Научная статья на тему 'Совершенствование таможенного контроля экспорта лесоматериалов товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС'

Совершенствование таможенного контроля экспорта лесоматериалов товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2532
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКСПОРТ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ / ТОВАРНАЯ ПОЗИЦИЯ 4403 ТН ВЭД ЕАЭС / ЛЕСОМАТЕРИАЛЫ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / НЕЛЕГАЛЬНЫЙ ОБОРОТ / CUSTOMS CONTROL / CUSTOMS ADMINISTRATION / EXPORT OF TIMBER / COMMODITY ITEM 4403 TNVED EAEU (COMMODITY CLASSIFIER FOR FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION) / TIMBER / IDENTIFICATION / DECLARATION / CUSTOMS CLEARANCE / ILLEGAL CIRCULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салимоненко Екатерина Николаевна, Фролова Виктория Александровна

В статье проведен анализ структуры и объема экспорта лесоматериалов, исследовано становление организации таможенного контроля лесоматериалов в Российской Федерации и применяемых к их вывозу запретов и ограничений, выявлены особенности декларирования, проведен обзор судебной практики экспорта лесоматериалов для установления более частых правонарушений, разработаны рекомендации совершенствования таможенного контроля вывоза лесоматериалов. Полученные выводы в результате исследования дают возможность обозначить способы совершенствования и повышения результативности таможенного контроля, реализуемого таможенными органами России при экспорте лесоматериалов, для всеобщей гарантии экономической безопасности Российской Федерации. Результаты работы можно использовать при осуществлении содействия таможенных органов с правоохранительными органами, органами санитарного и валютного контроля, при разработке и корректировке нормативных актов в сфере таможенного контроля вывоза лесоматериалов из Российской Федерации. Экономическая значимость работы состоит в разработке тренда, направленного на обеспечение экономической безопасности России, основывающегося на повышении результативности таможенного контроля экспорта лесоматериалов из РФ, осуществляемого таможенными органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Салимоненко Екатерина Николаевна, Фролова Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF CUSTOMS CONTROL OF EXPORT OF FOREST WOOD MATERIALS OF THE COMMODITY POSITION 4403 TNVED EAEU

The article analyzes the structure and volume of timber export, studies the formation of customs control of timber in the Russian Federation and the prohibitions and restrictions applied to their export, reveals particular features of declaring, reviews the judicial practice of timber export to establish more frequent offenses, and develops the recommendations for improving customs control of export of timber. The findings of the study provide an opportunity to identify ways to improve and enhance the efficiency of customs control, implemented by the customs authorities of Russia in the export of timber, and to ensure the overall economic security of the Russian Federation. The results of the work can be used in the implementation of customs assistance with law enforcement agencies, sanitary and currency control authorities, in the development and adjustment of regulations in the field of customs control of timber export from the Russian Federation. The economic significance of the work is to develop a trend aimed at ensuring the economic security of Russia, based on improving the efficiency of customs control over the export of timber from the Russian Federation, carried out by customs authorities.

Текст научной работы на тему «Совершенствование таможенного контроля экспорта лесоматериалов товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС»

Экономическая теория и мировая экономика

УДК 339.543.3 + 339.564 DOI: 10.14529/em190201

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЭКСПОРТА ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ ТОВАРНОЙ ПОЗИЦИИ 4403 ТН ВЭД ЕАЭС

Е.Н. Салимоненко, В.А. Фролова

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

В статье проведен анализ структуры и объема экспорта лесоматериалов, исследовано становление организации таможенного контроля лесоматериалов в Российской Федерации и применяемых к их вывозу запретов и ограничений, выявлены особенности декларирования, проведен обзор судебной практики экспорта лесоматериалов для установления более частых правонарушений, разработаны рекомендации совершенствования таможенного контроля вывоза лесоматериалов. Полученные выводы в результате исследования дают возможность обозначить способы совершенствования и повышения результативности таможенного контроля, реализуемого таможенными органами России при экспорте лесоматериалов, для всеобщей гарантии экономической безопасности Российской Федерации. Результаты работы можно использовать при осуществлении содействия таможенных органов с правоохранительными органами, органами санитарного и валютного контроля, при разработке и корректировке нормативных актов в сфере таможенного контроля вывоза лесоматериалов из Российской Федерации. Экономическая значимость работы состоит в разработке тренда, направленного на обеспечение экономической безопасности России, основывающегося на повышении результативности таможенного контроля экспорта лесоматериалов из РФ, осуществляемого таможенными органами.

Ключевые слова: таможенный контроль, таможенное управление, экспорт лесоматериалов, товарная позиция 4403 ТН ВЭД ЕАЭС, лесоматериалы, идентификация, декларирование, таможенное оформление, нелегальный оборот.

