Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STRATEGY / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / ЭКСПОРТ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ / TIMBER PRODUCTS EXPORT / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CUSTOMS AND TARIFF REGULATION / НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / NON-TARIFF REGULATION / ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / CUSTOMS DUTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дунаевский Валерий Юрьевич

В статье рассмотрены вопросы эффективности мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования при экспорте лесоматериалов в Россию после вступления во Всемирную торговую оганизацию и сформулированы предложения по их совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING CUSTOMS REGULATION OF TIMBER PRODUCTS EXPORT TO ENSURE THE ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the issues of customs tariff and non-tariff regulation effectiveness measures on exporting timber products in the Russia after joining the World Trade Organization. The proposals for their improvement are formulated.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ

В. Ю. Дунаевский

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассмотрены вопросы эффективности мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования при экспорте лесоматериалов в Россию после вступления во Всемирную торговую оганизацию и сформулированы предложения по их совершенствованию.

Ключевые слова: стратегия развития; таможенный контроль; экспорт лесоматериалов; таможенно-тарифное регулирование; нетарифное регулирование; таможенная пошлина.

Лесная промышленность России обладает мощным ресурсным потенциалом. По запасам древесины наша страна занимает первое место в мире. На долю Российской Федерации (РФ) приходится 22% мировых запасов древесины, в том числе около 50% наиболее ценных хвойных пород. Россия традиционно торгует необработанной древесиной, прочно занимая долгие годы второе место в мире по экспорту. Вывоз древесины - пятая по доходу статья российского экспорта после газа, нефти, черных и цветных металлов. [1] Постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» лесоматериалы включены в Перечень стратегически важных товаров и ресурсов РФ.

Одним из направлений развития таможенной службы РФ является совершенствование таможенного регулирования, которое предполагает совершенствование таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях реализации курса на модернизацию и технологическое развитие страны, обеспечение продвижения национальных интересов России во внешнеэкономической сфере, а также упреждающего реагирования на угрозы экономической безопасности РФ. В условиях интеграции России в международное экономическое пространство и определенной зависимости от колебаний мировой экономической конъюнктуры значительную роль приобретает проведение грамотной и обоснованной торговой политики и политики экономической безопасности, немаловажной составляющей которых является таможенная политика, а также деятельность таможенных органов по ее осуществлению.

В 2012 г. РФ вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО) и приняла на себя обязательства по корректировке ставок вывозных таможенных пошлин в соответствии с утвержденным графиком исполнения тарифных обязательств [2]. Последним изменением, направленным на снижение ставок вывозной таможенной

пошлины, стало постановление Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». По ряду вывозимых товаров, классифицируемых в товарной позиции 4403 (код ТН ВЭД ЕАЭС 4403 20 390 1 - сосна обыкновенная), установлена адвалорная ставка вывозной таможенной пошлины в размере 15% при наличии лицензии, выданной Министерством промышленности и торговли. При вывозе сверх установленной квоты или при отсутствии лицензии применяется комбинированная ставка вывозной таможенной пошлины в размере 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м. Здесь важно отметить, что товары товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС (за исключением дуба, бука и ясеня) вывозятся беспошлинно.

Автором проанализировано количественное изменение экспорта лесоматериалов из России после вступления ее в ВТО. В процессе анализа были использованы статистические данные Федеральной таможенной службы по итогам 2011, 2013, 2014 гг. 2012 год не учитывался, так как этот период был переходным и статистические данные не отражали степени влияния произошедших изменений.

Значительных колебаний объема вывозимых лесоматериалов в Сибирском таможенном управлении (СТУ) и Дальневосточном таможенном управлении (ДВТУ) не наблюдается, в то же время отмечен заметный рост количественных показателей в Северо-Западном таможенном управлении (СЗТУ) (рис. 1). Основные объемы экспорта лесоматериалов распределены между Северо-Западным, Дальневосточным и Сибирским таможенными управлениями. Доля экспорта в Уральском, Центральном, Приволжском, Южном и Северо-Кавказском таможенных управлениях незначительна (рис. 2).

Объем, т

СТУ СЗТУ ДВТУ

Рис. 1. Экспорт лесоматериалов из Российской Федерации (2011,2013, 2014 гг.)

Объем, т

12 ООО ООО п-

10 ООО ООО

8 ООО ООО

6 000 ООО

4 ООО ООО

2 000 000 -

05 О

«Л

1Л О С5 СО

о

со

~ПТ"

00 СО

о

СМ

со

•Ч"

-со-

см см

оо со

"О1

ю 00 о

00 см ю со ю со

о

ГС

чр

со

о

•«р

см

ч-Н

д

о гр

0> к и1 о л и

СЗТУ

ю

оо со

см со

о

ТР

"5р

со о

ГР

п , п

о

ТР

к

к Й1 о а и

ДВТУ

со оо см

аэ

см

ю а>

со со о

о

см ю со

о

00 ГР 00 ГР

о

ТР

"5р

со о

ГР

о

"О"

к Й1 о а.

