Ю. О. Чечулин
направления развития Единого информационного пространства таможенных услуг в условиях функционирования евразийского экономического союза
В статье рассмотрена сущность понятия «единое информационное пространство таможенных услуг» в условиях функционирования Евразийского экономического союза. Дана характеристика трех основных субъектов единого пространства, предложена схема межгосударственного взаимодействия национальных механизмов «единого окна». Определены пять направлений электронного взаимодействия на едином информационном пространстве таможенных услуг.
Ключевые слова: механизм «единого окна»; технология блокчейн; таможенные услуги; единое информационное пространство таможенных услуг; единый подход к формированию системы таможенных услуг.
Yu. O. Chechulin
development directions of the common information space of customs services in conditions of the Eurasian economic union functioning
The content of the concept "common information space of customs services" in conditions of the Eurasian Economic Union functioning is considered in the article. Three main subjects of a single space are characterized, the scheme of interstate interaction of national "single window" mechanisms is proposed. Five directions of electronic interaction in the common information space of customs services are defined by the author.
Keywords: "single window" mechanism; blockchain technology; customs services; common information space of customs services; unified approach to the formation of customs services system.
Актуальным направлением развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [1] является формирование единого информационного пространства таможенных услуг, которое позволит сократить документооборот, ускорить процесс предоставления таможенных услуг и сократить издержки не только участников внешнеэкономической деятельности (участники ВЭД), но и таможенных органов, предоставляющих таможенные услуги. При этом основное назначение единого информационного пространства - возможность получения в равной степени качественных таможенных услуг вне зависимости от того, в таможенный орган какой страны ЕАЭС участник ВЭД обратился за услугой.
Препятствием к созданию данного пространства в настоящее время является отсутствие унифицированных понятийных и соответственно терминологических систем в сфере предоставления услуг в ЕАЭС, которые являются основой единого подхода к формированию системы таможенных услуг в странах-участницах. Разработка единого подхода к формированию системы таможенных услуг предполагает следующий план действий:
1. Выработка договоренностей о едином понимании сущности таможенных услуг: обсуждение и теоретическое обоснование признаков таможенных услуг, законодательное закрепление термина «таможенная услуга», разработка единой классификации таможенных услуг и т. д.
2. Согласование перечней таможенных услуг: утверждение единого (обязательного для всех стран ЕАЭС) перечня таможенных услуг, предоставляемых таможенными органами в ЕАЭС, и индивидуального (отдельного для каждой страны ЕАЭС) перечня дополнительных таможенных услуг.
3. Согласование процедур (порядка) предоставления таможенных услуг: утверждение единой структуры документа, закрепляющего процедуру (порядок) предоставления таможенной услуги, и постепенная унификация основных положений документа (например, срок предоставления, перечень документов и сведений, которые необходимо предоставить для получения услуги, и т. д.).
Реализация представленного выше плана действий позволит перейти к непосредственному созданию единого информационного пространства таможенных услуг на основе комплекса средств, включающего вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, информационные ресурсы, квалифицированный персонал и т. д. С учетом практики взаимодействия в рамках ЕАЭС формирование единого информационного пространства таможенных услуг, на наш взгляд, должно проводиться в три этапа:
1) организация взаимодействия трех основных субъектов: федеральных органов исполнительной власти, в том числе уполномоченных государственных органов в области таможенного дела (ФОИВ) государств - членов ЕАЭС, участников ВЭД и профессиональных таможенных посредников;
2) организация межгосударственного взаимодействия национальных механизмов «единого окна»;
3) организация электронного информационного взаимодействия между элементами, перечисленными в п. 1 и 2.
Основной задачей ФОИВ стран ЕАЭС является выполнение возложенных на них функций по контролю за внешнеторговой деятельностью с использованием установленного законодательством инструментария. Конечной целью ФОИВ является обеспечение выполнения возложенных на него функций государственной власти (фискальной, регулирующей и контрольной), что подразумевает достижение плановых значений показателей эффективности и результативности деятельности каждого конкретного ФОИВ в установленный отчетный период.
