9. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 18.07.2017) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары») [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Н. Г. Липатова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК МЕХАНИЗМ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
В статье на базе анализа содержания таможенной политики, деятельности таможенных органов по выполнению контрольных функций, а также путем установления причинно-следственных связей, возникающих в процессе формирования и реализации таможенной политики и таможенного контроля, подтверждается гипотеза о том, что таможенный контроль как инструмент реализации государственной таможенной политики является механизмом оказания государственных услуг в сфере таможенного дела. Для совершенствования государственных услуг и повышения эффективности таможенного контроля предлагаются направления исследований в области сферы услуг.
Ключевые слова: таможенные органы; таможенный контроль; таможенная политика; таможенное дело; таможенная деятельность; сфера услуг; государственная политика; государственная услуга; инструмент; механизм.
В настоящее время в научном сообществе ведется дискуссия о деятельности таможенных органов в сфере услуг и, в частности, о таможенном контроле как механизме предоставления государственных услуг в сфере таможенного дела. В статье исследуется выдвинутая автором рабочая гипотеза: таможенный контроль как инструмент реализации государственной таможенной политики является механизмом оказания государственных услуг в сфере таможенного дела. При этом под услугой (государственной услугой) понимается таможенная деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и которая реализуется и потребляется в процессе осуществления этой деятельности [1]. Задача таможенной деятельности заключается в обеспечении таможенными методами стратегических и текущих планов развития экономики государства, защиты населения и территории от ввоза вредных, опасных и некачественных товаров и услуг, т. е. интересов государства, общества и граждан [2].
Исследование выдвинутой гипотезы проводится на основе анализа сущности государственной таможенной политики, контрольных функций, осуществляемых таможенными органами в пределах своей компетенции, а также путем установления причинно-следственных связей, возникающих в процессе формирования и реализации таможенной политики и таможенного контроля. Такое исследование позволяет разрешить дискуссионные в научном сообществе вопросы о деятельности таможенных органов в сфере услуг.
Раскрытие структуры и содержания современной таможенной политики, а также контрольных функций, выполняемых таможенными органами при внешнеторговых поставках товаров, имеет принципиальное значение, поскольку они
определяют место и роль таможенного контроля как инструмента реализации таможенной политики в системе государственной политики и взаимосвязи с другими направлениями государственной политики.
Анализ показывает, что государственная таможенная политика является политикой Российской Федерации (РФ) в области таможенного дела, включающей систему мер, осуществляемых Федеральной таможенной службой (ФТС России) в целях эффективной реализации возложенных на нее функций и задач в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) [3]. На современном этапе ФТС России выполняет следующие основные функции и задачи [4]:
- обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ;
- обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу;
- применяет средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
- осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
- ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
- содействует осуществлению мер по защите государственной безопасности и общественного порядка;
- обеспечивает выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, участвует в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело, осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела, и др.
Следует отметить, что указанные функции ФТС России в той или иной форме, в том или ином объеме выполнялись таможней Российского государства еще с момента зарождения торгово-экономических отношений. Именно зарождение тамо-женно-пошлинных отношений на Руси (У1-УШ вв.) и необходимость контроля их реализации стали основными предпосылками формирования таможенной политики.
Закономерно, что формирование и реализация таможенной политики тесно связаны с политикой государства в области социально-экономических, административных и правовых отношений на макроуровне (внешнем) и микроуровне (внутреннем).
Место государственной таможенной политики в иерархии других направлений государственной политики представлено на рис. 1.
Внутренняя политика являет собой систему основных принципов, направлений и форм деятельности государства, его институтов, органов и организаций, обеспечивающих сохранение (выживаемость), функционирование и совершенствование сложившегося социально-политического и экономического порядка, строя внутри страны [5]. Система ценностей и целей экономического развития, государственных мер, направленных на решение социально-экономических задач в интересах государства, личности и общества в целом, составляет суть государственной социально-экономической политики.
