Научная статья на тему 'Механизм нетарифного регулирования и экспортный контроль в законодательстве РФ и США'

Механизм нетарифного регулирования и экспортный контроль в законодательстве РФ и США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1841
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ / ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ / СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фролова Екатерина Константиновна

В современном мире политика во многом оказывает влияние на мировую экономику, государства применяют различные формы и методы торговых ограничений, обстановка в мире дестабилизируется новыми вооруженными конфликтами. В данных условиях становится актуальным вопрос о природе мер нетарифного регулирования, о правовом механизме их применения и о роли экспортного контроля как меры нетарифного регулирования, применяемой в целях обеспечения национальной безопасности. Проблеме нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и проблеме экспортного контроля уделяется значительное внимание как в зарубежной (Р. Вернон, Д. Спар, Р. Болдвин и др.), так и отечественной (Дюмулен И. И., Трошкина Т.Н., Сагура Н.Ю. и др.) правовой науке. Используя метод анализа и сравнительно-правовой метод, автор раскрывает вопросы содержания понятия «нетарифное регулирование», классификации нетарифных мер, выявляет существенные признаки данного понятия. Сравнительно-правовой метод использован и для определения экспортного контроля, выявлены недостатки в формулировании понятия экспортного контроля в действующем законодательстве. Сделан вывод о том, что в современных условиях наряду с рыночным механизмом регулирования экономики, необходимо и государственное регулирование. Задачей экспортного контроля как одной из мер нетарифного регулирование является не только регулирование внешнеэкономической деятельности по экспорту военной продукции, но и защита национальных интересов государства. В связи с чем высказана необходимость совершенствования законодательства об экспортном контроле. Выводы исследования могут быть интересны ученым, а также востребованы в практической деятельности российских и международных компаний, поставляющих выпускаемую продукцию на экспорт, а также полезны для организаций, использующих в своей работе американские технологии или продукцию американского происхождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF NON-TARIFF REGULATION AND EXPORT CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE UNITED STATES LEGISLATION

Today politic largely affects the global economy, and governments are using different forms and methods of trade restrictions, the global situation is destabilized by the new armed conflicts. Considering these facts, the following issues become actual: the nature of non-tariff regulation, the legal mechanism for its implementation and the export control role as a non-tariff measure that ensure national security. The problem of non-tariff regulation of the foreign economic activity and the export control received considerable attention in the foreign (R. Vernon, D. Spar, R. Baldwin etc) and Russian (Dumoulen I.I., Troshkina T.N., Sagura N.Yu., etc) jurisprudence. Using the analysis and comparative legal methods, the author reveals the questions of the "non-tariff regulation" term, non-tariff measures classifications, and identifies the essential features of the non-tariff regulation. The comparative legal method was used for determination of export control; some defects of the formulation of the concept of export control were identified in the current legislation. It is concluded that under current circumstances the state economy regulation is also needed along with the market economy mechanism. The purpose of the export control, as one of the non-tariff measure is not only to regulate military products export, but also to protect national interests of the state. In this connection, improvement of the export control legislation is needed. The results of the analysis may be interesting for scientists, and may be useful for Russian and international companies that export their products and that use U.S. technology or the products of US origin in their work.

Текст научной работы на тему «Механизм нетарифного регулирования и экспортный контроль в законодательстве РФ и США»

12.6. МЕХАНИЗМ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ И США

Фролова Екатерина Константиновна, аспирантка кафедры предпринимательского и корпоративного права

Место учебы: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

katty.miltonham@gmail.com

Аннотация: В современном мире политика во многом оказывает влияние на мировую экономику, государства применяют различные формы и методы торговых ограничений, обстановка в мире дестабилизируется новыми вооруженными конфликтами. В данных условиях становится актуальным вопрос о природе мер нетарифного регулирования, о правовом механизме их применения и о роли экспортного контроля как меры нетарифного регулирования, применяемой в целях обеспечения национальной безопасности. Проблеме нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и проблеме экспортного контроля уделяется значительное внимание как в зарубежной (Р. Вернон, Д. Спар, Р. Болдвин и др.), так и отечественной (Дюмулен И. И., Трошкина Т.Н., Сагура Н.Ю. и др.) правовой науке.

Используя метод анализа и сравнительно-правовой метод, автор раскрывает вопросы содержания понятия «нетарифное регулирование», классификации нетарифных мер, выявляет существенные признаки данного понятия. Сравнительно-правовой метод использован и для определения экспортного контроля, выявлены недостатки в формулировании понятия экспортного контроля в действующем законодательстве.

