Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1279
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CUSTOMS REGULATION / ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА / CUSTOMS POLICY / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / CUSTOMS BUSINESS / ИНСТРУМЕНТЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА / МЕТОДЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / METHODS OF CUSTOMS REGULATION / ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА / CUSTOMS SERVICE / CUSTOMS INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гупанова Юлия Евгеньевна

В статье показана роль таможенного регулирования в развитии внешнеэкономической деятельности страны. При этом проведен анализ сущности таможенного регулирования, выявлена его взаимосвязь с таможенной политикой и таможенным делом, определены направления совершенствования в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CUSTOMS REGULATION AS A DEVELOPMENT FACTOR OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

The article studies the role of customs regulation in the development of the country foreign economic activity. The author analyzed the nature of customs regulations, showed its correlation with customs policies and customs affairs and defined the directions of improving the customs regulation in the modern conditions.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ю. Е. Гупанова

ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье показана роль таможенного регулирования в развитии внешнеэкономической деятельности страны. При этом проведен анализ сущности таможенного регулирования, выявлена его взаимосвязь с таможенной политикой и таможенным делом, определены направления совершенствования в современных условиях.

Ключевые слова: таможенное регулирование; таможенная политика; таможенное дело; инструменты таможенного дела; методы таможенного регулирования; таможенная услуга.

Интенсификация внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в последние годы, усложнение логистики товаропотоков, а также повышение социально-экономической значимости этой деятельности для государства обуславливают необходимость обеспечения высокого качества таможенного регулирования ВЭД.

Таможенное регулирование, определяемое принятой таможенной политикой и осуществляемое посредством соответствующих инструментов регулирования ВЭД, позволяет создать необходимые условия для увеличения товарооборота и, следовательно, таможенных платежей в федеральный бюджет, защиты национальных производителей различных товаров и услуг, поддержки экспортеров на мировом рынке, а также для обеспечения достаточного уровня экономической безопасности.

В то же время появление многочисленных новых субъектов ВЭД, существенное возрастание информационной нагрузки при принятии управленческих решений на должностных лиц таможенных органов, повышение потребности в развитии информационного обеспечения процесса таможенного контроля, необходимость интеграции в международную таможенную инфраструктуру [1, с. 125] определяют необходимость выработки взвешенных подходов к обеспечению высокого уровня качества таможенного регулирования.

Вопросы обеспечения должного качества таможенного регулирования требуют уяснения сущности данной категории. Следует отметить, что таможенное регулирование как понятие впервые было обозначено в Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) 1993 г. [2, с. 220], при этом оно носило отсылочный характер. Его содержание было раскрыто в ТК РФ 2003 г. Эволюцию подходов к определению рассматриваемого понятия на законодательном уровне, а также в исследованиях по данному вопросу иллюстрирует таблица.

Таблица

Систематизация подходов к понятию «таможенное регулирование»

Источник, автор Понятие таможенного регулирования

Таможенный кодекс РФ 2003 г. [3] Таможенное регулирование находится в ведении РФ и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [4] Установление порядка и правил регулирования таможенного дела в РФ.

Таможенный кодекс Таможенного союза [5] Правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [6] Установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.

Б. Н. Габричидзе [7, с. 38] Регулирование таможенного дела, причем предусматривается преимущественно правовое регулирование, хотя совсем не исключаются и другие его виды: организационно-управленческое, экономическое, технологическое и др.

С. В. Халипов [8, с. 26] Общий порядок перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, содержащий такие составляющие, как прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза (убытие товаров за ее пределы), совершение операций, способствующих подаче таможенной декларации, и собственно таможенное декларирование, выпуск товаров в соответствии с конкретной таможенной процедурой, а также условия оборота в Таможенном союзе товаров, сохранивших после выпуска статус иностранных (условный выпуск).

О. В. Молчанова [9, с. 53] Деятельность по установлению таможенных правил.

