетика, вне всяких сомнений, является самым древним видом спорта в истории цивилизации. Известно, что бег, прыжки и м у первобытных людей были тесно связаны с трудовой деятельностью. От умения быстро бегать и метко кидать копье зависела жизнь первобытного человека. Естественная потребность человека в движениях, привели к необходимости оттачивать их для эффективности

тавленной цели в жизнедеятельности. Появилась потребность в состязаниях. Состязаться в беге, в прыжках, в метании люди и еще во времена первобытнообщинного строя. В период рассвета Древней Греции соревнования проходили уже регулярно.

Рисунок 2 - Скриншот «Лекция» в системе СДО МооШе 222

Задание. Учебный элемент «Задание» позволяет преподавателям добавлять коммуникативные задания, собирать студенческие работы, оценивать их и предоставлять отзывы. В СДО МооШе нами размещены методические рекомендации для подготовки реферата, а также программы тренировок для самостоятельных занятий в рамках освоения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Легкая атлетика».

Скриншоты «Реферат» и «Методические материалы и программы тренировок для самостоятельных занятий по общей физической подготовке в легкой атлетике» в системе СДО МооШе представлены на рисунках 3 и 4.

¡^ Добро поковать бишл.н X Тп - - I. ■ X + -

-> С А 1ш>о<Ле.нт ursu.ru/rn о й/а^дп/^еу^.рЬр? 1(1-8 580 й @ :

I СДОАмГУ Русский (ш) -

Навигация

" Личный кабинет # Домашняя страница > Страницы сайта ^ Мои курсы > Общая физическая подготовка (982-об, 984-об. 986-ос)

Элективные курсы пс физической культуре и спорту (... > Участники ^ Значки В Компетенции Я Оценки " Общее @ Объявления §й Элективные курсы по физической культуре и спорту.. £ Реферат ^ Методические рекомендации и

Д ^1 Елена Владимировна Токарь

Реферат

Необходимо

реферат по дисциплине "Элективные курсы по физиче представлены в прикрепленном файле.

й культуре и спорту. Легкая

. Темы рефератов и

Темы рефератов и требования к написанию реферата.с1осх27 марта 2020, 11:45

Резюме оценивания

Скрыто от студентов Нет

Участники 77

Ответы 0

Требуют оценки 0

Последний срок сдачи Пятница, 10 апреля 2020, 00:00

Оставшееся время

Просмотр всех ответов

Рисунок 3 - Скриншот «Реферат» в системе СДО МооШе

Рисунок 4 - Скриншот «Программы тренировок для самостоятельных занятий по общей физической подготовке в легкой атлетике» в системе СДО МооШе

Гиперссылка. Данный тип ресурса является ссылкой на внешний интернет-сайт или файл. В данном разделе нами предложены студентам видеоматериалы по теме курса.

Далее студенты проходят электронное обучение: изучают материалы лекции, отвечают на вопросы, пишут реферат и самостоятельно выполняют упражнения, предложенные преподавателем. Преподаватель просматривает ответы студентов и оценивает их работу в системе СДО МооШе. Скриншот оценки реферата представлен на рисунке 5.

-> О й тоо<11е.ат jrsu.ru/mod/aEsign/viеиг.рЬр?1Ь=8598&го№пит=0&ас1юп=дгайег&и5епй =8838 -¿Г (£) |

Курс: Элективные курсы по физической культуре и спорту... Задание: Реферат Просмотр всех ответов

-4 | Страница 7 из 18 ► Ш 0

Софья Евгеньевна Щербакова id0023077@amursu.ru Крайний срок сдачи: 20 апреля 2020, 00:00

финиша, т. е. воображаемой вертикальной плоскости, прохо-дящей через линию финиша. Чтобы быстрее ее коснуться, бегуны на последнем шаге делают резкий наклон туловища вперед с отве-дением рук назад. Этот способ называют «бросок грудью» (рнс.б).

2.1 Характерные ошибки и способы их исправления

Ошибки Исправление ошибок

По команде «На старт!»

1. Большой прогиб спины. Голову опустить вниз. '' лг

2. Руки слишком согнуты в локтевых Руки держать параллельно.

суставах, широко расставлены. «Л Ж

Реферат, Щербакова Софья, 784 rpynna.pdf 8 апреля 2020,18:57

Комментарии (0)

Оценка

Оценка из 5 5

Текущая оценка в журнале Отзыв в виде комментария

v- в , н е

% I sa а 0

Софья, молодец! Очень xopoL DeèeDar. Полное

Сообщить студентам 0 О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

% ч и Е» «1

Рисунок 5 - Скриншот «Оценка» в системе СДО Moodle

Таким образом, использование электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, в сложившейся в настоящее время ситуации, является особенно актуальным. В условиях предупреждения распространения новой коронави-русной инфекции на территории Российской Федераций, использование электронного обучения просто необходимо. При реализации дисциплин по физической культуре и спорту в вузе, это дает возможность бесконтактно обучать студентов: размещать интерактивные лекции, проверять усвоение материала, предлагать видеоматериалы по теме курса, выдавать практические задания, программы тренировок, осуществлять контроль выполнения заданий. Это обогащает процесс образования, делает его непрерывным и мобильным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации : приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397. - URL : https://minobmauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (дата обращения 20.03.2020).

REFERENCES

2. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (2020), Order of the dated March 14, 2020 No. 397 "On the organization of educational activities in organizations implementing educational programs of higher education and relevant additional professional programs, in the event of the prevention of the spread of new coronavirus infection in the Russian Federation", available at:: https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064.

Контактная информация: tokar-elena@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.