Научная статья на тему 'Таможенно-тарифное регулирование и проблемы развития лесной промышленности России'

Таможенно-тарифное регулирование и проблемы развития лесной промышленности России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
211
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ЛЕСНОЙ РЫНОК / ЭКСПОРТ ЛЕСНЫХ ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / ОГРАНИЧЕНИЕ ЭКСПОРТА КРУГЛОГО ЛЕСА / ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / THE GLOBAL WOOD MARKET / EXPORT OF THE WOOD PRODUCTS / THE CUSTOMSREGULATION / THE CUSTOMS TARIFFS / THE RESTRICTION OF TIMBER EXPORT / THE FOREST INDUSTRY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кузминых Юлия Валериевна

В статье рассмотрено место лесной промышленности России на мировом лесном рынке, динамика объемов производства и экспорта лесных товаров, основные направления тарифного таможенного регулирования лесного экспорта и проблемы развития внутри страны глубокой переработки древесины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARIFF CUSTOMS REGULATION AND PROBLEMS OF RUSSIAN FOREST INDUSTRY DEVELOPMENT

The article describes the position of the Russian forest industry in the global wood market, the dynamics of production volumes and export of the wood products, the basic directions of the tariff customs regulation in wood export and the tasks of the inner deep wood processing development.

Текст научной работы на тему «Таможенно-тарифное регулирование и проблемы развития лесной промышленности России»

s

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Е

И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

РОССИИ

2

га

Кузминых Ю. В. 2

J И

В статье рассмотрено место лесной промышленности России на мировом f^Î

лесном рынке, динамика объемов производства и экспорта лесных товаров, ос- Д

новные направления тарифного таможенного регулирования лесного экспорта и Д

проблемы развития внутри страны глубокой переработки древесины. Q

Й

The article describes the position of the Russian forest industry in the global wood market, the dynamics ofproduction volumes and export of the wood products, the basic ^ directions of the tariff customs regulation in wood export and the tasks of the inner deep ^ wood processing development.

Я

Ключевые слова: мировой лесной рынок, экспорт лесных товаров, О

таможенное регулирование, таможенные пошлины, ограничение экспорта 3 круглого леса, лесная промышленность. S

Key words: the global wood market, export of the wood products, the customs ^

regulation, the customs tariffs, the restriction of timber export, the forest industry. S

Лесная промышленность России, включающая в себя лесозаготовительную промышленность, целлюлозно-бумажный сектор, деревообрабатывающую и лесохимическую промышленность является одной из ведущих отраслей российской экономики. Спад производства в 90-е, характерный для всей национальной экономики, удалось преодолеть после финансового кризиса 1998 г.

В период 1999-2007 гг. наблюдался рост и стабилизация производства основных видов продукции отрасли, что наглядно видно на рис. 1. Опережающие темпы роста по сравнению с остальными видами продукции имела заготовка древесины - в среднем 6% в год. Такая ситуация была непосредственно связана с ориентированностью лесозаготовительного производства на экспорт. В 2008 г. произошло снижение объемов производства, основной причиной которого стал экономический кризис, который охватил все страны и все отрасли хозяйства.

По основным показателям лесных ресурсов Россия занимает ведущее место в мире. Площадь покрытых лесом земель составляет 775,3 млн. га, запас древесины - 82,3 млрд. м3, лесистость территории

- 45,4%. Ежегодный прирост древесины составляет 980 млн. м3 '. Леса России составляют 22 - 23% всех лесов мира. Имеющаяся лесосырьевой потенциал является объективной основой для того, чтобы Россия стала крупнейшим участником мирового лесного рынка.

Рисунок. 1. Производство основных видов лесопромышленной продукции в России2

Однако, несмотря на первое место по запасам древесных ресурсов и положительные тенденции роста объемов производства в течение 1999-2007 гг., доля России в мировом лесном секторе невелика. Удельный вес производства

1 Справочник лесовода / Под общ. Ред. В. П. Рощупкина - М.: ВИИЛМ, 2007. 84 с.

2 По данным Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

основных видов продукции лесной отрасли России от общемирового производства составляет3:

• деловая древесина - 7,9%

• пиломатериалы - 5,1%

• древесные плиты - 3,2%

• целлюлоза - 3,6%

• бумага и картон - 1,9%

Основные причины сложившейся ситуации заключаются в следующем:

- значительная часть запасов лесных ресурсов расположена на удаленных, труднодоступных территориях, с неразвитой или отсутствующей инфраструктурой (на 1 тысячу км2 леса в России приходится лишь 1,2 км лесных дорог);

- низкое освоение (23%) расчетной лесосеки;

- исторически сформировавшийся разрыв между сырьевой базой и перерабатывающими предприятиями;

- высокий уровень износа основных фондов, отсутствие высокотехнологического оборудования;

- низкая степень переработки сырья и др.

