6. Официальный сайт базы данных международной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://comtrade.un.org/data/ (дата обращения: 11.02.2017).
7. IMF external country Armenia [Электронный ресурс]. URL: http://www.imf.org/external/ country/arm/ (дата обращения: 11.02.2017).
8. Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. М., 2015. С. 118119.
9. Blau S. L. The Innovative Approach to Harmonization of Relationship of the Participating Countries of the Integration Asssociations // Global Science And Innovation: materials of the V International Scientific Conference. Accent Graphics communications, Strategic Studies Institute, Article writers. Chicago USA, 2015. P. 81-85.
Д. С. Романова
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
В статье проанализированы различные точки зрения о содержании понятия «таможенный контроль». Внимание автора обращено на ряд проблемных вопросов, связанных с определением объема полномочий таможенных органов при проведении таможенного контроля. Обоснован тезис о необходимости отказа от понятий «таможенные услуги», «услуги таможенных органов». Проведен анализ объекта и предмета таможенного контроля, определены критерии, на основании которых данные правовые категории могут быть разграничены.
Ключевые слова: таможенный контроль; таможенное законодательство; таможенная услуга; таможенно-тарифное регулирование; запреты и ограничения; объект таможенного контроля; предмет таможенного контроля.
Таможенный контроль как важнейший институт таможенного дела представлен в теории юридической науки с различных точек зрения, однако некоторые подходы к пониманию сущности таможенного контроля противоречат нормативным правовым актам. В связи с этим особую важность приобретает анализ отдельных теоретических положений, позволяющих охарактеризовать таможенный контроль с учетом его особых признаков и свойств, как особый вид государственного контроля, раскрыть цель таможенного контроля, определить его объект и предмет, выявить взаимосвязь возникающих проблем правоприменения с различными подходами к пониманию содержания понятия «таможенный контроль».
Согласно ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Данное определение корреспондируется с дефиницией термина «таможенный контроль», содержащейся в «Справочнике таможенных терминов Всемирной таможенной организации»: это меры, применяемые для обеспечения соблюдения законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы [1].
Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола от 26.06.1999 (Киотская конвенция) определяет таможенный контроль как совокупность мер, осуществляемых таможенной службой в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства [2]. Под таможенным законодательством, согласно Киотской конвенции, понимается совокупность законов и подзаконных актов, касающихся импорта, экспорта, перемещения или хранения товаров, применение и обеспечение исполнения которых возложено непосредственно на таможенную службу, а также любых нормативных актов, изданных таможенной службой в пределах ее установленных законом полномочий [2].
Такое понимание таможенного законодательства позволяет предусмотреть любые требования, которые могут предъявляться к товарам при перемещении через таможенную границу [3].
Таможенные органы обеспечивают соблюдение таможенного законодательства, которое включает в себя регулирование ограниченного перечня правоотношений, установленных ст. 1 ТК ТС, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, совершением таможенных операций, применением таможенных процедур, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей.
Обеспечение соблюдения норм иного законодательства, даже напрямую связанного с перемещением товаров через таможенную границу, не находит отражения в легальном определении таможенного контроля, что необоснованно ограничивает компетенцию таможенных органов при его проведении.
Вместе с тем анализ п. 5 ст. 6 ТК ТС позволяет сделать вывод о том, что таможенные органы обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Следовательно, проблемным аспектом является определение того, укладывается ли обеспечение соблюдения иного законодательства в рамки таможенного контроля.
При рассмотрении вопроса отнесения обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений к деятельности, связанной с проведением таможенного контроля, следует отметить следующее.
Согласно ст. 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАэС) таможенное регулирование осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАэС), международными договорами и актами, составляющими право ЕАэС, а также непосредственно в соответствии с положениями Договора. В статье 1 проекта ТК ЕАэС указано, что таможенное регулирование осуществляется в том числе в соответствии с Договором о ЕАэС.
При таком подходе обеспечение соблюдения мер таможенного-тарифного регулирования и запретов и ограничений таможенными органами входит в рамки проводимого таможенного контроля, так как Договор о ЕАэС содержит разделы и главы, определяющие таможенно-тарифное и нетарифное регулирование.