М. П. Шак [2, с. 222] Вид государственного регулирования, представляющий собой воздействие на поведение людей, перемещающих товары через границу страны, на общественные отношения, возникающие при этом между государством в лице его органов, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами -с другой по поводу ввозимых (ввезенных) или вывозимых (вывезенных) товаров.

Из данных таблицы видно, что таможенное регулирование определяется как правовое регулирование отношений между государством и лицами, перемещающими товары через таможенную границу, и заключается в установлении правил такого перемещения. Анализ исследований по данному вопросу показал, что

понятие и содержание таможенного регулирования являются преимущественно предметом изучения юридической науки, о чем свидетельствует ряд публикаций, часть из которых представлена в таблице. При этом данные работы основаны на действующих законодательных нормах и, по сути, связаны с их уточнением или разграничением области действия таможенного регулирования и других направлений государственного регулирования.

Для уяснения сущности таможенного регулирования особое значение имеет определение его взаимосвязи с такими ключевыми категориями, как таможенная политика и таможенное дело.

Очевидно, что первичным элементом существования таможенного регулирования и таможенного дела является таможенная политика, которую разные ученые трактуют с разной степенью детализации [2; 7; 10], но при этом выделяют ее характерные черты:

- рассмотрение ее как единого процесса разработки и реализации концептуальных положений по регулированию внешнеторгового обмена;

- направленность системы мероприятий в сфере таможенного дела на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов.

В этом смысле таможенная политика определяет содержание и направления реализации таможенного регулирования, под которым обобщенно следует понимать деятельность по установлению таможенных правил. От того, насколько качественно эта деятельность осуществляется, зависит реализация интересов государства по обеспечению экономической безопасности, защите внутреннего рынка, пополнению доходной части бюджета страны. Для выполнения указанных функций (защитной, регулирующей, фискальной) государство применяет два основных метода таможенного регулирования: таможенно-тарифное регулирование и нетарифное регулирование [11], входящее в систему запретов и ограничений внешней торговли.

Механизм и практика использования данных методов различны по своей природе, но их цели в конечном итоге должны быть направлены на «стремление к удовлетворению общественных потребностей за счет качественных и высококачественных товаров» [12, с. 20]. Таможенно-тарифное регулирование способно решить эту задачу посредством «совершенствования методов и механизмов учета таможенными инструментами потребительной стоимости товара» [12, с. 14], а нетарифное - на основе реализации требований к качеству и безопасности перемещаемых товаров.

При этом качество таможенного регулирования оказывает непосредственное влияние и на состояние таможенного дела, которое определено как совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров из РФ [4]. Данное определение позволяет уяснить, что таможенное дело представляет собой деятельность по обеспечению соблюдения таможенных правил, отражая его подчиненное положение по отношению к таможенному регулированию. Спектр инструментов обеспечения соблюдения таможенных правил достаточно широк и охватывает основной функционал таможенных органов, проявляющийся в формах таможенного контроля, содержании таможенных процедур и операций, а также в качестве предоставляемых таможенных услуг. В совокупности это обеспечивает экономическую безопасность государства. Место таможенного

регулирования в системе таможенного дела и обеспечения экономической безопасности показано на рис. 1.

О

Рис. 1. Место таможенного регулирования в системе таможенного дела и обеспечения экономической безопасности

Из рис. 1 видно, что основными методами таможенного регулирования являются таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Для реализации этих методов необходимы указанные инструменты таможенного дела, отражающие деятельность таможенных органов на всех уровнях иерархии (контрольные функции, основной из которых является таможенный контроль), совершаемые действия должностных лиц и лиц в сфере таможенного дела (таможенные операции) и непосредственное взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД (предоставляемые таможенные услуги).

В Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 г. совершенствование таможенного регулирования выделено как ключевое направление ее деятельности. Такое совершенствование предполагает [13]:

- повышение эффективности применения таможенных операций и развитие таможенных технологий;

- совершенствование тарифного и нетарифного регулирования ВЭД с учетом активного обеспечения продвижения национальных интересов страны в сфере

ВэД;

- содействие развитию добросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов путем формирования более благоприятных условий ведения ВЭД для ее законопослушных участников;

- упреждающее реагирование на угрозы экономической безопасности РФ.

Помимо указанного направления развития в Стратегии указывается важность одновременного учета таких сфер регулирования, как создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полное поступление доходов в федеральный бюджет, а также защита отечественных производителей товаров и услуг.

Обобщенные направления развития таможенной службы России и соответствующие им стратегические цели представлены на рис. 2.

Рис. 2. Стратегические цели и направления развития таможенной службы России

Данные рис. 2 показывают, что совершенствование таможенного регулирования как одного из направлений развития таможенной службы способствует достижению всех обозначенных целей деятельности и, по сути, охватывает сферы влияния других направлений развития.

Таможенное регулирование, наряду с таможенным контролем и таможенными услугами, создает необходимые предпосылки для развития внешней торговли. Таможенная служба РФ, являясь неотъемлемой частью системы государственного управления ВЭД, одновременно выступает в роли одного из основных механизмов ее регулирования, сочетая функции фискального, правоприменительного и контролирующего органа, и в то же время содействует развитию ВЭД. Это свидетельствует о том, что в современных условиях таможенная служба РФ, будучи частью экономической системы государства, наряду с выполнением традиционных функций государственного администрирования в области налогообложения внешней торговли все активнее выступает как социально-экономический институт, где таможенное регулирование проявляется как особая форма услуги [14, с. 21].

Государство определяет порядок и правила реализации такой услуги в соответствии с целями защиты экономической безопасности, обеспечения интересов национальной экономики и развития внешнеэкономических связей страны. Реализация же таможенного регулирования посредством качественного выполнения функций таможенных органов имеет конечным результатом увеличение скорости таможенных процессов, снижение издержек предпринимателей и потребителей товаров. Тем самым повышается полезность сферы ВЭД и усиливается роль таможенного регулирования в обеспечении экономической безопасности.

Таким образом, результаты проведенного анализа показывают, что таможенное регулирование, являясь неотъемлемой частью системы государственного

регулирования и обеспечения экономической безопасности, выступает главным инструментом развития ВЭД страны. Как деятельность государства по установлению таможенных правил оно неразрывно связано с таможенным делом, направленным на обеспечение соблюдения этих правил. это достигается посредством реализации основных инструментов таможенного дела, отражающих ключевые функции таможенных органов и нацеленных в современных условиях развития таможенной службы на снижение торговых издержек бизнеса, улучшение делового инвестиционного климата, поддержание экономической устойчивости государства.

Использованные источники

1. Аванесов С. Б. Роль таможенного регулирования ВЭД в современных условиях // Наука и современность. 2012. № 15. С. 125-129.

2. Шак М. П. К вопросу о таможенном регулировании в Российской Федерации // Наука XXI века: проблемы и перспективы. 2016. № 1 (4). С. 220-223.

3. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ (утратил силу).

4. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (подписан в г. Москве 11.04.2017) [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.04.2017).

7. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Таможенное право: учебник для вузов. М.: Дашков и К°, 2004. 448 с.

8. Халипов С. В. Таможенное регулирование в условиях членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации // Евразийский юридический журнал. 2013. № 2 (57). С. 24-30.

9. Молчанова О. В. Таможенное дело: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 317 с.

10. Маховикова Г. А., Павлова Е. Е. Таможенное дело: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2016. 408 с.

11. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

12. Новиков В. Е. Предпосылки учета потребительной стоимости в таможенном регулировании товарных потоков // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 3. С. 13-21.

13. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

14. Черныш А. Я., Гупанова Ю. Е. О роли таможенных услуг в регулировании импорта сельскохозяйственных товаров // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 6. С. 18-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.