Научная статья на тему 'Государственное регулирование лесного экспорта в Российской Федерации'

Государственное регулирование лесного экспорта в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
1164
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ЛЕСНОЙ РЫНОК / ЛЕСНОЙ ЭКСПОРТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / GLOBAL FOREST MARKET / FOREST EXPORT / STATE REGULATION / CUSTOMS DUTIES

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Кузминых Ю. В., Богачев Ю. К.

Рассмотрены динамика объемов производства и место лесной промышленности России на мировом рынке, таможенная политика государства в сфере экспорта лесных товаров, проблемы развития деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных производств внутри страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Regulation of Forest Export in the Russian Federation

Dynamics of production volumes and place of the Russian forest industry in the global market and the state customs policy in forest products export are considered, as well as problems of woodworking and pulp-and-paper productions development within the country.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование лесного экспорта в Российской Федерации»

УДК 339.543

Ю.В. Кузминых1, Ю.К. Богачев2

1 С.-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

2УБЭП ГУВД по г. С.-Петербургу и Ленинградской области

Кузминых Юлия Валерьевна родилась в 1967 г., окончила в 1989 г. Ленинградскую лесотехническую академию, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой международных экономических отношений С.-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

Тел.: 8-921-912-97-29:

Богачев Юрий Константинович родился в 1970 г., окончил в 2002 г. Ленинградский государственный университет, в 2007 г. Российский университет дружбы народов, сотрудник УБЭП ГУВД по г. С.-Петербургу и Ленинградской области. Имеет 3 печатные работы в области экономики и управления лесным хозяйством. E-mail: ubogachev@rambler.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛЕСНОГО ЭКСПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассмотрены динамика объемов производства и место лесной промышленности России на мировом рынке, таможенная политика государства в сфере экспорта лесных товаров, проблемы развития деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных производств внутри страны.

Ключевые слова: мировой лесной рынок, лесной экспорт, государственное регулирование, таможенные пошлины.

mm

Лесная промышленность России на протяжении многих десятилетий являлась одной из ведущих отраслей российской экономики. Спад производства в 1990 гг., характерный для всей национальной экономики, удалось преодолеть после финансового кризиса 1998 г. В период 1999-2007 гг. наблюдался рост и стабилизация производства основных видов продукции отрасли, что наглядно видно на рис. 1 и 2 (данные Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru). Опережающие темпы роста по сравнению с остальными видами продукции имела заготовка древесины (в среднем 6 % в год). Такая ситуация была непосредственно связана с ориентированностью лесозаготовительного производства на экспорт. В 2008 г. произошло снижение объемов производства (за исключением бумаги газетной), основной причиной которого стал экономический кризис, охвативший все страны и все отрасли хозяйства. В 2009-2010 гг. тен-

денции к снижению объемов лесопромышленного производства сохранились.

По наличию лесных ресурсов Россия занимает ведущее место в мире. Леса России составляют 22.. .23 % всех лесов мира. Площадь покрытых лесом земель - 775,3 млн га, запас древесины

- 82,3 млрд м3, лесистость территории -45, 4 %, ежегодный прирост древесины

- 980 млн м [4]. Имеющийся лесосырь-евой потенциал является объективной основой для того, чтобы Россия стала крупнейшим участником мирового лесного рынка, но в действительности доля России в мировом лесном секторе невелика. Удельный вес производства основных видов продукции лесной отрасли России от общемирового производства составляет*: деловой древесины - 7,9; пиломатериалов - 5,1; древесных плит - 3,2; целлюлозы - 3,6; бумаги и картона - 1,9 %.

Данные FAO, Global Forest Resources Assessment 2005.

Рис. 1. Вывозка древесины (1) и производство пиломатериалов (2)

Основные причины сложившейся ситуации заключаются в следующем:

Рис. 2. Производство фанеры клееной, тыс. м3 (1), целлюлозы товарной, тыс. т (2) и бумаги газетной, тыс. т (3)

расположение значительной части запасов лесных ресурсов на удаленных, труднодоступных территориях с неразвитой инфраструктурой (на 1 тыс. км приходится лишь 1,2 км лесных дорог);

низкое освоение расчетной лесосеки (23 %);

исторически сформировавшийся разрыв между сырьевой базой и перерабатывающими предприятиями;

высокий уровень износа основных фондов, отсутствие высокотехнологического оборудования;

низкая степень переработки сырья и др.

Доля российского лесного экспорта в мировой торговле лесными товарами также невелика (за исключени-

ем круглого леса) и составляет*: деловой древесины - 34,7; пиломатериалов

- 9,6; древесных плит - 2,6; целлюлозы

- 4,3; бумаги и картона - 2,4 %.

