Научная статья на тему 'К истории таможенно-тарифного регулирования экспорта лесоматериалов в Российской Федерации'

К истории таможенно-тарифного регулирования экспорта лесоматериалов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОМАТЕРИАЛЫ / FOREST PRODUCTS / ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ / FOREST MANAGEMENT / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CUSTOMS TARIFF REGULATION / ЭКСПОРТ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ / EXPORT OF WOOD AND FOREST PRODUCTS / ПОШЛИНА / DUTY / ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / CUSTOMS REGISTRATION / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколова Людмила Ярославовна

В статье на основе действующего законодательства рассматриваются вопросы правового регулирования процесса экспорта лесоматериалов. Автор обращается к истории данного вопроса и анализирует проводимую государством политику, направленную на совершенствование таможенного законодательства относительно экспорта лесоматериалов. В статье обращается внимание на наиболее распространенные способы нарушения законодательства в сфере таможенного регулирования перемещения лесоматериалов, а также пути решения существующих в данной сфере проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF CUSTOMS TARIFF REGULATION OF FOREST PRODUCTS EXPORT IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the article on the basis of the current legislation the questions of legal regulation of moving of wood and forest products through customs border of the Russian Federation in connection with the spent policy directed on perfection of the customs legislation concerning export of wood and forest products are considered. The author pays attention to the most widespread ways of law violation in sphere of customs regulation of moving of wood and forest products through customs border of the Russian Federation, as well as ways of solving existing problems in this area

Текст научной работы на тему «К истории таможенно-тарифного регулирования экспорта лесоматериалов в Российской Федерации»

К ИСТОРИИ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Соколова Л.Я.

ЭКСПОРТА ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Г

>

и)

В статье на основе действующего законодательства рассматриваются вопросы правового регулирования процесса экспорта лесоматериалов. Автор обращается к истории данного вопроса и анализирует проводимую государством политику, на- Я правленную на совершенствование таможенного законодательства относительно ¡Я экспорта лесоматериалов. В статье обращается внимание на наиболее распростра- м ненные способы нарушения законодательства в сфере таможенного регулирования перемещения лесоматериалов, а также пути решения существующих в данной сфере проблем

In the article on the basis of the current legislation the questions of legal regulation of moving of wood and forest products through customs border of the Russian Federation in connection with the spent policy directed on perfection of the customs legislation concerning export of wood and forest products are considered. The author pays attention to the most widespread ways of law violation in sphere of customs regulation of moving of wood and forest products through customs border of the Russian Federation, as well as ways ofsolving existing problems in this area

Ключевые слова: лесоматериалы; лесопользование; таможенно-тарифное регулирование; экспорт лесоматериалов; пошлина; таможенное оформление;

таможенный контроль

Г3 Х

О а О п s

5Q

А

з О

Keywords: forest producís; forest management; customs tarif regulation; export of f^í wood and forest products; duty; customs registration; customs control Д

Я

В целях совершенствования отношений в сфере лесопользования, повы- О шения эффективности и объемов использования лесов, модернизации лесной ^ отрасли, повышения доходов бюджета Российской Федерации от лесопользо- Е вания, решения задач по развитию объектов лесной и лесоперерабатывающей Я инфраструктуры, совершенствования государственного управления лесным H фондом и не входящими в лесной фонд лесами, создания конкурентоспособ- Л ного лесоперерабатывающего комплекса (далее - ЛПК) и благоприятных ус- Ü4 ловий для инвестиций в лесной сектор в рамках реализации Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации, утверждённой в 2003 году1, С был принят новый Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ, а также раз- Т работаны новые меры таможенно-тарифного регулирования экспорта лесоматериалов. В условиях Таможенного союза (ТС) ставки вывозных таможенных пошлин на основании Соглашения о вывозных таможенных пошлинах

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 69-р «О Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года » // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 4. - Ст. 364.

в отношении третьих стран, принятом 25 января 2008 года2 на уровне глав государств стран - участниц ТС, устанавливаются законодательством стран -участниц Таможенного союза. В Российской Федерации, в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе»3, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации.

