Яр^к Кириллова Татьяна Викторовна,
кандидат экономических наук, доцент Высшей школы внутренней и внешней торговли Санкт-Р ™ Т Петербургского политехнического университета Петра Великого; 195251, Санкт-Петербург, к Щ ул. Политехническая, д.29 ктНоуа [email protected]
^ 1
Актуальность темы статьи объясняется тем, что в современных экономических и политических условиях вопросы обеспечения экономической безопасности страны во внешнеэкономической сфере очень важны. На основе рассчитанных показателей произведена оценка состояния экономической безопасности Российской Федерации, выделены пороговые значения экономической безопасности во внешнеэкономической сфере. Результаты расчетов показывают, что большая часть показателей соответствует критериям экономической безопасности. Вступление России во Всемирную торговую организацию минимизировало роль таможенно-тарифного регулирования во внешней торговле. Особое значение приобретают инструменты нетарифного регулирования внешней торговли, регламентируемые Договором о Евразийском экономическом союзе. В статье проанализированы антидемпинговые меры, применяемые ЕАЭС в отношении товаров из третьих стран, защитные меры, действующие на зарубежных рынках в отношении российских товаров; на основе информации ВТО проведен анализ применения защитных мер странами мира.
Ключевые слова: экономическая безопасность; внешнеэкономическая деятельность; внешняя торговля; импортная квота; нетарифное регулирование; антидемпинговые пошлины.
РОЛЬ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В современных условиях, характеризующихся нестабильностью мировой экономики и наличием ограничительных экономических мер, действующих в отношении Российской Федерации, обеспечение экономической безопасности государства во внешнеэкономической сфере представляется особенно актуальным.
Экономическая безопасность определяется как состояние экономики, при котором обеспечивается защищенность государства от внешних и внутренних угроз [1].
Важнейшим документом, регламентирующим обеспечение экономической безопасности России, является Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В параграфе 55 документа в качестве одной из стратегических целей обеспечения национальной безопасности указывается обеспечение экономической безопасности.
Для оценки состояния экономической безопасности страны, степени открытости ее экономики, оценки зависимости от импорта могут использоваться показатели, представленные в таблице 1 [2]:
♦ импортная квота;
♦ экспортная квота;
♦ внешнеторговая квота (индекс открытости экономики). Данные таблицы 1 позволяют
сделать вывод, что за рассматриваемый период рассчитанные значения имели небольшие колебания. Снижение объемов внешней торговли Российской Федерации, начавшееся в 2014 году, напрямую связано с введением российского продовольственного эмбарго. Продуктовое эмбарго оказало
и продолжает оказывать положительное влияние на развитие сельского хозяйства нашей страны. В результате по итогам 2015 года Россия заняла четвертое место в списке главных импортеров продовольствия из ЕС, пропустив вперед США, Китай и Швейцарию [3]. Таким образом, можно говорить о преодолении импортозависимо-сти России и о наращивании собственного производства в сфере АПК. Полный эффект импортоза-мещения в настоящее время еще не достигнут, машиностроительную продукцию и высокотехнологичное оборудование приходится покупать за рубежом, поскольку российские аналоги соответствующего качества отсутствуют [4].
Таблица 1
Расчет показателей открытости российской экономики
Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015
ВВП номинальный, млрд долл. 1 479 1 885 1 954 2 097 1 857 1 176
Экспортная квота, % 26,8 27,3 26,8 25,1 28,8 29,2
Импортная квота, % 15,5 16,3 16,2 15,2 15,4 15,5
Внешнеторговая квота, % 42,3 43,6 43,0 40,3 44,2 44,7
Экспортная квота позволяет оценить степень ориентации национального производства и сельского хозяйства на международные рынки. Положительная динамика данного показателя указывает на интенсификацию международных торгово-экономических связей, повышение конкурентоспособности отраслей народного хозяйства страны. Величина экспортной квоты не должна превышать 10%. Экспортные квоты основных товарных позиций российского экспорта характеризуются высокими, но не предельными значениями. Так, в 2015 году добыча сырой нефти составила 534,08 млн тонн, а ее экспорт — 242,90 млн тонн, таким образом, доля экспорта сырой нефти составила 45,5%.
