Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК МЕХАНИЗМ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА'

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК МЕХАНИЗМ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
871
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА / CUSTOMS POLICY / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / CUSTOMS BUSINESS / ТАМОЖЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СФЕРА УСЛУГ / SERVICES / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / STATE POLICY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА / STATE SERVICE / ИНСТРУМЕНТ / INSTRUMENT / МЕХАНИЗМ / MECHANISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липатова Надежда Григорьевна

В статье на базе анализа содержания таможенной политики, деятельности таможенных органов по выполнению контрольных функций, а также путем установления причинно-следственных связей, возникающих в процессе формирования и реализации таможенной политики и таможенного контроля, подтверждается гипотеза о том, что таможенный контроль как инструмент реализации государственной таможенной политики является механизмом оказания государственных услуг в сфере таможенного дела. Для совершенствования государственных услуг и повышения эффективности таможенного контроля предлагаются направления исследований в области сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Липатова Надежда Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS CONTROL AS THE MECHANISM OF RENDERING STATE SERVICES IN THE SPHERE OF CUSTOMS BUSINESS

On the basis of the contents analysis of the customs policy, the activity of customs authorities in fulfilling control functions and by establishing cause and effect connections emerging in the process of forming and realizing customs policy and customs control the author proves the hypothesis that customs control as the instrument of realizing state customs policy becomes the mechanism of rendering state services in customs business. For improving state services and increasing the effectiveness of customs control the author proposes research aspects in the sphere of providing services.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК МЕХАНИЗМ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА»

9. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 18.07.2017) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары») [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Н. Г. Липатова

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК МЕХАНИЗМ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

В статье на базе анализа содержания таможенной политики, деятельности таможенных органов по выполнению контрольных функций, а также путем установления причинно-следственных связей, возникающих в процессе формирования и реализации таможенной политики и таможенного контроля, подтверждается гипотеза о том, что таможенный контроль как инструмент реализации государственной таможенной политики является механизмом оказания государственных услуг в сфере таможенного дела. Для совершенствования государственных услуг и повышения эффективности таможенного контроля предлагаются направления исследований в области сферы услуг.

Ключевые слова: таможенные органы; таможенный контроль; таможенная политика; таможенное дело; таможенная деятельность; сфера услуг; государственная политика; государственная услуга; инструмент; механизм.

В настоящее время в научном сообществе ведется дискуссия о деятельности таможенных органов в сфере услуг и, в частности, о таможенном контроле как механизме предоставления государственных услуг в сфере таможенного дела. В статье исследуется выдвинутая автором рабочая гипотеза: таможенный контроль как инструмент реализации государственной таможенной политики является механизмом оказания государственных услуг в сфере таможенного дела. При этом под услугой (государственной услугой) понимается таможенная деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и которая реализуется и потребляется в процессе осуществления этой деятельности [1]. Задача таможенной деятельности заключается в обеспечении таможенными методами стратегических и текущих планов развития экономики государства, защиты населения и территории от ввоза вредных, опасных и некачественных товаров и услуг, т. е. интересов государства, общества и граждан [2].

Исследование выдвинутой гипотезы проводится на основе анализа сущности государственной таможенной политики, контрольных функций, осуществляемых таможенными органами в пределах своей компетенции, а также путем установления причинно-следственных связей, возникающих в процессе формирования и реализации таможенной политики и таможенного контроля. Такое исследование позволяет разрешить дискуссионные в научном сообществе вопросы о деятельности таможенных органов в сфере услуг.

Раскрытие структуры и содержания современной таможенной политики, а также контрольных функций, выполняемых таможенными органами при внешнеторговых поставках товаров, имеет принципиальное значение, поскольку они

определяют место и роль таможенного контроля как инструмента реализации таможенной политики в системе государственной политики и взаимосвязи с другими направлениями государственной политики.

Анализ показывает, что государственная таможенная политика является политикой Российской Федерации (РФ) в области таможенного дела, включающей систему мер, осуществляемых Федеральной таможенной службой (ФТС России) в целях эффективной реализации возложенных на нее функций и задач в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) [3]. На современном этапе ФТС России выполняет следующие основные функции и задачи [4]:

- обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ;

- обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу;

- применяет средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

- осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

- ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

- содействует осуществлению мер по защите государственной безопасности и общественного порядка;

- обеспечивает выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, участвует в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело, осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела, и др.

