Научная статья на тему 'Система тарифных преференций в условиях Евразийского экономического союза: особенности применения и проблемы функционирования'

Система тарифных преференций в условиях Евразийского экономического союза: особенности применения и проблемы функционирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11101
1002
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАРИФНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ИМПОРТ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / TARIFF PREFERENCES / CUSTOMS TARIFF REGULATION / FEDERAL BUDGET / IMPORT / FOREIGN TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Т.О.

Предмет. Характер и содержание системы тарифных преференций в условиях функционирования Таможенного союза ЕАЭС.Цели. Раскрытие роли тарифных преференций в экономической политике ЕАЭС. Выявление основных проблем и приоритетных направлений развития тарифных преференций в условиях функционирования Таможенного союза ЕАЭС.Методология. Системный метод научного познания, общетеоретические методы исследования (метод анализа, синтеза, сравнения, описания) и частнонаучные методы: формально-логический и сравнительно-правовой.Результаты. Исследованы основные элементы системы тарифных преференций, этапы и порядок их предоставления в рамках ЕАЭС. Произведен расчет ввозных таможенных пошлин с учетом предоставления тарифных преференций. Раскрыта сущность основных документов, используемых для предоставления тарифных преференций.Выводы. Система тарифных преференций заключается в снижении тарифных ставок в зависимости от уровня развития страны. В свою очередь тарифные преференции оказывают существенное влияние на объем таможенных платежей, поступающих в бюджет стран участниц ЕАЭС. Совершенствование системы тарифных преференций в условиях функционирования ЕАЭС является одним из важнейших направлений улучшения системы таможенно-тарифного регулирования. Ключевым моментом для целей таможенного контроля является контроль за определением страны происхождения товаров. Главными преимуществами предоставления тарифных преференций являются: упрощение системы внешнеэкономических связей, увеличение объемов внешнеторгового оборота, расширение географии ввоза товаров, а также усиление экономических позиций страны. Одной из главных проблем выступает подтверждение подлинности сертификата СПТ. Наличие поддельного сертификата влечет за собой непоступление в полном объеме таможенных платежей, что в свою очередь влияет на доходную часть федерального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tariff preferences in the Eurasian Economic Union: application features and problems of functioning

Subject The article addresses the nature and content of the system of tariff preferences within the Customs Union of the EEU.Objectives The study aims to explain the role of tariff preferences in the economic policy of the EEU, identify main problems and focal areas of tariff preferences development in the framework of the EEU Customs Union.Methods I employ the systematic approach to scientific knowledge, general theoretical methods of research (analysis, synthesis, comparison, description) and specific techniques of formal logic and comparative legal studies.Results The paper explores basic elements of the system of tariff preferences, stages and procedures for granting preferences in the EEU. It presents calculations of import customs duties based on tariff preferences, and describes main relevant documents.Conclusions The key point for the purposes of customs control is determination of the country of goods origin. Main advantages of tariff preferences include simplification of foreign economic relations, foreign trade increase, geographic expansion of imports, strengthened economic position of countries. One of main problems is confirmation of the certificate of origin of goods, as fake certificates entail less customs duties, and, therefore, less budget revenues.

Текст научной работы на тему «Система тарифных преференций в условиях Евразийского экономического союза: особенности применения и проблемы функционирования»

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Проблемы глобализации

СИСТЕМА ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИИСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Татьяна Олеговна АЛЕКСЕЕВА

студентка четвертого курса, специальность таможенное дело, Тверской государственный университет, Тверь, Российская Федерация tanya101dm@yandex.ru

История статьи:

Принята 27.02.2017 Принята в доработанном виде 14.03.2017 Одобрена 28.03.2017 Доступна онлайн 27.04.2017

УДК 338.23 JEL: F13

Ключевые слова:

тарифные преференции, таможенно-тарифное регулирование, федеральный бюджет, импорт, внешняя торговля

Аннотация

Предмет. Характер и содержание системы тарифных преференций в условиях функционирования Таможенного союза ЕАЭС.

Цели. Раскрытие роли тарифных преференций в экономической политике ЕАЭС. Выявление основных проблем и приоритетных направлений развития тарифных преференций в условиях функционирования Таможенного союза ЕАЭС. Методология. Системный метод научного познания, общетеоретические методы исследования (метод анализа, синтеза, сравнения, описания) и частнонаучные методы: формально-логический и сравнительно-правовой.