Рис. 1. Государственная таможенная политика в иерархии других направлений государственной политики
Внешняя политика определяет принципы, направления и формы деятельности государства на международном уровне, регулирующие отношения с другими субъектами внешнеполитической и экономической деятельности на основе международных конвенций, соглашений и компромиссов [6]. В контексте таможенной деятельности в рамках внешней политики выделим внешнеэкономическую политику, которая определяет принципы, направления и формы внешнеторговой, инвестиционной и иной деятельности государства на международном уровне, включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность) [4]. Внешнеторговая политика рассматривается как политика по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
Таможенная политика является составной частью как внутренней, так и внешней политики государства (см. рис. 1), которые формируют административное, правовое и экономическое пространство для ее разработки и реализации. Ее содержание определяется многими составляющими, привносимыми в нее из других политик: внешнеэкономической, внешнеторговой, социально-экономической и международной политики, которая формируется Всемирной таможенной организацией (ВТамО), Всемирной торговой организацией (ВТО), ООН и другими международными организациями. Она находится в тесной связи с ними и в отношении прямого или косвенного подчинения им. Эта подчиненность обусловлена также тем, что на ее формирование и реализацию оказывает влияние множество факторов, источником которых являются не только составляющие направлений государственной политики, но и государственные, общественные, деловые структуры как внутри страны (государственные институты ВЭД, в том числе участники ВЭД), так и на международном уровне (ООН, ВТамО, ВТО, МВФ, ЮНКТАД) [7].
Обосновать факторы, инструменты и механизмы (как услуги, государственные услуги), влияющие на формирование и реализацию государственной таможенной политики, можно двумя путями:
первый - исследовать проблематику «снизу вверх» - от инструментов реализации таможенного регулирования ВЭД до формирования содержания таможенной политики;
второй - установить причинно-следственные связи таможенной политики и инструментов ее реализации «сверху вниз» - от потребностей развития торгово-экономических отношений до необходимости практической реализации поставленных в таможенной политике целей государственного таможенного регулирования внешней торговли как инструмента предоставления государственных услуг.
Проблематику таможенной политики «снизу вверх» целесообразно исследовать, исходя из назначения, роли и функций таможенных органов, поскольку: а) таможенные органы являются социально-экономическим и регулятивным институтом государства, осуществляющим контроль за трансграничными потоками товаров, транспортных средств и физических лиц, а также правовое взаимодействие национальной экономики с мировым хозяйством, мировым рынком; б) таможенные органы являются частью глобальной и государственной инфраструктуры, глобальным элементом международной координации и межрегионального регулирования, а также равноправным элементом международных экономических институтов [8].
Из этих определений следует, что основными функциями таможенных органов являются:
- регулирование ввоза-вывоза товаров, право применения законов в этой области;
- содействие формированию оптимальных условий взаимосвязи и взаимодействия национальной экономики с мировым хозяйством;
- защита национальных экономических интересов, основных отраслей производства;
- защита потребителей товаров;
- проведение внешнеторговой политики, нацеленной на укрепление позиции российских экспортеров.
Нетрудно заметить, что таможенные органы несут основную нагрузку по государственному регулированию ВЭД средствами и методами (инструментами) таможенного контроля. Таможенный контроль - ключевой элемент механизма регулирования ВЭД, важнейший структурный элемент национальной бюджетно-финансовой системы (контроль правильности уплаты таможенных платежей, налогов, сроков их поступления в государственный бюджет), инструмент реализации внешнеэкономической стратегии и защиты национальных экономических интересов (контроль соблюдения запретов и ограничений, валютный и экспортный контроль) [9].
