Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА / КАЧЕСТВО ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ / ПОДХОДЫ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / CUSTOMS SERVICE / QUALITY OF CUSTOMS SERVICES / APPROACHES TO PROVIDING CUSTOMS SERVICES IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION / MECHANISM OF QUALITY MANAGEMENT OF CUSTOMS SERVICES / THE EURASIAN ECO-NOMIC UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чечулин Юрий Олегович

В статье на основе анализа подходов к предоставлению таможенных услуг в государствах - членах Евразийского экономического союза выявлена необходимость в выработке единого толкования содержания понятия «таможенные услуги», единой методологии оценки качества таможенных услуг, а также в разработке механизма управления качеством таможенных услуг. Предложен механизм управления качеством таможенных услуг в условиях Евразийского экономического союза, проанализированы его ключевые элементы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF QUALITY MANAGEMENT OF CUSTOMS SERVICES IN CONDITIONS OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

On the basis of the analysis of approaches to providing customs services in the member-states of the Eurasian Economic Union the author reveals the need to develop a common interpretation of the content of the concept “customs services” and to work out the mechanism of quality management of customs services. The mechanism of quality management of customs services in conditions of the Eurasian Economic Union is proposed and its key elements are analyzed.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

Ю. О. Чечулин

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

В статье на основе анализа подходов к предоставлению таможенных услуг в государствах - членах Евразийского экономического союза выявлена необходимость в выработке единого толкования содержания понятия «таможенные услуги», единой методологии оценки качества таможенных услуг, а также в разработке механизма управления качеством таможенных услуг. Предложен механизм управления качеством таможенных услуг в условиях Евразийского экономического союза, проанализированы его ключевые элементы.

Ключевые слова: таможенная услуга; качество таможенных услуг; подходы к предоставлению таможенных услуг в Евразийском экономическом союзе; механизм управления качеством таможенных услуг; Евразийский экономический союз.

Yu. O. Chechulin

MECHANISM OF QUALITY MANAGEMENT OF CUSTOMS SERVICES IN CONDITIONS OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

On the basis of the analysis of approaches to providing customs services in the member-states of the Eurasian Economic Union the author reveals the need to develop a common interpretation of the content of the concept "customs services" and to work out the mechanism of quality management of customs services. The mechanism of quality management of customs services in conditions of the Eurasian Economic Union is proposed and its key elements are analyzed.

Keywords: customs service; quality of customs services; approaches to providing customs services in the Eurasian Economic Union; mechanism of quality management of customs services; the Eurasian Economic Union.

Необходимость повышения качества таможенных услуг обусловлена стратегическим ориентиром таможенной службы - содействие внешней торговле [1], которое достигается в том числе за счет предоставления качественных таможенных услуг участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Ряд стратегических и нормативных документов подтверждает необходимость развития данной сферы. Так, например, согласно «Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» [2] развитие системы предоставления государственных услуг является одним из основных направлений совершенствования таможенной деятельности.

Анализ подходов к предоставлению таможенных услуг в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) различным заинтересованным лицам (физическим лицам, участникам ВЭД, а также лицам, осуществляющим деятельность в околотаможенной сфере: владельцам складов временного хранения, магазинов беспошлинной торговли и т. д.) показал, что в государствах - членах ЕАЭС практика использования категории «государственная таможенная услуга» не является общепринятой. В настоящее время не существует единого согласованного подхода к предоставлению таможенных услуг в странах ЕАЭС. Схожие подходы

к предоставлению таможенных услуг реализованы в России и Казахстане. Однако существуют и различия, например: декларирование и выпуск товаров в России представлены как государственные функции (в 2016 г. был разработан проект административного регламента ФТС России по исполнению государственной функции при декларировании и выпуске товаров), а в Казахстане существует стандарт государственной услуги «Таможенная очистка товаров». Между Россией и Белоруссией основное отличие в подходах заключается в том, что в последней вместо понятия «таможенная услуга» используется понятие «административная процедура».

В Киргизии и Армении, с точки зрения законодательного закрепления и использования понятия «таможенная услуга», в наименьшей степени реализован сервисный подход, который определяется как деятельность таможенных органов в виде совокупности таможенных процессов. Результатами данных процессов являются таможенные государственные услуги, служащие удовлетворению потребностей заинтересованных сторон [3].

