Научная статья на тему 'Системы тарифных преференций в международной торговле и особенности их предоставления в современных условиях'

Системы тарифных преференций в международной торговле и особенности их предоставления в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6752
652
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРЕФЕРЕНЦИЙ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ПРЕФЕРЕНЦИЙ / ПРАВИЛА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ / СПИСКИ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ТОВАРОВ / ПЕРЕЧНИ СТРАН-БЕНЕФИЦИАРОВ / СТАТИСТИКА ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ / THE GENERAL SYSTEM OF PREFERENCES / NATIONAL SYSTEM OF PREFERENCES / RULES OF ORIGIN / LISTS OF PREFERENTIAL GOODS / LISTS OF BENEFICIARY COUNTRIES / STATISTICS OF TARIFF PREFERENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Удовенко С.П., Кузминых Ю.В.

Рассматриваются системы тарифных преференций в отдельных зарубежных странах, а также особенности их формирования в современных условиях. Приведены рекомендации по корректировке Единой системы тарифных преференций ЕАЭС, выявлены проблемные вопросы в информационно-статистическом обеспечении оценки их предоставления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системы тарифных преференций в международной торговле и особенности их предоставления в современных условиях»

УДК 33 ББК 67

СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

сергей Петрович удовенко,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия»,

E-mail: ectd@mail.ru; Юлия ВАЛЕРЬЕВНА КУЗМИНЫХ, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры международных экономических отношений Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия»,

E-mail: july_lt@rambler. ru

Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются системы тарифных преференций в отдельных зарубежных странах, а также особенности их формирования в современных условиях. Приведены рекомендации по корректировке Единой системы тарифных преференций ЕАЭС, выявлены проблемные вопросы в информационно-статистическом обеспечении оценки их предоставления.

Ключевые слова: генеральная система преференций; национальные системы преференций; правила происхождения товаров; списки преференциальных товаров; перечни стран-бенефициаров; статистика тарифных преференций.

Annotation. This article discusses the system of tariff preferences in certain foreign countries as well as the peculiarities of their formation in modern conditions. The recommendations for the adjustment of tariff preferences in the Eurasian Economic Union were provided and problematic issues in the provision of information and statistical evaluation of their provision were identified.

Keywords: the General System of Preferences; National System of Preferences; rules of origin; lists of preferential goods; lists of beneficiary countries; Statistics of tariff preferences.

Как известно, одним из инструментов таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в большинстве стран мира являются тарифные преференции.

В 1968 году ЮНКТАД была одобрена Генеральная система преференций (ГСП), которая предусматривала предоставление развитыми странами преференций развивающимся и наименее развитым странам сниженных или нулевых ставок таможенных пошлин на ряд товаров. В рамках ГАТТ-1947 и впоследствии в правовой системе ВТО стала действовать «разрешительная оговорка», предоставляющая на бессрочной основе изъятие в отношении режима наибольшего благоприятствования для применения схем преференций [1].

В настоящее время существует 13 национальных

режимов ГСП в следующих странах и союзах: Австралия, Белоруссия, Болгария, Канада, Эстония, Европейский союз, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Россия, Швейцария, Турция, США [2].

Стоит отметить, что применительно к ГСП каждый член ВТО, предоставляющий преференции, может устанавливать собственные критерии, которым должны соответствовать страны-бенефициары. Такая схема удобна и развитым странам, и странам-бенефициарам. Так, например, большинство государств исключают из сферы применения ГСП те развивающиеся страны, которые заключают иные торговые соглашения (например, о зоне свободной торговли) с другой, предоставляющей преференции в рамках ГСП,

страной. Каждая страна устанавливает критерии развитости и порог, по достижении которого страна-бенефициар более не признается таковой, так как достигла достаточного уровня экономического развития (чаще всего по уровню дохода на душу населения по подсчетам Всемирного банка).

Остановимся подробнее на системах тарифных преференций Европейского союза (ЕС), США и Японии.

Начнем с системы тарифных преференций ЕС.

В 1971 году в рамках содействия развитию и диверсификации структуры товарного экспорта из развивающихся стран и стран с переходной экономикой Европейское экономическое сообщество (позже ЕС) предоставило в одностороннем порядке преференциальный режим ввоза некоторых видов сельскохозяйственных и промышленных товаров. Данный преференциальный режим впоследствии стал называться Общей системой преференций ЕС (ОСП ЕС).

С момента создания в 1992 году Европейского союза Комиссия ЕС ежегодно составляла регламент с поправками в ОСП. В случае одобрения регламента Советом ЕС он вводился в действие, начиная со следующего календарного года.