Мировой опыт показывает, что большие лесосырьевые ресурсы и объем лесозаготовок не являются определяющими факторами лесного экспорта. Россия имеет почти четверть запасов древесины и занимает седьмое место по заготовке деловой древесины, которая в 2000-2005 гг. составляла 106...131 млн м. Доля лесного экспорта России в этот период не превышала 3.4 % в мировой торговле лесными товарами. Швеция и Финляндия, имея в 30-40 раз меньше лесосырье-вых ресурсов и заготавливая в 2 раза меньше деловой древесины, экспортируют в 2,0-2,5 раза больше лесной продукции [1, 2].

В табл. 1 представлена товарная структура экспорта важнейших видов лесных товаров в разные страны. Из таблицы видно, что преобладающим экспортным лесным товаром России являются необработанные лесоматериалы (круглый лес). На втором месте находятся обработанные лесоматериалы (пиломатериалы). Продукция дере-воперерабатывающих производств на мировом лесном рынке не является конкурентоспособной вследствие низкого уровня вертикальной интеграции лесопромышленных предприятий, отсутствия современных технологий, оборудования и мощностей, нехватки инвестиционных ресурсов и проводимой в течение длительного времени таможенной политики.

Для изменения сложившейся ситуации Правительством РФ были приняты меры по регулированию внешней торговли лесными товарами, направ-

* Данные FAO, Global Forest Resources Assessment 2005.

ленные на развитие мощностей по переработке леса внутри страны, изменение структуры экспорта в сторону увеличения доли продукции деревопере-работки и ограничения экспорта древесного сырья.

Государственное регулирование лесного экспорта как одного из направлений внешнеторговой деятельности предприятий российской лесной промышленности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» с последую-

щими изменениями и дополнениями посредством таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а также мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Однако в последнее время государственное регулирование внешнеторговой деятельности по отношению к лесной промышленности воспринимается, прежде всего, как повышение таможенных пошлин на вывоз необработанных лесоматериалов.

Таблица 1

Товарная структура лесного экспорта Российской Федерации [5]

Наименование товара

Объем Стоимость Цена*

млн долл . США

47 937,9 2 856,3 59,6

8 998,8 1 899,0 211,0

1 524,1 526,0 345,1

1 920,9 746,3 388,5

1 319,3 606,1 459,4

51 088,3 3 259,1 63,8

9 741,5 2 311,1 237,2

1 570,0 556,1 354,2

1 895,7 828,4 437,0

1 258,5 636,6 505,8

49 333,1 4 138,4 83,9

10 705,2 3 254,4 304,0

1 493,0 757,4 507,3

1 891,4 1 031,6 545,4

1 168,9 631,4 540,2

36 739,2 3 492,9 95,1

8 810,9 2 822,8 320,4

1 332,4 755,2 566,8

1 905,2 1 085,5 569,8

1 292,8 774,7 559,2

21 652,7 1 832,4 84,6

9 060,0 2 606,0 287,6

1 325,2 512,4 386,7

1 570,3 645,9 411,3

1 420,5 681,0 485,7

Лесоматериалы необработанные, тыс. м3

« обработанные, тыс. м3

Фанера клееная, тыс. м3 Целлюлоза древесная, тыс. т Бумага газетная, тыс. т

Лесоматериалы необработанные, тыс. м3

« обработанные, тыс. м3

Фанера клееная, тыс. м3 Целлюлоза древесная, тыс. т Бумага газетная, тыс. т

Лесоматериалы необработанные, тыс. м3

« обработанные, тыс. м3

Фанера клееная, тыс. м3 Целлюлоза древесная, тыс. т Бумага газетная, тыс. т

Лесоматериалы необработанные, тыс. м3

« обработанные, тыс. м3

Фанера клееная, тыс. м3 Целлюлоза древесная, тыс. т Бумага газетная, тыс. т

Лесоматериалы необработанные, тыс. м3

« обработанные, тыс. м3

Фанера клееная, тыс. м3 Целлюлоза древесная, тыс. т Бумага газетная, тыс. т

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Цена для лесоматериалов и фанеры указана за 1 м3; для целлюлозы и бумаги - за 1 т.

С 31 мая 2006 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.12. 2006 г. № 795 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» была увеличена ставка экспортной пошлины на необработанные материалы хвойных пород*до 6,5 %, но не менее 4 вместо действующих 2,5 евро за 1 м3.

Постановление Правительства России от 5.02.2007 г. № 75 «О повышении вывозных таможенных пошлин на необработанные лесоматериалы» предусматривало дальнейшее планомерное повышение уровня вывозных пошлин на необработанные лесоматериалы. В соответствии с этим постановлением с июля 2007 г. пошлины на экспорт круглого леса выросли до 20 % от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 м3, а с апреля 2008 г. - до 25 %, но не менее 15 евро за 1 м .

