ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY
О. А. Мозжегорова
ИНСТРУМЕНТЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
В статье рассмотрены инструменты нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в государствах - членах Евразийского экономического союза. Автор комментирует содержание понятия «меры нетарифного регулирования» и делает вывод о необходимости закрепления данного понятия на законодательном уровне в соответствии с обновленной структурой мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Евразийском экономическом союзе.
Ключевые слова: меры нетарифного регулирования; количественные ограничения; исключительное право; разрешительный порядок; Единый перечень товаров.
O. A. Mozzhegorova
INSTRUMENTS OF NON-TARIFF REGULATION OF INTERNATIONAL TRADE IN THE CONDITIONS OF FUNCTIONING OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION
The instruments of non-tariff regulation of foreign economic activity in the member-states of the Eurasian Economic Union are considered in the article. The author comments on the content of the concept "measures of non-tariff regulation" and concludes that it is necessary to consolidate this concept at the legislative level in accordance with the renewed structure of non-tariff regulation of the foreign economic activity in the Eurasian Economic Union.
Keywords: measures of non-tariff regulation; quantitative restrictions; exclusive right; permitting procedure; single list of goods.
В целях защиты национальных интересов государству необходимо регулировать внешнеторговую деятельность (ВТД) с помощью разнообразных инструментов. На фоне устойчивой общемировой тенденции снижения таможенно-тарифной защиты национальных рынков стран все большее значение приобретают меры нетарифного регулирования (МНР), которые являются составной частью системы запретов и ограничений ВТД. МНР специально созданы для того, чтобы с их помощью регулировать внешнюю торговлю и проводить торговую политику (запреты, квотирование, лицензирование и другие меры). Поэтому специалисты называют их «жесткими нетарифными мерами» [1, с. 6].
Применение мер нетарифного регулирования ВТД регламентируется положением Генерального соглашения по тарифам и торговле (Соглашение ГАТТ/ ВТО) об обязанности стран - членов Всемирной торговой организации (ВТО)
использовать режим наибольшего благоприятствования и национальный режим в отношении всех мер, регулирующих внешнюю торговлю. Статьи Х1-Х1У Соглашения ГАТТ/ВТО предусматривают применение МНР, но только в исключительных случаях. Однако в них содержится ряд взаимоисключающих положений в отношении применения количественных ограничений в международной торговле. Вместе с тем, прямого запрета на использование МНР данный документ не содержит.
Несмотря на рекомендации ВТО применять МНР в исключительных случаях, многие страны мира их активно используют. Государства - члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) также применяют в торговле с третьими странами единые меры нетарифного регулирования, структура которых законодательно закреплена ст. 46 Договора о ЕАЭС. К этим мерам относятся:
1) количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
2) исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
3) автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
4) запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
5) разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.
Единые меры нетарифного регулирования используются как в отношении экспорта, так и в отношении импорта товаров. Контроль за соблюдением МНР участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) осуществляют таможенные органы государств - членов ЕАЭС.
Следует отметить, что в Таможенном кодексе ЕАЭС (ТК ЕАЭС), в отличие от Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), отсутствует определение термина «меры нетарифного регулирования». Статья 4 ТК ТС определяла МНР как «комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера...».
Данное определение базировалось на отдельных положениях «Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран», которое на законодательном уровне определяло структуру МНР, носящих экономический характер (в связи со вступлением в силу Договора о ЕАЭС документ прекратил свое действие). К таким мерам относились количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров (ст. 3), исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров (ст. 4) и автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров (ст. 6) [2]. Очевидно, что определение МНР, закрепленное в ТК ТС, не включало все инструменты нетарифного регулирования, установленные ст. 46 Договора о ЕАЭС.
Введение и применение МНР в государствах - членах ЕАЭС осуществляется в соответствии с «Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» (Протокол) [3]. Наиболее известной мерой являются количественные ограничения экспорта и (или) импорта товаров, которые могут вводиться путем установления экспортных или импортных квот, определяющих максимально возможный объем ввоза или вывоза конкретного товара. Документ содержит оговорку о том, что количественные ограничения в странах Союза не применяются. Однако п. 12 Протокола закреплена возможность их применения в исключительных случаях, что не противоречит основным положениям Соглашения ГАТТ/ВТО.