Результаты. Исследованы основные элементы системы тарифных преференций, этапы и порядок их предоставления в рамках ЕАЭС. Произведен расчет ввозных таможенных пошлин с учетом предоставления тарифных преференций. Раскрыта сущность основных документов, используемых для предоставления тарифных преференций.

Выводы. Система тарифных преференций заключается в снижении тарифных ставок в зависимости от уровня развития страны. В свою очередь тарифные преференции оказывают существенное влияние на объем таможенных платежей, поступающих в бюджет стран - участниц ЕАЭС. Совершенствование системы тарифных преференций в условиях функционирования ЕАЭС является одним из важнейших направлений улучшения системы таможенно-тарифного регулирования. Ключевым моментом для целей таможенного контроля является контроль за определением страны происхождения товаров. Главными преимуществами предоставления тарифных преференций являются: упрощение системы внешнеэкономических связей, увеличение объемов внешнеторгового оборота, расширение географии ввоза товаров, а также усиление экономических позиций страны. Одной из главных проблем выступает подтверждение подлинности сертификата СПТ. Наличие поддельного сертификата влечет за собой непоступление в полном объеме таможенных платежей, что в свою очередь влияет на доходную часть федерального бюджета.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

На конференции ООН по товарам и торговле (ЮНКТАД) в 1968 г. была одобрена Генеральная система преференций, которая предусматривала создание благоприятных условий для вхождения развивающихся и наименее развитых стран в мировую торговлю, впоследствии стала базисом для формирования Общей системы преференций.

Главными принципами, лежащими в основе Общей системы преференций, являются: принцип добровольного предоставления развитыми странами невзаимных тарифных

льгот в пользу развивающихся стран, а также принцип индивидуального построения национальных схем преференций [1].

Общая система преференций уже приобрела статус международной правовой системы, и ее принципы используются при разработке национальных систем преференций отдельных стран или региональных интеграционных объединений. Ключевые положения данной системы послужили базисом для формирования механизмов таможенно-тарифного регулирования Таможенного союза.

В настоящее время одним из основных элементов таможенно-тарифного регулирования внешней торговли является Единая система тарифных преференций ЕАЭС (ЕСТП ЕАЭС), которая находит свое отражение в международном и в национальном законодательстве, а также в рамках региональных интеграционных соглашений. ЕСТП ЕАЭС состоит из следующих основных элементов: перечень стран - пользователей системы тарифных преференций ЕАЭС (развивающиеся и наименее развитые страны), перечень преференциальных товаров, правила определения страны происхождения товаров и система ставок ввозных таможенных пошлин.

Основным органом, обеспечивающим функционирование и развитие ЕАЭС, является Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). К важнейшей функции ЕЭК в сфере таможенного регулирования относят установление торговых режимов в отношении третьих стран.

Тарифные преференции представляют собой льготы, которые подразумевают снижение ставки ввозной таможенной пошлины либо освобождение от уплаты в отношении товаров, происходящих из стран, на которых распространяется преференциальный режим. С финансовой точки зрения смысл таможенных преференций состоит в расширении внутреннего рынка метрополии за счет более слабого в экономическом отношении торгового партнера и усилении протекционизма по отношению к другим участникам международной торговли. [2]. Мировой опыт показывает, что преференциальные режимы выступают в качестве инструмента регулирования не только экономических, но и геополитических интересов. Тарифные преференции, как правило, предоставляются в отношении товаров первой необходимости, которые не производятся в рамках ЕАЭС либо производятся в небольшом объеме [3].

С точки зрения таможенного аспекта необходимо обратить внимание на разграничение таких понятий как «тарифная

льгота» и «тарифная преференция». Так, предоставление тарифных льгот и преференций осуществляется в разной форме, кроме того отличаются основания их предоставления. Тарифные преференции зависят от страны происхождения товаров, а тарифные льготы - от таких критериев, как таможенная процедура, цели ввоза, предназначение [4].

Определение страны происхождения товаров (далее - СПТ) является важным этапом при декларировании товаров, поскольку от правильного определения СПТ зависит применение тарифных преференций, что напрямую влияет на размер начисляемых таможенных платежей. СПТ - это государство, в котором товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров1.

СПТ определяет декларант, который при заполнении декларации на товары указывает информацию о происхождении товара. Указание страны происхождения при подаче таможенной декларации позволяет

формировать статистику внешней торговли, необходимую для составления планов по развитию внешнеэкономической политики государства[5].

