УДК 339.5 + 339.9 й01: 10.14529/ет180111
АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ЕАЭС
Е.В. Федина, И.П. Килина
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия
Внешняя торговля признается одним из ведущих факторов экономического роста, поэтому регулирование внешнеторговой деятельности является одной из приоритетных задач государства. Традиционно выделяют таможенно-тарифные и нетарифные методы регулирования. В статье проанализирована система таможенно-тарифного регулирования в части исчисления таможенных платежей в условиях ЕАЭС. Проведен ретроспективный обзор теоретических исследований на вопросы государственного регулирования внешнеторговых потоков. Обозначено место таможенных платежей в структуре федерального бюджета РФ. Проанализированы структура и динамика таможенных платежей, администрируемых ФТС РФ. Определены факторы, влияющие на методику исчисления таможенных платежей. Представлены механизмы исчисления таможенных платежей в ЕАЭС с учетом страны отправления товаров. Сделан акцент на сравнительном анализе действующей системы взимания косвенных налогов в рамках Евразийского экономического союза и ряда зарубежных стран и их объединений (страны Европейского союза, США и т. д.).
Проведённое исследование позволило выявить проблемные вопросы в системе таможенно-тарифного регулирования, в частности, тарифные изъятия из Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Вследствие чего были рассмотрены основания предоставления тарифных изъятий, период их действия, а также количество.
Таким образом, на основе полученных данных, были намечены ряд направлений в области решения выявленных проблем. Так, рассмотрен механизм маркировки товаров как один из наиболее действенных на сегодняшний день.
Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, таможенные пошлины, косвенные налоги, товары изъятия, маркировка товаров.
Таможенные платежи, являясь одним из элементов системы таможенно-тарифного регулирования, служат фискальным, протекционистским и регулятивным инструментом. В зависимости от потребностей государства в разные стадии экономического развития приоритетными становятся различные цели таможенно-тарифного регулирования.
Анализ трудов отечественных и зарубежных экономистов, занимающихся вопросами таможенно-тарифного регулирования, показал, что под таможенными платежами в основном понимают таможенные пошлины, в ряде случаев косвенные налоги, что не меняет концептуального понимания роли таможенных платежей в регулировании внешнеторговой деятельности [29, 35, 36, 39, 40].
Таможенные пошлины издавна применялись с целью влияния на внешнеторговые потоки [16, 19, 20, 22, 23], однако первые серьезные попытки теоретического осмысления и систематизации знаний о таможенных пошлинах были предприняты в рамках реализации политики протекционизма поздними меркантилистами, что нашло отражение в политике внешней торговли Англии, где принятием «Навигационного акта» в 1651 году на 200 лет установилась политика защиты английских мореплавателей, Франции - 1667 год, Пруссии -конец XVII в., России - начале XVIII века в период царствования Петра I. Политику защиты отече-
ственных производителей активно развивал в теории и на практике Александр Гамильтон (17541804 гг.), министр финансов США [17].
Приверженцем идеи протекционизма был немецкий экономист Фридрих Лист, который в своем труде «Национальная система» (1844 г.) подробно изложил аргументы против политики свободной торговли.
В то же время активно развивалась теория противоположных взглядов - фритредерство. Сторонниками политики свободной торговли являются такие классики экономической теории, как: Адам Смит, Джон Стюард Миль, Сен-Жан Батист, Давил Рикардо, И.В. Вернадский и Н.Х. Бунге [3032]. Отметим, что в России идей фритредерства широкого применения не нашли: Н.С. Мордвинов, Е.Ф. Канкрин, С. Никольский и другие считали, что протекционизм является политикой, стимулирующей развитие производства [24, 25]. Менделеев рассматривал таможенные пошлины как законное и обязательное средство для развития промышленности, обращая внимания на возможность использования пошлин в качестве регулирующего инструмента, способного влиять на параметры внешней торговли.
Идеи протекционизма также широко освещены в трудах ученых начала XX века -И.М. Кулишера [21], Н.Н. Шапошникова [38], М.Н. Соболева [37]. В работах последнего также
особое внимание уделено фискальной функции таможенных пошлин, проведен ретроспективный анализ применения таможенных пошлин в государственной политике России.
На современном этапе механизм взимания таможенных платежей также сохраняет свою экономическую значимость как важного инструмента системы таможенного регулирования. Вопросы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности освещены в работах отечественных ученых Кравченко А.В. [18], Козырина А.Н. [17], Павлова Е.Е. [26], Плетнева Д.А. [27], Путихина Ю.Е. [28], Рева Т.М. [3], Степанова Е.А. [32], Филатова Ю.Н. [33], Челышевой Э.А. [34].
