Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТАМОЖЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ'

К ВОПРОСУ О ТАМОЖЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1234
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННО ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧАСТНИК ВЭД / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / CUSTOMS AND TARIFF REGULATION / NON TARIFF REGULATION / FOREIGN TRADE ACTIVITY / FOREIGN TRADE PARTICIPANT / CUSTOMS ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федоренко Константин Петрович

В статье дается анализ понятия «таможенное регулирование» с опорой на нормативно правовые акты законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Автором приводятся аргументы, позволяющие говорить о том, что таможенное регулирование является элементом как системы таможенно тарифного регулирования, так и системы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, инструментом реализации мер таможенно тарифного и нетарифного регулирования, но не наоборот

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF CUSTOMS REGULATION

The article analyzes the concept of «customs regulation» which is based on the legal acts of the legislation on state regulation of foreign trade activities. The author provides the arguments that allow us to say that customs regulation is an element of both the system of customs and tariff regulation and the system of non tariff regulation of foreign trade, an instrument for implementing measures of customs and tariff and non tariff regulation, but not vice versa

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТАМОЖЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ»

2 л

н и о

X

л

<

W H t*

W <

s

0 X X

W

S

s

w S

1

w <

со

с

^

s t* S

S

$

S X

2s

ph

О

УДК 339.543

к вопросу о таможенном регулировании

Федоренко Константин Петрович

Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС), заведующий кафедрой таможенного дела, к.э.н., доцент, e-mail: cfedorenko810@gmail.com

В статье дается анализ понятия «таможенное регулирование» с опорой на нормативно-правовые акты законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Автором приводятся аргументы, позволяющие говорить о том, что таможенное регулирование является элементом как системы таможенно-тарифного регулирования, так и системы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, инструментом реализации мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, но не наоборот

Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование; нетарифное регулирование; внешнеторговая деятельность; участник ВЭД; таможенное дело

on the issue of customs regulation

Fedorenko Konstantin P.

Siberian Transport University, Head of Department of Customs Administration, PhD, Docent, e-mail: cfedorenko810@gmail.com

The article analyzes the concept of «customs regulation» which is based on the legal acts of the legislation on state regulation of foreign trade activities. The author provides the arguments that allow us to say that customs regulation is an element of both the system of customs and tariff regulation and the system of non-tariff regulation of foreign trade, an instrument for implementing measures of customs and tariff and non-tariff regulation, but not vice versa

Keywords: customs and tariff regulation; non-tariff regulation; foreign trade activity; foreign trade participant; customs administration

Для цитирования: Федоренко К.П. К вопросу о таможенном регулировании // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 3 (75). С. 36-40.

В публикациях на тему таможенного регулирования можно встретить высказывания, утверждающие, что таможенное регулирование представляет собой совокупность таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. В качестве обоснования такой трактовки понятия «таможенное регулирование» используется аргумент, что если перемещающие через таможенную границу товары лица не уплатят таможенную пошлину или не предоставят, при необходимости, соответствующий документ (например лицензию, разрешающую экспорт или импорт товара, либо сертификат соответствия, подтверждающий безопасность товара), то эти лица не получат со стороны таможенного органа разрешения на выпуск товара для вступления в права владения или распоряжения данным товаром.

Действительно, неуплата таможенной пошлины или непредоставление разрешительного документа, в случае, если уплата таковой или предоставление такового предусмотрено законодательством, лишает лицо, ведущее внешнеторговую деятельность (ВТД), возможности осуществить экспортно-импортную операцию, т.е. произвести вывоз товара с таможенной территории или ввоз товара на таможенную территорию в коммерческих целях.

Тем не менее, по мнению автора, это не дает основания трактовать таможенное регулирование

как совокупность мер, состоящую из таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Если бы это было так, то в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ЕАЭС) было бы сказано, что таможенное регулирование складывается из таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Однако, обратившись к ст. 1 указанного кодекса, можно прочитать иное, а именно: «таможенное регулирование, включает в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу, их нахождения и использования на таможенной территории или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию, их убытием с таможенной территории, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории или за ее пределами» [1].