С давнего времени Российская Федерация является одной из крупных стран, заготавливающих и экспортирующих лесоматериалы. 24 % запасов леса всей планеты принадлежат России, в том числе и ценные хвойные породы. Сегодня величина экспорта лесоматериалов из России составляет 12 % от всего экспорта страны. Ведущие импортеры российского леса - Китай, Республика Корея, Финляндия и Швеция. Однако, если проанализировать структуру экспорта леса, то мы можем заметить, что древесины существенно перевозится в виде продукции группы 44 ТН ВЭД ЕАЭС, то есть готовой продукции экспортируется незначительное количество, и в большинстве случае это сырье, которое обладает низкой таможенной стоимостью.

К примеру, часто встречающейся проблемой оказывается декларирование товарной позиции 4403 под товарную позицию 4407, где таможенная пошлина ниже или вообще отсутствуют. В том числе эти проблемы взаимосвязаны с особенностями декларирования лесоматериалов, так как существование широкого перечня законодательных актов, регламентирующих настоящий вопрос, сложно для участников ВЭД при декларировании. Несанкционированная транспортировка лесоматериалов через таможенную границу обуславливается нежеланием участников ВЭД оплачивать таможенные пошлины и сборы, с учетом повышения ставок на вывоз лесоматериалов.

Стоит отметить наличие достаточно узкой научной базы, связанной с изучением российского лесного экспорта. К сожалению, в последнее время внимание к исследованиям в данной области заметно снизилось, хотя множество аспектов по указанной проблематике активно прорабатывались в советское время.

Предмет состояния российского лесопромышленного комплекса, направления и перспективы его развития, экспортный потенциал и эффективность лесного экспорта отмечали в своих исследованиях: Колесникова А.В. [1], Храпочкина В.М. [2], Гончарук И.В. [3], Большешапова Е.А. [4], Макурина А.А. [4], Кривокоченко Л.В. [5] и др. Технические средства идентификации лесоматериалов при экспорте представлены в работах Филиппова В.И. и Колесникова Е.В. [6] и др. Проблемы идентификации лесоматериалов при таможенном декларировании и таможенном контроле представлены в работах Денисова С.А. [7] и др. Проблемы и перспективы таможенного контроля вывоза лесоматериалов отражены в работах Куз-миных Ю.В. [8], Шуплецова Ю.И. [9], Сенотрусо-ва С.В. [10] и др. Однако в работах вышеперечисленных практиков и ученых почти не отображены и не имеют практической значимости вопросы совершенствования таможенного контроля экспорта лесоматериалов.

Структура и объем экспорта леса и лесоматериалов

Лес и лесоматериалы остаются одними из важнейших сырьевых экспортных товаров России. Круглые лесоматериалы (товарная позиция 4403) являются наиболее трудоемкими для таможенного контроля. Безусловными лидерами среди регионов экспорта товарной позиции 4403 являются Дальневосточный, Сибирский и Северо-Западный федеральные округа (рис. 1). Динамика физического объема экспорта необработанных лесоматериалов Центрального, Южного, Северо-Кавказского, Приволжского, Уральского федеральных округов представлена на рис. 2. Представленные ниже рисунки показывают неоднозначную тенденцию динамики экспорта лесоматериалов в последние годы по всем регионам России из-за своего географического расположения и, как следствие, ресур-соориентированности округа.

В табл. 1 показаны основные страны-экспортеры товарной позиции 4403 регионов России.

Основными потребителями нашего леса являются Китай, Финляндия, Япония. Помимо этого, довольно большие партии леса уходят в Прибалтику, но это, скорее всего, порты перевалки и отправки в иные страны. Среди стран СНГ лидирующими лесопотребителями являются Узбекистан и Казахстан. Ведущими получателями необработанной древесины при этом являются Китай и Финляндия. По данным интернет-сетей, наш круглый лес обеспечивает практически 60 % потребностей Китая в нем. Напомним о том моратории, который был введен Китаем на вырубку леса. Данный факт не может не провоцировать вывоз леса из России с различного рода ухищрениями.

Особенности фактического таможенного контроля лесоматериалов

Таможенный контроль лесоматериалов, в общих чертах, начинается с осмотра автотранспорта с партией древесины, определения товарной позиции и сортимента, и заканчивается определением породы, сортности и объема [5].

тыс. т 6000

5000

4000

3000

2000

1000

0

СЗФО 2015

2016

СФО ДФО

2017 2018 (1 квартал)

Рис. 1. Динамика физического объема экспорта необработанных лесоматериалов товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС в Северо-Западном (СЗФО), Сибирском (СФО), Дальневосточном (ДФО) федеральных округах

тыс. т

450 400 350 300 250 200 150 100 50 0

ЦФО

ЮФО СКФО ПФО

2015 2016 2017 2018 (1 квартал)

УрФО

Рис. 2. Динамика физического объема экспорта необработанных лесоматериалов товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС в Центральном (ЦФО), Южном (ЮФО), Северо-Кавказском (СКФО), Приволжском (ПФО),

Уральском (УрФО) федеральных округа

я

-w 5 <

Р О

ÏÎ

О) »

Û Я о X

0

s

s

я в)

s

г

ф

1

£ s г

ф

I

Таблица 1

Рейтинг основных стран-экспортеров товарной позиции 4403 регионов России за период 2015-2018 (1 квартал) гг.