Следует отметить, что указанные функции ФТС России в той или иной форме, в том или ином объеме выполнялись таможней Российского государства еще с момента зарождения торгово-экономических отношений. Именно зарождение тамо-женно-пошлинных отношений на Руси (У1-УШ вв.) и необходимость контроля их реализации стали основными предпосылками формирования таможенной политики.

Закономерно, что формирование и реализация таможенной политики тесно связаны с политикой государства в области социально-экономических, административных и правовых отношений на макроуровне (внешнем) и микроуровне (внутреннем).

Место государственной таможенной политики в иерархии других направлений государственной политики представлено на рис. 1.

Внутренняя политика являет собой систему основных принципов, направлений и форм деятельности государства, его институтов, органов и организаций, обеспечивающих сохранение (выживаемость), функционирование и совершенствование сложившегося социально-политического и экономического порядка, строя внутри страны [5]. Система ценностей и целей экономического развития, государственных мер, направленных на решение социально-экономических задач в интересах государства, личности и общества в целом, составляет суть государственной социально-экономической политики.

Рис. 1. Государственная таможенная политика в иерархии других направлений государственной политики

Внешняя политика определяет принципы, направления и формы деятельности государства на международном уровне, регулирующие отношения с другими субъектами внешнеполитической и экономической деятельности на основе международных конвенций, соглашений и компромиссов [6]. В контексте таможенной деятельности в рамках внешней политики выделим внешнеэкономическую политику, которая определяет принципы, направления и формы внешнеторговой, инвестиционной и иной деятельности государства на международном уровне, включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность) [4]. Внешнеторговая политика рассматривается как политика по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Таможенная политика является составной частью как внутренней, так и внешней политики государства (см. рис. 1), которые формируют административное, правовое и экономическое пространство для ее разработки и реализации. Ее содержание определяется многими составляющими, привносимыми в нее из других политик: внешнеэкономической, внешнеторговой, социально-экономической и международной политики, которая формируется Всемирной таможенной организацией (ВТамО), Всемирной торговой организацией (ВТО), ООН и другими международными организациями. Она находится в тесной связи с ними и в отношении прямого или косвенного подчинения им. Эта подчиненность обусловлена также тем, что на ее формирование и реализацию оказывает влияние множество факторов, источником которых являются не только составляющие направлений государственной политики, но и государственные, общественные, деловые структуры как внутри страны (государственные институты ВЭД, в том числе участники ВЭД), так и на международном уровне (ООН, ВТамО, ВТО, МВФ, ЮНКТАД) [7].

Обосновать факторы, инструменты и механизмы (как услуги, государственные услуги), влияющие на формирование и реализацию государственной таможенной политики, можно двумя путями:

первый - исследовать проблематику «снизу вверх» - от инструментов реализации таможенного регулирования ВЭД до формирования содержания таможенной политики;

второй - установить причинно-следственные связи таможенной политики и инструментов ее реализации «сверху вниз» - от потребностей развития торгово-экономических отношений до необходимости практической реализации поставленных в таможенной политике целей государственного таможенного регулирования внешней торговли как инструмента предоставления государственных услуг.

Проблематику таможенной политики «снизу вверх» целесообразно исследовать, исходя из назначения, роли и функций таможенных органов, поскольку: а) таможенные органы являются социально-экономическим и регулятивным институтом государства, осуществляющим контроль за трансграничными потоками товаров, транспортных средств и физических лиц, а также правовое взаимодействие национальной экономики с мировым хозяйством, мировым рынком; б) таможенные органы являются частью глобальной и государственной инфраструктуры, глобальным элементом международной координации и межрегионального регулирования, а также равноправным элементом международных экономических институтов [8].

Из этих определений следует, что основными функциями таможенных органов являются:

- регулирование ввоза-вывоза товаров, право применения законов в этой области;

- содействие формированию оптимальных условий взаимосвязи и взаимодействия национальной экономики с мировым хозяйством;

- защита национальных экономических интересов, основных отраслей производства;

- защита потребителей товаров;

- проведение внешнеторговой политики, нацеленной на укрепление позиции российских экспортеров.