Автор обращает внимание на следующие обстоятельства:

- установление порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием/убытием

К вопросу о таможенном регулировании .,

товаров и совершаемых участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), перевозчиками, владельцами складов временного хранения (СВХ), уполномоченными должностными лицами таможенных органов (ДЛТО) - это не есть принятие решения на правительственном или межправительственном уровне о применении таможенной пошлины, об установлении ее ставки или о разрешительном характере ввоза/вывоза товара в целях либо ограничения, либо стимулирования ввоза/вывоза этого товара в зависимости от сложившейся рыночной конъюнктуры на таможенной территории страны или группы стран, входящих в Таможенный союз. Установление порядка совершения таможенных операций представляет собой, по сути, формулирование последовательности действий, которые должны быть осуществлены участниками ВЭД, перевозчиками, владельцами СВХ, уполномоченными ДЛТО в целях соблюдения таможенного законодательства. Например, во время прибытия товара на таможенную территорию ЕАЭС перевозчик обязан предоставить таможенному инспектору, уполномоченному проводить таможенный контроль, определенный пакет документов, перечисленных в Таможенном кодеке ЕАЭС. В свою очередь, таможенный инспектор должен проверить эти документы с целью установления их действительности и соответствия того, что в них сказано, тому, что есть на самом деле, т.е. фактически произвести идентификацию транспортного средства, перевозимого на нем товара, фиксацию ввоза/вывоза этого товара и осуществить, при необходимости, таможенный осмотр или таможенный досмотр. Разумеется, непосредственно данные операции не представляют собой, в частности, таможенно-тарифное регулирование, если обратиться к определению этого понятия, которое приводится в Федеральном законе от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [2]. К данному определению автор обратится чуть ниже;

- установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу (например, порядка взимания (уплаты) таможенной пошлины или обязательного предоставления разрешительного документа) - это тоже не есть принятие решения о применении таможенной пошлины, об установлении ее ставки или о разрешительном характере ввоза/вывоза товара. Подобные решения представляют собой инструменты государственного регулирования, оформленные в виде нормативно-правовых актов, и принимаются они отнюдь не таможенными органами. А вот порядки обеспечения соблюдения (реализации) мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в виде определенных инструкций, регламентирующих действия ДЛТО, а также лиц, перемещающих товары через таможенную границу, действительно разрабатываются таможенными администрациями и доводятся до соответствующих таможенных органов, уполномоченных

проводить таможенный контроль ввозимых/вывозимых товаров;

- под таможенно-тарифным регулированием, согласно п. 24 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», понимается «метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин» [2]. Применение ставок таможенных пошлин, согласно пп. 21 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС, определяется как мера таможенно-тарифного регулирования. Кроме применения ставок таможенных пошлин Таможенный кодекс ЕАЭС относит к мерам таможенно-тарифного регулирования также применение тарифных льгот, тарифных квот и тарифных преференций [1]. Все эти меры устанавливаются не на уровне национальных таможенных администраций, а, как уже отмечено выше, на правительственном или межправительственном уровне;

- порядок уплаты таможенных платежей определяет, главным образом, не то, в какой сумме эти платежи должны быть уплачены, а то, каким образом они должны быть уплачены. Например, ни в Таможенном кодексе ЕАЭС, ни в Федеральном законе от 03.08.2020 № 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] не приводятся ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин, умножая которые либо на таможенную стоимость товара (если ставка пошлины адвалорная), либо на количество товара (если ставка пошлины специфическая) вычисляется сумма таможенной пошлины. Безусловно, при таможенном контроле таможенный инспектор проверяет исчисленную декларантом сумму таможенной пошлины, но он осуществляет, по сути, проверку обоснованности исчисления данной суммы, исходя, в первую очередь, из корректности определения кода товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), имеющего свою ставку таможенной пошлины;

- согласно ст. 46 Таможенного кодекса ЕАЭС к таможенным платежам относятся и косвенные налоги (акциз и налог на добавленную стоимость), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Таможенное регулирование, в соответствии с указанным кодексом, включает в себя установление порядков уплаты этих налогов во время перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС. Однако ни налог на добавленную стоимость, ни акциз никоим образом не являются элементами таможенно-тарифного регулирования. Аналогичное можно сказать и о таможенном сборе;

- в соответствии со ст. 46 Таможенного кодекса ЕАЭС специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины не относятся к таможенным платежам, они интерпретируются указанным

кодексом как отдельные дополнительные меры защиты внутреннего рынка. Данные меры не регламентируются Единым таможенным тарифом ЕАЭС [4]. Следовательно, к мерам таможенно-тарифного регулирования причислять их нельзя, хотя установление порядка их уплаты включается в таможенное регулирование, согласно Таможенному кодексу ЕАЭС;

- специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины относятся к нетарифным мерам [5, с. 6], согласно Классификатору нетарифных мер, составленному Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) при участии ВТО, Всемирного банка и Международного торгового центра. Основанием этому служит то, что их ставки не регламентируются таможенным тарифом, как уже было отмечено выше. Данные пошлины образуют так называемую группу нетарифных мер под литерой «Б» указанного Классификатора. В контексте настоящей статьи небезынтересна и группа под литерой «Н», объединяющая внутренние меры, влияющие на конкурентоспособность импортных товаров. Как подсказывает логика, к этой группе могут быть причислены таможенные сборы, непосредственно включаемые в полную внешнеторговую себестоимость импортируемого товара, и косвенные налоги, перекладываемые на покупателя этого товара, ввиду чего они, собственно, и называются косвенными. Тем не менее, согласно ст. 46 Договора о ЕАЭС [6], ни специальные пошлины, ни антидемпинговые пошлины, ни компенсационные пошлины, ни таможенные сборы, ни косвенные налоги к числу нетарифных мер не относятся.

Далее, на что следует обратить внимание, таможенное регулирование начинает действовать с того самого момента, когда товары перемещаются через таможенную границу. Это обстоятельство, установленное Таможенным кодексом ЕАЭС, четко зафиксировано в вышеприведенном определении термина «таможенное регулирование». Данное обстоятельство автором выделено курсивом. Об этом же обстоятельстве упоминалось, и в двух предыдущих таможенных кодексах, действовавших в Российской Федерации ранее - в Таможенном кодексе Таможенного союза, имевшем юридическую силу в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), и в Таможенном кодексе РФ 2003 г.

Так, в ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС говорилось, что таможенное регулирование - «правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, их перевозкой по таможенной территории под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения

указанными товарами» [7]. Ранее ст. 1 Таможенного кодекса РФ устанавливалось, что «таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу» [8].

В связи с этим уместно отметить, что любой участник ВЭД, прежде чем заключить внешнеторговую сделку, например по импорту, сначала выяснит, какова ставка ввозной таможенной пошлины на являющийся объектом сделки товар, какую долю эта ставка может внести в полную внешнеторговую себестоимость ввозимого товара после уплаты ввозной таможенной пошлины, есть ли запреты или ограничения на ввоз товара и придется ли нести дополнительные расходы по получению лицензий и сертификатов.

Если на данном этапе станет ясно, что расходы, связанные с таможенным оформлением товара, будут велики, и что экономическая эффективность внешнеторговой сделки будет низкой, либо существует однозначный запрет на ввоз товара, то добросовестный участник ВЭД от такой сделки откажется, и «заслуга» при этом будет принадлежать не таможенному регулированию, а таможенно-тарифному или нетарифному регулированию.

Таким образом, с воздействием таможенно-тарифного или нетарифного регулирования участник ВЭД может столкнуться на стадии подготовки внешнеторговой сделки, когда он еще «не коснулся» таможни. Иначе говоря, таможенно-тарифное регулирование и нетарифное регулирование начинают «работать» еще до того, как «включится» таможенное регулирование, т.е. до того, как товар будет перемещен через таможенную границу.

Автор считает, что данный факт - веский аргумент, говорящий о том, что нельзя подменять понятия «таможенно-тарифное регулирование» и «нетарифное регулирование» понятием «таможенное регулирование».

Чтобы понять, можно ли трактовать таможенное регулирование, состоящим из таможенно-тарифного регулирования и нетарифного регулирования, следует задаться простым вопросом: «Что является объектом таможенного регулирования, и что является объектом таможенно-тарифного и нетарифного регулирования?».

Если обратиться к Единому таможенному тарифу ЕАЭС и определению понятия «таможенно-тарифное регулирование», приведенному выше, можно сделать вывод, что объектом таможенно-тарифного регулирования являются товары. Точнее говоря, в указанном таможенном тарифе для каждого товарного кода указывается своя ставка ввозной таможенной пошлины.

Аналогичная ситуация имеет место и при применении вывозных таможенных пошлин. Так, в Постановлении Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 (ред. от 07.09.2019) «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары,

К вопросу о таможенном регулировании ...

вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [9] приведен перечень товаров, облагаемых вывозной таможенной пошлиной, при этом для каждого товара также указывается своя ставка.

