Актуальные вопросы нетарифного регулирования внешней торговли: мировой опыт, проблемы и возможности совершенствования
Relevant issues of non-tariff foreign trade regulation: world experience, problems and
opportunities for improvement
Коресташова Анастасия Валерьевна
Студент 3его курса Факультет международных экономических отношений Белорусский государственный экономический университет
Республика Беларусь, г. Минск anastasiakorestasova@gmail.com
Korestashova Anastasia Valeryevna
Student 3 term
Faculty of International Economic Relations Belarusian State Economic University Republic of Belarus, Minsk anastasiakorestasova@gmail.com
Аннотация.
В данной статье исследуются актуальные вопросы в области нетарифного регулирования внешней торговли. С помощью анализа статистических данных по внешнеторговому обороту стран и некоторых аспектов их законодательства в данной работе рассмотрены особенности нетарифного регулирования в странах Западной Европы, входящих в ЕС, и государствах Юго-Восточной Азии. Определены основные общемировые проблемы в сфере применения нетарифных мер, а также проблемы, которые являются специфическими для стран с трансформационной экономикой. Сюда важно отнести следующие: лицензирование импорта лекарственных средств; отсутствие единого перечня товаров (или же он неточно составлен, не структурирован по разделам); положения, разработанные в разных странах по применению такого рода ограничения зачастую имеют разную терминологию, что приводит к значительным затруднениям в работе; бюрократия и прочие. Проанализирован механизм принятия решений о введении нетарифных ограничений в различных регионах и отмечены его недостатки. Предложены перспективные направления решения обозначенного круга проблем. Основным выводом является важность обеспечения постоянного совершенствования нормативного регулирования нетарифных мер, а также согласованной на межгосударственном уровне дисциплине их единого применения.
Annotation.
In this article, relevant issues of non-tariff foreign trade regulation are investigated. Using the analysis of statistics on countries' foreign trade turnover and some aspects of their legislation, this paper examines specific features of non-tariff regulation in the countries of Western Europe that are members of the EU and the countries of South-East Asia. The main global problems in the sphere of application of non-tariff measures are identified, as well as problems that are specific for transition economies. It is important to include the following issues: licensing of import of medicines; the absence of a single list of goods (or it is not accurately compiled or structured, divided into sections); provisions developed in different countries on the application of such restrictions often have different terminology, which leads to considerable difficulties in work; bureaucracy and others. The mechanisms of decision-making on implementation of non-tariff restrictions in various regions are analyzed and their shortcomings are noted. Prospective directions of the solution of the indicated range of problems are proposed. The main conclusion is the importance of ensuring the continuous improvement of the regulatory framework of non-tariff measures, as well as the discipline of their unified application agreed upon at the interstate level.
Ключевые слова: Внешняя торговля; регулирование внешней торговли; нетарифные меры; антидемпинговые и компенсационные меры; количественные ограничения; нетарифные расследования; ЕАЭС; ВТО.
Keywords: Foreign trade; foreign trade regulation; non-tariff measures; antidumping and countervailing measures; quantitative restrictions; non-tariff investigations; ЕEC; WTO.
В современном мире роль таможенно-тарифного регулирования внешней торговли постепенно ослабевает, что, в свою очередь, приводит к существенному развитию различных форм, а также методов нетарифных ограничений. На сегодняшний день нетарифные методы внешнеторгового регулирования весьма эффективно применяют не только промышленно развитые страны, но и развивающиеся. Так, в среднем до 15 % товаров, которые импортируются европейскими странами, подпадают под действие нетарифных методов внешнеторгового регулирования. Осуществление нетарифного регулирования внешней торговли имеет свои особенности, равно как и перспективы, в развитых странах-членах ЕС, государствах с трансформационной экономикой и странах Юго-Восточной Азии.