Однако до вступления в силу ТК ЕАэС применяются положения ст. 1 ТК ТС, из буквального толкования которой следует, что меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения не относятся к таможенному законодательству, так как статьей устанавливается ограниченный перечень правоотношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.
Как отмечает С. В. халипов [3], законодательная формулировка определения таможенного контроля не отражает данное направление деятельности таможенного органа, поскольку меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения не устанавливаются таможенным законодательством.
Можно предположить, что таможенный контроль как основная функция таможенных органов охватывает совокупность действий, осуществляемых таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, так как составляет содержание проводимых мероприятий. Информация, содержащаяся в документах, представленных при совершении таможенных операций, будет являться предметом таможенного контроля на стадии выпуска товаров. В связи с этим таможенные органы проводят таможенный контроль правильности определения классификационного кода товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАэС (ТН ВэД), страны происхождения товаров, заявленной таможенной стоимости и др., сведения о которых содержатся в представляемых декларантом документах [4].
Отсутствие законодательного закрепления данных направлений деятельности, реализуемых в рамках таможенного контроля, влечет за собой противоречия в правоприменительной практике, ограничивает компетенцию таможенных органов, не определяет все возможные требования, предусмотренные таможенным и иным законодательством, которые могут предъявляться к товарам при их перемещении через таможенную границу.
В условиях формирования механизма «единого окна», минимизации количества контролирующих органов при перемещении товаров через таможенную границу действия таможенных органов, связанные с обеспечением соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, приобретают особую роль и требуют законодательного закрепления в определении таможенного контроля.
На основании вышеизложенного целесообразным является включение в легальное определение термина «таможенный контроль» уточнения относительно наделения таможенных органов функцией по обеспечению соблюдения не только таможенного, но и иного законодательства.
Под иным законодательством в данном случае необходимо понимать налоговое, валютное законодательство в части обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, законодательство о защите прав интеллектуальной собственности. Данный вывод основан на анализе действующего таможенного законодательства, в частности ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», устанавливающей основные функции таможенных органов.
В связи с этим актуальным является анализ определения таможенного контроля, содержащегося в Таможенном кодексе Европейского союза (п. 3 ст. 4) [5]: под таможенным контролем понимаются определенные действия таможенных органов в целях обеспечения правильного применения таможенного законодательства и другого законодательства, регулирующего ввоз, вывоз, транзит, передачу, хранение и конечное использование товаров, перемещаемых между таможенной территорией Сообщества и другими территориями, и наличие и передвижение в пределах таможенной территории товаров, не происходящих
из Сообщества, и товаров, помещенных под процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В проекте ТК ЕАЭС таможенный контроль определяется как совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании [6].
При этом под международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и под законодательством государств-членов о таможенном регулировании понимаются источники права, регулирующие правоотношения, связанные с совершением таможенных операций, уплатой таможенных платежей, порядком проведения таможенного контроля, что также не охватывает иного законодательства, обеспечение соблюдения которого возложено на таможенные органы, что необоснованно сужает содержание понятия «таможенный контроль».
В порядке изучения опыта важно использовать положения, выработанные международной практикой функционирования интеграционных объединений. Опыт Европейского союза как интеграционного объединения, имеющего обширную практику применения норм права, позволяющих совершенствовать институт таможенного контроля, можно учитывать при осуществлении правотворчества в ЕАЭС.
Актуальность совершенствования правового регулирования таможенного контроля определяется тем, что таможенный контроль как вид государственного контроля является одним из способов обеспечения законности осуществления административно-публичной деятельности. Наряду с этим получает распространение теория так называемой «сервисной таможни», в основе которой лежит оказание таможенных услуг.
Однако активное использование термина «таможенные услуги» может привести к неверному пониманию основного назначения таможенных органов, определению их функций, к возникновению противоречий, связанных с деятельностью таможенных органов.
