Вахобов Абдуали Рахмонович,
соискатель Российского университета дружбы народов
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Таможенно-тарифное регулирование представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин и имеющий целью, в частности, защиту внутреннего рынка государства и стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике (п. 24 ст. 2, 19 Федерального закона Российской Федерации №164-ФЗ от 08.12.2003., «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности») и (ст. 2, 9 закона Республики Таджикистан №822 от 03.09.1999., "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности " (7).
Исследователи отмечают, что необходимость четкой правовой регламентации таможенно-тарифного механизма обусловлена двумя важнейшими обстоятельствами. Во - первых, таможенное регулирование прямо или опосредованно вторгается в сферу предпринимательства, частно-экономических интересов, заставляя корректировать те или иные направления внешнеторговой деятельности хозяйствующих субъектов. Во-вторых, требует нормирования «внешняя» направленность таможенно-тарифной политики, создающая для государства обязательства международноправового характера (1).
В международно-правовой доктрине встречается не совсем верное суждение относительно понимания методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности: тарифного (экономического) и нетарифного (административного). Следует отметить, что при всей близости понятий экономических и тарифных мер они не являются полностью совпадающими. Так, к числу экономических мер регулирования внешнеторговой деятельности, помимо таможенно-тарифных инструментов, следует отнести и другие виды обязательных платежей (пограничные налоги и сборы, компенсационные и антидемпинговые пошлины), а также экономические инструменты стимулирования экспорта (различные субсидии, предоставление налоговых и других льгот экспортерам, страхование и кредитование экспорта). О том, что данные понятия не являются тождественными, свидетельствует и анализ российского и таджикского законодательства в данной области. Так, в ст. 4 и 13 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» ив ст. 4 и 6 закона Республики Таджикистан №822 от 03.09.1999, "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" закреплен принцип приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой
деятельности, в котором говорится о таможенно-тарифном регулировании внешней торговли.
Тарифное регулирование является одним из основных рычагов государственного регулирования внешней экономической деятельности. Законодательной основой таможенно-тарифного регулирования являются Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Таможенный кодекс Таможенного союза, законы «О валютном регулировании и валютном контроле», «О таможенном тарифе», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и др.
Таможенный тариф (custom tariff) в зависимости от контекста может определяться как:
□ инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
□ свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
□ конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.
По своей природе таможенные пошлины выполняют три основные функции:
□ фискальную (относится и к импортным, и к экспортным пошлинам) в связи с тем, что они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
□ протекционистскую (относится к импортным пошлинам), так как с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
□ балансировочную (относится к экспортным пошлинам), поскольку они устанавливаются с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Согласно ст. 19 ФЗ № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и согласно ст. 9 закона Республики Таджикистан №822 от 03.09.1999 "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка государства и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством Российской Федерации, и в том числе с законодательством Республики Таджикистан, устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.
Таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем контроля перемещения грузов через границу и взимания таможенных платежей (6). К числу основных видов таможенных платежей относятся таможенные пошлины, сборы за таможенное оформление и сборы за хранение товаров.
Традиционно различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный (2, 204). Но по характеру таможенные пошлины можно подразделить на антидемпинговые, компенсационные, сезонные и карательные. Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более
низкой, чем их нормальная стоимость в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров. Компенсационные пошлины устанавливаются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров. Сезонные пошлины - пошлины, применяемые для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера. Срок действия таких пошлин не превышает нескольких месяцев в году. Карательные пошлины применяются значительно реже, они устанавливаются для товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении государства дискриминацию, принимающих недружественные акты и т.п.
По объекту взимания таможенных пошлин традиционно проводят деление на экспортные (вывозные), импортные (ввозные) и транзитные. Экспортные (вывозные) пошлины вводятся на экспортные товары при их вывозе за пределы таможенной территории государства. Целью их введения прежде всего выступает стремление сократить экспорт национальной продукции, а также пополнение государственного бюджета. Импортные (ввозные) - это такие пошлины, которые устанавливаются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Они применяются для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции, а также выполняют фискальную функцию. Реже всего применяются транзитные пошлины, используемые как средство торговой войны. Они вводятся на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.