Нетрудно заметить, что таможенные органы несут основную нагрузку по государственному регулированию ВЭД средствами и методами (инструментами) таможенного контроля. Таможенный контроль - ключевой элемент механизма регулирования ВЭД, важнейший структурный элемент национальной бюджетно-финансовой системы (контроль правильности уплаты таможенных платежей, налогов, сроков их поступления в государственный бюджет), инструмент реализации внешнеэкономической стратегии и защиты национальных экономических интересов (контроль соблюдения запретов и ограничений, валютный и экспортный контроль) [9].

Помимо экономической (фискальной) таможенные органы осуществляют правоохранительную, оперативно-технологическую (контрольно-проверочную) деятельность. В соответствии с политикой государства в этой сфере формируется пространство для такой деятельности таможенных органов, в котором определена структура правил всех видов деятельности таможенных органов и коммуникации,

н. г. липатова

обеспечивающие их реализацию. Такая структура правил деятельности таможенных органов и система приоритетов государственной политики в области таможенного дела составляют суть и содержание таможенной политики. В качестве приоритетов таможенной политики выделяются направления, которым необходимы поддержка и стимулирование на основе социальных и экономических критериев. Такие критерии, как правило, связываются с макроэкономическими показателями развития государства.

Проведенное исследование механизмов государственного регулирования ВЭД «снизу вверх» показало, что таможенный контроль как система мер, осуществляемых таможенными органами для обеспечения соблюдения законодательства в области таможенного регулирования, является ключевым инструментом реализации государственной таможенной политики и его правомерно рассматривать в качестве механизма оказания государственных услуг в сфере таможенного дела. Отметим при этом, что сфера таможенного дела объединяет (рис. 2):

- таможенную политику как систему принципов торгово-экономических отношений, норм и направлений деятельности органов государственной власти, уполномоченных в области таможенного дела;

- совокупность механизмов и правовых норм таможенного регулирования как систему правовой регламентации таможенной политики в области торгово-экономических отношений;

- структуру и инфраструктуру таможенных органов как иерархическую систему;

- деятельность таможенных органов по реализации мер таможенного регулирования ВЭД как систему таможенного контроля товаров и транспортных средств при их перемещении через таможенную границу.

Подтвердим нашу рабочую гипотезу путем установления причинно-следственных связей «сверху вниз»: от потребностей государства в развитии торгово-экономических отношений до необходимости практической реализации таких потребностей (см. рис. 2).

Ключевым понятием при установлении таких причинно-следственных связей является «таможенное дело», элементы которого были рассмотрены выше. Таможенное дело, как и таможенная политика, берет свое начало в глубине веков, от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена, простейших форм налогообложения. Таможенное дело и таможенная политика в России сложились как важнейшие сферы экономической политики государства, как инструмент регулирования внешней торговли и защиты национальных интересов. Поэтому они, в первую очередь, находятся в области интересов:

а) государства - обеспечивать территориальную целостность, суверенность, внешнюю безопасность, устойчивость экономического развития, принципы социального гуманизма;

б) общества - гарантировать гуманизм, нравственность, устойчивость развития, внутреннюю безопасность, сочетание социального гуманизма государства и интересов личности;

в) личности - иметь возможность жить на достойном уровне (качественно питаться, лечиться, иметь хорошее жилье, быть в безопасности, иметь психологический комфорт, доступ к образованию, культуре, творчеству, информации, иметь права и свободу на их реализацию).

Рис. 2. Причинно-следственные связи формирования и реализации таможенной политики и таможенного контроля

Одно из основных направлений, обеспечивающих реализацию указанных интересов государства, общества и личности, - развитие мирохозяйственных связей и международных торгово-экономических отношений. Потребность в государственном регулировании связей и отношений в области перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу вызывает необходимость формирования эффективной государственной таможенной политики (см. рис. 2). Эффективность государственной таможенной политики рассматривается как характеристика влияния мер (тарифных и нетарифных) регулирования ВЭД и приоритетов таможенной политики на макроэкономические показатели развития

государства и качество жизни населения. Среди таких макроэкономических показателей, функционально зависящих от таможенной деятельности, следует выделить:

- доход бюджета от внешней торговли;

- темпы экономического роста страны и динамику развития национального производства;

- объемы и темпы накопления основного капитала и его структуру;

- удельный вес в экспорте продукции конечного потребления и высоких технологий;

- состояние платежного баланса и дефицит бюджета;

- динамику (индексы) цен на потребительские товары и услуги;

- сводный индекс конкурентоспособности страны;

- социально-экономические показатели населения (благополучие общества, денежные доходы населения, занятость населения и уровень безработицы, средняя продолжительность жизни населения, физическое и моральное здоровье населения и др.);

- показатели национальной безопасности государства (политической, экономической, экологической, продовольственной и др.);

- соотношение между экспортом топливно-сырьевых ресурсов и товаров с высокой степенью переработки и др.