Такая же картина наблюдается и в нетарифном регулировании. Так, в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 (ред. от 11.12.2018) «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» [10] запреты или количественные ограничения на ввоз или вывоз резидентами государств ЕАЭС устанавливаются в отношении конкретных товаров.

Чтобы выяснить, что же является объектом таможенного регулирования, необходимо обратиться к самому определению понятия «таможенное регулирование».

Анализируя определение, приводимое в Таможенном кодексе ЕАЭС, а также определение, приводившееся ранее в Таможенном кодексе РФ, очевидно, что объектом таможенного регулирования являются не товары, а лица, т.к. порядки и правила составляются все же для лиц с тем, чтобы они их выполняли. Обратившись к определению понятия «таможенное регулирование», приводившемуся в Таможенном кодексе ЕврАзЭС, можно прийти к такому же выводу ввиду того, что правовое регулирование отношений между таможенными органами и лицами, перемещающими товары через таможенную границу, а также между таможенными органами и лицами, осуществляющими свою деятельность в сфере таможенного дела или в сфере околотаможенной инфраструктуры, осуществляется прямым воздействием на участников этих отношений, т.к. сами по себе эти отношения не существуют, они создаются именно взаимодействующими лицами и проявляются также только в этом взаимодействии.

Следовательно, если объекты регулирования разные, то отождествлять таможенное регулирование с таможенно-тарифным регулированием или нетарифным регулированием попросту нельзя.

Однако есть связующее звено между понятием «таможенное регулирование» и понятиями «таможенно-тарифное регулирование» и «нетарифное регулирование». Речь идет о термине «таможенное дело».

В п. 2 ст. 1 Таможенного кодекса РФ от 2003 г. говорилось, что таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу [8].

В утратившем силу Федеральном законе от 27.11.2010 № 311-Ф3 (последняя редакция от 29.12.2017) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [11] определение понятия «таможенное дело» в целом ничем не отличается от определения, данного в Таможенном кодексе РФ.

В ныне действующем Федеральном законе от 03.08.2020 № 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно в п. 2 ст. 2 анализируемое определение по своей сути осталось тем же [3]. Отличает же его то, что в нем подробно перечислены порядки, с помощью которых становится возможным обеспечить соблюдение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. В свою очередь, указанные порядки относятся к инструментарию таможенного регулирования.

Из этого однозначно следует, что таможенное регулирование является одним из важных элементов таможенного дела.

Опираясь на понимание того, что представляет собой таможенное дело, взаимосвязь таможенно-тарифного и нетарифного регулирования с таможенным регулированием как элементом таможенного дела можно увидеть на рисунке.

Резюмируя изложенное в статье, можно сделать два вывода:

- анализируя определение термина «таможенное регулирование», приведенное в Таможенном кодексе ЕАЭС [1], и определение термина «таможенное дело», приведенное в Федеральном законе от 03.08.2020 № 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3], представляется логичным дополнить на легальном уровне (т.е. на уровне нормативно-правовых актов ЕАЭС) определение термина «нетарифные меры», а именно:

Таможенное регулирование как составная часть таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности (рис. авторский)

специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, таможенные сборы, а также косвенные налоги причислить к нетарифным мерам, что, по существу, уже сделано, если проанализировать определение термина «таможенное регулирование», установленное Таможенным кодексом ЕАЭС [1], и определение термина «таможенное дело», установленное Федеральным законом от 03.08.2020 № 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3], в сопоставлении с Классификатором нетарифных мер, разработанным под руководством ЮНКТАД;

- таможенное регулирование является составной частью как системы таможенно-тарифного регулирования, так и системы нетарифного регулирования ВТД, инструментом реализации мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, но никак не наоборот.

Библиографический список:

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 03.08.2020 № 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // URL: https://sudact.ru/law/ federalnyi-zakon-ot-03082018-n-289-fz-o/

4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 16.03.2020) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2020) // СПС «КонсультантПлюс».

5. Дюмулен И.И. Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практика и правила ВТО, интересы России // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 2. С. 3-20.

6. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018) // СПС «КонсультантПлюс».

7. Таможенный кодекс Таможенного союза ЕврАзЭС // СПС «КонсультантПлюс».

8. Таможенныйкодекс Российской Федерацииот2003г. // СПС «КонсультантПлюс».

9. Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 (ред. от 07.09.2019) «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

10. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 (ред. от 11.12.2018) «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» // СПС «КонсультантПлюс».

11. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (последняя редакция от 29.12.2017) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.