№ в рейт. 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год (1 квартал)

Страна-партнер Вес, тыс. т Доля, % Страна-партнер Вес, тыс. т Доля, % Страна-партнер Вес, тыс. т Доля, % Страна-партнер Вес, тыс. т Доля, %

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Экспорт всего, в том числе в: 321,39 100,00 Экспорт всего, в том числе в: 424,42 100,00 Экспорт всего, в том числе в: 361,75 100,00 Экспорт всего, в том числе в: 134,33 100,00

1 ФИНЛЯНДИЯ 257,25 80,04 ФИНЛЯНДИЯ 280,23 66,03 ФИНЛЯНДИЯ 192,56 53,23 ФИНЛЯНДИЯ 64,23 47,82

2 БЕЛАРУСЬ 22,04 6,86 КИТАИ 35,65 8,40 КИТАИ 53,82 14,88 КИТАИ 28,13 20,94

3 КИТАИ 11,13 3,46 РУМЫНИЯ 34,73 8,18 БЕЛАРУСЬ 42,97 11,88 БЕЛАРУСЬ 16,94 12,61

4 Другие 30,96 9,63 Другие 73,81 17,39 Другие 72,40 20,01 Другие 25,03 18,63

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Экспорт всего, в том числе в: 5051,25 100,00 Экспорт всего, в том числе в: 4986,39 100,00 Экспорт всего, в том числе в: 4677,27 100,00 Экспорт всего, в том числе в: 1434,12 100,00

1 ФИНЛЯНДИЯ 4254,27 84,22 ФИНЛЯНДИЯ 4381,67 87,87 ФИНЛЯНДИЯ 4030,46 86,17 ФИНЛЯНДИЯ 1181,37 82,38

2 ШВЕЦИЯ 519,85 10,29 ШВЕЦИЯ 314,18 6,30 ШВЕЦИЯ 325,43 6,96 КИТАИ 120,38 8,39

3 ГЕРМАНИЯ 153,31 3,04 ГЕРМАНИЯ 119,79 2,40 КИТАИ 188,59 4,03 ШВЕЦИЯ 67,54 4,71

4 Другие 123,81 2,45 Другие 170,75 3,42 Другие 132,79 2,84 Другие 64,84 4,52

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Экспорт всего, в том числе в: 16,52 100,00 Экспорт всего, в том числе в: 37,60 100,00 Экспорт всего, в том числе в: 30,48 100,00 Экспорт всего, в том числе в: 26,17 100,00

1 КИТАИ 11,71 70,90 КИТАИ 24,53 65,24 КИТАИ 18,07 59,29 КИТАИ 23,13 88,39

2 ЛАТВИЯ 2,28 13,79 ИРАН 8,81 23,44 ИРАН 6,12 20,07 ТУРЦИЯ 2,42 9,23

3 ТУРЦИЯ 2,06 12,44 ТУРЦИЯ 3,61 9,61 ТУРЦИЯ 5,47 17,95 ИРАН 0,28 1,08

4 Другие 0,47 2,88 Другие 0,64 1,72 Другие 0,82 2,70 Другие 0,34 1,30

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Экспорт всего, в том числе в: 161,77 100,00 Экспорт всего, в том числе в: 309,46 100,00 Экспорт всего, в том числе в: 407,66 100,00 Экспорт всего, в том числе в: 271,09 100,00

1 ФИНЛЯНДИЯ 49,95 30,88 КИТАИ 220,05 71,11 КИТАИ 306,27 75,13 КИТАИ 209,15 77,15

2 ПОЛЬША 42,49 26,27 ФИНЛЯНДИЯ 31,71 10,25 УКРАИНА 38,76 9,51 УКРАИНА 26,29 9,70

3 КИТАИ 25,96 16,05 ПОЛЬША 21,54 6,96 ФИНЛЯНДИЯ 24,54 6,02 ПОЛЬША 14,30 5,28

4 Другие 43,37 26,81 Другие 36,16 11,68 Другие 38,09 9,34 Другие 21,35 7,88

О §

с §

0

1 ф

I §

ГТ1

а:

f §

о № б)

00

ь

о

s

а «

3

а>

ïj ф о

о §

б)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

э «

с §

о №

3 о

№ «

ï о

с< а о

(о с £ с с -ь -ь о со

3

D0

21 о а о

о о

№ «

£ ф ï о

з №

0 № б) ï с ф

3

б> §

1

s

о

о §

ï

Окончание табл. 1

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Экспорт всего, в том числе в: 239,13 100,00 Экспорт всего, в том числе в: 245,56 100,00 Экспорт всего, в том числе в: 271,41 100,00 Экспорт всего, в том числе в: 174,73 100,00

