Научная статья на тему 'Экспорт и таможенные процедурыэкспортав условиях Евразийского экономического Союза'

Экспорт и таможенные процедурыэкспортав условиях Евразийского экономического Союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2905
507
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР О ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ / ЭКСПОРТ / РЕЭКСПОРТ / ВЫВОЗ ТОВАРОВ / МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКСПОРТНЫЙ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ / ВЫВОЗНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / TREATY ON THE EURASIAN ECONOMIC UNION / CUSTOMS CODE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION / LEGISLATION / FOREIGN TRADE OF GOODS / EXPORT / RE-EXPORT / EXPORT OF GOODS / NON-TARIFF REGULATORY MEASURES / EXPORT AND CURRENCY CONTROL / PROHIBITIONS AND RESTRICTIONS / EXPORT CUSTOMS DUTIES / CUSTOMS OPERATIONS / RUSSIAN FEDERATION / BASIS OF STATE REGULATION / FOREIGN TRADE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Халипов Сергей Васильевич

В статье рассматриваются правовые основы экспорта товаров в Евразийском экономическом союзе и в Российской Федерации. Анализируются определения экспорта и таможенные процедуры вывоза товаров за пределы таможенной территории Союза. Демонстрируются виды применяемых запретов и ограничений, требования экспортного и валютного контроля, примеры исключительных прав на экспорт товаров. Перечисляются преимущества по уплате внутренних налогов, освобождению от уплаты таможенного сбора за таможенные операции, неприменению вывозных таможенных пошлин. Приводятся особенности таможенного декларирования, совместные меры по развитию экспорта товаров. Предлагается унификация понятий и уточнение экспортных требований в различных правовых актах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Халипов Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Export and export customs procedures within the Eurasian economic union

The article considers the legal basis of exporting goods within the Eurasian economic Union and the Russian Federation. The definitions of the export and customs procedures for exporting goods beyond the customs territory of the Union are analyzed. The article outlines the types of export prohibitions and restrictions, export requirements and currency controls, examples of the exclusive rights to export goods. The advantages of payment of internal taxes, the exemption from customs fees for customs operations, the non-application of export customs duties are highlighted. The features of customs declaration, joint measures for the development of goods exports are stated. The unification of concepts and clarification of the export requirements in various legal acts are suggested.

Текст научной работы на тему «Экспорт и таможенные процедурыэкспортав условиях Евразийского экономического Союза»

Экспорт и таможенные процедуры экспорта в условиях Евразийского экономического союза

Аннотация

В статье рассматриваются правовые основы экспорта товаров в Евразийском экономическом союзе и в Российской Федерации. Анализируются определения экспорта и таможенные процедуры вывоза товаров за пределы таможенной территории Союза. Демонстрируются виды применяемых запретов и ограничений, требования экспортного и валютного контроля, примеры исключительных прав на экспорт товаров. Перечисляются преимущества по уплате внутренних налогов, освобождению от уплаты таможенного сбора за таможенные операции, неприменению вывозных таможенных пошлин. Приводятся особенности таможенного декларирования, совместные меры по развитию экспорта товаров. Предлагается унификация понятий и уточнение экспортных требований в различных правовых актах.

Ключевые слова: Договор о Евразийском экономическом союзе, внешняя торговля товарами, экспорт, реэкспорт, вывоз товаров, меры нетарифного регулирования, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, законодательство Российской Федерации об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, экспортный и валютный контроль, запреты и ограничения, вывозные таможенные пошлины, таможенные операции.

