44
Труды БГТУ, 2016, № 7, с. 44-48
УДК 339.13.025.4:339.5:339.923(4/5)
А. П. Геврасёва
Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины
НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Основу функционирования Евразийского экономического союза составляет экономическая интеграция посредством создания единого рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, формирование интегрированной инфраструктуры, а также проведение в ключевых областях экономики государств-участниц согласованной, а при необходимости единой политики. Полноправными участниками союза являются Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан, Армения и Кыргызстан.
В основу функционирования экономического союза положены принципы недискриминации и обеспечения национального режима, а также комплексности и взаимосвязанности процессов интеграции. Особая роль отводится формированию единой торговой политики посредством установления единого таможенного тарифа и определения единых мер нетарифного регулирования. Применение методов нетарифного регулирования в отношении третьих стран направлено на обеспечение защиты внутренних рынков стран-участниц от воздействия недобросовестной конкуренции и внешних угроз со стороны других государств.
В статье рассмотрены особенности нетарифного регулирования в условиях Евразийского экономического союза - проведен анализ результатов деятельности Евразийской экономической комиссии, нашедших отражение в принятых ею положениях и решениях, направленных на определение единообразных норм и правил, регулирующих внешнеторговую деятельность с третьими странами, не являющимися участниками данного интеграционного объединения.
Ключевые слова: экономическая интеграция, таможенный союз, нетарифное регулирование, запреты, ограничения, лицензия, сертификат.
A. P. Gevrasyova
Gomel State University of Francisk Scorina
NON-TARIFF METHODS OF REGULATION AND THEIR INFLUENCE ON DEVELOPMENT OF MUTUAL TRADE IN THE CONDITIONS OF EURASIAN ECONOMIC UNION
The basis of functioning of the Euroasian economic union is made by economic integration by means of creation of a uniform commodity market, services, the capitals and labor, formation of the integrated infrastructure, and also carrying out in the key field of the economy of the participating states coordinated, and in need of uniform policy. Full participants of the union are Republic of Belarus, the Russian Federation, the Republic of Kazakhstan, Armenia and Kyrgyzstan.
The principles of non-discrimination and providing a national treatment, and also complexity and coherence of processes of integration are the basis for functioning of the economic union. The special part is assigned to formation of a uniform trade policy by means of establishment of a common customs tariff and definition of uniform measures of non-tariff regulation. Application of methods of non-tariff regulation concerning the third countries is aimed at providing protection of domestic market against impact of unfair competition and external threats from other states.
In article features of non-tariff regulation in the conditions of the Euroasian economic union by means of the analysis of the results of activity of the Euroasian economic commission which have found reflection in the provisions and decisions directed to definition of the uniform norms and rules regulating the foreign trade activity with the third countries not being participants of this integration association adopted by her are considered.
Key words: economic integration, Customs union, non-tariff regulation, bans, restrictions, license, certificate.
Введение. Увеличение объемов международной торговли, расширение ассортимента товаров на мировом рынке, снижение таможен-
ных пошлин обусловливают активное развитие и применение мер нетарифного регулирования, которые являются действенными инструментами
защиты внутреннего рынка. Классификация мер нетарифного регулирования и особенности их применения разработаны рядом международных организаций (ВТО, ЮНКТАД, ОЭСР). Начало положило Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ/ВТО), согласно которому меры нетарифного регулирования были объединены в пять групп и отражали участие государства во внешнеторговых операциях, количественные и валютные ограничения; стандарты и требования, связанные с нормами безопасности для потребителей и экологии, с санитарно-ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара; таможенные формальности, процедуры и ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей.
Согласно классификации ЮКТАД меры нетарифного регулирования представлены 16 отдельными типами и помимо традиционных дополнены мерами ценового контроля, дополнительными налогами и сборами; мерами, влияющими на конкуренцию; финансовыми мерами и субсидиями.
В условиях интеграции в рамках Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) особая роль отводится формированию единой торговой политики посредством установления единого таможенного тарифа и определения единых мер нетарифного регулирования для ее стран-участниц. Применение методов нетарифного регулирования в отношении третьих стран направлено на обеспечение защиты внутреннего рынка Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан, Армении и Кыргызстана от воздействия недобросовестной конкуренции и внешних угроз со стороны других государств.
Основная часть. В соответствии со статьей 46 Договора о Евразийском экономическом союзе меры нетарифного регулирования представляют собой:
- запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
- количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
- исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
- автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
- разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров [1].
Основным наднациональным регулирующим органом является Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), которая наряду с вопросами таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, таможенного администрирования осуществляет деятельность в таких сферах, как техническое регулирование; санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры; зачисление
и распределение ввозных таможенных пошлин; установление торговых режимов в отношении третьих стран; статистика внешней и взаимной торговли; промышленные и сельскохозяйственные субсидии; взаимная торговля услугами и инвестиции; охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг; трудовая миграция; иные сферы.
Порядок применения мер нетарифного регулирования на единой таможенной территории установлен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования»:
- Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами;
- Положения о применении ограничений, регламентирующие порядок ввоза/вывоза отдельных категорий товаров.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (в редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 октября 2015 г. № 131 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30») утверждены:
- перечень товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза;
- Положения, регламентирующие разрешительный порядок ввоза/вывоза на/с таможенную территорию Евразийского экономического союза определенных категорий товаров.
