ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ PROBLEMS OF INTERNATIONAL ECONOMY
УДК 339.5 РО! 10.17150/2500-2759.2017.27(2).186-194
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ С ВЬЕТНАМОМ
З. С. Руднева
Хабаровский государственный университет экономики и права, г. Хабаровск, Российская Федерация
Информация о статье
Дата поступления 20 января 2017 г.
Дата принятия к печати 27 февраля 2017 г.
Дата онлайн-размещения 31 мая 2017 г.
Ключевые слова
Таможенно-тарифное регулирование; внешнеторговый товарооборот; таможенная пошлина; таможенная стоимость
Аннотация
В настоящее время преимущества торговли Евразийского экономического союза с Вьетнамом характеризуют таможенно-тарифные инструменты регулирования. Содержание этих инструментов определяет порядок их применения. Таможенно-пошлинное обложение товаров и транспортных средств при реализации требований свободной торговли с Вьетнамом устанавливает отличные от действующих механизмы регулирования, выраженные в установлении ставок таможенных пошлин, применении триггерного механизма, предоставлении Сертификата о происхождении товара формы EAV, подготовке предварительных решений по классификации и таможенной стоимости. В статье представлена динамика внешнеторгового оборота государств-членов Евразийского экономического союза с Вьетнамом, основная доля которого приходится на Российскую Федерацию. На основании статистических данных определены приоритетные товарные группы взаимной торговли, преимущества участников внешнеэкономической деятельности, получаемые от применения таможенно-тарифных инструментов регулирования в торговле с Вьетнамом, а также направления совершенствования таможенного администрирования.
CUSTOMS AND TARIFF TOOLS
OF REGULATION OF FREE TRADE WITH VIETNAM
Zareta S. Rudneva
Khabarovsk State University of Economics and Law, Khabarovsk, Russian Federation
Article info
Received January 20, 2017
Accepted February 27, 2017
Available online May 31, 2017
Keywords
Customs and tariff regulations; volume of foreign trade; customs duty; customs value
Abstract
Currently, the benefits of trade between the Eurasian Economic Union and Vietnam are characterized by customs and tariff tools of regulation. The analysis of customs and tariff tools of regulation defines different procedures for their application. Customs duties taxation of goods and transportations in the implementation of the requirements for free trade with Vietnam sets regulation mechanisms that differ from the existing types. These mechanisms include the customs duties rates-setting, the use of trigger mechanism, the granting of EAV certificate and the preparation of preliminary decisions on classification and customs value. The article presents the dynamics of foreign trade turnover between the EAEU member states and Vietnam. The major share of that turnover falls on the Russian Federation. Priority commodity groups of reciprocal trade, as well as benefits of participants in foreign economic activities from the application of customs and tariff tools of regulations in trade with Vietnam and improvement directions of customs administration are defined on the basis of statistical data.
© З. С. Руднева, 2017
ISSN 2500-2759
Соглашение о свободной торговле между государствами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Социалистической Республикой Вьетнам (далее — Соглашение), подписанное в Казахстане 29 мая 2015 г. и вступившее в силу 5 октября 2016 г. имеет принципиальное значение для развития внешнеторговых связей с Вьетнамом и совершенствования, в первую очередь, таможенно-тарифной политики1.
Роль и значение Соглашения определяются рядом обстоятельств:
1. Соглашение заключено интеграционным объединением в лице ЕАЭС, членами которого являются Российская Федерация, Республики Казахстан и Беларусь, Армения и Кыргызская Республика. Следовательно, положения Соглашения имеют равную юридическую силу для всех государств ЕАЭС, в том числе не членов Всемирной торговой организации (ВТО).
2. В настоящее время отсутствуют соглашения с иными государствами о зоне свободной торговли. Для расширения рынков сбыта и увеличения товарооборота государствами-членами ЕАЭС рассматриваются предложения о создании режима свободной торговли с Ираном, Индией, Израилем и другими странами.
3. Соглашение можно охарактеризовать как «пилотный проект», на основе результатов его использования будут формироваться выводы о целесообразности или нецелесообразности применения данных форм взаимодействия.
4. Положения Соглашения расширяют не только сферу применения преференциального режима в отношении номенклатуры товаров, но и подходов к определению преференций, в отличие от положений, закрепленных таможенным законодательством
1 Соглашение о свободной торговле между Ев-
разийским экономическим союзом и его государствами-членами с одной стороны и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/ sogl_torg/Documents/EAEU-VN_FTA.pdf.
