УДК 339.543.642
Наумова Татьяна Сергеевна
Naumova Tatyana Sergeyevna
кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики Дальневосточного федерального университета
Холостякова Ксения Вадимовна
PhD in Economics, Assistant Professor, World Economics Department, Far Eastern Federal University
Kholostyakova Ksenia Vadimovna
студентка Дальневосточного федерального университета
ТАРИФНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРИМЕНЕНИЯ
Student,
Far Eastern Federal University
TARIFF PREFERENCES: INSTITUTIONAL ASPECT OF APPLICATION
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы формирования единой системы преференций Евразийского экономического союза: цели, основные элементы, общие принципы. Гпавный акцент сделан на характеристике критериев включения страны в перечень наименее развитых или развивающихся, использовании для этих цепей материалов международных исследований, осуществляемых Всемирным банком на базе индикативных показателей доходов на душу населения. На конкретных примерах оцениваются правомерность и целесообразность предоставления отдельным странам тарифных преференций, определены общие направления совершенствования системы тарифных преференций.
Ключевые слова:
таможенно-тарифное регулирование, тарифные преференции, перечень товаров, в отношении которых используются тарифные преференции, развивающиеся и наименее развитые страны - пользователи системы тарифных преференций, доход на душу населения, классификация стран по доходам на душу населения, Общая система преференций, Единая система тарифных преференций ЕАЭС.
Summary:
The article deals with development of the unified system of preferences of the Eurasian Economic Union: targets, basic elements, general principles. The authors describe criteria of inclusion a country into the list of the least developed or developing countries, using for this objective international researches of the World Bank based on indicative figures of per capita income. Considering particular cases the authors assess the legality and advisability of providing some countries with tariff preferences, define the overall directions of improving the system of tariff preferences.
Keywords:
customs rate regulation, tariff preferences, list of goods in respect of which tariff preferences are applied, developing and least developed countries - users of the system of tariff preferences, per capita income, classification of countries by per capita income, Generalized System of Preferences, Generalized System of Preferences of EEU.
Глобализация экономики активизирует процессы формирования интеграционных объединений, которые позволяют максимально использовать преимущества международного разделения труда, обеспечивать положительную динамику макроэкономических показателей, нивелировать негативные последствия ухудшения общей экономической ситуации. Наиболее развитой формой интеграции является экономический союз, предусматривающий беспрепятственное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы между странами на базе согласования основных направлений экономической политики. Важной составляющей координации экономической политики является разработка общей концепции, принципов и методов регулирования внешнеторговой деятельности. Правила перемещения товаров между странами регламентируются таможенным законодательством государства, но при образовании экономического союза производится согласование норм таможенного законодательства, вырабатываются общие требования для стран, входящих в интеграционное объединение.
Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обусловило необходимость упорядочения внешнеторгового законодательства и разработки документов, регламентирующих вопросы регулирования внешнеторговой деятельности на межгосударственном уровне. Для этого был принят пакет документов, устанавливающих ставки единого таможенного тарифа, правила определения таможенной стоимости товаров, единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ВЭД), особенности применения нетарифных методов государственного регулирования внешней торговли и т. п. Одной из составляющих таможенно-тарифного регулирования является единая система тарифных преференций ЕАЭС, нормативно-правовая база которой основывается на документах Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Документы, регламентирующие применение тарифных преференций в еАЭс, включают в себя:
- Договор ЕАЭС;
- Протокол о единой системе преференций Таможенного союза;
- Перечни развивающихся и наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций ЕАЭС;
- Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции;
- Соглашение о правилах определения страны происхождения товаров;
- Положение об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза (принято 06.04.2016 г., но не вступило в силу).
Тарифные преференции представляют собой таможенные льготы специфического характера, подразумевающие снижение или отмену таможенных пошлин на определенные товары, поступающие из стран, в отношении которых действует преференциальный режим. Для товаров, ввоз которых осуществляется из развивающихся стран, установлены сниженные ставки таможенного тарифа - 75 % от базового уровня. Базовый уровень ставок установлен для товаров, импортируемых из стран, в торгово-политических отношениях с которыми используется режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Товары, поступающие из наименее развитых государств, ввозятся беспошлинно [1]. Однако эти правила распространяются не на все товары, ввозимые из развивающихся и наименее развитых государств. Каждая страна (или интеграционное объединение) самостоятельно определяет перечень товаров, подпадающих под действие преференций, с учетом интересов национальных производителей, обеспечения сбалансированности развития внутреннего рынка, создания конкурентной среды и характеристики самого товара, т. е. может производить изъятия из национальной схемы преференций. Так, например, независимо от страны происхождения, в перечень преференциальных товаров не включаются подакцизные товары (алкогольные и табачные изделия), товары, ввоз которых на льготных условиях наносит ущерб интересам отечественных производителей, и т. п.