1 УЗБЕКИСТАН 137,45 57,48 УЗБЕКИСТАН 120,61 49,12 КАЗАХСТАН 139,51 51,40 КАЗАХСТАН 108,85 62,29

2 КАЗАХСТАН 88,14 36,86 КАЗАХСТАН 97,30 39,63 УЗБЕКИСТАН 85,23 31,40 КИТАИ 49,04 28,07

3 ТУРКМЕНИЯ 9,48 3,96 КИТАИ 21,79 8,87 КИТАИ 38,87 14,32 УЗБЕКИСТАН 13,80 7,90

4 Другие 4,07 1,70 Другие 5,85 2,38 Другие 7,80 2,87 Другие 3,05 1,74

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Экспорт всего, в том числе в: 4529,39 100,00 Экспорт всего, в том числе в: 4479,59 100,00 Экспорт всего, в том числе в: 4261,48 100,00 Экспорт всего, в том числе в: 1787,56 100,00

1 КИТАИ 4379,71 96,70 КИТАИ 4342,81 96,95 КИТАИ 4128,84 96,89 КИТАИ 1730,23 96,79

2 КАЗАХСТАН 83,04 1,83 КАЗАХСТАН 74,71 1,67 КАЗАХСТАН 78,28 1,84 КАЗАХСТАН 33,58 1,88

3 УЗБЕКИСТАН 44,12 0,97 ЯПОНИЯ 32,79 0,73 ЯПОНИЯ 22,06 0,52 ЯПОНИЯ 21,16 1,18

4 Другие 22,52 0,50 Другие 29,28 0,65 Другие 32,29 0,76 Другие 2,60 0,15

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Экспорт всего, в том числе в: 4813,43 100,00 Экспорт всего, в том числе в: 5450,09 100,00 Экспорт всего, в том числе в: 5691,67 100,00 Экспорт всего, в том числе в: 2160,93 100,00

1 КИТАИ 4578,95 95,13 КИТАИ 5294,17 97,14 КИТАИ 5530,51 97,17 КИТАИ 2121,04 98,15

2 ЯПОНИЯ 109,05 2,27 ЯПОНИЯ 143,01 2,62 ЯПОНИЯ 114,00 2,00 ЯПОНИЯ 39,52 1,83

3 РЕСП. КОРЕЯ 100,43 2,09 РЕСП. КОРЕЯ 12,76 0,23 РЕСП. КОРЕЯ 46,50 0,82 РЕСП. КОРЕЯ 0,35 0,02

4 Другие 24,99 0,52 Другие 0,14 0,00 Другие 0,67 0,01 Другие 0,02 0,00

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Экспорт всего, в том числе в: 4,89 100,00 Экспорт всего, в том числе в: 9,02 100,00 Экспорт всего, в том числе в: 12,88 100,00 Экспорт всего, в том числе в: 1,33 100,00

1 КАЗАХСТАН 3,71 75,74 КАЗАХСТАН 8,96 99,35 КАЗАХСТАН 12,83 99,55 КАЗАХСТАН 1,33 100,00

2 КИТАИ 0,95 19,49 КИТАИ 0,06 0,65 КИТАИ 0,06 0,45 - - -

3 УЗБЕКИСТАН 0,23 4,77 - - - - - - - - -

4 Другие 0,00 0,00 Другие 0,00 0,00 Другие 0,00 0,00 Другие 0,00 0,00

Источник: рассчитано на основе данных ФТС России [12].

Таможенные органы проводят фактический таможенный контроль (таможенный осмотр и досмотр товара и автотранспорта, на котором совершается перевозка) с момента предоставления товара таможенному органу. Объем, степень и место таможенного контроля устанавливаются сотрудником таможенных органов, наделенным правом принимать решение о проведении такого контроля. Должностные лица, которые осуществляют таможенный досмотр лесоматериалов, должны быть наделены полномочиями на выполнение такого контроля по отношению к лесоматериалам. Должностные лица, осуществляющие досмотр, дополнительно должны иметь узконаправленную специализацию и квалификацию, которая даст возможность выполнять идентификацию товара, и выявлять количественные и качественные параметры. В целях таможенного контроля для предъявления таможенному органу партия лесоматериалов должна быть однородной [7].

Для осуществления таможенного досмотра лесоматериалов следует использовать узконаправленные технические средства таможенного контроля, обуславливаемые видом проверяемых лесоматериалов [6]. Для определения количественных данных лесоматериалов используются только те диагностирующие приборы, законодательно разрешенные к использованию на территории России (мерная вилка, рулетка, лесная скоба, штангенциркуль, линейка, автоматические средства измерения диаметра и длины брёвен (ГОСТ 427, ГОСТ 21524, ГОСТ 7502, ГОСТ 166-89) и другое).

Данные приборы устанавливают соотношение между информацией, которая заявлена в таможенной декларации и сопроводительных документах с количеством товара, предоставленного фактически. Для предотвращения нарушений таможенного законодательства и минимизации возможных рисков при экспорте лесоматериалов можно обозначить следующие основные виды контроля:

- транспортный контроль;

- контроль за количественными характеристиками лесоматериалов, которые были заявлены в таможенной декларации;

- контроль достоверного декларирования наименования пород древесины, сортности и их качественных характеристик.

