Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
578
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ГОСУДАРСТВА - ЧЛЕНЫ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FEDERAL CUSTOMS SERVICE / EURASIAN ECONOMIC COMMISSION / MEMBER-STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION / CUSTOMS AUTHORITIES / INFORMATION INTERACTION / CUSTOMS CONTROL / LEGAL REGULATION OF FOREIGN TRADE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давыдов Руслан Валентинович

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия Федеральной таможенной службы с Евразийской экономической комиссией по направлениям сотрудничества государств - членов Евразийского экономического союза с третьими странами. Основное внимание уделяется вопросам совершенствования таможенного контроля, информационного обмена и правового регулирования внешнеторговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Давыдов Руслан Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN AREAS OF INTERACTION BETWEEN THE CUSTOMS SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE EURASIAN ECONOMIC COMMISSION

The issues of interaction between the Federal Customs Service and the Eurasian Economic Commission on cooperation areas of the Eurasian Economic Union member-states with third countries are considered in the article. The main attention is paid to the issues of improvement of customs control, information exchange and legal regulation of foreign trade activity.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

CURRENT PROBLEMS OF CUSTOMS ACTIVITY

Р. В. Давыдов

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия Федеральной таможенной службы с Евразийской экономической комиссией по направлениям сотрудничества государств - членов Евразийского экономического союза с третьими странами. Основное внимание уделяется вопросам совершенствования таможенного контроля, информационного обмена и правового регулирования внешнеторговой деятельности.

Ключевые слова: Федеральная таможенная служба; Евразийская экономическая комиссия; государства - члены Евразийского экономического союза; таможенные органы; информационное взаимодействие; таможенный контроль; правовое регулирование внешнеторговой деятельности.

R. V. Davydov

MAIN AREAS OF INTERACTION BETWEEN THE CUSTOMS SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE EURASIAN ECONOMIC COMMISSION

The issues of interaction between the Federal Customs Service and the Eurasian Economic Commission on cooperation areas of the Eurasian Economic Union member-states with third countries are considered in the article. The main attention is paid to the issues of improvement of customs control, information exchange and legal regulation of foreign trade activity.

Keywords: the Federal Customs Service; the Eurasian Economic Commission; member-states of the Eurasian Economic Union; customs authorities; information interaction; customs control; legal regulation of foreign trade activity.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является постоянно действующим регулирующим органом Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз). Она создана решением президентов государств - членов ЕАЭС и функционирует на основе «Договора о Евразийском экономическом союзе» [1] и «Договора о регламенте работы Евразийской экономической комиссии» [2].

Евразийская экономическая комиссия играет главную роль в обеспечении деятельности ЕАЭС. Она реализует требования Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), международных договоров, формирующих договорно-правовую базу ЕАЭС, выступает с законодательными инициативами,

а после утверждения контролирует их претворение в жизнь [3]. Договорно-правовая база ЕАЭС включает набор правовых норм и установок, необходимых для функционирования всего механизма регулирования внешнеторговой деятельности государств - членов ЕАЭС. Нормативная правовая база представляется совокупностью национальных законодательных и подзаконных актов, международных правил и норм, устанавливающих правила и процедуры (механизмы) в системе регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Основными сферами деятельности (полномочиями) ЕЭК являются [4]:

- таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

- техническое регулирование;

- таможенное администрирование;

- санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;

- зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;

- внешняя торговля, установление торговых режимов в отношении третьих стран;

- взаимная торговля, статистика внешней и взаимной торговли;

- охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ, услуг и др.

По установленным сферам деятельности ЕЭК принимает решения, имеющие обязательный характер для государств - членов ЕАЭС, и рекомендации, не носящие обязательного характера. В связи с этим для достижения максимальных интеграционных эффектов в развитии национальных экономик за счет механизмов регулирования внешней и взаимной торговли таможенные службы государств -членов ЕАЭС активно взаимодействуют с ЕЭК по определенным сферам деятельности в рамках ее полномочий.

Следует подчеркнуть, что в любой стране приоритетные направления сотрудничества и взаимодействия с внешними государствами, международными структурами и региональными интеграционными объединениями определяются, прежде всего, национальными интересами [5].