В РФ государственная финансовая система традиционно характеризуется высоким уровнем зависимости от внешнеэкономической деятельности: несмотря на существенное снижение уровня таможенной защиты в связи с созданием Таможенного союза и вступлением Российской Федерации в ВТО, принятие Единого таможенного тарифа Таможенного союза с значительно более низкой средневзвешенной тарифной ставкой на ввозимые товары, фискальная функция остается доминирующей (более 50 % федерального бюджета формируется за счет таможенных платежей), к числу которых относятся таможенный сборы, таможенные пошлины (ввозные и вывозные), а также косвенные налоги (НДС и акцизы) (табл. 1). При этом наибольшую долю в структуре таможенных платежей занимают вывозные таможенные пошлины (в 2016 году - 47 %), взимание которых регламентируется национальным законодательством стран-участниц ЕАЭС. Значимые доли в структуре также составляют налог на добавленную стоимость, взимаемый при импорте товаров на территорию ЕАЭС, и ввозная таможенная пошлина.
Анализ доходов федерального бюджета (табл. 2, рис. 1) также демонстрирует высокую зависимость от нефтегазовых доходов, к которым
относятся налог на добычу природных ископаемых и вывозная таможенная пошлина (в 2014 году доля была максимальной и составляла 51,3 %, в 2016 году: минимальное значение за 10 лет -36 %), при этом доля доходов от импорта варьируется в диапазоне 17-20 %, демонтируя стабильную тенденцию.
Анализируя механизм взимания таможенных платежей, стоит отметить, что существующая система таможенно-тарифного регулирования основана на базовых принципах, закреплённых в Генеральном соглашении по тарифам и торговле [1]. Именно это соглашение содержит в себе основную терминологию в области таможенного дела, а также положения по таможенному тарифу. Несмотря на это страны и их объединения устанавливают свои особенности в таможенном тарифе, отвечающие стратегическим целям развития их экономики.
Так, например, законодательство Европейского союза, касающееся исчисления косвенных налогов (НДС и акцизов) включает в себя широкий перечень Директив, освещающих вопросы определения объектов налогообложения в случае перемещения товаров внутри ЕС и вне его [1]. Помимо этого, предполагается, что страны, входящие в ЕС, самостоятельно устанавливают ставки и льготы по косвенным налогам [2, 4].
В свете того, что Российская Федерация является участником Евразийского экономического союза, в настоящее время происходит существенное изменение таможенного и налогового законодательства в рамках гармонизации нормативно-правовой базы стран-участниц ЕАЭС [10].
Особо интересным, на наш взгляд, является вопрос исчисления и уплаты таможенных платежей в случае ввоза товаров на территорию РФ.
Проанализируем механизм взимания таможенных платежей при импорте товаров в ЕАЭС при условии, что страной назначения будет являться Российская Федерация.
Таблица 1
Динамика таможенных платежей, млрд руб., %
Вид таможенного платежа 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
млрд руб. % млрд руб. %
Ввозная таможенная пошлина 467,7 10,7 545,5 655,5 764,9 1 021,7 484 490 11,2
Вывозная таможенная пошлина 2 265,00 51,9 3 827,10 3 120 3 106,1 3 348 2 780 2 054 47,0
Налог на добавленную стоимость 1 557,00 35,7 1 982,40 1 557,00 1 496,1 1 620 1 644 1 763 40,3
Акциз 51,2 1,2 51,4 51,4 43,5 43,7 59 48 1,1
Таможенные сборы 22,4 0,5 21,7 21,4 59,2 59,7 16 17 0,4
Итого 4 363,3 100,0 6 428,1 6 385 5 469,8 6 093,1 4 983 4 371 100,0
Источник: рассчитано на основе статистических данных Федеральной таможенной службы РФ.
Таблица 2
Динамика таможенных платежей, млрд руб.
№ п/п Статья доходов, млрд руб. Год
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
1 Доходы, всего 6 278,9 7 781,1 9 275,9 7 337,8 8 305,4 11 367,7 12 855,5 13 019,9 14 496,9 13 659,2 13 460,0
т 4, 4, 0, 7, 8, 2, 0, 8, 7, 0,
1.1 Нефтегазовые доходы го ^ СЛ 7, СЛ 8 9, 00 3 4, 00 9 0, го 8 6 3, т 4 4, го 5 3, го 4 2, ю 8 4, 8
2 2 4 2 3 5 6 6 7 5 4
1.2 Ненефтегазовые доходы, из них 3 335,3 4 883,7 4 886,5 4 353,8 4 474,7 5 725,9 6 402,4 6 485,9 7 063,1 7 796,6 8 616,0
1.2.1 Связанные с импортом, в т. ч. 945,6 1 385,3 1 794,6 1 360,4 1 787,1 2 236,7 2 445,8 2 418,0 2 474,3 2 404,4 2 539,6
НДС на ввозимые товары 7 8, 5, 2, 7, 8, 2, 2, 6,
ю 8 5 871,1 3, го 4, го 8 9, 7, СЛ 4 9, т 6 0, 6 0, т 7 5, 00 7 3, СЛ
Акцизы на ввозимые товары 17,3 26,2 35,3 19,8 30,1 46,6 53,4 63,4 71,6 54,0 62,1
6, 0, 6, 2, 5, 9, 8, 8, 5, 2, 9,
Ввозные пошлины 3 00 8 4 т ^ 6 ю 4 8 5 СЛ 6 сч 3 7 го 8 6 <4 5 6 т ю 5 го ю 5
862,5 9, 1 7, 6, 7, 4, 2, 6, 8,
Прочие 7, т 3 7, о 2 9, го 5 990,( 2, Ш 3 6, 00 3 5, 4 4, сч 9 5, СЛ 2
1 1 1 1 1 1 1 1 2
Источник: статистические данные Министерства финансов РФ.