Сделан вывод о том, что в современных условиях наряду с рыночным механизмом регулирования экономики, необходимо и государственное регулирование. Задачей экспортного контроля как одной из мер нетарифного регулирование является не только регулирование внешнеэкономической деятельности по экспорту военной продукции, но и защита национальных интересов государства. В связи с чем высказана необходимость совершенствования законодательства об экспортном контроле.

Выводы исследования могут быть интересны ученым, а также востребованы в практической деятельности российских и международных компаний, поставляющих выпускаемую продукцию на экспорт, а также полезны для организаций, использующих в своей работе американские технологии или продукцию американского происхождения.

Ключевые слова: нетарифное регулирование, нетарифные меры, экспортный контроль, Соединенные Штаты Америки, Евразийский экономический союз.

THE MECHANISM OF NON-TARIFF REGULATION AND EXPORT CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE UNITED STATES LEGISLATION

Frolova Ekaterina K., graduate student of the chair of business and corporate law

Study place: Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSAL)

katty.miltonham@gmail.com

Annotation: Today politic largely affects the global economy, and governments are using different forms and methods of trade restrictions, the global situation is destabilized by the new armed conflicts. Considering these facts, the following issues become actual: the nature of non-tariff regulation, the legal mechanism for its implementation and the export control role as a non-tariff measure that ensure national security. The problem of non-tariff regulation of the foreign economic activity and the export control received considerable attention in the foreign (R. Vernon, D. Spar, R. Baldwin etc) and Russian (Dumoulen I.I., Troshkina T.N., Sagura N.Yu., etc) jurisprudence. Using the analysis and comparative legal methods, the author reveals the questions of the "non-tariff regulation" term, non-tariff measures classifications, and identifies the essential features of the non-tariff regulation. The comparative legal method was used for determination of export control; some defects of the formulation of the concept of export control were identified in the current legislation.

It is concluded that under current circumstances the state economy regulation is also needed along with the market economy mechanism. The purpose of the export control, as one of the non-tariff measure is not only to regulate military products export, but also to protect national interests of the state. In this connection, improvement of the export control legislation is needed. The results of the analysis may be interesting for scientists, and may be useful for Russian and international companies that export their products and that use U.S. technology or the products of US origin in their work.

Keywords: non-tariff regulation, non-tariff measures, export control, the United States of America, the Eurasian Economic Union.

В настоящее время, когда политика во многом стала оказывать влияние на экономические процессы, что выражается во введении одними государствами ограничительных экономических мер против других, когда появляется всё больше форм и методов нетарифных торговых ограничений, происходит дестабилизация мировой экономики. К этому добавляется и нестабильная обстановка в мире вообще в связи с вооруженными конфликтами, расширяются зоны, не контролируемые властями каких-либо государств. Стремление к наращиванию вооружения ослабляет систему глобальной безопасности, а также систему договоров и соглашений в области контроля над вооружением, то есть систему экспортного контроля. Обозна-

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

6'2016

ченные факторы повышают риск повторения масштабных политических и экономических кризисов.

Бесспорно, каждое государство стремится защитить интересы своих производителей и выстраивает свою внешнюю политику в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Для защиты национального производителя на мировом рынке государство будет применять инструменты тарифного и нетарифного регулирования. Меры экспортного контроля занимают особое положение в системе мер нетарифного регулирования. Актуальным сегодня становится вопрос о природе мер нетарифного регулирования и о правовом механизме их применения.

В современных экономических условиях ученые-правоведы проявляют интерес к разработке механизма нетарифного регулирования [1]. Среди самых значимых исследований необходимо отметить работы Т.Н. Трошкиной, где комплексно исследован институт нетарифного регулирования [12], а также И. И. Дюмулена, рассматривающего нетарифное регулирование с экономической точки зрения [5]. Экспортный контроль как механизм правового регулирования становится предметом исследований нечасто, больше всего его рассматривают в экономической науке [1]. Наиболее полный научный анализ этой проблемы дан в исследовании Н.Ю. Сагуры [11]. Несмотря на значительный вклад ученых в изучение системы нетарифного регулирования, вопрос о месте экспортного контроля как одной из мер такого регулирования остается недостаточно освещенным.

