Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1032
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / WORLD TRADE / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC SECURITY / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CUSTOMS AND TARIFF REGULATION / НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / NON-TARIFF REGULATION / ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / TOOL OF THE STATE REGULATION / ТАМОЖЕННЫЕ ФОРМАЛЬНОСТИ / CUSTOMS FORMALITIES / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моисеев Юрий Юрьевич

В статье рассматриваются отдельные аспекты реализации государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, в частности, применяемая на сегодняшний день методология и особенности классификации методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, используемые различными авторами. Анализируются существующий инструментарий государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в системе обеспечения экономической безопасности РФ и возможность определения таможенного контроля в качестве самостоятельного инструмента государственного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Моисеев Юрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS CONTROL AS AN INSTRUMENT OF CUSTOMS REGULATION OF FOREIGNECONOMIC ACTIVITY IN THE SYSTEM OF ENSURING ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses some aspects of the state regulation of foreign trade activities, in particular, methodology and special features of classification methods of the state regulation of foreign trade activities used by various authors. The author conducted the analysis of existing tools of the state regulation of foreign trade activities in the economic security system of the Russian Federation and the possibility of determining the customs control as an independent tool of the state regulation.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ю. Ю. Моисеев

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются отдельные аспекты реализации государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, в частности, применяемая на сегодняшний день методология и особенности классификации методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, используемые различными авторами. Анализируются существующий инструментарий государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в системе обеспечения экономической безопасности РФ и возможность определения таможенного контроля в качестве самостоятельного инструмента государственного регулирования.

Ключевые слова: международная торговля; обеспечение экономической безопасности; таможенно-тарифное регулирование; нетарифное регулирование; инструмент государственного регулирования; таможенные формальности; таможенный контроль.

Членство России во Всемирной торговой организации (ВТО) и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) обусловливает необходимость пересмотра подходов к применению инструментов государственного регулирования, под которым понимается «...воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц», осуществляемое в целях придания процессам организованного характера, упорядочения действий экономических объектов, обеспечения соблюдения законов, отстаивания государственных и общественных интересов. «Государственное регулирование в широком смысле включает прогнозирование, планирование, финансирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет и контроль» [1, с. 65].

В экономической теории выделяются прямые и косвенные методы регулирования экономики. К прямым методам относят административные методы (выдача лицензий, установление квот, контроль качества продукции и т. п.), правовое регулирование (формирование в рамках законодательства системы норм и правил) и прямое экономическое регулирование (субвенции и субсидии, различного рода дотации и др.); к косвенным - конкретные мероприятия по реализации кредитно-денежной, налоговой, валютной, таможенной политики.

Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (Закон о госрегулировании ВТД) определяет следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности: таможенно-тарифное регулирование, нетарифное регулирование, запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности [2].

Среди основных принципов государственного регулирования внешней торговли Законом о госрегулировании ВТД, наряду с обеспечением безопасности государства, установлены: обеспечение выполнения обязательств и реализация прав России по международным договорам; исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике РФ.

«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» нацелена на достижение стратегических национальных приоритетов (национальная оборона, государственная и общественная безопасность) [3]. Среди главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности в экономической сфере в Стратегии отмечены снижение конкурентоспособности и высокая зависимость важнейших сфер экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, а также прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в экономической сфере принятия дискриминационных мер и усиления недобросовестной конкуренции в отношении России. Основными направлениями снижения таких угроз и рисков являются развитие национальной инновационной системы и модернизация приоритетных секторов национальной экономики.

В то же время, по мнению автора, на современном этапе недостаточно оценена эффективность использования таможенного регулирования для решения таких задач.