Часть своих функций ФОИВ делегируют профессиональным таможенным посредникам, прошедшим необходимые проверки и внесенным в реестр (например, в реестр таможенных представителей), которые проводят с участниками ВЭД комплекс работ по профилактике правонарушений и принятию предварительных решений по проблемным вопросам, возникающим при перемещении товаров через таможенную границу. Перечисленные мероприятия составляют комплекс вспомогательных таможенных услуг, предоставляемых ФОИВ стран ЕАЭС участникам ВЭД (например, услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров, включению в реестр уполномоченных экономических операторов [2] и т. д.).
К участникам ВЭД относятся компании - импортеры и экспортеры товаров, осуществляющие не запрещенную законом внешнеторговую деятельность, а также компании-посредники в том случае, когда они сами выступают потребителем таможенных услуг (например, при подаче заявления на внесение в реестр определенной категории лиц, осуществляющих коммерческую деятельность в сфере таможенного дела).
К профессиональным таможенным посредникам относятся лица, предоставляющие на коммерческой основе услуги в таможенной сфере другим участникам ВЭД. Так, например, посредники обеспечивают взаимодействие участников ВЭД и таможенных органов в рамках внешнеэкономической операции, приводящей к выполнению предмета договора на предоставление услуги не противоречащим законодательству образом.
Организация межгосударственного взаимодействия национальных механизмов «единого окна» на едином информационном пространстве таможенных услуг осуществляется следующим образом.
Согласно Рекомендации 33 Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) [3] «единое окно» определяется как механизм, позволяющий сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, предоставлять стандартизованную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита. Если информация имеет электронный формат, то отдельные элементы данных должны предоставляться только один раз. Такое электронное информационное взаимодействие позволяет минимизировать иные формы обмена информацией (в вербальном или бумажном формате).
Для осуществления возможности хозяйствующим субъектам получать услуги на едином информационном пространстве таможенных услуг необходимо организовать электронное информационное взаимодействие (юридически значимый обмен данными) между национальными едиными окнами (НЕО) стран ЕАЭС с помощью интегрированной информационной системы ЕАЭС (ИИС).
Интегрированная информационная система представляет собой организационную совокупность территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем уполномоченных органов, информационных ресурсов и информационных систем Евразийской экономической комиссии, объединенных национальными сегментами государств-членов и интеграционным сегментом Евразийской экономической комиссии [1]. Назначение ИСС заключается в том, чтобы обеспечить межгосударственный обмен информацией и электронными документами, что невозможно реализовать без создания общих для государств - членов ЕАЭС информационных ресурсов, реализации общих процессов, обеспечения деятельности органов ЕАЭС. По нашему мнению, межгосударственное взаимодействие НЕО на едином информационном пространстве таможенных услуг выглядит следующим образом (рис. 1).
Из рис. 1 видно, что на едином информационном пространстве таможенных услуг предполагается использование «единого окна», т. е. механизма взаимодействия между государственными органами, регулирующими ВЭД, и участниками ВЭД, который позволяет последним однократно представлять документы в стандартизированном виде через единый пропускной канал для последующего использования их заинтересованными государственными органами. При этом для обеспечения информационного взаимодействия в ЕАЭС в каждой стране ЕАЭС должна быть использована эталонная модель «единого окна», т. е. «единое окно, разработанное в соответствии с концептуальными положениями единого подхода к формированию системы таможенных услуг» [4] (рис. 2).
гС
Потребители таможенных услуг
Органы исполнительной власти стран ЕАЭС
Построенное на основе эталонной модели НЕО Белоруссии
Загрузка в распределенный реестр внешнеэкономической документации
Построенное на основе эталонной модели НЕО России
Интегрированная информационная система ЕАЭС (ИИС)
Юридически значимый обмен данными
Построенное на основе эталонной модели НЕО Армении
Построенное на основе эталонной модели НЕО Киргизии
Поставщики таможенных услуг
Таможенная услуга
Источник: составлено автором.
Рис. 1. Межгосударственное взаимодействие национальных механизмов «единого окна» на едином информационном пространстве таможенных услуг
Построенное на основе эталонной модели НЕО Казахстана
И с т о ч н и к : составлено автором.
Рис. 2. Концептуальные положения единого подхода к формированию системы таможенных услуг
Использование эталонной модели «единого окна» и обеспечение взаимодействия между национальными «едиными окнами» путем использования ИИС позволит осуществлять ВЭД на качественно новом уровне и создавать предпосылки для сокращения издержек в процессе взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.