Доля российского лесного экспорта в мировой торговле лесными товарами также невелика (за исключением круглого леса) и составляет4:

• деловая древесина - 34,7%

• пиломатериалы - 9,6%

• древесные плиты - 2,6%

• целлюлоза - 4,3%

• бумага и картон - 2,4%.

При этом, мировой опыт показывает, что наличие больших лесосы-рьевых ресурсов и величина объема лесозаготовок не являются определяющими факторами лесного экспорта. Россия имеет почти четверть запасов древесины и занимает седьмое место по заготовке деловой древесины. Объем заготовки деловой древесины в период 2000-2005 гг. составлял 106 - 131 млн. м3. Доля лесного экспорта России в указанный период не превышала 3 - 4% в мировой торговле лесными товарами. Швеция и Финляндия, имея в 30 - 40 раз меньше лесосырьевых ресурсов и заготавливая в 2 раза меньше деловой древесины, экспортирует больше в 2 - 2,5 раза лесной продукции5.

В табл. 1 представлена товарная структура экспорта важнейших видов экспортных товаров.

3 Источник данных: FAO, Global Forest Resources Assessment 2005.

4 Источник данных: FAO, Global Forest Resources Assessment 2005

5 Лесной бюллетень, 2002 г., № 20 // www.forest.ru

Дерево.т. Деловой журнал по деревообработке, 2006 г., № 6 (39) // http://www.derewo.ru

Таблица 1

Экспорт Россией важнейших лесных товаров

6

Наименование товара 2005 г. 2006 г.

объем млн. долларов США цена1* объем млн. долларов США цена*

Лесоматериалы необработанные, тыс. м3 47 937,9 2856,3 59,6 51 088,3 3 259,1 63,8

Лесоматериалы обработанные, тыс. м3 8 998,8 1 899,0 211,0 9 741,5 2 311,1 237,2

Фанера клееная, тыс. м3 1 524,1 526,0 345,1 1 570,0 556,1 354,2

Целлюлоза древесная, тыс. тонн 1 920,9 746,3 388,5 1 895,7 828,4 437,0

Бумага газетная, тыс. тонн 1 319,3 606,1 459,4 1 258,5 636,6 505,8

Из табл. 1 видно, что преобладающим экспортным лесным товаром России являются необработанные лесоматериалы (круглый лес). На втором месте находятся обработанные лесоматериалы (пиломатериалы). Продукция деревоперерабатывающих производств на мировом лесном рынке не является конкурентоспособной вследствие низкого уровня вертикальной интеграции лесопромышленных предприятий, отсутствия современных технологий и оборудования и мощностей, нехватки инвестиционных ресурсов и проводимой в течение длительного времени таможенно-тарифной политики государства.

Для изменения сложившейся ситуации Правительством РФ были приняты меры по таможенно-тарифному регулированию внешней торговли лесными товарами, направленные на развитие мощностей по переработке леса внутри страны и изменение структуры экспорта в сторону увеличения доли

6 Статистика внешней торговли ФТС http://www.customs.ru

* Цена для лесоматериалов и фанеры указана за м3, для целлюлозы и бумаги - за тонну.

продукции деревопереработки и ограничения экспорта древесного сырья7. С 31 мая 2006 г. была увеличена ставка экспортной пошлины на необработанные материалы хвойных пород с 2,5 евро за м3 до 4 евро за м3 8.

Продолжение таблицы 1

Экспорт Россией важнейших лесных товаров

Наименование товара 2007 г. 2008 г

объем млн. долларов США цена* объем млн. долларов США цена*

Лесоматериалы необработанные, тыс. м3 49 333,1 4 138,4 83,9 36 739,2 3 492,9 95,1

Лесоматериалы обработанные, тыс. м3 10 705,2 3 254,4 304,0 8 810,9 2822,8 320,4

Фанера клееная, тыс. м3 1 493,0 757,4 507,3 1 332,4 755,2 566,8

Целлюлоза древесная, тыс. тонн 1 891,4 1 031,6 545,4 1 905,2 1 085,5 569,8

Бумага газетная, тыс. тонн 1 168,9 631,4 540,2 1 292,8 774,7 559,2

Постановление Правительства России от 05.02.2007 г. № 75 «О повышении вывозных таможенных пошлин на необработанные лесоматериалы» предусматривало дальнейшее планомерное повышение уровня вывозных пошлин на необработанные лесоматериалы. В соответствии с этим постановлением с июля 2007 г. пошлины на экспорт круглого леса выросли до 20% от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за м3, а с апреля 2008 г. - до 25%, но не менее 15 евро за м3.

