в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. Никитченко И. И., Липатова Н. Г. Возможности использования информационных технологий в условиях Таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 2. С. 34-43.
9. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.04.2015 № 29 «О перечне общих процессов в рамках Евразийского экономического союза и внесении изменения в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 августа 2014 № 132» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
В. Б. Мантусов, С. В. Шкляев
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВВЕДЕННЫХ ГОСУДАРСТВОМ - ЧЛЕНОМ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ
В статье проведен анализ особенностей применения государствами - членами Евразийского экономического союза временных мер нетарифного регулирования, направленных на поддержку интересов национальных производителей и защиту внутреннего рынка от некачественной продукции. Дана оценка применения таких мер, которая позволит в дальнейшем разработать единый порядок действий должностных лиц таможенных органов стран - членов Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз; внешнеторговая деятельность; таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; временные меры нетарифного регулирования; таможенное администрирование; деятельность таможенных органов; эффективность применения временных мер нетарифного регулирования.
V. B. Mantusov, S. V. Shklyaev
ENSURING COMPLIANCE WITH TEMPORARY MEASURES OF NON-TARIFF
REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY INTRODUCED BY A MEMBER-STATE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION UNILATERALLY
The authors analyze the features of the use of temporary measures of non-tariff regulation aimed at supporting the interests of national producers and protecting the domestic market from substandard products by the member-states of the Eurasian Economic Union. Evaluation of the application of such measures which will further develop a unified procedure of action for the customs officials of the member-states of the Eurasian Economic Union is given in the article.
Keywords: the Eurasian Economic Union; foreign trade activity; customs tariff and non-tariff regulation; temporary measures of non-tariff regulation; customs administration; activity of customs authorities; efficiency of application of temporary measures of non-tariff regulation.
Интеграционное объединение Евразийский экономический союз (ЕАЭС, Союз) предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического
характера [1]. В рамках Союза унифицированы ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза и применяются другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами (например, единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)) [2]. При этом государства - члены ЕАЭС определяют формы и методы регулирования внешнеэкономических связей, учитывая собственные интересы [3; 4].
Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) осуществляется путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС.
Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:
- таможенный тариф;
- таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу;
- таможенные процедуры;
- ТН ВЭД ЕАЭС.
При этом одним из основных отличий системы таможенно-тарифного регулирования ВЭД в Союзе с точки зрения международной практики является сохранение в рамках национальной компетенции вопросов регулирования экспортных пошлин на широкий круг товаров, являющихся инструментом изъятия природной ренты, ограничения вывоза ряда товаров, пополнения доходов бюджета [5].
В отношении таких товаров государства - члены Таможенного союза подписали «Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран», в соответствии с которым стороны проводят независимую политику [6]. Целью данного Соглашения является стремление государств - членов Союза к унификации перечней товаров и ставок вывозных таможенных пошлин. В случае внесения одним из государств-членов изменений в перечни товаров или ставки вывозных таможенных пошлин по согласованию с другими государствами-членами или на основании соглашения, это государство информирует Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) о планируемых и внесенных изменениях. ЕЭК осуществляет корректировку сводного перечня товаров и уведомляет государства-члены о внесении в него соответствующих изменений.
В ЕАЭС в торговле с третьими странами применяются единые меры нетарифного регулирования, определенные ст. 46 «Договора о Евразийском экономическом союзе» [7].
Нетарифное регулирование внешней торговли охватывает две большие группы мер (административного и частично экономического характера), направленных на запреты и ограничения ввоза или вывоза товаров и услуг [3].
Первая группа мер имеет целью прямое ограничение импорта или экспорта или регулирование внешней торговли путем прямых количественных ограничений, лицензирования, запретов. Эти меры основаны на законодательной и административной базе государств, в значительной мере признанной в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации (ГАТТ/ВТО) [8].
Вторая группа мер нетарифного внешнеторгового регулирования охватывает большой круг разнородных акций административной, торговой, финансовой,
кредитной, технологической политики, меры безопасности, санитарные и экологические меры, при которых устанавливаются ограничения торговли товарами и услугами.
В условиях либерализации тарифной политики существенно повысилась роль мер нетарифного регулирования. Посредством введения этих мер страны оберегают свой рынок от наплыва иностранных товаров. Кроме того, меры нетарифного регулирования позволяют решать политические вопросы, не связанные с торговлей, пополнять государственный бюджет, обеспечивать занятость населения, защищать окружающую среду.
Нетарифное регулирование обеспечивается путем применения запретов и ограничений (квотирования, лицензирования) [3].
Запреты устанавливаются государствами на основе решений международных организаций в форме экономических санкций (например, в соответствии с резолюциями Организации Объединенных Наций) или в одностороннем порядке исходя из своих интересов либо в качестве ответных мер. Среди таких инструментов следует назвать эмбарго, вводившееся США в отношении ряда стран. Иногда вводятся сезонные запреты (например, запрет на ввоз определенной сельскохозяйственной продукции в период сбора урожая в стране-импортере) [3].