До 1 июля 2007 года, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2006 № 795 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»4, ставка экспортной пошлины в отношении товара - лесоматериалы необработанные (код по ТН ВЭД ТС 44 03) - составляла от 6,5 до 20 % от таможенной стоимости. Из-за низких ставок экспортных таможенных пошлин на необработанный лес немалая часть заготовленного леса шла на экспорт5. Импортировалась более дорогая продукция переработки леса, в результате добавленная стоимость от глубокой переработки российского леса оставалась за рубежом у переработчиков. Мерой таможенной политики, направленной на сокращение экспорта необработанной древесины с территории Российской Федерации и поощрение развития деревообрабатывающей промышленности, стало поэтапное увеличение таможенных пошлин для экспортеров необработанных лесоматериалов. Одновременно с вступлением в силу нового Лесного кодекса РФ с 2007 года радикально изменилась экспортная политика Российской Федерации в отношении необработанного леса. Правительством был взят курс на ускоренное развитие внутренней переработки древесины за счет значительного увеличения экспортных пошлин на необработанную древесину.

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2007 № 75 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 г. № 795 в отношении отдельных видов

2 Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран» // Документ опубликован не был. Доступ СПС «Консуль-тантПлюс».

3 Закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» // Рос. газ. -1993. - 5 июня. - № 107.

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2006 № 795 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (утратил силу) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 1 (ч. 2). - Ст. 254.

5 Дешёвый лес кончился // Таможенное регулирование и таможенный контроль. - 2009. -№ 4. - С. 20.

лесоматериалов необработанных»6 (далее - Постановление Правительства РФ от 05.02.2007 № 75) предусматривало поэтапное увеличение ставок вывозной таможенной пошлины в отношении необработанной древесины и устанавливало следующие комбинированные пошлины на необработанный лес. С 1 июля 2007 года ставка экспортной таможенной пошлины на необработанный лес хвойных пород должна была быть повышена до 20 % от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за один кубический метр; с 1 апреля 2008 года - до 25 % от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за один кубический метр; с 1 января 2009 года - до 40 % от таможенной стоимости, но не менее 50 евро за один кубический метр; с 1 января 2011 года - до 80 % от таможенной стоимости, но не менее 50 евро за один кубический метр. Данные меры были обусловлены желанием государства сделать экспорт лесного сырья (необработанной древесины) экономически невыгодным с целью мотивировать экспортёров, а также импортёров российского леса инвестировать средства в глубокую переработку древесины на территории Российской Федерации, тем самым повысить доходность бюджета РФ от лесопользования, а также конкурентоспособность продукции ЛПК РФ.

Однако мировой экономический кризис снизил активность инвесторов и привел к сокращению спроса на необработанный российский лес. Помимо этого снизилась активность российских лесозаготовителей из-за действия резко завышенных пошлин на вывоз леса. Основной источник существования предприятий ЛПК РФ - экспорт леса - был перекрыт резко завышенными пошлинами, а сокращение экспорта не было компенсировано внутренним спросом, что в свою очередь обусловило медленное развитие лесной инфраструктуры в Российской Федерации из-за нехватки финансирования.

В связи с указанными обстоятельствами постепенное повышение роста вывозных таможенных пошлин на необработанную древесину в 2008 году было приостановлено до конца 2009 года7. В связи с этим, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2009 № 1071 «О ставках вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов лесоматериалов необработанных, вывозимых за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе»8 до 1 января 2011 года было отложено повышение вывозных таможенных пошлин на необработанные лесоматериалы. Таким

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2007 № 75 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006г. № 795 в отношении отдельных видов лесоматериалов необработанных» // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2007. - № 7. - Ст. 896 (утратил силу).

7 Бутрин Д., Гришковец Е. Ставка на пошлины себя не оправдывает // Коммерсантъ. - 2009. -№ 174. - С. 12.

8 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2009 № 1071 «О ставках вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов лесоматериалов необработанных, вывозимых за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе» (утратил силу) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 52 (ч. 2). - Ст. 6596.

образом, с 1 января 2010 года ставка экспортной таможенной пошлины на необработанный лес составляла 25 % от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за один кубический метр.

Помимо мирового финансового кризиса, повлиявшего на политику Российской Федерации в вопросе таможенно-тарифного регулирования экспорта лесоматериалов, имела влияние позиция стран - членов Всемирной торговой организации (ВТО). Вопрос об экспортных пошлинах на российский лес затрагивался еще в ходе переговоров с Европейским союзом (ЕС) о вступлении России в ВТО в 2004 году. Тогда Россия взяла на себя обязательства не повышать пошлины. Однако переговоры по вступлению в ВТО затянулись, и Правительство Российской Федерации взяло курс на развитие собственной деревообрабатывающей промышленности путём постепенного повышения ставок вывозных таможенных пошлин.