Нетарифное регулирование в странах Западной Европы
Большинство стран Западной Европы являются членами Европейского Союза, который, в свою очередь, является членом ВТО. ВТО придерживается политики свободной торговли, а в качестве мер регулирования данной сферы деятельности приемлет исключительно прозрачные и обоснованные тарифные методы, нетарифные же методы при этом подвергаются жесткому анализу и контролю со стороны указанной организации, большинство из них не приветствуется или вовсе запрещено._
1. Постановка вопроса о применении методов нетарифного регулирования на повестку дня по непосредственному запросу уполномоченного органа государства-члена Европейского Союза либо по
2. Принятие данного вопроса к непосредственному рассмотрению
3. Проведение консультаций по поставленному вопросу с выявлением основных тенденций импорта
конкретного товара из определенной страны
Рисунок 1 - Алгоритм применения нетарифных методов регулирования внешней торговли странами Западной
Европы, входящих в Европейский Союз
Несмотря на такую политику ВТО, страны Западной Европы в случае столкновения с недобросовестной торговлей зачастую применяют определенные защитные инструменты внешнеторговой политики, которые были разработаны принятия после соглашений ВТО.
Традиция защиты странами Западной Европы своих интересов как на отечественных, так и на зарубежных рынках представляет собой симбиоз различных методов политики свободной торговли и политики протекционизма. При этом предполагается защита как отдельных производителей и потребителей, так и экономики государства в целом.
Законодательство стран Западной Европы, входящих в Европейский Союз, формирует некоторые общие условия импорта товаров и услуг из третьих стран. Важно заметить, что такие общие условия импорта распространяются на условия ввоза на таможенную территорию Европейского Союза товаров из стран, которые, в свою очередь, не входят в Европейский Союз. Страны-участницы Европейского Союза решают вопрос о применении того или иного инструмента нетарифного регулирования внешней торговли по четко прослеживающемуся алгоритму. Данные графически представлены на рисунке 1.
В современных условиях страны Западной Европы наиболее эффективно используют методы нетарифного регулирования внешней торговли двух категорий: экономические и административные.
В рамках данной статьи рассмотрим подробнее практику нетарифного регулирования внешней торговли в странах Западной Европы на примере Франции. Анализ особенностей регулирования внешней торговли опирается на показатели внешнеторгового оборота Франции за период 2012-2016 гг. Данные детально представлены в таблице 1.
Таблица 1. Показатели внешней торговли Франции за период 2012-2016 гг., млрд долларов США (текущие цены)
Показатель 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2017/2012,%
Внешнеторговый оборот 1628,44 1702,71 1741,68 1519,33 1514,42 1638,95 +0,65%
Экспорт 795,42 836,31 852,92 750,74 742,39 797,99 +0,32%
Импорт 833,02 866,40 888,76 768,59 772,03 840,96 +0,95%
Сальдо -37,6 -30,09 -35,84 -17,85 -29,64 -42,97
На основании данных таблицы можно сделать вывод о том, что внешнеторговый оборот Франции за период 20172012 гг. увеличился с 1628,44 до 1638,95 млрд долларов США. Таблица также иллюстрирует увеличение объемов экспорта и импорта в текущих ценах, причем объемы импорта увеличились значительнее. Сальдо внешнеторгового баланса Франции в 2012 году составил -37,6 млрд долларов, в 2016 году данный показатель удалось уменьшить до -29,64 млрд долларов, однако в 2017 году отмечается резкое увеличение отрицательного сальдо до -42,97 млрд долларов США.
Во Франции, как и в других странах Европейского Союза, в обоснованных случаях применяются нетарифные методы регулирования внешней торговли. Так, к основным таким методам во Франции относятся антидемпинговое регулирование и компенсационные меры (специальные защитные меры).
1. Антидемпинговое регулирование - среди нетарифных мер регулирования внешней торговли экономического характера важную роль играет во Франции именно антидемпинговое регулирование. Более того, Франция входит в первую десятку стран, которые лидируют по общему числу антидемпинговых расследований [7,с.24].
Так, по состоянию на настоящий момент времени антидемпинговые меры введены и распространяются приблизительно на 0,5 % от общего объема импорта товаров, ввозимых на таможенную территорию страны. Более того, важно отметить, что такая тенденция характерна также и для большинства стран Европейского Союза.