Регулирование в рамках ГАТТ/ВТО позволяет вводить ограничения в отношении экспорта и импорта, если эти ограничения признаются оправданными. В их числе необходимо отметить запреты экспорта товаров в связи с их нехваткой на внутреннем рынке, а также аналогичные санкции в отношении импорта в связи с применением стандартов или правил о классификации, сортировке или реализации товаров в международной торговле [8].
Статья XX ГАТТ/ВТО разрешает применение ограничений вплоть до запретов по соображениям защиты общественной морали, охраны жизни и здоровья населения, животных и растений, а также мер, относящихся к ввозу и вывозу золота, серебра, охране невозобновляемых природных ресурсов. Эта статья разрешает применение указанных мер в отношении охраны национальных, художественных, археологических ценностей [8].
Согласно ст. XXI разрешается применение различных мер, включая запреты, в целях обеспечения национальной безопасности.
Ограничения, как правило, имеют количественный характер. Количественные ограничения - это квотирование товаров, экспортируемых или импортируемых из какой-либо страны, или лицензирование.
В рамках квотирования используются глобальные и индивидуальные, тарифные и сезонные квоты. Глобальные квоты разграничивают размер общего импорта какого-либо товара, который не распределен между поставщиками и может реали-зовываться среди них в порядке очередности поступления от них заявок. Индивидуальные квоты распределяются пропорционально доле каждого поставщика в импорте за прошлый (базовый) период или же на основе двустороннего согласования (например, в обмен на встречные торгово-политические уступки). Не исключено и произвольное распределение квот среди поставщиков. Тарифные квоты предусматривают ввоз ограниченного количества товара при более льготном таможенном режиме. Сезонные квоты устанавливаются на ввоз некоторых видов сельскохозяйственной продукции в период пика производства внутри страны. Это, прежде всего, относится к скоропортящейся продукции [3].
Лицензирование предполагает разрешительный порядок внешнеторговых операций с какой-либо продукцией или страной. Для этих целей используются индивидуальная (разовая) и генеральная лицензии, а также технологии автоматического лицензирования (наблюдения). Разовая индивидуальная лицензия предполагает выдачу единовременного разрешения на определенный срок конкретному импортеру по его заявке на ввоз указанного количества товара из определенной страны. Генеральная лицензия разрешает любому лицу ввозить обозначенный товар в течение длительного времени без ограничений в отношении количества и страны или определенных государств [3].
Технология автоматического лицензирования (наблюдения) используется в целях контроля импорта конкретной продукции. Основные положения об установлении автоматического лицензирования (наблюдения) изложены в разд. V «Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» (приложение 7 к Договору о ЕАЭС). При этом предусматривается, что в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров ЕЭК вправе вводить автоматическое лицензирование (наблюдение) [3].
Желание ряда стран совместить получение выгоды от либерализации торговли и защиту внутреннего рынка от иностранных товаров выразилось в «добровольных» ограничениях экспорта. Правила Всемирной торговой организации (ВТО) значительно сузили сферу применения количественных ограничений. «Добровольные» ограничения экспорта представляют собой соглашения правительств стран импортера и экспортера об ограничении поставок товаров в рамках согласованного объема в обмен на отказ страны импортера от введения ограничений на ввоз продукции экспортера. Подобные ограничения обычно не фиксируются в законодательстве. По сути, «добровольные» ограничения экспорта - это принуждение торговых партнеров к ограничению своего экспорта [3].
Вместе с тем правом Союза предусмотрена возможность государствам-членам устанавливать временные меры нетарифного регулирования в одностороннем порядке. В соответствии с Договором о ЕАЭС (ст. 47 «Введение мер нетарифного регулирования в одностороннем порядке») в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводиться и применяться меры нетарифного регулирования [7].
Основаниями для введения временных мер нетарифного регулирования могут являться:
- исчерпание невосполнимых природных ресурсов;
- недостаточное количество товара для внутреннего производства;
- обязанность выполнения международных обязательств и др.
Договором о ЕАЭС предусмотрено также, что срок действия временных мер
нетарифного регулирования не может превышать шести месяцев с даты введения [7].
В Российской Федерации (РФ) временные меры нетарифного регулирования вводятся постановлениями Правительства РФ.
Государство заблаговременно уведомляет ЕЭК о принятии временных мер нетарифного регулирования и вносит предложение о введении такой меры на всей таможенной территории Союза.
Если предложение о введении временной меры нетарифного регулирования на всей территории не принимается, то ЕЭК информирует таможенные органы
государств-членов о необходимости принятия мер по недопущению ввоза или вывоза таких товаров без соответствующих документов (лицензии) [9].
Государства Союза активно используют механизм временных мер нетарифного регулирования, принимаемых в одностороннем порядке.
На сегодняшний день указанные меры вводились Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией.
Республика Беларусь применяет такой инструмент в большей степени. При этом меры Республики Беларусь ориентированы главным образом на лицензирование экспорта сырьевых товаров (лесоматериалы, льноволокно, необработанные шкуры крупного рогатого скота и т. д.).
Применение государствами - членами ЕАЭС временных мер нетарифного регулирования представлено на рис. 1.