При этом данная мера может быть введена только в отношении товаров, включенных в перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Союза. К ним относятся мясо крупного рогатого скота, свинина, баранина, различные виды растительного масла (подсолнечное, горчичное, соевое, рапсовое), крупы, мука, а также отходы и лом черных металлов, необработанные шкуры крупного рогатого скота и свиней, нефтепродукты, содержащие биодизель, и т. д. [4].
На сегодняшний день из всех стран Союза только Республика Беларусь использует количественные ограничения во внешней торговле. Данная мера применяется при экспорте отходов и лома черных металлов (код 7204 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) ЕАЭС), меди (код 7404 00 ТН ВЭД ЕАЭС), никеля (код 7503 00 ТН ВЭД ЕАЭС) и алюминия (код 7602 00 ТН ВЭД ЕАЭС), происходящих из Республики Беларусь, и направлена на защиту национальной экономики и развитие промышленного комплекса страны [5]. Юридическим лицом, имеющим право экспортировать эти товары, является ГО «Белвтормет» и входящие в его состав юридические лица, причем только в случаях, определяемых Советом министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь [6].
В соответствии с Протоколом ограничение внешнеторговой деятельности может осуществляться также путем предоставления исключительного права на импорт или экспорт товаров. Данная мера предусматривает предоставление права на осуществление экспорта (импорта) товаров определенным участникам ВТД и, по сути, запрет на осуществление этой деятельностью всем остальным участникам внешнего рынка. При этом государство, инициирующее введение исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, обязано предоставить в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) информацию, содержащую обоснование целесообразности применения данной меры.
Исключительное право на экспорт или импорт товаров применяется достаточно активно в Российской Федерации (РФ) и Республике Беларусь. В Российской Федерации правовые основы исключительного права закреплены Федеральным законом от 18.07.2006 № 117-ФЗ «Об экспорте газа». Данная мера используется при экспорте природного газа, транспортируемого как в газообразном, так и в сжиженном состоянии (коды 2711 11 000 0, 2711 21 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) [5]. Исключительное право на экспорт природного газа в газообразном состоянии принадлежит только ОАО «Газпром». Исключительным правом на экспорт газа в сжиженном состоянии обладают семь организаций (в том числе ОАО «Газпром»), перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 14.07.2014 № 1277-р «Об утверждении перечня организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт газа природного в сжиженном состоянии». В период с 2013 г. по 2018 г. наблюдалась устойчивая тенденция роста экспорта природного газа как в газообразном, так и в сжиженном состоянии.
В Республике Беларусь исключительное право применяется при экспорте калийных удобрений, а также при импорте спирта, алкогольной и табачной продукции. Порядок применения исключительного права устанавливается национальным законодательством. Так, например, исключительное право на экспорт минеральных или химических калийных удобрений (код 3104 ТН ВЭД ЕАЭС) государство предоставило ОАО «Беларуськалий» и ОАО «Белорусская калий-
ная компания», что закреплено Указом Президента Республики Беларусь от 05.09.2013 № 399 [7]. Основными странами - импортерами калийных удобрений являются Бразилия, Китай, Индия, Малайзия и Индонезия.
Применение исключительного права в отношении импорта спирта, алкогольной и табачной продукции в Республике Беларусь регулируется Декретом Президента Республики Беларусь от 29.02.2008 № 3 «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий». В отношении алкогольной продукции исключительное право государства в Республике Беларусь распространяется на импорт спиртов, виноматериалов, а также напитков массового сегмента. Его получают юридические лица, которые стали победителями конкурса, проводимого не реже одного раза в год. Следует отметить, что исключительное право не распространяется на импорт элитной алкогольной продукции. Ее могут ввозить компании, размер уставного фонда которых составляет не менее 250 тыс. евро. Кроме того, ежегодно утверждается перечень алкогольной продукции, к которой не применяется исключительное право [8].