По показателю внешнеторговой квоты, рассчитываемой как отношение внешнеторгового оборота к ВВП страны, можно судить об открытости ее экономики. За 2015 год значение внешнеторговой квоты составило 44,7%, что близко к 45% — пороговому значению, при котором страна характеризуется высокой открытостью национальной экономики.
В.К. Сенчагов выделяет следующие индикаторы экономической безопасности во внешнеэкономической сфере и соответствующие им пороговые значения (табл. 2) [5].
По оценкам экспертов, доля импорта в торговле продовольственными товарами в 2016 году по сравнению с 2014 годом сократилась с 34% до 22—24%, что превышает пороговое значение [6].
В параграфе 57 Указа [7] выделены внешние негативные воздействия на экономическую безопасность Российской Федерации, такие как ограничительные экономические меры, глобальные и региональные экономические
кризисы, усиление недобросовестной конкуренции и др.
В сложившихся условиях все большее значение для обеспечения экономической безопасности страны приобретает система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, включающая широкий спектр инструментов нетарифного и таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.
В 2012 году Российская Федерация вступила во Всемирную торговую организацию, и с этого момента обязана соблюдать все требования этой организации. Одним из условий вступления являлось поэтапное, рассчитанное на несколько лет, снижение импортного таможенного тарифа, связанного на момент подписания Протокола о присоединении РФ к Марракеш-скому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. Переходный период по снижению ставок таможенного тарифа по отдельным «чувствительным» товарам, таким как автомобили, самолеты и др. завершится в 2019 году. По другим группам товаров ставки таможенного тарифа достигли своего конечного уровня. Так, с 1 сентября 2016 года произошло очередное снижение ставок импортных пошлин. Ставки пошлин по отдельным товарам уменьшились более чем на 37%. Что касается снижения ставок экспортных пошлин, то с 1 сентября 2016 года
обнулены ставки пошлин на вывоз отдельных продуктов питания, драгоценных камней, драгоценных металлов и др. Таким образом, сумма таможенных платежей, поступающая в бюджет государства, резко сократилась, а возможности применения страной таможенно-тарифного регулирования ограничены [8]. В таких условиях возрастает роль методов нетарифного регулирования внешней торговли.
Нетарифные меры представляют собой инструмент административного регулирования внешнеторговой деятельности и являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики. Нетарифные инструменты регулирования внешней торговли позволяют переориентировать внутренний спрос с импортной продукции в пользу отечественных товаров. При этом нетарифные ограничения обладают более высоким протекционистским эффектом, чем таможенные пошлины. Это объясняется тем, что меры нетарифного регулирования практически никогда не связаны с выполнением международных обязательств, поэтому их применение регулируется только национальным законодательством страны. Во-вторых, нетарифные меры могут вводиться для защиты внутреннего рынка на определенный срок в зависимости от ситуации на мировых товарных рынках. В-третьих, «точечное»
Таблица 2
Пороговые значения экономической безопасности во внешнеэкономической сфере
№ п/п Индикаторы экономической безопасности Значения
1 доля импорта продовольствия не более 20%
2 отношение величины государственного внешнего и внутреннего долга не более 60% к ВВП
3 внешний корпоративный долг к годовому объему экспорта не более 40% к ВВП
4 сальдо внешнеторгового оборота баланса дефицит (не более 4%) и профицит (не более 8%)
воздействие нетарифных методов не оказывает такого сильного воздействия на потребительский рынок, какое оказывает, например, увеличение ставок ввозных таможенных пошлин на продовольственные товары. Негативным эффектом введения нетарифных методов выступает нарушение условий свободной конкуренции, поэтому Всемирная торговая организация определяет нетарифные ограничения как «любые действия, кроме тарифов, препятствующие свободному потоку международной торговли» [9].