Sergey Vasilievich KHALIPOV,

Candidate of Law Sciences, associate professor, Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Pudovkina, 4A), Department of public law - the head, E-mail: halipov.sv@gmail.com

УДК 339.564 (4) ББК 65.428 Х 172

Сергей Васильевич ХАЛИПОВ,

кандидат юридических наук, доцент, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, ул. Пудовкина, 4А), кафедра публичного права - заведующий, E-mail: halipov.sv@gmail.com

Export and export customs procedures within the Eurasian economic union

4 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

Abstract

The article considers the legal basis of exporting goods within the Eurasian economic Union and the Russian Federation. The definitions of the export and customs procedures for exporting goods beyond the customs territory of the Union are analyzed. The article outlines the types of export prohibitions and restrictions, export requirements and currency controls, examples of the exclusive rights to export goods. The advantages of payment of internal taxes, the exemption from customs fees for customs operations, the non-application of export customs duties are highlighted. The features of customs declaration, joint measures for the development of goods exports are stated. The unification of concepts and clarification of the export requirements in various legal acts are suggested.

Keywords: Treaty on the Eurasian Economic Union, Customs Code of the Eurasian Economic Union, legislation of the Russian Federation on the basis of state regulation of foreign trade activities, foreign trade of goods, export, reexport, export of goods, non-tariff regulatory measures, export and currency control, prohibitions and restrictions, export customs duties, customs operations.

Под экспортом обычно понимается вывоз товаров, услуг с территории Российской Федерации (далее - РФ), а в масштабах Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) и за его пределы. Рассматривая внешнюю торговлю товарами, обратимся к экспортным особенностям их вывоза из РФ в условиях ЕАЭС. Поскольку речь пойдет о внешней торговле товарами, то взаимная торговля между лицами-участниками внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД) государств-членов ЕАЭС, когда товары не пересекают таможенную границу Союза (далее - таможенная граница) затрагиваться не будет. И еще одно уточнение относительно товаров, под которыми понимаются предметы (движимое и иное имущество), перемещаемые через таможенную границу.

Актуальность экспорта для РФ никогда не ослабевала. Существование страны в атмосфере санкций и контрсанкций, необходимость выхода на новые зарубежные рынки, а также укрепление и расширение прежних торговых позиций заставляют искать пути государственной поддержки и развития несырьевого экспорта товаров. Значение сырьевого экспорта товаров традиционно демонстрируется показателями Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) по собираемости таможенных платежей в разрезе сумм вывозных таможенных пошлин. Так, поступления в федеральный бюджет от вывозных таможенных пошлин за 2018 год составили 3005,7 млрд руб. (49,9% от общего объема перечислений ФТС России). При этом на долю топливно-энергетических товаров, по-прежнему приходится основная часть всего российского экспорта - 64,3%. Более детально экспорт может оцениваться, характеризоваться по различным критериям и многочисленным направлениям. Однако у экспорта есть единая правовая основа, которая определяет

^ 38

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2019

эту деятельность, начиная с общих ключевых понятий и далее регламентируя особенности вывоза товаров отдельных видов, групп и категорий.

В условиях членства РФ в ЕАЭС формируются несколько уровней регулирования экспорта: наднациональный (право Союза) и национальный (законодательство РФ). Для наднационального уровня основным документом выступает Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС). На национальном уровне основы внешней торговли товарами, включая их экспорт содержатся в Федеральном законе от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее - Закон о внешнеторговой деятельности).

Договор о ЕАЭС не дает общего определения экспорту. Как понятие экспорт обозначен в п. 2 Приложения 7 к Договору о ЕАЭС (Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран) - вывоз товара с таможенной территории Союза на территорию третьих стран без обязательства об обратном ввозе. Почти аналогичное определение дано экспорту в п. 28 ст. 2 Закона о внешнеторговой деятельности - вывоз товара из Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. Таким образом, учитывая приведенные положения под экспортом товаров в сфере внешней торговли в условиях ЕАЭС следует понимать вывоз товара из РФ на территорию третьих стран (государств, не являющихся членами ЕАЭС) без обязательства об обратном ввозе.

