Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ПОДХОДА К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ПОДХОДА К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА / КАЧЕСТВО ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ / ЕДИНЫЙ ПОДХОД К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ / ПРИЗНАКИ ТАМОЖЕННОЙ УСЛУГИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / CUSTOMS SERVICE / QUALITY OF CUSTOMS SERVICES / UNIFIED APPROACH TO THE PROVISION OF CUSTOMS SERVICES / CONCEPTUAL PROVISIONS / CLASSIFICATION OF CUSTOMS SERVICES / THE EURASIAN ECO-NOMIC UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чечулин Юрий Олегович

В статье на основе анализа подходов к предоставлению таможенных услуг в государствах - членах Евразийского экономического союза выявлена необходимость в разработке единого подхода к предоставлению таможенных услуг. Предложены концептуальные положения такого подхода, в частности, уточнены и дополнены признаки понятия таможенной услуги, сформулирована дефиниция термина «таможенная услуга», раскрыто содержание понятия «качество таможенных услуг», разработана единая классификация таможенных услуг, определены положения административных регламентов на предоставление таможенных услуг, подлежащие первоочередной унификации в Евразийском экономическом союзе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чечулин Юрий Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A UNIFIED APPROACH TO THE PROVISION OF CUSTOMS SERVICES IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

On the basis of the analysis of different approaches to providing customs services in the member-states of the Eurasian Economic Union, the author identifies the need for developing a unified approach to the provision of customs services. Conceptual provisions of such approach are proposed, in particular, features of the concept of a customs service are clarified and supplemented, the definition of the term “a customs service” is formulated, the contents of the term “quality of customs services” is revealed, a unified classification of customs services is worked out, the provisions of administrative regulations for the provision of customs services subject to priority unification in the Eurasian Economic Union are defined in the article.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ПОДХОДА К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ»

ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ FIRST STEPS IN SCIENCE

Ю. О. Чечулин

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ПОДХОДА К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

В статье на основе анализа подходов к предоставлению таможенных услуг в государствах - членах Евразийского экономического союза выявлена необходимость в разработке единого подхода к предоставлению таможенных услуг. Предложены концептуальные положения такого подхода, в частности, уточнены и дополнены признаки понятия таможенной услуги, сформулирована дефиниция термина «таможенная услуга», раскрыто содержание понятия «качество таможенных услуг», разработана единая классификация таможенных услуг, определены положения административных регламентов на предоставление таможенных услуг, подлежащие первоочередной унификации в Евразийском экономическом союзе.

Ключевые слова: таможенная услуга; качество таможенных услуг; единый подход к предоставлению таможенных услуг; концептуальные положения; признаки таможенной услуги; классификация таможенных услуг; Евразийский экономический союз.

On the basis of the analysis of different approaches to providing customs services in the member-states of the Eurasian Economic Union, the author identifies the need for developing a unified approach to the provision of customs services. Conceptual provisions of such approach are proposed, in particular, features of the concept of a customs service are clarified and supplemented, the definition of the term "a customs service" is formulated, the contents of the term "quality of customs services" is revealed, a unified classification of customs services is worked out, the provisions of administrative regulations for the provision of customs services subject to priority unification in the Eurasian Economic Union are defined in the article.

Keywords: customs service; quality of customs services; unified approach to the provision of customs services; conceptual provisions; classification of customs services; the Eurasian Economic Union.

Важным фактором, способствующим созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в сфере внешней торговли, является качество таможенных услуг. Качество предоставляемых таможенных услуг напрямую влияет на временные и финансовые издержки участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а также темпы роста внешнеторгового оборота. Необходимость повышения качества таможенных услуг обозначена в ряде стратегических и нормативных документов. Так, например, согласно «Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» [1] развитие системы

Yu. O. Chechulin

FORMATION OF A UNIFIED APPROACH TO THE PROVISION OF CUSTOMS SERVICES IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

предоставления государственных услуг является одним из основных направлений совершенствования таможенной деятельности.

После вступления в силу «Договора о Евразийском экономическом союзе» [2] участники ВЭД и другие субъекты таможенных правоотношений столкнулись с различиями в подходах к предоставлению таможенных услуг в странах - участницах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Наиболее близкий подход к таможенным услугам существует в России и Казахстане. Однако существуют и различия, например: декларирование и выпуск товаров в России представлены как государственные функции (в 2016 г. был разработан проект административного регламента Федеральной таможенной службы (ФТС России) по исполнению государственной функции при декларировании и выпуске товаров), а в Казахстане существует «Стандарт государственной услуги „Таможенная очистка товаров"».