Определение инструментов реализации торговой политики в целом, а также методов и механизмов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в частности является достаточно серьезной проблемой, которая широко обсуждается научным сообществом. Как правило, исследователи подробно останавливаются на тарифных и нетарифных мерах регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), как экономических средствах и методах регулирования внешнеторговых отношений. Многие авторы средства реализации внешнеэкономической политики и государственного регулирования ВЭД классифицируют на экономические и административные, выделяя в качестве структурного направления внешнеэкономической политики импортную политику. Таможенно-тарифному регулированию при этом отводится роль основного механизма экономического воздействия на эффективность экспортных и импортных операций, а таможенному тарифу - наиболее значимому и распространенному в международной практике инструменту регулирования - соответственно ведущее место среди экономических средств регулирования [4]. Также в качестве экономических средств управления и регулирования внешней торговли упоминаются внутренние налоги, субсидии экспортерам и внутренним товаропроизводителям и др. [5].

Среди наиболее распространенных в настоящее время в международной практике административных средств регулирования ВэД выделяются, как правило, запреты и ограничения экспорта и импорта, лицензирование ввоза и вывоза,

а также таможенные формальности и процедуры, такие как методы таможенной оценки, таможенные и консульские формальности и документы [4, с. 151]. Ряд авторов отдельно рассматривает такие инструменты регулирования внешнеэкономических связей, как технические барьеры в торговле (стандарты и технические нормы, системы сертификации товаров, санитарно-ветеринарные нормы, нормы здравоохранения и др.) и валютно-финансовые мероприятия (маневрирование учетной банковской ставкой, направленное воздействие на национальный валютный курс, использование кредитных механизмов и др.) [5].

Некоторые авторы анализируют экономические средства регулирования внешнеторговых отношений в рамках таможенного администрирования, которое в качестве инструмента защитной деятельности гарантирует в том числе экономическую безопасность страны [6, с. 472].

Проблема систематизации и совершенствования инструментария государственного регулирования внешнеторговой деятельности исследуется в достаточно большом количестве диссертаций. В работах, посвященных государственному регулированию внешней торговли, в качестве мер таможенного регулирования определяются таможенный тариф и ограничения ввоза [7, с. 12] (что представляется несколько спорным - все-таки это классические инструменты государственного регулирования внешней торговли), проверка легальности вывоза и наличия фитосанитарного сертификата [8, с. 22] (такие меры реализуются, как правило, в рамках таможенного контроля в форме проверки документов и сведений). Ряд авторов, помимо общепризнанных инструментов государственного регулирования внешней торговли, пытаются определить в той или иной степени собственно инструменты таможенного регулирования, например, путем отнесения к нетарифным мерам всех мер, отличных от традиционного тарифа, деления нетарифных мер на экономические и административные и выделения среди последних таможенных формальностей [9, с. 7-8] (это представляется несколько упрощенным, хотя и может быть оправдано узостью предмета исследования). Исследователи также акцентируют внимание на практическом механизме контроля перемещения товаров через таможенную границу РФ, например предлагается повысить эффективность идентификации перемещаемых товаров посредством совершенствования процедуры подачи разрешительных документов [10, с. 25]. В таких работах хотя и не определяются конкретные инструменты таможенного регулирования, но в то же время раскрывается потенциал для решения задач обеспечения экономической безопасности, заключающийся в совершенствовании порядка осуществления таможенного контроля.

В целом анализ научных источников показывает, что большинство экономистов классифицируют инструменты государственного регулирования внешней торговли либо на экономические и административные, либо на таможенно-тарифные и нетарифные, либо используют комбинированную группировку инструментов регулирования. В любом случае особое внимание уделяется нормативно-правовому обеспечению регулирования, при этом собственно таможенному тарифу и таможенно-тарифному регулированию отводится, как правило, ведущая роль в государственном регулировании внешней торговли как экономическому по своей природе методу.

Не оспаривая приоритетное место таможенного тарифа в государственном регулировании внешней торговли, представляется важным для целей классификации инструментария государственного регулирования внешней торговли

учитывать возможности таможенной службы как органа государственной власти, а также реализуемые таможенными органами во взаимоотношениях с участниками ВЭД властные полномочия.