Основательная проверка пород объясняется стремлением устранить таможенное декларирование лесоматериалов под видом наименее ценных пород древесины дорогостоящих пород (ясень, бук, дуб, которые имеют более высокую таможенную стоимость и таможенные пошлины).

В случае выявления факта предоставления недостоверных сведений о породе древесины или сортности, должностное лицо вправе назначить таможенную экспертизу для точного определения заявленных сведений. Затем, после осуществления таможенного досмотра должностное лицо оформ-

ляет акт таможенного досмотра товаров и автотранспорта. Замеры длины, ширины, толщины круглых лесоматериалов, указываемых в декларации на товары, обязаны осуществляться на основании требований нормативно-технических документов, и в соответствии с ГОСТ, ОСТ и ТУ, актуальных в настоящее время, а также с применением следующих методик измерений для определения объема лесоматериалов:

а) ФР 1.27.2011.10629 «Поштучное измерение объёма круглых лесоматериалов с использованием средств измерений геометрических величин. Методика измерений объёма партии круглых лесоматериалов по методу концевых сечений при проведении таможенных операций и таможенного контроля»;

б) ФР 1.27.2011.10630 «Поштучное измерение объёма круглых лесоматериалов с использованием средств измерений геометрических величин. Методика измерений объёма партии круглых лесоматериалов по методу серединного сечения при проведении таможенных операций и таможенного контроля»;

в) ФР 1.27.2011.10631 «Поштучное измерение объёма круглых лесоматериалов с использованием средств измерений геометрических величин. Методика измерений объёма партии круглых лесоматериалов с применением таблиц объёмов при проведении таможенных операций и таможенного контроля»;

г) ФР 1.27.2011.10632 «Измерение объёма круглых лесоматериалов геометрическим штабельным методом. Методика измерений объёма партии круглых лесоматериалов, погруженных на вагоны и на автомобили при проведении таможенных операций и таможенного контроля»;

д) ФР.1.27.2011.09121 «Лесоматериалы круглые. Методика определения объема партии с использованием метода усеченного конуса при выполнении учетных операций» [5].

Установление факта нарушения таможенного законодательства, вследствие которого заводится административное или уголовное дело, считается одним из показателей результативности осуществления таможенного контроля лесоматериалов.

По состоянию на 1 января 2018 года в таможенных органах на балансе находятся портативные приборы идентификации лесо- и пиломатериалов (далее - ППИ) «Кедр» и «Кедр-М» в количестве 195 единиц. При этом в таможнях было обнаружено, что данные приборы таможенными постами при таможенных досмотрах применялись не во всех случаях осуществления таможенного контроля экспортируемых лесоматериалов в связи с существующими техническими недостатками, а применение приборов характеризуется низкой степенью эффективности.

Кроме того, приборы не используются, поскольку у должностных лиц таможенных органов

отсутствует специальная подготовка для организации работы с прибором, отсутствует сформированная база данных по породам древесины, необходимая для ее распознавания, непереносимость нагрузок приборами при низких температурах окружающей среды и другие.

Правонарушения при транспортировке лесоматериалов

Подавляющее большинство административных правонарушений, возбуждаемые таможенными органами, относятся непосредственно к экспорту леса и лесоматериалов. Это связано не только с огромными объемами древесины, которую перевозят через границу Таможенного Союза, но и с нежеланием поставщиков леса оплачивать таможенные пошлины, которые являются очень высокими. Первое, с чего начинается декларирование леса и лесоматериалов, - это подготовка контрактов сопроводительных документов, спецификаций для подачи в таможенный орган для осуществления декларирования. Тут и совершается большинство административных правонарушений.

Во-первых, занижение заявленных объемов в декларации на товары фактическим. После проверки декларации, если у таможенных органов возникает сомнения в реально поданных данных, они назначают проверку в виде наблюдения, осмотра либо досмотра. На основании этих данных таможенные органы выносят постановление о назначении административного наказания, оперируя статьей 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров».

В данном случае таможенные органы отказывают в выпуске, ссылаясь на статью 125 ТК ЕАЭС «Отказ в выпуске» и требуют подать новую декларацию.

Во-вторых, декларирование леса и лесоматериалов одной породы, под видом другой. Это означает, к примеру, что фактически в транспортном средстве (чаще всего в железнодорожном вагоне) находится сосна, а данные в таможню для декларирования подаются на осину. Это делается для того, чтобы снизить ставки таможенных пошлин, так как на осину ставки низкая - 5 %, а на сосну 15 % (при наличии лицензии). У таможенных органов нет возможности досмотреть каждый вагон и к охвату попадают только 20 % от общего числа экспортируемой древесины, некоторые участники внешнеэкономической деятельности прибегают к такому методу.

