Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА'

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
651
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / СОКРАЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О ВЫПУСКЕ ТОВАРОВ / CUSTOMS CONTROL AFTER RELEASE OF GOODS / PUBLIC SERVICES / CUSTOMS SERVICES / TIME REDUCTION / PROVIDING INFORMATION ABOUT THE RELEASE OF GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков Сергей Владимирович

В статье рассмотрены основные виды государственных услуг, предоставляемых таможенными органами. Результаты анализа современного состояния оказания таможенных услуг позволили выявить нерегламентированные услуги, связанные с предоставлением сведений участникам внешнеэкономической деятельности подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров. Предложена структурная модель оказания государственной услуги в области таможенного дела по предоставлению сведений после выпуска товаров, которая может быть использована при разработке административного регламента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS CONTROL AFTER RELEASE OF GOODS AS A TOOL FOR IMPLEMENTING PUBLIC SERVICES IN THE SPHERE OF CUSTOMS BUSINESS

The main types of public services provided by the customs authorities are considered in the article. The results of the analysis of the current state of customs services allowed to identify unregulated services related to the provision of information to participants of foreign economic activity by units of customs control after release of goods. A structural model of public services in the field of customs to provide information after the release of goods, which can be used in developing administrative regulations is proposed by the author.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА»

ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ FIRST STEPS IN SCIENCE

С. В. Новиков

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

В статье рассмотрены основные виды государственных услуг, предоставляемых таможенными органами. Результаты анализа современного состояния оказания таможенных услуг позволили выявить не-регламентированные услуги, связанные с предоставлением сведений участникам внешнеэкономической деятельности подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров. Предложена структурная модель оказания государственной услуги в области таможенного дела по предоставлению сведений после выпуска товаров, которая может быть использована при разработке административного регламента.

Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров; государственные услуги; таможенные услуги; сокращение времени; предоставление сведений о выпуске товаров.

S. V. Novikov

CUSTOMS CONTROL AFTER RELEASE OF GOODS AS A TOOL FOR IMPLEMENTING PUBLIC SERVICES IN THE SPHERE OF CUSTOMS BUSINESS

The main types of public services provided by the customs authorities are considered in the article. The results of the analysis of the current state of customs services allowed to identify unregulated services related to the provision of information to participants of foreign economic activity by units of customs control after release of goods. A structural model of public services in the field of customs to provide information after the release of goods, which can be used in developing administrative regulations is proposed by the author.

Keywords: customs control after release of goods; public services; customs services; time reduction; providing information about the release of goods.

Одной из стратегических целей таможенной службы Российской Федерации (РФ) является качественное предоставление государственных услуг в области таможенного дела участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Совершенствование системы предоставления государственных услуг направлено на их расширение, повышение качества одновременно при их простоте, оперативности и надежности. Ряд стратегических и нормативных документов указывает на развитие сферы государственных услуг. Так, например, «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [1] определяет совершенствование системы государственных услуг как одно из направлений развития, которое соответствует стратегической цели и приоритетам таможенной политики. В «Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» [2] определены цели развития системы предоставления государственных услуг

в области таможенного дела, а также мониторинговые показатели, используемые для оценки указанных целей. Для успешного достижения целей по повышению качества предоставления таможенных услуг в области таможенного дела необходимы дальнейшее исследование теоретических положений и практических аспектов, а также разработка инструментов повышения качества таможенных услуг.

Анализ научных и нормативных правовых источников позволил установить, что в настоящее время не существует единого теоретико-методологического подхода к определению сущности понятия «таможенная услуга». Таможенные услуги рассматриваются различными исследователями с позиций деятельности, продукта, труда, действия, а также результата. Наиболее точное определение сущности понятия «таможенная услуга», на наш взгляд, представлено в работах Ю. Е. Гупа-новой, поэтому мы принимаем его как основополагающее. Под таможенной услугой понимается результат деятельности таможенных органов, имеющий целью реализацию государственных функций и удовлетворение потребностей участников ВЭД [3, с. 21].

В настоящее время таможенными органами предоставляется 12 видов государственных услуг (11 из которых - в электронном виде). При этом в стратегических документах установлены целевые показатели и индикаторы системы государственных услуг, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1

Целевые показатели и индикаторы системы государственных услуг

Стратегические документы Целевые показатели и индикаторы

«Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [1] Целевые индикаторы: 1. Доля участников ВЭД, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами, в общем количестве опрошенных (с 30% в 2012 г. до 70% к 2020 г.).