В целом антидемпинговые меры во Франции предпринимаются относительно стран-импортеров на время, необходимое для дальнейшей нейтрализации общего воздействия демпингового импорта на промышленную отрасль Франции, но при этом указанный период времени не должен превышать пяти лет.
Анализ применения антидемпинговых мер Францией в 2017 году показал, что под действие таких мер в большей степени попали непосредственно товары из азиатских стран (преимущественно Китайская Народная Республика, Тайвань,
Индия, Таиланд и прочие). Данные по процентному соотношению товаров, в отношении которых Францией были применены антидемпинговые меры в 2017 году представлены в таблице 2.
Таблица 2. Данные по процентному соотношению товаров, в отношении которых были применены
Группа товаров Процент примененных антидемпинговых мер от общего числа, %
Азиатские товары 72,01
Европейские товары 21,00
Американские товары 3,00
Африканские товары 2,24
Австралийские товары 1,02
Прочие товары 0,73
Стоит отметить, что такое существенное преобладание применения антидемпинговых мер регулирования внешней торговли именно в отношении импортируемых товаров из стран Азии объясняется весьма активным и прогрессирующим ростом числа конкурентоспособных товаров из указанного региона.
2. Компенсационные меры - это один из инструментов нетарифного регулирования экономического характера, который, в свою очередь, применяется Францией (и другими западноевропейскими странами) с целью нейтрализации воздействия субсидирования импорта на условиях конкуренции.
Итоговая величина компенсационной пошлины формируется в зависимости от размера установления ущерба от специфических субсидий для экономики Франции. Существуют определенные процедуры организации и проведения расследования в отношении конкретной страны (группы стран), а также порядок введения компенсационной пошлины по результатам расследования.
Таким образом, можно заключить, что страны Западной Европы практикуют в настоящее время применение нетарифных методов регулирования внешней торговли. Однако их реализация строго регламентирована для стран-членов ВТО. ВТО является сторонником политики именно открытой экономики с применением преимущественно тарифных методов регулирования. Нетарифные методы регулирования внешней торговли, а точнее их определенный перечень, могут применяться в строго определенных случаях и только при условии подтверждения необходимости их применения.
Нетарифное регулирование в Японии и странах Юго-Восточной Азии
Нетарифное регулирование в Японии и странах Юго-Восточной Азии также заслуживает особого внимания. В рамках статьи рассмотрим состояние внешней торговли Японии за период 2012-2016 гг. Данные детально представлены в таблице 3.
Таблица 3. Показатели внешней торговли Японии за период 2012-2017 гг., млрд долл. США
Показатель 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2017/2012, %
Внешнеторговый оборот 1 606,7 1 5047,5 1 498,1 1 249,3 1 271,2 1355,29 -15,7
Экспорт 776,6 714,9 699,5 622,0 641,4 692,73 -10,8
Импорт 830,1 832,6 798,6 627,3 629,8 662,56 -20,18
Сальдо -53,5 -117,7 -99,1 -5,3 -11,6 +30,7 -
На основании данных представленной таблицы можно сделать вывод о том, что за рассматриваемый период
времени внешнеторговой оборот Японии сократился с 1 606,7 до 1 355,29 млрд долл. США, так, спад данного показателя
составил 15,7%. Экспорт и импорт Японии за 2012-2017 гг. сократились на 10,8% и 20,18% соответственно. Сальдо
внешнеторгового баланса Японии за рассматриваемый период времени преимущественно имеет отрицательный знак, но
14
при этом в 2013 году он достиг своего максимального значения в -117,7 млрд долл. США, в 2016 году данный показатель составил уже -11,6 млрд долл. США, а в 2017 зафиксировано положительное сальдо + 30,7 млрд долл. США, что является положительной тенденцией.
Япония, как и страны Западной Европы, а также и США применяет нетарифные методы регулирования внешней торговли. Так, общая система специализированного лицензирования деятельности внешнеэкономического характера в Японии в принципе отсутствует, а непосредственно сама регистрация участников внешнеэкономической деятельности осуществляется на общих основаниях в качестве субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Государственный контроль Японии за внешнеэкономической деятельностью реализуется в рамках экспортной и импортной процедур.