На наш взгляд, таможенная услуга - это нормативно закрепленная (государственным регламентом, стандартом или иным документом) деятельность таможенных органов, равно как и полезный результат такой деятельности, имеющий целью реализацию государственных функций и удовлетворение за определенную плату или безвозмездно не нарушающих установленные запреты и ограничения потребностей различных субъектов таможенных правоотношений. В данном определении термина «таможенная услуга»:

а) уточняется необходимость закрепления процедуры предоставления таможенных услуг в отдельном нормативном правовом документе;

б) уточняется, что услуга - понятие разностороннее, подразумевающее не только определенный результат, но и сам процесс (деятельность), осуществляемый для получения этого результата;

в) уточняется возможность взимания таможенными органами определенной платы за предоставленную услугу (например, в виде таможенных сборов);

г) указывается на то, что получатели таможенной услуги - это не только участники ВЭД, но и другие заинтересованные лица (субъекты таможенных правоотношений), к которым следует отнести государство (как заказчика услуг), физических лиц, а также лиц, осуществляющих деятельность в «околотаможенной» сфере, например владельцев магазинов беспошлинной торговли.

Из этого следует, что качество таможенных услуг - общая характеристика уровня предоставляемых таможенных услуг, которая может определяться с помощью различных показателей (время предоставления услуги; удовлетворенность получателя услуги ее результатом; издержки, понесенные при получении услуги, и т. д.) [4]. Однако, оценивая уровень качества таможенных услуг, в системе показателей качества таможенных услуг необходимо учитывать двойственность интересов государства и других заинтересованных сторон.

Поскольку в настоящее время в государствах - членах ЕАЭС существуют различия в подходах к предоставлению таможенных услуг, назрела необходимость в разработке единого согласованного подхода к управлению качеством таможенных услуг в ЕАЭС. Такой подход должен предполагать, в первую очередь, единое толкование содержания понятий «таможенная услуга» и «качество таможенной услуги», единый перечень таможенных услуг, унифицированные

административные регламенты на услуги, единую методологию и методическую основу оценки уровня предоставляемых услуг и т. д. Предлагаемая схема управления качеством таможенных услуг в ЕАЭС представлена на рисунке.

Рис. Механизм управления качеством таможенных услуг в условиях ЕАЭС

Механизм управления качеством таможенных услуг включает следующие основные элементы.

1. Текущий уровень качества таможенных услуг - это отправная точка, которая характеризует качество таможенных услуг до применения механизма.

2. Цель механизма - повышение качества таможенных услуг, предоставляемых участникам ВЭД.

3. Задачи механизма. К основным задачам механизма повышения качества таможенных услуг следует отнести мероприятия, с помощью которых будет осуществляться достижение цели механизма.

4. Субъект управления. В предлагаемом механизме субъектом управления в зависимости от уровня управления являются:

а) на верхнем уровне - руководящие органы ЕАЭС: Высший Евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия. На данном уровне, например, должна быть достигнута договоренность о едином понимании сущности таможенных услуг, их признаков, классификаций, едином перечне таможенных услуг в ЕАЭС и т. д. путем подписания соглашений между государствами -членами ЕАЭС.

Управление на данном уровне осуществляется с помощью организационных методов, которые предполагают долговременное закрепление организационных связей и включают следующие нормативно-стабилизирующие процессы: подписание соглашений, утверждение единого (обязательного для всех стран ЕАЭС) перечня таможенных услуг (т. е. тех услуг, которые можно получить в любой стране ЕАЭС, например: выпуск товаров, принятие предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, информирование и консультирование и т. д.), утверждение единой структуры документа, закрепляющего процедуру (порядок) предоставления таможенной услуги, разработка инструкций (методическая и информационная помощь в работе) и т. д.;

б) на среднем уровне - национальные органы государств - членов ЕАЭС, уполномоченные в области таможенного дела, в России это ФТС России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ФТС России таможенные органы. На данном уровне путем взаимодействия между национальными органами государств - членов ЕАЭС, уполномоченными в области таможенного дела, должен быть осуществлен переход на юридически значимый обмен данными между национальными органами ЕАЭС, обмен положительным опытом предоставления таможенных услуг в ЕАЭС, доведение до исполнения соглашений, принятых на верхнем уровне, и т. д.

Управление на данном уровне осуществляется чаще всего с помощью организационных, распорядительных и дисциплинарных методов [5, с. 25]. Организационные методы - долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, включает следующие нормативно-стабилизирующие виды: положения, должностные регламенты, общие правила, инструкции (методическая и информационная помощь в работе), правила внутреннего распорядка, нормативы, типовые и временные технологические схемы, процедуры принятия решений и т. д.