Традиционно нетарифное регулирование определяют, используя понятие таможенно-тарифного регулирования. Так, под нетарифными мерами понимаются такие, которые не относятся к количественным ограничениям, к тарифам [12, с.10]. Это связано с тем, что ещё в 1946-1948 годах при подготовке Устава Международной организации по торговле и занятости его составители включили положение, разделившее все средства регулирования экспорта и импорта на две группы: «тарифные меры» и «другие меры регулирования торговли». Позже в исследовании Международной торговой палаты «Non-tariff Obstacles to Trade» (1954 г.) эти «другие меры» назвали нетарифными. С этого времени данный термин стал использоваться Секретариатом ГАТТ, Международным валютным фондом, а затем и многими другими международными организациями.

Т.Н. Трошкина отмечает, что нетарифные меры объединяют многочисленные инструменты, подходы и правила регулирования международной торговли, использование которых, в зависимости от конкретных целей торговой политики, может принимать различный характер. Одна и та же мера способна выступать и как орудие протекционизма (в этом случае можно говорить о «барьерах» и «ограничениях» международной торговли), и как необходимая административная мера, нацеленная на обеспечение безопасности, защиту жизни и здоровья граждан, гарантирование права на благоприятную окружающую среду [12, с.11].

Также в научной литературе средства нетарифного регулирования могут обозначаться как нетарифные барьеры или нетарифные ограничения. Так в Большом юридическом словаре под редакцией А.Я. Сухарева нетарифные меры названы нетарифными ограничениями, выходящими за рамки таможенно-тарифной политики и используемыми в качестве инструмента при регулировании внешней торговли [2, с.432]. И. И. Дюмулен рассматривает понятие «нетарифные ограниче-

ния» как распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и иных нормативных актов (кроме таможенно-тарифных мероприятий), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран [6]. Такая дефиниция представляется наиболее удачной и отражает суть нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

В зарубежных исследованиях по данной проблеме встречаются понятия «нетарифные искажения» и «нетарифные препятствия» [14, 15]. Однако, если обратиться к семантике слов «мера» и «барьер», обнаруживается, что это разные понятия. Барьер - это тоже мера, но в этом слове присутствует значение резкого ограничения. Как верно подмечено Т.Н. Трошкиной, нетарифные барьеры - это такой вид нетарифных мер, который носит очевидный протекционистский характер. В этом смысле понятие «нетарифные барьеры» приобретает негативный оттенок и воспринимается как отклонение от правил ведения международной торговли [12, с.12].

Нет единого подхода к определению понятия нетарифного регулирования и в нормативных правовых актах. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) нетарифные ограничения рассматривает как все виды регуляций, действий и других процедур, предпринимаемых правительствами, которые могут оказывать ограничительное влияние на международную торговлю. ГАТТ характеризует нетарифные ограничения как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли» [3, с.43].

В законодательстве США также отсутствует единое понятие нетарифного регулирования. Полномочия по нетарифному регулированию принадлежат Конгрессу США, который может делегировать эти полномочия Президенту. Меры нетарифного регулирования установлены в различных нормативных правовых актах, регулирующих общие вопросы торговой политики: в Законе о расширении торговли 1962 г. (The Trade Expansion Act), законах о торговле 1974, 1979 и 2002 гг., Законе о торговле и конкурентоспособности 1988 г. (Omnibus Trade and Competitiveness Act) и др. Применение отдельных нетарифных мер устанавливается нормами законов, регулирующих отдельные сферы экономики (например, положение об использовании стандартов, контроль за продовольственной, фармацевтической и косметической продукцией и т.д.). Нормы, регулирующие применение нетарифных мер, содержатся и в законодательных актах, регулирующих таможенный тариф (например, в законах о тарифах (1894, 1930) содержались нормы антидемпингового регулирования). Нетарифное регулирование осуществляется и в подзаконных актах, принимаемых Президентом и иными органами исполнительной власти. Например, Правила по нетарифному регулированию, принятые Министерством Финансов США и вступившие в силу 3 октября 2011 года, ужесточают процедуру определения страны происхождения ряда импортных товаров (оптическое стекловолокно, элементы трубной арматуры и др.).

Исследователи отмечают, что в США нетарифные меры часто используются как инструменты внешнеторговой политики [14, с.67]. Если тарифные меры строго регламентируются, например, в ГАТТ ВТО, то применение нетарифных мер контролируется исключительно государственными органами. К тому же

нетарифные меры не связаны с дополнительным налоговым бременем. Наиболее распространенными и эффективными мерами нетарифного регулирования в США являются антидемпинговые и компенсационные меры (предварительные и окончательные пошлины, ценовые и количественные ограничения) [12, с.84]. Так США ограничивают воздействие со стороны иностранных поставщиков на интересы местных производителей, обеспечивают защиту внутреннего рынка и поддерживают национальных экспортеров путем реализации методов нетарифного регулирования.