Происхождение товара из страны, заявленной декларантом, должно документально подтверждаться сертификатом СПТ. Исключением является то, что если общая таможенная стоимость ввозимых товаров не превышает 200 евро, то предоставление сертификата, подтверждающего СПТ, не

1 Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (от 27.11.2009 № 17 приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств).

1, 2017, т. 23, вып. 16, стр. 958-972

ш/|оита1Яс/ 959

требуется2. В целях предоставления преференций в ЕАЭС применяются три вида сертификатов (рис. 1). Сертификат формы «А» необходим для удостоверения СПТ, относящихся к развивающимся и наименее развитым странам, он служит основанием для предоставления преференций странам дальнего зарубежья. Сертификат формы «СТ-1» применяется для удостоверения страны происхождения товаров из СНГ, которая образует с РФ зону свободной торговли. Преференция распространяется на все товары, за исключением тех, что указаны в приложении 1 к Договору о зоне свободной торговли (Перечень изъятий)3. Если товар попадает в этот перечень, то к нему не применяются тарифные преференции. Сертификат формы СТ-2 используется для удостоверения Сербии как страны происхождения товаров. Все три формы сертификатов дают право на получение преференций. Они предоставляются только при соблюдении определенных условий и при наличии преференциального сертификата, оформленного надлежащем образом.

На обратной стороне сертификата должна быть расшифровка критерия происхождения товара, то есть описание добавленной стоимости материалов и компонентов, выраженных в процентах к цене товара, указание об обработке или переработке, которой подвергался товар, либо подтверждение того, что товар полностью произведен в стране экспортера [6]. Усложнившийся характер и детализация производства товаров в рамках глобальных производственных цепочек, предполагающих неоднократное трансграничное перемещение продукции на промежуточных стадиях, еще больше затрудняют процесс определения СПТ. [7]. Так, например, если при производстве товара задействованы от двух и более стран,

2 Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 254 «О таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в отношении которых не требуется представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров».

3 Договор о зоне свободной торговли (подписан в Санкт-Петербурге 18.10.2011).

то для определения СПТ в данном случае используют критерии достаточной переработки. К основным критериям относят:

1) критерий изменения тарифной классификации, который означает изменения классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшие в результате переработки товара;

2) критерий адвалорной доли (добавленной стоимости), означающий изменение стоимости товара, при котором процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара;

3) критерий, базирующийся на производственной операции (специфическом производственном процессе) или частичной переработке, то есть выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товара считалась страна, где эти операции были совершены.

В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, установлены ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от базового уровня, указанного в Едином таможенном тарифе ЕАЭС. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций, ставка ввозной таможенной пошлины снижена до 0. Базовый уровень ставок установлен в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС из стран, в торгово-политических отношениях с которыми используется режим наибольшего

благоприятствования (рис. 2). Ранее в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС из стран, которые не подпадали под названный режим, применялся базовый уровень ставок, увеличенный в два раза, но с 2012 г. данное правило не действует. В настоящее время в отношении товаров,

ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза ЕАЭС и происходящих из любых стран (в том числе происхождение которых не установлено) применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС4.

Режим свободной торговли отличается от тарифных преференций тем, что льготы в его рамках предоставляются в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли в соответствии с межправительственными соглашениями и двусторонними договорами. Применение к товарам режима свободной торговли подразумевает, что товары освобождаются от ввозной таможенной пошлины. Названный режим устанавливается в рамках межправительственных соглашений, например, Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом5.

Рассмотрим процесс получения тарифных преференций, который состоит из нескольких этапов:

1) определение СПТ. На данном этапе необходимо установить страну происхождения и выяснить, входит ли она в перечень стран - пользователей тарифных преференций. Всего в перечнях установлено 104 развивающихся6 и 49 наименее развитых стран';

2) определение классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС. Для предоставления

4 Приказ ФТС России от 02.08.2012 № 1560 «О применении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза».

5 Соглашение между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами с одной стороны и Социалистической Республикой Вьетнам с другой стороны от 29.05.2015 «О свободной торговле».

6 Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза (утв. Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130) (ред. от 23.04.2015).

7 Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза (утв. Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС

от 27.11.2009 № 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130) (ред. от 06.04.2016).