60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0
46,9 47,3 46.1 49.6 50,2 50,2 51,3
^37.2^, 40.7 .42,9
--4^4— 17,8 19,3 18,5 21,5 19,7 19,0 18,6 17,1 17,6 18,9
-♦- —Ф-
2006 2007 2008 200«? 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 доля тоыоженных платежей, связанные с I ».тортом Я доля нефтегазовых доходов
Рис. 1. Доли таможенных платежей, связанных с импортом, и нефтегазовых доходов за период 2006-2016 гг. в федеральном бюджете
Импортные товары на территорию Российской Федерации могут ввозиться из различных стран, условно мы их разделим на 3 группы: страны-участницы ЕАЭС, страны, с которыми был заключен договор о зоне свободной торговли (страны-члены СНГ, Социалистическая Республика Вьетнам, Сербия, Грузия [15], Республика Югославия) и третьи страны.
В целях понимания механизма взимания таможенных платежей рассмотрим специфику их исчисления в каждом случае, в зависимости от страны отправления (рис. 2).
В ЕАЭС на данный момент времени входят: Республика Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Российская Федерация.
Следовательно, если имеет место ввоз товаров на территорию РФ из данных стран, то определение суммы таможенных платежей сводится к следующему:
1. Ввозные таможенные пошлины не уплачиваются.
2. Налоговая база по косвенным налогам определяется как сумма внешнеэкономического контракта.
3. Ставки косвенных налогов определяются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах на основе реализации принципа страны назначения.
4. Зачисление суммы косвенных налогов происходит на соответствующий КБК в Федеральное Казначейство РФ.
Содружество независимых государств вклю-
чает в себя 11 стран, в числе которых две страны -Украина и Туркменистан, находящиеся в статусе не подписавших договор об СНГ. Основным нормативно-правовым документом, регулирующим вопросы взимания косвенных налогов при импорте и экспорте товаров, является Соглашение от 25.11.1998 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, работ, услуг между государствами-участниками СНГ». Также важным в этом ключе является Протокол о едином порядке взимания таможенных платежей в государствах-участниках СНГ от 26.02.1998.
Если страной отправления является страна, с которой был заключен договор о зоне свободной торговли, то необходимо руководствоваться соответствующими нормативно-правовыми актами [58, 12-14].
Порядок расчета налоговых платежей в случае ввоза на территорию РФ товаров из стран, с которыми заключен договор о зоне свободной торговли, устанавливается с учетом межправительственных соглашений между этими странами [5-8, 12-14]. Итак,
1. Ввозные таможенные пошлины при ввозе товаров из стран, с которыми заключен договор о зоне свободной торговли (стран, не являющихся участниками ЕАЭС) не исчисляются.
2. Косвенные налоги рассчитываются также, исходя из принципа страны назначения, который предполагает применение ставки 0 % к экспорту товаров и обложение косвенными налогами по законодательству страны назначения.
Рис. 2. Особенности исчисления таможенных платежей при импорте товаров на территорию ЕАЭС (страна отправления - член ЕАЭС, либо страна, с которой заключен договор о зоне свободной торговли)
Если товар ввозится с территории третьих стран, то необходимо учитывать возможность применения преференций, установленных Договором о ЕАЭС. Обобщая, расчет таможенных платежей будет иметь следующие особенности (рис. 3).
1. Ввозные таможенные пошлины определяются в соответствии с ЕТТ ВЭД ЕАЭС. Если страна отправления является наименее развитой и входит в соответствующий перечень, а ввозимый товар включен в перечень товаров, ввозимых с территории наименее развитых страны, то ставка таможенной пошлины будет составлять 0 %. Если страна отправления является развивающейся, то при выполнении описанных выше условий, применяется 75 % от базовой ставки таможенной пошлины [9]. Стоит отметить, что реализация тарифных преференций возможна при соблюдении правил, устанавливаемых Решением Совета ЕАЭК от 06.04.2016 № 47.