Между Россией и Белоруссией основное отличие в подходах заключается в том, что в Белоруссии используется понятие «административная процедура», а в России - «таможенная услуга». Данное обстоятельство не способствует выработке единого понимания у участников ВЭД при обращении в таможенные органы России и Белоруссии, несмотря на то, что по своему содержанию данные понятия схожи.

В Киргизии и Армении с точки зрения законодательного закрепления и использования понятия «таможенная услуга» в наименьшей степени реализован сервисный подход, который определяется как рассмотрение деятельности таможенных органов в виде совокупности таможенных процессов, результатами которых являются таможенные государственные услуги, служащие удовлетворению потребностей заинтересованных сторон [3, с. 210].

Существующие различия в подходах к предоставлению таможенных услуг в ЕАЭС не позволяют создать одинаково комфортные условия для ведения предпринимательской деятельности в сфере внешней торговли. В связи с этим возникает объективная потребность в разработке единого подхода к предоставлению услуг. Для разработки такого подхода необходимо, в первую очередь, определить его концептуальные положения, т. е. базовые (основные) положения, непротиворечивые формулировки содержания понятий, которые будут закладываться в основу единого подхода.

Единый подход к предоставлению таможенных услуг в ЕАЭС, на наш взгляд, должен основываться на следующих концептуальных положениях (рис. 1).

Реализация предлагаемых положений (см. рис. 1) на практике требует более детального раскрытия сущности понятия «единый подход» к предоставлению таможенных услуг в ЕАЭС.

На начальном этапе реализации единого подхода к предоставлению таможенных услуг определяются единые признаки понятия «таможенная услуга», дается формулировка дефиниции термина «таможенная услуга» и как производное - категории «качество таможенной услуги». В настоящее время учеными предложен ряд признаков понятия «таможенная услуга», которые, по нашему мнению, подлежат уточнению. Признаки таможенных услуг:

1. Отнесение таможенной услуги к категории государственных услуг. Данный признак представляется актуальным и предполагает необходимость разделения таможенных услуг, предоставляемых государством посредством таможенных

органов, и услуг, предоставляемых негосударственными структурами в сфере таможенного дела. Государственные таможенные услуги могут предоставлять только таможенные органы. К услугам, предоставляемым в сфере таможенного дела, относят услуги таможенного представителя, владельца склада временного хранения (владельцы СВХ), магазина беспошлинной торговли (владельцы МБТ) и т. д.

Рис. 1. Концептуальные положения единого подхода к предоставлению таможенных услуг в ЕАЭС

2. Обязательность предоставления таможенной услуги. Данный признак означает, что при соблюдении условий предоставления таможенной услуги таможенные органы обязаны предоставить таможенную услугу.

3. Получение определенных благ для потребителя данных услуг (наличие социального эффекта от деятельности таможенных органов). Данный признак подразумевает получение определенного блага для потребителя. Каждая таможенная услуга имеет конечный результат - то, что составляло интерес заявителя при обращении в таможенный орган. Этот результат может выражаться в получении документа (квалификационный аттестат специалиста по таможенным операциям, предварительное решение о классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) и др.), получении информации, например, о принятом решении по выпуску товаров или при предоставлении государственной таможенной услуги по информированию (консультированию) и т. д.

4. Безвозмездная основа предоставления таможенных услуг. В настоящее время данный признак является частично обоснованным. Любая услуга предполагает затраты поставщика услуги, поэтому таможенные органы вправе устанавливать плату за предоставление таможенных услуг. Так, например, в России

Федеральный закон от 22.10.2014 № 312-Ф3 [4] подтверждает возможность взимания платы за таможенную услугу, утверждая государственную пошлину за услугу по принятию предварительного решения по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС в размере 5 000 руб. на каждое наименование товара (включая марку, модель, артикул и модификацию). Однако существует проблема определения обоснованного размера платы за таможенную услугу. Так, например, подав декларацию на товары в таможенный орган, участник ВЭД сталкивается с расходами на оплату услуг таможенных органов по выпуску товара - декларант уплачивает сборы за таможенные операции, связанные с выпуском.