Риски в данном случае очень высоки, так как данное правонарушение классифицируется по статье 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров» и влечет наложение административного наказания в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

Также к одной из основных проблем можно отнести то, что не во всех компаниях, занимающихся экспортом леса, соблюдается порядок правильности измерения леса и лесоматериалов. ГОСТы, ОСТы, которые существуют для измерения древесины, довольно обширны, и, если действительно правильно и точно замерять лес, то уйдет так же очень много времени, а как известно, любые простои транспортных средств «бьют по карману» участникам внешнеэкономической деятельности, поэтому мало кто измеряет лес точно и по ГОСТам.

Результаты ежегодно проводимых мероприятий правоохранительными подразделениями таможенных органов за три года, предметами преступлений по которым являлись лес и лесоматериалы, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Динамика уголовных дел за период 2015-2017 гг., предметами преступлений по которым являлись лес и лесоматериалы, шт.

В соответствии с требованиями статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации была создана ЕГАИС - Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней, применение которой начато с июля 2015 года [11]. Целями создания ЕГАИС являлись: контроль древесины, информирование о совершенных сделках с ней, учет древесины, а также выполнения исследований, сбора и обработки данных и проверки заявленных сведений. В ходе проверки выявлены проблемные вопросы, имеющиеся при использовании ЕГАИС таможенными органами: отсутствие взаимодействия информационных систем ФТС России и ЕГАИС с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, отсутствие при декларировании древесины возможности при помощи портала ЕГАИС отслеживать объемы движения древесины, начиная с заготовки, применительно к объемам, указанным во внешнеторговом контракте.

Проблемы, возникающие при таможенном контроле лесоматериалов и способы их решения

В табл. 3 представлены проблемы, возникающие при таможенном контроле лесоматериалов и способы их решения в зависимости от основных этапов таможенного оформления товаров.

Уголовные дела 2015 год 2016 год 2017 год

Всего уголовных дел, в том числе: 171 178 230

Статья 193 УК РФ 37 38 66

Статья 194 УК РФ 23 22 13

Статья 226.14 УК РФ 111 118 151

Источник: рассчитано на основе данных ФТС России.

Анализ экспорта лесоматериалов показал отсутствие единого подхода со стороны таможенных органов при осуществлении контроля таможенной стоимости экспортируемых лесоматериалов, что, в свою очередь, может влиять на полноту уплаты таможенных платежей.

Выявлены проблемные вопросы, имеющиеся при использовании ЕГАИС учета древесины и сделок с ней таможенными органами: отсутствие взаимодействия информационных систем ФТС России и ЕГАИС с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия,

отсутствие при декларировании древесины возможности при помощи портала ЕГАИС отслеживать объемы движения древесины, начиная с заготовки, применительно к объемам, указанным во внешнеторговом контракте. Следует также отметить отсутствие в ЕГАИС сведений о сроках исполнения контрактов (сделок), информация о которых содержится в ЕГАИС. Современные приборы, позволяющие эффективно и быстро производить идентификацию лесоматериалов, в таможенных органах отсутствуют.

Таблица 3

Проблемы, возникающие при таможенном контроле лесоматериалов и способы их решения

Основные этапы таможенного оформления товаров Проблемы, с которыми могу столкнуться должностные лица Решение проблем

Этап приема, регистрации и учета таможенных деклараций, а также контроля за правильностью помещения под определенный таможенный режим, соблюдением мер нетарифного регулирования, контроль за полнотой и достоверностью заявленных сведений для целей идентификации товара Не возможность осуществить контроль достоверности заявленных сведений в ДТ о декларируемых товарах, а именно: - количество задекларированных лесоматериалов; - параметры задекларированных лесоматериалов (длина, диаметр, степень обработки, вид древесины и т.д.), влияющие на правильность классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, достоверность заявления таможенной стоимости; - не соблюдение тарифных мер регулирования при декларировании лесоматериалов Создать документ для транспортировки леса, в котором будут указаны реальные объемы древесины и данные объемы будут исчислены по одной законодательно установленной методике исчисления леса

Подделка документов, преимущественно лицензии Минпромторга Создать и использовать единую автоматизированную базу, с доступом таможенным органам, в которой будет содержаться информация о выданных лицензиях

Этап контроля за правильностью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД СНГ и страны происхождения, валютного контроля, контроля таможенной стоимости, контроля таможенных платежей Декларирование леса и лесоматериалов одной породы, под видом другой Обязательное штрих-кодирование лесоматериалов на предприятиях-экспортерах

Отсутствие взаимодействия информационных систем ФТС России и ЕГАИС Обеспечить взаимодействие информационных систем и ужесточить меры со стороны государства за их не выполнение

Невозвращение валютной выручки и подтверждение легальности лесоматериалов Разрешить экспортировать лесоматериалы за границу тем участникам внешнеэкономической деятельности, которые самостоятельно занимаются только вырубкой и заготовкой леса. Также с целью устранения маклерских организаций в цепочке поставок, обязать заключать прямые зарубежные контракты только напрямую с покупателями