Помимо экономической (фискальной) таможенные органы осуществляют правоохранительную, оперативно-технологическую (контрольно-проверочную) деятельность. В соответствии с политикой государства в этой сфере формируется пространство для такой деятельности таможенных органов, в котором определена структура правил всех видов деятельности таможенных органов и коммуникации,
н. г. липатова
обеспечивающие их реализацию. Такая структура правил деятельности таможенных органов и система приоритетов государственной политики в области таможенного дела составляют суть и содержание таможенной политики. В качестве приоритетов таможенной политики выделяются направления, которым необходимы поддержка и стимулирование на основе социальных и экономических критериев. Такие критерии, как правило, связываются с макроэкономическими показателями развития государства.
Проведенное исследование механизмов государственного регулирования ВЭД «снизу вверх» показало, что таможенный контроль как система мер, осуществляемых таможенными органами для обеспечения соблюдения законодательства в области таможенного регулирования, является ключевым инструментом реализации государственной таможенной политики и его правомерно рассматривать в качестве механизма оказания государственных услуг в сфере таможенного дела. Отметим при этом, что сфера таможенного дела объединяет (рис. 2):
- таможенную политику как систему принципов торгово-экономических отношений, норм и направлений деятельности органов государственной власти, уполномоченных в области таможенного дела;
- совокупность механизмов и правовых норм таможенного регулирования как систему правовой регламентации таможенной политики в области торгово-экономических отношений;
- структуру и инфраструктуру таможенных органов как иерархическую систему;
- деятельность таможенных органов по реализации мер таможенного регулирования ВЭД как систему таможенного контроля товаров и транспортных средств при их перемещении через таможенную границу.
Подтвердим нашу рабочую гипотезу путем установления причинно-следственных связей «сверху вниз»: от потребностей государства в развитии торгово-экономических отношений до необходимости практической реализации таких потребностей (см. рис. 2).
Ключевым понятием при установлении таких причинно-следственных связей является «таможенное дело», элементы которого были рассмотрены выше. Таможенное дело, как и таможенная политика, берет свое начало в глубине веков, от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена, простейших форм налогообложения. Таможенное дело и таможенная политика в России сложились как важнейшие сферы экономической политики государства, как инструмент регулирования внешней торговли и защиты национальных интересов. Поэтому они, в первую очередь, находятся в области интересов:
а) государства - обеспечивать территориальную целостность, суверенность, внешнюю безопасность, устойчивость экономического развития, принципы социального гуманизма;
б) общества - гарантировать гуманизм, нравственность, устойчивость развития, внутреннюю безопасность, сочетание социального гуманизма государства и интересов личности;
в) личности - иметь возможность жить на достойном уровне (качественно питаться, лечиться, иметь хорошее жилье, быть в безопасности, иметь психологический комфорт, доступ к образованию, культуре, творчеству, информации, иметь права и свободу на их реализацию).
Рис. 2. Причинно-следственные связи формирования и реализации таможенной политики и таможенного контроля
Одно из основных направлений, обеспечивающих реализацию указанных интересов государства, общества и личности, - развитие мирохозяйственных связей и международных торгово-экономических отношений. Потребность в государственном регулировании связей и отношений в области перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу вызывает необходимость формирования эффективной государственной таможенной политики (см. рис. 2). Эффективность государственной таможенной политики рассматривается как характеристика влияния мер (тарифных и нетарифных) регулирования ВЭД и приоритетов таможенной политики на макроэкономические показатели развития
государства и качество жизни населения. Среди таких макроэкономических показателей, функционально зависящих от таможенной деятельности, следует выделить:
- доход бюджета от внешней торговли;
- темпы экономического роста страны и динамику развития национального производства;
- объемы и темпы накопления основного капитала и его структуру;
- удельный вес в экспорте продукции конечного потребления и высоких технологий;
- состояние платежного баланса и дефицит бюджета;
- динамику (индексы) цен на потребительские товары и услуги;
- сводный индекс конкурентоспособности страны;
- социально-экономические показатели населения (благополучие общества, денежные доходы населения, занятость населения и уровень безработицы, средняя продолжительность жизни населения, физическое и моральное здоровье населения и др.);
- показатели национальной безопасности государства (политической, экономической, экологической, продовольственной и др.);
- соотношение между экспортом топливно-сырьевых ресурсов и товаров с высокой степенью переработки и др.