Основная часть экспорта Японии реализуется достаточно свободно, т.е. без применения мер нетарифного регулирования внешней торговли страны, но при этом существуют определенные группы товаров, на которые при экспорте в какие-то конкретные страны или же регионы существуют специальные разрешения. К таким товарам относятся следующие:
- товары стратегического назначения;
- материалы и оборудование, необходимые для дальнейшего производства ракет;
- материалы и оборудование, необходимые для дальнейшего производства химического оружия;
- оружие и вооружение [4, с.21].
Основная часть импорта также реализуется свободно, но при этом существуют квоты в отношении ряда товаров. Также для некоторых товаров в Японии существует строго определённый порядок импорта, носящий разрешительный характер. По состоянию на сегодняшний день существуют следующие виды импортных ограничений. Данные графически представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Импортные ограничения в Японии
Одобрение Министерства внешней торговли и промышленности (далее МВТП) Японии необходимо получать в следующих ситуациях:
- при условии квотируемых товаров;
- при условии импорта из определяемых МВТП регионов (по стране происхождения или же по стране отгрузки);
- при условии установления прочих требований, предъявляемых в целом к импорту [7,с.33].
Важно также заметить, что квотирование устанавливается в отношении, главным образом, нелиберализованных в рамках ВТО товаров, таких как вооружения и материалы для их производства, наркотические вещества. Стоит отметить и то, что Япония достаточно жестко квотировала импорт сельскохозяйственной продукции, причем квоты по некоторым видам были равны нулю, что означало полный запрет (например, рис). В случае полного запрета на ввоз или вывоз товара, услуги или ценности речь идет о таком методе нетарифного регулирования, как торговое эмбарго.
В Японии действуют импортные квоты на продукцию сельского хозяйства, рыбопродукты, фармацевтическую продукцию, органические химикаты, взрывчатые вещества. На импорт продукции аграрного сектора устанавливаются ежегодно тарифные квоты, определяются следующим образом: объем спроса минус объем внутреннего производства. Единственный монопольный государственный канал - рис, пшеница, сгущенное молоко, соль, опиум, спирт, табак. В Японии запрещен экспорт риса, цветных металлов.
Важно также обратить внимание и на налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности Японии. Для современного этапа развития японской экономики не характерно применение каких-либо специальных мер по стимулированию и поддержке экспорта готовой продукции. Также в Японии нет специальных экспортных налогов, в том числе на машины и оборудование.
Рассмотрим далее степень защиты различных товарных рынков в Японии, данные представлены в таблице 4.
Товарные позиции % (доля товарных позиций, к которым применяется какая - либо нетарифная мера по отношению ко всем товарным позициям, по каждой товарной группе)
Сырье 7,49
Продукция сельского хозяйства 7,69
Продукция добывающих отраслей 6,31
Готовые изделия 5,08
Железо и сталь 0,48
Химические товары 1,15
Другие полуфабрикаты 0,64
Машины и средства транспорта 0,05
Текстиль и одежда 23,06
Другие потребительские товары 0,68
Другие товары 0,00
Все товары 5,61
Так, на основании данных таблицы можно отметить, что в Японии регулируется нетарифными методами текстиль и одежда - это 23,06 %, а самый малый процент регулирования приходится на машины и средства транспорта - это 0,05%.
Важно заметить, что страны Юго-Восточной Азии имеют схожую политику нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности своей страны с Японией. К таким странам относятся следующие: Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Сингапур, Бруней, Восточный Тимор.
В 2015 году была создана Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (далее АСЕАН). АСЕАН планирует к 2020 году сократить меры нетарифного регулирования внешней торговли региона примерно на 10%. Такая мера необходима для дальнейшей эффективной активизации торговли в указанном регионе, а также для привлечения инвесторов [7, с.35].