Секретариатом ГАТТ в 70-х годах ХХ века была разработана классификация инструментов нетарифного регулирования, перечень которых в настоящее время насчитывает около 600 видов нетарифных мер. И.И. Дюмулен условно разделяет меры нетарифного регулирования на 7 групп:
1) ограничения, связанные с вмешательством государства во внешнеторговые операции (субсидирование экспорта, льготное налогообложение, система госзаказов, дискриминация иностранных участников внешнеэкономической деятельности и др.);
2) таможенные и административные формальности (таможенные процедуры, методы оценки таможенной стоимости товара, методы определения страны происхождения товара, лицензирование, осуществление предотгрузочной инспекции, наблюдение и т. д.);
3) технические барьеры в торговле (технические регламенты, стандарты, система испытаний и сертификации продукции, экспортный контроль и т. п.);
4) меры, связанные с исполнением экологических, санитарных, ветеринарных и фитосанитар-
ных норм, в том числе требования к безопасности товара, его упаковке и маркировке;
5) количественные ограничения (эмбарго, квотирование, валютный контроль и др.);
6) экономические меры (пограничные налоги и сборы,импортные депозиты,антидемпинго-вые, специальные защитные и компенсационные пошлины и т. п.);
7) специальные меры (защита объектов интеллектуальной собственности, радиационные ограничения и др.) [10]. Приложением № 7 к Договору
о Евразийском экономическом союзе [11], действующим с 1 января 2015 года, в состав которого в настоящее время входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Киргизия и Республика Армения, является Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран. Регламент Протокола затрагивает вопросы лицензирования, запретов, количественных ограничений, наблюдения за импортом товаров, и не касается вопросов, связанных с техническим регулированием, санитарным, ветеринарным и фи-тосанитарным контролем и экспортным контролем за ввозимыми товарами на таможенной территории ЕАЭС.
В условиях ВТО применение мер таможенно-тарифного регулирования как средства защиты внутреннего рынка крайне ограничено, поэтому Российской Федерации следует совершенствовать систему мер нетарифного регулирования внешней торговли. Введение таких мер основывается на учете национальных интересов и оценке баланса выгод и потерь для экономики страны и в краткосрочном, и в долгосрочном пе-
риодах. Результатом такой работы стало, например, введение в России утилизационного сбора на автомобили, грузовые и специальные машины, позволившего в некоторой степени компенсировать снижение ставок ввозных таможенных пошлин на эти товары в соответствии с требованиями, выдвигаемыми ВТО. Например, ставка утилизационного сбора на импортируемые легковые автомобили составляет 20 тыс. рублей и пересчитывается в зависимости от даты выпуска автомобилей. Коэффициент расчета на новые автомобили равен 1,34, в то время как для автомобилей старше трех лет этот коэффициент составляет уже 8,26.
Особым блоком выступают защитные меры внутреннего рынка, такие как введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин [12]. Используя эти инструменты, члены ВТО получают возможность на время значительно повысить уровень тарифной защиты внутреннего товарного рынка без изменения своих тарифных обязательств по ВТО. Помимо этого, указанные защитные меры имеют схожие механизмы применения, включающие проведение расследования и возможность введения предварительной защитной пошлины на период расследования.
По правилам Всемирной торговой организации более обосновано с экономической точки зрения применение компенсационных и специальных защитных мер, в то время как введение антидемпинговых мер в большей степени связано с торговыми и политическими отношениями между странами. Несмотря на вышесказанное, последний вид защитных мер в настоящее время используется наиболее широко.
На сегодняшний день в Евразийском экономическом союзе по результатам проведенных расследований и на основании Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии действует 17 антидемпинговых защитных мер (АДМ), представленных в таблице 3 [13].
Введение 17 действующих защитных мер связано с импортом товаров по ценам, заниженным по
сравнению с ценами внутреннего рынка. Большинство антидемпинговых мер введено на продукцию металлургической промышленности из КНР и Украины. Следует отметить, что многие страны мира применяют антидемпинговые и другие виды защитных мер против поставщиков из Китайской Народной Республики.
Относительно российских производителей продукции по состо-
янию на 01.01.2016 г. 26 стран мира применяли в отношении российских товаров различные защитные меры торговой политики, которые оказывают негативное влияние на доступ российской продукции на рынки этих стран (табл. 4) [14].