государств-членов ЕАЭС. Таким образом, механизм снижения размера таможенной пошлины по сравнению с базовой величиной представляет интерес не только для участников внешнеэкономической деятельности, но и для государств в целом.
Нельзя не согласиться с мнением о том, что вопросы внешней торговли, внешнеэкономических связей и таможенной политики переросли в аспекты межгосударственных отношений, определяющих уровень развития каждой страны [1].
Система внешнеэкономических отношений является одним из непременных условий успешного развития любого государства, позволяющих интегрироваться в общее мировое хозяйство [2].
В 2013-2015 гг. объем торговли государств-членов ЕАЭС с Вьетнамом составлял в среднем 4,2 млрд дол. или 0,5-0,7 % суммарного внешнеторгового товарооборота (табл. 1).
Снижение общего внешнеторгового товарооборота государств-членов ЕАЭС в 2015 г. на 37,8 % не связано с резким сокращением уровня внешней торговли с Вьетнамом. Напротив, товарооборот между государствами-членами ЕАЭС и Вьетнамом в 2014 г. снизился на 4,8 %, а в 2015 г. на 2,9 % по отношению к 2013 г., что свидетельствует о заинтересованности участников внешнеэкономической деятельности в развитии внешнеторговых связей в силу причин, связанных с номенклатурой и ценовым диапазоном перемещаемых товаров, минимизацией рисковых ситуаций и таможенно-тарифными преимуществами.
Вместе с тем динамика сокращения товарооборота межу Российской Федерацией и третьими странами корреспондирует с общей тенденцией снижения внешнеторгового товарооборота государств-членов ЕАЭС (табл. 2).
Общий внешний товарооборот Российской Федерации с 2013 по 2015 г. снизился в стоимостном выражении на 315,0 млрд дол. или на 37,4 %. Доля России в товарообороте ЕАЭС и Вьетнама составляет в среднем 90,3 % (табл. 3).
Таблица 1
Объемы внешней торговли государств-членов Евразийского экономического союза с Вьетнамом за 2013—2015 гг., млн дол.
Год Суммарный внешнеторговый товарооборот государств-членов Евразийского экономического союза Темп прироста, % Товарооборот государств-членов Евразийского экономического союза с Вьетнамом Темп прироста, % Доля Вьетнама в товарообороте, %
2013 930 996,7 - 4 399,4 - 0,5
2014 868 537,3 -6,7 4 189,6 -4,8 0,5
2015 579 493,0 -37,8 4 271,9 -2,9 0,7
ф п ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч
2 О
2 ,
Z
ю
С
09 в)
(О 4
Составлено по данным Евразийской экономической комиссии. URL : http://www.eurasiancommission.org/ ISSN 2500-2759
Таблица 2
Объемы внешней торговли Российской Федерации с Вьетнамом за 2013—2015 гг., млн дол.
Год Суммарный внешнеторговый товарооборот Российской Федерации Темп прироста, % Товарооборот Российской Федерации с Вьетнамом Темп прироста, % Доля Вьетнама в товарообороте, %
2013 841 273,8 - 3 969,2 - 0,5
2014 784 421,4 -6,8 3 747,1 -5,6 0,5
2015 526 261,4 -37,4 3 895,9 -1,8 0,7
Составлено по данным Евразийской экономической комиссии. URL : http://www.eurasiancommission.org/
Таблица 3
Объемы внешней торговли Российской Федерации и государств-членов Евразийского экономического союза с Вьетнамом за 2013—2015 гг., млн дол.
Год Товарооборот государств-членов Евразийского экономического союза с Вьетнамом Товарооборот Российской Федерации с Вьетнамом Доля Российской Федерации в товарообороте государств-членов Евразийского экономического союза, %
2013 4 399,4 3 969,2 90,2
2014 4 189,6 3 747,1 89,4
2015 4 271,9 3 895,9 91,2
Составлено по данным Евразийской экономической комиссии. URL : http://www.eurasiancommission.org/
Снижение объемов взаимной торговли Российской Федерации с Вьетнамом в 2015 г. составило 1,8 % или 148,8 млн дол. США (меньше чем в государствах-членах ЕАЭС), т. е. падение цен на нефть, девальвация рубля, введение в отношении России санкций, нестабильность политической ситуации в мире не ухудшили торговые отношения с Вьетнамом.