Так, Г. Ф. Суркичин полагает, что наиболее опасной является фактическая подмена понятия «государственные функции» понятием «государственные услуги» в связи с тем, что это приводит к ущемлению полноценного суверенитета государства [7], и с этим нельзя не согласиться.
Для разграничения категорий «государственная услуга» и «государственная функция» необходимо проанализировать содержание этих понятий.
В «Новейшем философском словаре» функция определяется как вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого [8].
Понятие «функция» будет рассматриваться как «социально значимое направление деятельности государственного органа», «круг деятельности государственного органа».
Любая социально значимая функция, призванная способствовать достижению целей и задач государственного управления и таким образом регулировать общественные отношения посредством различных социальных регуляторов, в том числе и права, реализуется через соответствующую ей деятельность и осуществляется специальными государственными органами, уполномоченными на это законом, в рамках их исключительной компетенции, с использованием предоставленных законом полномочий [9].
Под таможенной услугой понимают комплекс действий и мер в сфере таможенного дела, направленных на реализацию государственных функций и удовлетворение потребностей участников внешнеэкономической деятельности (ВэД) [10].
Таможенный контроль является основной функцией таможенного органа, обладающего исключительной компетенцией, реализуемой в целях обеспечения соблюдения таможенного и иного законодательства, цель которого - защита экономических интересов государства, а не удовлетворение потребностей лиц, перемещающих товары через таможенную границу, или оказание услуг населению.
В связи с этим следует предположить, что в целях устранения противоречий в законодательстве о таможенном деле и избежания неверного толкования функций таможенных органов необходимо отказаться от понятий «таможенные услуги» и «услуги таможенных органов» как противоречащих ТК ТС и ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, ст. 3-5, 67 и 79 Конституции РФ.
Особый интерес представляет анализ различий в содержании понятия «таможенная услуга» в государствах - членах ЕАэС. Так, например, в Республике Казахстан к таможенным услугам относят «таможенную очистку и выпуск товаров», под которыми понимается совершение таможенных операций, так как термин «таможенная очистка» в праве ЕАэС не используется. Основная обязанность лица, перемещающего товары через таможенную границу, по совершению таможенных операций является таможенной услугой, причем платной, поскольку декларант уплачивает таможенные сборы. Данный подход не способствует унификации законодательства государств - членов ЕАэС.
Таможенный контроль является средством защиты публичных интересов государства, но, по мнению С. В. Барамзина, таможенный орган как государственный орган должен являться надежным регулятором ВэД и гарантом соблюдения таможенного законодательства. В то же время таможенные органы должны обеспечивать такое качество работы, чтобы для законопослушного участника ВЭД совершение таможенных операций и таможенный контроль были естественным процессом, не противоречащим основной цели ВЭД [11].
Нельзя обойти вниманием вопрос об объекте и о предмете таможенного контроля. В первую очередь следует отметить, что объект и предмет соотносятся как общее и частное, при этом их соотношение и разграничение в современной науке являются спорными.
Под объектом понимают то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, выступает как часть объективной реальности, находящаяся во взаимодействии с субъектом, причем выделение объекта осуществляется при помощи форм практической и познавательной деятельности, выработанных обществом и отражающих свойства объективной реальности [12]. В юридической науке объект трактуется как группа общественных отношений, регулируемых нормами права и связанных с определенной деятельностью. Под предметом обычно понимают часть объекта, определенный его аспект, исследуемый в каком-либо конкретном случае [13].
Контроль - это, прежде всего, функция государственного управления, определенный этап в управленческом цикле, способ обеспечения законности. В связи с этим объектом контроля будет выступать законность, целесообразность деятельности подконтрольного объекта.
В основе возникновения правоотношений, связанных с проведением таможенного контроля, лежит факт перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, поэтому можно предположить, что объектом таможенного контроля является, прежде всего, деятельность лиц, перемещающих товары через таможенную границу, подлежащая проверке таможенными органами. Предмет таможенного контроля составляет то, на что непосредственно направлена проверочная деятельность таможенных органов.
Согласно п. 2 ст. 95 ТК ТС таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:
- товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТК ТС;
- таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством;
- деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;
- лиц, пересекающих таможенную границу.