Вывоз товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС всегда связан с пересечением таможенной границы. Порядок вывоза товаров, пересекающих таможенную границу определяется в соответствии с актами таможенного регулирования, система которого также имеет два уровня: наднациональный (ТК ЕАЭС) и национальный (Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - далее Закон о таможенном регулировании). В сфере таможенного регулирования экспорт товаров уже демонстрирует свою множественность, обусловленную различными таможенными процедурами. Анализ применяемых в РФ таможенных процедур позволяет отметить экспорт и реэкспорт, в качестве правовых режимов вывоза товаров из ЕАЭС без обязательства об обратном ввозе.

Ст. 139 ТК ЕАЭС описывает несколько вариантов заявления таможенной процедуры экспорта - первоначальный и производный экспорт. При первоначальном экспорте товары Союза изначально помещаются под данную таможенную процедуру для целей безвозвратного вывоза за пределы ЕАЭС. Производный экспорт служит возможностью завершения предыдущей таможенной процедуры, например, экспорт временно вывезенных товаров, экспорт вывезенных товаров для переработки, продуктов их переработки, экспорт продукции, произведенной в свободной таможенной зоне или на свободном складе и признанной товаром Союза.

4 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

39 ^

Реэкспорт товаров не менее разнообразен и может применяться для завершения предшествующих таможенных процедур либо вывоза товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (вывоз условно выпущенных иностранных товаров или возвращение товаров Союза).

Перечисленные примеры вывоза товаров в соответствии с таможенными процедурами экспорта и реэкспорта учитываются, например, при ведении таможенной статистики внешней торговли товарами, где под экспортом товаров понимается вывоз с территории государства-члена ЕАЭС на территорию третьей страны товаров, которые уменьшают запасы материальных ресурсов государства-члена ЕАЭС. Для участников ВЭД необходимость ориентации во всех вариантах экспорта обусловливается соблюдением таможенных и иных требований для выпуска таможенными органами вывозимых (вывезенных) товаров. Перечни возможных требований не многочисленны и представлены тремя самостоятельными группами:

□ уплата вывозных таможенных пошлин;

□ соблюдение запретов и ограничений;

□ соблюдение требований валютного контроля.

1. Вывозные таможенные пошлины подлежат уплате при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта (реэкспорт исключен). И вторая особенность состоит в том, что вывозными таможенными пошлинами облагаются только сырьевые товары (см. выше), причем значительная часть из них относится к природному сырью (нефть, газ природный, древесина).

2. Соблюдение запретов и ограничений воспринимается сложнее в виду различных правовых отраслей, устанавливающих требования к экспорту отдельных видов товаров, помещаемых как под таможенную процедуру экспорта, так и реэкспорта. В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фи-тосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов. Некоторые из перечисленных мер применимы только к ввозимым товарам, например, меры технического регулирования. Экспорт товаров сопровождается (может сопровождаться) применением мер нетарифного регулирования, ветеринарно-са-нитарных и карантинных фитосанитарных мер, мер экспортного контроля, мер в отношении продукции военного назначения, радиационных требований.

На основании пунктов 2, 3 ст. 7 ТК ЕАЭС соблюдение выше перечисленных мер подтверждается в порядке, установленном соответствующими правовыми актами (не таможенного регулирования). Так, для того, чтобы понять подпадает экспортный груз под меры нетарифного регулирования необходимо обратиться к решению

^ 40

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2019

Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования». Из приложений к документу видно, что меры нетарифного регулирования распространяются не только на таможенную процедуру экспорта (например, лицензирование вывоза драгоценных металлов, янтаря), но и в некоторых случаях реэкспорта (например, реэкспорт гражданского и служебного оружия).

Для отдельных видов (категорий) товаров, допускающих возможность их использования при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, особенностью вывоза является наличие экспортного контроля. Данные товары имеют общее название товаров двойного назначения. Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий двойного назначения утверждаются указами Президента РФ. Помещение под таможенную процедуру экспорта товаров двойного назначения, требует представления таможенному органу лицензии (сведений о лицензии), выдаваемой Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России). Кроме того, в соответствии со ст. 20 «Всеобъемлющий контроль» Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» постановлением Правительства РФ от 15.08.2005 № 517 утверждены Правила получения разрешения Комиссии по экспортному контролю РФ на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, не подпадающими под действие списков (перечней) товаров двойного назначения, но которые могут быть использованы иностранным государством (иностранным лицом) в военных целях либо приобретаются в интересах организаций (физических лиц), причастных к террористической деятельности. Таким образом, у экспортера возникает обязанность проявить бдительность и предварительно убедиться в необходимости получения разрешения на вывоз товаров из РФ.