2. Доля государственных услуг, предоставляемых Федеральной таможенной службой в электронном виде в соответствии с административными регламентами, по которым обеспечена возможность их получения в электронном виде, в общем объеме государственных услуг, предоставляемых Федеральной таможенной службой (с 1% в 2012 г. до 100% к 2014 г.)

«Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года» [2] Целевые показатели: 1. Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственной услуги по информированию и консультированию (не менее 80% в 2018 г. до более 95% в 2020 г.)

2. Доля участников ВЭД, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами, в общем количестве участников ВЭД, пользующихся государственными услугами (с 65% в 2017 г. до 80% в 2020 г.)

3. Доля ошибок от общего объема обработанных межведомственных запросов, характеризующих качество функционирования информационных систем ЕАИС таможенных органов, используемых при предоставлении государственных услуг и осуществлении государственных функций в электронном виде (не более 1% до 2020 г.)

Анализ целевых показателей и индикаторов, представленных в табл. 1, позволил установить, что главным критерием оценки является уровень удовлетворенности участников ВЭД, граждан и организаций результатами взаимодействия с таможенными органами при получении государственных услуг в области

таможенного дела. При этом, по результатам проведенного в 2017 г. ведомственного социологического опроса, доля участников ВЭД, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами, в общем количестве участников ВЭД уже составила 83% [4].

Также следует обратить внимание на то, что для каждой государственной услуги разработан административный регламент, который определяет сроки и последовательность административных процедур Федеральной таможенной службы (ФТС России) и таможен, а также порядок взаимодействия ФТС России, ее структурных подразделений, региональных таможенных управлений (РТУ), таможен при предоставлении услуг в области таможенного дела. В табл. 2 представлены сведения о количестве предоставленных государственных услуг в сфере таможенного дела.

Таблица 2

Сведения о количестве предоставленных государственных услуг в сфере таможенного дела*

№ п/п Государственные услуги в сфере таможенного дела 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Предоставляемые гражданам и юридическим лицам

1 Информирование об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства РФ о таможенном деле и об иных правовых актах РФ в области таможенного дела 16 831 425 54

2 Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов - 15 755 14 584

3 Принятие предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 1 369 1 501 1 112

4 Принятие предварительных решений о стране происхождения товара - - -

5 Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности 896 584 733

Предоставляемые только гражданам

6 Выдача и отзывы квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям** 3 504 4 176 1 757

Предоставляемые только юридическим лицам

7 Ведение реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов 193 62 48

8 Ведение реестра таможенных представителей 264 271 382

9 Ведение реестра уполномоченных экономических операторов 584 220 282

10 Ведение реестра владельцев таможенных складов 86 102 115

11 Ведение реестра владельцев складов временного хранения 555 674 697

12 Ведение реестра таможенных перевозчиков 112 61 57

13 Ведение реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли 137 93 122

* Составлено автором на основании источника [4].

** Приказом ФТС России от 21.11.2018 № 1879 административный регламент по предоставлению государственной услуги выдачи и отзыва квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям, утвержденный приказом ФТС России от 08.11.2011 № 2263, признан утратившим силу с 19.01.2019, государственная услуга не предоставляется.

Данные, представленные в табл. 2, свидетельствуют о повышении спроса на такие услуги, как ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (в 2018 г. показатель возрос на 149 единиц по сравнению с 2017 г.), ведение реестра таможенных представителей (возрастание на 111 единиц). Показатели услуги ведения реестров владельцев магазинов беспошлинной торговли также повышаются. Из приведенных сведений также прослеживается тенденция к снижению спроса на услуги, связанные с информированием об актах таможенного законодательства, а также с выдачей и отзывом квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям.

По каждой услуге, включенной в перечень, разработан административный регламент, определяющий показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги, категории физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, а также иные сведения, определенные в административном регламенте [5, с. 31]. При этом не все государственные услуги в сфере таможенного дела являются регламентированными. Деление таможенных услуг на регламентированные и нерегламентированные характерно для научных исследований [6; 7], посвященных проблемам повышения качества государственных услуг в области таможенного дела. Например, деятельность таможенных органов по сокращению времени совершения таможенных операций является нерегламентированной и направлена на удовлетворение потребностей участников ВЭД.