Впоследствии, когда переговоры возобновились и были достигнуты соглашения с США и ЕС, присоединение России к ВТО до конца 2011 года стало практически реальностью. Новое обострение в переговорах вызвала политика таможенно-тарифного регулирования Российской Федерации в отношении лесоматериалов, которая стала основной проблемой на пути вступления России в ВТО. Финляндия, для лесоперерабатывающей промышленности которой российский лес является основным сырьём, требовала снижения экспортных пошлин Российской Федерации на необработанный лес, так как повышение пошлин противоречило предварительному соглашению от 2004 года между Российской Федерацией, Европейским союзом и Всемирной Торговой Организацией. Комиссар по вопросам торговли ЕС Карел де Гюхт в декабре 2010 года заявил, что без отказа Российской Федерации от повышения пошлин на лес ЕС будет «блокировать вступление страны в организацию до конца 2011 года»9.

В результате для устранения возникших барьеров, постепенное повышение вывозных пошлин на лесоматериалы было отменено. Министр экономического развития Российской Федерации Эльвира Набиуллина и комиссар по вопросам торговли ЕС Карел де Гюхт 7 декабря 2010 года подписали Меморандум о взаимопонимании по условиям присоединения России к ВТО, в котором, в частности, Россия согласилась снизить экспортные пошлины на лес, препятствующие ее присоединению к ВТО.

В итоге к 2011 году правовое регламентирование таможенно-тарифного регулирования экспорта лесоматериалов из Российской Федерации было представлено тремя постановлениями Правительства Российской Федерации, устанавливающими ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные виды лесоматериалов.

9 Нетреба П., Сапожков О. Россию и Европу объединит бревно // Коммерсантъ. - 2010. № 219. - С. 7.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 № 1190 «О ставках вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов лесоматериалов необработанных, вывозимых за пределы государств -участников соглашений о Таможенном союзе»10 была установлена комбинированная ставка вывозной таможенной пошлины на лесоматериалы необработанные с кодом по ТН ВЭД ТС 4403 20 110 - 4403 99 590 9 в размере 25 % от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за один кубический метр.

Ставки вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов лесоматериалов твердолиственных и ценных пород с кодом по ТН ВЭД ТС 4403 10 000 1 - 4403 99 950 9; 4407 91 900 0; 4407 92 000 0; 4407 93 900 0; 4407 94 900 0; 4407 95 900 0 регулировались Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 982 «О ставках вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов лесоматериалов, вывозимых с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе»11. Данным Постановлением установлены специфические ставки таможенных пошлин в размере 100 евро за один кубический метр. В отношении остальных видов лесоматериалов с кодом позиции по ТН ВЭД ТС 4403, 4407-4409 ставки вывозных таможенных пошлин были установлены Постановлением Правительства РФ от 05.02.2007 № 75. Для обработанных лесоматериалов (код позиции по ТН ВЭД ТС 4407-4409) ставки пошлин установлены в размере от 0 до 10 % от таможенной стоимости.

До 21 июля 2012 года действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 № 88 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»12 (далее - Постановление Правительства РФ от 06.02.2012 88), отменившее ранее действовавшие множественные акты Правительства Российской Федерации в отношении таможенных пошлин на лесоматериалы и устанавливающее дифференцированные ставки таможенных пошлин в зависимости от степени обработки лесоматериалов. С 1 января 2012 года на

10 Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 № 1190 «О ставках вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов лесоматериалов необработанных, вывозимых за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе» (утратил силу) // Собр законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 2. - Ст. 362.

11 Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 982 «О ставках вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов лесоматериалов, вывозимых с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе» (утратил силу) // Там же. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6407.

12 Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 № 88 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Там же. - 2012. - № 7. - Ст. 869.