Согласно ст. 47 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза размер таможенных сборов не должен превышать примерной стоимости затрат таможенных органов на совершение действий, в связи с которыми установлены таможенные сборы. При этом в России ставки сборов за таможенные операции, связанные с выпуском товаров, установлены в зависимости от таможенной стоимости перевозимых товаров [5]. В связи с этим возникает вопрос: как таможенная стоимость товаров влияет на издержки таможенных органов по выпуску товаров? Ставки за таможенные операции по выпуску товаров с точки зрения логики рациональнее варьировать по сложности товара, по затратам ресурсов на таможенные операции (например, использовать такие критерии: количество разноименных товаров в одной оформляемой товарной партии, заявленная процедура и т. д.). При установлении размера платы на регламентированные таможенные услуги (например, на услугу по предварительной классификации товара) необходимо также учитывать, по нашему мнению, спрос и цену спроса на таможенную услугу, т. е. совокупность затрат, интеллектуальных усилий, физических сил и денежных средств потребителя, которые он готов понести в целях получения таможенной услуги.

5. Отсутствие условий конкуренции поставщиков услуг. Негосударственные структуры не имеют юридического права предоставлять таможенные услуги: они не могут осуществлять выпуск товаров, не могут принимать юридически значимые решения по предварительной классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС и т. д. В связи с этим следует разделять таможенные услуги, предоставляемые государством, и частные услуги, предоставляемые в околотаможенной сфере.

Признаки таможенных услуг подлежат дальнейшей разработке. Анализ нормативных правовых актов в сфере предоставления услуг, в частности Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [6], показал, что к признакам таможенных услуг следует дополнительно отнести следующие:

I. Адресность таможенной услуги, которая заключается в наличии определенных субъектов, заинтересованных в получении полезного результата таможенной услуги. При этом анализ действующих административных регламентов (стандартов) ряда стран ЕАЭС на предоставление таможенных услуг показал, что получателями таможенных услуг могут быть следующие субъекты таможенных правоотношений:

1. Государство (общество в целом) как заказчик таможенных услуг.

2. Участники ВЭД (декларанты, заинтересованные лица).

3. Владельцы СВХ, МБТ, перевозчики и т. п.

4. Физические лица.

II. Заявительный характер со стороны получателя услуги. Данный признак сформулирован на основе общих принципов предоставления государственных и муниципальных услуг и подразумевает проявление активности со стороны получателя услуги в заявительном виде (кроме государства в целом как заказчика услуг), например: подача определенных документов, оплата сбора (пошлины), подача заявления и т. д. Данный признак позволяет, например, отличить таможенный контроль от таможенной услуги. Таможенный контроль - это, прежде всего, функция таможенных органов, которая имеет своим результатом решение о возможности выпуска товаров, но как таковой ценности для участника ВЭД таможенный контроль не представляет. В случае проведения таможенным органом таможенного контроля участник ВЭД не может от него отказаться. Однако выпуск товаров, на наш взгляд, должен иметь статус таможенной услуги, поскольку данный результат (продукт) деятельности таможенных органов, с одной стороны, является результатом реализации функции государства, а с другой - представляет собой ценность для участника ВЭД. Для государства выпуск товаров сопряжен с гарантией соблюдения таможенного законодательства, с надежностью таможенного контроля, с защитой от вывоза запрещенных к экспорту товаров, от ввоза запрещенных вредных, опасных, некачественных товаров и т. д. Для участников ВЭД - это разрешение на использование товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

III. Административно закрепленный порядок предоставления услуги. При предоставлении таможенной услуги происходит взаимодействие между поставщиком услуги (таможенным органом) и заявителем, которое носит административный характер, т. е. данное взаимодействие должно быть закреплено в законодательном порядке. Порядок предоставления и стандарт таможенной услуги должен быть закреплен в административном регламенте, при этом для каждой таможенной услуги должен быть отдельный административный регламент. Унификация же в данном случае обеспечивается единой структурой административных регламентов, отражающей набор единых требований к процедуре, результатам и качеству различных таможенных услуг.

Теоретическое обоснование единых признаков таможенной услуги в ЕАЭС позволяет перейти к следующему концептуальному положению единого подхода к предоставлению таможенных услуг в ЕАЭС - определению терминов «таможенная услуга» и «качество таможенных услуг».