преференций необходимо, чтобы импортируемый товар входил в перечень преференциальных товаров8. В данный перечень в основном включены сельскохозяйственные товары, а также товары низкой степени переработки. Иная ситуация сложилась для режима свободной торговли. Такой режим предоставляется для всех товаров за исключением включенных в перечни изъятия, как было сказано ранее;

3) проверка соблюдения правил определения происхождения товаров. Данные правила могут незначительно отличаться в зависимости от применяемого для определения СПТ соглашения. В основном необходимо соблюдение следующих условий. Во-первых, чтобы товар считался происходящим из конкретной страны, он должен быть полностью произведенным в этой стране. Если данное правило не соблюдается, тогда нужно проверить соблюдение правила достаточной переработки. Во-вторых, необходимо проверить также соблюдение еще двух важных правил - непосредственной закупки и прямой поставки;

4) проверка преференциального сертификата. Последним шагом на пути к получению тарифных преференций является проверка преференциального сертификата на соответствие требованиям, предъявляемым к его оформлению. В подтверждение СПТ должностное лицо таможенного органа вправе требовать представления документов, которыми являются декларация или сертификат о происхождении товара. При нарушении требований по оформлению должностное лицо таможенного органа вправе отказать в рассмотрении документов в качестве основания для предоставления тарифных преференций, и кроме того может привлечь его к административной ответственности за недостоверное

8 Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (утв. Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130) (ред. от 15.11.2016).

декларирование, что скорее всего повлечет за собой наложение штрафа [8].

Рассмотрим пример расчета таможенных платежей в зависимости от стран, входящих в перечень развивающихся и наименее развитых стран - пользователей тарифных преференций. На таможенную территорию ЕАЭС ввозится товар - апельсины сладкие, свежие (код ТН ВЭД ЕАЭС - 0805102000). Таможенная стоимость - 560 000 руб. Ставка ввозной таможенной пошлины - 5%, но не менее 0,017 евро за 1 кг. Евро по курсу Банка России 63,12 руб. за евро. Результаты представлены в табл. 1.

В настоящее время наиболее

распространенными правонарушениями,

связанными с предоставлением тарифных преференций, являются: подделка документов, подтверждающих СПТ, умышленно неверная таможенная классификация товара, а также несоблюдение правил определения СПТ. Товары, в отношении которых предоставляются преференции, относятся к товарам группы риска, то есть в их отношении могут иметь место административные правонарушения. Если обратиться к опыту ЕС, то одной из центральных проблем функционирования преференциальных

режимов данного интеграционного

объединения, даже в условиях существования отлаженной и технически хорошо оснащенной системы таможенного контроля, являются нарушения правил использования тарифных преференций прежде всего путем декларирования ложного происхождения товара [9]. Фальсификация документов, подтверждающих СПТ, влечет за собой следующее: таможенные платежи и налоги будут уплачены не в полном объеме, следовательно, пострадает федеральный бюджет нашей страны. В связи с запретом на ввоз целого ряда продовольственных товаров вследствие действия российских

контрсанкций в отношении некоторых зарубежных стран контроль за правильностью определения СПТ является крайне важным [10].

Значит, на этапе декларирования основное -правильное определение СПТ, а на этапе таможенного контроля - осуществление контроля за определением СПТ посредством проверки документов и сведений, что проводится таможенными органами. Кроме того, необходима разработка новых профилей риска, а также совершенствование автоматизированной системы проверки разрешительных документов и сведений, подаваемых в таможенные органы. Помимо этого, необохдимо применять к недобросовестным участникам ВЭД все возможные формы таможенного контроля [11].

Особенностью системы тарифных

преференций ЕАЭС является то, что все страны - участницы ЕАЭС, за исключением Российской Федерации, сами являются бенефициарами тарифных преференций, предоставляемых другими странами в отношении развивающихся и наименее развитых стран. Согласно данным Всемирного банка о классификации стран по уровню дохода, Российская Федерация названа страной с высоким уровнем дохода, Республика Беларусь и Республика Казахстан классифицируются как страны с доходом выше среднего, Республика Армения и Киргизская Республика - как страны с доходом ниже среднего [12].

Основными странами, которым

предоставляются тарифные преференции являются: Китай, Бразилия, Аргентина, Эквадор, Египет, Парагвай, Чили, Индия, Иран и др. Тарифные преференции работают лишь в отношении ряда товаров из преференциального списка: мяса и мясных продуктов из Аргентины и Бразилии, картофеля из Египта, овощей из Македонии, чая из Шри-Ланки, лекарственных средств из Индии. При этом товары ввозятся без ежегодного прироста по объемам, что объясняется переизбытком данных товаров на рынке и конечностью существующего спроса [13].