Методы распорядительного воздействия выражаются в повседневном оперативном обеспечении слаженной работы органов управления. Данные методы реализуются путем издания приказов, указаний, распоряжений, положений, резолюций на документах, а также принятия и доведения управленческих решений в устной форме. Суть методов дисциплинарного воздействия состоит в установлении ответственности (личной, коллективной, материальной, моральной, служебной). Все три указанные группы организационно-распорядительных методов используются в таможенной системе как раздельно, так и совместно, дополняя друг друга;

в) на низшем уровне для каждой таможенной услуги в каждой стране ЕАЭС субъект управления представлен конкретным структурным подразделением таможенного органа и должностным лицом, возглавляющим данное подразделение. Например, в России в отношении таможенной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара на низшем уровне субъектом управления являются Управление товарной номенклатуры, уполномоченное на принятие предварительного решения ФТС России, и должностное лицо, возглавляющее данное подразделение. На этом уровне происходит непосредственное исполнение договоренностей, принятых на высших уровнях (например, исполнение утвержденных на высшем уровне положений унифицированных административных регламентов на таможенные услуги).

На данном уровне возрастает роль методов косвенного воздействия на должностных лиц таможенных органов. К методам косвенного воздействия относят экономические и социально-психологические методы. Использование экономических рычагов предполагает материальное стимулирование (оплата труда должностных лиц таможенных органов с системой окладов, различных доплат, премий, вознаграждений, компенсационных выплат и т. д.) и коллективную материальную ответственность [5, с. 28]. С помощью экономических мотиваций достигается эффект, удовлетворяющий требования коллектива должностных лиц таможенных органов, способствующий добросовестному исполнению ими должностных обязанностей, ведущий к снижению количества и уровня материальных несоответствий, а также к снижению материальных затрат на обеспечение качества таможенных услуг и т. д. Другим примером применения экономических методов являются бюджетные ассигнования из федерального бюджета, направленные, например, на улучшение материально-технической базы таможенного органа, что, в свою очередь, непосредственно влияет на качество таможенных услуг.

Социально-психологические методы управления, применяемые при реализации механизма повышения качества таможенных услуг, включают методы стимулирования творческой активности подчиненных, формирование позитивного социально-психологического климата в трудовом коллективе, делегирование полномочий, участие работников в управлении, планирование карьеры и профессионального роста сотрудников, моральное стимулирование, развитие гражданской ответственности и т. д. Социальные методы управления находят отражение в планах социального развития коллективов таможенных органов (мероприятия по повышению культурно-воспитательного и квалификационного уровня должностных лиц таможенных органов, а также мероприятия по улучшению условий труда и быта).

Психологические методы направлены на регулирование отношений между должностными лицами таможенных органов путем создания оптимального психологического климата в коллективах. К ним относятся методы комплектования малых групп и коллективов, психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора и обучения [6, с. 30].

5. Объект управления. В предлагаемом механизме объектом управления является качество государственных таможенных услуг, предоставляемых участникам ВЭД в ЕАЭС.

6. Обратная связь от объекта управления к субъекту управления (через сравнение и оценку степени достижения цели) позволяет оценить работу механизма.

Благодаря обратной связи результат воздействия субъекта управления на объект управления можно оценивать и сравнивать с уровнем качества таможенных услуг, который был до использования механизма. Степень достижения цели механизма будет характеризовать его результативность.

Таким образом, предложенный механизм управления качеством таможенных услуг представляет собой сложную систему взаимосвязанных элементов, обеспечивающих воздействие субъекта управления на объект управления в целях повышения качества таможенных услуг с использованием различных инструментов -методов административного, экономического и социально-психологического воздействия. Управление качеством таможенных услуг осуществляется на каждом уровне управления в ЕАЭС путем воздействия соответствующими методами (инструментами) на процесс согласования подходов к предоставлению таможенных услуг в ЕАЭС. Использование предлагаемого механизма не только позволит повысить качество государственных таможенных услуг, но и приведет к созданию одинаково комфортных условий для ведения бизнеса на единой территории ЕАЭС.

Использованные источники

1. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года „О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года"» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Чечулин Ю. О. Сравнительный анализ подходов к предоставлению таможенных услуг в странах Евразийского экономического союза // Актуальные проблемы развития таможенного дела в условиях современных глобальных изменений: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. С. 208-212.

4. Чечулин Ю. О. Проблемные вопросы оценки качества предоставляемых таможенных услуг // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 1. С. 173-180.

5. Пилипчук В. В., Семенова Н. К., Плоткина Н. П. Управление таможенными органами Российской Федерации на основе применения теории организационно-управленческой деятельности: монография. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2017. 88 с.

6. Пилипчук В. В., Семенова Н. К. Таможенный менеджмент: практикум. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2016. 122 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.