Научная статья на тему 'Классификация мер нетарифного регулирования: мировой опыт и особенности классификации в Евразийском экономическом союзе и Российской Федерации'

Классификация мер нетарифного регулирования: мировой опыт и особенности классификации в Евразийском экономическом союзе и Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2032
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕТАРИФНЫЙ БАРЬЕР / NON-TARIFF BARRIER / НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / NON-TARIFF REGULATION / КЛАССИФИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / CLASSIFICATION SYSTEM OF NON-TARIFF REGULATION / ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROHIBITIONS AND RESTRICTIONS OF FOREIGN TRADE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулешов Александр Викторович

В статье проведен анализ существующих подходов к классификации мер нетарифного регулирования, представленных международными организациями и Евразийским экономическим союзом. Сделан вывод о целесообразности разработки в рамках Евразийского экономического союза классификационной схемы запретов и ограничений, применяемых в отношении товаров, являющихся объектами внешнеторговой деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF NON-TARIFF REGULATION MEASURES: INTERNATIONAL EXPERIENCE AND SPECIAL ASPECTS OF CLASSIFICATION IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION AND RUSSIAN FEDERATION

The existing approaches to the classification of non-tariff regulation measures provided by international organizations and the Eurasian Economic Union are analyzed in the article. The conclusion about the feasibility of developing under the Eurasian Economic Union of classification scheme of prohibitions and restrictions used in relation to goods that are subjects of foreign trade activity is drawn

Текст научной работы на тему «Классификация мер нетарифного регулирования: мировой опыт и особенности классификации в Евразийском экономическом союзе и Российской Федерации»

УДК 339.97

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кулешов А.В.

В статье проведен анализ существующих подходов к классификации мер нетарифного регулирования, представленных международными организациями и Евразийским экономическим союзом. Сделан вывод о целесообразности разработки в рамках Евразийского экономического союза классификационной схемы запретов и ограничений, применяемых в отношении товаров, являющихся объектами внешнеторговой деятельности

The existing approaches to the classification of non-tariff regulation measures provided by international organizations and the Eurasian Economic Union are analyzed in the article. The conclusion about the feasibility of developing under the Eurasian Economic Union of classification scheme ofprohibitions and restrictions used in relation to goods that are subjects of foreign trade activity is drawn

Ключевые слова: нетарифный барьер; нетарифное регулирование; классификационная система нетарифного регулирования; запреты и ограничения внешнеторговой деятельности

Keywords: non-tariff barrier; non-tariff regulation; classification system of non-tariff regulation; prohibitions and restrictions of foreign trade activity

Мировая практика осуществления внешнеторговой деятельности показывает, что в последние десятилетия страны - участницы Всемирной торговой организации (ВТО) применяли низкие ставки тарифов, что поспособствовало снижению уровня тарифной защиты во взаимной торговле между ними. Поэтому на первый план в качестве эффективного средства защиты рынка выступают нетарифные меры регулирования.

Нетарифный барьер (англ. - non-tariff barrier) является любой политикой или процедурой, которые преследуют цель ограничения импорта, но не являются тарифом.

Тарифные и нетарифные методы регулирования впервые были предложены Секретариатом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в конце 60-х годов прошлого века. Это же Соглашение определило нетарифные ограничения (НТО) как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли».

В свою очередь, следует отметить, что до сих пор в мировой торговле отсутствуют общепризнанное определение нетарифных барьеров и их классификация.

Нетарифные меры регулирования торговли закрепляются в сложных нормативных правовых актах, которые издаются различными контролирующими органами государственной власти, в отличие от мер тарифного регулирования торговли, которые выражены в таможенных тарифах, что упрощает процедуру их применения и количественного анализа.

Кроме этого, нетарифные меры регулирования торговли, как уже отмечалось, включают в себя все меры, отличные от таможенных тарифов, которые существенно влияют на международную торговлю, поэтому количество мер, которые могут быть каким-то образом охарактеризованы, является очень большим, и их затруднительно однозначно классифицировать.