Особое место в структуре МНР занимает автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта или импорта товаров. Введение данной меры предусмотрено в целях мониторинга динамики перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу стран - участниц ЕАЭС. Однако она должна применяться только в случае невозможности получения количественных показателей экспорта или импорта определенных товаров иным путем. Автоматическое лицензирование может вводиться как по инициативе государства - члена Союза, так и ЕЭК. Применение данной меры нетарифного регулирования базируется на ст. 2 Соглашения по процедурам импортного лицензирования ВТО.
С целью применения данного инструмента нетарифного регулирования в полном объеме создана нормативная база: разработан порядок введения данной меры, предусмотрены правила оформления и выдачи разрешения на экспорт и (или) импорт товаров, в классификаторе видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании, предусмотрен код данного разрешения - 01017 [9].
Рассмотренные выше инструменты нетарифного регулирования направлены на поддержку национального производителя или защиту внутреннего рынка страны и поэтому носят экономический характер. Эти меры применяются странами Союза недостаточно активно: на данный момент количественные ограничения применяет только Республика Беларусь, исключительное право - Республика Беларусь и Российская Федерация, а автоматическое лицензирование не применяется ни одним из государств - членов ЕАЭС.
Подтверждение соблюдения МНР, носящих экономический характер, осуществляется путем представления в таможенные органы лицензии на экспорт или импорт товаров. В Российской Федерации она выдается Министерством промышленности и торговли РФ (Минпромторг России). Исключением являются внешнеторговые операции в отношении природного газа в сжиженном состоянии, на осуществление которых лицензия выдается Министерством энергетики РФ (Минэнерго России). Лицензирование в данном случае является составной частью процесса квотирования или предоставления исключительного права и выполняет функцию механизма их реализации [10, с. 270]. В случае введения автоматического лицензирования предусмотрено разрешение Минпромторга России.
Иные особенности имеют остальные инструменты нетарифного регулирования ВТД, а именно разрешительный порядок и запрет ввоза и (или) вывоза товаров. Разрешительный порядок предусматривает введение ограничений ВТД при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС, вывозе с таможенной территории ЕАЭС и транзите через таможенную территорию ЕАЭС в отношении так называемых «специфических» товаров. К ним относятся опасные отходы, озоноразрушающие вещества, культурные ценности, драгоценные металлы и иные товары, перемещение которых через таможенную границу ЕАЭС требует государственного регулирования. Статья ХХ Соглашения ГАТТ/ВТО («Общие исключения») предусматривает применение данного инструмента нетарифного регулирования, однако выводит его за рамки торговых мер, регулируемых правилами ВТО.
В Российской Федерации разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров предполагает представление в таможенные органы лицензии Минпромторга России на экспорт (импорт) товаров или заключения (разрешительного документа) определенного федерального органа исполнительной власти. В данном случае лицензирование выполняет самостоятельную функцию инструмента нетарифного регулирования как комплекса административных мер, устанавливающего порядок выдачи лицензий и (или) разрешений [3]. Таким образом, разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров априори носит административный характер.
Аналогичная ситуация с запретом на ввоз и вывоз отдельных товаров по соображениям морали и нравственности, а также в целях реализации экологической, гуманитарной и социальной политики. Применение данного инструмента нетарифного регулирования также разрешено правилами ВТО.
Исходя из вышеизложенного меры нетарифного регулирования, установленные ст. 46 Договора о ЕАЭС, можно условно разделить на две основные группы: меры нетарифного регулирования, носящие экономический характер, а также меры нетарифного регулирования административного характера.
Все товары, к которым применяются меры нетарифного регулирования, включены в «Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами», утвержденный Решением Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (Единый перечень товаров). Кроме того, на сегодняшний день действуют отдельные нормы Решения Коллегии ЕЭК от 16.08.2012 № 134.