Тарифные преференции ЕС могут быть автономными и конвенциональными. Они действуют в отношении отдельных стран, групп стран или территорий. В соответствии с таможенным законодательством ЕС тарифные преференции должны удовлетворять ряду условий, главным из которых является соблюдение правил происхождения товаров. Например, при импорте товаров из стран, с которыми ЕС формирует таможенный союз (Турция, Андорра, Сан-Марино), а также из «заморских стран и территорий», находящихся под юрисдикцией государств-членов, тарифные преференции предоставляются товарам, которые находились в свободном обращении в этих странах и территориях.

Происхождению товаров уделяется особое внимание. Оно является вторым фактором исчисления и взимания таможенных пошлин в ЕС (после тарифной классификации). Таможенный кодекс Сообщества различает непреференциальное и преференциальное происхождение. Смысл данного разграничения заключается в формулировании критериев, позволяющих распространить на какой-либо товар льготные (благоприятные) тарифные меры. Остановимся на преференциальном происхождении товаров в рамках таможенного законодательства ЕС.

Под преференциальным происхождением товара понимается его происхождение в стране (группе стран, территории), в торговле с которой применяются автономные или конвенциональные тарифные льготы Сообщества. Существуют условия, соблюдение которых позволяет применить тарифные преференции:

• в случае конвенциональной (международно-правовой) природы преференций — соответствующие соглашения Сообщества с третьими странами;

• в случае одностороннего (автономного) принятия льгот — процедура, предусмотренная институтами Сообщества.

Принятая 31 октября 2012 года новая редакция ОСП ЕС сократила перечень стран, которым предоставляются преференции, с 176 до 89.

Законодательство ЕС не содержит детальной регламентации правил определения преференциального (или непреференциального) происхождения товаров. Однако Сообщество является стороной в Соглашении о правилах происхождения, принятого по итогам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ. В соответствии с решениями Уругвайского раунда в 1994 года были внесены изменения в Регламент о применении Кодекса (2454/93), касающиеся преференциального происхождения.

Правила определения происхождения:

• для товаров, полностью произведенных в странах и территориях, пользующихся преференциями Сообщества, аналогичны правилам определения непреференциального происхождения (например, плодовые продукты, выращенные на территории данной страны; живые животные, рожденные и выращенные на территории данной страны и другие);

• для товаров, в производстве которых участвует несколько стран (территорий), применяются более строгие правила (например, не используется абстрактный критерий [3], поскольку возникает риск различного толкования в различных странах-бенефициарах. Если при производстве товара используется не более 10% непреференциальных компонентов, их можно не учитывать при определении происхождения; однако данное правило не действует в отношении текстильных товаров в целях защиты собственных производителей);

• энергия, топливо, оборудование и инструменты для производства товаров не принимаются во внимание при определении происхождения товаров.

Если товар производится группой стран-бенефициаров, действует принцип региональной кумуляции, то есть товар рассматривается как происходящий с единой таможенной территории. Принцип региональной кумуляции применяется, в частности, в отношении следующих регионов:

• АСЕАН (Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам);

• Центральноамериканский общий рынок (Коста-Рика, Гондурас, Гватемала, Никарагуа, Панама, Сальвадор);

• Андское Сообщество (Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла);

• Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка).

Кумуляция допускается также для стран группы АКТ (Азия, Карибский бассейн, Тихий Океан) и «заморских стран и территорий».

Отметим, что ЕС имеет 22 региональных соглашения преференциального типа. Наибольшее распространение получили соглашения о создании зоны свободной торговли (ЗСТ), что отвечает международной практике. На данный момент в рамках этих соглашений осуществляется около 75% экспорта стран ЕС. Выделим некоторые особенности формирования двух наиболее важных для ЕС зон:

Европейская ЗСТ (создана в начале 1970-х годов на основе соглашений ЕС с отдельными странами Европейской ассоциации свободной торговли — ЕАСТ; в 1992 году дополнена Соглашением о Европейском экономическом пространстве, в рамках которого осуществляется свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; участники — страны ЕС, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн и Швейцария).

Евро-средиземноморская ЗСТ в составе ЕС и двенадцати стран этого региона, формируемая на базе ранее заключенных им с каждой страной в отдельности соглашений об ассоциации (завершить этот процесс предполагалось к 2012 году).

Для товаров, происходящих из разных льготных групп стран, предусмотрены различные формы сертификатов происхождения: форма «А» для стран-бенефициаров автономных преференций Сообщества в соответствие с ОСП; форма «EUR 1» для так называемых «оккупированных территорий» (Западный берег реки Иордан и сектор Газа) и некоторых других регионов.

В 2013 году на основании ОСП США льготный режим беспошлинного ввоза в США применялся к 4975 тарифным позиция согласно Гармонизированному таможенному тарифу США (3511 наименований товаров «базового» списка и 1464 наименований товаров из «дополнительного» списка 1996 года, применяемого исключительно к наименее развитым странам) из приблизительно 130 стран/территорий-бенефициаров ОСП США, в том числе 42 наименее развитых государства (состав ежегодно пересматривается). Среди таких товаров: промышленная продукция и полуфабрикаты; сырье и материалы; ювелирные изделия; многие виды ковров; сельскохозяйственные и рыбные продукты; химикаты; мрамор; минералы и др. [4].