Доля Вьетнама во внешнеторговом обороте России незначительна и на протяжении 2013-2015 гг. колебалась от 0,5 до 0,7 %. С учетом планируемого в рамках Соглашения увеличения товарооборота либерализация торговли не повлечет создания рисковых ситуаций для экономик России и государств-членов ЕАЭС2. Следовательно, Соглашение представляет собой основу для апробации целесообразности заключения иных многосторонних соглашений с учетом полученного опыта и формирующейся практики.
Продвижение эффективных и прозрачных процедур для снижения расходов — это цель, отличающая данное Соглашение от других. Перечень процедур и лиц не носит конкретный характер. Однако, так как взаимная торговля ЕАЭС с Вьетнамом предусматривает перемещение товаров через таможенные границы, то снижение расходов напрямую связано с системой таможенного администрирования, где ключевая роль отводится мерам тарифного регулирования.
2 Вопросы и ответы по Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/ dotp/sogl_torg/ Documents/%/.
Федеральным законом Российской Федерации «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ определено понятие таможенно-тарифного регулирования, под которым следует понимать метод государственного регулирования, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.
Однако таможенно-тарифное регулирование необходимо рассматривать и как меры государственного воздействия на внешнеторговую деятельность, в основе которых лежит ценовой фактор [3], что расширяет сферу толкования данного определения.
Таможенно-тарифный метод признается ВТО в качестве основного инструмента регулирования экспортно-импортных операций [4]. Одной из составляющих таможенно-тарифного регулирования является система тарифных преференций [5], которая позволяет получить преимущества в виде доступа товаров на рынки и обеспечить усиление экономической позиции государств-партнеров [6].
В целях содействия экономическому развитию стран в ЕАЭС применяется Единая система тарифных преференций. В соответствии со ст. 74 Таможенного кодекса Таможенного союза тарифными преференциями являются льготы по уплате таможенных платежей, представляющие собой преимущества в части уплаты таможенной пошлины3.
3 Таможенный кодекс Таможенного союза : прил. к Договору о Таможенном кодексе Тамож. союза, принятому решением Межгос. совета евраз. экон. сообщества (высш. органа Тамож. союза) от 27 нояб. 2009 г. № 17 (в ред. протокола от 8 мая 2015 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
Соглашение является в первую очередь преференциальным соглашением, несмотря на то, что охватывает различные сферы таможенного регулирования. Система тарифных преференций для российских участников, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность с Вьетнамом, не является новой, поскольку до вступления в силу Соглашения при соблюдении ряда условий декларанты имели право на получение тарифных преференций.
Тарифные преференции в части уплаты 75 % от базовой величины ввозной таможенной пошлины, установленной Единым таможенным тарифом ЕАЭС, могли быть предоставлены таможенным органом только при выполнении определенных условий.
Вьетнам входил в перечень развивающихся стран в соответствии с документом «Перечень развивающихся стран — пользователей системой тарифных преференций», установленным Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130, дающим право участникам внешнеэкономической деятельности на получение тарифной преференции. Обязательным условием было документальное подтверждение страны происхождения товаров, путем предоставления в таможенный орган сертификата формы «А», выданного компетентным органом страны вывоза. В соответствии с документом «Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции» (далее — Перечень), установленным Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130, тарифные преференции ЕАЭС могли быть получены только в отношении определенной номенклатуры товаров.
Таким образом, до Соглашения товары из Вьетнама могли носить преференциальных характер.
В настоящее время российско-вьетнамские отношения обусловлены не политической конъектурой, а интересами рынка [7]. Анализ внешнеторгового оборота показал, что в торговых отношениях России с Вьетнамом доля импорта снизилась с 65,4 % в 2013 г. до 52,7 % в 2015 г. (табл. 4).
В регионах деятельности всех управлений Федеральной таможенной службы Российской Федерации осуществляется декларирование товаров, ввозимых из Вьетнама.
Основная доля товаров, происходящих из Вьетнама, оформляется в регионах деятельности Центрального, Северо-Западного и Дальневосточного таможенных управлений, на их долю приходится соответственно 80, 10 и 2 % от товарооборота. Это объясняется транспортно-логистическими схемами доставки товаров из Вьетнама, а также объемами их потребления на территории России.