К особенностям экспорта следует отнести ограничения в виде исключительного права на внешнеторговые операции в отношении отдельных видов товаров, вывозимых в соответствии с таможенной процедурой экспорта. Например, на основании ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2006 N 117-ФЗ «Об экспорте газа» исключительное право на экспорт газа природного в газообразном состоянии имеет организация - собственник единой системы газоснабжения или ее дочернее общество, в уставном капитале которого доля участия организации - собственника единой системы газоснабжения составляет 100%. Предоставление исключительного права на экспорт газа применяется в рамках мер нетарифного регулирования.

В соответствии с указом Президента РФ от 26.11.2007 № 1577 «Об открытом акционерном обществе «Рособоронэкспорт», открытое акционерное общество «Рособоронэкспорт» осуществляет внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения, указанной в статье 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». Исключительное право на экспорт продук-

4 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

41 ^

ции военного назначения не является мерой нетарифного регулирования, а относится к самостоятельному виду ограничений в сфере внешней торговли товарами, вводимых на национальном уровне.

3. Валютный контроль экспортных контрактов стоимостью 6 миллионов рублей и выше требует регистрации таких договоров в уполномоченном банке и получения уникального номера для целей последующего учета соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счет в соответствующем (уполномоченном) банке. Экспортные контракты, подлежащие регистрации в контексте валютного контроля охватывают любые договоры (в том числе агентские договоры, договоры лизинга, договоры комиссии, поручения, аренды), предусматривающие вывоз товаров с территории РФ. Порядок таможенного декларирования экспортируемых товаров требует указания в декларации на товары уникального регистрационного номера контракта.

Наряду с требованиями экспорта товаров российское законодательство предоставляет и определенные преимущества, например, вывоз товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта позволяет применять нулевую ставку или освобождение от уплаты внутренних налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов). Тоже распространяется на вывоз товаров в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта (вывоз продуктов переработки иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории), вывоз товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада). Помещение товаров, не облагаемых вывозной таможенной пошлиной под таможенную процедуру экспорта освобождает от уплаты таможенного сбора за таможенные операции. ТК ЕАЭС и Закон о таможенном регулировании предлагают варианты совершения таможенных операций, облегчающие прохождение таможенных формальностей, например, неполное, периодическое, временное периодическое таможенное декларирование товаров, таможенное декларирование товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде. Ст. 41 Договора о ЕАЭС перечисляет совместные меры по развитию экспорта товаров государств-членов на рынки третьих сторон, в частности, страхование и кредитование экспорта, международный лизинг, продвижение понятия «товар Евразийского экономического союза» и введение единой маркировки товаров Союза, выставочно-ярмарочную и экспозиционную деятельность, рекламные и имиджевые мероприятия за рубежом.

В целом, можно отметить, что существующий порядок экспорта не содержит ощутимых обременений для вывоза товаров, а также способствует такому вывозу. Особенно, если вывозится готовая продукция высокой степени обработки. Вместе с тем, отсутствие единого определения экспорта товаров осложняет понимание и использование действующих правовых регуляторов. ТК ЕАЭС не относит к своей