В связи с этим разработка всесторонней международной классификации нетарифных мер регулирования торговли является необходимым шагом для решения вышеназванных проблем, поскольку она, с одной стороны, позволит систематизировать получаемую о нетарифных мерах регулирования торговли информацию, а с другой - структурировать работу по сбору и анализу такой информации.

Наиболее известными являются системы классификаций, разработанные ВТО и Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Классификационная схема, разработанная Секретариатом ГАТТ в начале 70-х годов прошлого века, к настоящему времени насчитывает более 600 конкретных видов нетарифных мер и объединяет все нетарифные ограничения в семь основных категорий:

1. Ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях. К ним относятся субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная система размещения государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях, меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков и прочее.

2. Таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности, например усложненная процедура таможенного оформления, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара, завышенные требования к необходимой для оформления документации.

3. Технические барьеры в торговле: стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции.

4. Санитарные и фитосанитарные меры.

5. Специфические ограничения (квотирование, эмбарго, валютный контроль, экспортные ограничения, требования к упаковке и маркировке и т.д.).

6. Импортные сборы (пограничные налоги, предварительные импортные депозиты и т.д.).

7. Другие меры (защита интеллектуальной собственности, защитные и чрезвычайные меры)1.

Данная классификация нетарифных ограничений и составленный на ее основе каталог нашли широкое применение в ходе международных торговых переговоров и послужили теоретической базой для формирования классификационных схем НТО другими международными организациями.

На XIII сессии ЮНКТАД, которая состоялась в 2012 году, была обоснована необходимость изучения нетарифных мер регулирования торговли и поставлена задача снизить и ликвидировать произвольные и неоправданные нетарифные барьеры с целью реальной либерализации торговли2.

ЮНКТАД занимается вопросом применения мер нетарифного регулирования и их воздействия на торговлю и развитие с первой половины 1980-х годов.

ЮНКТАД нетарифные методы регулирования внешней торговли изначально классифицировались следующим образом:

1) паратарифные методы;

2) меры контроля за ценами;

3) финансовые меры;

4) меры количественного контроля;

5) меры автоматического лицензирования;

6) монополистические меры;

7) технические меры.

В 2006 году Генеральный секретарь ЮНКТАД организовал Группу экспертов по нетарифным мерам, цель которой состояла в обсуждении определения, классификации, сбора и количественной оценки нетарифных мер регулирования торговли для определения их видов и разъяснения их сущности.

С целью обеспечения технической работы Группы экспертов по нетарифным мерам ею была организована Межведомственная группа, состоящая из представителей следующих международных организаций: ЮНКТАД, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, Международного валютного фонда (МВФ), ВТО, Международного торгового центра ЮНКТАД-ВТО, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирного банка и других.

Межведомственная группа создала классификацию нетарифных мер регулирования торговли, включающую 16 групп3. Указанная классификация в редакции 2012 года представлена в табл. 1.

1 Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ, 2011. С. 346-347.

2 The Doha Mandate // United Nations Conference on Trade and Development: [сайт]. [2012]. URL: http://unctad.org/en.

3 Classification of non-tariff measures: February 2012 version // United Nations Conference on Trade and Development: [сайт]. [2013]. URL: http://unctad.org/en.

Таблица 1

Классификация ЮНКТАД мер нетарифного регулирования

Группа Название группы

А санитарные и фитосанитарные меры

В технические торговые барьеры

C предотгрузочная инспекция и иные формальности

D условные меры защиты торговли

E неавтоматическое лицензирование, квоты, запреты и меры количественного контроля, за исключением применяемых в соответствии с санитарными и фито-санитарными мерами и техническими торговыми барьерами

F меры ценового контроля, включая дополнительные налоги и сборы

G финансовые меры

H меры, влияющие на конкуренцию

I относящиеся к торговле инвестиционные меры

J ограничения на распространение

K ограничения на послепродажное обслуживание

L субсидии (кроме экспортных)

M ограничения государственных закупок

N нормы законодательства об интеллектуальной собственности

O правила определения страны происхождения товаров

P меры в отношении экспорта (в т.ч. экспортные субсидии)

Группы с «А» по «О» входят в класс импортных мер; нетарифные меры группы «Р» - в класс экспортных мер. При этом группы с «А» по «С» включаются в подкласс технических мер, а группы с <Ю» по «Р» - нетехнических.