Помимо этого перечня ограничительных мер ЕС, США, Япония, Украина, Швейцария, Норвегия, Австралия, Новая Зеландия,
Таблица 3
Защитные меры внутреннего рынка ЕАЭС
№ п/п Наименование товара Страна-экспортер Период действия
1 Некоторые виды стальных труб Украина 22.07.2011 - 22.07.2021
2 Подшипники качения (за исключением игольчатых) Китайская Народная Республика 16.10.2011 - 20.01.2018
3 Металлопрокат с полимерным покрытием Китайская Народная Республика 01.07.2012 - 30.06.2017
4 Графитированные электроды Индия 26.01.2013 - 25.01.2018
5 Холоднодеформированные бесшовные трубы из нержавеющей стали Китайская Народная Республика 15.05.2013 - 14.05.2018
6 Ванны чугунные эмалированные Китайская Народная Республика 26.05.2013 - 25.01.2018
7 Легкие коммерческие автомобили Федеративная Республика Германия, Итальянская Республика, Турецкая Республика 15.06.2013 - 14.06.2018
8 Прокатные валки Украина 28.02.2015 - 25.06.2019
9 Лимонная кислота Китайская Народная Республика 10.04.2015 - 09.04.2020
10 Кухонные и столовые приборы из коррозионной стали Китайская Народная Республика 19.06.2015 - 18.06.2020
11 Нефтегазопромысловые трубы Китайская Народная Республика 23.09.2015 - 22.09.2020
12 Гусеничные бульдозеры Китайская Народная Республика 12.12.2015 - 11.12.2020
13 Грузовые шины Китайская Народная Республика 18.12.02015 - 17.12.2020
14 Стальные цельнокатаные колеса Украина 22.01.2016 - 21.01.2021
15 Нержавеющие трубы Украина 26.02.2016 - 25.02.2021
16 Прутки Украина 30.04.2016 - 29.04.2021
17 Ферросиликомарганец Украина 28.10.2016 - 27.01.2021
Таблица 4
Меры, действующие на зарубежных рынках в отношении российских товаров
№ п/п Наименование защитной меры Количество введенных мер
1 Антидемпинговая пошлина 39
2 Специальная защитная пошлина 15
3 Компенсационная пошлина 1
4 Административные меры 21
5 Технические барьеры 9
6 Тарифные квоты 3
7 Квотные ограничения 1
8 Акцизы на дискриминационной основе 4
9 Запреты на импорт 3
10 Санитарные и фитосанитарные меры 7
11 Угрозы ведения меры 6
ИТОГО 109
Таблица 5
Применяемые странами мира на 30.06.2016 г. меры нетарифного регулирования и проводимые расследования, предшествующие их введению
№ п/п Наименование защитной меры Количество действующих мер Количество расследований
1 Санитарные и фитосанитарные меры 2 960 11 163
2 Технические барьеры 2 301 18 887
3 Антидемпинговые меры 1 550 419
4 Компенсационные меры 121 97
5 Специальные защитные меры 633 0
6 Защитные меры 32 31
7 Количественные ограничения 1 087 0
8 Тарифные квоты 1 274 0
9 Экспортные субсидии 429 0
10 Другие 243 0
Итого 10 630 30 597
Исландия и другие страны ввели запрет на ввоз товаров, произведенных на территории Крыма. Запрещен импорт с территории российского полуострова в ЕС всех видов минеральных полезных ископаемых, их производных, промышленной продукции для добычи полезных ископаемых [15].
Несмотря на значительное количество применяемых мер нетарифного регулирования, число специальных защитных мер против российских товаров на зарубежных рынках постепенно снижается [16].
Общее количество применяемых мер нетарифного регулирования странами мира велико. Согласно информации Всемирной торговой организации, по состоянию на 30 июня 2016 года странами мира применялось 2 960 санитарных и фитосанитарных меры, 2 301 технических барьера, 1 550 антидемпинговых меры, 121 компенсационная мера, 633 защитных меры, 1 087 количественных ограничений в торговле и другие (табл. 5) [17].
Общее количество проводимых расследований составляет 30 597, в то же время число действующих мер нетарифного регулирования в три раза меньше. Большая часть расследований связана с ввозом продукции животного и растительного происхождения, продуктов питания, а также с введением технических барьеров, практику-
емых США, ЕС, Канадой, Бразилией и Мексикой. Популярность мер технического характера объясняется их возможностью защитить внутренний рынок от некачественной продукции, а, с другой стороны — возможностью снижения конкурентоспособности слаборазвитых стран за счет их неспособности обеспечить соответствие национальной продукции высоким техническим стандартам стран-импортеров.