В международно-правовом обороте существует также классификация таможенных пошлин в зависимости от способа их взимания на адвалорные, специальные и комбинированные. Адвалорные пошлины - это пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например 5, 10 или 20 % от таможенной стоимости). Применение данного вида взыскания характеризуется субъективной оценкой, что в свою очередь может привести к злоупотреблению. Использование субъективной оценки связано прежде всего с наличием разнообразных факторов, которые влияют на колебание цены (обменный курс, процентная ставка и др.). В связи с этим установление адвалорных пошлин видится не совсем целесообразным. Адвалорные пошлины применяются обычно при обложении товаров, имеющих различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Так, по адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие. Специальные пошлины - это обязательный взнос, который начисляется в твердо установленной форме за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1 кг). Они вводятся обычно на стандартизированные товары и имеют преимущество в простоте применения и исключении возможности для злоупотреблений. По Специфическими ставками чаще всего облагаются готовые изделия. Своеобразной чертой данного вида сборов является зависимость уровня таможенной защиты с помощью специфических пошлин от колебания цен на товары. Поэтому при
возрастании импортных цен уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Однако во время падения импортных цен данный вид тарифа увеличивает уровень защиты национальных производителей. Комбинированные - это специфическая форма взимания пошлины, которая сочетает оба названных вида таможенного обложения (например, 20 % таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 кг) (4).
По размеру взимания таможенные ставки можно подразделить на номинальные, эффективные (реальные), льготные, минимальные, промежуточные, максимальные. Номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они дают общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт. Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров. Особое значение следует уделить максимальным тарифным ставкам, от которых государства постепенно отходят, но они еще имеют место быть, что, тем самым, не дает нормально функционировать рыночной экономике. Максимальные ставки, в свою очередь, могут быть: покровительственные - их уровень превышает уровень максимальных пошлин по степени обработки товара. Цель установления данного вида тарифов связана с
проведением в стране политики протекционизма. Запретительные - обычно на 30 % выше покровительственных. Наступательные - на 30-40 % выше по отношению к запретительным. Их цель - полное исключение импорта этой страны (2).
Таким образом, можно выделить два наиболее значимых преимущества использования таможенно-тарифных методов для экономики государства. Во-первых, они позволяют государству ограничить поступление иностранных товаров на внутренний рынок косвенным способом (путем использования таможенной пошлины, системы тарифных льгот, таможенной номенклатуры); во-вторых, они помогают обеспечить государственный бюджет посредством фискальных пошлин налоговыми поступлениями. Наряду с высоким фискальным значением таможенной пошлины она является эффективным инструментом протекционистской политики.
В целях дальнейшего упорядочения внешнеэкономической деятельности и денежного обращения в 1995 году Правительство Республики Таджикистан постановлением №436 утвердило экспортный и импортный таможенный тариф. Постановлением был установлен перечень товаров, подлежащих обложению экспортными и импортными пошлинами при пересечении таможенной границы Республики Таджикистан, который состоял из 160 наименований экспортируемых и 6 наименований импортируемых товаров, были утверждены ставки таможенных пошлин в процентах от таможенной стоимости на ввозимые и вывозимые товары.
В связи с вступлением в ВТО изменятся тарифные ставки. Прежде всего выиграет потребитель. За счет снижения импортных тарифов многие товары должны стать дешевле, а их ассортимент - расшириться.
Россия, в рамках присоединения к ВТО, согласилась на ограничение экспортных пошлин по более чем 700 товарным позициям, говорится в пресс-релизе ВТО.