2. Косвенные налоги определяются в соответствии с национальным законодательством и законодательством ЕАЭС. При этом необязательна реализация принципа страны назначения.
Анализируя международно-правовую практику, мы сделали вывод о том, что в большинстве зарубежных стран экспорт товаров облагается по ставке 0 % или освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость.
Например, в соответствии с Директивой Со-
вета 2006/ 112/ ЕС от 28.11 2006 «Об общей системе налога на добавленную стоимость» объектом обложения НДС является импорт товара по ставке страны назначения, а экспорт товара освобождается от обложения НДС (TVA) [3].
Законодательство Соединенных Штатов Америки о налогах и сборах не содержит налога на добавленную стоимость, либо его аналога. Поэтому экспорт продукции не рассматривается в этом аспекте.
Стоит отметить, что подакцизные товары, как правило, облагаются соответствующим налогом, хотя перечень подакцизных товаров может различаться. Примером может служить перечень подакцизных товаров для стран Европейского союза, содержащийся в Директиве Совета 2008/118/ЕЕС. В частности, к подакцизным товарам относятся: энергоресурсы и электричество, алкоголь и алкогольные напитки, табак [4].
3. Зачисление сумм таможенных пошлин происходит на единый счет в Федеральном Казначействе, после чего распределяется в соответствии с Договором о ЕАЭС в следующих размерах:
- Российская Федерация - 85,32 %;
- Республика Беларусь - 4,56 %;
- Республика Армения - 1,11 %;
- Республика Казахстан - 7,11 %;
Импорт товаров, /слуг
Рис. 3. Особенности исчисления таможенных платежей при импорте товаров на территорию ЕАЭС
(страна отправления - третьи страны)
- Республика Кыргызстан - 1,9 %.
В целом реализация современного механизма взимания таможенных платежей в ЕАЭС системно построена, но на сегодняшний день одним из проблемных вопросов в системе таможенно-тарифного регулирования, затрудняющим процесс дальнейшей интеграции, являются тарифные изъятия из Единого таможенного тарифа ЕАЭС. По общему правилу в рамках ЕАЭС при ввозе применятся единые тарифные ставки, однако в силу ряда причин могут быть введены тарифные изъятия из ЕТТ ЕАЭС. Данная практика уже применялась в период становления Таможенного союза ЕврАзЭС, когда в течение переходного периода 2010-2014 гг. РФ, Беларусь и Казахстан при импорте товаров, ввозимых с целью использования на территории этих государств, применялись тарифные изъятия.
На текущий момент тарифные изъятий существуют для трех стран ЕАЭС: Армении, Киргизии и Казахстана. Основания предоставления, период действия и количество изъятий представлены в табл. 3.
Если для Армении и Киргизии тарифные изъятия носят временный характер, служат для адаптации экономик в рамках ЕАЭС, то изъятия из ЕТТ для Казахстана вызваны вступлением в ВТО и применяются на бессрочной основе. Данные исключения привносят сложности для действительно свободного обращения товаров внутри ЕАЭС и потенциально несут угрозу экономикам стран-членов Союза, создаются неравные условия конкуренции.
Условием ввоза товаров по тарифным ставкам ниже, чем в ЕТТ ЕАЭС, является использования товара только на территории страны, куда товар был ввезен, однако анализ перечней товаров, в отношении которых изъятия применяются, показывает, что могут возникнуть сложности с иден-
тификацией данных товаров: существенная доля товаров является продукцией сельского хозяйства.
На наш взгляд, решение проблемы незаконного перемещения товаров-изъятий может представлять собой расширение списка товаров, подлежащих обязательной маркировке при производстве и ввозе на территорию ЕАЭС, параллельно с усилением интеграции между таможенными и налоговыми органами государств-членов ЕАЭС.
Проект по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха», который был запушен в середине 2016 года, доказал свою эффективность. Так, в Российской Федерации за период август-декабрь 2016 года оборот меховых изделий увеличился в физическом объеме в 12 раз в 2016 году, а в стоимостном - в шесть раз, до 55 миллиона рублей.
Таким образом, система отслеживания товаров станет более прозрачной, что, по нашему мнению, должно привести к сокращению незаконных перемещений товаров внутри ЕАЭС, и, как следствие, повысить собираемость таможенных платежей.
Литература
1. General Agreement on Tariffs and Trade. -https://www.wto.org/English/docs_e/legal_e/ gatt47.pdf.
2. Directive 2006/112/CE du Conseil du 28 novembre 2006 relative au système commun de taxe sur la valeur ajoutée. - http://eur-lex.europa.eu/legal-content/FR/TXT/HTML/?uri=0J:L:2006:347:FULL& from=EN.