13

СТУ

о> см 00

п

>> >>

>> Е-

ю со 00 со см

о см СО со см

>> Е-

ЕГ к

н 2

>>

и

о

Рис. 2. Структура общероссийского объема экспорта лесоматериалов в региональных таможенных управлениях (2014 г.)

Распределение структуры общероссийского объема экспорта лесоматериалов среди региональных таможенных управлений в 2014 г. различно. Так, в СЗТУ и ДВТУ больше декларируется необработанных лесоматериалов (4403 ТН ВЭД ЕАЭС), а в СТУ объемы экспортируемых пиломатериалов (4407 ТН ВЭД ЕАЭС) сопоставимы с экспортом круглого леса в СЗТУ и ДВТУ. Проанализировав объем и структуру экспорта (см. рис. 2), автор пришел к выводу, что вступление России в ВТО и либерализация экспорта лесоматериалов в виде отсутствия количественных ограничений на экспорт низкообработанной продукции и введения нетарифных ограничений на вывоз круглых лесоматериалов в некоторых субъектах (СЗТУ) не создали предпосылок для изменения структуры экспорта. В то же время в отдельных регионах (СТУ) «заградительные» пошлины себя оправдали, но при существующей видимости введенных защитных мер значительная часть лесоматериалов вывозится в виде товара с низкой добавленной стоимостью или в рамках установленных квот, позволяющих экспортировать значительные объемы круглых лесоматериалов.

В целях более глубокого исследования была проанализирована структура внешнеторговой деятельности лесопромышленного комплекса в сфере экспорта лесоматериалов в Сибирском таможенном управлении, которое, по данным таможенной статистики, является одним из лидирующих по количеству экспортируемых лесоматериалов [3]. Как показывают статистические данные, объем

экспортируемых необработанных лесоматериалов в 2011 и 2014 гг. значительно снизился (-40%), а вырабатываемая из них готовая продукция осталась практически неизменной. В то же время количество вывозимого товара с низкой степенью обработки (4407 ТН ВЭД ЕАЭС) увеличилось (+27%). Несмотря на произошедшие изменения в тарифном и нетарифном регулировании экспорта необработанных лесоматериалов (4403 ТН ВЭД ЕАЭС), существенных колебаний в общих объемах вывоза не наблюдается.

Введение лицензирования экспорта круглых лесоматериалов в виде установления тарифных квот также не способствовало развитию глубокой переработки и производству товара с высокой добавленной стоимостью. Экспорт товаров, не подвергнутых глубокой обработке (4407 10 930 0 ТН ВЭД ЕАЭС, пиломатериалы обрезные «pinus sylvestris l» из сосны обыкновенной, продольно распиленные, не обработанные строганием, толщиной более 6 мм), значительно увеличился (+24%) [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследование действующей практики таможенного регулирования вывоза продукции лесной промышленности РФ выявило невозможность одномоментного достижения качественно иной структуры российского экспорта лесоматериалов. Либерализация экспорта лесоматериалов после вступления России в ВТО создала предпосылки для увеличения доли сырьевой направленности. Более высокая рентабельность поставки на экспорт сырья усиливает заинтересованность предприятий в увеличении объемов экспортных поставок, что является важнейшим отрицательным последствием отсутствия или занижения ставок таможенных экспортных пошлин. Для преодоления этих отрицательных последствий при установлении экспортных пошлин следует исходить из обеспечения равной выгодности поставок сырья на внешний и внутренний рынок [5]. Для изменения существующей структуры необходим комплексный подход, который будет стимулировать как производство, так и экспорт лесоматериалов глубокой переработки. Достижению данной цели должно способствовать изменение системы формирования ставок пошлин на лесоматериалы, базирующееся на принципе дифференциации и взаимосвязи с методом исчисления таможенных пошлин согласно модели «сырье - полуфабрикат - готовое изделие». Данная модель предполагает установление высокого уровня ставок вывозных пошлин на сырье (необработанные лесоматериалы) и введение экспортных тарифов для обработанных лесоматериалов с низкой добавленной стоимостью (полуфабрикаты) с выходом на нулевые показатели для готовых изделий. Практическая реализация совершенствования тарифного регулирования требует внесения изменений в таможенный тариф путем установления в отношении товара, классифицируемого кодом 4407 10 930 0 ТН ВЭД ЕАЭС, ставки вывозной таможенной пошлины, отличной от нулевого значения. Экспортные пошлины, по нашему мнению, должны устанавливаться на уровне, позволяющем вырав-нить рентабельность поставки продукции на мировой и внутренний рынки. Так, пиломатериалы обрезные, реализуемые производителями на внутреннем рынке по состоянию на декабрь 2014 г. в целом по России, стоили 5 741 руб. за м3. На конец 2014 г. средние статистические экспортные цены на хвойные лесоматериалы, распиленные вдоль или расколотые, толщиной свыше 6 мм (ТН ВЭД ЕАЭС 4407 10) по России составили 10 355 руб. за м3, превысив цены внутреннего рынка почти на 44% [6]. При этом ставка экспортной таможенной пошлины на вышеуказанный товар должна составить до 40% стоимости товара и быть дифференцированной в зависимости от степени его обработки.