Важным шагом в данном направлении является создание АСЕАН онлайн-базы, которая будет содержать действующие нормативы, осуществляющие непосредственное регулирование торговли. Также будет создан специализированный сайт, на котором субъекты бизнеса смогут оставить жалобы или же недовольства по вопросам неоправданных мер именно нетарифного регулирования внешней торговли, применяемых в данном регионе.
С момента создания АСЕАН, а точнее с 2015 года, страны Юго-Восточной Азии отменили практически все пошлины на товары, что повлекло значительное увеличение количества всевозможных мер нетарифного регулирования,
включая различные разрешения на ввоз и вывоз продукции. Так, объем подобных документов увеличился с 2 000 до 6 000, из-за чего ухудшаются показатели внешней торговли стран АСЕАН.
Возможности и основные проблемы нетарифного регулирования внешней торговли в странах мира
В условиях постоянно меняющейся мировой экономической и политической обстановки происходят существенные изменения, что влечет за собой своеобразные изменения в том числе в мировой торговле. Данный факт требует также и изменений в области регулирования данной сферы, что напрямую касается и мер нетарифного регулирования внешней торговли, их адаптации к условиям окружающей среды.
Более того, важно отметить, что в современном мире сфера нетарифного регулирования внешней торговли на мировом уровне сопряжена с рядом проблем. Рассмотрим их далее.
1. Во многих странах мира применяется лицензирование импорта лекарственных средств. Важно отметить, что такая мера регулирования в отношении столь социально значимого товара имеет двойственный эффект. С одной стороны, лицензирование позволяет гарантировать качество импортируемой продукции и обеспечить ее безопасность для жизни и здоровья людей. С другой, процедуры лицензирования должны быть простыми, прозрачными и не слишком дорогостоящими, чтобы обеспечить поставки необходимых качественных препаратов из зарубежных стран. Таким образом, стоит вопрос не о необходимости процедуры лицензирования, а о способе и особенностях ее проведения.
2. Во многих странах в принципе отсутствует единый перечень товаров (или же он плохо разработан, не структурирован по разделам), по которому определялись бы товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу той или иной страны. Сложность планирования экспортно-импортных отношений и таможенных процедур препятствует установлению эффективной международной торговли.
Например, перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию стран допускается на основании лицензии, зачастую не структурирован на разделы, поэтому для того, чтобы определить, какое из перечисленных в нем веществ является наркотическим средством, психотропным веществом или их прекурсором, необходимо обращаться к национальному законодательству каждой конкретной страны, что весьма усложняет работу.
Важно отметить, что указанная проблема инициирована отсутствием единого понимания и подхода к данному вопросу.
3. Положения, разработанные в разных странах по применению нетарифных ограничений зачастую имеют разную терминологию, что приводит к значительным затруднениям в работе. Так, например, в соответствии с экологическим законодательством одной страны одни и те же виды товаров относятся к категории отходов, а в соответствии с другой -нет.
4. Проблемой нетарифного регулирования в различных странах выступает бюрократия. Так, зачастую не допускается внесение изменений в лицензии. Допущенная ошибка требует выдачи новой лицензии взамен старой, даже если ошибка была сделана по вине лицензирующего органа. Такая бюрократия приводит к административным несоответствиям, простоям и задержке товара.
5. Как было отмечено ранее, ВТО придерживается политики максимально возможного избежание применения нетарифных методов регулирования внешней торговли, но при этом применение таких мер все-таки допускается, но только в обоснованных случаях и по строго определенной системе, что, однако, может инициировать длительные процедуры по принятию решений по нетарифным методам. Так, функционирование многосторонней системы согласованного применения нетарифных инструментов демонстрирует глубинное противоречие, заложенное в международный механизм регулирования внешней торговли: с одной стороны, он исходит из принципа устранения нетарифных барьеров и тарификации торговых ограничений, а с другой стороны, на практике сталкивается с фактическим расширением зоны
нетарифного регулирования, подтверждающим невозможность полной отмены нетарифных барьеров по экономическим и торгово-политическим соображениям.