Ключевыми вопросами, обусловливающими правомерность и целесообразность применения преференций, являются страна происхождения товара и его включение в преференциальный перечень. К основным элементам системы тарифных преференций относятся также правила определения страны происхождения товаров, включая требования к оформлению подтверждающих документов, система ставок таможенных пошлин на товары, ввозимые из стран - пользователей системы преференций (рис. 1).
Рисунок 1 - Основные элементы системы тарифных преференций
Применительно к единой системе тарифных преференций ЕАЭС разработаны документы, учитывающие специфику переходного периода от момента подписания договора о создании союза до реализации решений, принятых Комиссией ЕАЭС: перечень товаров, в отношении которых одним из государств применяются ставки таможенных пошлин, не соответствующие уровню ставок Единого таможенного тарифа ЕАЭС; перечень так называемых «чувствительных» товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины принимается Комиссией ЕАЭС по согласованию сторон.
В мировой практике тарифные преференции используются достаточно давно, но упорядоченный характер их применение стало приобретать с 1968 г., когда Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) приняла Генеральную систему преференций, ставшую основой формирования Общей системы преференций (ОСП). Эта система начала действовать в рамках ЕС с 1971 г., в других странах (например, США) - несколько позже, с 1976 г. [2, с. 224-225]. В соответствии с ее принципами предусматривается использование льготного режима или полный отказ от таможенного обложения товаров, поступающих из развивающихся и наименее развитых стран. Цели применения тарифных преференций декларировались как создание благоприятных условий для ускоренного развития экономики, индустриализации этих стран, увеличения доходов от экспорта. Однако было бы неправильным утверждать, что выгодоприобретателями в данном случае являются только государства, входящие в преференциальный перечень. Развитые государства получают «дивиденды», которые сложно однозначно определить в стоимостном выра-
жении. К ним относятся: усиление позиций в торгово-политических отношениях со своими партнерами - развивающимися странами, повышение конкурентоспособности национальной экономики, активизация трансграничных товаропотоков, создание условий для снижения цен. Введение преференциального режима способствует решению проблемы расширения внутреннего рынка за счет избирательного воздействия и создания благоприятных условий для развития внешнеторговых отношений с экономически более слабыми государствами.
Предоставление льготного режима увязывается с определенными условиями, сопряженными с нарушением международных договоров, использованием торговых ограничений для стран - деловых партнеров и т. п. Однако нечеткие формулировки, размытость критериев усиливают субъективную составляющую Общей системы преференций, позволяют использовать ее в качестве дополнительного инструмента воздействия на экономическую политику развивающихся государств.
Наряду с заявленными льготами Общая система преференций предусматривает возможность использования мер по защите интересов развитых государств в случае угрозы нанесения ущерба национальным производителям. Реализация защитных мер обеспечивается предоставлением права самостоятельного формирования перечня преференциальных товаров, ограничения объемов ввоза товаров, входящих в этот перечень, применением тарифных квот, корректировкой основных положений системы, приведением их в соответствие с экономическими реалиями и т. д.
В Российской Федерации современная система тарифных преференций начала формироваться с 90-х гг. прошлого века. Образование Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана обусловило необходимость разработки единой системы преференций, которая была положена в основу действующего порядка предоставления льгот еАэС. В документах Евразийского экономического союза [3] определены следующие цели применения тарифных преференций:
- углубление экономической интеграции и осуществление добросовестной конкуренции,
- следование общим правилам и нормам международной торговли, что обусловливает общность принципов, подходов, положений единой системы преференций ЕАЭС с Общей системой преференций.
Система тарифных преференций используется:
- при предоставлении преференциального режима наименее развитым и развивающимся странам,
- в отношении стран, с которыми заключено соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ),
- при заключении договора об образовании таможенного или экономического союза (ЕАЭС),
- для товаров, поступающих из стран СНГ.
Важным вопросом в оценке правомерности применения преференциального режима является включение в перечень стран - пользователей системы преференций. Действующий в настоящее время протокол от 12.12.2008 г. «О единой системе тарифных преференций Таможенного союза» не предусматривает включение в этот перечень государств с высоким уровнем среднедушевого дохода по классификации Всемирного банка.