Ю. о. чечулин
Юридически значимый обмен данными может быть реализован путем использования современных информационных технологий, например, с помощью технологии блокчейн (технология распределенного реестра). Блокчейн - это технология, которая представляет собой распределенный реестр или совокупность блоков информации. Данные в нем обладают такими свойствами, как достоверность, надежность, неизменяемость, поскольку проходят криптографическую и математическую проверку всеми участниками реестра. Для государства и бизнеса создание реестров с использованием технологии блокчейн значительно снижает риски потери информации, позволяет снизить издержки на администрирование и хранение данных, а также делает деятельность открытой и прозрачной [5].
Технология блокчейн позволит должностным лицам непосредственно извлекать достоверную информацию из баз данных, что упростит взаимодействие с участниками ВЭД, решит проблему дублирования и недостоверности сведений, ускорит контроль, а также станет инструментом, позволяющим в полной мере реализовать принципы и требования механизма «единого окна».
Организация взаимодействия трех основных субъектов единого информационного пространства таможенных услуг, а также организация межгосударственного взаимодействия национальных механизмов «единого окна» на данном пространстве предполагает электронное информационное взаимодействие. В приложении № 3 к Договору о ЕАЭС дано определение термина «электронная форма взаимодействия»: это способ информационного взаимодействия, основанный на применении информационно-коммуникационных технологий. В этом определении, как можно заметить, не отражена целевая направленность такого взаимодействия. На наш взгляд, термин «электронное информационное взаимодействие» предпочтительнее определить как совместное использование, передача и обмен сведениями в электронном виде и электронными формами документов, находящимися в пользовании и / или распоряжении между таможенными органами, иными федеральными органами исполнительной власти, а также между перечисленными органами и получателями таможенных услуг, приводящие к изменению уровня информированности хотя бы одной из сторон. В рамках функционирования механизма «единого окна» приоритет отдается именно форме электронного информационного взаимодействия [6]. Из определения Рекомендации 33 ЕЭК ООН [3] можно сделать вывод, что в рамках «единого окна» существует как минимум два направления электронного информационного взаимодействия:
1. Взаимодействие по направлению «бизнес - государство» (от англ. business-to-government, сокращенно B2G). Данное направление взаимодействия предполагает наличие единого канала представления документов в электронном виде от участника ВЭД контролирующему органу. Реализация данного направления позволяет ФОИВ получать информацию непосредственно от их первоисточника (получателя таможенных услуг).
2. Взаимодействие по направлению «государственный орган - государственный орган» (от англ. government-to-government, сокращенно G2G). Данное направление позволяет осуществлять однократную подачу информации в электронном виде. Для реализации этого принципа информационные ресурсы всех ФОИВ, участвующих в контролируемых процессах, должны быть объединены в единую систему, позволяющую всем заинтересованным инстанциям использовать однократно поступившие от получателя таможенных услуг сведения и электронные
формы документов. На наш взгляд, основная задача данного взаимодействия -разрешить получателям таможенных услуг не предоставлять информацию, которой уже располагает другой государственный орган, а также информацию и сведения, изначально создаваемые другим органом [7].
Поскольку взаимодействие предполагает наличие обратной связи от государственных органов, а также обмен информацией между самими участниками ВЭД, то дополнительно следует выделить следующие три направления электронного информационного взаимодействия в рамках единого информационного пространства таможенных услуг:
1. Взаимодействие по направлению «государство - бизнес» (от англ. government-to-business, сокращенно G2B). Данное направление необходимо для обеспечения обратной связи и возможности получения участниками ВЭД сообщений от государственных органов по результатам оказания таможенных услуг.
2. Взаимодействие по направлению «бизнес - бизнес» (от англ. business-to-business, сокращенно В2В). Данное направление отражает возможность интеграции и совместимости с информационными системами различных участников ВЭД и посредников между собой.
3. Межгосударственное взаимодействие (от англ. state-to-state, сокращенно S2S). Данное направление включает межгосударственное межведомственное электронное информационное взаимодействие в рамках ИИС, взаимодействие информационных систем стран-участниц с едиными информационными системами ЕАЭС и функциональную совместимость национальных «единых окон» Союза между собой и с информационными системами других государств.