Перспективы развития нетарифного регулирования внешней торговли в мире связаны непосредственно с унификацией методологии такого регулирования. Важно обеспечить постоянное совершенствование нормативного регулирования нетарифных мер в рамках ВТО и повсеместно, а также договариваться о согласованной на межгосударственном уровне дисциплине их единого применения [5, с.124].
Трансформационные экономики и ЕАЭС
В контексте рассмотрения трансформационных экономик необходимо также обратить внимание на проблемы в сфере нетарифного регулирования в странах-участницах ЕАЭС. К таким проблемам можно отнести следующие.
1. Весьма существенной проблемой является то, что Евразийская экономическая комиссия (далее ЕЭК), а также и Евразийский экономический суд в ходе продолжительных обсуждений все-таки не получили необходимых широких полномочий с целью обеспечения контроля над соблюдением всех договорённостей в рамках ЕАЭС (в отличие от ЕС). Так, в случае, если постановления ЕЭК игнорируются или выполняются в недостаточной степени, то данный спорный вопрос выносится на дальнейшее рассмотрение Евразийского экономического суда. При этом важно отметить, что такое решение имеет только рекомендательные полномочия, ведь итоговое решение рассматриваемого вопроса реализуется именно на уровне совета глав государств.
В рамках ЕАЭС все ещё присутствует возможность самостоятельного установления мер по обеспечению нетарифного регулирования внешней торговли самими странами-участницами на национальном уровне.
На уровне ЕАЭС отсутствуют полномочия в отношении целого ряда важнейших процедур и операций, к таким относятся следующие: обеспечение проведения фитосанитарного контроля качества продуктов питания; обеспечения контроля и определения квот, а также и субсидий национальным производителям; отсутствуют полномочия по вопросам мер, которые, в свою очередь оказывают непосредственное влияние на конкуренцию (сюда можно отнести такой пример, как ограничение доступа зарубежных компаний к сфере государственных закупок, а также и институт специализированных импортеров, которые, в свою очередь, имеют исключительное право на организацию импорта товаров, которые имеют аналоги в лице национальных производителей) [2, с.71].
2. Также важной проблемой в рамках ЕАЭС для стран-членов является потеря права на самостоятельный выбор инструментов внешнеторговой политики с целью обеспечения защиты интересов своих отечественных производителей и одностороннего стимулирования собственного экспорта.
3. Вне зависимости от направления торговли в рамках ЕАЭС существенные затруднения возникают при экспорте товаров химической промышленности, а также резиновых и пластмассовых изделий. Данные Евразийского банка развития дают возможность сделать заключение о том, что в рамках ЕАЭС действует достаточно неравное регулирование. Так, в качестве примера можно привести следующий - отмена института «специмпортеров» в отношении рыбы и рыбной продукции в Республике Беларусь.
4. Существенной проблемой является также отсутствие единого регулятора финансового характера по политике в сфере торговли энергоносителями, а также и по проблеме существования изъятий и ограничений в торговле между участниками ЕАЭС. Важно отметить, что такая проблема на данный момент не обсуждается, ее решение предварительно отложено до 2025 года или на неопределённый период времени.
5. Для стран-участниц интеграционного объединения также является актуальной проблема влияния политических и экономических отношений членов ЕАЭС. Так, например, в отношении Российской Федерации вводились и введены на данный момент санкции со стороны США и ЕС, что в свою очередь затрудняет эффективное развитие внешней торговли всех стран-участниц ЕАЭС и также зачастую инициирует увеличение нетарифных мер регулирования.
6. Отчасти проблемы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в странах с трансформационной экономикой связаны непосредственно с проблемами состояния внешней торговли государств, к таким проблемам можно отнести следующие:
- отрицательное сальдо внешнеторгового баланса;
- структурная несбалансированность экономики;
- недостаточное развитие сферы услуг, а также и высокотехнологичного сектора страны;
- недостаточная эффективность инновационной системы;
- низкая эффективность привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику;
- недостаточная включенность национальной экономики в систему международного разделения труда и международной кооперации производства, что противоречит одной из основных тенденций развития мировой экономики - интернационализации производства;
- критическая зависимость национального производства от импорта;
- и прочие.