В 2012 г. постановлением Правительства РФ установлены тарифные квоты в отношении круглых лесоматериалов (ели обыкновенной, пихты белой европейской и сосны обыкновенной), вывозимых за пределы территории РФ и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе [7].

Однако для вывоза древесины за рубеж «недобропорядочные» участники ВЭД используют различные схемы и способы, позволяющие уменьшить размер причитающихся к уплате таможенных платежей, в том числе и за счет вывоза лесоматериалов по лицензиям, полученным по недействительным документам. Основным из них является использование подложных договоров купли-продажи леса на внутреннем рынке.

В результате проведенных проверок после выпуска товаров и правоохранительной деятельности установлены две схемы неправомерного экспорта лесоматериалов в рамках тарифной квоты, связанные с занижением подлежащих уплате таможенных платежей и применением сниженной ставки вывозной таможенной пошлины.

1. В первом случае в территориальное подразделение Министерства промышленности и торговли РФ представляется подложный договор купли-продажи леса с арендатором лесного участка. При этом сам по себе факт заключения указанного договора не является подтверждением совершенной сделки, поскольку свидетельствует лишь о намерении лица приобрести товары, от договора он может отказаться либо в дальнейшем осуществить такую покупку. Документами, подтверждающими осуществление сделки, могут являться такие коммерческие документы, как счет-фактура и товарная накладная. После получения лицензии на основании недействительных документов лесоматериалы необработанные экспортируются за пределы таможенной территории Таможенного союза.

2. Во втором случае вывоз незаконно заготовленного леса осуществляется по лицензиям, полученным на основании мнимых сделок с арендаторами, которые за вознаграждение заключали фиктивные договоры поставок. В ходе проверок устанавливается, что у арендаторов фактические объемы вырубленного по лесным декларациям леса на порядок меньше того объема, который указан в фиктивных договорах поставок.

Значительное количество выявленных нарушений обусловлено, прежде всего тем, что в условиях ограниченных сроков выпуска товаров, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза, контроль за законностью происхождения леса и лесоматериалов при таможенном декларировании не представляется возможным в связи с отсутствием межведомственной системы контроля за движением указанных товаров от момента их заготовки до принятия решения об их помещении под таможенную процедуру экспорта.

Успешное решение таможенными органами поставленных задач по достижению целей политики экономической безопасности РФ сегодня возможно только при полноценной и эффективной системе контроля, налаженной системе взаимодействия ФТС России и других государственных органов посредством внедрения информационной системы, обеспечивающей учет древесины и совершения сделок с ней. Данное взаимодействие может быть достигнуто только путем интеграции информационных систем всех заинтересованных ведомств в одно информационное пространство, а это, в свою очередь, будет надежным инструментом по декриминализации экспорта и формированию качественно иной структуры вывозимых лесоматериалов.

Л. В. Бахурова

В условиях введения рядом стран санкций в отношении России необходимо обеспечить устойчивость отечественной экономики. Внедрение вышеуказанных предложений позволит обеспечить реализацию одной из основных целей Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» - обеспечение экономической безопасности РФ при осуществлении внешней торговли.

Использованные источники

1. Таможенные чтения - 2012. Россия в меняющемся мире: вызовы и возможности: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Т. 1 / под общ. ред. профессора А. Н. Мячина. СПб.: Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, 2012. С. 144.

2. Протокол от 16 декабря 2011 года о присоединении Российской Федерации к Марракеш-скому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (Женева, 16 декабря 2011 г.) [Электронный ресурс]. URL: http:/www.garant.ru.

3. Таможенная статистика внешней торговли [Электронный ресурс]. URL: http:/www.customs.ru.

4. Кузминых Ю. В. Таможенное регулирование экспорта необработанных лесоматериалов в условиях членства России в ВТО // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 3. С. 22-30.

5. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость / В. Е. Новиков, В. Н. Ревин, М. П. Цветинский. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 101 с.

6. U RL: http: //www.lesonline.ru.

7. Постановление Правительства РФ от 30.07.2012 № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе» [Электронный ресурс]. URL: http:/www.garant.ru.

Л. В. Бахурова

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРИ ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ, ЭКСПОРТИРУЕМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

В статье рассматриваются вопросы совершенствования управления рисками при осуществлении таможенного контроля экспорта нефтепродуктов, перемещаемых железнодорожным транспортом. Особое внимание уделяется применению концепции приемлемого риска как способа обеспечения выборочности таможенного контроля и снижения затрат на его осуществление при установленном уровне качества.

Ключевые слова: управление рисками; экспорт; таможенный контроль; приемлемый риск; нефтепродукты; железнодорожный транспорт.

В настоящее время управление рисками в таможенных органах в отношении нефтепродуктов, экспортируемых железнодорожным транспортом, не учитывает особенностей этих товаров и специфики их перемещения, что в условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.