3. Directive 2008/118/CE du Conseil du 16 décembre 2008 relative au régime général d'accise et abrogeant la directive 92/12/CEE commun de taxe sur
Страна Основания предоставления тарифных изъятий Период действия Количество изъятий из ЕТТ
Армения О присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе: Договор от 29 мая 2014 г. До 2022 782
Киргизия Об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]: Протокол от 29 мая 2014 года [11] До 2020 166
Казахстан Перечень товаров, в отношении которых Республикой Казахстан применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин: Решение Совета ЕЭК от 14 октября 2015 г. № 59 Бессрочно 1347
Источник: составлено авторами.
Таблица 3
Основания предоставления, период действия и количество изъятий в ЕАЭС
la valeur ajoutée. - http://eur-lex.europa.eu/legal-content/FR/TXT/HTML/?uri=OJ:L:2006:347:FULL& from=EN.
4. Décision de la Commission du 26 juin 2012 instituant un groupe d'experts sur la taxe sur la valeur ajoutée 2012/C 188/02.
5. Directive 2008/118/CE du Conseil du 16 décembre 2008 relative au régime général d'accise et abrogeant la directive 92/12/CEE commun de taxe sur la valeur ajoutée. - http://eur-lex.europa.eu/legal-content/FR/TXT/HTML/?uri=CELEX:32008L0ll8&fr om=en.
6. Соглашение от 29.05.2001 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова «О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле». -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4 8470.
7. Соглашение от 29.11.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики «О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле». - http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_3184 7.
8. Соглашение от 04.05.2001 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан «О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле». -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4 1936.
9. Постановление Совет ЕЭС от 23 июля 1987 года № 2658/87 «О тарифе, статистической номенклатуре и общем таможенном тарифе». -http://docs.pravo.ru/document/view/22258298.
10. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. - http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_163855/
11. Об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе: Протокол от 29 мая 2014 года. - http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_179403.
12. Об утверждении перечня секторов (подсекторов) услуг, в которых функционирует единый рынок услуг в рамках Евразийского экономического союза. - http://docs.cntd.ru/ document/420243481.
13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией. - http://docs.cntd.ru/ document/901779332.
14. Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам от 29.05.15. - http://docs.cntd.ru/document/ 420353871.
15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики
Грузия о свободной торговле. - http://docs.cntd.ru/ document/902348584.
16. Кази, М.И. По поводу таможенной войны с Германией /М.И. Кази. - СПб., 1893. - С. 3.
17. Кисловский, Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Ю.Г. Кисловский; под общ. ред. А.Е. Жерихова. - М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004.
18. Козырин, А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование). - https://elibrary.ru/ item. asp?id=15963212
19. Кравченко, А.В. Таможенно-тарифное регулирование в системе государственного регулирования ВЭД / А.В. Кравченко. -https://elibrary.ru/download/elibrary_26561030_6893 5830.pdf
20. Крихунов, В.Н. Таможенная политика России и ее экономическая эффективность 18771914 /В.Н. Крихунов. - М, 1999.
21. Кулишер, И.М. Основные вопросы международной торговой политики / И.М. Кулишер. -Петербург, 1924.
22. Менделеев, Д.И. Заветные мысли / Д.И. Менделеев. - М., 1905.
23. Менделеев, Д.И. К познанию России/ Д.И. Менделеев. - СПб., 1907.
24. Николький, С. О внешних таможенных пошлинах / С. Никольский. - М., 1865.
25. Новиков, Я.А. Протекционизм /Я.А. Новиков. - СПб., 1890.
26. Оценка регулирующего воздействия заградительных таможенных пошлин на рынок электроники Отчет подготовлен «Информационно-аналитическим Центром Современной Электроники» (ООО «СОВЭЛ») по заказу Комитета радиоэлектронной промышленности Общероссийской Общественной Организации «Деловая Россия»
27. Павлова, Е.Е. Таможенно-тарифное регулирование импорта в России / Е.Е. Павлова. -https://elibrary.ru/item.asp ?id=15727540.
28. Плетнев, Д.А. Модель взаимосвязи внешней торговли и экономического роста в транзитивной экономике /Д.А. Плетнев, Е.А. Степанов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика». - 2003. -№ 13. - С. 34-41.
29. Путихин, Ю.Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности в России в условиях глобализации / Ю.Е. Путихин. -https://elibrary.ru/download/elibrary_12967667_1108 4573.pdf
30. Рева, Т.М. Таможенно-тарифное регулирование как инструмент внешнеэкономической политики / Т.М. Раева. - https://elibrary.ru/ item. asp?id=14775 764.
31. Смит, А. Исследования о природе и причинах богатства народа /А. Смит. -М., 1993.