^ 42

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2019

компетенции рассмотренные требования безвозвратного вывоза товаров за пределы Союза. С другой стороны, не все правовые акты конкретизируют виды таможенных процедур, с которыми связанны данные требования. Например, случаи применения мер нетарифного регулирования в соответствии с решением ЕЭК от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» или нулевой ставки НДС в соответствии с НК РФ не вызывают вопросов. В иных документах, в том числе упомянутых в настоящей статье говорится об экспорте, вывозе или внешнеэкономических операциях без уточнения видов таможенных процедур. В этой связи представляется необходимым закрепить в Договоре о ЕАЭС единое понятие экспорта, используемое во всех отраслях правового регулирования внешнеторгового товарооборота, в том числе на уровне национальных законодательств государств-членов ЕАЭС. При избирательном введении конкретных экспортных требований и (или) предоставлении преимуществ, уточнять в соответствующих нормативных правовых актах виды таможенных процедур.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Товар - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (подп. 45 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС - далее ТК ЕАЭС).

2 Для сравнения, платежи от импорта товаров составляют 2931,8 млрд руб., или 48,7% от общего объема перечислений ФТС России («Объем доходов федерального бюджета от уплаты таможенных платежей превысил отметку в 6 трлн руб» // www.customs.ru, публикация от 28.12.2018 г.).

3 Нефть и нефтепродукты, газ, каменный уголь.

4 «Экспорт-импорт важнейших товаров за январь-ноябрь 2018 года» // www.customs.ru», публикация от 14.01.2019 г.

5 Таможенная процедура экспорта одна и в этом смысле название статьи может показаться не соответствующим ТК ЕАЭС. Однако не будет ошибкой, если для целей знакомства и изучения вариантов вывоза таможенными процедурами экспорта назвать процедуры, предусматривающие «безвозвратный» вывоз товаров за пределы Союза.

6 В РФ таможенная процедура свободного склада пока не применяется.

7 Например, для завершения таможенной процедуры временного ввоза, переработки на таможенной территории или для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны, свободного склада, таможенного склада, беспошлинной торговли.

8 Пункты 2, 4 ст. 238 ТК ЕАЭС.

9 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2018 № 210 «Об утверждении Методологии ведения статистики взаимной торговли товарами государств -членов Евразийского экономического союза и Методологии ведения таможенной статистики внешней торговли товарами государств - членов Евразийского экономического союза».

10 См. расчеты ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, проводимые Минэкономразвития России (http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ foreignEconomicActivity/regulation/).

4 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

43 ^

11 Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

12 Сырье, материалы, оборудование, технологии.

13 Об особенностях совершения таможенных операций в отношении товаров, подлежащих экспортному контролю см. Халипов С.В. Таможенный представитель: ответы на экзаменационные вопросы для специалистов по таможенным операциям. 16-е изд., перераб. - М.: ИД «Юриспруденция», 2018, с. 143 - 148. О. Пелле «Экспортный контроль: реалии и заблуждения». «Таможенные новости», 2018. № 7-8. С. 8-9.

14 Например, указ Президента РФ от 17.12.2011 № 1661 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль».

15 Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 691 «Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль».

16 В постановлении Правительства РФ от 15.08.2005 № 517 перечислены основания для проверки информации о возможной причастности иностранного партнера, грузополучателя, контрагента, конечного пользователя к военным программам, например, поставка научно-технической продукции в иностранное государство, нарушающее обязательства по международным договорам в области нераспространения оружия массового поражения, осведомленность российского участника ВЭД о причастности иностранного лица (стороны контракта) к военным программам в ядерной, химической, биологической или ракетной областях.

17 В приводимых ниже правовых актах виды таможенных процедур не уточняются.

18 Подп. 3 п. 1 ст. 46 Договора о ЕАЭС, раздел IV Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение 7 к Договору о ЕАЭС), п. 2.26 Приложения 1 к решению Коллегии ЕЭК от 16.08.2012 N 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования».

19 Вооружение, военная техника, взрывчатые вещества, предметы и устройства взрывания, системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой, инженерно-технические сооружения, оборудование для боевого применения вооружения и военной техники и другие товары.

20 Глава 4 Инструкции Банка России от 16.08.2017 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

21 Графа 44 декларации на товары «Дополнительная информация/Предоставленные документы».