Проведенный анализ существующих подходов к определению сущности понятия «таможенная услуга» [7; 8; 9 и др.] позволяет выделить следующий обобщенный подход: «таможенная услуга - результат деятельности таможенных органов, имеющий целью, в первую очередь, реализацию государственных функций, а также удовлетворение ненарушающих установленные запреты и ограничения потребностей участников ВЭД» [10]. На наш взгляд, данное определение является актуальным, но подлежит уточнению на основе вышерассмотренных признаков: «таможенная услуга - это нормативно закрепленная (государственным регламентом, стандартом или иным документом) деятельность таможенных органов, равно как и полезный результат такой деятельности, имеющий целью реализацию государственных функций и удовлетворение за определенную плату или безвозмездно ненарушающих установленные запреты и ограничения потребностей различных субъектов таможенных правоотношений» [11, с. 152]. В данном определении:

а) уточняется необходимость закрепления процедуры предоставления таможенных услуг в отдельном нормативном правовом документе (например, в административном регламенте);

б) подчеркивается, что услуга - понятие разностороннее, подразумевающее не только определенный результат, но и сам процесс, деятельность, осуществляемые для получения этого результата;

в) уточняется возможность взимания таможенными органами определенной платы за предоставленную услугу (в виде таможенных сборов, государственных пошлин и т. д.);

г) указывается на то, что получателем таможенной услуги могут быть не только участники ВЭД, но и субъекты таможенных правоотношений в целом (государство как заказчик услуг, физические лица, а также лица, осуществляющие деятельность в «околотаможенной» сфере: владельцы СВХ, владельцы МБТ и т. д.).

Исходя из вышеизложенного структуру содержания понятия «таможенная услуга» можно представить в следующем виде (рис. 2).

Рис. 2. Структура содержания понятия «таможенная услуга»

На основе анализа содержания понятия «таможенная услуга» можно предположить, что качество таможенных услуг, на наш взгляд, это общая характеристика уровня предоставляемых таможенных услуг, которая может определяться с помощью различных показателей (время предоставления услуги; удовлетворенность получателя услуги ее результатом; издержки, понесенные при получении услуги, и т. д.). Однако, оценивая уровень качества таможенных услуг, необходимо учитывать содержание различных таможенных услуг (регламентированных и нере-гламентированных), а также двойственность интересов государства и других заинтересованных сторон. В связи с этим оценка качества таможенных услуг должна основываться на следующих принципах:

1. Отдельная оценка регламентированных и нерегламентированных таможенных услуг.

2. Необходимость оценки таможенных услуг как с позиции государства (как заказчика услуг), так и с позиции непосредственных получателей услуг (участников ВЭД и т. д.).

Следующим важным аспектом единообразного применения практики предоставления таможенных услуг является формирование единого перечня таможенных услуг, предоставляемых в ЕАЭС. Первыми шагами в данном направлении было принятие Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.12.2015 № 171 «О перечне приоритетных для унификации процедур взаимодействия заинтересованных лиц с государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств - членов Евразийского экономического союза в рамках функционирования национальных механизмов „единого окна"». Согласно данному Решению относятся к таможенным органам и подлежат первоочередной унификации в рамках ЕАЭС следующие процедуры:

1. Получение предварительного решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС.

2. Получение предварительного решения о стране происхождения товара.

3. Включение и исключение юридических лиц из реестра таможенных перевозчиков.

4. Присвоение статуса уполномоченного экономического оператора.

5. Подача, регистрация и отказ в регистрации декларации на товары и т. д.

В связи с этим представляется целесообразным утверждение единого перечня обязательных для всех стран ЕАЭС таможенных услуг (например, выпуск товаров, информирование об актах таможенного законодательства, принятие предварительных решений по классификации товаров, решений о стране происхождения товара и т. д.) и дополнительных (по желанию каждой страны) таможенных услуг (например, таможенная услуга в Казахстане: получение информации через поисковую систему внутреннего транзита).

Следующим концептуальным положением единого подхода к предоставлению таможенных услуг в ЕАЭС является единая классификация таможенных услуг. В целях систематизации различных таможенных услуг в ЕАЭС на основе результатов проведенного анализа [3; 12; 13] предлагается их классификация по представленным ниже основаниям:

а) по возможности получения услуги в отдельной стране ЕАЭС:

- услуги из единого (обязательного для всех стран ЕАЭС) перечня таможенных услуг (т. е. те услуги, которые можно получить в любой стране ЕАЭС, например: выпуск товаров, принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, информирование и консультирование и т. д.);

- услуги из индивидуального (отдельного для каждой страны ЕАЭС) перечня дополнительных таможенных услуг (т. е. услуги, которые на национальном уровне каждая страна самостоятельно решает предоставлять или не предоставлять участникам ВЭД и иным лицам);