До 2016 г. Федеральная таможенная служба (ФТС России) осуществляла такие функции, как выработка государственной политики, нормативно-правовое регулирование, контроль и надзор в области таможенного дела, защита прав на объекты интеллектуальной собственности, проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также санитарно-ка-рантинный, карантинный фитосанитарный контроль и государственный ветеринарный надзор в части проведения проверки документов в специализированных пунктах пропуска.

В 2016 г. выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела переданы Министерству финансов РФ. В то же время полномочия ФТС России изменений практически не претерпели - ФТС России обладает такими полномочиями, как определение перечней и форм документов, необходимых для совершения таможенных операций, установление порядка и технологий совершения таможенных операций в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, видов транспорта, а также от категорий лиц, перемещающих товары, определение особенностей совершения таможенных операций при помещении товаров под определенные таможенные процедуры, установление порядка принятия решения о стране происхождения товаров и, соответственно, предоставлении тарифных преференций, установление порядка использования информационных систем в таможенном деле и технических требований к ним. Также ФТС России обеспечивает соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Россию и вывозимых из России, осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, в том числе предварительных, и взимание таможенных сборов, пеней, процентов и обеспечивает как проведение таможенного контроля, так и совершенствование методов совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля [11].

При таком составе полномочий таможенной службы первостепенное значение приобретает деление инструментов регулирования на административные и экономические, в рамках которого возможно определить инструменты таможенного регулирования, связанные как с властными полномочиями таможенных органов, так и с их функциями в системе государственной власти.

В связи с этим важно привести ряд определений, содержащихся в действующих и разрабатываемых правовых актах в сфере таможенного дела.

Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) определяет таможенное регулирование как «...правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами» [12, с. 16].

Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Закон о таможенном регулировании) устанавливает, что таможенное регулирование «.заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации» [13, с. 16].

Характерно, что в проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Кодекс ЕАЭС) эти определения обобщены: под таможенным регулированием понимается установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, их нахождения и использования на его таможенной территории или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию ЕАЭС, их убытием с этой территории, временным хранением товаров, их таможенным декларированием, выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей и проведения таможенного контроля, а также регламентация властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами.

Приведенные определения таможенного регулирования отсылают нас к правовым институтам, совокупность которых и составляет собственно таможенное регулирование - это правовые институты, определяющие средства и методы обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, правила перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза и их перевозки по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временное хранение товаров, таможенное декларирование товаров, выпуск и использование товаров в соответствии с таможенными процедурами, собственно помещение товаров под таможенные процедуры, порядок проведения таможенного контроля, порядок уплаты таможенных платежей.

Анализ структуры основополагающих правовых актов в сфере таможенного регулирования показывает, что соответствующие правовые институты, как правило, определяются в качестве базовых структурных элементов таких правовых актов. В частности, Генеральное приложение к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 г. (Киотская конвенция) содержит главы, определяющие содержание таможенной очистки и таможенных формальностей, взимания пошлин и налогов, проведения таможенного контроля, применения информационных технологий [14]. ТК ТС включает разделы: «Таможенный контроль», «Таможенные платежи», «Таможенные процедуры», «Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации» и «Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру», отдельные главы: «Классификация товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза», «Страна происхождения товаров», «Таможенная стоимость товаров», «Информационные системы и информационные технологии».

Таможенный кодекс РФ разрабатывался на основе Киотской конвенции, поэтому логично соответствие его структуры составу правовых институтов,

определяемых Киотской конвенцией (исключая нормы, к которым Россия не присоединилась). Несмотря на существенные изменения, внесенные в Таможенный кодекс в ходе формирования таможенного законодательства Таможенного союза (в том числе была изменена структура кодекса), основные правовые институты были перенесены из Таможенного кодекса РФ в ТК ТС.