Анализ данного пункта позволяет говорить о смешении законодателем понятий «объект» и «предмет» таможенного контроля.
При рассмотрении отношений, связанных с осуществлением таможенного контроля, объектом будет выступать деятельность лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, а также деятельность должностных лиц, связанная с проведением проверочных мероприятий посредством использования соответствующих форм таможенного контроля. При этом информация, содержащаяся в документах, представленных лицом, перемещающим товары через таможенную границу, таможенному органу, будет являться предметом таможенного контроля на стадии выпуска товаров.
Таким образом, выявлено, что деятельность лиц, перемещающих товары через таможенную границу, подлежащая проверке таможенными органами, является объектом таможенного контроля, а товары, транспортные средства, документы и сведения, подлежащие таможенному контролю, будут являться конкретным проявлением объекта правоотношений, т. е. предметом таможенного контроля.
Законодательно закрепленное определение термина «таможенный контроль» существенно ограничивает компетенцию таможенных органов, в связи с чем автором предложено определение, в соответствии с которым таможенный контроль -это важнейшая функция таможенных органов, являющаяся средством защиты публичных интересов, осуществляемая специально уполномоченными органами, наделенными компетенцией, посредством применения специальных форм, методов, средств и способов в целях обеспечения соблюдения таможенного и иного законодательства.
Использованные источники
1. Руководство к Генеральному приложению Киотской конвенции. Гл. 6 [Электронный ресурс]. URL: http//www.carecprogram.org (дата обращения: 10.12.2016).
2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (заключена в Киото 18.05.1973, в ред. Протокола от 26.06.1999) [Электронный ресурс]. URL: www.
consultant.ru (дата обращения: 10.12.2016).
3. Халипов С. В. О некоторых проблемах толкования и применения терминов в таможенном законодательстве Таможенного союза // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. № 8. С. 65.
4. Романова Д. С. К вопросу о классификации таможенного контроля // Административное и муниципальное право. 2016. № 8. С. 664.
5. Регламент Совета № 450/2008 (перевод выполнен Региональным проектом ЮСАИД по либерализации торговли и таможенной реформе, Астана, 2009 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.mdoffice.com.ua/pdf/tamozhennyj_kodeks_evropejskogo_soobshhestva_ 1403031301.pdf (дата обращения: 31.12.2016).
6. Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 12.08.2016 № 13 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. URL: http://www.alta.ru/tamdoc/16mr0013/ (дата обращения: 31.12.2016).
7. Суркичин Г. Ф. Таможенные услуги или таможенные процедуры: анализ с точки зрения суверенитета Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной академии. 2014. № 5. С. 45-48.
8. Грицанов А. Новейший философский словарь. Минск, 1999. С. 341.
9. Федотов А. В. Функция государственного органа: к вопросу интерпретации // История государства и права. 2009. № 5. С. 5-6.
10. Гупанова Ю. Е. Понятия «таможенная услуга», «качество таможенной услуги»: проблемы определения// Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 4. С. 205-207.
11. Барамзин С. В. Управление качеством таможенной деятельности: учебник. М.: РИО РТА, 2004. С. 311.
12. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 371.
13. Мухаев Р. Т. Теория государства и права. М: Юрайт, 2015. С. 154.
Т. С. Фонова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ КАК ФИНАНСОВАЯ МЕРА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
Проведен анализ применения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов как финансовой меры таможенного контроля. Осуществлена оценка эффективности применения финансовой гарантии при реализации таможенными органами фискальной функции. Обусловлена необходимость организации централизованного контроля за определением размера финансовой гарантии.
Ключевые слова: таможенный контроль; фискальная функция; администрирование таможенных платежей; обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (финансовая гарантия).
Деятельность таможенных органов заключается в осуществлении таможенного контроля. В рамках таможенного контроля таможенные органы обеспечивают соблюдение таможенного законодательства Евразийского экономического союза (Союз, ЕАЭС) и законодательства государств - членов Союза о таможенном деле (далее при совместном использовании - таможенное законодательство) при перемещении товаров через таможенную границу Союза.