Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА КРУГЛЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ: НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА КРУГЛЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ: НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / ЭКСПОРТ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ / TIMBER EXPORT / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / CUSTOMS DUTY / CUSTOMS-TARIFF REGULATION / ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / CUSTOMS VALUE / ИНДИКАТИВНЫЕ ЦЕНЫ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / RISK MANAGEMENT SYSTEM / INDICATION PRICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дунаевский Валерий Юрьевич

В статье проведен анализ изменения мер таможенного регулирования экспорта лесоматериалов после вступления России во Всемирную торговую организацию. Рассмотрены вопросы эффективности мер таможенно-тарифного регулирования и таможенного контроля при экспорте лесоматериалов; сформулированы предложения по их совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME WAYS TO IMPROVE CUSTOMS REGULATION OF TIMBER EXPORT

The author presents the results of analyses of the changes of measures of customs regulation of timber export during the period after Russia’s WTO accession. The issues of efficiency of the measures of customstariff regulation and customs control of timber export are described in the article as well as some ways of improvement of these measures are suggested.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА КРУГЛЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ: НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

В. Ю. Дунаевский

ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА КРУГЛЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ: НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В статье проведен анализ изменения мер таможенного регулирования экспорта лесоматериалов после вступления России во Всемирную торговую организацию. Рассмотрены вопросы эффективности мер таможенно-тарифного регулирования и таможенного контроля при экспорте лесоматериалов; сформулированы предложения по их совершенствованию.

Ключевые слова: таможенный контроль; экспорт лесоматериалов; таможенно-тарифное регулирование; таможенная пошлина; таможенная стоимость; индикативные цены; система управления рисками.

Лесная промышленность РФ обладает мощным ресурсным потенциалом. По запасам древесины Россия занимает первое место в мире. На ее долю приходится 22% мировых запасов древесины, в том числе около 50% наиболее ценных хвойных пород. Запасы лесных ресурсов РФ позволяют не только обеспечить текущие и перспективные внутренние потребности страны в древесине и продуктах ее переработки, но и значительно расширить экспорт лесных товаров. Вывоз древесины - пятая по доходу статья российского экспорта после газа, нефти, черных и цветных металлов [1]. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 лесоматериалы включены в Перечень стратегически важных товаров и ресурсов РФ.

Ввиду стратегической важности леса, его экономического и ресурсного потенциала предпринимательская деятельность в сфере экспорта лесоматериалов находится в зоне пристального внимания законодателя: за последние несколько лет было принято множество нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательство в сфере экспорта леса.

В августе 2012 г. Россия вступила в ВТО, что обусловило ряд изменений в сфере таможенного регулирования. Основным изменением в законодательстве в сфере экспорта лесной продукции является установление размеров новых ставок вывозных таможенных пошлин. Так, по вывозимым товарам, классифицируемым кодом ТН ВЭД ТС 4403203901, устанавливается адвалорная ставка вывозной таможенной пошлины 15% при наличии лицензии, а с 01.09.2013 - 13%. При вывозе сверх установленной квоты или при отсутствии лицензии применяется комбинированная ставка вывозной таможенной пошлины в размере 80%, но не менее 55,2 евро за 1 м3 [2]. Следовательно, при вывозе круглых лесоматериалов по лицензии размер подлежащих уплате в бюджет таможенных платежей стал зависеть от величины их таможенной стоимости, на которую влияет как динамика мировых цен, так и наработанные схемы занижения контрактных цен экспортерами.

После изменения таможенного декларирования товаров «лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью, неокантованные, диаметром менее 15 см», классифицируемых кодом ТН ВЭД ТС 4403203901, проведен сравнительный анализ таможенного декларирования товаров в регионе

деятельности Ханты-Мансийской таможни (объем и величина таможенной стоимости) за период с 2011 г. по январь 2013 г., с разбивкой по месяцам (табл. 1).