В свою очередь, Закон о таможенном регулировании также включает разделы: «Таможенный контроль», «Таможенные платежи», «Таможенные процедуры», «Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру», отдельные главы: «Классификация товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза», «Страна происхождения товаров», «Таможенная стоимость товаров», «Информационные системы и информационные технологии» [13, с. 8-13]. В то же время правовые институты, содержащиеся в Законе о таможенном регулировании, определяют, как правило, особенности их применения в России.

Можно констатировать, что в настоящее время сложился четко определенный комплекс правовых институтов, которые используются при нормативно-правовом регулировании в сфере таможенного дела. При этом в каждом из упомянутых правовых институтов в той или иной степени содержится потенциал для противодействия рискам экономической безопасности. С этой точки зрения их можно рассматривать как инструменты таможенного регулирования, посредством которых могут быть решены задачи обеспечения экономической безопасности РФ. При этом основную роль, определенную функциями и полномочиями таможенной службы, играет таможенный контроль.

В правовых актах в сфере таможенного дела представлены подробные положения, касающиеся таможенного контроля. Так, шестая глава Генерального приложения к Киотской конвенции предусматривает, что:

- все товары, включая транспортные средства, прибывающие на таможенную территорию (убывающие с таможенной территории), независимо от того, облагаются ли они пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю (стандарт 6.1);

- таможенный контроль сводится к минимуму, необходимому для обеспечения соблюдения таможенного законодательства (стандарт 6.2);

- при проведении таможенного контроля таможенная служба использует систему управления рисками (стандарт 6.3), таможенная служба применяет анализ рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, которые должны быть проверены, и степени такой проверки (стандарт 6.4);

- системы таможенного контроля включают в себя контроль на основе методов аудита (стандарт 6.6);

- в целях совершенствования таможенного контроля таможенная служба стремится к сотрудничеству с другими таможенными администрациями (стандарт 6.7), а также к сотрудничеству с участниками торговой деятельности (стандарт 6.8);

- в целях совершенствования таможенного контроля таможенная служба во всех случаях, где это возможно, использует информационные технологии и электронную коммерцию (стандарт 6.9) [14].

В то же время Киотская конвенция не содержит определения таможенного контроля.

Таможенный кодекс Таможенного союза определяет таможенный контроль как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе

с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза. ТК ТС предусматривает также следующее:

- при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль исполнения которого возложен на таможенные органы;

- при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками;

- в целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств, с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками ВЭД, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли, и с их профессиональными объединениями (ассоциациями) [12].

При этом таможенный контроль проводится в отношении перемещаемых товаров, в отношении таможенной декларации, документов и сведений о товарах, в отношении деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, а также в отношении лиц, пересекающих таможенную границу. Формы таможенного контроля, установленные ТК ТС, приведены в таблице.

В Кодексе ЕАЭС таможенный контроль определен как совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

При этом Кодекс ЕАЭС предусматривает более детальную структуру регулирования, вводя помимо форм таможенного контроля понятие «меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля», а также четко определяет объекты таможенного контроля:

- товары, находящиеся под таможенным контролем;

- товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которые приобрели статус товаров Союза, товары, помещенные под таможенную процедуру реимпорта, товары для личного пользования, выпущенные в свободное обращение;

- товары, находящиеся на таможенной территории Союза, - при наличии у таможенных органов данных о том, что такие товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования;

- таможенные и иные документы, представление которых таможенным органам предусмотрено в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) международными договорами государств-членов с третьей стороной;

- сведения, заявленные в таможенной декларации и иных таможенных документах, в том числе о происхождении товаров, их таможенной стоимости и коде в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

- деятельность лиц, в том числе уполномоченных экономических операторов, связанная с перемещением товаров через таможенную границу Союза, оказанием услуг в сфере таможенного дела либо осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур;

- товары, находящиеся у физических лиц, пересекающих таможенную границу Союза;

- сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки (части открытой площадки), предназначенные для использования или используемые в качестве складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли, предназначенные для использования или используемые для временного хранения товаров уполномоченными экономическими операторами, а также предназначенные для использования или используемые в качестве зон таможенного контроля.