Реализация таможенной политики предполагает целенаправленную и скоординированную деятельность органов законодательной и исполнительной власти, а также институтов общества по достижению целей государственного регулирования ВЭД - обеспечение национальных интересов государства, общества и отдельных граждан (лиц). Условиями реализации таможенной политики являются необходимые ресурсы, организационные структуры и механизмы, правила и процедуры их реализации.

Такими функциями и ресурсами по реализации таможенной политики наделена ФТС России (см. рис. 2). На таможенные органы РФ возложена сложная государственная задача контроля соблюдения порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, установленных правом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), законодательством РФ в области таможенного дела, а также международными договорами и соглашениями. Эта задача выполняется в рамках таможенного контроля, который для реализации государственной таможенной политики является ее инструментом, а для государства по своему функциональному назначению - механизмом оказания государственных услуг в сфере таможенного дела.

Таким образом, проведенные исследования показали, что таможенный контроль в системе государственной таможенной политики составляет основу, на которой выстраиваются все правоотношения, возникающие в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу при внешнеторговых поставках. В этом процессе ключевая роль государственного экономического регулятора принадлежит таможенному контролю. Этим подтверждается справедливость гипотезы о том, что таможенный контроль как инструмент реализации государственной таможенной политики являет собой механизм оказания государственных услуг в сфере таможенного дела и, в частности, в сфере реализации государственной таможенной политики. Такое подтверждение дает

возможность существенно расширить область исследований, в том числе диссертационных, по научной специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» в области сферы услуг.

Для исследовательской проблематики важно подчеркнуть, что в настоящее время сфера таможенного контроля развивается и совершенствуется на едином пространстве государств - членов ЕАЭС. Таможенный контроль базируется на нормах и регламентах, закрепленных в таможенном законодательстве ЕАЭС, в национальных законодательствах государств - членов ЕАЭС, а также в международных договорах и соглашениях. Такие нормы и регламенты, как правило, слабо связаны с существующими внутренними и внешними реальными условиями функционирования таможенных органов, практикой развития таможенной политики в рамках международного сообщества (ЕАЭС) или отдельных интеграционных объединений.

Проблематика развития и повышения эффективности таможенного контроля с учетом внешних и внутренних факторов всегда актуальна и практически значима. Ее исследование целесообразно проводить в сфере государственных услуг. При этом предметом исследования могут быть следующие направления: ресурсный потенциал государственных услуг в сфере таможенного дела и эффективность его использования; механизмы повышения эффективности и качества государственных услуг в сфере таможенного дела; организационно-экономические механизмы обеспечения инновационного развития сферы таможенного дела и др.

Использованные источники

1. Регулирование внешней торговли Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС: учебное пособие / под общ. ред. С. Ю. Глазьева и Т. А. Мансурова. М.: Проспект, 2011. 416 с.

2. Липатова Н. Г. Экономическая сущность таможенного контроля в системе государственного контроля // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом: научно-экономический журнал. 2014. № 6. С. 52-55.

3. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 15.04.2014) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (ред. от 01.07.2016) «О Федеральной таможенной службе» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Липатова Н. Г., Анисимов Е. Г., Черныш А. Я., Карпов А. Н. Понятия и определения в области исследования проблем таможенного дела: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010. 92 с.

6. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Межведомственное информационное взаимодействие для обеспечения выполнения контрольных функций таможенными органами: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 218 с.

8. Липатова Н. Г. Имитационное моделирование процессов таможенного контроля: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. 164 с.

9. Попова Л. А., Липатова Н. Г. Организационные и методические основы применения экономических инструментов таможенной проверки (контроля) участников внешнеэкономической деятельности: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 228 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.