С 1 января 2009 г. ставка экспортной пошлины должна была составить 80 % от таможенной стоимости круглого леса, но не менее 50 евро за 1 м3. Третий этап призван стать заградительным барьером для экспорта необработанных лесоматериалов. По существу данное повышение пошлин является уже мерой нетарифного регулирования. Это связано с тем, что вывозные пошлины в сумме 50 евро за 1 м делают экспорт круглого леса нерентабельным. Данный этап повышения ставок из-за экономического кризиса

* В лесном фонде России хвойные насаждения составляют около 80 % .

**

был отложен до 1 января 2011 г. Кроме того, премьер-министр В. Путин на открытии 3-го российско-финляндского лесного саммита в С.-Петербурге сделал заявление о том, что мораторий на повышение экспортных пошлин будет продлен и на 2011 г. из-за падения экспорта древесины, вызванного мировым кризисом. При этом для стимулирования переработки леса на территории России сохраняется нулевая ставка вывозной пошлины на необработанные лесоматериалы из березы диаметром менее 15 см.

Для стимулирования развития перерабатывающих производств внутри страны и последующего увеличения экспорта продукции глубокой переработки установлена нулевая ставка импортной таможенной пошлины на ввоз технологического оборудования, в том числе для лесной промышленности. Кроме того, введены нулевые ставки на экспорт пиломатериалов и отдельных видов целлюлозно-бумажной продукции.

Ожидалось, что перечисленные меры приведут к значительному сокращению экспорта необработанных лесоматериалов и росту производства и экспорта деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной продукции. Данные табл. 1 показывают, что в 2007 г. по сравнению с 2006 г. экспорт круглого

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 982 «О ставках вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов лесоматериалов, вывозимых с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе»; Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2009 г. № 1071 «О ставках вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов лесоматериалов необработанных, вывозимых за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе».

леса в натуральном выражении снизился. Сокращение произошло впервые с 1996 г. (рис. 3). Экспорт обработанных лесоматериалов в натуральном измерении в 2007 г. по отношению к предыдущему году увеличился почти на 10 %, а экспорт фанеры, целлюлозы и бумаги газетной сократился. Стои- са. Из табл. 2 видно, что доля экспорта мостный объем экспорта по всем ука- необработанного леса Советским Сою-занным видам продукции возрос зом и затем Россией значительна и вследствие повышения контрактных имеет динамику, противоположную цен. Таким образом, задача по ограни- °бщемир°вой тендетцж. чению экспорта круглого леса была

экспорт необработанных лесоматериалов (см. табл. 1).

Россия на мировом лесном рынке традиционно рассматривалась как поставщик, прежде всего, круглого ле-

Рис. 3. Экспорт круглого леса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

выполнена, но цель по увеличению объемов производства (см. рис. 1, 2) и экспорта продукции глубокой механической и химической переработки древесины не достигнута.

В 2008 г. по сравнению с 2007 г. снизились объемы производства и экспорта лесоматериалов (обработанных и необработанных) и фанеры. Положительным моментом является рост экспорта целлюлозы и бумаги газетной, несмотря на некоторое уменьшение объемов производства. Но 2008 г. нельзя считать показательным из-за экономического кризиса.

В 2009 г. на фоне снижения производства в лесной промышленности по всем основным направлениям лесного экспорта наблюдалось сокращение объемов. Наиболее существен-

Доля экспорта круглого леса в общем объеме лесного экспорта, %

Страны мира

СССР, РФ Другие

1961 г.

22 11

1990 г.

26 8

2000 г.

35 6

Повышение таможенных пошлин на экспорт необработанных круглых лесоматериалов вызвало неоднозначную реакцию у их основных покупателей. Главными импортерами таких лесоматериалов выступают Китай и Финляндия, на долю которых в 2007 г. пришлось 74 % стоимостного и 77 % физического объема экспорта круглого леса.

Финляндия и другие страны ЕС призывают Россию отказаться от даль-

нейшего увеличения экспортных по-но, более чем на 40 %, уменьшился шлин на необработанную древесину.

Повышение пошлин в 2006-2007 гг.

привело к тому, что в 2007 г. экспорт круглого леса в Финляндию сократился на 11,2 %. ЕС предлагает России договориться об оптимальном уровне пошлины в размере 7 евро за 1 м3 в интересах скандинавских производителей целлюлозы и бумаги, закупающих основную долю сырья в России [3]. Позиция ЕС является достаточно жесткой. Повышение Россией пошлин на круглый лес создает определенные сложности и тормозит переговорный процесс по вступлению страны в ВТО.