При разработке классификационной системы мер нетарифного регулирования Межведомственная группа пришла к выводу, что в ряде случаев не сами нетарифные меры являются преградой в международной торговле, а их непосредственная реализация, зависящая от конкретных действий соответствующих лиц, прозрачности применяемых правовых актов и т.п.

В результате появилась отдельная классификация «процессуальных преград», сопутствующих введению тех или иных мер нетарифного регули-рования4 (табл. 2).

Основная цель классификации нетарифных мер регулирования торговли ЮНКТАД состоит в систематизации информации о нетарифных мерах регулирования торговли, используемых в мире, сведении ее в базы данных.

4 Ibid.

Прозрачность информации о таких мерах необходима для реализации многосторонних инициатив по упрощению процедур международной торговли товарами и услугами, а также для развития и расширения такой торговли.

Кроме представленной классификации в мировой практике также принято различать нетарифные меры, специально созданные с тем, чтобы с их помощью осуществлять регулирование внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование, добровольные ограничения экспорта), а также нетарифные ограничения, возникающие в результате проведения технической политики, реализации норм здравоохранения, осуществления финансовых и административных мер. Побочное действие этих мер создает дополнительные, часто произвольные, препятствия для международной торговли и практически превращает их в нетарифные ограничения (иногда даже путем их сознательного использования в этих целях)5.

Таблица 2

Классификация ЮНКТАД «процессуальных преград» при введении НТР

Группа Название группы

А административное бремя (например, большое количество требуемых документов)

В проблемы информированности и прозрачности (например, частая смена регламента)

С непоследовательное или дискриминационное поведение государственных служащих (например, произвольное поведение государственных служащих)

D временные ограничения (например, задержки в административных процедурах)

Е платежи (например, необычно высокие платежи или сборы за различные услуги)

F проблемы, связанные с инфраструктурой (например, плохое состояние дорог)

О безопасность (например, низкий уровень обеспечения безопасности лиц и грузов)

Н ограничения правового характера (например, отсутствие процедуры урегулирования споров)

Формирование Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации происходило на основе координации подходов государств - членов Таможенного союза к работе в рамках системы многостороннего регулирования международной торговли с учетом унификации и гармонизации государственного воздействия на внешнеторговую деятельность, в том числе и по вопросам таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Аналогичный подход существует и в образовавшемся на базе

5 Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право: монография. 3-е изд., доп. М.: ВАВТ, 2012. С. 121-122.

Таможенного союза Евразийском экономическом союзе, который начал свое функционирование с 1 января 2015 года.

В рамках действующего Евразийского экономического союза выработана, на основе международных соглашений, система государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в основу которой положены общепризнанные методы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Особого внимания заслуживает классификация единых мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран в рамках Евразийского экономического союза и Российской Федерации, отличная по ряду показателей от классификационных схем ГАТТ-ВТО и ЮНКТАД.

Основные категории единых нетарифных ограничений, действовавших в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС и действующих на современном этапе в Евразийском экономическом союзе, а также в Российской Федерации, приведены в табл. 3.

В действующем Таможенном кодексе Таможенного союза определены термины, которые раскрывают понятия нетарифного регулирования и запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности:

- п. 17 ст. 4: меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза;

- п. 8 ст. 4: запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые, исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Таким образом, представленная в таблице 2 классификация мер нетарифного регулирования ограничивается рассмотрением только тех мер, которые носят экономический характер. Следовательно, на основании действующего таможенного законодательства в Таможенном союзе, в том числе и в Российской Федерации, нетарифные меры государственного

регулирования внешнеторговой деятельности не охватывают все административные барьеры кроме тарифов, а ограничиваются только мерами, носящими экономический характер.