лесоматериалы с кодом по ТН ВЭД ТС 4403 10 000 1 - 4403 10 000 3, 4403 91, 4403 92, 4403 99 950 1, 4403 99 950 9, 4407 91 900 0, 4407 92 000 0, 4407 93 990 0, 4407 94 990 0, 4407 95 990 0 устанавливается специфическая ставка вывозной таможенной пошлины в размере 100 евро за один кубический метр. Для лесоматериалов с кодом по ТН ВЭД ТС 4403 10 000 9, 4403 20, 4403 99 510 1, 4403 99 510 2, 4403 99 590 9 устанавливается комбинированная ставка вывозной таможенной пошлины в размере 25, но не менее 15 евро за один кубический метр, для товаров с кодом по ТН ВЭД ТС 4403 99 100 0, 4403 99 300 0, 4403 99 950 2 - 10, но не менее 5 евро за один кубический метр, 4407 91- 10, но не менее 10 евро за один кубический метр, 4407 95 - 10, но не менее 12 евро за один кубический метр.

В последующем курс в отношении ставок таможенных пошлин коренным образом изменился и на данный момент их размеры приведены в соответствие с обязательствами Российской Федерации после ее присоединения к ВТО и поэтапно снижаются в отношении товаров, вывозимых за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2012 № 756 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»13 уменьшен максимальный размер ставок до 80 евро за один кубический метр, кроме позиций 4403 10 000 2, 4403 10 000 3, 4403 99 950 1, 4403 99 950 9, сохранивших ставку таможенной пошлины в размере 100 евро за кубометр, а минимальный размер ставки таможенной пошлины составил 5 евро за кубометр. В текущем году вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»14, изменяющее размер ставок таможенных пошлин по позициям 4407, 4408 в сторону их дальнейшего снижения до 7,5-5 евро за кубометр.

Несовершенство законодательства в сфере контроля лесозаготовок, таможенного контроля экспорта лесоматериалов делает проблему

13 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2012 № 756 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Там же. - № 32. - Ст. 4550.

14 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Там же. - 2013. - № 36. -Ст. 4582.

правонарушений в сфере экспорта лесоматериалов актуальной для Российской Федерации. Изменения в таможенно-тарифной политике регулирования экспорта лесоматериалов проявились в неоднократном пересмотре ставок вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы, а также в высокой динамике принятия нормативно-правовых актов, устанавливающих вывозные таможенные пошлины на лесоматериалы и порядок осуществления таможенного оформления. Указанные процессы происходят в результате отсутствия проработанной и принятой на федеральном уровне концепции по развитию лесного рынка и продуманной стратегии в отношении процесса перемещения лесоматериалов через таможенную границу.

Проводимая в стране экономическая либерализация приводит к отказу от использования жестких административных ресурсов в вопросах регулирования перемещения товаров через таможенную границу. Контроль за добросовестностью лесопользователей в последние годы не был эффективным, а в связи продолжающимся реформированием сферы лесопользования и лесоуправления такой контроль, можно сказать, полностью нивелирован15. Приведенные обстоятельства стимулируют массовый характер незаконной рубки леса, его незаконного экспорта, что приводит к истощению лесных запасов Российской Федерации, а также к потере государством доходов от законной лесной промышленности на фоне ежегодного увеличения спроса на древесину на международном рынке.

Библиографический список

1. Макар С.В. Формирование рациональной системы регионального управления лесопользованием в современной России. Монография. - М.: Финакадемия, 2008.

2. Шматков Н. Закон Лейси и его роль в борьбе с незаконными рубками // Устойчивое лесопользование. - 2009. - № 2. - С. 10.

3. Дешёвый лес кончился // Таможенное регулирование и таможенный контроль. - 2009. - № 4. - С. 20.

4. Бутрин Д., Гришковец Е. Ставка на пошлины себя не оправдывает // Коммерсантъ. - 2009. -№ 174. - С. 12.

5. Нетреба П., Сапожков О. Россию и Европу объединит бревно // Коммерсантъ. - 2010. -№ 219. - С. 7.

6. Семенов А.В. О некоторых аспектах законодательного регулирования отношений в сфере использования лесов и земель лесного фонда // Правовая система современной России: состояние, тенденции развития. Региональная межвузовская конференция. 18 декабря 2008 года. - СПб.: СПб им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 2008. - С. 128-132.

15 Семенов А.В. О некоторых аспектах законодательного регулирования отношений в сфере использования лесов и земель лесного фонда //Правовая система современной России: состояние, тенденции развития. Региональная межвузовская конференция. 18 декабря 2008 года. -СПб.: СПб им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 2008. - С. 128-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.