С точки зрения структуры взаимной торговли встречные потоки во многом дополняют друг друга [8]. В импортной номенклатуре товаров доминирующее положение занимают товары 03, 08, 09, 10, 20, 42, 61, 62, 64, 84 и 85 групп Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), что характеризует направленность развития экономики Вьетнама (табл. 5).
Вьетнам — аграрная страна, где сельское хозяйство остается главной, но уязвимой отраслью экономики. Из Вьетнама в Россию поставляются овощи, фрукты, орехи и продукты их переработки, а также кофе. Вместе с тем в импорте также доминируют
ф
п ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч 2
о 2
Z
10 С
09
е>
(О 4
Таблица 4
Структура внешнеторгового оборота России с Вьетнамом за 2013—2015 гг., млн дол.
Год Общий товарооборот Экспорт Темп прироста экспорта, % Импорт Темп прироста импорта, % Российская доля импорта в общем товарообороте, %
2013 3 969,2 1 373,5 - 2 595,7 - 65,4
2014 3 747,1 1 451,8 5,7 2 295,3 -11,6 61,3
2015 3 895,9 1 842,5 34,1 2 053,4 -20,9 52,7
Составлено по данным Евразийской экономической комиссии. URL : http://www.eurasiancommission.org/
Таблица 5
Объем импорта товаров из Вьетнама в Россию в 2013—2015 гг., млн дол.
Год Товарная группа по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза Всего
03 08 09 10 20 61 62 64 84 85
2013 81,3 51,3 134,3 42,4 29,8 72,5 197,3 272,1 538,3 937,5 2 595,7
2014 91,7 64,9 162,5 13,1 36,7 80,5 216,8 277,6 319,9 755,3 2 295,3
2015 76,8 34,4 147,3 17,5 25,5 54,1 149,7 213,2 197,0 922,6 2 053,4
Составлено по данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: http://stat.customs.ru/ apex/f?p=201:7:2379411100971495::N0/
рыба свежая, охлажденная, замороженная и сушеная.
Перерабатывающая промышленность и индустрия высоких технологий приоритетны для экономики Вьетнама. Рынки технологичного производства представлены производственно-сборочными процессами товаров широкого применения, что определяет поставки в Россию товаров 84 и 85 групп ТН ВЭД ЕАЭС (телефоны, компьютеры, телевизоры и иная электронная техника). Данный рост связан в основном с результатом деятельности размещенных на территории Вьетнама сборочных производств транснациональных компаний.
Лидирующие позиции в перерабатывающей промышленности Вьетнама занимает текстильное и швейное производство, представленное одеждой и предметами одежды, относящимися к товарам 61 и 62 групп ТН ВЭД ЕАЭС.
По итогам 2015 г. среди ввозимых в Россию товаров доля высокотехнологичной продукция составила 54,5 %, что на 7,7 % больше по сравнению с 2014 г., доля одежды и предметов одежды — 9,9 %, обуви — 10,4 %, кофе и чая — 7,2 %, рыбы — 3,7 %, фруктов и орехов — 1,7 %.
В настоящее время номенклатура товаров, установленная Перечнем, носит исчерпывающий характер и не распространяется только на налогоемкие товары: 39, 61, 62, 63, 64, 84, 85, 87, 94 группы ТН ВЭД ЕАЭС.
Одежда и обувь, товары технологичного производства, поставляемые из Вьетнама, являются налогоемкими и формирующими доходную часть федерального бюджета. В ближайшей перспективе тенденция совершения операций в таможенных органах Центрального, Северо-Западного и Дальневосточного таможенных управлений сохранится, но возрастут требования к качеству и организации проведения таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ввиду изменения норм таможенного администрирования в рамках Соглашения, заключенного ЕАЭС с Вьетнамом.
В соответствии с положениями Соглашения товары из Вьетнама не утрачивают статус преференциальных товаров. Напротив, положениями Соглашения их номенклатура расширена и включает налогоемкие товарные группы. Кроме того, согласно положениям Соглашения, режимом свободной торговли может пользоваться только «происходящий» с территории сторон товар. Следовательно, товары, происходящие с территории государств-членов ЕАЭС и вывозимые за ее пределы, могут носить статус преференциальных товаров.