На территории Евразийского экономического союза и Российской Федерации кроме мер, носящих экономический характер, имеется большое количество иных административных ограничений, направленных на регулирование внешнеторговой деятельности, которые по действующей терминологии таможенного законодательства Таможенного союза следует относить к запретам и ограничениям.

Таблица 3

Классификация единых мер нетарифного регулирования в Евразийском экономическом союзе и Российской Федерации

Меры НТР в ТС в рамках ЕврАзЭС* Меры НТР в Евразийском экономическом союзе** Меры НТР в Российской Федерации***

Меры экономического характера

Запреты или количественные ограничения Запрет ввоза и (или) вывоза товаров Количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации

Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров Количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров Недискриминационное применение количественных ограничений

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами Исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров Распределение квоты

Наблюдение за экспортом и (или) импортом товаров отдельных видов Автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров Лицензирование в сфере внешней торговли товарами

Разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры

* Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран».

** Договор от 29 мая 2014 года «О Евразийском экономическом союзе».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*** Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Рос. газ. 2003. 18 декабря. № 254.

Представим запреты и ограничения, действующие на территории Евразийского экономического союза и Российской Федерации, в табл. 4.

Таблица 4

Классификация запретов и ограничений в Евразийском экономическом союзе и Российской Федерации

Запреты и ограничения в Евразийском экономическом союзе Запреты и ограничения в Российской Федерации

Меры нетарифного регулирования Меры нетарифного регулирования

Меры защиты внутреннего рынка: специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные меры Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров

Меры защиты внутреннего рынка на двухсторонней основе, в т.ч. в отношении импорта с/х товаров Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры

Меры технического регулирования Предотгрузочная инспекция

Общие исключения Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов

Санитарные меры Запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью

Ветеринарно-санитарные меры Меры технического регулирования

Карантинные фитосанитарные меры Санитарные меры

Ветеринарно-санитарные меры

Карантинные фитосанитарные меры

Меры экспортного контроля

Меры в отношении экспорта и (или) импорта продукции военного назначения

Анализ запретов и ограничений, представленных в таблице 4, показывает, что по большинству ограничений внешнеторговой деятельности в рамках Евразийского экономического союза установлены единые ограничения и единые правила их применения. Однако ограничения, касающиеся экспортного контроля, а также продукции военного назначения устанавливаются на основании национальных законодательств государств-членов.

Из таблицы 4 видно, что различные ограничительные меры, устанавливаемые в отношении товаров, кроме тарифов, в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и Российской Федерации, относятся к запретам и ограничениям. В свою очередь, меры нетарифного регулирования являются только составной частью этих ограничений. Данное обстоятельство следует учитывать участникам внешнеторговой Организация и технология таможенной деятельности

деятельности, так как все таможенные процедуры, за исключением выпуска для внутреннего потребления и экспорта, предполагают, что помещение товаров под таможенные процедуры происходит без применения мер нетарифного регулирования.

С целью совершенствования механизмов нетарифного регулирования в рамках Евразийского экономического союза представляется целесообразным разработать классификационную систему запретов и ограничений, положив в ее основу классификационную систему нетарифных ограничений, разработанную ЮНКТАД.

Наличие такой системы позволит систематизировать информацию по порядку применения запретов и ограничений в Евразийском экономическом союзе, которая будет размещаться в единой базе. Это даст возможность осуществлять анализ применения соответствующих ограничений и их влияния на внешнюю торговлю, что в конечном итоге будет направлено на совершенствование механизмов применения запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности.

Библиографический список

1. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран».

2. Договор от 29 мая 2014 года «О Евразийском экономическом союзе».

3. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Рос. газ. 2003. 18 декабря. № 254.

4. Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование: учеб. М.: ВАВТ, 2011. 520 с.

5. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право: монография. 3-е изд., доп. М.: ВАВТ, 2012. 360 с.

6. The Doha Mandate // United Nations Conference on Trade and Development: [сайт]. [2012]. URL: http://unctad.org/en.

7. Classification of non-tariff measures: February 2012 version // United Nations Conference on Trade and Development: [сайт]. [2013]. URL: http://unctad.org/en.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.