22 Подп. 1 п. 1 ст. 164, подп. 4.1 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (далее - НК РФ).

23 П. 26 ч. 1 ст. 47 Закона о таможенном регулировании.

^ 44

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2019

24 Статьи 115, 116 ТКЕАС.

25 Ст. 102 Закона о таможенном регулировании.

26 Ст. 117 ТК ЕАЭС, ст. 103 Закона о таможенном регулировании.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // http://www.eurasiancommission.org;

2. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 (ратифицирован Федеральным законом от 14.11.2017 N 317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза // Собрание законодательства РФ. 2017. № 47, ст. 684);

3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» // http://www. eurasiancommission.org;

4. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» // http://www.eurasiancommission.org;

5. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2018 № 210 «Об утверждении Методологии ведения статистики взаимной торговли товарами государств -членов Евразийского экономического союза и Методологии ведения таможенной статистики внешней торговли товарами государств - членов Евразийского экономического союза» // http://www.eurasiancommission.org;

6. Федеральный закон от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // Собрание законодательства РФ, 27.07.1998, N 30, ст. 3610;

7. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» // Собрание законодательства РФ. 1999, № 30, ст. 3774;

8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000, № 32, ст. 3340;

9. Федеральный закон от 18.07.2006 № 117-ФЗ «Об экспорте газа» // Собрание законодательства РФ, 24.07.2006, N 30, ст. 3293;

10. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018, № 32 (часть I), ст. 5082;

11. Указ Президента РФ от 26.11.2007 № 1577 «Об открытом акционерном обществе «Рособоронэкспорт» // Собрание законодательства РФ. 2007, № 49, ст. 6131;

12. Указ Президента РФ от 17.12.2011 № 1661 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» // Собрание законодательства РФ. 2011, № 52, ст. 7563;

13. Постановление Правительства РФ от 15.08.2005 № 517 «О порядке получения разрешения комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

45 ^

поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2005, № 34, ст. 3509;

14. Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 691 «Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль» // Собрание законодательства РФ. 2008, № 38, ст. 4324;

15. Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013, № 36, ст. 4582;

16. Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» // Вестник Банка России.

2017, № 96-97;

17. О. Пелле «Экспортный контроль: реалии и заблуждения». «Таможенные новости»,

2018. № 7-8. С. 8-9;

18. Халипов С.В. Таможенный представитель: ответы на экзаменационные вопросы для специалистов по таможенным операциям. 16-е изд., перераб. - М.: ИД «Юриспруденция», 2018, 288 с.

BIBLIOGRAFIYA:

1. Dogovor о Evrazijskom ehkonomicheskom soyuze (Podpisan V g. Astane 29.05.2014) // http://www.eurasiancommission.org;

2. Dogovor о Tamozhennom kodekse Evrazijskogo ehkonomicheskogo soyuza ot 11.04.2017 (ratificirovan Federal'nym zakonom ot 14.11.2017 N 317-Р2 «О ratifikacii Dogovora о Tamozhennom kodekse Evrazijskogo ehkonomicheskogo soyuza // Sobranie zakonodateГstva RF. 2017. № 47, st 684);

3. Reshenie Kollegii Evrazijskoj ehkonomicheskoj komissii о: 16.08.2012 № 134 «О normativnyh pravovyh aktah V oblasti netarifnogo reguИrovamya» // http://www. eurasiancommission.org;

4. Reshenie Kollegii Evrazijskoj ehkonomicheskoj komissii ot 21.04.2015 № 30 «О merah netarifnogo reguИrovamya» // http://www.eurasiancommission.org;

5. Reshenie Kollegii Evrazijskoj ehkonomicheskoj komissii ot 25.12.2018 № 210 «ОЬ utverzhdenii Metodologii vedeniya statistiki vzaimnoj torgovli tovarami gosudarstv - cЫenov Evrazijskogo ehkonomicheskogo soyuza i Metodologii vedeniya tamozhennoj statistiki vneshnej torgovli tovarami gosudarstv - chIenov Evrazijskogo ehkonomicheskogo soyuza» // http://www. eurasiancommission.org;