Указанными выше Положениями определены случаи представления таможенному органу лицензии на экспорт/импорт товаров, заключения (разрешительного документа) уполномоченного органа на ввоз/вывоз товаров, либо иных сведений при помещении указанных выше товаров под таможенные процедуры, а также определено, помещение под какие таможенные процедуры отдельных категорий товаров не допускается [2].
Выдачу лицензий на ввоз на таможенную территорию ЕАЭС или вывоз с таможенной территории ЕАЭС товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 июня 2013 г. № 544 также утверждены перечни республиканских органов государственного управления и иных организаций, согласующих выдачу лицензий, а также в случаях, указанных в названных выше Положениях, осуществляющих выдачу заключений (разрешительных документов) на ввоз/вывоз товаров на/с таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Могут выдаваться следующие виды лицензий:
- разовая - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт этого товара в определенном количестве (срок действия - до 1 года; может быть ограничена сроком действия внешнеторгового контракта);
- генеральная - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании решения государства - члена ЕАЭС и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве (срок действия не может превышать 1 года с даты начала ее действия, а для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, заканчивается в календарном году, на который установлена квота);
- исключительная - лицензия, предоставляющая участнику внешнеторговой деятельности исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара (срок действия устанавливается решением ЕЭК в каждом конкретном случае) [3].
Перечень документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченный орган в рамках административных процедур, в том числе для получения лицензий и разрешительных документов на ввоз (вывоз) отдельных категорий товаров, а также другая необходимая информация содержатся в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
В соответствии с Протоколом о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (приложение № 8 к Договору о Евра-
зийском экономическом союзе) при установлении факта возросшего импорта на таможенную территорию Союза и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли экономики государств-членов или угрозы его причинения; наличия демпингового или субсидируемого импорта на таможенную территорию Союза и обусловленного этим материального ущерба отрасли экономики государств-членов, или угрозы его причинения, или существенного замедления создания отрасли экономики государств-членов по результатам предварительного расследования вводятся специальные защитные, антидемпинговые или компенсационные меры по отношению к третьим странам.
Антидемпинговой мерой является мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению ЕЭК посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером. Антидемпинговая пошлина - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от ввозной таможенной пошлины.
Компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии экспортирующего иностранного государства на отрасль экономики государства - члена ЕАЭС, применяемая по решению ЕЭК посредством введения компенсационной пошлины (в том числе предварительной компенсационной пошлины). Компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от ввозной таможенной пошлины.
Специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта товара на единую таможенную территорию ЕАЭС, которая применяется по решению ЕЭК посредством введения импортной квоты, специальной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины. Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от ввозной таможенной пошлины [1].
Проведенный анализ свидетельствует о том, что на единой таможенной территории ЕАЭС действуют единые меры нетарифного регулирования, которые не исключают возможности государств-участников в случае необходимости применять временные меры для защиты внутреннего рынка сроком до 6 месяцев.
В отношении алкогольной продукции, табачных изделий и энергоносителей законода-
тельством Республики Беларусь установлено исключительное право государства, что обусловливает особенности регулирования ввоза (вывоза) товаров на (с) территории государства.
В феврале 2015 г. в Республике Беларусь были подписаны Декрет Президента Республики Беларусь № 2 и Указ Президента Республики Беларусь № 92, согласно которым заниматься оптовой торговлей табачной и алкогольной продукцией могут только ее производители, заказчики такой продукции, государственные предприятия и организации с государственной долей. Частные компании лишились права со второго полугодия 2015 г. заниматься оптовой торговлей табачными изделиями и алкогольной продукцией.
В Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, впервые установлены лицензионные требования для осуществления оптовой торговли и хранения табачных изделий, дополнены требования для получения лицензии на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта:
- наличие на день подачи заявления о выдаче лицензии сформированного уставного фонда в размере не менее 100 000 евро;
- наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления складских помещений на территории Республики Беларусь общей площадью не менее 1000 м2 (за исключением соискателя лицензии - организации - заказчика табачных изделий);
- наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании складских помещений на территории Республики Беларусь общей площадью не менее 1000 м2 либо договора хранения табачных изделий, заключенного с юридическим лицом Республики Беларусь, имеющим лицензию на осуществление лицензируемой деятельности с указанием составляющей -хранение табачных изделий (для соискателя лицензии - организации - заказчика табачных изделий);
- период осуществления оптовой торговли (независимо от вида товара) не менее 5 лет.
К лицензиату предъявляются также такие требования, как постоянное наличие в штате не менее 25 работников, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы; осуществление оптовой торговли табачными изделиями или хранение таких изделий при наличии акцизных или специальных марок/знаков, документов, подтверждающих соответствие требованиям технических НПА,
сопроводительных документов; отсутствие просроченной задолженности два раза и более в течение календарного года по расчетам за поставленные табачные изделия [4].