Реализация таможенной политики предполагает целенаправленную и скоординированную деятельность органов законодательной и исполнительной власти, а также институтов общества по достижению целей государственного регулирования ВЭД - обеспечение национальных интересов государства, общества и отдельных граждан (лиц). Условиями реализации таможенной политики являются необходимые ресурсы, организационные структуры и механизмы, правила и процедуры их реализации.
Такими функциями и ресурсами по реализации таможенной политики наделена ФТС России (см. рис. 2). На таможенные органы РФ возложена сложная государственная задача контроля соблюдения порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, установленных правом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), законодательством РФ в области таможенного дела, а также международными договорами и соглашениями. Эта задача выполняется в рамках таможенного контроля, который для реализации государственной таможенной политики является ее инструментом, а для государства по своему функциональному назначению - механизмом оказания государственных услуг в сфере таможенного дела.
Таким образом, проведенные исследования показали, что таможенный контроль в системе государственной таможенной политики составляет основу, на которой выстраиваются все правоотношения, возникающие в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу при внешнеторговых поставках. В этом процессе ключевая роль государственного экономического регулятора принадлежит таможенному контролю. Этим подтверждается справедливость гипотезы о том, что таможенный контроль как инструмент реализации государственной таможенной политики являет собой механизм оказания государственных услуг в сфере таможенного дела и, в частности, в сфере реализации государственной таможенной политики. Такое подтверждение дает
возможность существенно расширить область исследований, в том числе диссертационных, по научной специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» в области сферы услуг.
Для исследовательской проблематики важно подчеркнуть, что в настоящее время сфера таможенного контроля развивается и совершенствуется на едином пространстве государств - членов ЕАЭС. Таможенный контроль базируется на нормах и регламентах, закрепленных в таможенном законодательстве ЕАЭС, в национальных законодательствах государств - членов ЕАЭС, а также в международных договорах и соглашениях. Такие нормы и регламенты, как правило, слабо связаны с существующими внутренними и внешними реальными условиями функционирования таможенных органов, практикой развития таможенной политики в рамках международного сообщества (ЕАЭС) или отдельных интеграционных объединений.
Проблематика развития и повышения эффективности таможенного контроля с учетом внешних и внутренних факторов всегда актуальна и практически значима. Ее исследование целесообразно проводить в сфере государственных услуг. При этом предметом исследования могут быть следующие направления: ресурсный потенциал государственных услуг в сфере таможенного дела и эффективность его использования; механизмы повышения эффективности и качества государственных услуг в сфере таможенного дела; организационно-экономические механизмы обеспечения инновационного развития сферы таможенного дела и др.
Использованные источники
1. Регулирование внешней торговли Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС: учебное пособие / под общ. ред. С. Ю. Глазьева и Т. А. Мансурова. М.: Проспект, 2011. 416 с.
2. Липатова Н. Г. Экономическая сущность таможенного контроля в системе государственного контроля // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом: научно-экономический журнал. 2014. № 6. С. 52-55.
3. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 15.04.2014) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (ред. от 01.07.2016) «О Федеральной таможенной службе» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Липатова Н. Г., Анисимов Е. Г., Черныш А. Я., Карпов А. Н. Понятия и определения в области исследования проблем таможенного дела: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010. 92 с.
6. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Межведомственное информационное взаимодействие для обеспечения выполнения контрольных функций таможенными органами: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 218 с.
8. Липатова Н. Г. Имитационное моделирование процессов таможенного контроля: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. 164 с.
9. Попова Л. А., Липатова Н. Г. Организационные и методические основы применения экономических инструментов таможенной проверки (контроля) участников внешнеэкономической деятельности: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 228 с.