Для реализации участниками ВЭД из стран-пользователей преференциального режима США права на предоставление преференции необходимо соблюдать некоторые правила:

• товар должен быть включен в список товаров, имеющих право на предоставление преференции;

• товар должен быть импортированным непосредственно от определенной Развивающейся Страны-Бенефициара (РСБ) или ассоциации стран;

• РСБ или ассоциация должны иметь право на предоставление преференции на этот товар;

• товар должен быть выращен, либо изготовлен в РСБ и должен отвечать требованиям по добавленной стоимости (Данные Правила в Америке очень либеральны к товарам, которые происходят из развивающихся и наименее развитых стран. Минимальная адвалорная доля национальных компонентов, материалов, работ развивающейся или наименее развитой страны должна составлять 35% от конечной стоимости товара в момент его ввоза в США);

• необходимо соблюдать правило прямой поставки;

• импортер должен требовать беспошлинный режим для ввозимого товара, помечая его на соответствующих транспортных документах [5].

Право на использование преференциального режима обозначается символами в первой специальной колонке тарифа и имеет ряд вариаций:

• тарифные позиции, обозначенные буквой «А» входят в перечень преференциальных товаров для всех стран-бенефициаров;

• «А*» означает, что преференциальный беспошлинный режим ввоза данных товаров предоставляется избирательно, т.е. действует не для всех стран-бенефициаров (возможны исключения отдельных стран);

• символ «А+» означает, что преференциальный режим предоставляется только для товаров из наименее развитых стран.

Страна, пользующаяся преференциями США, может быть исключена из схемы ОСП, если она достигла определенного (установленного американским законодательством) уровня ВНП на душу населения, а также, если наблюдается значительный прогресс в ее экономическом развитии и торговле. Отдельный товар может выводиться из сферы действия преференций, если его поставки из данной страны превышают 50% (иногда — 25%) всего американского импорта этого товара, или если стоимость импорта превысила предварительно установленную величину.

Перечень товаров и стран, подпадающих под режим ОСП США, пересматривается ежегодно.

Чтобы товар, стоимость которого превышает 1500 долларов, мог пользоваться преференциями при ввозе в США, при его таможенном оформлении должен предъявляться предусмотренный международными соглашениями об ОСП сертификат происхождения формы «А» [6].

Японская схема ОСП — одна из самых широких по числу охваченных стран. Она распространяется на товары, импортируемые из 140 государств и территорий, большинство из которых относится к развивающимся.

С 1971 года в Японии действует система тарифных преференций на продукцию обрабатывающей промышленности развивающихся стран, в соответствии с которой облагаются пониженными пошлинами или совсем освобождаются от них различные обработанные и полуобработанные товары из большого круга развивающихся стран и несамоуправляемых территорий, а также из ряда стран с плановой экономикой: КНР, Вьетнама и Кубы.

Преференциальные пошлины затрагивают 77 сельскохозяйственных позиций четырехзначной классификации Гармонизированной системы (ГС). Преференции распространяются и на все промышленные товары, за исключением 27 позиций по четырехзначной классификации ГС (нефтяные масла, шелк-сырец, шелковая пряжа, желатин и клей из костей и шкур, шелковые ткани, хлопковая пряжа, хлопковые ткани, одежда и ее принадлежности из кожи, фанера, обувь с резиновыми подошвами и верхом и ее части). Треть аграрных продуктов и большинство промышленных изделий, на которые распространяются преференции, ввозятся беспошлинно [7].

Также необходимо отметить, что из японской схемы ОСП исключены некоторые виды «чувствительных» сельскохозяйственных товаров: зерно, сахар, молоко и молочные продукты, мясо и мясопродукты, а также нефтепродукты в целях защиты собственного производства.

Преференциальный режим Японии, безусловно, влияет на отрасли национальной промышленности. Ввиду этого предусмотрен целый ряд механизмов, способный реагировать на нежелательный рост объемов импорта. Например, установлены количественные ограничения ввоза на 13 товаров, в частности, на мясной скот, сыр, кукурузу, солод, мелассу, томат-пасту, первичный спирт (в пределах квоты перечисленные товары ввозятся беспошлинно, а сверх квоты — с оплатой пошлины от 10% до 60%), а также на кожу, обувь, нефть и моторное масло.

Верхние пределы ввоза товаров с преференциаль-

ными ставками регулируются по принципу простой очереди («кто первым приехал, тот и получил преференцию»).