Таблица 1

Таможенная стоимость экспортируемых лесоматериалов (4403203901 ТН ВЭД ТС)

Наименование Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Таможенная стои-

мость товара в долл. США за 1 куб. м в 2011 г. 71,29 70,11 71,16 73,85 73,89 76,38 74,93 65,83 64,72 66,39 65,23 72,34

Таможенная стои-

мость товара в долл. США за 1 куб. м в 2012 г. 63,22 64,43 70,93 69,39 66,04 61,80 62,90 61,99 63,02 64,33 61,99 62,00

Таможенная стои-

мость товара в долл. США за 1 куб. м в 2013 г. 64,83

Как видно из табл. 1, начиная с июня 2011 г. прослеживается динамика снижения величины заявленной декларантами таможенной стоимости (снижение составляет более 10%). Учитывая тот факт, что объемы экспортируемого леса остались практически неизменными, а таможенная пошлина начисляется с величины таможенной стоимости, т. е. размер подлежащих уплате таможенных платежей напрямую зависит от таможенной стоимости товаров, можно выдвинуть предположение о намеренном занижении участниками ВЭД таможенной стоимости вывозимых ими товаров. По информации, предоставленной Союзом лесопромышленников и лесоэкспортеров России (СЛЛР), средние экспортные цены в январе 2013 г., по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., на необработанные лесоматериалы составили 96,3% [3]. Эти данные свидетельствуют об увеличении вероятности снижения таможенных платежей, а соответственно и поступлений в федеральный бюджет.

Определение таможенной стоимости вывозимых товаров отнесено к компетенции национального законодательства и решается в каждом государстве-члене Таможенного союза самостоятельно.

При определении таможенной стоимости экспортируемых лесоматериалов, как правило, используется метод стоимости сделки с вывозимыми товарами. В этом случае таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров является стоимость сделки с ними, т. е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из РФ в страну назначения. Однако определение таможенной стоимости на основе цены сделки не всегда корректно. Контрактная цена формируется под влиянием различных факторов, например, таких как отношения между продавцом и покупателем, наличие скрытой взаимосвязи, специфика рынка и т. д. Все эти факторы обусловливают отклонение контрактной цены сделки от цены, которая сложилась бы при нормальных условиях

продажи лесоматериалов. Именно это обстоятельство и усложняет контроль таможенной стоимости вывозимых товаров.

Кроме того, при реализации необработанных лесоматериалов на внешнем рынке должны учитываться интересы национальной экономики страны-экспортера. Российская древесина на основных рынках реализуется по более низким ценам по сравнению с лесом аналогичного качества из других стран. Подавляющая часть российской древесины вывозится в смеси, где качественные параметры выдерживаются в очень неравных пределах, из-за чего первосортные бревна идут вперемешку с худшим товаром по цене последнего [4].

Существующий порядок контроля таможенной стоимости экспортируемых лесоматериалов основывается на применении автоматизированных профилей рисков, которые доводятся до таможенных органов в электронном виде. В качестве определенных в них критериев дается ссылка на индикативные цены (индикативная цена - цена, ниже которой товар не может быть продан при экспорте), которые устанавливаются СЛЛР и доводятся до таможенных органов соответствующими письмами Федеральной таможенной службы (ФТС России). Индикативные цены являются прогнозными и применяются только для целей контроля таможенной стоимости вывозимых лесоматериалов при проведении более детальной проверки заявленных в таможенной декларации сведений, а также при проверке достоверности представленных коммерческих и товаросопроводительных документов. При этом ФТС России не препятствует таможенным органам использовать другие источники информации о ценах на экспортируемые лесоматериалы [5].

Средние контрактные цены (в долл. США) на вывозимые круглые лесоматериалы из хвойных пород древесины представлены в табл. 2 и 3. Круглые лесоматериалы из ели и сосны, контрактные цены которых представлены в табл. 3, соответствуют коду ТН ВЭД 4403 20 «прочие лесоматериалы необработанные, с удаленной/неудаленной корой и заболонью или грубо брусованные/небрусованные». В структуру данного кода входят две позиции - код 4403 20 1 «ель обыкновенная Picea abies Karst или пихта белая европейская (Abies alba Mill)» и 4403 20 3 «сосна обыкновенная вида Pinus sylvestris L». Каждая из этих позиций включает в себя бревна диаметром: от 15 до 24 см; более 24 см, а также менее 15 см [6].