Нельзя согласиться с мнением о том, что доля импорта вьетнамских товаров, поставляемых на российский рынок, превалирует над экспортом [9]. Экспорт товаров из России во Вьетнамом по итогам 2014 г. по сравнению с 2013 г. увеличился на 5,7 %, а в 2015 г. на 34,1 %. В общем объем внешнеторгового оборота Российской Федерации с Вьетнамом составлял в 2013 г. 34,6 %, а в 2015 — 47,3 % (см. табл. 4). В структуре экспорта доминируют сырьевые и высокотехнологичные товары: асбест, нефтепродукты, каменный уголь, калийные и смешанные удобрения, аппаратура радионавигационная и радиолокационная, аппаратура связи (табл. 6).
К 2025 г. средний арифметический уровень ввозных таможенных пошлин Вьетнама для товаров стран ЕАЭС будет снижен с 10 до 1 % [10]. В связи с отменой или снижением таможенной пошлины Соглашение предоставляет экспортерам из России и иным государствам-членам ЕАЭС возможность не только расширения рынка сбыта, но и вывоза таких товаров, которые ранее не поставлялись на вьетнамский рынок, в том числе несырьевых.
Однако с подписанием Соглашения ставки таможенных пошлин, во-первых, стали носить дифференцированный характер, во-вторых, теперь они предусматривают переходный период снижения от 5 до 10 лет, и, в-третьих — применяются к товарам, происходящим с территорий сторон Соглашения (табл. 7).
Таблица 6
Экспорт товаров из России во Вьетнам в 2013—2015 гг., млн дол.
Год Товарная группа по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза Всего
25 27 31 72 73 84 85 89 90
2013 19,7 82,2 46,1 61,4 17,0 70,5 131,3 342,8 112,4 1 373,5
2014 17,4 124,4 106,8 24,0 23,1 50,6 74,6 603,0 24,7 1 451,8
2015 19,5 193,2 100,0 9,1 10,7 21,2 155,4 603,1 15,3 1 842,5
Составлено по данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: http://stat.customs.ru/ apex/f?p=201:7:2379411100971495::N0/
Таблица 7
Ставки таможенных пошлин в отношении товаров, перемещаемых из Вьетнама, %
Код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза Наименование товара Базовая ставка пошлины по Единому таможенному тарифу Преференциальная ставка пошлины до Соглашения Преференциальная ставка пошлины в соответствии с Соглашением, %
2016 г. 2017 г. 2018 г. 20192025 гг.
0304620000 Филе сома мороженое 5 % 3,75 % 0 0 0 0
0306179200 Креветки мороженые 3 % 2,25 % 0 0 0 0
0803901000 Бананы свежие 4 %, но не менее 0,015 евро за кг 3 %, но не менее 0,011 евро за кг 0 0 0 0
0805400000 Грейпфруты свежие 5 %, но не менее 0,015 евро за кг 3,75 %, но не менее 0,011 евро за кг 0 0 0 0
0901210001 Кофе жареный с кофеином «Арабика» 8 %, но не менее 0,16 евро за кг 6 %, но не менее 0,012 евро за кг U U U U
0902100001 Чай зеленый в одноразовой упаковке 12 %, но не менее 0,34 евро за кг 9 %, но не менее 0,255 евро за кг U U U U
4202111000 Портфели, кейсы из натуральной кожи 14 % 10,5 % 0 0 0 0
6201110000 Пальто, полупальто, плащи из шерстяной пряжи 2,6 евро за кг 1,95 евро за кг 13,3 10,0 6,7 3,3
6201930000 Куртки (включая лыжные), ветровки из химических нитей 10 %, но не менее 2,25 евро за кг 7,5 %, но не менее 1,688 евро за кг 0 0 0 0
6403400000 Обувь с подошвой из резины, пластмассы, натуральной и композиционной кожи с верхом из натуральной кожи с защитным металлическим подноском 1,25 евро за пару 0,938 евро за пару 0 0 0 0
ф п ч
01 И 5<
а л
г
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч 2
о 2
Z
10 С
09
е>
(О 4
Составлено по данным Решения Совета Евразийской экономической комиссии «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» от 16 июля 2012 г. № 54. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_133133/; Договора о создании Евразийского экономического союза от 29 мая 2014 г. URL: http:// www.eurasiancommission.org/; Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами с одной стороны и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/Documents/EAEU-VN_FTA.pdf
Выгода от реализации Соглашения представляет собой обнуление ставок таможенных пошлин как по экспортируемым, так и по импортируемым товарам. Изменение тарифных ставок в соответствии с Соглашением затронет 88 % товарных линий товарной номенклатуры4. Однако в отношении, например, чая, кофе, масла пальмового и маргарина, сигарет, цемента, нитей хлопчатобумажных и других товаров, поименованных в приложении № 1 к Соглашению
4 Вопросы и ответы по Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp.