Рис. 1. Применение государствами - членами ЕАЭС временных мер нетарифного регулирования
Временные меры нетарифного регулирования, которые применялись Россией, направлены в основном на поддержку интересов отечественных производителей и защиту внутреннего рынка от некачественной продукции. При этом в отношении отдельных товаров указанные меры неоднократно продлевались [10].
Например, запрет вывоза кожевенного полуфабриката был введен Россией с октября 2014 г. и продлевался шесть раз (действовал до 10.12.2018), а введенное с августа 2015 г. лицензирование импорта нерудных материалов - семь раз (введено в очередной раз с 12 февраля до 11 августа 2019 г.).
В настоящее время в России применяются:
- лицензирование импорта нерудных материалов;
- количественное ограничение (квота) на вывоз бревен из березы;
- разрешительный порядок ввоза биомедицинских клеточных продуктов.
Результаты применения отдельных временных мер нетарифного регулирования
в России оцениваются положительно. Например, запрет на вывоз кожевенного полуфабриката позволил российским кожевенным предприятиям в 2018 г. выполнить государственный оборонный заказ и загрузить мощности более чем на 60%.
В то же время анализ таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств-членов показывает, что вводимые Россией временные меры по лицензированию импорта товаров не обеспечивают достижение заявляемых целей, а приводят, как правило, к перетеканию потоков ввоза таких товаров через территории государств-членов, главным образом через Республику Беларусь, в рамках взаимной торговли.
Например, в 2017 г. поставки нерудных материалов из Республики Беларусь по сравнению с 2016 г. увеличились на 33% (11 098 т и 8 352 т соответственно). По информации Министерства промышленности и торговли РФ (Минпромторг России), часть нерудных материалов, поступавших с территории Республики Беларусь, имела украинское происхождение.
В результате проведенных совместно с Минпромторгом России временных мероприятий в сфере нетарифного регулирования в 2018 г. произошло уменьшение объема ввоза нерудных материалов (до уровня 2016 г. - 8 365 т).
Динамика поставки нерудных материалов в Россию в 2016-2018 гг. представлена на рис. 2.
2016 г. 2017 г. 2018 г.
I | Взаимная торговля Ц Торговля с третьими странами
Рис. 2. Динамика поставки нерудных материалов в Россию в 2016-2018 гг.
Анализ применения временной меры по лицензированию импорта колес из алюминия показал, что за период ее действия (с 7 июля по 31 декабря 2018 г.) объемы ввоза товаров в Россию из третьих стран снизились на 15% (16 062 т) по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. (18 842 т).
Вместе с тем в рамках взаимной торговли объемы ввоза в 2018 г. увеличились в 38 раз по сравнению с 2017 г. (6 815 т и 178,4 т соответственно). При этом объем поставок в декабре 2018 г. увеличился в 59 раз по сравнению с декабрем 2017 г. (1 691 т и 29 т соответственно), наибольший объем приходился на Республику Беларусь (79%, 5 399 т).
Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы на постоянной основе проводится мониторинг совершения таможенных операций с товарами, в отношении которых другими
государствами применяются временные меры нетарифного регулирования, в целях обеспечения соблюдения права Союза.
Например, в 2018 г. выявлена 31 декларация на товар, по которым осуществлен выпуск товаров белорусского происхождения, в отношении которых Республикой Беларусь установлены временные меры в одностороннем порядке в виде лицензирования экспорта. При этом был осуществлен выпуск 71,65 т льноволокна, 20,32 т дубовых лесоматериалов.
Выпуск указанных товаров стал возможным ввиду отсутствия единого порядка действий должностных лиц таможенных органов при перемещении товаров, в отношении которых одним из государств Союза применяется временная мера.
В связи с этим важной и актуальной научно-практической задачей является разработка механизмов, которые обеспечат эффективность применения временных мер нетарифного регулирования как при торговле с третьими странами, так и в рамках взаимной торговли.
В целях повышения эффективности администрирования односторонних временных мер нетарифного регулирования представляется целесообразным разработать единый порядок действий должностных лиц таможенных органов при перемещении товаров, в отношении которых одним из государств - членов Союза применяется временная мера.
Использованные источники
1. Липатова Н. Г. Международное таможенное сотрудничество в условиях экономической интеграции государств // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 3. С. 25-31.
2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 24.04.2017) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Торговые ограничения. Экспортный и валютный контроль: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика», профиль «Мировая экономика» / под ред. В. Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 463 с.
4. Мантусов В. Б., Волков А. Н. Задачи ФТС России по введению новой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 1. С. 45-51.
5. Липатова Н. Г., Гладков А. Р. Проблемные вопросы зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, взимаемых в рамках контрактов в сфере недропользования // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 1. С. 120-125.
6. Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран (ратифицировано Федеральным законом от 22.12.2008 № 254-ФЗ) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014, ред. от 08.05.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 12.02.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. Генеральное соглашение по тарифам и торговле Всемирной торговой организации (ГАТТ/ ВТО) (ред. 1994 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
9. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. Таможенная служба Российской Федерации в 2018 году. М., 2019. 103 с.