В Российской Федерации (РФ) приоритеты международного таможенного сотрудничества определяются исходя из задач, решаемых Федеральной таможенной службой (ФТС России) с учетом национальных интересов России и условий, складывающихся в современной международной обстановке. В современных условиях таможенные органы РФ содействуют реализации интересов государства в сфере внешней торговли, развитию национального производства, оказывают противодействие угрозам безопасности РФ, преступлениям и административным правонарушениям, обеспечивают пополнение доходной части федерального бюджета, а также содействуют созданию благоприятных условий для развития и интенсификации ВЭД и минимизации издержек участников ВЭД.

Основной стратегической задачей таможенных органов РФ остается обеспечение экономической безопасности страны и содействие внешней торговле, а основной целевой установкой международного таможенного сотрудничества является расширение возможностей, укрепление позиций и продвижение интересов РФ в рамках международной системы таможенного регулирования мировой торговли [6]. В связи с этим развитие взаимодействия ФТС России с регулирующим органом Союза - ЕЭК - представляется важной и актуальной научно-практической задачей.

С учетом национальных интересов России, целей и задач таможенных органов РФ среди приоритетных направлений взаимодействия ФТС России с ЕЭК следует выделить:

- развитие взаимодействия государств - членов ЕАЭС с третьими странами;

- взаимодействие государств - членов ЕАЭС, направленное на развитие системы таможенного контроля;

- развитие информационного взаимодействия государств - членов ЕАЭС;

- совершенствование правового регулирования внешнеторговой деятельности государств - членов ЕАЭС.

Рассмотрим содержание указанных направлений взаимодействия ФТС России с ЕЭК.

1. Развитие взаимодействия государств - членов ЕАЭС с третьими странами.

Федеральная таможенная служба участвует в разработке соглашений ЕАЭС с третьими странами о свободной торговле, о торгово-экономическом сотрудничестве, об информационном взаимодействии.

Целями заключения соглашений о свободной торговле ЕАЭС с третьими странами являются: активизация торгово-экономического сотрудничества, улучшение условий доступа товаров государств Союза на рынки третьих стран, а также создание правовой и институциональной основы для дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества.

Первое соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, вступило в силу 05.10.2016. В настоящее время ведутся переговоры по заключению соглашений о свободной торговле с Израилем, Сингапуром, Египтом, Индией, Сербией. При подготовке таких соглашений в компетенцию ФТС России входит разработка разделов:

- торговля товарами (включая вопросы упрощения процедур торговли и проведения таможенных операций);

- административное сотрудничество (включая организацию информационного взаимодействия и вопросы определения контактных пунктов сторон для сотрудничества уполномоченных органов, в том числе по вопросам таможенного регулирования);

- определение происхождения товаров (при этом согласовываются преференциальные правила определения происхождения товаров, в том числе вопросы применения критериев непосредственной закупки и прямой поставки товаров).

Сотрудничество ФТС России с третьими странами в ЕАЭС осуществляется также в иных форматах. На заседании Высшего Евразийского экономического совета 06.12.2018 принято решение о вступлении в силу соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Китайской Народной Республикой (КНР) и временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли с Ираном.

С целью реализации указанных выше международных соглашений ЕАЭС с третьими странами разрабатываются соглашения об информационном взаимодействии. Так, в настоящее время проводится работа по организации информационного обмена с вьетнамской стороной. В период с 1 по 4 октября 2018 г. проведено тестирование взаимодействия по информационному тракту «таможенные службы государств - членов ЕАЭС - внешний шлюз Интегрированной

информационной системы ЕАЭС». Такое тестирование выявило ряд проблемных вопросов взаимодействия, в частности, отсутствие утвержденных технологических документов, регламентирующих информационное взаимодействие в рамках общих процессов ЕАЭС. Также проблемным вопросом является неготовность вьетнамской стороны к приему и обработке в автоматизированном режиме таможенной информации и оперативных сообщений.

В качества примера разработки соглашения ЕАЭС с третьими странами об информационном взаимодействии следует указать проект соглашения об информационном взаимодействии государств - членов ЕАЭС с КНР. В течение 18 месяцев с даты вступления его в силу будет подписан протокол, определяющий технические условия взаимодействия государств - членов ЕАЭС с КНР.

2. Взаимодействие государств - членов ЕАЭС, направленное на развитие системы таможенного контроля.