6. FederaI'nyj zakon ot 19.07.1998 № 114-Р2 «О voenno-tekhnicheskom sotrudnichest:ve Rossijskoj Federacii s inostrannymi gosudarstvami» // Sobranie zakonodateI'stva RF, 27.07.1998, N 30, st 3610;

^ 46

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2019

7. Federal'nyj zakon ot 18.07.1999 № 183-Р2 «ОЬ ehksportnom kontrole» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1999, № 30, st. 3774;

8. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraya) ot 05.08.2000 N 117-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2000, № 32, st. 3340;

9. Federal'nyj zakon ot 18.07.2006 117-FZ «ОЬ ehksporte gaza» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 24.07.2006, N 30, st. 3293;

10. Federal'nyj zakon ot 03.08.2018 № 289-FZ «О tamozhennom regulirovanii V Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij V otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2018, № 32 (chast' I), st. 5082;

11. Ukaz Prezidenta RF ot 26.11.2007 № 1577 «ОЬ otkrytom akcionernom obshchestve «Rosoboronehksport» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2007, № 49, st. 6131;

12. Ukaz Prezidenta RF ot 17.12.2011 № 1661 «ОЬ utverzhdenii Spiska tovarov i tekhnologij dvojnogo naznacheniya, kotorye mogut ЬУ^ ispol'zovany pri sozdanii vooruzhenij i voennoj tekhniki i V otnoshenii kotoryh osushchestvlyaetsya ehksportnyj kontrol'» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011, № 52, st. 7563;

13. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.08.2005 № 517 «О poryadke polucheniya razresheniya komissii po ehksportnomu kontrolyu Rossijskoj Federacii па osushchestvlenie vneshneehkonomicheskih operacij s tovarami, informaciej, rabotami, uslugami, rezul'tatami intellektual'noj deyatel'nosti (pravami na nih), mogut Ьу^ ispol'zovany inostrannym gosudarstvom ili inostrannym licom V celyah sozdaniya oruzhiya massovogo porazheniya i sredstv ego dostavki, inyh vidov vooruzheniya i voennoj tekhniki libo priobretayutsya V interesah organizacij Ш fizicheskih lic, prichastnyh k terroristicheskoj deyatel'nosti» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2005, № 34, st. 3509;

14. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.09.2008 № 691 «ОЬ utverzhdenii Polozheniya o licenzirovanii vneshneehkonomicheskih operacij s tovarami, informaciej, rabotami, uslugami, rezul'tatami intellektual'noj deyatel'nosti (pravami па nih), V otnoshenii kotoryh ustanovlen ehksportnyj kontrol'» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2008, № 38, st. 4324;

15. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.08.2013 № 754 «ОЬ utverzhdenii stavok vyvoznyh tamozhennyh posЫin na tovary, vyvozimye iz Rossijskoj Federacii za predely gosudarstv -uchastnikov soglashenij o Tamozhennom soyuze, i o priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Pravitel'stva Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013, № 36, st. 4582;

16. Instrukcii Banka Rossii ot 16.08.2017 № 181-1 «О poryadke predstavleniya rezidentami i nerezidentami upolnomochennym bankam podtverzhdayushchih dokumentov i informacii pri osushchestvlenii valyutnyh operacij, o edinyh formah ucheta i otchetnosti po valyutnym operaciyam, poryadke i srokah ih predstavlemya» // Vestnik Banka Rossii. 2017, № 96-97;

17. О. Pelle «EHksportnyj kontrol': realii i zaЫuzhdemya». «Tamozhennye novosti», 2018. № 7-8. S. 8-9;

18. Halipov S.V Tamozhennyj predstavitel': otvety па ehkzamenacionnye voprosy dlya specialistov po tamozheппym operaciyam. 16-e izd., pererab. - М.: ID «YUrisprudenciya», 2018, 288 s.

4 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

47 ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.