б) по возмездной основе предоставления таможенных услуг:

- платные;

- бесплатные;

в) по содержанию и объему таможенной услуги:

- основные таможенные услуги (услуги, связанные с выпуском товаров);

- вспомогательные таможенные услуги, которые подлежат дальнейшему разделению на услуги, связанные с реестрами; информационные услуги (информирование, консультирование и т. д.); услуги, связанные с принятием решений по классификации и по происхождению товара, и т. д.;

г) по субъекту предоставления:

- государственные таможенные услуги (т. е. услуги, предоставляемые исключительно таможенными органами);

- услуги, предоставляемые не таможенными органами, а юридическими лицами в сфере таможенного дела (например, услуги таможенного представителя).

Предложенные положения по унификации таможенных услуг в ЕАЭС должны найти отражение в единой структуре административных регламентов как ключевых нормативных документов по закреплению административной процедуры предоставления услуг. На наш взгляд, не представляется возможным использовать полностью идентичные административные регламенты на услуги в странах ЕАЭС, однако существует ряд положений, которые могут быть унифицированы в странах ЕАЭС в целях создания одинаково комфортных условий для различных субъектов таможенных правоотношений. К положениям, подлежащим унификации, можно отнести следующие:

а) административная процедура предоставления таможенной услуги;

б) стоимость таможенной услуги;

в) срок предоставления таможенной услуги;

г) перечень документов и сведений, которые необходимо предоставить для получения таможенной услуги;

д) подходы к оценке качества таможенной услуги (критерии, показатели и правила их расчета, принципы оценки качества и т. д.).

Развитие данных положений требует разработки единой структуры административного регламента.

Таким образом, необходимость повышения качества таможенных услуг обозначена в ряде стратегических и нормативных документов стран - участниц ЕЭАС, но при этом на практике остается нерешенным вопрос унификации подходов к предоставлению таможенных услуг в ЕАЭС. Решение данного вопроса возможно благодаря разработке и внедрению единого подхода к предоставлению таможенных услуг в ЕАЭС. К концептуальным положениям, которые закладывают основу данного подхода, следует отнести положения, закрепляющие единые признаки понятия «таможенная услуга», определение термина «таможенная услуга», единое понимание содержания понятия «качество таможенных услуг» и принципов его оценки, характеристику возможных перечней таможенных услуг, единую классификацию таможенных услуг и положения административных регламентов, подлежащие унификации. Использование единого подхода к предоставлению таможенных услуг позволит выработать единое понимание концепции предоставления таможенных услуг в ЕАЭС, благодаря которой возможно не только повысить качество государственных таможенных услуг, но и создать одинаково благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности в сфере внешней торговли на всей территории ЕАЭС.

Использованные источники

1. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года „О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года"» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Чечулин Ю. О. Сравнительный анализ подходов к предоставлению таможенных услуг в странах Евразийского экономического союза // Актуальные проблемы развития таможенного дела в условиях современных глобальных изменений: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. С. 208-212.

4. Федеральный закон от 22.10.2014 № 312-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Ермилов И. С. Повышение качества таможенных услуг: дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2011. 221 с.

8. Костина А. О. Совершенствование управления нагрузкой должностных лиц таможенных постов в интересах повышения качества таможенных услуг: дис. . канд. экон. наук. М., 2014. 233 с.

9. Трунина Е. В. О государственных и публичных услугах таможенных органов // Вестник Российской таможенной академии. 2010. № 1. С. 70-76.

10. Гупанова Ю. Е. Разработка концептуальных, методологических и методических основ управления качеством таможенных услуг: дис. ... д-ра экон. наук. М., 2013. 432 с.

11. Чечулин Ю. О. Механизм управления качеством таможенных услуг в условиях Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 4. С. 151-156.

12. Ежов А. В. Проблемы интеграции стран - участниц ЕАЭС в рамках развития механизмов предоставления таможенных услуг // Научные механизмы решения проблем инновационного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции (01.04.2017, г. Уфа): в 4 ч. Ч. 1. Уфа: ООО «Аэтерна», 2017. С. 84-89.

13. Трунина Е. В. Государственные услуги в области таможенного дела в законодательстве государств - членов таможенного союза ЕАЭС // Теория и практика современной юридической науки: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (07.04.2015). Вып. 2. Самара, 2015. С. 120-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.