Китай занимает другую позицию по вопросу повышения Россией экспортных пошлин на круглый лес. Об этом свидетельствует увеличение валютной выручки от экспорта круглого леса в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 57,0 % и физического объема на 26,8 %. Китай, в отличие от ЕС, готов к расширению экономического сотрудничества и осуществлению совместных проектов по переработке древесины на территории Российской Федерации.

Меры по тарифно-таможенному регулированию лесного экспорта вызывают обеспокоенность у российского лесного бизнеса. Цены на круглый лес на внутреннем рынке в 2-3 раза ниже, чем на внешнем. В условиях экономического кризиса повышение вывозных пошлин на необработанный лес и сокращение экспортных поставок может привести к снижению цен на продукцию отечественных лесозаготовителей и падению объемов производства. В настоящее время уже более половины лесозаготовительных предприятий убыточны или имеют нулевую рентабельность. Сокращение объемов производства и выручки ухудшит финансовое положение российских лесозаготовителей, в первую очередь мелких производителей. В настоящее вре-

мя около 90 % лесоматериалов производится небольшими предприятиями.

Снижение объемов экспорта круглого леса не приведет автоматиче-с ки к развитию глубокой переработки внутри страны. Деревоперерабаты-вающие и целлюлозно-бумажные предприятия в России на современном этапе не могут обеспечить потребление того объема круглого леса, который ранее экспортировался. Одной из причин этого является низкий технологический уровень производства. Действующее технологическое оборудование закупалось в основном 25...30 лет назад. В силу его естественного старения и частичного выбытия сокращаются производственные мощности.

Увеличение объемов глубокой переработки древесины невозможно без строительства новых предприятий. Целлюлозно-бумажная промышленность является капиталоемкой отраслью и недостаточно привлекательна в инвестиционном плане. Создание крупных современных целлюлозно-бумажных комбинатов предполагает серьезные капиталовложения (более 1 млрд долл.), длительные сроки строительства (около 5 лет) и окупаемости (более 10 лет). Кроме того, целлюлозно-бумажные предприятия являются, как правило, градообразующими, поэтому на них возлагается содержание не только производственной, но и социальной инфраструктуры. Препятствием к развитию переработки древесины является отсутствие в России надежных мер защиты прав акционеров и инвесторов. Поэтому реализация крупных проектов в лесной промышленности затруднена из-за высоких рисков.

В целях модернизации действующих и строительства новых производств по переработке древесины

внутри страны необходим свободный капитал. Для привлечения инвесторов в лесопромышленный сектор было принято Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 г. «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», которое должно стимулировать привлечение финансовых средств в отрасль. Лесопромышленники в качестве меры поддержки приоритетных инвесторов предлагали возможность беспошлинного экспорта круглого леса на период строительства или модернизации производства. Однако Министерством экономики и развития РФ, которое отвечало за разработку указанного документа, это предложение было отвергнуто. Была оставлена лишь одна мера поддержки приоритетного инвестора - в течение срока окупаемости проекта к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, применяется коэффициент 0,5.

Реализация стратегической цели по сокращению экспорта необработанных лесоматериалов и развития внутри страны глубокой переработки древесины невозможна без действенной поддержки со стороны государства. В противном случае введение заградительных вывозных пошлин на круглый лес приведет к сокращению объемов лесозаготовок и экспорта круглого леса, но не обеспечит позитивной динамики в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дерево. ru. Деловой журнал по деревообработке. 2006. № 6 (39). URL: http : //www .derewo.ru.

2. Лесной бюллетень. 2000. № 20. URL: http://www.forest.ru.

3. Ромашкин Р. Внешнеторговое регулирование и развитие лесопромышленного комплекса России: информ.-аналит. бюл. «Мосты». 2007. № 7. URL: http: //trade. ecoaccord. org/bridges/.

4. Справочник лесовода / под общ. ред. В.П. Рощупкина. М.: ВНИИЛМ, 2007. 608 с.

5. Статистика внешней торговли ФТС. URL: http://www.customs.ru.

Поступила 28.04.2011 г.

Yu.V. Kuzminykh1, Yu.K. Bogachev2

1Saint-Petersburg Branch of Russian Customs Academy

2Economic Crimes Departament, Main Internal Affairs Directorate for Saint-Petersburg and Leningrad Region

State Regulation of Forest Export in the Russian Federation

Dynamics of production volumes and place of the Russian forest industry in the global market and the state customs policy in forest products export are considered, as well as problems of woodworking and pulp-and-paper productions development within the country.

Keywords: global forest market, forest export, state regulation, customs duties.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.