32. Сорокин, М. А. Таможенное регулирование в теориях конкуренции. Историко-методологический
эскиз. Территория новых возможностей / М.А. Сорокина //Вестник ВГУЭС. - 2012. - № 5.
33. Степанов, Е.А. Особенности импорта в подсистемах мировой экономики на рубеже XX-XXI веков / Е.А. Степанов // Вестник ЧелГУ. -2014. - №18 (347). - С. 67-87
34. Филатов, Ю.Н. Таможенно-тарифное регулирование в рамках Таможенного союза: современное состояние и перспективы развития / Ю.Н. Филатов. - https://elibrary.ru/item.asp?id=20444780
35. Челышева, Э.А. К вопросу о налоговом и таможенно-тарифном регулировании модернизации инновационного развития / Э.А. Челышева. -https://elibrary.ru/download/elibrary_21842559_9554 8837.pdf
36. Черныш, А.Я. Ретроспективный анализ формирования и развития экономических отно-
шений в сфере таможенного дела / А.Я. Черныш // Омский научный вестник. - 2014. - № 1 (125). -C. 47-51.
37. Цедилин, Л.И. Протекционизм в российской экономической политике: институциональный исторический опыт /Л.И. Цедилин. - М.: Институт экономики РАН, 2014. - 208 с.
38. Шапошников, Н.Н. Протекционизм и свобода торговли /Н.Н. Шапошников. - М.; Л., 1924. - С. 38.
39. Янжул, И.И. Английская свободная торговля /И.И. Янжул. - М., 1882. - 34 с.
40. Ялбулганов, А.А. Пошлины в инструментарии внешнеторгового регулирования / А.А. Ялбулганов // Вестник Тюменского государственного университета. - 2014. - № 3. Право. - С. 164-172.
Федина Екатерина Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное дело», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), fedinaev@susu.ru
Килина Ирина Петровна, соискатель ученой степени кандидата экономических наук, старший преподаватель кафедры «Таможенное дело», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), kilinaip@susu.ac.ru.
Поступила в редакцию 15 января 2018 г.
DOI: 10.14529/em180111
ANALYSIS OF THE MECHANISM OF COLLECTION OF CUSTOMS PAYMENTS TO THE EAEU
E.V. Fedina, I.P. Kilina
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
Foreign trade is recognized as one of the leading factors of economic growth, so the regulation of foreign trade activity is one of the priorities of the state. Traditionally, customs-tariff and non-tariff methods of regulation are singled out. This article analyzes the system of customs and tariff regulation in terms of calculating customs payments in the conditions of the EAEC. A retrospective review of theoretical research on the issues of state regulation of foreign trade flows was conducted. The place of customs payments in the structure of the federal budget of the Russian Federation is indicated. The structure and dynamics of customs payments administered by the FCS of the Russian Federation are analyzed. The factors influencing the method of calculation of customs payments are determined. Mechanisms for calculating customs payments in the Unified Energy System, taking into account the sending country of goods, are presented. The emphasis is on a comparative analysis of the current system of indirect taxation in the framework of the Eurasian Economic Union and a number of foreign countries and their associations (countries of the European Union, the United States, etc.).
The conducted research made it possible to identify problematic issues in the system of customs and tariff regulation, in particular, tariff exemptions from the Unified Customs Tariff of the Eurasian Economic Union. As a result, the grounds for granting tariff withdrawals, the period of their validity, as well as the number were considered.
Thus, based on the data obtained, a number of directions were identified in the field of solving the identified problems. So, the mechanism of marking of goods is considered, as one of the most effective for today.
Keywords: customs tariff regulation, customs duties, indirect taxes, goods for seizure, marking of goods.
References
1. General Agreement on Tariffs and Trade. - Available at: https://www.wto.org/English/docs_e/legal_e/ gatt47.pdf.
2. Directive 2006/112/CE du Conseil du 28 novembre 2006 relative au système commun de taxe sur la valeur ajoutée. Available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/FR/TXT/HTML/?uri= OJ:L:2006:347:FULL&from=EN.
3. Directive 2008/118/CE du Conseil du 16 décembre 2008 relative au régime général d'accise et abrogeant la directive 92/12/CEE commun de taxe sur la valeur ajoutée. Available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/FR/TXT/HTML/ ?uri=OJ:L:2006:347:FULL&from=EN.
4. Décision de la Commission du 26 juin 2012 instituant un groupe d'experts sur la taxe sur la valeur ajoutée 2012/C 188/02.
5. Directive 2008/118/CE du Conseil du 16 décembre 2008 relative au régime général d'accise et abrogeant la directive 92/12/CEE commun de taxe sur la valeur ajoutée. Available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/FR/TXT/HTML/ ?uri=CELEX:32008L0118&from=en.