Кроме того, Всемирная таможенная организация (ВТамО) разрабатывает различные инструменты, предназначенные для повышения эффективности торговли (например, «Руководство для исследования времени выпуска товаров»), а также способствует содействию их использования [8, с. 77]. Основным инструментом реализации указанной деятельности является проверка соблюдения таможенного законодательства после выпуска товаров, что соответствует стратегическим документам ВТамО [9; 10]. В этом контексте особую актуальность приобретает рассмотрение таможенного контроля после выпуска товаров как инструмента реализации государственных услуг в сфере таможенного дела.

Исследование содержания деятельности таможенных органов по предоставлению ими государственных услуг позволяет утверждать, что реализация функции не исключает предоставление услуги, так как таможенная услуга - это услуга, обладающая своими особенностями и имеющая двойственный характер [3, с. 16]. С одной стороны, в соответствии со ст. 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза [11] проведение таможенного контроля после выпуска товаров связано с реализацией возложенных на таможенные органы функций. С другой стороны, несмотря на то, что «таможенный контроль после выпуска товаров» проводится после выпуска товаров (т. е. услуга в виде выпуска товаров уже была предоставлена), он используется как инструмент, который способствует сокращению времени совершения таможенных операций на этапе текущего таможенного контроля, тем самым удовлетворяя потребности участников ВЭД. Так, реализация функции по проведению таможенного контроля после выпуска товаров имеет результатом предоставленную услугу.

Актуальным вопросом является определение потребителя данной услуги. Анализ научных и нормативных правовых источников позволил установить, что государство не может рассматриваться в качестве прямого потребителя услуги. При

этом для государства таможенный контроль после выпуска товаров направлен на обеспечение экономической безопасности. Как инструмент обеспечения экономической безопасности таможенный контроль после выпуска товаров способствует:

- снижению уровня рисков экономической безопасности, противодействия теневой экономике, криминализации и коррупции при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу;

- выявлению, предупреждению и пресечению нарушений таможенного законодательства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и законодательства РФ о таможенном деле;

- предотвращению увеличения задолженности по уплате таможенных доходов, а также выработке рекомендаций по повышению уровня администрируемых таможенных доходов.

Кроме государства потребителем таможенной услуги по проведению таможенного контроля после выпуска является участник ВЭД, который оценивает качество предоставленной услуги. Удовлетворение участников ВЭД при предоставлении данной услуги обусловлено следующими факторами.

Во-первых, проведение таможенного контроля после выпуска товаров способствует увеличению скорости прохождения таможенных операций при перемещении товаров и транспортных средств участников ВЭД через таможенную границу ЕАЭС. Исследования показывают, что при сокращении предельного времени совершения таможенными органами операций происходит увеличение задолженности по уплате таможенных доходов, образовавшейся по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров, что показано на рис. 1.

6 000

5 000

О 4 000 ч

Л 3 000 2 000 1 000

48

5 073

48

4 370

5,03

4 090

1,73

3 260

1,61

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

60 50 40 30 20 1,51 10 0

0

| | Задолженность по уплате таможенных доходов, образовавшаяся по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров, млрд руб.

- Предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под

таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, ч

----- Предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную

процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, ч

Рис. 1. Соотношение задолженности по уплате таможенных платежей после выпуска

товаров и предельного времени прохождения таможенных операций за 2012-2017 гг.

Результаты проведенного анализа показали, что при снижении предельного времени прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с 2012 г. по 2017 г. на 46 ч задолженность соответственно за этот период по уплате таможенных доходов, образовавшаяся по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров, выросла на 720 млн руб., т. е. снижение времени совершения таможенных операций на 1 ч привело к росту задолженности на 15,6 млн руб.