Таким образом, в настоящее время имеется широкий спектр инструментов внешнеторговой политики,которые направлены на обеспечение экономической безопасности страны и на защиту национальных рынков. В условиях ВТО возможность применения таможенно-тарифного регулирова-
ния сильно ограничена. Осуществление правительствами стран протекционистской функции во внешней торговле происходит посредством использования мер нетарифного регулирования, включающих защитные меры внутреннего рынка, санитарные и фи-тосанитарные меры, технические барьеры, количественные ограничения и ряд других мер. Система нетарифного регулирования в ЕАЭС требует дальнейшего совершенствования, которое должно основываться в первую очередь на мониторинге применяемых мер, как в Российской Федерации, в странах — участницах ЕАЭС, так и в иностранных государствах, а также на расширении взаимодействия с третьими странами относительно доступа на внешние рынки.
ИСТОЧНИКИ
1. Цыганов С.И. Понятие «экономическая безопасность» // Бизнес, менеджмент и право. Изд-во УрГЮА. № 1. 2008. С. 106—110.
2. Дробот Е.В. Анализ условий внешней торговли России: открытость экономики и факторы, влияющие на внешнеторговый оборот // Развитие экономики в нестабильной международной политической ситуации. Сб. научных статей. СПб.: СПбГУАП, 2012. С. 133—137.
3. Экспорт продукции АПК из стран ЕС в РФ упал на 39% [Электронный ресурс] http://www.foodnewsweek.ru/world/ eksport-produkcii-apk-iz-stran-es-v-rf-upal-na-39.html.
4. Кириллова Т.В. Инновационная модернизация производственных фондов экспортно-ориентированных предприятий как ключевой фактор экономического роста // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». № 4. 2016. С. 62—67.
5. Сенчагов В.К. Модернизация финансовой сферы // Вопросы экономики. 2011. № 3. С. 53—64.
6. http://www.foodnewsweek.ru/unas/economika/dolya-importnyx-produktov-v-rf-upala-do-minimuma.html.
7. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
8. www.customs.ru — официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации.
9. ДюмуленИ.И. Нетарифные ограничения в международной торговле. Зарубежная практика. М.: ВАВТ МВЭС РФ, 1997.
10. Там же.
11. www.eurasiancommission.org — официальный сайт Евразийской экономической комиссии.
12. Кириллова Т.В. Демпинг и конкуренция на внешнеторговом рынке // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. № 1. 2015. С. 21—27.
13. www.eurasiancommission.org — официальный сайт Евразийской экономической комиссии.
14. www.economy.gov.ru — официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации.
15. Кириллова Т.В. Особые экономические зоны в Российской Федерации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». № 12. 2014. С. 55—61.
16. Белова Е.А. Россия и торговые споры в ВТО: антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры/ / Российский внешнеэкономический вестник. № 7. 2016. С. 120—131.
17. www.wto.org — официальный сайт Всемирной торговой организации.
The Role of Non-Tariff Regulation of Foreign Trade in the Economic Security of the Russian Federation Kirillova Tatyana Viktorovna,
Cand.Sc. (Economics), Associate Professor, Higher School of Internal and External Trade, Institute of Industrial Management, Economics and Commerce, Peter the Great St. Petersburg State Polytechnic University; Politekhnicheskaya st. 29, Saint-Petersburg, 195251, Russian Federation ([email protected])
The relevance of article's topic is explained by the fact that the issues of the economic security of the country in the foreign economic sphere are very important in the current economic and political conditions. The assessment of the state of economic security of the Russian Federation was evaluated on basis of the calculated parameters and highlighted the thresholds of economic security in foreign trade sphere. The calculation results show that most of the indicators conform to the criteria of economic security. Russia's accession to the World Trade Organization has minimized the role of customs and tariff regulation in foreign trade. The tools of non-tariff regulation of foreign trade, which regulated by the Treaty on the Eurasian Economic Union, become particularly important. The article analyzes the anti-dumping measures applied by EAEC in respect of goods from third countries and safeguards are valid in the foreign markets in respect of Russian goods; application of safeguards by foreign countries were analyzed on basis of WTO dates.