6. Soglashenie ot 29.05.2001 mezhdu Pravitel'stvom Rossiyskoy Federatsii i Pravitel'stvom Respubliki Moldova «O printsipakh vzimaniya kosvennykh nalogov vo vzaimnoy torgovle» [The agreement of 29.05.2001 between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Moldova "About the principles of collection of indirect taxes in mutual trade"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_48470.
7. Soglashenie ot 29.11.2000 mezhdu Pravitel'stvom Rossiyskoy Federatsii i Pravitel'stvom Azerbaydzhanskoy Respubliki «O printsipakh vzimaniya kosvennykh nalogov vo vzaimnoy torgovle» [The agreement of 29.11.2000 between the Government of the Russian Federation and the Government of the Azerbaijan Republic "About the principles of collection of indirect taxes in mutual trade"]. Available at: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_31847.
8. Soglashenie ot 04.05.2001 mezhdu Pravitel'stvom Rossiyskoy Federatsii i Pravitel'stvom Respubliki Uzbekistan «O printsipakh vzimaniya kosvennykh nalogov vo vzaimnoy torgovle» [The agreement of 04.05.2001 between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Uzbekistan "About the principles of collection of indirect taxes in mutual trade"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41936.
9. Postanovlenie Sovet EES ot 23 iyulya 1987 goda № 2658/87 «O tarife, statisticheskoy nomenklature i obshchem tamozhennom tarife» [The resolution Council of EEC of July 23, 1987 N 2658/87 "About a rate, the statistical nomenclature and the blanket customs tariff"]. Available at: http://docs.pravo.ru/ document/view/22258298.
10. Dogovor o Evraziyskom ekonomicheskom soyuze ot 29.05.2014 g. [Contract on the Eurasian Economic Union of 29.05.2014]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/
11. Ob usloviyakh i perekhodnykh polozheniyakh po primeneniyu Kyrgyzskoy Respublikoy Dogovora o Evraziyskom ekonomicheskom soyuze: Protokol ot 29 maya 2014 goda [About conditions and the transition provisions on application by the Kyrgyz Republic of the Contract on the Eurasian Economic Union: Protocol of May 29, 2014]. Available at: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_179403.
12. Ob utverzhdenii perechnya sektorov (podsektorov) uslug, v kotorykh funktsioniruet edinyy rynok uslug v ramkakh Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [About the approval of the list of sectors (subsectors) of services in which the uniform market of services within the Eurasian Economic Union functions]. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/420243481.
13. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossiyskoy Federatsii i Soyuznym Pravitel'stvom Soyuznoy Respubliki Yugoslavii o svobodnoy torgovle mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Soyuznoy Respublikoy Yugoslaviey [Agreement between the Government of the Russian Federation and Allied Government of the Federal Republic of Yugoslavia on the free trade between the Russian Federation and Federal Republic Yugoslavia]. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/901779332.
14. Soglashenie o svobodnoy torgovle mezhdu EAES i Sotsialisticheskoy Respublikoy V'etnam ot 29.05.15 [Agreement on the free trade between EEU and Socialist Republic of Vietnam of 29.05.15]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420353871.
15. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossiyskoy Federatsii i Pravitel'stvom Respubliki Gruziya o svobodnoy torgovle [Agreement between the Government of the Russian Federation and Government of the Republic Georgia on the free trade]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/902348584.
16. Kazi M.I. Popovodu tamozhennoy voyny s Germaniey [Concerning customs war with Germany ]. St. Petersburg, 1893, p. 3.
17. Kislovskiy Yu.G. Istoriya tamozhennogo dela i tamozhennoy politiki Rossii [Istoriya of customs affairs and customs policy of Russia]. Moscow, 2004.
18. Kozyrin A.N. Pravovoe regulirovanie tamozhenno-tarifnogo mekhanizma (sravnitel'no-pravovoe issledovanie) [Legal regulation of the customs and tariff mechanism (comparative and legal research)]. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15963212
19. Kravchenko A.V. Tamozhenno-tarifnoe regulirovanie v sisteme gosudarstvennogo regulirovaniya VED [Customs and tariff regulation in the system of state regulation of foreign trade activities]. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_26561030_ 68935830.pdf
20. Krikhunov V.N. Tamozhennayapolitika Rossii i ee ekonomicheskaya effektivnost' 1877-1914 [Customs policy of Russia and its economic efficiency 1877-1914]. Moscow, 1999.
21. Kulisher I.M. Osnovnye voprosy mezhdunarodnoy torgovoy politiki [Main questions of the international trade policy(policies)]. Peterburg, 1924.