Иной подход к решению проблемы создания эффективного механизма нетарифного регулирования отмечается в Договоре о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), подписанном 29 мая 2014 года главами государств России, Белоруссии и Казахстана. Позже присоединились Армения и Киргизия. В ЕАЭС создано единое экономическое пространство и действуют единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами. Во взаимной торговле между государствами - членами ЕАЭС предусмотрено неприменение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования за исключением случаев, предусмотренных Договором о создании ЕАЭС (ст.28 Договора). Однако на основании статьи 29 Договора Стороны во взаимной торговле товарами вправе применять ограничения (при условии, что такие меры не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли) в случае, если такие ограничения необходимы для охраны жизни и здоровья человека; защиты общественной морали и правопорядка; охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей; выполнения международных обязательств; обеспечения обороны страны и безопасности государства-члена.

Меры нетарифного регулирования вводятся и применяются на основе принципов гласности и отсутствия дискриминации. Порядок и случаи применения мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран определены Протоколом о мерах нетарифного регулирования (Приложение N 7 к Договору ЕАЭС). Однако действие Протокола о мерах нетарифного регулирования не распространяется на отношения, касающиеся вопросов технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосани-тарных требований, мер в области экспортного контроля и военно-технического сотрудничества.

В российском законодательстве нетарифное регулирование было установлено Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Здесь данное понятие определяется как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов, и ограничений экономического характера (п. 17 ст. 2), то есть понятие нетарифного регулирования рассматривается через способы его осуществления. В ст. 20 164-ФЗ устанавливается случаи нетарифного регулирования.

Таким образом, общепринятого определения термина нетарифное регулирование нет. Это обстоятельство привело к появлению многочисленных классификаторов нетарифных мер. В 2006 году межведомственная группа во главе с Международным торговым Центр ЮНКТАД/ВТО выработала следующее определение нетарифных мер: это меры экономической политики, отличные от обычных тарифов, которые потенциально влияют на международную торговлю, изменяя объемы тор-

говли или цены, а также объемы и цены одновременно. Была создана новая классификация нетарифных мер, имеющая двухуровневую структуру: нетарифные меры изначально подразделены на 16 категорий (от А до Р), каждая из которых состоит из подкатегорий, статей и отдельных позиций. Например, выделяют такие категории: А. Санитарные и фитосанитарные меры, включая системы сертификаций; В. Технические регламенты и стандарты; D. Антидемпинговые, компенсационные и защитные меры; Е. Запреты, квоты, лицензии и другие меры количественного контроля; Р. Меры в отношении экспорта товаров: запреты, квоты, лицензии, экспортные субсидии и др.

В науке также выделяют множество оснований классификации нетарифных мер. Наиболее комплексно это представлено в работе В. Н. Ревина. Нередко нетарифные меры по форме воздействия на внешнюю торговлю разделяют на экономические и административные. Экономические меры, так же как тарифы, действуют на внешнюю торговлю опосредованно, через механизм спроса и предложения, что имеет своим последствием удорожание экспортных и импортных товаров [10, с.15]. К таким мерам относятся антидемпинговые, специальные, компенсационные пошлины, оценка таможенной стоимости и т. п. С помощью административных нетарифных мер регулирующее воздействие государства на внешнюю торговлю производится императивно, напрямую (лицензирование, квотирование, запреты на перемещение, разрешительная система, предоставление исключительного права на экспорт и импорт товаров и проч.). Надо признать условность данного критерия, поскольку административные и экономические меры влияют друг на друга. Например, если государство установит ограничения на ввоз определенного товара, то вынудит производителей повысить цену в случае роста спроса на товар.

И. И. Дюмулен отмечает, что описательный подход к определению нетарифных мер используется вместо обобщенного терминологического определения [5, с.296]. Многие исследователи указывают на необходимость приведения терминологического аппарата в соответствие с изменяющимися реалиями международной торговой политики и практики [8, с.10], а также указывают на размытость понятия нетарифных мер, на нечеткость в определении границ метода нетарифного регулирования [12, с.86].