Действующая классификация включает в себя четыре категории стран:
1. Страны с низким уровнем доходов - 1 025 долл. США и ниже.
2. Страны с доходами ниже среднего уровня - 1 026-4 035 долл. США.
3. Страны с доходами выше среднего уровня - 4 036-12 475 долл. США.
4. Страны с высоким уровнем доходов - 12 476 долл. США и выше.
Пользователями системы тарифных преференций являются:
- Наименее развитые страны. В настоящее время ООН включает в перечень наименее развитых 48 государств. Практически те же страны включены в перечень, используемый государствами, входящими в Евразийский экономический союз, для предоставления тарифных преференций. Этот перечень регулярно корректируется в зависимости от складывающейся экономической ситуации и изменения индикативных показателей.
- Развивающиеся страны. В эту группу включены государства, существенно различающиеся между собой по уровню и темпам экономического развития, объему и структуре производства, роли в мировой экономике: страны, входящие в ОПЕК (Венесуэла, Иран, Ирак, Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт и др.); так называемые новые индустриальные страны (НИС), для которых характерными являются стабильный рост экономики и относительно высокий уровень жизни населения (Республика Корея, Сингапур и др.); прочие страны, занимающие промежуточные позиции в иерархии экономик мира, уровень развития которых можно охарактеризовать как средний [4].
Как было отмечено выше, перечень стран - пользователей системы преференций постоянно корректируется в соответствии с меняющейся экономической и политической ситуацией, но, как показывают данные таблицы 1, серьезных изменений количественных показателей не происходит.
Таблица 1 - Страны - пользователи тарифных преференций РФ
и их динамика за период 1995-2016 гг. [5]
Страны 1995 2005 2010 2016
количество удельный вес, % количество удельный вес, % количество удельный вес, % количество удельный вес, %
Всего, в том числе 152 100 153 100 152 100 152 100
Развивающиеся 105 69,1 102 66,7 103 67,8 104 68,4
Наименее развитые 47 30,9 51 33,3 49 32,2 48 31,6
Общее количество стран практически не меняется, изменения по группам государств, как по количеству, так и по структуре, также незначительны.
Как уже отмечалось, при введении преференциального режима страна руководствуется принципами организации преференциальной системы, сложившимися в международной практике, а также своими торгово-политическими интересами. Перечень развивающихся и наименее развитых стран - получателей тарифных преференций определяется с учетом уровня их социально-экономического развития, а в качестве индикативного показателя используется доход на душу населения. Значимость взвешенного похода к данному вопросу определяется той ролью, которую поступления от внешнеэкономической деятельности играют в формировании доходов федерального бюджета РФ. По данным Федерального казначейства, их удельный вес в общей величине доходов федерального бюджета составлял в 2014 г. 50,3 %, в том числе экспортные пошлины - 31,8 %, импортные пошлины - 4,5 % [6]. На показатели поступления средств, помимо всего прочего, влияет действующий порядок предоставления тарифных льгот и тарифных преференций. При прочих равных условиях расширение практики использования тарифных преференций уменьшает доходы федерального бюджета. Объем тарифных преференций существенно уступает величине тарифных льгот: по данным за 2014 г. тарифные преференции составляли 56,1 млрд р. (71,4 % к предшествующему периоду), а тарифные льготы - 536,5 млрд р. (119,1 %), т. е. показатели тарифных преференций снижаются [7]. Это снижение обусловлено изменением уровня индикативных экономических показателей по странам и переходом их в другую категорию, корректировкой перечня преференциальных товаров (исключением из перечня отдельных субпозиций) и другими факторами.
При формировании перечня стран - пользователей системы тарифных преференций ЕАЭС, как и другие интеграционные объединения и страны, учитывает результаты исследований Всемирного банка. Для целей анализа все страны мира распределяются по категориям в зависимости от показателя среднедушевого дохода, рассчитанного по так называемому методу Атласа. Количество групп и значения показателей среднедушевого дохода, соответствующих каждой группе, регулярно корректируются, адекватно отражая экономические реалии, сложившиеся в данный конкретный период времени.
Индикативный показатель среднедушевого дохода государств, включенных в перечень наименее развитых стран единой системы тарифных преференций ЕАЭС, имеет сравнительно небольшую амплитуду колебаний.