При формировании перечня стран -пользователей системы тарифных

преференций ЕАЭС, учитываются результаты исследований Всемирного банка, который ежегодно рассчитывает показатели национального дохода на душу населения в странах мира [14].

В перечень стран с высоким доходом на душу населения входят преференциальные страны, чей доход на душу населения составляет более 12 616 долл. США [15], поэтому многие государства, входящие в перечень развивающихся, не отвечают установленным Всемирным банком критериям для отнесения их к таким странам. Например, Китай, Бразилия, ОАЭ и др. считаются имеющими высокий уровень дохода, что определяет возможность заключения с ними единых на уровне ЕАЭС двусторонних преференциальных соглашений и получения на взаимной основе благоприятных условий доступа товаров [16]. В ЕСТП ЕАЭС к настоящему времени из 104 стран, включенных в перечень развивающихся, 22 государства достигли высокого уровня дохода, что дает основания для их исключения [17]. Поэтому тарифные преференции необходимо предоставлять выборочно, осуществлять регулярный мониторинг потребностей национальной экономики, и только тем странам, экономическое развитие которых находится на более низком уровне относительно национального развития [18].

В целях защиты своих товаропроизводителей в Российской Федерации и Таможенном союзе ЕАЭС применяют некоторые меры, одна из них - сокращение перечня преференциальных товаров [19]. Уменьшение числа стран -пользователей системы тарифных

преференций ЕАЭС может произойти уже во втором полугодии 2017 г. Так, согласно Распоряжению Коллегии ЕЭК наибольшей корректировке будет подвержен перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций ЕАЭС. Из 104 развивающихся стран будут исключены 73. Также Совет ЕЭК утвердил перечень товаров, ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении

которых предоставляются тарифные преференции. В список включены изделия, продукты и сырье, импорт которых нечувствителен для экономик стран -участниц ЕАЭС. В данный перечень включены мясо и пищевые субпродукты, рыба, молочная продукция, мед, фрукты, орехи, кофе, чай, рис и т.д. В целом таможенные преференции распространятся на 60% товаров из ТН ВЭД ЕАЭС, импортируемых из развивающихся и наименее развитых стран, тогда как ранее этот показатель составлял 37%. Корректировка перечня товаров является важным шагом по выполнению решений ВТО и способствует дальнейшей интеграции государств -участников ЕАЭС в мировую экономику.

Если обратимся к системам тарифных преференций США и ЕС, то увидим, что они позволяют установить лимиты доли и объема импорта товаров развивающимися и наименее развитыми странами в общем импорте аналогичной продукции за определенный период, а в случае несоблюдения данных лимитов страна будет лишаться преференций в отношении конкретного товара, лимит доли импорта которого был превышен [20]. Использование опыта систем США и ЕС могло бы способствовать более эффективному регулированию импорта из развивающихся и наименее развитых стран, а также позволить оптимизировать систему тарифных преференций в целом.

В качестве итога можно сделать вывод о том, что внешнеторговая деятельность с участниками тарифных преференций как одного из источников формирования доходов федерального бюджета стран - участниц ЕАЭС играет значительную роль. В свою очередь от правильного определения страны происхождения зависит применение тарифных преференций и льгот, что напрямую влияет на размер начисляемых таможенных платежей. В целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и ЕАЭС совершенствование таможенной законодательной базы в части регулирования вопросов

определения СПТ является перспективным направлением.

Для эффективного применения системы тарифных льгот и преференций необходимо произвести корректировку перечня стран -пользователей тарифных преференций, в цел ях з ащ иты н ацио н ал ьн ых товаропроизводителей. Предоставление тарифных преференций целесообразно только тем странам, экономическое развитие которых находится на более низком уровне

относительно национального развития. Кроме того, необходимо проведение ежегодного мониторинга уровня развития стран -бенефициаров тарифных преференций, а также потребностей национальной экономики. В целях таможенного контроля и выявления нарушений необходимо разрабатывать новые профили риска при применении СУР для обнаружения недостоверных сведений о стране происхождения товаров, о применении тарифных преференций.