С целью повышения эффективности нетарифного регулирования в условиях переходной экономики можно предложить следующие мероприятия.
1. Для обеспечения эффективности нетарифного регулирования в странах-участницах ЕАЭС, важно обеспечить необходимыми полномочиями ЕЭК и Евразийский экономический суд. Решения указанных инстанций должны носить исключительный и достаточный характер.
2. Для дальнейшего эффективного развития нетарифного регулирования в рамках ЕАЭС важно двигаться по пути снижения (вплоть до полной отмены) барьеров, изъятий и ограничений (так называемые нетарифные барьеры), к которым относятся: различия в санитарных и фитосанитарных требованиях, техническом регулировании, непризнание разрешительных документов для ведения бизнеса, негармонизированное налоговое и торговое законодательство, неунифицированные подходы и процедуры осуществления контроля и надзора, различия в национальном регулировании государственных и муниципальных закупок и т.д. Важно отметить, что снижение нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами внутри ЕАЭС приведет к существенному макроэкономическому эффекту для стран-участниц.
3. Одним из перспективных инструментов, который мог бы быть внедрен на пространстве ЕАЭС, является европейский консультативный сервис по вопросам внутреннего рынка SOLVIT. Эта система состоит из обширной сети координационных центров, которые располагаются во всех странах-членах Евросоюза, а также в большинстве стран Европейской ассоциации свободной торговли. «Данная система является рекомендательной, однако, несмотря на это, она показала себя эффективной площадкой для выявления существующих нетарифных барьеров, многие из которых впоследствии устранялись путем изменения соответствующих национальных или наднациональных законодательных актов»[3 , с.149].
4. Создание единого регулятора финансового характера по политике в сфере торговли энергоносителями, а также и по проблеме существования изъятий и ограничений в торговле между участниками ЕАЭС.
5. Для решения проблем нетарифного регулирования, связанных с состоянием внешней торговли государств предлагаются следующие меры:
- активное привлечение иностранных инвестиций (средств международных фондов прямых инвестиций, развитие отечественного института коллективных инвестиций);
- активное развитие сферы услуг и поддержание субъектов данной отрасли на государственном уровне;
- обеспечение снижения импортоемкости продукции путем максимального использования внутренних ресурсов для ее производства, а также экономии импортных сырья и материалов;
- структурные преобразования экономики, направленные на рост экспорта высокотехнологичной, наукоемкой продукции с высокой долей добавленной стоимости и одновременное снижение импорта некритичных для экономики товаров и ресурсов, трансформация затратных и неэффективных производств;
- активное стимулирование товарного экспорта с помощью экспортных кредитов на перспективную продукцию, налоговых и таможенных льгот экспортерам.
Выводы
Таким образом, в условиях всемирной глобализации роль внешней торговли, а также ее регулирования имеют критически большое значение. Регулирование внешней торговли может быть реализовано как тарифными, так и нетарифными методами. Нетарифные методы регулирования в современных условиях приобретают особую популярность ввиду своих особенностей и преимуществ. Практический опыт применения таких методов регулирования внешней торговли на примере стран показал, что на осуществление нетарифного регулирования оказывает значительное влияние тот факт, что практически все страны Западной Европы входят в Европейский Союз. Это в первую очередь связано с тем, что Европейский Союз, как международная организация, является членом ВТО, что и устанавливает определенные ограничение и регламенты.
Применение нетарифных мер регулирования внешней торговли в странах Западной Европы может быть только обоснованным и согласованным (в соответствии со строго определенным алгоритмом). Наиболее распространёнными в странах Западной Европы являются антидемпинговые и компенсационные меры. В наибольшей степени нетарифным методам регулирования внешней торговли подвергаются импортируемые товары из азиатского региона, также большой показатель приходится и на товары, импортируемые из Европы.
Япония также практикует применение нетарифных методов регулирования внешней торговли, но при этом для нее характерны в целом свободный импорт и экспорт. Определенные ограничения существуют, они устанавливаются Министерством внешней торговли и промышленности, а контролируются и регулируются также этим министерством и иными контролирующими органами Японии.