В группе развивающихся стран, по данным Всемирного банка за 2015 г., максимальное значение этого показателя (Бермудские острова - 106 140 долл. США) превышало минимальное (Зимбабве - 850 долл. США) в 125 раз [8]. Таким образом, в одну группу включены страны, резко различающиеся по уровню социально-экономического развития, но объединенные между собой предоставлением равных льгот по доступу их товаров на внутренний рынок РФ. Отсутствие дифференциации в системе тарифных преференций в данном случае может затрагивать интересы отечественных производителей, оказывать влияние на поступление средств в доходную часть федерального бюджета, состояние внутреннего рынка, равновесие платежного баланса.
Действующими соглашениями в рамках ЕАЭС для получения тарифных преференций предусмотрено выполнение развивающимися странами определенных условий, обозначенных в протоколе от 12.12.2008 г. «О единой системе тарифных преференций Таможенного союза». В перечень государств - пользователей системы преференций не включаются (или исключаются из перечня) страны в случае [9]:
а) достижения ими среднедушевого дохода, классифицируемого Всемирным банком как высокий;
б) если импорт товаров пяти самых больших по стоимостному объему групп Единой товарной номенклатуры ВЭД за два предшествующих года равен или превышает 75 % общего объема ввоза этих товаров из стран - пользователей системы преференций;
в) недружественных действий, под которыми понимаются неоднократное нарушение экономических интересов государства - донора, а также его представителей - физических и юридических лиц, необоснованное ограничение их доступа на внутренний рынок;
г) серьезных недостатков в системе контроля за перемещением наркотических средств через таможенную границу;
д) несоблюдения международных договоров по противодействию отмыванию денег, полученных незаконным путем.
Таким образом, к общепринятым критериям добавлены дополнительные требования, которые в определенной степени позволяют реализовать защитную функцию таможенного тарифа, учитывать интересы национальных производителей, контролировать выполнение международных обязательств.
Остается не вполне решенной проблема формирования перечня стран - получателей тарифных преференций. В него входят 22 государства, имеющие среднедушевой доход выше аналогичного показателя РФ, который в 2015 г., по оценкам Всемирного банка, составлял 11 400 долл. США. В этом случае, на наш взгляд, является экономически необоснованным предоставление льгот при ввозе товаров из Кувейта (среднедушевой доход - 40 930 долл. США), Саудовской Аравии (23 550 долл. США), Брунея (20 350 долл. США), Сингапура (52 090 долл. США) и других стран, относящихся к категории государств с высоким уровнем среднедушевого дохода [10]. Справедливости ради следует отметить, что взаимоотношения с этими странами не являются столь значимыми в системе внешнеторговых связей РФ: удельный вес поставок товаров в общем объеме ввоза составляет в среднем 0,1-0,2 % либо импорт из этих стран практически отсутствует [11]. Однако в эту же группу стран - пользователей преференций входит, например, Республика Корея с показателем дохода на душу населения 27 440 долл. США [12], что позволяет включить ее в категорию государств с высоким уровнем среднедушевого дохода. Эта страна занимает заметное место в общем объеме российского импорта - 3,2 % [13].
Результаты исследования, проведенного специалистами, показали, что основными бенефициарами тарифных преференций являются такие развивающиеся страны, как Бразилия, КНР, Турция, Парагвай, Аргентина, Уругвай, Чили, Эквадор, Египет, Иран [14, а 4]. Наибольший удельный вес в общем объеме импорта Российской Федерации занимает КНР (17,8 %), на долю других развивающихся стран приходится: Турция - 2,6 %, Бразилия - 1,4 %, Индия - 1,1 %. Показатели Парагвая, Аргентины, Уругвая, Чили, Египта, Ирана существенно ниже и не достигают даже 1 % [15]. Их позиции в получении преференциальных выгод определяются не только и не столько объемами поставок товаров в РФ, сколько структурой импорта, преобладанием в нем товаров, включенных в преференциальный перечень [16]. В этот перечень входят сельскохозяйственная продукция, товары с низкой добавленной стоимостью (сырье и полуфабрикаты), являющиеся основой экспорта многих развивающихся стран. Большую часть тарифных преференций эти страны получали и получают при поставке мяса и пищевых мясных субпродуктов, а также таких товаров, как овощи и корнеплоды, фрукты и орехи [17, с. 5].