Таблица 1

Расчет таможенных пошлин

Table 1

Calculation of customs duties

Страна происхождения Статус страны происхождения товара Преференциальная ставка Расчет таможенных пошлин Сумма таможенных пошлин

Испания Режим наибольшего благоприятствования Базовая ставка ЕТТ ЕАЭС 560 000-5% 1) 100% = =28 000 2) 30 500 кг-0,017-63,12 = ) =32 727,72 32 727,72

Судан Наименее развитая 0% от Базовой ставки ЕТТ ЕАЭС 0 0

Египет Развивающаяся 75% от Базовой ставки ЕТТ ЕАЭС 560 000-(5%-0,75 ) = 1) 100% = =21 000 2) 30 500 кг-(0,017-0,75> •63,12=24 545,79 24 545,79

Источник: составлено автором

Source: Authoring

Рисунок 1

Формы сертификатов в ЕАЭС, дающие право на получение тарифных преференций Figure 1

Forms of EEU certificates entitling to tariff preferences

СЕРТИФИКАТ ФОРМЫ А СЕРТИФИКАТ ФОРМЫ СТ-1 СЕРТИФИКАТ ФОРМЫ СТ-2

Применяется для удостоверения СПТ, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран Применяется для удостоверения СПТ, происходящих из стран СНГ Применяется для удостоверения страны происхождения товаров, происходящих из Сербии

Источник: составлено автором Source: Authoring

Рисунок 2

Дифференциация ставок ввозных таможенных пошлин в ЕАЭС в зависимости от страны происхождения товара

Figure 2

Differentiation of rates of import customs duties in the EEU depending on the country of goods origin

1) Наименее развитые страны 2) Развивающиеся страны 3) Страны, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наибольшего благоприятствования (РНБ) 4) Зоны свободной торговли Таможенные союзы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ О

Беспошлинно 75 % от базовой ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС Базовая ставка Единого таможенного тарифа ЕАЭС Беспошлинно

Источник: составлено автором Source: Authoring

Список литературы

1. Мацейко В.Н., Чурикова С.Ю. Особенности импортного регулирования экономики России // Проблемы современной науки. 2015. № 20. С. 149-156.

2. Горохов В.Н. Основные направления развития системы преференций таможенного союза // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов: Юком, 2014. С. 35-38.

3. Kyzhyrova U.Zh., Baysalov A.D., Ilyasova B.K. Legal basis of the customs union. European science review, 2015, no. 3-4, pp. 121-122.

4. Титкова А.А. Обоснование признаков тарифных льгот и тарифных преференций как факторов, влияющих на международные торговые отношения // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 303-304.

5. Ефремова Е.И. Анализ проблем определения страны происхождения товаров в таможенных целях // Сборник трудов IV Всероссийского конгресса молодых ученых. СПб.: Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, 2015. С. 136-142.

6. Афанасьева Н.А. Применение таможенных преференций в таможенном союзе // Интеграция науки и практики в современных условиях. М.: Перо, 2016. С. 113-118.

7. Ремчукова В.К. Преференциальные правила определения страны происхождения товаров в условиях глобализации производства // Горизонты экономики. 2015. № 6. С. 91-103.

8. Быковская И.В. Особенности применения тарифных льгот и преференций в условиях функционирования таможенного союза // Эволюция современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 90-93.

9. Филиппова А.Ю. Анализ представляемых льгот по уплате таможенных пошлин в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 5. С. 61-65. URL: https://e-koncept.ru/2015/15141.htm.

10.Иванова И.О., Каравай И.Г. Определение страны происхождения товаров в таможенном деле, и порядок применения // Инновационная экономика и общество. 2015. № 1. С. 53-60.

11. Барбышева Г.И., Ковшова Ю.А. Страна происхождения товара как фактор формирования таможенной стоимости товара // Научный альманах. 2016. № 6-1. С. 28-33.

12. Быковская И.В., Ильинова О.О. Практика применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. Т. 2. № 4. С. 201-206.

13. Николаев А.С. Особенности применения тарифных преференций в Российской Федерации в рамках Евразийского экономического союза // Сборник трудов IV Всероссийского конгресса молодых ученых. СПб.: Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, 2015. С. 299-303.

14. Наумова Т.С., Холостякова К.В. Тарифные преференции: институциональный аспект применения // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 8. С. 43-49.