С 1 января 2009 г. ставка экспортной пошлины должна была составить 80% от таможенной стоимости круглого леса, но не менее 50 евро за м3, но

7 Постановление Правительства РФ 795 от 23 декабря 2006 года «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 05 февраля 2007 года № 75 «О повышении вывозных таможенных пошлин на необработанные лесоматериалы».

8 В лесном фонде России хвойные насаждения являются преобладающими и составляют около 80% от всех насаждений.

данный этап повышения ставок из-за экономического кризиса отложен до 1 января 2011 г.9 При этом для стимулирования переработки леса на территории России сохраняется нулевая ставка вывозной пошлины на необработанные лесоматериалы из березы, диаметром менее 15 см.

Для стимулирования развития перерабатывающих производств внутри страны и последующего увеличения экспорта продукции глубокой переработки была установлена нулевая ставка импортной таможенной пошлины на ввоз технологического оборудования, в том числе и для лесной промышленности. Кроме того, были введены нулевые ставки на экспорт пиломатериалов и отдельных видов целлюлозно-бумажной продукции.

Ожидалось, что перечисленные выше меры приведут к значительному сокращению экспорта необработанных лесоматериалов и росту производства и экспорта продукции деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной продукции. Данные табл. 1 показывают, что в 2007 г. по сравнению с 20052006 гг. экспорт круглого леса в натуральном выражении снизился. Сокращение произошло впервые с 1996 г. (см. рис. 2).

1994 1995 199« 1997 1998 1999 3000 3001 3002 200} 2004 2005 2006 2007 2008

Рисунок. 2. Экспорт круглого леса, млн. м3 10

Экспорт обработанных лесоматериалов в натуральном измерении в 2007 г. по отношению к предыдущему году увеличился почти на 10%, а

9 Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 года N 982 «О ставках вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов лесоматериалов, вывозимых с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе»;

Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2009 г. N 1071 «О ставках вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов лесоматериалов необработанных, вывозимых за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе».

10 По данным Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

экспорт фанеры, целлюлозы и бумаги газетной сократился. Стоимостные объемы экспорта по всем указанным видам продукции увеличились вследствие роста контрактных цен. Таким образом, задача по ограничению экспорта круглого леса была выполнена, но цель по увеличению объемов производства (рис. 1) и экспорта продукции глубокой механической и химической переработки древесины не достигнута.

В 2008 г. по сравнению с 2007 г. произошло снижение объемов производства и экспорта лесоматериалов (обработанных и необработанных) и фанеры. Положительным моментом является рост экспорта целлюлозы и бумаги газетной, несмотря на некоторое снижение объемов производства. Но 2008 г. не может являться показательным из-за экономического кризиса.

Россия на мировом лесном рынке традиционно рассматривалась как поставщик, прежде всего, круглого леса. Из табл. 2 видно, что доля экспорта необработанного леса Советским Союзом и далее Россией значительна и имеет динамику противоположную общемировой тенденции.

Таблица 2

Доля экспорта круглого леса в общем объеме лесного экспорта

1961 г. 1990 г. 2000 г.

СССР (РФ) 22 26 35

Среднемировые показатели 11 8 6

Повышение таможенных пошлин на экспорт необработанных круглых лесоматериалов вызвало неоднозначную реакцию у их основных покупателей. Главными импортерами необработанных лесоматериалов выступают Китай и Финляндия, на долю которых в 2007 г. пришлось 74% стоимостного и 77% физического объема экспорта круглого леса.

Финляндия и другие страны ЕС призывают Россию отказаться от дальнейшего увеличения экспортных пошлин на необработанную древесину. Повышение пошлин в 2006 - 2007 гг. привело к тому, что в 2007 г. экспорт круглого леса в Финляндию сократился на 11,2%. ЕС предлагает России договориться об установлении оптимального уровня пошлины в размере 7 евро за м3 в интересах скандинавских производителей целлюлозы и бумаги, закупающих основную долю сырья в России11. Позиция ЕС является достаточно жесткой. Таким образом, повышение Россией пошлин на круглый лес создает определенные сложности и тормозит переговорный процесс по вступлению страны в ВТО.