Удельный вес стоимостных показателей ввоза мяса и пищевых мясопродуктов в общем объеме импорта в РФ по развивающимся странам составил: Бразилия - 60 %, Аргентина -23,6 %, Парагвай - 52,2 %, Уругвай - 33,8 %. Несмотря на корректировки по некоторым позициям (мясо куриное и свинина исключены из списка), данная тарифная линия остается в перечне преференциальных товаров, что и определяет преимущества, предоставляемые развивающимся странам в торговых отношениях с государствами - членами ЕАЭС. Этот вывод распространяется и на внешнеторговые отношения с Чили, больше половины экспорта которого в Российскую Федерацию приходилось на поставки рыбы и ракообразных (50,1 %), а также с Ираном, в экспорте которого ведущие позиции занимают овощи, фрукты, орехи (62 %), входящие в перечень преференциальных товаров [18].
Поставки продукции национальных производителей государств, включенных в перечень наименее развитых, не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на показатели развития внешней торговли РФ, так как их удельный вес по отдельным странам характеризуется ничтожно малыми величинами [19]. Основными преференциальными товарами, импортируемыми из наименее развитых стран, являются: злаки, рыба и морепродукты, табак. Масштабы и характер внешнеторговых отношений с наименее развитыми странами позволяют утверждать, что в данном случае речь идет о получении преимуществ не столько экономических, сколько политических.
В 2013 г. Россия по классификации Всемирного банка относилась к категории государств с высоким уровнем дохода. Однако в связи с обострением экономической и политической ситуации в 2014 г. индикативный показатель снизился. В настоящее время РФ перешла в категорию стран с доходами выше среднего: только за один год доход на душу населения в стране снизился с 13 220 до 11 400 долл. США, т. е. на 13,8 % [20]. В соответствии с принципами организации Общей системы преференций льготы в отношении товаров, поступающих из развивающихся стран, предоставляют развитые страны, имеющие определенный экономический потенциал. Россия, не обладая статусом страны с высоким уровнем среднедушевого дохода, предоставляет тарифные
преференции государствам, опережающим ее по показателям социально-экономического развития. Это плохо соотносится с целями и условиями применения преференциальных льгот и поэтому требует внесения соответствующих коррективов.
Ситуация осложняется еще и тем, что действие единой системы преференций распространяется на все государства, входящие в Евразийский экономический союз. Показатели экономического развития этих государств существенно различаются между собой: Казахстан, Белоруссия и Россия - страны с доходом на душу населения выше среднего уровня, Армения и Кыргызстан относятся к категории государств с доходами ниже среднего уровня. Даже внутри одной группы наблюдается большой разброс показателей: доход на душу населения в Республике Беларусь составляет 6 460 долл. США, в Казахстане и России - соответственно 11 580 и 11 400 долл. США, тогда как в Армении - 3 880, а в Кыргызстане - 1 170 долл. США [21].
Советом Евразийской экономической комиссии 06.04.2016 г. было утверждено Положение об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза, которое в ближайшее время вступит в силу взамен действующего документа - протокола от 12.12.2008 г. «О единой системе тарифных преференций Таможенного союза». В новом Положении предусмотрены некоторые меры, направленные на уточнение и конкретизацию отдельных вопросов организации единой системы тарифных преференций. Подтвержден тезис о включении в перечень развивающихся стран, которые по классификации Всемирного банка не относятся к категории государств с высоким уровнем доходов или доходами выше среднего. Уточнены условия, при которых страна, не относящаяся к данным категориям, может не включаться в перечень развивающихся или может быть исключена из него. Это происходит, если: а) в стране в течение двух лет подряд достигнут уровень дохода на душу населения, определяемого Всемирным банком как высокий или выше среднего; б) в стране удельный вес экспорта по данным ВТО в течение двух лет подряд составлял 1 % мирового уровня; в) страна включена в список наименее развитых стран ООН; г) страна заключила преференциальное торговое соглашение с ЕАЭС или государством - членом ЕАЭС.
В документ включены условия предоставления тарифных преференций, направленные на защиту интересов национальных производителей:
- Товар может не включаться в перечень преференциальных, если его преференциальный ввоз является чувствительным и наносит ущерб производству аналогичного товара на территории одного или нескольких государств - членов ЕАЭС.
- Действие тарифных преференций может быть временно приостановлено, если ввоз преференциального товара, превышающий 3 % общей величины ввоза на таможенную территорию ЕАЭС данной продукции, увеличился в течение года более чем на 50 %, что обусловило сокращение объемов производства аналогичных товаров национальными производителями и (или) сокращение их доли на внутреннем рынке [22].