В соответствии с поручением Евразийского межправительственного совета от 25.10.2017 № 16 таможенные службы государств - членов ЕАЭС, в том числе ФТС России, проводят разработку комплекса мер, направленных на создание единой системы транзита товаров по таможенной территории ЕАЭС с использованием технических средств прослеживаемости товаров и сопряжением их с информационными системами государств - членов ЕАЭС. Реализация данного поручения осуществляется в двух направлениях:

а) создание системы «документарной» прослеживаемости товаров по таможенной территории ЕАЭС; при этом разработан и в настоящее время находится на согласовании проект соглашения о механизмах прослеживаемости в ЕАЭС;

б) создание системы «физической» прослеживаемости товаров по таможенной территории ЕАЭС; в процессе ее создания таможенные органы Российской Федерации и Республики Казахстан с 20 сентября по 1 ноября 2018 г. проводили эксперимент по мониторингу транзитных перевозок товаров с использованием технических средств - навигационных пломб.

В рамках взаимодействия государств - членов ЕАЭС по развитию системы таможенного контроля с 2015 г. ведется разработка проекта соглашения о единой системе идентификации участников ВЭД в Союзе. Проект соглашения направлен на:

- обеспечение уникальной идентификации заинтересованных лиц в рамках ЕАЭС, в том числе из государств, не входящих в Союз;

- упрощение электронного взаимодействия между таможенными службами государств - членов ЕАЭС;

- обеспечение в дальнейшем согласованного обмена данными с Европейским союзом по заинтересованным лицам на основе взаимного признания номера системы регистрации и идентификации хозяйствующих субъектов Европейского союза (ЕОШ) и номера, присвоенного в рамках единой системы идентификации.

Апробация данного проекта соглашения в практической деятельности таможенных органов Российской Федерации и Республики Беларусь выявила ряд принципиальных моментов, не позволяющих до настоящего времени его согласовать:

- не достигнуто соглашение о возможности использования проекта не только в таможенной сфере, но и в валютной, налоговой и иных смежных областях;

- не поддерживаются национальные реестры участников ВЭД в целях исключения двойной их идентификации в государствах-членах; предлагается

присваивать уникальный идентификационный номер (УИН) участника ВЭД на уровне ЕЭК.

Рассматриваемый проект соглашения не является актом прямого действия. Для его реализации необходимо решением ЕЭК определить лиц, в отношении которых осуществляется идентификация, случаи использования УИН, а также порядок его формирования.

3. Развитие информационного взаимодействия государств - членов ЕАЭС.

Одно из важных направлений развития информационного взаимодействия государств - членов ЕАЭС осуществляется в рамках выполнения плана мероприятий по реализации «Основных направлений развития механизма „единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» [7]. ФТС России принимает активное участие в деятельности рабочей группы при ЕЭК по тематическому блоку «Электронная таможня», в рамках которого осуществляется разработка проекта документа «О выработке подходов по формированию цифровой таможни». При этом на ФТС России возложена разработка предложений по внесению изменений в международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования ЕАЭС для реализации обмена информацией на регулярной основе между таможенными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с требованиями ст. 370 ТК ЕАЭС.

Другим немаловажным направлением развития информационного взаимодействия государств - членов ЕАЭС являются вопросы обмена информацией в рамках общих процессов ЕАЭС [8]. Перечень общих процессов утвержден Решением Коллегии ЕЭК от 14.04.2015 № 29 «О перечне общих процессов в рамках Евразийского экономического союза и внесении изменения в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 августа 2014 г. № 132» (Перечень) [9]. На Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза (ОКТС), состоявшейся 5-6 декабря 2018 г., утвержден план-график совместных мероприятий по доработке информационно-программных средств и присоединению к общим процессам в сфере таможенного регулирования на 2019 г.

Федеральная таможенная служба является ответственным исполнителем по большинству общих процессов ЕАЭС в сфере таможенного регулирования (п. 1, 5-21, 24, 25 и 51 Перечня), а также соисполнителем по общим процессам ЕАЭС, предусмотренным п. 46, 73 и 74 Перечня.

На современном этапе со стороны ФТС России обеспечена техническая возможность присоединения к общим процессам ЕАЭС в сфере таможенного регулирования, предусмотренным п. 6, 7, 9, 10 и 11 Перечня (формирование, ведение и использование общих реестров таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, формирование, ведение и использование классификаторов, используемых для заполнения таможенных деклараций). В настоящее время проблемным вопросом остается отсутствие актуальной информации Аппарата Правительства РФ о распределении полномочий между федеральными органами исполнительной власти при реализации всех общих процессов ЕАЭС, предусмотренных Решением Коллегии ЕЭК от 14.04.2015 № 29. ФТС России также принимает участие в работах по реализации цифровой повестки ЕАЭС, в том числе по тематике цифровых транспортных коридоров ЕАЭС. Реализация вышеуказанных меро-

приятий по организации информационного взаимодействия между таможенными службами государств - членов ЕАЭС в рамках общих процессов позволит на постоянной основе совершенствовать уровень межгосударственного взаимодействия, что, в свою очередь, способствует упрощению совершения таможенных операций и повышению эффективности таможенного контроля.