с отметкой «и», тарифные преференции применяться не будут. Ставки таможенных пошлин в отношении таких «чувствительных» для государств-членов ЕАЭС товаров будут взиматься применительно к режиму наиболее благоприятствуемой нации.
По оценкам специалистов, эффект от отмены таможенных пошлин может составлять для экспортеров ЕАЭС около 40 млн дол. в первый год, а для вьетнамских импортеров 5-10 млн дол.
Вместе с тем, отличительной особенностью преференциального режима данного Соглашения от общей системы преференций является установление триггерного механиз-
ма защиты внутреннего рынка при возникновении ущерба отраслям экономик импортирующей стороны.
Если двухсторонняя специальная защитная мера как инструмент нетарифного регулирования применяется в отношении возросшего количества товаров, причиняющего ущерб национальным производителям государств, то использование триггерного механизма заключается в установлении ставки таможенной пошлины применительно к режиму наибольшего благоприятствования в случае превышения в течение календарного года объема ввоза данных товаров на территорию государств-членов ЕАЭС. Триг-герные меры защиты в рамках Соглашения распространяются в отношении налогоемких товаров: 61, 62, 64 и 94 групп ТН ВЭД ЕАЭС. Применение таких мер защиты не должно превышать 6 мес.
Положения Соглашения повлияли на механизм подтверждения страны происхождения товаров. Воспользоваться ими можно только в том случае, если таможенный орган удостоверится, что ввозимые на таможенную территорию товары полностью получены и произведены во Вьетнаме. В соответствии с Соглашением, одним из условий преференциального режима является предоставление сертификата происхождения товара по форме, отличной от ранее используемой формы «А».
Данное Соглашение подтверждает намерение сторон в течение 5 лет внедрить электронный документооборот, включающий систему электронной сертификации и верификации, а также систему обмена данными, достаточными для идентификации перемещаемых товаров. Таким образом, бумажный оригинал сертификата о происхождении товара по форме EAV, отличной от сертификата формы «А», в скором будущем заменит электронный оригинал документа, а планируемая разработка системы электронного обмена данными обеспечит проведение проверки достоверности сведений, представленных участникам внешнеэкономической деятельности, в кратчайшие сроки, что минимизирует время совершения таможенных операций и повысит эффективность таможенного контроля.
На основании изложенного можно сделать вывод, что положения Соглашения направлены на упрощение таможенного администрирования.
Соглашением закреплены нормы электронного информационного обмена данными из таможенных деклараций и транспорт-
ных документов. Например, на основании данных таможенных служб Российской Федерации и Вьетнама внешнеторговый товарооборот государств по итогам 2014 г. отличается почти на 1 млрд дол. [11]. Декларационный обмен позволит обеспечить принцип «зеркальной статистики» и минимизировать рисковые ситуации, сократить сроки проведения таможенного контроля, а также определить подходы к ведению таможенной статистики внешней торговли. Обоюдный обмен данными таможенных деклараций по товарам, перемещаемым через таможенную границу без ограничений их количества и номенклатуры, является прецедентным шагом развития доверительных отношений и расширения таможенного сотрудничества. Следует отметить, что в настоящее время отсутствует механизм обмена данными на постоянной основе и без ограничений применительно к иным странам Азиатско-Тихоокеанского региона.
В целях совершенствования таможенно-тарифного регулирования таможенные органы сторон внешнеэкономической деятельности обеспечивают предоставление предварительных решений по классификации товаров и стране происхождения на основании обращений заявителя. Таможенные органы государств-членов ЕАЭС оказывают услуги по выдаче предварительных решений больше 5 лет, однако для Вьетнама данное направление таможенного администрирования будет новым, закрепляющим унифицированные подходы к применению таможенного администрирования.
Практика реализации таможенно-тарифного регулирования выработала подходы применения таможенной пошлины не к фактурной стоимости (цене сделки) [12], а к определенной расчетной величине — таможенной стоимости. В соответствии с положениями таможенного законодательства, таможенная стоимость представляет собой основу для исчисления таможенных пошлин и налогов и является одним из инструментов таможенно-тарифного регулирования. Порядок контроля таможенной стоимости, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа, включает как контроль метода заявления таможенной стоимости, так и ее величины.