Проанализировав использование понятия нетарифного регулирования, можно выделить следующие признаки нетарифных мер: они не связаны с установлением тарифов; регулируют импорт и экспорт; обладают ограничительным и запретительным характером; вводятся для реализации внешнеэкономической политики. В статье Идрисовой В.В. указывается на скрытый характер нетарифных ограничений, что дает возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Нетарифные инструменты торговой политики в отличие от тарифов не являются дополнительным налоговым бременем для населения [9]. Практически отсутствуют международные соглашения, регулирующие применение нетарифных ограничений, в то время как введение тарифных ограничений регулируется Всемирной торговой организацией (ВТО). ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты.

Одним из инструментов нетарифного регулирования является экспортный контроль, под которым понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного национальным законодательством порядка осуществления внешне-

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

6'2016

экономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

В США контроль экспорта продукции военного назначения регулируется Законом о контроле за экспортом вооружений 1976 г. (Arms Exports Control Act), Законом об иностранной помощи 1961 г. (Foreign Assistant Act), Законом об экспортном контроле 1979 г., Правилами экспортного контроля (Export Administration Regulations), Правилами регулирования международной торговли оружием (International Traffic in Arms Regulations). Основными методами правового регулирования экспортного контроля являются идентификация товаров, технологий и услуг по спискам контролируемой продукции, разрешительный порядок экспорта, применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших установленный порядок, а также создание внутрифирменных программ экспортного контроля в организациях, участвующих во внешнеэкономической деятельности.

Особенностью правового регулирования экспортного контроля в американском законодательстве является наличие списка государств, юридических и физических лиц, экспорт в адрес которых ограничен или запрещен. Можно также отметить дискриминационный подход к другим странам, который выражается в составлении списков стран в зависимости от их отношений с США, изначально приоритет отдается партнерам по НАТО.

Национальное правовое регулирование в области экспортного контроля демонстрирует строгую подчиненность курсу внешней политики Соединенных Штатов на укрепление мирового экономического, политического и военного превосходства. В условиях глобализации мировой экономики экспортный контроль США является одним из наиболее эффективных и часто используемых рычагов американских внешнеэкономических и внешнеполитических интересов.

В ЕАЭС Соглашение по экспортному контролю пока еще не принято, и в настоящее время в торговой практике применяется национальное законодательство. В Российской Федерации это Федеральный закон от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» и принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные правовые акты. Экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется в целях защиты интересов государства, реализации требований международных договоров в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения, создания условий для интеграции экономики России в мировую экономику и в целях противодействия международному терроризму. Однако, если обратить внимание на определение экспортного контроля (ст.1) и на сферу действия закона (ст. 2), обнаруживается, что экспортный контроль в России осуществляется исключительно в военной сфере и служит инструментом предотвращения распространения оружия массового поражения. Но целью экспортного контроля, помимо контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения, является также и защита национальных интересов, и создание условий для интеграции экономики России в мировую экономику. Согласимся с авторами экономического словаря [13] и с мнением В. В. Витюка и К. П. Федоренко [4], которые предложили более широкое определение экспортного контроля, учи-

тывающего цели его установления. Экспортный контроль - это система юридических, экономических, организационных мер, ограничивающих (или запрещающих) экспорт стратегических товаров и услуг, культурных ценностей, экологически опасных продуктов и отходов производства, которая предусматривает лицензирование экспортных операций по конкретным видам товаров. Необходимо отметить и методы правового регулирования, с помощью которых осуществляется экспортный контроль в РФ: наличие перечней продукции, являющейся объектами экспортного контроля; лицензирование внешнеторговых операций с продукцией двойного и военного назначения; осуществление таможенного и валютного контроля; применение мер государственного принуждения к лицам, нарушившим установленный порядок осуществления внешнеторговой деятельности в отношении указанной продукции.

Таким образом, экспортный контроль содержит в себе все признаки нетарифных мер, но при этом занимает в системе нетарифного регулирования особое положение: это политическая мера, она обеспечивает как национальную, так и международную безопасность. Именно по политическим причинам раздел Договора о ЕАЭС, посвященный экспортному контролю, был исключен на стадии окончательного подписания. Экспортный контроль - это тот инструмент, который обеспечивает суверенитет государства, служит охранительной мерой, вводится с целью защиты национальных экономических, политических, социальных и других интересов.