Единый перечень товаров содержит 9 категорий товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу ЕАЭС, и 21 категорию товаров, к которым применяется разрешительный порядок их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС. В отношении этих товаров применяются меры административного характера. Отдельные позиции Единого перечня товаров предусматривают применение к определенным товарам мер нетарифного регулирования экономического характера. В перечень также включены товары, в отношении которых применяются меры таможенно-тарифного регулирования и защиты внутреннего рынка. Особое место в Едином перечне товаров занимают ограничения, применяемые в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении государств - членов ЕАЭС к ВТО. Важно отметить, что соблюдение всех мер, не относящихся к МНР, также подтверждается путем представления в таможенные органы
лицензии на экспорт или импорт товаров. Структура Единого перечня товаров представлена в таблице.
Таблица
Структура «Единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами»
№ п/п Название инструмента государственного регулирования Номер раздела и позиции в Едином перечне товаров Примечание
1 Количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров II раздел, поз. 2.24
Исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров II раздел, поз. 2.26 МНР экономического характера
Автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров Отсутствует
2 Запрет ввоза и (или) вывоза товаров I раздел, поз. 1.1-1.9 МНР
Разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров II раздел, поз. 2.1-2.4, 2.62.14, 2.16, 2.17, 2.19-2.23, 2.30 административного характера
3 Тарифная квота II раздел, поз. 2.27 Мера таможенно-тарифного регулирования
4 Импортная квота в качестве специальной защитной меры II раздел, поз. 2.29 Мера защиты внутреннего рынка (утратила силу в связи со вступлением в силу Решения Коллегии ЕЭК от 08.11.2016 № 140)
5 Ограничения, применяемые в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении государств - членов ЕАЭС к ВТО II раздел, поз. 2.28 Право ВТО
Результаты проведенного анализа применения инструментов нетарифного регулирования в условиях функционирования ЕАЭС позволяют сделать следующие выводы:
- структура и содержание Единого перечня товаров не в полной мере соответствуют его названию, так как он содержит ряд мер, не относящихся к мерам нетарифного регулирования;
- структура МНР, закрепленная ст. 46 Договора о ЕАЭС, содержит как меры, носящие экономический характер, так и меры административного характера;
- в структуру Единого перечня товаров включены товары, к которым применяются различные инструменты государственного регулирования ВТД, предусматривающие в качестве основания для перемещения этих товаров через таможенную границу ЕАЭС единый разрешительный документ - лицензию на экспорт или импорт товаров, что позволило сделать нормативную базу в данной сфере более понятной и прозрачной как для участников ВЭД, так и для должностных лиц таможенных органов;
- расширение структуры МНР за счет включения в нее дополнительных мер, носящих административный характер, привело, на наш взгляд, к сложности опре-
деления содержания понятия «меры нетарифного регулирования» и, как следствие, к отсутствию в ТК ЕАЭС термина «меры нетарифного регулирования». Необходимо закрепление данного понятия на законодательном уровне в соответствии с обновленной структурой мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в ЕАЭС.
Использованные источники
1. Дюмулен И. И. Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практики и правила ВТО, интересы России // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 2.
2. Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25.10.2008 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http:// www.eurasiancommission. org/.
3. Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]. URL: http://www. eurasiancommission.org/.
4. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.07.2016 № 83 «Об утверждении перечня товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Евразийского экономического союза и в отношении которых в исключительных случаях могут быть введены временные запреты или количественные ограничения экспорта» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http:// www.eurasiancommission. org/.
5. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 №134 (ред. от 15.11.2016) «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.tsouz.ru/.
6. Болточко П. Промышленно-торговое право. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https:// ilex.by/poluchaem-litsenziyu-na-eksport-import-tovarov/.
7. Указ Президента Республики Беларусь от 05.09.2013 № 399 «О совершенствовании экспорта калийных удобрений» [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://pravo.by.
8. В Беларуси 29 компаний получили право импорта алкогольной продукции в 2018 г. [Электронный ресурс] // EXPORT.BY: портал информационной поддержки экспорта. URL: https://export.by/news/belarus-names-2018-alcohol-importers-one-added.
9. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. URL: http://www.tsouz.ru/.
10. Мозжегорова О. А. Нетарифные меры регулирования внешней торговли товарами через призму таможенного контроля // Государственное управление в XXI веке: повестка дня российской власти: 10-я Международная конференция факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова, 29-31 мая 2012 г.: материалы: в 3 ч. Ч. II. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013.