Кроме того, с 1 апреля 2000 года в ОСП Японии введена страновая градация, в соответствии с которой экономика страны-бенефициара, ставшая высокодоходной в соответствии с классификацией трех последовательных изданий Атласа Всемирного Банка, исключается из списка пользователей тарифных преференций Японии. Если в последующие три года данная экономика страны не классифицируется как высокодоходная, то она снова может стать бенефициаром ОСП Японии, если направит соответствующую просьбу.

В последние годы с учетом того, что развивающиеся страны производят достаточно широкий спектр товаров, конкурентоспособных без предоставления им тарифных преференций, развитые страны начали пересматривать свои национальные схемы, корректируя как списки стран-бенефициаров, так перечни товаров [1].

Так, к примеру, с 1 января 2014 г. в ЕС вступила в силу последняя редакция системы, предполагающая предоставление льгот при экспорте товаров для трех категорий стран (всего 49 наименее развитых и 47 развивающихся стран), для которых действуют разные перечни товаров и разные масштабы снижения ставок таможенных пошлин:

• наименее развитые страны (Everything But Arms), согласно классификации Организации объединенных наций;

• развивающиеся страны (Generalized System of Preferences), классифицируемые Всемирным банком как страны с уровнем доходов на душу населения ниже среднего в течение 3 лет, непосредственно предшествующих обновлению списка стран-бенефициаров;

• развивающиеся страны, в отношении которых действуют дополнительные преимущества (Generalized System of Preferences +) при условии соответствия ряду критериев.

В США в перечни стран-пользователей системы тарифных преференций включены 78 развивающихся стран и 43 наименее развитых. Особенностью системы преференций в США является ее обусловленность факторами, имеющими косвенное отношение к уровню экономического развития стран: приверженность либеральным ценностям, выражение «стремления к справедливому и разумному доступу к своим рынкам и основным товарным ресурсам», степень защиты прав интеллектуальной собственности и др.

В ЕС в списки преференций не входит большее, по сравнению с США, количество товаров, при этом большинство из невключенных позиций являются то-

варами сельскохозяйственного производства (около половины товарной номенклатуры сельскохозяйственной продукции не попадает под действие преференций, включая рис, бананы и сахар). Практически все товары, субсидируемые ЕС в рамках Единой сельскохозяйственной политики ЕС (Common Agricultural Policy — CAP) не входят в схему преференций, соответствующие страны не получают по ним тарифных уступок [1].

Таким образом, схемы преференций, формально направленные на содействие развитию, в действительности не рассматривают критерий облегчения торговли для развивающихся и наименее развитых стран в качестве основного, а построены таким образом, чтобы сохранить защиту собственных производителей и не предоставлять преференции по соответствующим товарам.

В связи с тем, что в настоящее время совершенствуется нормативно-правовая база Единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза (ЕАЭС), представляется заслуживающим внимания предложение о необходимости составления отдельного перечня преференциальных товаров для развивающихся стран и отдельного перечня для наименее развитых стран [1].

Кроме того, нуждается в доработке и информационно-статистическое обеспечение проведения оценки влияния предоставленных в рамах ЕАЭС тарифных преференций на развитие секторов российской экономики. В частности, необходимы в общем доступе статистические данные, во-первых, о физическом объеме товаров по конкретным товарным подсубпозициям, ввозимых в Россию с преференциальными ставкам; во-вторых, о физическом объеме производства отечественных товаров (аналогичных импортируемым това-

рам с преференциальными ставками) по конкретным товарным подсубпозициям. Пока есть только данные по наименованиям товаров (мясо, зерно и т.д.)

Литература

1. Пташкина М.Г.; Кадочников П.А. О необходимости изменений в системе тарифных преференций ЕАЭС // Российский внешнеэкономический вестник. — 2015. — №6.

2. Членство в ЮНКТАД и Совете по торговле и развитию. [Электрон. ресурс]: Официальный сайт ЮНКТАД. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://unctad.org (дата обращения — 05.05.2016).

3. Абстрактный критерий — достаточной считается последняя существенная переработка, которая экономически оправдана и представляет собой производство нового товара или важную часть такого производства.

4. Таможенный тариф США в 2013 году. [Электрон. ресурс]: Официальный сайт Минэкономразвития РФ. Портал внешнеэкономической информации. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.ved. gov.ru (дата обращения — 05.05.2016).

5. Руководство по использованию Всеобщей Системы Преференций США для участников внешнеторговой деятельности. [Электрон. ресурс]: Консалтинговое агентство M-vector. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.m-vector.com (дата обращения — 05.05.2016).

6. Тарифные преференции США. [Электрон. ресурс]: Официальный сайт USITC. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.usitc.gov (дата обращения — 05.05.2016).

7. Преференциальные пошлины Японии. [Электрон. ресурс]: Торговые рынки Японии. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://japantrabes.ru (дата обращения — 05.05.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.