Современная рыночная экономика имеет сложную структуру, выраженную в наличии многоуровневой системы правового регулирования (на международном, региональном и национальном уровнях). Рынок не решает множества проблем, наметившихся в мировой экономике в наши дни, а выступает только как один из механизмов координации поведения экономических субъектов. Нет ни одной страны, экономика которой функционировала бы только с помощью рыночного механизма, - он всегда был тесно связан с механизмом государственного регулирования. Государство в первую очередь должно защищать свои национальные интересы. Экспортный контроль призван не только регулировать внешнеэкономическую деятельность по экспорту военной продукции или продукции двойного назначения, по противодействию распространению оружия массового поражения и противодействию терроризму, но и преследовать цели защиты национальных интересов государства, и вообще обеспечивать мировую стабильность.

Список литературы:

1. Афанасьева Л.А., Джабиев А.П., Кириченко Э.В., Кожевников Б.О., Лебедев И.П., Терехин Н.В., Витюк В. В., Федоренко К. П. и другие.

2. Большой юридический словарь/ Под ред. А. Я. Сухарева. М.: ИН-ФРА-М, 2007. - 858 с.

3. Ванина И. С. «Нетарифные ограничения в системе внешнеторгового регулирования. Зарубежный и отечественный опыт». М.: Научная Книга, 2003.- 164 с.

4. Витюк В. В., Федоренко К. П. Экспортный контроль в Российской Федерации // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 7.

5. Дюмулен И. И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ, 2004. - 520 с.

6. Дюмулен И. И. Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практика и правила ВТО, интересы России. Российский внешнеэкономический вестник. 2016, № 2.

7. Ершов АД., Зимнин С. В., Ларин Д.А., В. Н. Ревин, Свинухов В. Г., Трошкина Т.Н., Щербина Г. П., Хрешкова В. В., Ялбулганов А.А., Янке-вич С.В. и другие.

8. Зимнин С. В. Роль нетарифных мер регулирования во внешней торговле Европейского союза на современном этапе: Автореф. дис. ... к. э.н. М., 2007. - 33 с.

9. Идрисова В.В. Нетарифные ограничения во внешней торговле // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. Т. 2012. № 12.

10. Ревин В. Н. Формирование механизма нетарифного регулирования внешней торговли России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. - 30 с.

11. Сагура Н.Ю. Правовое регулирование экспортного контроля в США, Европейском Союзе и России: дис ... канд. юрид. наук: 12.00.03: М., 2009.- 165 с.

12. Трошкина Т.Н. Нетарифные меры в системе государственного регулирования международной торговли (на примере развитых стран). М.: ЦППИ, 2010. - 156 с.

13. Экономический словарь. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://abc.informbureau.com/html/yeniidoiue_eiiodieu.html

14. Vernon R., Spar D. Beyond globalism: Remaking Amer. Foreign econ. policy. N.Y. — L., 1989. 246 P.

15. Baldwin R.E. Measwing the Effects of Nontariff Trade Distorting Policies. -Trade Theory and Economic Reform: North, South and East: Essays in Honor of Bela Balesse. Cambridge, 1989.

РЕЦЕНЗИЯ

научного руководителя на статью Фроловой Е.К. «Механизм нетарифного регулирования и экспортный контроль в законодательстве РФ И США»

Рецензируемая работа посвящена весьма актуальной теме - правовым основам нетарифного регулирования и экспортного контроля как инструментам защиты национального рынка в современных экономических условиях. Особую значимость приобретают эти вопросы в контексте дестабилизации мировой экономики и ослабления глобальной безопасности в мире в целом.

Достоинством работы является сравнительно-правовой подход автора к рассмотрению исследуемых проблем, которое строится на изучении российского законодательства и законодательства США в указанной сфере отношений.

В работе предпринята попытка комплексного анализа правовых аспектов нетарифного регулирования и прежде всего тех вопросов, которые не привлекли достаточного внимания правоведов. В частности, это касается правового регулирования экспортного контроля, который, по мнению автора, занимает особое положение в системе мер нетарифного регулирования, поскольку является не только экономическим инструментом, но и политической мерой, обеспечивающей как национальную, так и международную безопасность.

Автором проделана большая работа по анализу норм действующего законодательства РФ и США, а также большого количества научных источников (в том числе зарубежных) по различным отраслям юридической науки и смежным научным дисциплинам. Все это позволило затронуть ряд дискуссионных проблем, связанных с определением правовой природы, понятия и признаков нетарифных мер регулирования, а также место экспортного контроля в системе данных мер.

Статья Фроловой Е.К. в целом соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам, и может быть рекомендована для опубликования.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина

Кузнецова Н.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.