На основе вышеизложенного была разработана информационно-функциональная модель взаимодействия в рамках единого информационного пространства таможенных услуг (рис. 3).
Информационно-функциональная модель, представленная на рис. 3, содержит пять направлений электронного информационного взаимодействия, которые позволяют обеспечить эффективное взаимодействие на едином информационном пространстве таможенных услуг с целью создания благоприятных условий для получателей таможенных услуг. Потребители таможенных услуг, благодаря внедрению единого подхода к формированию системы таможенных услуг, смогут обращаться за получением таможенной услуги в ФОИВ любой страны ЕАЭС и на выходе получать качественный результат: таможенную услугу с возможностью обратной связи для оценки качества предоставленной услуги. В модели также отражено два основных потребителя таможенных услуг: участники ВЭД, самостоятельно обращающиеся за получением услуги, и профессиональные таможенные посредники, действующие от имени участника ВЭД.
Таким образом, единое информационное пространство таможенных услуг представляет собой общую территорию, где страны - участницы ЕАЭС, с учетом ряда особенностей по формированию системы таможенных услуг в своих странах, используют единую концепцию, единые цели и общие обязательства по предоставлению качественных таможенных услуг, принятые в результате сотрудничества в таможенной сфере. Успешная реализация проекта по формированию единого информационного пространства таможенных услуг требует сплоченности государственного и частного секторов в ходе совместной деятельности по использованию перспективных информационных технологий для повышения каче-
ства таможенных услуг, а также создания наднациональных органов по регулированию распределенных реестров (хранилищ юридически значимой достоверной информации).
Возможность потребителя оценить качество услуги
Таможенная услуга
Получение сообщений от государственных органов
( ФОИВ^Армении ) (фОИВ Белоруссии) ( ФОИВРоссии ) ^ФОИВК^хстан^ [ ФОИВ^ргизии )
S2S
£П ю £П
X 7
S2S
£П ю £П
X 7
S2S
£П ю £П
X 7
S2S
£П ю £П
X 7
( ФОИВ Армении ) ^ФОИВ Белоруссии) ^ ФОИВ России ) ^ФОИВ Казахстана) ( ФОИВ Киргизии)
BB Единый подход к формированию системы таможенных услуг в
Потребитель таможенных услуг С B2B у Потребитель таможенных услуг
Профессиональный таможенный посредник
Участник ВЭД Участник ВЭД
Источник: составлено автором.
Рис. 3. Предлагаемая информационно-функциональная модель взаимодействия в рамках единого информационного пространства таможенных услуг
Использование предложенных рекомендаций, в частности плана действий по разработке единого подхода к формированию системы таможенных услуг, а также положений по организации электронного информационного взаимодействия на едином информационном пространстве позволит повысить качество таможенных услуг и упростить процесс взаимодействия таможенных органов и других субъектов таможенных правоотношений (участников ВЭД, профессиональных таможенных посредников и т. д.).
Использованные источники
1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Административные регламенты по предоставлению государственных услуг [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/administrativnye-reglamenty.
3. Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» для улучшения эффективного обмена информацией между торговыми организациями и государственными органами (Рекомендация № 33 Европейской экономической комиссии, центр по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ
ООН)) [Электронный ресурс]. URL: https:/www.unece.org/fileadmin/DAM/cefact/ recommendations/rec33/rec33_trd352r.pdf.
4. Чечулин Ю. О. Формирование единого подхода к предоставлению таможенных услуг в Евразийском экономическом союзе // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 2. С. 141-149.
5. Мальченко Б. С. Применение технологии блокчейн в государственном регулировании экономики // Новое слово в науке: сборник материалов II Международной научно-практической конференции: в 2 т. / редкол.: О. Н. Широков и др. Чебоксары, 2017. С. 114-116.
6. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2014 № 68 «Об Основных направлениях развития механизма „единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Чечулин Ю. О. Совершенствование информационного взаимодействия в ЕАЭС в целях повышения качества таможенных услуг // Вузовская наука: от теории к практике: сборник материалов региональной научно-практической конференции: в 3 ч. / под общ. ред. С. Н. Гамидуллаева. СПб., 2019. С. 315-321.