Средний тариф на товары после вступления в силу всех соглашений снизится до 7,8 % по сравнению с 10 % в 2011 г. Об этом говорится в протоколе о присоединении России к ВТО. При этом на сельскохозяйственные товары пошлины снизятся с 13,2 % до 10,8 %, на товары обрабатывающей промышленности - с 9,5 % до 7,3 %.
Россия также обнулит импортные пошлины на хлопок и продукцию сектора информационных технологий (5).
Но следует отметить, окончательный «уровень связывания» импортных пошлин будет устанавливаться постепенно: на первом этапе сокращение ставок коснется одной трети всех тарифных позиций, через 3 года вступят в действие новые тарифы еще по четверти позиций (3).
Правовое регулирование внешнеторговой деятельности отражает общую направленность экономической политики либо на максимальное привлечение иностранного капитала, либо на реализацию протекционистских идей, что отражается в национальном законодательстве, международных договорах. В свою очередь, таможенно-тарифное регулирование как особый метод внешнеторговой деятельности государства в связи с вступлением в ВТО было подвергнуто серьезным изменениям. Политика Российского государства на данном этапе развития направлена на гуманизацию внешнеторгового регулирования. А это обязательно повлечет не только уменьшение, но и отмену определенных импортных пошлин, в связи с чем встает вопрос о целесообразности расставления приоритетов между национальным потребителем, а также поддержанием международного сотрудничества, и национальным производителем и всей национальной экономикой в целом (5).
Список использованной литературы:
1. Трошкина Т.Н. Таможенно-тарифные инструменты в системе государственноправового регулирования внешнеторговой деятельности // СПС «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru (12.09.2013)
2. Киреев Л.П. Международная экономика: Учеб. пособие для вузов в 2 ч.. Ч. I.:
Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. -М. : Междунар. отношения, 1997. С. 204 ; Основы таможенного дела : учеб. пособие в 3 т. / под ред. А.А. Лиювченко, А.Д. Смирнова. М.: РИО РТА, 2005. URL:
httv://ihs. ru/infonmtion/____library/index. vhv ?SECTION ID=182&ELEME (дата
обращения: 23.10.2013)
3. Кукол Е. Что нам даст вступление в ВТО?//Рос. газ.; Неделя №5671 (295). 29.12.2011. URL: http://www.rg.ni/2011/12/29/wto.html (дата обращения: 12.09.2013)
4. Михайлушкин Л.И., Шимко П.Д. Международная экономика. М.: Высшая школа, 2002 // СПС «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru (дата обращения:12.09.2013)
5. Тихомиров Н. Россия вступит в ВТО по всем фронтам. URL:
www.iirstnewsiii/news/society / (дата обращения: 23.10.13)
6. Закон РТ №822 от 03.09.1999 ”О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”. —Душанбе, 1999.
7. Федеральный закон Российской Федерации №164-ФЗ от 08.12.2003. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». -М.,2013.
А.Р. Вахобов
Таможенно-тарифное регулирование в Российской Федерации и Республике
Таджикистан
Ключевые слова : таможенно-тарифное регулирование, таможенная ставка, таможенная пошлина, внешнеторговая деятельность.
Предметом исследования в настоящей статье является содержание таможенно -тарифного регулирования таможенных органов. Автор обосновывает и утверждает, что таможенно-тарифное регулирование таможенных органов выступает как самостоятельный метод внешнеторговой деятельности государства.
Подводя итог своего исследования, автор отмечает, что статья посвящена правовому статусу таможенно-тарифного регулирования.
A.R. Vakhobov
Customs-Tariff Regulation in Russian Federation and Tajikistan Republic Key words: customs-tariff regulation, custom 's tariff, customs' duties, outward trade activity
The article dwells on the contents of customs-tariff regulation of customs' bodies. The author substantiates and asserts that customs-tariff regulation of customs' bodies is an independent method of the state's activities related to outward trade.
Summing up his research the author notes that the article is devoted to the legal status of customs-tariff regulation.