Таблица

Формы таможенного контроля и меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, определенные Таможенным кодексом Таможенного союза и проектом Таможенного кодекса Евразийского экономического союза

Нормы ТК ТС Нормы Кодекса ЕАЭС

Формы таможенного контроля: - проверка документов и сведений; - устный опрос; - получение объяснений; - таможенное наблюдение; - таможенный осмотр; - таможенный досмотр; - личный таможенный досмотр; - проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; - таможенный осмотр помещений и территорий; - учет товаров, находящихся под таможенным контролем; - проверка системы учета товаров и отчетности; - таможенная проверка Формы таможенного контроля: - проверка таможенных, иных документов и (или) сведений; - таможенный осмотр; - таможенный досмотр; - личный таможенный досмотр; - таможенный осмотр помещений и территорий; - таможенная проверка. Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля: - проведение устного опроса и получение объяснений; - запрос документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля; - назначение таможенной экспертизы, отбор проб и образцов товаров; - осуществление идентификации товаров, документов, транспортных средств, помещений и других мест; - использование технических средств таможенного контроля, иных технических средств, водных и воздушных судов таможенных органов; - привлечение специалистов, в том числе специалистов и экспертов других государственных органов; - осуществление таможенного наблюдения; - проверка систем учета товаров; - таможенное сопровождение транспортных средств

Таким образом, анализ существующего инструментария государственного регулирования ВэД в целях определения путей снижения рисков для экономической безопасности РФ в условиях ее членства в ВТО и ЕАэС показывает, что наряду с классическими инструментами государственного регулирования внешнеторговой деятельности для решения задачи обеспечения экономической

безопасности РФ в качестве самостоятельных инструментов могут быть использованы инструменты таможенного регулирования. Содержание понятия «инструмент таможенного регулирования» обусловливается властными полномочиями таможенных органов и их функциями в системе государственной власти. Основную роль среди инструментов таможенного регулирования играет таможенный контроль, представляющий собой деятельность таможенных органов по обеспечению соблюдения законодательства при осуществлении внешней торговли. Таможенный контроль является сложившимся самодостаточным правовым институтом и может рассматриваться как отдельный административный инструмент таможенного регулирования и составная часть государственного регулирования ВЭД в целях обеспечения экономической безопасности РФ.

Использованные источники

1. Словарь современных экономических терминов / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский. 4-е изд. М.: Айрис-пресс, 2008. 480 с.

2. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 28.07.2012) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.01.2016).

3. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 13.01.2016).

4. Бурмистров В. Н. Внешняя торговля Российской Федерации. М.: Магистр: Инфра-М, 2012. 416 с.

5. Дюмулен И. И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование: учебник.

2-е изд. М.: ВАВТ, 2009. 579 с.

6. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / под ред. В. К. Сенчагова.

3-е изд., перераб. и доп. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. 815 с.

7. Прищеп Е. Н. Формирование механизма таможенного регулирования ввоза обуви в Российскую Федерацию: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М.: Российская таможенная академия, 2009. 26 с.

8. Журова А. В. Развитие таможенного регулирования вывоза продукции лесопромышленного комплекса в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М.: Российская таможенная академия, 2010. 30 с.

9. Дюжева Н. В. Нетарифное регулирование в современной международной торговле: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М.: Российский университет дружбы народов, 2005. 23 с.

10. Коханова Н. М. Развитие научно-методического аппарата для совершенствования таможенного регулирования импорта генетически модифицированной продукции в интересах обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М.: Российская таможенная академия, 2009. 27 с.

11. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.01.2016).

12. Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принят Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17. Текст с изм. и доп. на 2012 г. М.: Эксмо, 2012. 288 с.

13. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Новосибирск: Норматика, 2012. 192 с.

14. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.