15. Сухарев А.Н. Евразийский экономический союз как зона единой валюты // Проблемы выживания и развития экономики России: монография / под ред. В.А. Петрищева. Тверь: Тверской государственный университет, 2016. 176 с.

16. Поддубная А.А. Эффективность реализации системы тарифных преференций в евразийском экономическом союзе // Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях. Материалы III всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. Ростов: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2016. С. 215-221.

17. Кадочников П.А., Пташкина М.Г. О необходимости изменений в системе тарифных преференций ЕАЭС // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 6. С. 3-9.

18. Сухарев А.Н. Модернизация макрофинансового механизма в России // Модернизация механизмов развития экономики России: монография / под ред. А.Н. Сухарева. Тверь: Тверской государственный университет, 2016. 116 с.

19. Оробец Л.В., Столярова В.А. Совершенствование функционирования единой системы преференций таможенного союза // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2012. № 2. С. 161-166.

20.Боброва К.С. Направления совершенствования единой системы тарифных преференций ЕАЭС с учетом мировой практики // Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях. Материалы III всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. Ростов: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2016. С. 64-71.

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

Challenges of Globalization

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

TARIFF PREFERENCES IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION: APPLICATION FEATURES AND PROBLEMS OF FUNCTIONING

Tat'yana O. ALEKSEEVA

Tver State University, Tver, Russian Federation tanya101dm@yandex.ru

Article history:

Received 27 February 2017 Received in revised form 14 March 2017 Accepted 28 March 2017 Available online 27 April 2017

JEL classification: F13

Keywords: tariff preferences, customs tariff regulation, Federal budget, import, foreign trade

Abstract

Subject The article addresses the nature and content of the system of tariff preferences within the Customs Union of the EEU.

Objectives The study aims to explain the role of tariff preferences in the economic policy of the EEU, identify main problems and focal areas of tariff preferences development in the framework of the EEU Customs Union.

Methods I employ the systematic approach to scientific knowledge, general theoretical methods of research (analysis, synthesis, comparison, description) and specific techniques of formal logic and comparative legal studies.

Results The paper explores basic elements of the system of tariff preferences, stages and procedures for granting preferences in the EEU. It presents calculations of import customs duties based on tariff preferences, and describes main relevant documents. Conclusions The key point for the purposes of customs control is determination of the country of goods origin. Main advantages of tariff preferences include simplification of foreign economic relations, foreign trade increase, geographic expansion of imports, strengthened economic position of countries. One of main problems is confirmation of the certificate of origin of goods, as fake certificates entail less customs duties, and, therefore, less budget revenues.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

References

1. Matseiko V.N., Churikova S.Yu. [Specifics of import regulation of the Russian economy]. Problemy sovremennoi nauki = Problems of Modern Science, 2015, no. 20, pp. 149-156. (In Russ.)

2. Gorokhov V.N. [Main areas of Customs Union's preferences system development]. Nauka, obrazovanie, obshchestvo: problemy i perspektivy razvitiya. Sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Int. Conf. Science, Education, Society: Problems and Prospects for Development]. Tambov, Yukom Publ., 2014, pp. 35-38. (In Russ.)

3. Kyzhyrova U.Zh., Baysalov A.D., Ilyasova B.K. Legal basis of the Customs Union. European Science Review, 2015, no. 3-4, pp. 121-122.

4. Titkova A.A. [Underpinning the characteristics of tariff benefits and preferences as factors affecting the international trade relations]. Obrazovanie i nauka bez granits: sotsial'no-gumanitarnye nauki = Education and Science Without Borders: Social Sciences and Humanities, 2015, no. 1, pp. 303-304. (In Russ.)

5. Efremova E.I. [Analysis of problems associated with determination of the country of origin of goods for customs purposes]. Sbornik trudov IV Vserossiiskogo kongressa molodykh uchenykh. St. Petersburg, Publ. Sankt-Peterburgskii natsional'nyi issledovatel'skii universitet informatsionnykh tekhnologii, mekhaniki i optiki [Proc. 4th All-Russia Congress of Young Scientists], 2015, pp. 136-142. (In Russ.)

6. Afanas'eva N.A. Primenenie tamozhennykhpreferentsii v tamozhennom soyuze. Vkn.: Integratsiya nauki i praktiki v sovremennykh usloviyakh [Application of customs preferences of the Customs Union. In: Integration of science and practice in modern conditions]. Moscow, Pero Publ., 2016, pp. 113-118.