Keywords: economic security; foreign economic activity; foreign trade; import quota; tariff regulation; anti-dumping duties.
REFERENCES
1. Tsyganov, S.I. (2008) Ponyatie «ekonomicheskaya bezopasnost"» [Concept of «economic security»]. Biznes, menedzhment ipravo /"Business, management and law], Publishing house of Ural state Academy of law, no. 1, 2008, pp. 106—110.
2. Drobot, E.V. (2012) Analiz usloviy vneshney torgovli Rossii: otkritost" ekonomiki i faktori, vliyayushchie na vneshnetorgoviy oborot [Analysis of the conditions of Russian foreign trade: openness of the economy and the factors affecting the foreign trade turnover]. Razvitie ekonomiki v nestabilnoy mezhdunarodnoy politicheskoy situatsii. Sbornik nauchnikh statey [The development of the economy in an unstable international political situation. SB. scientific articles], Saint Petersburg, SPBGUAP PUBL., 2012, pp. 133—137.
3. Eksport produktsii APK iz stran ES v RF upal na 39% [The export of agricultural products from EU countries to Russia fell by 39%]. Available at: http://www.foodnewsweek.ru/world/eksport-produkcii-apk-iz-stran-es-v-rf-upal-na-39.html.
4. Kirillova, T.V. (2016) Innovatsionnaya modernizatsiya proizvodstvennikh fondov eksportno-orientirovannikh predpriyatiy kak klyuchevoy faktor ekonomicheskogo rosta [Innovative modernization of production facilities of export-oriented enterprises as a key factor of economic growth]. Sovremennayanauka: aktualnieproblemiteorii ipraktiki. Seriya «Ekonomikaipravo» [Modern science: actual problems of theory and practice. Series «Economy and law»], no. 4, 2016, pp. 62—67.
5. Senchagov, V.K. (2011) Modernizatsiya finansovoy sferi [Modernization of the financial sphere]. Voprosy ekonomiki [Economy Questions], 2011, no. 3, pp. 53—64.
6. http://www.foodnewsweek.ru/unas/economika/dolya-importnyx-produktov-v-rf-upala-do-minimuma.html.
7. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 31 dekabrya 2015 goda N 683 «O strategii natsionalnoy bezopaanosti Rossiyskoy Federatsii» [The decree of the President of the Russian Federation from December, 31st, 2015 № 683 «On the national security Strategy of the Russian Federation»].
8. Official website of the Federal customs service of the Russian Federation. Available at: www.customs.ru.
9. Dumoulin, I.I. (1997) Netarifnie ogranicheniya vmezhdunaridnoy torgovle. Zarubezhnayapraktika[Non-Tariff barriers in international trade. Foreign practice]. In Russian. Moscow, Etta Ministry of foreign economic relations of the Russian Federation Publ., 1997.
10. Ibid.
11. Official website of the Eurasian economic Commission. Available at: www.eurasiancommission.org .
12. Kirillova, T.V. (2015) Demping i konkurentsiya na vneshnetorgovom rinke [Dumping and competition in foreign market]. Problemi ekonomiki i upravleniya v torgovle ipromishlennosti [Problems of Economics and management in trade and industry], no. 1, 2015, pp. 21—27.
13. Official website of the Eurasian economic Commission. Available at: www.eurasiancommission.org .
14. Official website of the Ministry of economic development of the Russian Federation. Available at: www.economy.gov.ru.
15. Kirillova, T.V. (2014) Osobie ekonomicheskie zoni v Rossiyskoy Federatsii [Special economic zones in the Russian Federation]. Sovremennaya nauka: aktualnie problemi teoriiipraktiki. Seriya «Ekonomika ipravo» [Modern science: actual problems of theory and practice. Series «Economics and law»], no. 12, 2014, pp. 55—61.
16. Belova, E.A. (2016) Rossiya i torgovie spori v VTO: antidempingovie, kompensatsionnie i spetsialnie zashchitnie meri [Russia and the trade disputes in the WTO: anti-dumping, countervailing and safeguard measures]. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik[Russian external economic Bulletin], mo. 7, 2016, pp. 120—131.
17. Official website of the world trade organization. Available at: www.wto.org.