22. Mendeleev D.I. Zavetnye mysli [Treasured thoughts ]. Moscow, 1905.
23. Mendeleev D.I. KpoznaniyuRossii [To knowledge of Russia]. St. Petersburg, 1907.
24. Nikol'kiy S. O vneshnikh tamozhennykhposhlinakh [On external customs duties]. Moscow, 1865.
25. Novikov Ya.A. Protektsionizm [Protectionism ]. St. Petersburg, 1890.
26. Otsenka reguliruyushchego vozdeystviya zagraditel'nykh tamozhennykh poshlin na rynok elektroniki Otchet podgotovlen «Informatsionno-analiticheskim Tsentrom Sovremennoy Elektroniki» (OOO «SOVEL») po zakazu Komiteta radioelektronnoy promyshlennosti Obshcherossiyskoy Obshchestvennoy Organizatsii «Delovaya Rossiya» [Assessment of the regulating influence of the protecting customs duties on the market electronic engineers Otchet it is prepared by Informatsionno-analiticheskim Centrom Sovremennoy Elektroniki (LLC SOVEL) by request of Committee of the radio-electronic industry of the All-Russian Public Organization "Business Russia"].
27. Pavlova E.E. Tamozhenno-tarifnoe regulirovanie importa v Rossii [Customs and tariff regulation of import in Russia]. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15727540.
28. Pletnev D.A., Stepanov E.A. [Model of interrelation of foreign trade and economic growth in transitive economy]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics, 2003, no. 13, pp. 34-41. (in Russ.)
29. Putikhin Yu.E. Tamozhenno-tarifnoe regulirovanie vneshnetorgovoy deyatel'nosti v Rossii v usloviyakh globalizatsii [Customs and tariff regulation of the foreign trade activity in Russia in the conditions of globalization]. Available at: https://elibrary.ru/ download/elibrary_12967667_11084573.pdf
30. Reva T.M. Tamozhenno-tarifnoe regulirovanie kak instrument vneshneekonomicheskoy politiki [Customs and tariff regulation as tool of the external economic policy]. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=14775764.
31. Smit A. Issledovaniya o prirode i prichinakh bogatstva naroda [Researches about the nature and the reasons of wealth of the people]. Moscow, 1993.
32. Sorokin M.A. [Customs regulation in theories of the competition. Historical and methodological sketch. Territory of new opportunities]. Vestnik VGUES [VGUESbulletin], 2012, no. 5. (in Russ.)
33. Stepanov E.A. [Features of import in subsystems of world economy at a turn of the 20-21st centuries]. Bulletin of the Chelyabinsk State University. Ekonomika, 2014, no. 8 (347), pp. 67-87. (in Russ.).
34. Filatov Yu.N. Tamozhenno-tarifnoe regulirovanie v ramkakh Tamozhennogo soyuza: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [Customs and tariff regulation within the Customs union: current state and prospects of development]. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20444780
35. Chelysheva E.A. K voprosu o nalogovom i tamozhenno-tarifnom regulirovanii modernizatsii innovatsionnogo razvitiya [K to a question of tax and customs and tariff regulation of modernization of innovative development]. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_21842559_95548837.pdf
36. Chernysh A.Ya. [The retrospective analysis of formation and development of the economic relations in the sphere of customs affairs]. Omskiy nauchnyy vestnik [The Omsk scientific bulletin], 2014, no 1 (125), pp. 47-51. (in Russ.).
37. Tsedilin L.I. Protektsionizm v rossiyskoy ekonomicheskoy politike: institutsional'nyy istoricheskiy opyt [Protectionism in the Russian economic policy: institutional historical experience]. Moscow, 2014. 208 p.
38. Shaposhnikov N.N. Protektsionizm i svoboda torgovli [Protectionism and freedom of trade]. Moscow, Leningrad, 1924, p. 38.
39. Yanzhul I.I. Angliyskaya svobodnaya torgovlya [English free trade ]. Moscow, 1882. 34 p.
40. Yalbulganov A.A. [Duties in tools of the foreign trade regulation]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta [Messenger of the Tyumen state university. Law], 2014, no. 3, pp. 164-172. (in Russ.)
Ekaterina V. Fedina, Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Customs Affairs, South Ural State University (Chelyabinsk), fedinaev@susu.ru
Irina P. Kilina, Applicant of an academic degree of Candidate of Sciences (Economics), Senior Lecturer of the Department of Customs Affairs, South Ural State University (Chelyabinsk), kilinaip@susu.ac.ru
Received January 15, 2018
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Федина, Е.В. Анализ механизма взимания таможенных платежей в ЕАЭС / Е.В. Федина, И.П. Килина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». -2018. - Т. 12, № 1. - С. 89-98. БС>1: 10.14529/ет180111
Fedina E.V., Kilina I.P. Analysis of the Mechanism of Collection of Customs Payments to the EAEU. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2018, vol. 12, no. 1, pp. 89-98. (in Russ.). DOI: 10.14529/ em180111