Окончание табл. 3

Основные этапы таможенного оформления товаров Проблемы, с которыми могу столкнуться должностные лица Решение проблем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этап досмотра и выпуска Применение портативных приборов идентификации лесо- и пиломатериалов «Кедр» и «Кедр-М» таможенными постами при таможенных досмотрах не во всех случаях осуществления таможенного контроля, а так же длительное неиспользование таможенными органами на пунктах пропуска весового оборудования Ввести изменения в должностную инструкцию и обязать использовать данные приборы измерений

Отсутствие у должностных лиц таможенных органов специальной подготовки для организации работы с приборами «Кедр» и «Кедр-М» Организовать курсы повышения квалификации сотрудников

Превышение заявленных объемов в декларации на товары фактическим объемам, так как отсутствует единый порядок правильности измерения леса и лесоматериалов в компаниях ВЭД, экспортирующих лес и таможенных органах Утвердить единый перечень методик для участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов, для вычисления физических характеристик лесоматериалов

Вывод

В результате исследования, в зависимости от основных этапов таможенного оформления товаров, были предложены мероприятия для решения проблем, возникающих при таможенном контроле лесоматериалов. В исследованиях Колесникова А.В., Храпочкина В.М., Гончарук И.В., Больше-шапова Е.А., Макурина А.А., Кривокоченко Л.В., Денисова С.А., Шуплецова Ю.И. и др. рассмотрен предмет состояния российского лесопромышленного комплекса, направления и перспективы его развития, экспортный потенциал и эффективность лесного экспорта, проблемы идентификации и перспективы лесоматериалов при таможенном декларировании и таможенном контроле, но вышеизложенные авторы в своих исследованиях не предлагают мероприятий для решения возникающих проблем. В работах вышеперечисленных практиков и ученых почти не отображены и не имеют практической значимости вопросы совершенствования таможенного контроля экспорта лесоматериалов.

Результаты исследования рекомендуется апробировать при улучшении качества деятельности таможенных органов и в учебно-методических целях, а также использовать при осуществлении содействия таможенных органов с правоохранительными органами, органами санитарного и валютного контроля, при разработке и корректировке нормативных актов в сфере таможенного контроля вывоза лесоматериалов из Российской Федерации.

Литература

1. Колесникова, А.В. Экспорт леса из России: первые результаты новой лесной политики / А.В. Колесникова // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2015. - № 12 (127). -С. 87-98.

2. Храпочкина, В.М. Экспорт леса как часть внешней экономики Российской Федерации / В.М. Храпочкина // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. -2017. - № 6. - С. 1067-1071.

3. Гончарук, И.В. Современные проблемы государственного регулирования торговли лесом и лесоматериалами в Российской Федерации / И.В. Гончарук // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2017. - № 3 (80). - С. 79-88. DOI: 10.17238/issn1815-0683.2017.3.79

4. Большешапова, Е.А. Обзор производства и экспорта лесоматериалов на мировом рынке / Е.А. Большешапова, А.А. Макурина // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2016. - № 1. - С. 40-43.

5. Кривокоченко, Л.В. Конъюнктура мирового рынка лесоматериалов и перспективы развития российского экспорта / Л.В. Кривокоченко // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. -№ 2. - С. 71-81.

6. Филиппов, В.И. Технические средства идентификации лесоматериалов при экспорте / В.И. Филиппов, Е.В. Колесников // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты: материалы Всероссий-

ской научно-практической конференции. - 2017. -С. 237-244.

7. Денисов, С.А. Проблемы таможенного контроля над экспортом леса и лесоматериалов в регионе деятельности сибирского таможенного управления / С.А. Денисов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2013. - № 8 (56). - С. 29.

8. Кузминых, Ю.В. Воздействие административных и таможенных барьеров в сфере лесо-сырьевого экспорта на его динамику и структуру / Ю.В. Кузминых // Вопросы региональной экономики. - 2016. - Т. 28, № 3. - С. 33-39.

9. Сенотрусова, С.В. Проблемы таможенного контроля вывоза лесоматериалов / С.В. Сенотрусова // Устойчивое лесопользование. - № 2 (27). - 2011.

10. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. - http://www.economy.gov.ru

11. Сайт ФТС России. - http://www.cus-toms.ru/

12. Сайт Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации. -www.rosleshoz.gov.ru.