Применение метода по стоимости сделки с ввозимыми или вывозимыми товарами предполагает согласие таможенного органа с величиной таможенной стоимости, заявленной декларантом. Однако, если сведения, заявленные декларантами, не соответствуют
критериям достоверности, документальной подверженности, количественной определенности, то таможенный орган вправе не согласиться с заявленной величиной таможенной стоимости, которая по результатам контроля может быть изменена так же, как и метод ее первоначального определения. Как правило, изменение величины таможенной стоимости по результатам контроля связано с доплатой таможенных пошлин, налогов и увеличением времени совершения таможенных операций.
Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации, положениями «дорожной карты» по совершенствованию таможенного администрирования предусмотрены направления совершенствования таможенной стоимости. Однако подходы применения предварительных решений по таможенной стоимости, предложенные Соглашением, являются новыми не только для Фе-
деральной таможенной службы России, но и для таможенных органов государств-членов ЕАЭС. Оказание услуг по принятию предварительных решений по таможенной стоимости предполагает установление и согласование метода определения таможенной стоимости и ее величины, что упрощает проведение таможенного контроля и создает благоприятные условия для ведения бизнеса.
Следовательно, несмотря на то, что основная доля внешнеторгового оборота государств-членов ЕАЭС с Вьетнамом приходится на Российскую Федерацию, регулирование таможенной пошлины, классификации товаров, страны происхождения и таможенной стоимости в соответствии с Соглашением представляет собой администрирование инструментов развития таможенно-тарифного регулирования, что обеспечивает расширение и укрепление внешнеторговых связей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Старикова Е. М. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли стран Таможенного союза как основы ЕАЭС / Е. М. Старикова // Международная экономика. — 2015. — № 8. — С. 19-25.
2. Кравченко А. В. Таможенно-тарифное регулирование в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности / А. В. Кравченко // Экономика, право и социум: современные модели развития общества : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ставрополь, 30 апр. 2014 г. / под общ. ред. В. В. Пономарёва, Т. А. Куткович. — Ставрополь : Логос, 2014. — С. 92-100.
3. Федоткин В. В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности Российской Федерации в условиях Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС / В. В. Федоткин // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. — 2013. — № 4 (18). — С. 158-162.
4. Килин В. В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности России в условиях Таможенного союза ЕврАзЭС и ВТО / В. В. Килин // Управленец. — 2014. — № 4 (50). — С. 20-28.
5. Наумова Т. С. Тарифные преференции: институциональный аспект применения / Т. С. Наумова, К. В. Хо-лостякова // Общество: политика, экономика, право. — 2016. — № 8. — С. 43-49.
6. Хапилин С. А. Преференциальная система Евразийского экономического союза: модернизационный потенциал / С. А. Хапилин // Вестник Ростовского государственного экономического университета. — 2015. — № 1 (49). — С. 193-199.
7. Воловик Н. П. Начало функционирования зоны свободной торговли Евразийского Экономического союза и Социалистической Республики Вьетнам / Н. П. Воловик // Экономическое развитие России. — 2016. — Т. 23, № 10. — С. 23-27.
8. Мазырин В. М. Вьетнам: зоны свободной торговли / В. М. Мазырин // Мировая экономика и международные отношения. — 2016. — Т. 60, № 3. — С. 72-82.
9. Шаламов Г. А. Внешнеэкономические отношения Вьетнама и России на современном этапе / Г. А. Шаламов, Т. Д. Чиеу // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2014. — № 9 (92). — С. 252-256.
10. Кулжабаева Ж. О. Новые зоны свободной торговли ЕАЭС как факторы обеспечения экономической безопасности интеграционного сотрудничества евразийских государств в азиатско-тихоокеанском регионе / Ж. О. Кулжабаева // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. — 2015. — № 2 (3). — С. 23-29.
11. Мазырин В. М. Первое соглашение о свободной торговле Евразийского экономического союза / В. М. Мазырин // Международная экономика. — 2015. — № 11-12. — С. 51-63.
12. Сухарев А. Н. Методологические аспекты таможенной стоимости / А. Н. Сухарев // Финансы и кредит. — 2011. — № 20 (452). — С. 49-53.