Во-вторых, использование в зарубежных странах таможенного контроля после выпуска товаров (таможенного аудита) удовлетворяет потребности участников ВЭД не только за счет сокращения времени совершения таможенных операций на этапе текущего таможенного контроля, но и использования других упрощений:

- категорирования участников ВЭД после проведения таможенного аудита, в том числе определения участников ВЭД, деятельность которых отнесена к низкой степени риска нарушения таможенного законодательства;

- освобождения от обеспечения уплаты таможенных платежей после проведения таможенного аудита, которое в России предусмотрено гл. 10 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ № 289) [12];

- автоматической регистрации и автоматического выпуска деклараций на товары, а также включения в реестр уполномоченных экономических операторов и периодического подтверждения статуса после проведения таможенного аудита.

В-третьих, подразделениями таможенного контроля проводятся мероприятия, направленные на снижение административной нагрузки участников ВЭД:

- уменьшение количества плановых проверок и их замена на иные формы и меры таможенного контроля при одновременном повышении их эффективности;

- закрепление в ФЗ № 289 сокращения сроков проведения камеральной таможенной проверки;

- проведение камеральной таможенной проверки на основе электронного документооборота с использованием сервиса «Личный кабинет участника ВЭД»;

- осуществление таможенного контроля с использованием методов аудита (создание института таможенного аудита).

В-четвертых, подразделения таможенного контроля после выпуска товаров предоставляют лицам, осуществляющим ВЭД, связанную с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС информацию о выпуске товаров. Предоставление данных сведений предусмотрено ст. 305 ФЗ № 289.

Однако таможенные органы предоставляют только сведения о наименовании товаров, статусе товаров в части их выпуска, производителях (при наличии сведений о них), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах товара, а также о соответствии сведений о количестве товара в килограммах. При этом обращение заявителя должно содержать сведения о регистрационном номере декларации на товары и наименовании страны происхождения товара, указанные в декларации на товары, о количестве товара в килограммах (вес брутто и (или) вес нетто) и (или) в других единицах измерения, а также о порядковом номере товара в декларации на товары.

В пункте 16 ст. 305 ФЗ № 289 указано, что «предоставление информации о выпуске товаров устанавливается административным регламентом, который

утверждается федеральным органом исполнительной власти». При этом в настоящее время данный административный регламент не разработан, также не предусмотрен порядок предоставления указанной государственной услуги. По нашему мнению, порядок оказания государственной услуги по предоставлению сведений о выпуске товаров должен содержать последовательность административных процедур, которая представлена на рис. 2.

Составлено автором на основании источников [13; 14; 15].

Рис. 2. Структурная модель оказания государственной услуги в области таможенного дела по предоставлению сведений о выпуске товаров

Таким образом, комплексный анализ исследования таможенного контроля после выпуска товаров как инструмента реализации государственных услуг в сфере таможенного дела позволил выявить нерегламентированные услуги, связанные с предоставлением сведений участникам ВЭД после выпуска товаров. Разработанная структурная модель оказания государственной услуги в области таможенного дела по предоставлению сведений после выпуска товаров может быть использована при подготовке соответствующего административного регламента, а также при проведении научных исследований в области повышения качества государственных услуг в сфере таможенного дела.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использованные источники 1. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 10.02.2018) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года „О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года"» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Гупанова Ю. Е. Методология управления качеством таможенных услуг: монография. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 152 с.

4. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru.

5. Механизм управления государственными функциями и услугами в таможенных органах: монография / С. Л. Блау, Ю. В. Малевич, А. Е. Суглобов [и др.]; под ред. С. Л. Блау. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. 160 с.

6. Немирова Г. И., Виниченко А. А. Механизм повышения качества государственных услуг в области таможенного дела в условиях цифровой трансформации. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 130 с.

7. Бойкова М. В. Зарубежный опыт таможенного администрирования: монография / под общ. ред. В. В. Макрусева. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 130 с.

8. Кадыркулов М. А., Мозер С. В., Липатова Н. Г. Всемирная таможенная организация как современный институт совершенствования таможенного администрирования и упрощения процедур торговли: монография. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 172 с.

9. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973, в ред. Протокола от 26.06.1999) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

10. WCO Risk Management Compendium / Компендиум Всемирной таможенной организации по управлению рисками.

11. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

12. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

13. Макрусев В. В. Основы системного анализа: учебник. СПб.: Троицкий мост, 2017. 248 с.

14. Макрусев В. В. Маркетинг таможенных услуг: учебник. М.: Проспект, 2017. 384 с.

15. Липатова Н. Г. Таможенный контроль как механизм оказания государственных услуг в сфере таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4. С. 85-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.