Салимоненко Екатерина Николаевна, старший преподаватель кафедры таможенного дела «Высшей школы экономики и управления», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), salimonenkoen@susu.ru

Фролова Виктория Александровна, ассистент кафедры таможенного дела «Высшей школы экономики и управления», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), viktorija.20 @уаМех.т

Поступила в редакцию 26 января 2019 г

DOI: 10.14529/em190201

IMPROVEMENT OF CUSTOMS CONTROL OF EXPORT OF FOREST WOOD MATERIALS OF THE COMMODITY POSITION 4403 TNVED EAEU

E.N. Salimonenko, V.A. Frolova

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The article analyzes the structure and volume of timber export, studies the formation of customs control of timber in the Russian Federation and the prohibitions and restrictions applied to their export, reveals particular features of declaring, reviews the judicial practice of timber export to establish more frequent offenses, and develops the recommendations for improving customs control of export of timber. The findings of the study provide an opportunity to identify ways to improve and enhance the efficiency of customs control, implemented by the customs authorities of Russia in the export of timber, and to ensure the overall economic security of the Russian Federation. The results of the work can be used in the implementation of customs assistance with law enforcement agencies, sanitary and currency control authorities, in the development and adjustment of regulations in the field of customs control of timber export from the Russian Federation. The economic significance of the work is to develop a trend aimed at ensuring the economic security of Russia, based on improving the efficiency of customs control over the export of timber from the Russian Federation, carried out by customs authorities.

Keywords: customs control, customs administration, export of timber, commodity item 4403 TNVED EAEU (Commodity Classifier for Foreign Economic Activities of the Eurasian Economic Union), timber, identification, declaration, customs clearance, illegal circulation.

References

1. Kolesnikova A.V. [Export of wood from Russia: first results of the new forest policy]. Vestnik Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of the Transbaikal state University], 2015, no. 12 (127), pp. 87-98. (in Russ.)

2. Kropotkina V.M. [Timber export as part of the foreign economy of the Russian Federation]. Akademiya pedagogicheskikh idey Novatsiya. Seriya: Studencheskiy na-uchnyy vestnik [Academy of pedagogical ideas and innovations. Series: student scientific Bulletin], 2017, no. 6, pp. 1067-1071. (in Russ.)

3. Goncharuk I.V. [Modern problems of state regulation of trade in wood and timber in the Russian Federation]. Tamozhennaya politika Rossii na Dal'nem Vostoke [Customs policy of Russia in the far East], 2017, no. 3 (80), pp. 79-88. (in Russ.) DOI: 10.17238/issn1815-0683.2017.3.79

4. Bol'sheshapova E.A., Makurina A.A. [The review of the production and export of wood to the world market]. Trudy Bratskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie [Izvestiya of the state University. Series: Economics and management], 2016, no. 1, pp. 40-43. (in Russ.)

5. Krivoruchenko L.V. [World market conditions lectures and prospects of development of Russian exports]. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik [Russian foreign economic Bulletin], 2016, no. 2, pp. 71-81. (in Russ.)

6. Filippov V.I., Kolesnikov E.V. [Technical means of wood identification during export]. Tendentsii i problemy v ekonomike Rossii: teoreticheskie i prakticheskie aspekty materialy Vserossiyskoy nauch-no-prakticheskoy konferentsi [Trends and problems of the Russian economy: theoretical and practical aspects materials of the all-Russian scientific-practical conference], 2017, pp. 237-244. (in Russ.)

7. Denisov S.A. [Problems of customs control over the export of forest and timber in the region of the Siberian customs administration]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyy nauchnyy zhurnal [Economic systems management: electronic scientific journal], 2013, no. 8 (56), p. 29. (in Russ.)

8. Kuzminyh Y.V. [The influence of administrative and customs barriers in the field of forest exports on its dynamics and structure]. Voprosy regional'noy ekonomiki [Regional economic issues], 2016, vol. 28. no. 3, pp. 33-39. (in Russ.)

9. Senotrusova S.V. [Problems of customs control of wood export]. Ustoychivoe lesopol'zovanie [Sustainable forest management], 2011, no. 2 (27). (in Russ.)

10. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya i torgovli Rossiyskoy Federatsii [Official website of the Ministry of economic development and trade of the Russian Federation]. Available at: http://www.economy.gov.ru

11. SaytFTSRossii [The website of the FCS of Russia]. Available at: http://www.customs.ru/

12. Sayt Federal'nogo agentstva lesnogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii [Website of the Federal forestry Agency of the Russian Federation]. Available at: www.rosleshoz.gov.ru

Ekaterina N. Salimonenko, senior lecturer at Department of Customs Affairs, School of Economics and Management, South Ural State University, Chelyabinsk, salimonenkoen@susu.ru

Vktoria A. Frolova, assistant at the Department of Customs Affairs, School of Economics and Management, South Ural State University, Chelyabinsk, viktorija.20@yandex.ru

Received January 26, 2019

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Салимоненко, Е.Н. Совершенствование таможенного контроля экспорта лесоматериалов товарной позиции 4403 ТП ВЭД ЕАЭС / Е.Н. Салимоненко, В.А. Фролова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2019. - Т. 13, № 2. - С. 7-16. Б01: 10.14529/ет190201

Salimonenko E.N., Frolova V.A. Improvement of Customs Control of Export Of Forest Wood Materials of the Commodity Position 4403 TN VED EAEU. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2019, vol. 13, no. 2, pp. 7-16. (in Russ.). DOI: 10.14529/em190201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.