7. Remchukova V.K. [Preferential rules for determining the country of origin of goods under globalization of production]. Gorizonty ekonomiki = Horizons of Economy, 2015, no. 6, pp. 91-103. (In Russ.)

8. Bykovskaya I.V. [Specifics of applying tariff privileges and preferences in the Customs Union]. Evolyutsiya sovremennoi nauki. Sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Evolution of Modern Science]. Ufa, Aeterna Publ., 2015, pp. 90-93. (In Russ.)

9. Filippova A.Yu. [Analysis of exemptions from customs duties in the Russian Federation]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal Kontsept, 2015, no. 5, pp. 61-65. (In Russ.) Available at: https://e-koncept.ru/2015/15141.htm.

10.Ivanova I.O., Karavai I.G. [Determination of the country of origin of goods and application in customs procedures]. Innovatsionnaya ekonomika i obshchestvo = Innovative Economy and Society, 2015, no. 1, pp. 53-60. (In Russ.)

11. Barbysheva G.I., Kovshova Yu.A. [Country of origin as a factor of customs value formation of goods]. Nauchnyi al'manakh = Science Almanac, 2016, no. 6-1, pp. 28-33. (In Russ.)

12. Bykovskaya I.V., Il'inova O.O. [Practical application of the unified system of tariff preferences of the Eurasian Economic Union]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya = Economics and Management: Problems, Solutions, 2016, vol. 2, no. 4, pp. 201-206. (In Russ.)

13.Nikolaev A.S. [Specifics of tariff preferences application in the Russian Federation within the Eurasian Economic Union]. Sbornik trudov IV Vserossiiskogo kongressa molodykh uchenykh [Proc. 4th All-Russian Congress of Young Scientists]. St. Petersburg, ITMO University Publ., 2015, pp. 299-303. (In Russ.)

14. Naumova T.S., Kholostyakova K.V. [Tariff preferences: The institutional dimension of application]. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo = Society: Politics, Economics, Law, 2016, no. 8, pp. 43-49. (In Russ.)

15. Sukharev A.N. Evraziiskii ekonomicheskii soyuz kak zona edinoi valyuty. V kn.: Problemy vyzhivaniya i razvitiya ekonomiki Rossii: monografiya [Eurasian Economic Union as a single currency area. In: Problems of survival and development of Russian economy: a monograph]. Tver, TSU Publ., 2016, 176 p.

16. Poddubnaya A.A. [Efficiency of implementation of the tariff preferences system in the Eurasian Economic Union]. Osobennosti gosudarstvennogo regulirovaniya vneshnetorgovoi deyatel'nosti v sovremennykh usloviyakh. Materialy III vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: v 2 ch [Proc. 3rd Int. Sci. Conf. Specifics of State Regulation of Foreign Trade Activity in Modern Conditions: in 2 parts]. Rostov, Rostov Branch of Russian Customs Academy Publ., 2016, pp. 215-221. (In Russ.)

17. Kadochnikov P.A., Ptashkina M.G. [On the need to amend the system of tariff preferences of the EAEU]. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian Foreign Economic Journal, 2015, no. 6, pp. 3-9. (In Russ.)

18. Sukharev A.N. Modernizatsiya makrofinansovogo mekhanizma v Rossii. V kn.: Modernizatsiya mekhanizmov razvitiya ekonomiki Rossii: monografiya [Modernization of macro-financial

mechanism in Russia. In: Modernizing the mechanisms of economic development in Russia: a monograph]. Tver, TSU Publ., 2016, 116 p. (In Russ.)

19. Orobets L.V., Stolyarova V.A. [Improving the functions of the Customs Union's common system of preferences]. Akademicheskii vestnik Rostovskogo filiala Rossiiskoi tamozhennoi akademii = Academic Bulletin of Rostov Branch of Russian Customs Academy, 2012, no. 2, pp. 161-166. (In Russ.)

20. Bobrova K.S. [Areas of improving the unified system of tariff preferences of the EAEU based on the world practice]. Osobennosti gosudarstvennogo regulirovaniya vneshnetorgovoi deyatel'nosti v sovremennykh usloviyakh. Materialy III vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: v 2 ch. [Proc. 3rd Int. Sci. Conf. Specifics of State Regulation of Foreign Trade Activity in Modern Conditions: in 2 parts]. Rostov, Rostov Branch of Russian Customs Academy Publ., 2016, pp. 64-71. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.