REFERENCES
1. Starikova E. M. Customs and tariff regulation of trade between the countries of the Customs Union eurasec as the basis of EAEC. Mezhdunarodnaya ekonomika = International Economy, 2015, no. 8, pp. 19-25. (In Russian).
2. Kravchenko A. V. Customs and tariff regulation in the system of government regulation of foreign economic activity. In Ponomarev V. V., Kutkovich T. A. (eds). Ekonomika, pravo i sotsium: sovremennye modeli razvitiya obshchestva. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Stavropol, 30 apr. 2014 g. [Economy, Law and Society: Modern Models of Society Development. Materials of International Research Conference. Stavropol, 30 April, 2014]. Stavropol, Logos Publ., 2014, pp. 92-100. (In Russian).
Ф 0 4
01 И 5<
а
л т
n *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
н
ф
ч
2 О
2 ,
Z
ю
С
09 в)
(О 4
3. Fedotkin V. V. Customs tariff regulation of foreign trade activity in the Russian Federation in conditions of the Customs Union within the bounds of EurAsEC. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsialnaya sfera, tekhnologii = Theory and Practice of Service: Economy, Social Sphere and Technologies, 2013, no. 4 (18), pp. 158-162. (In Russian).
4. Kilin V. V. Customs tariff and non-tariff regulation of Russia's foreign trade in terms of the EurAsEC Customs Union and the WTO. Upravlenets = The Manager, 2014, no. 4 (50), pp. 20-28. (In Russian).
5. Naumova T. S., Kholostyakova K. V. Tariff preferences: institutional aspect of application. Obshchestvo: poli-tika, ekonomika, pravo = Society: Politics, Economy, Law, 2016, no. 8, pp. 43-49. (In Russian).
6. Khapilin S. A. Preferentialism of the Eurasian Economic Union: modernization potential. Vestnik Rostovsko-go gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Bulletin of Rostov State University of Economics, 2015, no. 1 (49), pp. 193-199. (In Russian).
7. Volovik N. P. Launching of the free trade zone of the Eurasian Economic Union and the Socialist Republic of Vietnam. Ekonomicheskoe razvitie Rossii = Russian Economic Development, 2016, vol. 23, no. 10, pp. 23-27. (In Russian).
8. Mazyrin V. M. Vietnam: free trade areas. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2016, vol. 60, no. 3, pp. 72-82. (In Russian).
9. Shalamov G. A., Chieu T. D. Vietnam — Russia foreign economic relations today. Vestnik Irkutskogo go-sudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Bulletin of Irkutsk State Technical University, 2014, no. 9 (92), pp. 252-256. (In Russian).
10. Kulzhabaeva Zh. O. New free trade zones of the Eurasian Economic Union as factors of safeguarding economic security of integration cooperation of Eurasian countries in the Asia-Pacific region. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo evraziiskikh gosudarstv: politika, ekonomika, pravo = International Cooperation of Eurasian Countries: Politics, Economy and Law, 2015, no. 2 (3), pp. 23-29. (In Russian).
11. Mazyrin V. M. The first free trade agreement of the Eurasian Economic Union. Mezhdunarodnaya ekonomika = International Economy, 2015, no. 11-12, pp. 51-63. (In Russian).
12. Sukharev A. N. Methodological aspects of customs value. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2011, no. 20 (452), pp. 49-53. (In Russian).
Информация об авторе
Руднева Зарета Сергеевна — кандидат экономических наук, кафедра мировой экономики и таможенного дела, Хабаровский государственный университет экономики и права, 680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи
Руднева З. С. Таможенно-тарифные инструменты регулирования свободной торговли с Вьетнамом / З. С. Руднева // Известия Байкальского государственного университета. — 2017. — Т. 27, № 2. — С. 186-194. — DOI: 10.17150/2500-2759.2017.27(2).186-194.
Author
Zareta S. Rudneva — PhD in Economics, Department of World Economy and Customs, Khabarovsk State University of Economics and Law, 134 Tikho-okeanskaya St., 680042, Khabarovsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Reference to article
Rudneva Z. S. Customs and Tariff Tools of Regulation of Free Trade with Vietnam. Izvestiya Baykal'sko-go gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2017, vol. 27, no. 2, pp. 186-194. DOI: 10.17150/2500-2759.2017.27(2).186-194. (In Russian).