4. Совершенствование правового регулирования внешнеторговой деятельности государств - членов ЕАЭС.

В настоящее время ЕЭК ведется активная разработка актов права Союза (международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования) для реализации положений ТК ЕАЭС. В целях обеспечения реализации положений ТК ЕАЭС планируется разработать 93 решения ЕЭК. Уже принято 41 решение, до 2020 г. планируется принять 52 решения.

На постоянной основе ФТС России также принимает участие в заседаниях консультативного комитета по таможенному регулированию ЕЭК и взаимодействию контролирующих органов.

Таким образом, реализация вышеуказанных направлений взаимодействия ФТС России с ЕЭК позволит совершенствовать межгосударственное сотрудничество в сфере таможенного регулирования внешнеторговой деятельности государств - членов ЕАЭС. Это, в свою очередь, будет способствовать упрощению совершения таможенных операций, повышению эффективности таможенного контроля, содействовать развитию отношений с традиционными партнерами из стран СНГ, а также сформирует новую систему торговых и экономических связей с ведущими и перспективными экономическими центрами: Китаем, Индией, Вьетнамом, Израилем, Египтом, другими международными структурами и региональными интеграционными объединениями.

Использованные источники

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014, ред. от 08.05.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 12.02.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 № 98 (ред. от 14.04.2017) «О Регламенте работы Евразийской экономической комиссии» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Липатова Н. Г. Интеграционные процессы, экономическое и таможенное сотрудничество в Евразийском экономическом союзе // Сборник материалов IX Международной молодежной научно-практической конференции Российской таможенной академии «Интеграционные процессы в Евразийском экономическом союзе на современном этапе», 19 апреля 2018 г. М.: РИО Российской таможенной академии, 2018. С. 117-123.

4. Торговые ограничения. Экспортный и валютный контроль: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика», профиль «Мировая экономика» / под ред. В. Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 463 с.

5. Липатова Н. Г. Международное таможенное сотрудничество в условиях экономической интеграции государств // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 3. С. 25-31.

6. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 № 19 «О плане мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма „единого окна"

В. Б. Мантусов, С. В. Шкляев

в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Никитченко И. И., Липатова Н. Г. Возможности использования информационных технологий в условиях Таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 2. С. 34-43.

9. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.04.2015 № 29 «О перечне общих процессов в рамках Евразийского экономического союза и внесении изменения в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 августа 2014 № 132» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

В. Б. Мантусов, С. В. Шкляев

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВВЕДЕННЫХ ГОСУДАРСТВОМ - ЧЛЕНОМ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ

В статье проведен анализ особенностей применения государствами - членами Евразийского экономического союза временных мер нетарифного регулирования, направленных на поддержку интересов национальных производителей и защиту внутреннего рынка от некачественной продукции. Дана оценка применения таких мер, которая позволит в дальнейшем разработать единый порядок действий должностных лиц таможенных органов стран - членов Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз; внешнеторговая деятельность; таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; временные меры нетарифного регулирования; таможенное администрирование; деятельность таможенных органов; эффективность применения временных мер нетарифного регулирования.

V. B. Mantusov, S. V. Shklyaev

ENSURING COMPLIANCE WITH TEMPORARY MEASURES OF NON-TARIFF

REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY INTRODUCED BY A MEMBER-STATE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION UNILATERALLY

The authors analyze the features of the use of temporary measures of non-tariff regulation aimed at supporting the interests of national producers and protecting the domestic market from substandard products by the member-states of the Eurasian Economic Union. Evaluation of the application of such measures which will further develop a unified procedure of action for the customs officials of the member-states of the Eurasian Economic Union is given in the article.

Keywords: the Eurasian Economic Union; foreign trade activity; customs tariff and non-tariff regulation; temporary measures of non-tariff regulation; customs administration; activity of customs authorities; efficiency of application of temporary measures of non-tariff regulation.

Интеграционное объединение Евразийский экономический союз (ЕАЭС, Союз) предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.