Страны Юго-Восточной Азии взяли курс на либерализацию внешней торговли и ее открытость. Так, страны данного региона в 2015 году вступили в АСЕАН, после чего максимально сократили и отменили таможенные тарифы, что инициировало рост нетарифных методов регулирования внешней торговли. В современных условиях данными странами взят курс на упразднение и нетарифных методов регулирования.
Рассмотрение особенностей применения нетарифных мер разными странами на примере Франции, Японии, стран АСЕАН позволяет заключить, что нетарифное регулирование используется в первую очередь для обеспечения стратегической безопасности государств. Обеспечение экономической безопасности с помощью специальных защитных мер (антидемпинговых и компенсационных) более актуально для стран Западной Европы.
В целом, основываясь на мировой практике применения нетарифных методов регулирования, можно выделить проблемные аспекты, которые требуют решения. Сюда важно отнести следующие: лицензирование импорта лекарственных средств; отсутствие единого перечня товаров или же он плохо разработан не структурирован по разделам; положения, разработанные в разных странах по применению такого рода ограничения зачастую имеют разную терминологию, что приводит к значительным затруднениям в работе; бюрократия и прочие. При этом важно отметить, что в целом перспективы развития нетарифного регулирования внешней торговли в мире связаны непосредственно с унификацией методологии такого регулирования.
Нетарифное регулирование в некоторых странах с трансформационной экономикой сопряжено с рядом специфических проблем: ЕЭК и Евразийский экономический суд не имеют необходимых широких полномочий с целью обеспечения контроля над соблюдением всех договорённостей в рамках ЕАЭС, что в свою очередь является причиной того, что в рамках ЕАЭС все ещё присутствует возможность самостоятельного установления мер по обеспечению нетарифного
регулирования внешней торговли самими странами-участницами на их национальном уровне; в рамках ЕАЭС действует достаточно неравное регулирование; отсутствие единого регулятора финансового характера по политике в сфере торговли энергоносителями, а также и по проблеме существования изъятий и ограничений в торговле между участниками ЕАЭС и прочие.
На основании идентифицированных проблем предлагается ряд направлений их решения, которые были названы ранее в данной статье. Реализация вышеперечисленных мероприятий должна быть возложена на правительства государств-членов ЕАЭС, а также на членов ЕЭК и Евразийского экономического суда. Важно, что их реализация должна проводиться комплексно и всесторонне.
Список используемой литературы:
1. Давыденко, Е.Л. Нетарифные методы регулирования внешней торговли в рамках ВТО/ Журнал международного права и международных отношений. — №4— 2005 - Режим доступа:
http://www.elib.bsu.bv/bitstream/123456789/25060/1/2005 4 JILIR davydenko r.pdf/ (дата обращения: 05.04.2018).
2. Дадалко, В.А. Объективные закономерности проведения внешнеторговой политики / В.А. Дадалко // Промышленность в Беларуси. - №4. - 2016. - С. 67-82.
3. Дайнеко, А.Е. Беларусь и мировая торговля/ А.Е. Дайнеко. - Минск: Наука, 2017. - 215с.
4. Тарарышкина, Л.И. Практический опыт применения нетарифных мер в азиатских странах/ Л.И. Тарарышкина// Финансы, учет и аудит. - 2017. - № 5. - С. 16-23.
5. Турбан, Г.В. Всемирная торговая организация: взаимодействие государства и бизнеса: пособие / Г.В. Турбан. -Минск: Белпринт, 2017. - 144с.
6. Щербаков, В.В. Европейский Союз и нетарифное регулирование в современных реалиях / В.В. Щербаков, В.А. // Проблемы современной экономики. - 2018. - № 1. - С. 102-128.
7. Ямпольский, М.М. Об особенностях нетарифного регулирования. Практика стран мира / М.М. Ямпольский //Экономика. - 2017. - №3. - С. 23-35.
8. UnctadStat URL: http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=92557 (дата обращения: 10.03.2018).