По нашему мнению, при разработке данного Положения остались нерешенными проблемы дифференциации предоставления преференций по странам, относящимся к одной группе, но существенно различающимся по уровню экономического развития. В целях совершенствования единой системы преференций считаем целесообразным изучить опыт применения тарифных преференций другими странами и интеграционными объединениями. Так, например, действующая система тарифных преференций Европейского союза предусматривает выделение трех групп стран: наименее развитые, развивающиеся и развивающиеся страны, в отношении которых действуют дополнительные преимущества. Для каждой группы определен перечень преференциальных товаров и скорректирован уровень снижения таможенных пошлин [23, а 6]. Такой подход обеспечивает экономическую обоснованность предоставления льгот, защиту национальных производителей, позволяет учитывать интересы стран - членов ЕС.
Как уже отмечалось, не вполне обоснованным является включение в перечень развивающихся стран - пользователей тарифных преференций государств, имеющих высокие показатели экономического развития и по всем основным признакам относящихся к группе развитых. Действующие на сегодняшний день и принятые недавно нормативные документы позволяют исключить эти страны из преференциального перечня. В данном случае могут возникнуть проблемы политического характера, однако их решение необходимо, тем более что некоторые государства практически не имеют серьезных внешнеторговых отношений с Российской Федерацией. Выход из сложившейся ситуации может быть найден посредством корректировки перечня преференциальных товаров и преференциальных ставок таможенного тарифа.
Ссылки и примечания:
1. О единой системе тарифных преференций Таможенного союза : протокол от 12 дек. 2008 г. // Собрание законодательства РФ. 2010. № 24. 14 июня. С. 248.
2. Новиков М.В., Землянская С.В. Система тарифных преференций Таможенного союза // Вестник Волгоградского университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2013. № 1 (22). С. 223-228.
3. О единой системе тарифных преференций ...
4. Перечни наименее развитых и развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза от 27 нояб. 2009 г. (ред. 23 апр. 2015 г.).
5. Составлено по материалам: Перечни наименее развитых и развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза от 27 нояб. 2009 г. (ред. 23 апр. 2015 г.); сайт справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (http://www.consultant.ru/).
6. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов: Проект // ГосМенеджмент : электрон. журн. 2016. № 06/2016.
7. Там же.
8. Gross national income per capita 2015, Atlas method and PPP [Электронный ресурс]. URL: http://data-bank.worldbank.org/data/download/GNIPC.pdf (дата обращения: 22.08.2016).
9. О единой системе тарифных преференций ...
10. Gross national income per capita 2015 ...
11. Рассчитано по данным единого информационного портала «Экспортеры России» (http://www.rusexporter.ru/).
12. Gross national income per capita 2015 ...
13. Рассчитано по данным единого информационного портала «Экспортеры России» (http://www.rusexporter.ru/).
14. Кадочников П.А., Пташкина М.Г. О необходимости изменений в системе тарифных преференций ЕАЭС // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 6. С. 3-9.
15. Рассчитано по данным единого информационного портала «Экспортеры России» (http://www.rusexporter.ru/).
16. Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции [Электронный ресурс]. URL: http://qps.ru/7tiWl (дата обращения: 22.08.2016).
17. Кадочников П.А., Пташкина М.Г. Указ. соч. С. 5.
18. Рассчитано по данным единого информационного портала «Экспортеры России» (http://www.rusexporter.ru/).
19. Рассчитано по данным единого информационного портала «Экспортеры России» (http://www.rusexporter.ru/).
20. Основные направления таможенно-тарифной политики ...
21. Там же.
22. Положение об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза от 6 апр. 2016 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
23. Кадочников П.А., Пташкина М.Г. Указ. соч. С. 6.
References:
Kadochnikov, PA & Ptashkina, MG 2015, 'On the need for changes in the system of tariff preferences EAEC', Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik, no. 6, pp. 3-9, (in Russian).
Novikov, MV & Zemlyanskaya, SV 2013, 'The system of tariff preferences of the Customs Union', Vestnik Volgogradskogo universiteta. Seriya 3. Ekonomika. Ekologiya, no. 1 (22), pp. 223-228, (in Russian).
'The main areas of customs and tariff policy for 2016 and the planning period of 2017 and 2018: Project' 2016, GosMenedzhment: elektron. zhurn, no. 06/2016, (in Russian).