Таблица 2

Средние контрактные цены на вывозимые круглые лесоматериалы (дальнее зарубежье)

Страна Январь 2012 г. Февраль 2012 г. Март 2012 г. Апрель 2012 г. Май 2012 г. Июнь 2012 г. Июль 2012 г. Август 2012 г.

Китай 129,2 130,1 130,6 130,5 126,8 123,3 127,1 126,7

Республика Корея 127,2 123,7 113,4 110,3 97,2 117,3 115,4 118,3

Финляндия 99,0 105,4 111,6 117,9 105,0 116,6 106,3 120,1

Япония 151,7 156,0 173,7 160,4 153,3 126,9 122,5 155,5

Германия 115,4 117,6 112,4 121,6 123,0 125,3 123,4 124,3

Швеция 36,6 135,6 124,8 127,7 91,6 98,8 92,1 115,3

Австрия 145,5 147,7 145,7 134,7 131,9 147,6 235,3

Корейская Народно-Демократическая Республика 151,7 151,9 142,1 172,9 156,0

Таблица 3

Средние контрактные цены на вывозимые круглые лесоматериалы (ближнее зарубежье)

Страна Январь 2012 г. Февраль 2012 г. Март 2012 г. Апрель 2012 г. Май 2012 г. Июнь 2012 г. Июль 2012 г. Август 2012 г.

Казахстан 98,8 94,4 85,6 95,9 94,4 97, 8 89,9 48,5

Узбекистан 104,4 106,7 112,0 120,0 113,5 104,6 112,2 117,7

Туркмения 107,9 103,4 109,2 110,6 115,3 102,9 109,7 116,1

Таджикистан 77,3 85,0 93,2 37,2 112,9 93,6 123,6 99,3

Киргизия 105,2 106,8 101,6 104,4 127,3 153,6 133,3

В табл. 4 представлена динамика цен на мировом рынке лесоматериалов хвойных пород (бревна).

Таблица 4

Цены на мировом рынке лесоматериалов хвойных пород

Период: мес., год Февраль 2012 г. Март 2012 г. Апрель 2012 г. Май 2012 г. Июнь 2012 г. Июль 2012 г. Август 2012 г. Сентябрь 2012 г. Октябрь 2012 г. Ноябрь 2012 г. Декабрь 2012 г. Январь-март 2013 г. Апрель 2013 г.

Цена, $/м3 142,61 147,03 128,01 148,87 145,65 134,37 141,43 175,50 152,15 166,12 149,29 152,62 164,08

Индикативная цена на сосну, код ТН ВЭД ТС 4403203901, ГОСТ 22298-76Э, поставляемую DAP, на российско-финской границе составляет 61 евро за 1 куб. м, при поставке аналогичного товара DAP в Забайкальск цена составляет от 78 до 102 евро за 1 куб. м, в зависимости от сортности, диаметра и длины [7], причем в первом случае ни сортность, ни диаметр не учитываются (табл. 5).

Таблица 5

Сравнительный анализ цен и финансовые потери при экспорте лесоматериалов

Код ТН ВЭД ТС/ ГОСТ Страна назначения/ условия поставки Индикативная цена СЛЛР Мировая цена (евро/кг) Разница цены (в сравнении с мировой) Экспорт за 2012 г. Потери бюджета

4403203901, ГОСТ 22298-76Э ФинляндияЛЭАР российско-финская граница (поставка в месте назначения) 61 евро за 1 м3 113 52 евро за 1 м3 257 тыс. м3 13,364 млн. евро

КитайЛЭАР Забайкальск (поставка в месте назначения) От 78 до 102 евро за 1 м3 113 От 11 до 35 евро за 1 м3 5,3 млн. м3 От 58,300 млн. до 185,500 млн. евро

Как показал анализ, наблюдается существенное отличие мировых цен от цены российского экспорта. Кроме того, разница индикативных цен в зависимости

от страны направления составляет от 11 до 52 евро за м3. Формирование разной цены товара на идентичную продукцию в стране экспорта противоречит интересам национальной экономики и влечет за собой снижение поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет, «...более высокая рентабельность поставки на экспорт сырья усиливает заинтересованность предприятий в увеличении объемов экспортных поставок и снижении поставок на внутренний рынок, что является важнейшим отрицательным последствием занижения ставок таможенных экспортных пошлин. Для преодоления этих отрицательных последствий при установлении экспортных таможенных пошлин следует исходить из обеспечения равной выгодности поставок лесоматериалов на внешний и внутренний рынок» [8]. В связи с этим государству необходимо самому регулировать ценообразование на лесную продукцию, наделив полномочиями по разработке индикативных цен соответствующее ведомство. В Республике Беларусь, например, эти функции возложены на Министерство экономики.