11 Ромашкин Р. Внешнеторговое регулирование и развитие лесопромышленного комплекса России. Информационно-аналитический бюллетень «Мосты», 2007 г, № 7 // http://trade. ecoaccord.org/bridges/

Китай имеет другую позицию по вопросу повышения Россией экспортных пошлин на круглый лес. Об этом свидетельствует увеличение валютной выручки от экспорта круглого леса в Китай в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 57,0%, а физический объем экспорта вырос на 26,8%. В отличие от ЕС, Китай готов к расширению экономического сотрудничества и осуществлению совместных проектов по переработке древесины на территории Российской Федерации.

Меры по таможенно-тарифному регулированию лесного экспорта вызывают обеспокоенность у российского лесного бизнеса. Цены на круглый лес на внутреннем рынке в 2 - 3 раза ниже, чем на внешнем. В условиях экономического кризиса повышение вывозных пошлин на необработанный лес и сокращение экспортных поставок может привести к снижению цен на продукцию отечественных лесозаготовителей и падению объемов производства. В настоящее время уже более половины лесозаготовительных предприятий являются убыточными или имеют нулевую рентабельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сокращение объемов производства и выручки ухудшит финансовое положение российских лесозаготовителей, в первую очередь, мелких производителей. В настоящее время около 90% необработанных лесоматериалов производится небольшими предприятиями.

Сокращение объемов экспорта круглого леса не приведет автоматически к развитию глубокой переработки внутри страны. Деревоперерабатываю-щие и целлюлозно-бумажные предприятия в России на современном этапе не могут обеспечить потребление того объема круглого леса, который ранее экспортировался. Одной из причин этого является низкий технологический уровень производства. Действующее технологическое оборудование закупалось, в основном, 25 - 30 лет назад. В силу естественного старения и частичного выбытия этого оборудования происходит снижение мощностей производства.

Увеличение объемов производства по глубокой переработке древесины невозможно без строительства новых предприятий. Целлюлозно-бумажная промышленность является капиталоемкой отраслью и недостаточно привлекательна в инвестиционном плане. Создание крупных современных целлюлозно-бумажных комбинатов предполагает серьезные капиталовложения (более 1 млрд. долл.) и длительные сроки строительства (около 5 лет) и окупаемости (более 10 лет). Кроме того, целлюлозно-бумажные предприятия являются, как правило, градообразующими, поэтому на них возлагается содержание не только производственной, но и социальной инфраструктуры. Препятствием к развитию переработки древесины является отсутствие в России надежных мер по защите прав акционеров и инвесторов. Поэтому реализация крупных проектов в лесной промышленности из-за высоких рисков затруднена.

Для привлечения инвестиций в лесную промышленность, как и в любую другую отрасль национальной экономики, необходимо, как минимум, обеспечить:

- доступ инвесторов к необходимой информации о публично обращающихся ценных бумагах, эмитентах этих ценных бумаг и их хозяйственной деятельности для принятия стратегических и тактических инвестиционных решений;

- защиту законных прав и интересов инвесторов через внедрение правоустанавливающих норм на фондовом рынке и в области корпоративного права;

- эффективный надзор за деятельностью финансовых посредников и инфраструктурных институтов на фондовом рынке.

Для модернизации действующих и строительства новых производств по переработке древесины внутри страны необходим свободный капитал. Для привлечения инвесторов в лесопромышленный сектор было принято Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г. «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», которое должно стимулировать привлечение финансовых средств в отрасль. Лесопромышленники в качестве меры поддержки приоритетных инвесторов предлагали возможность беспошлинного экспорта круглого леса на период строительства или модернизации производства. Однако, Министерством экономики и развития РФ, которое отвечало за разработку указанного документа, это предложение было отвергнуто. Была оставлена лишь одна мера поддержки приоритетного инвестора - в течение срока окупаемости проекта к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, применяется коэффициент 0,5.

Реализация стратегической цели по сокращению экспорта необработанных лесоматериалов и развития внутри страны глубокой переработки древесины невозможно без действенной поддержки со стороны государства. В противном случае введение заградительных вывозных пошлин на круглый лес приведет к сокращению объемов лесозаготовок и экспорта круглого леса, но не обеспечит позитивной динамики в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.