Изменения ценообразования в розничной торговле табачными изделиями относятся к установлению минимальной розничной цены за пачку сигарет с фильтром каждой марки, которая должна быть в размере 80% от максимальных розничных цен, установленных в порядке, определяемом Налоговым кодексом. Реализация табачных изделий по ценам ниже минимальных или выше максимальных запрещена.
Таким образом, изменения в законодательстве устранили с внутреннего рынка иностранных юридических лиц, ограничили в деятельности субъектов хозяйствования частной формы собственности, создали дополнительные трудности и финансовые затраты предприятиям, имеющим лицензии, по обеспечению соответствия нормам национального права.
С января 2015 г. в Республике Беларусь по Указу Президента от 8 апреля 2014 г. № 148 был отменен институт специмпортеров на поставки рыбной продукции в страну. Однако уже в конце января Республика Беларусь усилила ветеринарный контроль в отношении многих товаров, поступающих из Российской Федерации, в том числе и рыбной продукции. В результате поставщики рыбной продукции из Российской Федерации теперь должны в Республике Беларусь получать разрешение (сертификат) на ввоз таких товаров. Данная мера является ответом на действия российской стороны по запрету ввоза мясо-молочной продукции белорусскими предприятиями на территорию Российской Федерации. Запреты с российской стороны также касались транзита продуктов из Республики Беларусь через Россию в третьи страны. Данный факт противоречит законодательству ТС/ЕАЭС, предусматривающего вынос таможенного контроля на внешние границы. Учитывая эти обстоятельства, Республика Беларусь в отношении рыбной продукции воспользовалась ограничительными возможностями, предусмотренными решениями ТС/ЕАЭС.
Заключение. Проведенный анализ системы нетарифного регулирования в Республике Беларусь свидетельствует о том, что условия интеграции государства с Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Кыргызстаном и Арменией предусматривают отсутствие мер ограничительно-запретительного характера на территории ТС/ЕАЭС. В свою очередь, Республика Беларусь, как и любое другое государство, имеет право на использование мер нетарифного регулирования на период до 6 месяцев, что связано с поддержкой отечественных предприятий,
их защитой от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных производителей, необходимостью охраны жизни и здоровья человека, окружающей среды.
По оценкам экспертов, снижение нетарифных барьеров для Республики Беларусь будет наиболее существенным среди государств-
членов ЕАЭС - в среднесрочной перспективе реальный ВВП вырастет на 2,8%, благосостояние - на 7,3%; для Казахстана - благосостояние вырастет на 1,3%, прирост реального ВВП составит 0,7%; выигрыш Российской Федерации -благосостояние домохозяйств вырастет на 0,5%, а реальный ВВП - на 0,2% [3].
Литература
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 8 мая 2015 года) (редакция, действующая с 1 октября 2015 года) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420205962 (дата доступа 19.01.2016).
2. Нетарифное регулирование в Евразийском экономическом союзе // Государственный таможенный комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL: http://gtk.gov.by/ru/totk/zapreti/ netarifnoje_regulirovanije (дата доступа 19.01.2016).
3. Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты // Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. URL: http://www.http://www.eurasiancommission.org/ru/ Documents/eaes_voposy_otvety.pdf (дата доступа 19.01.2016).
4. О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ Президента Республики Беларусь, 1 сент. 2010 г. № 450 (с изменениями и дополнениями от 1 сент. 2014 г. № 425) // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2014.
References
1. Dogovor o Yevraziyskom ekonomicheskom soyuze (s izmeneniyami na 8 maya 2015 goda) (redak-tsiya, deystvuyushchaya s 1 oktyabrya 2015 goda) [Contract on the Euroasian economic union (with changes for May 8, 2015) (the edition operating since October 1, 2015)]. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/420205962 (accessed 19.01.2016).
2. Netarifnoe regulirovanie v Yevraziyskom ekonomicheskom soyuze [Non-tariff regulation in the Eu-roasian economic union]. Available at: http://gtk.gov.by/ru/totk/zapreti/netarifnoje_regulirovanije (accessed 19.01.2016).
3. Yevraziyskiy ekonomicheskiy soyuz. Voprosy i otvety. Tsifry i fakty [Euroasian economic union. Questions and answers. Figures and facts]. Available at: http://www.http://www.eurasiancommission.org/ ru/Documents/eaes_voposy_otvety.pdf (accessed 19.01.2016).
4. O litsenzirovanii otdel'nykh vidov deyatel'nosti: Ukaz Prezidenta Respubliki Belarus', 1 sentyabrya 2010 goda № 450 (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 1 sentyabrya 2014 goda № 425) [About licensing of separate kinds of activity: The Decree of the President of Republic of Belarus. 01.09.2010, No. 450 (with changes and additions from 01.09.2014. No. 425)]. The National legal Internet portal of Republic of Belarus [Electronic resource]. Minsk, 2014.
Информация об авторе
Геврасёва Анна Павловна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления. Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины (246000, г. Гомель, ул. Советская, 104, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Information about the author
Gevrasyova Anna Pavlovna - PhD (Economics), Assistant Professor, Assistant Professor, the Department of Economy and Management. Gomel State University of Francisk Skorina (104, Sovetskaya Str., 246000, Gomel, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Поступила 21.03.2016