Агентство стратегических инициатив разработало проект документа «Совершенствование таможенного администрирования», в котором заложено сокращение сроков таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров, а также пересмотрены механизмы контроля таможенной стоимости. Реализация вышеуказанных задач требует изменения установленного порядка проведения таможенного контроля.

В целях повышения эффективности контроля достоверности сведений о заявляемой таможенной стоимости экспортируемых лесоматериалов нужны профили риска с автоматическим выявлением, в которых значения таможенной стоимости должны быть определены с учетом факторов, оказывающих влияние на ее формирование. В случае отклонения значений таможенной стоимости вывозимой лесопродукции данная экспортная поставка характеризуется высокой степенью риска, что вызывает необходимость корректировки сведений о таможенной стоимости вывозимых товаров или применение существующих форм таможенного контроля для проверки достоверности заявляемых сведений. Переход к такому уровню контроля влечет за собой необходимость изменения порядка определения таможенной стоимости, который должен учитывать индикативные цены на лесоматериал, устанавливаемые государством с учетом особенностей как внутреннего, так и внешнего рынка. При этом разработка общероссийского профиля риска позволит повысить эффективность таможенного контроля, основанного на использовании системы управления рисками.

Таким образом, совершенствование мер таможенно-тарифного регулирования, а именно установление в рамках квот специфических или комбинированных ставок экспортных пошлин, гибко изменяющихся с учетом динамики мировых цен, -это действенный механизм, направленный на контроль занижения таможенной стоимости лесоматериалов, который позволит исключить влияние занижения таможенной стоимости на размер подлежащих уплате таможенных платежей. Система формирования исходной стоимости на лесоматериалы должна базироваться на принципе дифференциации показателей и быть взаимоувязана с методом исчисления таможенных пошлин согласно модели «сырье - полуфабрикат - готовое изделие».

Данная модель предполагает установление высокого уровня цен на сырье (необработанные круглые лесоматериалы) и снижение экспортных тарифов для

обработанных лесоматериалов с выходом на нулевые показатели для готовых изделий. Введение промежуточного классификационного кода ТН ВЭД ТС на лесоматериалы с низкой степенью обработки позволит таможенным органам регулировать таможенную стоимость указанной категории товаров, в результате чего будет достигнута изначально установленная цель тарифного регулирования оборота круглых лесоматериалов - развитие глубокой переработки.

При значительных объемах лесоматериалов, экспортируемых РФ, реализация вышеуказанных предложений будет способствовать поступлению дополнительных денежных средств в доходную часть федерального бюджета РФ, что является основой экономической безопасности и устойчивого развития государства.

Использованные источники

1. Таможенные чтения - 2012. Россия в меняющемся мире: вызовы и возможности: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под общ. ред. профессора А. Н. Мячина. СПб.: Санкт-Петербургский имени В. Б. Боб-кова филиал Российской таможенной академии, 2012. Т. 1.

2. Постановление Правительства РФ от 23.12.2009 № 1071 (в действ. ред.) «О ставках вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов лесоматериалов необработанных, вывозимых за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 52 (Ч. 2). Ст. 6596.

3. Постановление Правительства РФ от 21.07.2012 № 756 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 3 августа.

4. URL: http:/www.sllr.ru.

5. Россия на мировом рынке лесоматериалов [Электронный ресурс]. URL: wlant-consult.ru.

6. URL: http:/www.garant.ru.

7. URL: http://www.lesonline.ru.

8. URL: http:/www.garant.ru.

9. Новиков В. Е., Ревин В. Н., Цветинский М. П. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.